Аркадий и Борис Стругацкие «Извне»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Роботы
- Возраст читателя: Любой
Группа археологов во главе с профессором Лозовским отправилась на раскопки замка Апида в Таджикистане. Рядовая экспедиция превратилась в серьезное испытание, так как на пути ученых появился космический корабль с необычными пришельцами.
Несколько последовательных черновых вариантов исходного рассказа и позднейшей «повести в трёх рассказах» в петербургской части архива АБС представлены рукописными и машинописными экземплярами в папках «Извне» и «Разные черновики». На их основании в 1997 г. С. Бондаренко с согласия БНС проводилось восстановление авторского текста повести. Машинопись беловой рукописи была обнаружена уже после кончины БНС в московской части архива АБС (папки «Извне, рассказы», «Извне, СОТ, ХС»). На её основании в 2013 г. редколлегией Полного собрания сочинений были сделаны правки, отмеченные в комментариях в публикации.
В произведение входит:
|
Входит в:
— сборник «Шесть спичек», 1960 г.
— антологию «Druhé povídky z vesmíru», 1962 г.
— антологию «Zilā planēta», 1963 г.
— антологию «В мире фантастики и приключений», 1963 г.
— антологию «Фантастика и приключения», 1967 г.
— сборник «Неназначенные встречи», 1980 г.
— журнал «Literatura Soviética № 1, 1982», 1982 г.
— антологию «Metagalaktika 6», 1983 г.
— журнал «Antarès Volume 37-38», 1991 г.
— антологию «The Road to Science Fiction 6: Around the World», 1998 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 61
Активный словарный запас: средний (2742 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 5% — на редкость ниже среднего (37%)!
- /языки:
- русский (32), английский (1), испанский (1), французский (1), норвежский (1), латышский (2), чешский (1), польский (2), словацкий (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (35), периодика (2), самиздат (2), аудиокниги (1), цифровое (3)
- /перевод:
- N. Dobrowen (1), А. Каппон (1), И. Лившиц (1), Т. Литвиньский (2), Я. Пискачек (1), Я. Розе (1), А. Сандовал (1), В. Слободникова (1), И. Фёльдьяк (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 16 мая 2024 г.
Четверо военных альпинистов, совершая плановое восхождение на Адаирский вулкан, неожиданно для себя оказываются свидетелями падения на его склоны таинственного незнакомца. Когда один из офицеров в шутку предполагает, что незнакомец свалился на Землю со звезд, он оказывается не так уж далек от истины...
В какой-то степени мне повезло познакомиться с данной повестью еще в детстве. Я тогда учился в 6 классе и был активным завсегдатаем школьной библиотеки. Отыскав как-то на ее полках странную книжку с космонавтом на форзаце, я решился взять ее для прочтения — и не прогадал. Самое первое издание 1960 года буквально разваливалось у меня в руках: оно явно пользовалось бешеной популярностью среди читателей. Начав его читать, я понял, почему. Творчество Стругацких было для меня совсем неизвестным, так что имя их ничего мне не говорило. Повесть была первым произведением этого сборника — она и стала для меня первым опытом общения с братьями-фантастами. Детские впечатления самые яркие и романтичные и это в немалой степени способствовало появлению интереса к другим творениям писателей. Купить нечто подобное в магазинах в ту пору было практически невозможно, несмотря ни на какой блат, так что я поступил довольно просто: выменял у библиотеки сборник Стругацких на какую-то менее ценную книгу. О чем сегодня совсем не жалею.
Стиль повести — загадочно-романтический, в лучших традициях советской фантастики. Авторы мягко и неспешно рассказывают свою необычную историю, аккуратно подбирая слова и рисуя читателю захватывающую картину удивительных похождений русского археолога, по ошибке похищенного инопланетными роботами. Сегодня так красиво уже не пишут. Похожее чувство я испытывал только при чтении романов Жюля Верна. Хоть сама история весьма проста, запоминается она надолго — в первую очередь, из-за своей атмосферности и почти что научной логичности. Это в западной фантастике герой, натыкаясь на живых инопланетян, тут же заключает с ними торговую сделку. А у Стругацких прямого Контакта с инопланетной цивилизацией не происходит: прилетевший к Земле аппарат является автоматическим и управляется роботами. И это абсолютно правильно: перед тем, как встречаться tete-a-tete, необходимо вначале провести детальную разведку, чтобы получить представление о склонностях и традициях избранной расы. Поскольку роботы более устойчивы к тяготам космического перелета, первую тропку к чужой планете должны проложить именно они, а не живые существа. Так что описанная в повести встреча выглядит вполне логичной и обоснованной. Хотя она и не стояла в планах создателей корабля. Об этом говорит, в частности, странное заболевание главгероя, от которого он чудом излечился — на инопланетном аппарате явно не была предусмотрена стерилизация от чужеродных вирусов и бактерий. Поэтому данная история выглядит очень правдоподобно и воспринимается как само собой разумеющееся, в отличие от скоропалительных Контактов западных писателей, главной задачей которых являлось получение денег за книгу, а не моделирование условий реального Контакта.
Необычен и стиль изложения сюжета этой истории. Советские писатели развивали одну генеральную линию, крайне редко прибегая к построению с несколькими параллелями — так и писать сложней, и придумывать надо больше. Фактически, в одной повести мы имеем три разных сценария, у каждого из которых свой герой, своя сюжетная линия и свои последствия. И всё это необходимо свести к единому знаменателю, т.е. посмотреть на одно и то же с разных сторон, глазами разных наблюдателей. Сделать подобное непросто, но результат того стоит! Поэтому найдите в своем графике три часа свободного времени, чтобы ознакомиться с ярким образцом советской научной фантастики, не испорченной еще тлетворным влиянием коммерческого меркантилизма.
------------
РЕЗЮМЕ: один из ранних образцов творчества Стругацких, рассказывающий о незапланированном Контакте человека с творением инопланетного разума.
Ann.Mcart, 23 июня 2024 г.
Многие офицеры и солдаты стали щеголять значками альпинистов первой ступени и это не давало покоя Виктору Строкулеву, он решил совершить восхождение на Адаирскую сопку. Взяв с собой майора Кузнецова, хотевшего заглянуть в кратер потухшего вулкана, Колю Гинзбурга, глубоко равнодушного и к значкам, и к кратерам, но питавшего слабость ко всякого рода «пикникам на свежем воздухе», а также майора Перышкина, который был помощником начальника штаба по физической подготовке, и этим все сказано, эта команда, собравшись в конце сентября, выдвинулась наконец в путь, прихватив газик и шофера Мишу Васечкина.
Командос удается совершить восхождение и при спуске они обнаруживают странного человека, оказавшегося отпущенным в человеческий мир пришельцами. Собственно дальше идёт рассказ от лица человека, непосредственно вовлеченного в происходившие события и дневник самого Лозовского, пробравшегося к инопланетянам на корабль.
Дух повести этакий насквозь приключенческий и мне очень напомнил истории Булычева об Алисе, а точнее тот самый мультик про «Тайну Третьей планеты» с огромным количеством причудливых инопланетных форм жизни, которых в «Извне» Лозовский встречает достаточно на пресловутом корабле. Как оказывается позже, прямого и непосредственного контакта с пришельцами не получается, так как всё в этом своеобразном зверинце управляется роботами, причем мы можем только догадываться о мотивах тех, кто прислал это судно.
Повесть состоит из трех частей, каждая из которых абсолютно различается не только действующими лицами, но и манерой повествования. Но описано всё живо и в достаточной мере кинематографично, особенно первая и третья часть.
По факту герою 3 части очень сильно повезло и вопросы в конце книги умно и логично подводят читателя к моментам, которые они могли не сразу подметить
1001, 18 октября 2024 г.
Где я впервые прочел «Извне» — я уже не помню (это была вторая книга Стругацких в моей жизни, после «Возвращения») — есть смутные воспоминания о том, что это была какая-то журнальная публикация — или таки это был упомянутый в обсуждении сборник «В мире приключений и фантастики».
А вот второй раз я помню хорошо — это было издание 1960 года «Шесть спичек».
Честно говоря, повесть показалась мне тогда очень слабой, ученической (впрочем, как и остальные рассказы в «Шести спичках») — при том, что я тогда был еще очень молод, учился в четвертом или пятом классе :) По счастью, мой школьный друг тогда же подсказал мне еще одну книгу Стругацких — «Страна Багровых туч», резко изменившую мое мнение о месте АБС в рейтинге советской фантастики :)
Несколько позже (в антологии «Огненный цикл» 1970 года) я прочел захватывающий воображение рассказ Станислава Лема «Крыса в лабиринте» и понял, откуда была взята основная идея. Впрочем, на оценку «Извне» это повлияло мало, так как намного более интересной версией для меня была версия Свирина А. в его книге «Большая охота» /серия «Книги знаний» (1966 год)
В «Большой охоте» инопланетяне (условные :) собирали представителей фауны Земли для отправки на свою родную планету (может быть, они собирали и флору, но я этого уже не помню :)
Кстати, серия «Книги знаний» была мегапопулярной среди школьников моего поколения (см. по ключевым словам «До Земли еще далеко»). К сожалению, помнят ее сейчас всего лишь те самые тогдашние школьники, нынешние пенсионеры. А между тем именно эти книги и заложили основы наших знаний о мире (именно они, а не школьные учебники) — при упоминании некоторых терминов в моей памяти появляются «скрины» страниц из книг Свирина, а не это все :)
(Однако еще более глубокий анализ показывает, что источником идеи является все же история про Ноя и его Ковчег :)
nostromo 2015, 11 апреля 2023 г.
Великолепная ранняя повесть авторов. Сколько раз не перечитываю, неизменно захватывает. Впервые прочитал в 4-м классе в возрасте 11-ти лет в сборнике «В мире приключений и фантастики» за 1963 в крымском пионерлагере. Запомнились те иллюстрации (да и вообще весь сборник). Основные притягивающие моменты — высокая документальность описания и ощущение постоянного незримого присутствия инопланетян, хотя мы видим только их роботоподобные устройства. Складывается впечатление, что это посланцы высокоразвитой и индифферентной цивилизации, но всё таки не чуждой гуманизма (главного героя в конце концов вернули на Землю, хотя его предшественнику не так повезло). При чтении прямо кожей ощущаешь холод горной местности, где нашли космического «зайца» в самом начале, зной снеднеазиатских степей, где работали археологи, жажду, которую можно было бы испытать на внеземной станции-«зоопарке». Да, и как это — в Советском Союзе и похитить безнаказанно государственный автомобиль, а потом ещё и летать на чём-то, похожем на вертолёт? В 1975 году дух захватывало(не были мы избалованы фильмами и книгами) от описаний инопланетных «сидельцев» в клетках, от того, как человек отбирает пищу у роботов или просит их открыть консервную банку с лососем — единственную взятую с Земли провизию, да и питьё (солёное) тоже...Вообще, скитания по лабиринтам станции, несущейся неизвестно куда, полны тоски и безысходности. Невольно пытаешься ставить себя на место героя. На мой взгляд, одно из лучших произведений АБС. И, конечно же, ностальгия играет огромную роль при оценке повести. Современный подросток покрутит-повертит — да ерунда какая-то, если вообще дело дойдёт до бумажной книги...
Как только наткнулся на первое издание 1960 года, сразу купил, по сути дела, только из-за «Извне». Оно лучше всего передаёт «ароматы» той эпохи. Приятный томик, который всегда сам просится в руки.
god54, 4 ноября 2023 г.
Я обратил внимание лишь на две особенности этой повести. Первое, это противопоставление уже сложившегося варианта контакта в советской фантастике с бравурными маршами и эпохой коммунизма. Второе, малопривлекательный сюжет, состоящий из отдельных рассказов с полным отсутствием характеров героев, как психологии вообще, так и их мало логичным поведением. Вполне возможно, это было интересно во время первой бумажной публикации, но сегодня повесть интересна лишь тем, что принадлежит перу классиков жанра.
kerigma, 13 октября 2017 г.
Это маленькая повесть, состоящая из трех частей, расположенных не в хронологическом порядке, на стандартную тему: контакт с инопланетянами. Точнее, встреча, а не контакт, собственно, поскольку наладить контакт так и не удается. Любимая тема АБС, можно сказать: попытки людей что-то понять и наладить контакт — и игнорирование с другой стороны, даже неясно, намеренное ли, или просто это невозможно. И никаких пришельцев настоящих никто не видел, наверное, только застали краешек их присутствия, машины, вероятно, роботов, которые просто исполняют команды.
Самое прекрасное в АБС все же — как виртуозно они выписывают все вокруг, никак не связанные с пришельцами вещи. Все настолько настоящее и настолько живое, что в жизни этих людей хочется поучаствовать — и в экспедиции военных, которые в свободный день совершают восхождение на сопку ради фана, и в раскопках древнего поселения в жарком Таджикистане. Деталей и описаний очень немного, но они настолько правильно подобранные, что картинка складывается и фокусируется мгновенно. Это было бы интересно читать, даже если бы никаких пришельцев там не было и вообще ничего не произошло.
Больше всего эта повесть напоминает «Пикник на обочине» — в ней нет таких же печальных последствий, но есть то же ощущение чужого присутствия, которое не считается не только с желаниями людей, но и вообще с тем, что с ними произойдет. Чуждая и непонятная сила. И понимаешь, что мир до прилета пришельцев у всех этих людей — очень понятный и уютный, и где-то даже радуешься, что их больше нет.
Hayabusa, 26 декабря 2022 г.
Читал давно. Довольно сухо написано. Да и сюжет, особенно по прошествии лет — так себе. Спейсшип в «Томминокерах» впечатляет куда больше, оттого что разум продвинутой цивилизации должен быть абсолютно чужд нашему. А у Стругацких какой-то зверинец с роботами... ну не серьёзно это.
zotovvg75, 15 ноября 2021 г.
Стругацкие рассмотрели в этой повести один из гипотетических вариантов контакта с инопланетными гостями. Правда контакта как такового не состоялось, произошло лишь соприкосновение с неведомым, заставившее главного героя пойти на отчаянный шаг. Самоотверженное решение Лозовского я воспринял двояко. С одной стороны желание Бориса Яновича воспользоваться этим единственным шансом из миллиона, было шагом настоящего ученого и человека, видящего в этом свой долг перед жителями Земли. Это безусловно заслуживает уважения. С другой стороны, если рассмотреть данную ситуацию применительно к реальной жизни, то немногие пошли бы на такой риск. И тут дело не в трусости, мизерность шансов на благополучный исход ставит такой поступок на грань безрассудства.
Однако, Стругацкие дали читателю героя, презревшего прагматизм и трезвый расчет и Лозовский совершил очевидный для себя поступок, преодолев соблазн отступления под действием затруднительных обстоятельств. Суметь не обмануть самого себя-это достойнейший поступок по настоящему сильной личности. Авторы очень хорошо описали все перипетии блужданий Бориса Яковлевича, мне как то удалось воочию почувствовать атмосферу странного космического корабля и гнетущее одиночество человека. Все увиденное и пережитое Лозовским поставило увлекательное приключение на грань кошмара, ну а читатель получил поистине голливудский сюжет с готовым сценарием для экранизации.
Конечно, в повести достаточно логических несостыковок, но не это главное. Важен тот посыл, что человек должен всегда оставаться человеком ищущим и стремящимся к поставленной цели не смотря ни на что. Повесть была прочитана мною с большим интересом, как говориться на одном дыхании.
Bassman2003, 20 ноября 2023 г.
🎶 Keosz – Parents
Простая, местами наивная повесть. Учитывая то время, когда выходила книжка, то это было для многих читателей что-то новое. А вот первый рассказ мне даже очень понравился.
Тимолеонт, 28 июля 2022 г.
Всё же непростая задача предстоит тем, кто хочет прочитать библиографию Стругацких чуть глубже, чем десяток самых популярных работ, но не хочет зарываться в бездны черновиков и разных вариаций, отличающихся лишь небольшими деталями. Благодаря поклонникам, вытащившим на свет, кажется, каждую строчку братьев, запутаться во всём этом — как нечего делать. Вот и на данную историю я наткнулся уже минимум в третий раз и каждый раз текст был под разными названиями). Мне очень понравилась данная история, но не настолько, чтобы перечитывать её в третий раз, к тому же я не настолько внимателен, чтобы подмечать мелкие различия разных редакций.
kovalenko910, 19 января 2019 г.
Три рассказа, собранные под одним названием, повествуют о посещении Земли роботами-пришельцами и о необычайном приключении советского геолога, попавшего на борт инопланетного корабля, оказавшегося огромным зоопарком.
Каждый рассказ написан от имени трех героев, притом хронологически вторая и третья части предваряют первую. Таким образом, тайна пришельцев и их миссии в первых двух рассказах не раскрывается.
В повести оригинально описываются роботы и их взаимодействие с живыми существами, а также делается акцент на особенном отношении к людям, которое может являться следствием наличия разумных Хозяев, по-крайней мере не враждебных другим разумным расам, в том числе, людям Земли. Впрочем, так как согласно перечню произведений Стругацких повесть не входит в цикл «Полудня», скорее всего, Хозяев в других работах встретить не придется.
P.S. Интересный факт: в 1958 году, то есть в том же году, когда и вышел оригинальный рассказ Стругацких, американский писатель Эдвард Хох написал рассказ «Zoo», в котором повествуется о межпланетном зоопарке, прибывшем на Землю. Рассказ Стругацких, кстати, был написан в 1957. Такое вот совпадение.
DobryiLEoPoLD, 5 мая 2019 г.
Первый раз читал повесть лет 15 назад. Собственно, когда и начал знакомиться с фантастикой как с литературой. Мне было что-то около двадцати и эта повесть стала для меня открытием Стругацких, да и в целом литературной фантастики как культурного явления. До этого я что-то читал, вроде Тюрина и Павлова, но именно Стругацкие и конкретно эта повесть открыли для меня настоящее волшебство реалистичной фантастики, после которой теперь уже, наверно, на всю жизнь и влюблён в этот жанр литературы. Спасибо братьям Стругацкими!
Перечитывал повесть лет пять-семь назад, снова впечатлился, но уже не так как первый раз, логично. И вот теперь.. в приобретённом издании ИД «Текст» пару дней назад насладился ею в третий раз. Теперь уже впечатления больше скептические по ходу прочтения, но в целом положительные. Самая большая претензия к видению автора, которая теперь возникла (не помню, возникала ли она в ходе предыдущих прочтений), это.. атмосфера внутренних помещений НЛО, оказавшаяся столь пригодной для жизни землянина. Отсюда следует логичное предположение, что Хозяева не только внешне, но и внутренне вполне себе люди, только с другой звёзды. Люди.. или другие разумные гуманоиды. Тоже дышащие кислородом. Не слишком ли много совпадений.. Или, быть может, братья С. хотят нам сказать этим допущением что.. высшие формы разумной материи, даже если они с других звёзд или даже галактик, суть одно — двуногое прямоходящее существо, способное на сложную коммуникацию, при этом условия обитания и развития которой весьма близки к земным. Что ж, любопытная мысль. За неё и благодарю братьев С. Повесть, таким образом, могу назвать поучительной в некотором смысле.
primorec, 21 сентября 2012 г.
Признаюсь, я скучаю по настоящей научной фантастике. По научным загадкам, вдумчивым и знающим героям, которые готовы на все ради новых знаний и открытий. «Извне» — именно такое произведение, повесть века романтики и славы науки. Счастливого времени, когда, отправляясь по улицам самого обычного городка, где-нибудь на отшибе, на заброшенном пустыре можно было встретить не нелегальную парковку или тайный склад контрафактной продукции, а приземлившийся звездолет Пришельцев. Века, когда из самого обыденного прорастало фантастическое.
Три рассказа о странном и удивительном событии: посещении, контакте. Подчеркнуто обыденные, с массой бытовых подробностей, разными точками зрения. Первый — рассказ офицера об обычном турпоходе, который неожиданно завершился странными событиями. Легко представить, как такую историю рассказывают туристы при свете костра, начиная ее словами «Вот как это было...».
Второй — рассказ ученого, подчеркнуто сухой и сдержанный/только факты и ничего больше!/, но с прорывающимся восторгом исследователя, получившего неожиданный шанс прикоснуться к самой большой тайне Космоса.
И последний рассказ — непосредственного участника событий, ученого и человека, решившего, если так случилось, пожертвовать собой, но не упустить шанс, выпавший Человечеству. О попытке первого Контакта, мужественной и безрассудной.
Но нельзя сказать, что Лозовский терпит поражение: пусть о Пришельцах он узнает и не так много, но сколько — о себе и всех Людях. Ему была дана уникальная возможность заглянуть в будущее, узнать о том, что может достичь цивилизация, до каких высот — научных и духовных подняться, если сделать правильный выбор: остаться Человеком, стремящимся к знаниям, или «опуститься на четвереньки», чтобы довольствоваться сытым и безопасным существованием.
А что до концовки с прославлением советского ученого...Время было такое. Сегодня вместо «высоких материй» мы прочитали бы о премиях, наградах, грантах, публикациях и приоритетах в открытиях. Чем это, собственно, лучше?
mka, 7 мая 2017 г.
Это лучшее что довелось читать из фантастики за последний год. Меркнут другие именитые сочинения самих Стругацких прочитанные ранее. Хотя судя по рейтингу большинство масс читателей научной фантастике предпочли бы экшен с элементами мистики, соцпопсы или психдрамы. Всего 80 страниц а по содержанию такое ощушение что прочитал роман. Фантастики, тайны, убетительности и интриги куда больше чем во многих популярных и на любителя писанных романов с оценками выше 8. И никакой идеологизазии вообше НЕТ, не понятно откуда такой коментарий ниже? Все очень реалистично, нет никаких нестыковок и полностью соответствует духу тех лет. И главное — как кто-то уже заметил ниже, — это полная атмосфера присутсвия.
Дженнер, 5 февраля 2017 г.
Оценивая данное произведение, необходимо исходить из того, что это одна из первых работ АБС, и принимая во внимание время написания. Конечно, несовершенство имеет место быть, но заявка на будущих авторов «Трудно быть богом», Гадких лебедей» и других произведений, с которыми у нас ассоциируются эти авторы, сделана. Чувства соприкосновения с Неведомым переданы очень хорошо. А если учесть литературный пейзаж времени, то на фоне всевозможных немцовых-охотниковых, выход «Извне» был литературным событием. По крайней мере для любителей фантастики. Важно, что «Извне» с интересом читается и сегодня, а книжонки упомянутых мною авторов сданы в макулатуру и совершенно забыты. И уже это является показателем уровня произведения. И еще одно обстоятельство: произведение создает какое то ощущение оптимизма, порожденного временем написания. Того, оптимизма, который совершенно утрачен сегодняшними авторами, даже самыми лучшими. Поскольку нынешние времена в России совершенно не располагают к оптимизму.