Рэй Брэдбери «Барабанщик из Шайлоу»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Барабанщик — это сердце войска. Именно он может превратить солдат в единую армию.
Первая публикация перевода: Брэдбери, Рэй. Барабанщик из Шайлоу: Рассказ. Перевел с английского Леонид Жданов. Рисунок И. Соколовой. — журнал «Сельская молодежь», 1969, #12, стр. 46-47.
Входит в:
— сборник «Механизмы радости», 1964 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
- /языки:
- русский (25), английский (2), португальский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (28), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Бондаренко (1), М. Брага (1), Л. Жданов (19), М. И. Брага (1), А. Оганян (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 3 декабря 2020 г.
Как-то неожиданно читать такое у Брэдбери. Всё же, он считается одним из самых гуманистически настроенных писателей. Хотя и немало у него рассказов жутковатых, мистических и про смерть.
Однако в данном рассказе, как мне показалось, между строк угадывается... ну, как бы это правильнее выразиться... эстетика войны, что ли? Не пропаганда, разумеется, но оправдание, может быть? А тут ещё в отзывах пишут, что у Брэдбери много рассказов об американской гражданской войне. Если честно, не помню, чтобы встречал, хотя прочитал порядочно его книжек.
Сложное от рассказа осталось впечатление. Противоречивое. С одной стороны — понятно, что патриотический дух и всё такое. И война у них была в том числе и за отмену рабства. Но всё же, как-то не узнаётся привычный настрой Бредбери, с непонятным чувством читается этот рассказ. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что нетипичная для автора получилась вещь.
vfvfhm, 12 июня 2021 г.
Рассказ прекрасно написан и поэтому мерзок морально. «Миллионы убитых задешево», как справедливо сказал Осип Мандельштам.
Солидные мужчины в цилиндрах отправляли сотни тысяч пацанов на убой ради увеличения нормы прибыли и финансового могущества. Все, кому по душе рассказ пришелся, пусть посмотрят на изнанку этой истории — фильм Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка».
Даже странно, что в СССР доброжелательно отнеслись к этому тексту, воспевающему американскую военщину. Такие вот мудрые генералы через пять лет после первой публикации рассказа будут таких же пацанов отправлять на убой во вьетнамские джунгли. Вспомните чокнутого персонажа Роберта Дювалля в «Апокалипсисе сегодня». Один в один с безымянным героем рассказа.
Брэдбери, конечно, могуч, но и он такая же жертва пропаганды, как и прочие граждане СГА.
Но написано в высшей степени поэтично, чуть ли не тургеневским пером. Талант на службе зла. Тьфу!
amak2508, 30 ноября 2020 г.
Не фантастика. Всего лишь небольшая психологическая зарисовка на тему «перед боем», сделанная Мастером на материалах Гражданской войны Севера и Юга. К сожалению, для того, чтобы полностью понять всё то, что говорит генерал маленькому барабанщику, надо хорошо знать то время и те события.
Но главная мысль, вложенная автором в рассказ, отлично воспринимается читателем и без этого: часто для того, чтобы изменить психологическое состояние человека, не нужны громкие фразы или команды — достаточно всего лишь нескольких правильно подобранных слов, сказанных понимающим доверительным тоном.
Рассказ, бесспорно, и умен, и красив, но... пусть простит меня Мастер: описанная им война — это не наша война, видится в ней что-то кукольное, ненастоящее....
zdraste, 9 июля 2018 г.
В 1813 году в местности Шатогуай,лейтенант Шарль де Салаберри и 460 солдат среди которых преобладали французы, дали отпор и повернули назад 4000 тысячи американских захватчиков. Один к десяти. Так что описанная история про барабанщика имела место быть, в разных интерпретациях реальности.
У каждого есть сомнения, страх перевешивающий рассудок, и много чего другого, о чем передумал барабанщик перед разговором с генералом, и важно подобрать нужные слова, поддержать и дать нужный настрой. Генералом тоже нужно уметь быть. Это звание нужно заслужить, а не получить по блату за кумовство и родственные связи, взятки.
Этот рассказ, наглядный пример.
AlisterOrm, 4 октября 2017 г.
А вот здесь дело вовсе не в мальчике-барабанщике, который центр войска, его сердце, и так далее, и тому подобное. Нет.
Главный герой рассказа — генерал. Простой человек, который вынужден вести на смерть тысячи. Из-за его решений зависят судьбы множества людей. И он обходит войско, стараясь поддержать, ободрить людей, вселить в них надежду, что они не просо винтик и расходный материал военной машины, а люди, важные для победы. И для каждого у этого несчастного человека найдётся слово ободрения... Кто знает, о чём он говорит с их душами, смотря на мёртвые тела после боя...
Пушок, 17 мая 2014 г.
Всем мальчишкам, павшим на всех войнах, а так же тем, кто выжил и стал мужчиной, можно посвятить этот рассказ.
это простая на первый взгляд история про мальчишку, пошедшего волонтёром под знамёна (североамериканского) Союза. Война только началась, врата ада ещё только скрипят, открываясь... Манассас (он же первая битва при Булл-ране) уже был, но именно битва при Шайлоу стала первым кровопролитнейшим сражением начавшейся американской гражданской войны. Войны, огненные ветры которой унесли мир старого доброго Юга и которые в конечном итоге создали США как сверхдержаву...
и тема этой знаковой для истории США войны не раз всплывает в рассказах Рэя Дугласа Брэдбери. Возможно, кто-то из его ирландских предков проливал свою и чужую кровь на той войне. Причём ирландские полки воевали тогда как за Север, так и за Юг...
Но в этом рассказе всёж главное — мировосприятие этой ночи. мировосприятие мальчишки-барабанщика. который боится грядущего наутро боя и в то же время страстно его жаждет. есть мальчишка, есть генерал — и звёздное небо над ними. над ними и всеми тысячями людей, которые сейчас мирно спят... И не все из них доживут до следующей ночи.
Хороший, пронзительный, гуманистический в лучшем смысле этого слова (помните, как было у Генриха Манна — «гуманисты должны уметь сражаться»(с) ) рассказ. одна жемчужинка из великого их множества, оставленного нам и миру уже, увы, ушедшим от нас в лучший из миров, гением...
ivan2543, 24 июня 2009 г.
Честно говоря, я не знаток истории США, и это несколько мешает понять исторический контекст рассказа. А так – рассказ о роли каждого солдата в сражении, о том, что даже у барабанщика в бою — большая ответственность. Ведь он поднимает боевой дух, задает ритм. Так и писателю – надо следить за тем, какой ход задаешь ты чужим мыслям, усыпляешь их мерным щелканьем и сладкими трелями, или будишь боевой барабанной дробью к новой борьбе.
viv, 21 января 2008 г.
Когда солдат верит, что он — центр армии, это войско непобедимо! Очень сильный рассказ!
Yazewa, 6 января 2008 г.
У меня тоже сразу возникла в памяти песня «и полк пошел за трубачом, обыкновенным трубачом»...
А еще была какая-то, кажется, «Повесть о юном барабанщике». Идеологизированная, конечно.
Хорошая вещь, эмоционально богатая. Я о рассказе Р.Б., если кто не понял.
Lost, 9 июня 2007 г.
Самое сильное впечатление — весна, и цвет персиковых деревьев, осыпающий землю..
Vendorf, 7 мая 2007 г.
Часто бывает, что исход сражения решает не полковоедц, не главнокомандующий, а какой-то «серенький» человек...
asb, 29 сентября 2006 г.
напоминает песню, что в школе ещё учили, про трубача, который вёл за собой «полк израненный».
Ruddy, 26 октября 2005 г.
:weep: Очень проняло... Один человек — сам по себе армия.
П.С.: Всегда хотел быть барабанщиком. Чтобы вот так, вести... :weep: