Бэзил Коппер «Янычары из Эмильона»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Все началось с того, что Фарлоу приснился сон, очень яркий и реалистичный. Он выбрался из моря на песчаный пляж; берег был ему неведом. Проснувшись, он осознал, что его пижама мокрая, а на ногах остался песок...
С каждым сном Фарлоу открывались все новые детали мира, в который он попадал: сначала он стал различать абрис неземной красоты города Эмильона, а потом — всадников, спешащих к нему с совершенно определенной целью. Фарлоу опасался, что янычары из Эмильона убьют его...
Также опубликован:
Бэзил Коппер. Янычары Эмильона: пер. А. Ю. Автомонова/ Ежемесячник «45-я параллель» (Ставрополь), 1992 г. — № 30, с. 17-23.
Входит в:
— антологию «Alfred Hitchcock Presents: Dates with Death»
— сборник «Not after Nightfall», 1967 г.
— антологию «Пятнистый бультерьер», 1967 г.
— антологию «A Month of Mystery», 1969 г.
— сборник «When Footsteps Echo: Tales of Terror and the Unknown», 1975 г.
— сборник «And Afterward, the Dark: Seven Tales», 1977 г.
— антологию «Ваш друг Джек Потрошитель и другие рассказы», 1991 г.
— журнал «45-я параллель, №30», 1992 г.
— антологию «Memento Mori», 1992 г.
— антологию «Дьявольская сила», 1992 г.
— антологию «Ночь живых мертвецов», 1993 г.
— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.
— сборник «Darkness, Mist and Shadow: The Collected Macabre Tales of Basil Copper», 2010 г.
— антологию «Тёмные аллеи 2.1: Жестокость», 2015 г.
- /языки:
- русский (10), английский (6)
- /тип:
- книги (13), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Автомонов (1), С. Алукард (5), А. Антономов (1), Е. Головашкина (1), Л. Салмина (1), В. Терещенко (5)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 21 августа 2018 г.
Во времена книжного бума 90-х, когда на отечественный рынок хлынул мутный литературный поток всего и сразу, всё было в новинку, всё было интересно. Только этим я могу объяснить тот факт, что в нашей интеллигентной читающей семье в те времена появлялись шЫдевры типа журнала «Приключения, фантастика» с текстами Юрия Петухова сотоварищи и подобная им литература. Ещё больший вопрос — как нам со старшей сестрой, тогда ещё совсем юным, родители разрешали подобное читать, учитывая трэшовое содержание и незабываемые картинки Алексея Филиппова? =))) Как бы там ни было, среди этих журналов и книжек в мягких обложках была и антология «Ваш друг Джек Потрошитель», прочитанная, когда мне было лет 9-10 от роду. Спроси меня сейчас, о чём первые два рассказа в неё помещённые — вспомнить смогу только в самых общих чертах. Другое дело — «Янычары из Эмильона»...
Сказать, что этот рассказ пугал меня в детстве — не сказать ничего. Внутри всё буквально леденело, стоило мне представить, что подобные сны начнут сниться мне, и как же страшно ложится было спать... Позже забылось и имя автора, и книга, в которой рассказ был прочитан, и детские впечатления, но фраза «Янычары из Эмильона» засела в голову настолько прочно, что принимая участие в недавней подготовке рекомендаций «Книга на все времена», включил в них данный рассказ не раздумывая.
Это — самая настоящая классика жанра, обозначенного в классификаторе как «хоррор/ужасы»...
Это умело нагнетаемый страх, необъяснимая и невозможная ситуация, которая становится всё более и более реальной, приводя к жуткому и кровавому финалу. Несомненная удача автора состоит ещё и в том, что он не стал давать читателям никакого объяснения происходящего — события просто происходят, не поддаваясь человеческой логике, и нет никакой гарантии, что этого не может произойти с кем-то другим, или вообще — с тобой...
Одним словом — настоящий СТРАШНЫЙ рассказ на все времена! Однозначно рекомендую к прочтению всем любителям жанра, ещё не знакомых с этим произведением.
AshenLight, 1 января 2023 г.
Рассказ страшен, благодаря мастерскому описанию ощущений главного героя и надвигающегося ужаса. Хотя совсем не очевидно, что произойдёт в финале, сама атмосфера правдоподобна и заставляет сопереживать происходящее. У автора получилось нагнетание ужаса. Что может сделать главный герой, чтобы спастись? Он может действовать в своём сне, как жертвы Фредди Крюгера? Хотя бы попытаться убежать или сопротивляться.. Вряд ли. Он не знает, что его ждёт, но может предполагать самое худшее. Рассказ достойный. Можно вполне перечитать/переслушать с удовольствием. Вообще бы надо собрать эдакий паноптикум из самого мерзкого, выходящего за все рамки. Туда точно вошло бы кое-что из сочинений Паланика, «Мёртвый мальчик» Швайцера, «Василиск» и «Разбиться стеклянным гоблином» Эллисона, «Сепсис» Мастертона, «Человеческая кожа» Уоддела, «Образ мышления» Старджона, «Голый мозг» Баркера, «Ночь, когда они пропустили ужастик» и «Мой мёртвый пёс Бобби» Лансдейла.. Но удовольствия от большинства из них вряд ли стоит ожидать.
RomaFomin, 6 апреля 2020 г.
Хоть с данным произведением (а точней, с нашими старыми сборниками рассказов-страшилок вроде этого https://fantlab.ru/edition26577 ) и связано немало ностальгии, могу оценить его максимум на 4 с большим минусом.
Во-первых, как отмечали задолго до меня, конец немного противоречит завязке: если загадочные переживания главного героя были вызваны утомлением и недосыпанием, почему они продолжились и после радикального изменения режима, пусть и сделанного не по его инициативе? И почему герой так пассивно и безропотно ждёт жуткой участи?
Во-вторых, концовку можно было сделать не в пример более страшной и замысловатой, а не предсказуемой и простенькой. Вот лишь один из вариантов: переживания героя останавливаются за мгновения до своей логической кульминации, и, вполне вероятно, ужас перед возможным их продолжением остаётся у него на всю оставшуюся жизнь. При таком развитии событий куда более пробирающими и вескими казались бы слова рассказчика (не главного героя): «После этого мне показалось, что часть мрачной тени сползла с моего рассудка. Но всё же эта история продолжает неотступно преследовать меня, и в последнее время мой сон стал часто нарушаться. И я молю Бога, чтобы мне не снились сны, которые посещали Фарлоу...».
С другой стороны, подобные вещи — крепкие, но среднестатистические сочинения, не выбивающиеся из ряда товарищей, т.е. рассказов-соседей — всегда составляли костяк любой антологии ужастиков, так что не стоит быть слишком строгим к «Янычарам из Эмильона».
Ny, 7 апреля 2016 г.
Интересно, а к какому году можно отнести рассказанную автором историю?
У меня возникло ощущение, что персонаж проживает на стыке XIX и XX веков или даже в более раннее время. Ну разве стал бы человек из XX века (особенно из послевоенного периода хоть первой, хоть второй половины) так покорно ждать своей участи, впадая то в экстаз, то в депрессию? Почему-то он не пытается активнее исследовать новый мир и оказывается совершенно беспомощным перед внезапной угрозой.
И вообще, конец немного противоречит завязке: события запускаются строго определённым условием — Фарлоу утомлён дневными заботами, и недосыпает. Таким образом, избавиться от опасности ему проще простого — нужно только установить нормальный режим дня и увеличить время ночного отдыха. Поэтому вся часть рассказа с дурдомом, психиатром и приближающейся опасностью выглядит надуманной, искусственной.
Дочитав, сразу представил, что сделал бы с рассказом менее сдержанный автор. Например, Генри Каттнер, у которого подобной шизы тоже хватает:
Интересный рассказ, но какой-то зажатый. По-моему, замысел даёт гораздо больше возможностей, чем было реализовано.
montakvir7511, 9 января 2018 г.
Так то, это может и лучший рассказ Коппер, но до ужжжаса предсказуемый. Кровавый финал читался ещё в тот момент, когда автор упомянул, что герой продолжал видеть свои удивительные и до жути реалистичные сны даже после помещения в психушку. Ну а после появления в этих снах
И правда сильно напрягло отсутствие со стороны главного героя любой попытки сопротивления, он просто покорно из ночи в ночь ждал своей участи.
Интересный и умело нагнетающий напряжение рассказ, но особым открытием он для меня не стал. Просто профессионально и качественно написано.
pitiriman, 3 апреля 2014 г.
Рассказ прочитал задолго до знакомства с интернетом. Он потряс меня в своё время неотвратимостью жуткой, неумолимо приближающейся развязки. Сейчас, когда за плечами масса прочитанных произведений литературы ужаса, он воспринимается уже не так, но всё равно, нравится. Просто на некоторые детали рассказа смотрю по-другому.
Вот зачем такое название? В тексте упоминается, что камень, который достал ГГ, подвергли анализу и датировали временами Христа. Зачем вообще нужно в рассказе упоминание об «анализе»? Янычары – порождение Османской империи, значит, и появились столетиями позднее. Скорее всего, слово «янычары» в названии имеет смысл злых, беспощадных, кровожадных убийц. А так как автор – европеец, то еще нарицательный смысл. Натерпелась Европа от турок. Боятся янычар до сих пор...
Кел-кор, 4 марта 2009 г.
Это, пожалуй, лучший рассказ Коппера. Еще не прочитаны некоторые вещи в антологиях, но думаю, что рассказ лучше, чем этот, вряд ли встретится.
Что больше всего здесь нравится — так это, во-первых, то, что причины происходящего так и остаются невыясненными, а во-вторых, хороший язык. Что происходит с Фарлоу, а главное — почему подобное происходит? Автор не дает ответа на эти вопросы. Он просто показывает нам последовательно развивающиеся события, страшные и ужасные, заканчивающиеся трагедией... Будь я более впечатлительным, наверное, боялся бы спать...
mac_mac, 12 мая 2012 г.
Все началось, казалось бы, с обычного переутомления. Но все закончилось трагедией.
Да, это действительно трагедия человека, который потерял грань между сном и явью. И настолько эта навязчивая идея о янычарах, которые собираются убить его, захватила, что, в конечном счёте, привело к смерти.
Страшно.
Ну, конечно, не очень правдоподобно звучит, что он сам попросился в клинику «отдохнуть». Понятно ведь, что в такие учреждения пациенты по своей воле не приходят.
Маклеллан, 1 ноября 2010 г.
Рассказ жесткий, захватывающий и, что самое главное, не дает до конца всех ответов. Очень понравилось нагнетание атмосферы с каждым сном и таинственное поведение врача и медсестер в клинике, уже понятно, что что-то не так, но все равно ждешь необычного завершения истории.
Pupsjara, 7 сентября 2009 г.
Жестокий, психологический рассказ, очень мастерски написанный. Автор не стал обьяснять причины, почему Фарлоу стал сниться этот сон, не обьяснил он также, как тело Фарлоу реагировало на то, что происходит с ним во сне и как он принес из той эпохи камень. Автор решил остановиться на психологическом аспекте того, что происходило с Фарлоу, как он медленно превращался в больного, как он боялся спать и как надежда на спасение покидала его также быстро, чем ближе были к нему янычары. Очень сильный рассказ, концовку которого людям со слабыми нервами лучше не читать, ибо крови не просто много, а очень много.
Charly, 16 января 2010 г.
рассказ довольно интересный, сначала показался мне немного затянутым.Автор медленно и верно подводит нас к кульминации, а именно — к гибели героя. И гибели, согласитесь, неизбежной. Нотки этой неизбежности проскакивают еще в самом начале сновидений Фарлоу. Сны наяву — вещь загадочная и неисследованная. Хотя в рассказе доктор Фарлоу якобы говорит, что ему знакомы такие случаи и шоковая терапия поможет... АГА:gigi: В конце концов