Хорхе Луис Борхес «Абенхакан эль Бохари, погибший в своём лабиринте»
- Жанры/поджанры: Детектив
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Прошла почти четверть века с тех пор, как Абенхакан Эль Бохари, царь нилотов, погиб в центральной комнате своего необъяснимого дома-лабиринта. Несмотря на то, что обстоятельства его смерти были известны, логику событий полиция в свое время постичь не смогла…
Входит в:
— сборник «Алеф», 1949 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
- /языки:
- русский (27), испанский (4), украинский (3)
- /тип:
- книги (33), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М. Десятова (1), В. Кулагина-Ярцева (20), Т. Шишова (5), В. Шовкун (3)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 30 сентября 2024 г.
Рассказ «Абенхакан эль Бохари, погибший в своём лабиринте, погибший в своем лабиринте» Хорхе Луиса Борхеса был для меня непростым не только из-за трудности произнесения имени главного героя, но и из-за стиля написания. Суть истории вращается вокруг легенды, полной приключений, сокровищ, убийств, обманов и предательств. Человек, которому рассказывается эта легенда, находится прямо на месте событий, что создаёт полное погружение в историю как для него, так и для читателя.
Однако рассказ не заканчивается на простой передаче легенды. Внутри этой истории кроется множество недомолвок и странностей, которые указывают на совершенно иную развязку. Если внимательно проанализировать детали, заметить несоответствия и выявить, где история становится неполной или неправдивой, сюжет буквально переворачивается с ног на голову. Это концептуально интересно, но меня подводит восприятие из-за стиля.
Возможно, сложности возникли из-за перевода, но мне показалось, что читать рассказ было нелегко не столько из-за содержания, сколько из-за отсутствия эмоциональной связи с персонажами. Их характеры почти не раскрываются, что усложняет идентификацию и восприятие. Персонажи показаны очень поверхностно, что бьёт по общему впечатлению, ведь именно их характеры — один из ключей к разгадке всей легенды.
Из-за этой поверхностности характеров трудно вовлечься в историю, а сам рассказ, несмотря на свою концептуальную глубину, оставляет чувство безразличия. Возможно, это субъективное восприятие, но я не почувствовал ничего особенного после прочтения.
Groucho Marx, 9 июля 2016 г.
Рассказ совершенно сознательно написан в духе «Честертона, начитавшегося Франца Кафки». Борхес постоянно сравнивал и противопоставлял этих двух авторов и в «Абенхакане» свёл их лицом к лицу.
Очень изящно, умно и подчёркнуто неубедительно придуманное расследование сюрреалистического преступления, выстроенное на инверсии новеллы Эдгара По «Украденное письмо». Представляю, с каким удовольствием Борхес чертил круги своих парадоксов при написании рассказа — это удовольствие писателя от эффектной выдумки передаётся читателю в виде лёгкой эйфории.
Anastasia2012, 21 января 2011 г.
Виртуальный детектив. Отдалённые по времени события по-факту (но с мистическими элементами) передаются родственником погибшего. Но его друг-поэт не довольствуется фактами, он чувствует, мыслит (я бы сказала шире и глубже). И история приобретает иной (совсем не мистический смысл). Но кто-ж знает, может всё было по-другому (третий, четвёртый и т.д. варианты). При этом следование за героями (то века 20-го, то 19-го) по лабиринту оставляет стойкое ощущение присутствия.