Стенли Вейнбаум «Марсианская Одиссея»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Чудом оставшийся в живых участник первой марсианской экспедиции Дик Джарвис рассказывает своим товарищам о том, что помогло ему выжить в марсианской пустыне, когда его разведывательный катер разбился. А также о встречах с удивительными существами и приключениях, которые произошли во время его возвращения к «Аресу», кораблю, доставившему экспедицию на Марс.
Входит в:
— цикл «Межпланетные истории» > цикл «Экспедиция на Марс»
— журнал «Wonder Stories, July 1934», 1934 г.
— сборник «Dawn of Flame — The Weinbaum Memorial Volume», 1936 г.
— журнал «Startling Stories, November 1939», 1939 г.
— антологию «The Pocket Book of Science-Fiction», 1943 г.
— сборник «A Martian Odyssey and Others», 1949 г.
— антологию «From Off This World», 1949 г.
— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.
— антологию «The Science Fiction Bestiary», 1971 г.
— антологию «Where Do We Go from Here?», 1971 г.
— антологию «3000 Years of Fantasy and Science Fiction», 1972 г.
— антологию «Der Diamantenmacher», 1972 г.
— сборник «A Martian Odyssey and Other Science Fiction Tales», 1974 г.
— антологию «Anthropology Through Science Fiction», 1974 г.
— сборник «The Best of Stanley G. Weinbaum», 1974 г.
— журнал «Искатель 1974'6», 1974 г.
— антологию «Odiseea marțiană: Maeștrii anticipației clasice», 1975 г.
— антологию «И грянул гром…», 1976 г.
— антологию «Histoires de mondes étranges», 1984 г.
— антологию «Science Fiction: The Science Fiction Research Association Anthology», 1988 г.
— антологию «Марсианская Одиссея», 1991 г.
— журнал «Мечта №1», 1991 г.
— антологию «The Oxford Book of Science Fiction Stories», 1992 г.
— антологию «Дорогами приключений. Выпуск 4», 1992 г.
— антологию «Ветер чужого мира», 1993 г.
— антологию «Девушка из золотого атома», 1993 г.
— антологию «My Favorite Science Fiction Story», 1999 г.
— антологию «1901-1937, les premiers maîtres», 2000 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 5. Контакт. Понимание», 2003 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «The Collector's Book of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «Иные миры. Будущее возможно...», 2011 г.
— антологию «Strangers No More», 2017 г.
— антологию «Lost Mars: Stories from the Golden Age of the Red Planet», 2018 г.
— антологию «A Dying Planet Short Stories», 2020 г.
— антологию «Classic Science Fiction Stories», 2022 г.
- /языки:
- русский (15), английский (28), немецкий (1), французский (4), польский (1), румынский (1)
- /тип:
- книги (42), периодика (4), самиздат (2), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Баранов (1), В. Брумм (1), В. Букато (1), Г. Весина (3), Г. Веснина (1), Ж. Галле (2), Б. Кандель (1), Н. Коптюг (1), Ф.-М. Уоткинс (2), Л. Черняховская (7)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 16 января 2024 г.
Входит в цикл «Межпланетные истории». Интересное описание инопланетной жизни. Можно применить к любой планете любой звездной системы. Хотя автор старался максимально учесть условия Марса и то, что тогда волновало умы исследователей -каналы.
Yamada, 8 апреля 2021 г.
Замечательный рассказ.
Особо стоит обратить внимание на дату написания — середина прошлого века. Да, по нынешним меркам такая фантастика во многом устарела, но не надо забывать, что автор «Марсианской одиссеи», когда писал своё произведение, не знал, ни холодной войны, ни атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, ни Второй мировой войны, ни гонки вооружений, ни полёта человека в космос. Поэтому рассказ следует воспринимать исключительно как домыслы автора о грядущем освоении ближайших планет. А вот тут, на мой взгляд, Стенли Вейнбаум очень даже не прогадал. Прежде, чем земляне освоили космос и впервые высадились на Красной Планете, они потерпели несколько катастроф и на долгие годы межпланетные исследования были заморожены. А техника, а состав экспедиции! Да для того времени рассказ просто шедевр. Литература из разряда той, что лет на двадцать опережает своё время, но по сравнению с нынешним временем искушенному читателю смотрится вяло. Однако, думаю, именно на подобной литературе выросли авторы более известных фантастических произведений, которые усовершенствовали жанр, опираясь на подобный фундамент.
Groucho Marx, 8 мая 2020 г.
Этот рассказ настолько плох, что уже снова хорош.
Основной персонаж (не хочется называть его «главным героем», поскольку на героя он не тянет) рассказывает о путешествии по чужой планете, о встречах с представителями абсолютно чуждых рас, о таинственных руинах погибших цивилизаций и об артефактах поразительно высокого уровня. Но как он рассказывает? Языком простого чувака из глубинки, эдакого пустоглазого рэднека, который никогда не учился в школе и ваще только што вылез из курятника, весь облепленный перьями пополам с куриным дерьмом, и сразу принялся хохмить. Глядя вокруг себя, он ничего не увидел, ничего не понял, да и понять не пытался, вёл себя, как Годзилла в Нью-Йорке... И это ещё комплимент.
Остаётся, впрочем, вопрос — искренне ли Стэнли Вейнбаум изобразил землян-астронавтов кретинами, прущими напролом без всякого смысла, или это тонкий троллинг читателей, пародия на традиционную фигуру героических первопроходцев? Действительно ли автор «Марсианской Одиссеи» не видит ничего позорного в поведении своих персонажей или предлагает читателям самим сделать вывод по ходу рассказа?
Etamin, 6 августа 2022 г.
Оно конечно, Стенли Вейнбаум был одним из классиков фантастики, предтечей «золотого века» и всякое такое. Проживи он подольше, вполне возможно, написал бы такое, что ух!.. Та же печальная участь прервала еще более блестящую карьеру Сирила Корнблата. Но имеем, что имеем.
Рассказ очень типичный для своего времени. Читается, переводится — а ведь прошло девяносто лет! Интересные инопланетяне, идеи и придумки, большая часть которых никак не объясняется. Прямо лемовский «Эдем» какой-то. Какие-то детали даже попали в «Радужный Марс» Ларри Нивена. Вроде даже анти-ксенофобские намеки имеются. Но переоценивать не стоит, пусть даже сам Азимов его хвалил. Написано довольно плохим языком, изложение путаное и нелогичное. Немец, само собой, изъясняется с жутким акцентом, француз коверкает грамматику. Про главного героя, который похож вовсе не на ньюйоркца, а на тупого ковбоя из Оклахомщины, даже говорить не стоит. А главное — откуда взялись подобные персонажи на Марсе? Да красноармеец Гусев по сравнению с ними образец эрудиции и здравоумия.
Если учесть, что все это написано, во всяком случае, после Уэллса, и тогда, когда издавались произведения, включенные Азимовым в антологию «До золотого века», то извинением может служить лишь малый опыт автора.
7 только из уважения к возрасту данного текста.
Sawwin, 18 июня 2018 г.
Скучно и очень-очень глупо. И, к тому же, плохо написано. Вот образчик стиля: «Щупальца взметнулись, хлынула какая-то чёрная мерзость, и чудовище с отвратительным свистом скрылось в норе вместе с щупальцами». Это не авторские красоты, это прямая речь человека чудом избежавшего смерти. Как писал Шекли: «Шпионы только так и говорят». Кстати, страницей позже Вейнбаум сообщает, что убитое чудовище осталось лежать возле своей норы.
Сегодня смешно читать, что ядерный двигатель ракеты заглох, словно у автомобиля, но взглянем на дату написания и простим этот ляп автору.
Замечателен ещё один момент. Главному герою предстоит пройти по чужой планете несколько сотен миль, ежедневно проходя по сорок миль. Разреженная атмосфера, отсутствие воды, сильные морозы. И при этом он то и дело останавливается, делает походы в сторону, лазает по каким-то норам, поскольку ему, видите ли, любопытно посмотреть, что там творится. Получается, что он никуда не спешит, и ему ничто не угрожает. Хотя скорей всего, Вейнбаум просто забыл, в какие условия поставил своего героя. Отечественные фантасты, из тех, что похуже, тоже страдают этой особенностью.
И, конечно, абсолютно идиотская концовка. Ярвиса, которого не могли найти, пока он путешествовал по поверхности Марса, нашли, когда он влез в подземный лабиринт. Разумеется, спасли в последнюю минуту, когда Ярвису оставалось только благополучно помереть. Ставил бы иностранцам оценки, выставил бы двоечку из жалости.
Но это внешние недостатки. Хуже другое. Главный герой рассказывает, как он познакомился и подружился с марсианином, а остальные космонавты дружно твердят, что марсианин не может быть разумным. Плевать, что он научился говорить по-английски, что у него есть сумка со всяким барахлом, что он ловко стреляет из своего пистолета. Но внешне он напоминает ощипанного страуса, и значит, это просто грязное животное. Я понимаю, что Вейнбаум не разделяет мнение своих персонажей, но ведь не из шляпы же он их вынул. Стенли Вейнбаум со своей антирасистской проповедью напоминает пещерного проповедника, который доказывает окружающим, что нехорошо есть соплеменников. Членов соседнего племени, да, их можно и в котёл (недаром бочкообразных владельцев тележек Ярвис крошит за милую душу), а своих харчить не стоит. Я готов признать такого проповедника прогрессивным деятелем каменного века, но слушать его проповедь сегодня меня не тянет.
mputnik, 27 марта 2021 г.
Почти что по Филатову: «…То ли леший нынче рьян, то ли воздух нынче пьян, то ли в ухе приключился у меня какой изъян…». Случайно наткнулся в интернет-сёрфинге на эту «весточку из детства». Не смог отказать себе в удовольствии «прикоснуться», тем более в аудиоварианте.
И — о, ужас, уважаемый потенциальный читатель. Как говорится — «не смог узнать брата Колю». Хорошо помню, что чтиво нравилось раньше, нравилось не мне одному. Не помню — чем конкретно, но точно помню — балдели, обсуждали. Потому и полез «обниматься»-то, собственно говоря.
Да, бывают вот такие чудеса, уважаемый потенциальный. Увы. Если бы мы с тобой учились в одном классе — тогда, в те стародавние советские времена — тогда рекомендовал бы, без вопросов. Сегодня — понять не могу, чего мы тогда в этом тексте нашли. Убожество какое-то. Низкопробное убожество
sherlok, 7 июля 2018 г.
Рассказ, нежно любимый с детства. Тут прекрасно все — и таинственный Марс, и приключения, и чудовища, и туземцы-дикари! Черт же меня дернул перечитать «Одиссею» в переводе Весниной (АСТ, 2002)! Заклинаю вас всем, чем можно — не ходите на болота по ночам, и читайте «Одиссею» только в переводе Черняховской («И грянул гром», 1976). По автору же у меня сложилось четкое впечатление — каждое его произведение перед печатью требует тщательной правки и безжалостного сокращения. Только тогда алмаз неграненый и сможет заиграть бриллиантом. У Черняховской — получилось.
видфара, 31 августа 2012 г.
Даже не верится, что рассказ написан в 30-е годы! Полное ощущение, что эта достойная вещь родом из ранних 50-х... Автор словно почувствовал дуновение грядущего (в литературном смысле)! Хотя, скорее всего, это его творчество повлияло на тех, кто пришёл через 20 лет))) Марс Вейнбаума, конечно, в чём-то похож на мир, описанный Берроузом. Но герои, несмотря на декларируемый ими мачизм, вполне себе настоящие человеки. Собственно, этим рассказ и цепляет читателя до сих пор.
Anastasia2012, 18 июня 2012 г.
«Марсианская одиссея» — это моё возвращение в детство. Именно такую фантастику я читала и всегда получала удовольствие: путешествие, встречи, смена одних невиданных на других. Разнообразно, динамично, позитивно — совсем не нужно острых ощущений от мысли о возможной гибели героя. Дик Джарвис смел, находчив, умён. Фантазия автора необременительна, доступна, достаточна. Приятные впечатления, замечательное чтение.
Kriptozoy, 12 июля 2009 г.
Есть нечто волнительное в процессе, когда открываешь для себя творчество писателя, да ещё признанного классика, да ещё писавшего в те времена, когда научная фантастика в том виде, в котором мы её знаем, ещё только зарождалась и строились некие схемы и основные пути развития, по которым она в дальнейшем и пойдет. Этот рассказ датирован аж 34-м годом, но при этом название его и имя автора знающим людям кое-что говорит. А учитывая всё это, плюс моё трепетное отношение к родоначальникам жанра, неудивительно, что рассказ я читал весьма и весьма внимательно, стараясь как можно лучше представить себе всё описанное и рассказанное автором и не пропуская не единого слова.
А следовать этому было несложно, учитывая прекрасный легкий стиль, чувство юмора, присущее рассказу и рассказчику-главному герою, а также то, что сюжет «Марсианской Одиссеи» довольно затягивающий.
Один из экспедиции космонавтов решил отправиться в одиночку на челноке на исследования марсианского ланшафта в некоем радиусе от космического корабля, на котором совершила посадку группа исследователей. Произошел несчастный случай, из-за которого челнок разбился и главный герой оказался в восьмистах милях от остальной группы. Срока на то, чтобы добраться до своих товарищей ему отмерено не так уж много, меньше трех недель, но учитывая то, что у него имелись запасы еды, воды, оружие и спальный мешок, который не позволит замерзнуть на Марсе ночью, когда температура опускается до минус восьмидесяти градусов, а также то, что оставшиеся члены экспедиции обязательно предпримут попытки его поиска, он решил испытать судьбу и отправиться назад пешком. Именно с этого момента и начинается достаточно увлекательное и любопытное путешествие, названное одиссеей.
Когда читал, вспоминались Стругацкие с рассказом «Ночь на Марсе» — это за описание чего-то похожего на перекати-поле и за таинственных чудовищ, похожих на осьминогов; вспоминался Ларри Нивен с рассказами из «Легенд Освоенного Космоса», а именно те из них, где рассказывается о марсианских первопроходцах и найденных ими таинственных постройках — это когда читал о пирамидах. Но потом все эти параллели куда-то ушли и рассказ стал напоминать уже только самого себя. Тем более что всё вышеперечисленное написано много позднее, нежели «Марсианская Одиссея».
Ещё одна прелесть этой истории в том, что написана она задолго до начала Космической Эры и многие вещи выглядят откровенно любопытными. Есть что-то невероятно романтичное в том, что главный герой сидит без шлема на Марсе, греется у костра, дышит воздухом, хотя и довольно разреженным и налаживает контакт с инопланетянином, похожим на земного страуса, но обладающего при этом разумом, интеллектом, способностью к восприятию чужой речи и знающим толк в науке и технике. А некоторые научные версии, например о силиконовых формах жизни, просто сразили меня наповал.
Помня о годе написания рассказа и о том, что для тех времен это было ярко, оригинально и довольно ново, я хотел поставить более высокую оценку. Но подводит рассказ отсутствие интриги — достоверная известность того, что главный герой обязательно доберется до своих. А это уже небольшой проигрыш по законам жанра :)
sanchezzzz, 7 января 2009 г.
Первый рассказ С. Вейнбаума не вышел комом, я думаю. На хорошем уровне динамичная, привлекательная по содержанию история путешествия с приключениями, построенная в форме «рассказ в рассказе», получилась изобретательной, изрядно приключенческой, без особых ляпов (наверняка ввиду минимума привязанности к науке), но и без каких-либо интересных гипотез. Забавно, конечно, что не сильно насыщенная представителями марсианская фауна всё таки так кишмя и кишела на протяжении всех своих … 30 страниц ))). Один вид сменял другой с пугающей быстротой, но «страус» Твил, оказался на высоте, и не только самым разумным, дружественным и цивилизованным из всей фауны Марса, но и, быть может, разумнее человека. (Вот, что значит веское слово Кэмпбелла!). Описания фауны, конечно, примитивные, покоящиеся лишь на визуальной ближайшей похожести на нечто знакомое-земное — «бочки», «страус», «осьминог» и прочие – несколько минусовали впечатление. В целом, средненько, но вполне читабельно.
god54, 14 февраля 2010 г.
Марсианский рассказ, в котором с особой тщательностью описываются приключения землянина на Марсе. И всё это в сочетании с детальным описанием необыкновенных животных и жителей этой планеты. Простой, незамысловатый рассказ, стандартный сюжет, написан очень давно, и в то же время читается на одном дыхании. Вот тут-то и начинаешь понимать, что классическая фантастика обладала, и обладает, каким-то свойством, которое делает ее привлекательной всегда. И это «что-то» почему-то потерялось в современной сериально-конвеерной фантастике. Читаешь и получаешь настоящее удовольствие.