FantLab ru

Стенли Вейнбаум «Марсианская Одиссея»

Марсианская Одиссея

A Martian Odyssey

Рассказ, год; цикл «Межпланетные истории»

Перевод на русский: Б. Кандель (Марсианская Одиссея), 1974 — 1 изд.
Л. Черняховская (Марсианская Одиссея), 1976 — 7 изд.
Н. Коптюг (Марсианская Одиссея), 1991 — 1 изд.
А. Баранов (Марсианская Одиссея), 1993 — 1 изд.
Г. Веснина (Марсианская Одиссея), 2002 — 1 изд.
Г. Весина (Марсианская одиссея), 2012 — 1 изд.
Перевод на немецкий: В. Брумм (Mars-Odyssee ), 1972 — 1 изд.
Перевод на французский: Ж. Галле (Odyssée martienne), 1984 — 2 изд.
Ф.-М. Уоткинс (L'Odyssée martienne), 2000 — 2 изд.

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 63

 Рейтинг
Средняя оценка:7.57
Голосов:257
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Чудом оставшийся в живых участник первой марсианской экспедиции Дик Джарвис рассказывает своим товарищам о том, что помогло ему выжить в марсианской пустыне, когда его разведывательный катер разбился. А также о встречах с удивительными существами и приключениях, которые произошли во время его возвращения к «Аресу», кораблю, доставившему экспедицию на Марс.

© duke

Входит в:

— антологию «И грянул гром…», 1976 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 5. Контакт. Понимание», 2003 г.

— антологию «The Oxford Book of Science Fiction Stories», 1992 г.

— антологию «Иные миры. Будущее возможно...», 2011 г.

— сборник «Dawn of Flame — The Weinbaum Memorial Volume», 1936 г.

— сборник «The Best of Stanley G. Weinbaum», 1974 г.

— сборник «A Martian Odyssey and Other Science Fiction Tales», 1974 г.

— антологию «Ветер чужого мира», 1993 г.

— антологию «Девушка из золотого атома», 1993 г.

— антологию «Марсианская Одиссея», 1991 г.

— журнал «Искатель» 1974'6», 1974 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.

— антологию «Where Do We Go from Here?», 1971 г.

— антологию «Дорогами приключений. Выпуск 4», 1992 г.

— антологию «3000 Years of Fantasy and Science Fiction», 1972 г.

— антологию «The Science Fiction Bestiary», 1971 г.

— антологию «Der Diamantenmacher», 1972 г.

— антологию «1901-1937, les premiers maîtres», 2000 г.

— журнал «Мечта №1», 1991 г.

— антологию «The Collector's Book of Science Fiction», 2011 г.

— сборник «A Martian Odyssey and Others», 1949 г.

— антологию «From Off This World», 1949 г.

— антологию «Strangers No More», 2017 г.

— антологию «My Favorite Science Fiction Story», 1999 г.

— антологию «The Pocket Book of Science-Fiction», 1943 г.


Похожие произведения:

 

 


И грянул гром…
1976 г.
Марсианская одиссея
1991 г.
Отверженные. Этические уравнения. Марсианская одиссея
1991 г.
Дорогами приключений. Выпуск 4
1992 г.
Черное Пламя
1992 г.
Ветер чужого мира
1993 г.
Девушка из золотого атома
1993 г.
Черное Пламя
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 5. Контакт. Понимание
2003 г.
Иные миры. Будущее возможно…
2011 г.
Безумная луна
2012 г.

Периодика:

Искатель № 6, ноябрь-декабрь 1974 г.
1974 г.
Мечта №1
1991 г.

Аудиокниги:

Марсианская одиссея
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Dawn of Flame — The Weinbaum Memorial Volume
1936 г.
(английский)
A Martian Odyssey and Others
1949 г.
(английский)
From Off This World
1949 г.
(английский)
The Science Fiction Bestiary
1971 г.
(английский)
Where Do We Go from Here?
1971 г.
(английский)
3000 Years of Fantasy and Science Fiction
1972 г.
(английский)
Der Diamantenmacher
1972 г.
(немецкий)
The Science Fiction Bestiary
1974 г.
(английский)
Histoires de mondes étranges
1984 г.
(французский)
My Favorite Science Fiction Story
1999 г.
(английский)
Une histoire de la science-fiction-1. 1901-1937, les premiers maîtres
2000 г.
(французский)
Histoires de mondes étranges
2001 г.
(французский)
1901-1937, les premiers maîtres
2003 г.
(французский)
My Favorite Science Fiction Story
2005 г.
(английский)
The Collector's Book of Science Fiction
2011 г.
(английский)
Strangers No More: Tales of Alien Life by Science Fiction Masters
2017 г.
(английский)




 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2009 г.

Есть нечто волнительное в процессе, когда открываешь для себя творчество писателя, да ещё признанного классика, да ещё писавшего в те времена, когда научная фантастика в том виде, в котором мы её знаем, ещё только зарождалась и строились некие схемы и основные пути развития, по которым она в дальнейшем и пойдет. Этот рассказ датирован аж 34-м годом, но при этом название его и имя автора знающим людям кое-что говорит. А учитывая всё это, плюс моё трепетное отношение к родоначальникам жанра, неудивительно, что рассказ я читал весьма и весьма внимательно, стараясь как можно лучше представить себе всё описанное и рассказанное автором и не пропуская не единого слова.

А следовать этому было несложно, учитывая прекрасный легкий стиль, чувство юмора, присущее рассказу и рассказчику-главному герою, а также то, что сюжет «Марсианской Одиссеи» довольно затягивающий.

Один из экспедиции космонавтов решил отправиться в одиночку на челноке на исследования марсианского ланшафта в некоем радиусе от космического корабля, на котором совершила посадку группа исследователей. Произошел несчастный случай, из-за которого челнок разбился и главный герой оказался в восьмистах милях от остальной группы. Срока на то, чтобы добраться до своих товарищей ему отмерено не так уж много, меньше трех недель, но учитывая то, что у него имелись запасы еды, воды, оружие и спальный мешок, который не позволит замерзнуть на Марсе ночью, когда температура опускается до минус восьмидесяти градусов, а также то, что оставшиеся члены экспедиции обязательно предпримут попытки его поиска, он решил испытать судьбу и отправиться назад пешком. Именно с этого момента и начинается достаточно увлекательное и любопытное путешествие, названное одиссеей.

Когда читал, вспоминались Стругацкие с рассказом «Ночь на Марсе» — это за описание чего-то похожего на перекати-поле и за таинственных чудовищ, похожих на осьминогов; вспоминался Ларри Нивен с рассказами из «Легенд Освоенного Космоса», а именно те из них, где рассказывается о марсианских первопроходцах и найденных ими таинственных постройках — это когда читал о пирамидах. Но потом все эти параллели куда-то ушли и рассказ стал напоминать уже только самого себя. Тем более что всё вышеперечисленное написано много позднее, нежели «Марсианская Одиссея».

Ещё одна прелесть этой истории в том, что написана она задолго до начала Космической Эры и многие вещи выглядят откровенно любопытными. Есть что-то невероятно романтичное в том, что главный герой сидит без шлема на Марсе, греется у костра, дышит воздухом, хотя и довольно разреженным и налаживает контакт с инопланетянином, похожим на земного страуса, но обладающего при этом разумом, интеллектом, способностью к восприятию чужой речи и знающим толк в науке и технике. А некоторые научные версии, например о силиконовых формах жизни, просто сразили меня наповал.

Помня о годе написания рассказа и о том, что для тех времен это было ярко, оригинально и довольно ново, я хотел поставить более высокую оценку. Но подводит рассказ отсутствие интриги — достоверная известность того, что главный герой обязательно доберется до своих. А это уже небольшой проигрыш по законам жанра :)

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 января 2009 г.

Первый рассказ С. Вейнбаума не вышел комом, я думаю. На хорошем уровне динамичная, привлекательная по содержанию история путешествия с приключениями, построенная в форме «рассказ в рассказе», получилась изобретательной, изрядно приключенческой, без особых ляпов (наверняка ввиду минимума привязанности к науке), но и без каких-либо интересных гипотез. Забавно, конечно, что не сильно насыщенная представителями марсианская фауна всё таки так кишмя и кишела на протяжении всех своих … 30 страниц ))). Один вид сменял другой с пугающей быстротой, но «страус» Твил, оказался на высоте, и не только самым разумным, дружественным и цивилизованным из всей фауны Марса, но и, быть может, разумнее человека. (Вот, что значит веское слово Кэмпбелла!). Описания фауны, конечно, примитивные, покоящиеся лишь на визуальной ближайшей похожести на нечто знакомое-земное — «бочки», «страус», «осьминог» и прочие – несколько минусовали впечатление. В целом, средненько, но вполне читабельно.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2012 г.

Даже не верится, что рассказ написан в 30-е годы! Полное ощущение, что эта достойная вещь родом из ранних 50-х... Автор словно почувствовал дуновение грядущего (в литературном смысле)! Хотя, скорее всего, это его творчество повлияло на тех, кто пришёл через 20 лет))) Марс Вейнбаума, конечно, в чём-то похож на мир, описанный Берроузом. Но герои, несмотря на декларируемый ими мачизм, вполне себе настоящие человеки. Собственно, этим рассказ и цепляет читателя до сих пор.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2012 г.

«Марсианская одиссея» — это моё возвращение в детство. Именно такую фантастику я читала и всегда получала удовольствие: путешествие, встречи, смена одних невиданных на других. Разнообразно, динамично, позитивно — совсем не нужно острых ощущений от мысли о возможной гибели героя. Дик Джарвис смел, находчив, умён. Фантазия автора необременительна, доступна, достаточна. Приятные впечатления, замечательное чтение.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2010 г.

Марсианский рассказ, в котором с особой тщательностью описываются приключения землянина на Марсе. И всё это в сочетании с детальным описанием необыкновенных животных и жителей этой планеты. Простой, незамысловатый рассказ, стандартный сюжет, написан очень давно, и в то же время читается на одном дыхании. Вот тут-то и начинаешь понимать, что классическая фантастика обладала, и обладает, каким-то свойством, которое делает ее привлекательной всегда. И это «что-то» почему-то потерялось в современной сериально-конвеерной фантастике. Читаешь и получаешь настоящее удовольствие.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2018 г.

Скучно и очень-очень глупо. И, к тому же, плохо написано. Вот образчик стиля: «Щупальца взметнулись, хлынула какая-то чёрная мерзость, и чудовище с отвратительным свистом скрылось в норе вместе с щупальцами». Это не авторские красоты, это прямая речь человека чудом избежавшего смерти. Как писал Шекли: «Шпионы только так и говорят». Кстати, страницей позже Вейнбаум сообщает, что убитое чудовище осталось лежать возле своей норы.

Сегодня смешно читать, что ядерный двигатель ракеты заглох, словно у автомобиля, но взглянем на дату написания и простим этот ляп автору.

Замечателен ещё один момент. Главному герою предстоит пройти по чужой планете несколько сотен миль, ежедневно проходя по сорок миль. Разреженная атмосфера, отсутствие воды, сильные морозы. И при этом он то и дело останавливается, делает походы в сторону, лазает по каким-то норам, поскольку ему, видите ли, любопытно посмотреть, что там творится. Получается, что он никуда не спешит, и ему ничто не угрожает. Хотя скорей всего, Вейнбаум просто забыл, в какие условия поставил своего героя. Отечественные фантасты, из тех, что похуже, тоже страдают этой особенностью.

И, конечно, абсолютно идиотская концовка. Ярвиса, которого не могли найти, пока он путешествовал по поверхности Марса, нашли, когда он влез в подземный лабиринт. Разумеется, спасли в последнюю минуту, когда Ярвису оставалось только благополучно помереть. Ставил бы иностранцам оценки, выставил бы двоечку из жалости.

Но это внешние недостатки. Хуже другое. Главный герой рассказывает, как он познакомился и подружился с марсианином, а остальные космонавты дружно твердят, что марсианин не может быть разумным. Плевать, что он научился говорить по-английски, что у него есть сумка со всяким барахлом, что он ловко стреляет из своего пистолета. Но внешне он напоминает ощипанного страуса, и значит, это просто грязное животное. Я понимаю, что Вейнбаум не разделяет мнение своих персонажей, но ведь не из шляпы же он их вынул. Стенли Вейнбаум со своей антирасистской проповедью напоминает пещерного проповедника, который доказывает окружающим, что нехорошо есть соплеменников. Членов соседнего племени, да, их можно и в котёл (недаром бочкообразных владельцев тележек Ярвис крошит за милую душу), а своих харчить не стоит. Я готов признать такого проповедника прогрессивным деятелем каменного века, но слушать его проповедь сегодня меня не тянет.

Оценка: нет


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх