fantlab ru

Валерий Брюсов «Республика Южного Креста: Статья в специальном № «Северо-Европейского Вечернего Вестника»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Оценок:
236
Моя оценка:
-

подробнее

Республика Южного Креста: Статья в специальном № «Северо-Европейского Вечернего Вестника»

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 52
Аннотация:

На Антарктическом материке возникло мощное государство — республика Южного Креста. Однако эпидемия загадочной смертоносной болезни ставит под угрозу жизни миллионов людей и само существование этого государства. Смогут ли власти сохранить контроль над ситуацией или болезнь разрушит это общество?

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Земная ось», 1907 г.

— антологию «Terror in the Modern Vein», 1955 г.

— антологию «More Terror in the Modern Vein», 1961 г.

— журнал «Antarès Volume 7», 1982 г.

— антологию «Pre-Revolutionary Russian Science Fiction: An Anthology (Seven Utopias and a Dream)», 1982 г.

— антологию «Русская литературная утопия», 1986 г.

— антологию «Русская фантастическая проза XIX — начала ХХ века», 1986 г.

— сборник «Повести и рассказы», 1987 г.

— антологию «Русская фантастическая проза ХIХ — начала ХХ века», 1989 г.

— антологию «Вечер в 2217 году», 1990 г.

— антологию «Капитан Немо в России. Русская фантастическая проза XIX — начала XX века», 1993 г.

— антологию «Храм снов», 1993 г.

— антологию «Грёзы о Земле и небе», 1995 г.

— антологию «Вечер в 2217 году: Русская фантастика конца XIX — начала XX века», 1998 г.

— антологию «Фантастика и приключения. Том 1», 2002 г.

— антологию «Тень Филлиды», 2004 г.

— антологию «Фантастические рассказы», 2006 г.

— антологию «Worlds Apart», 2007 г.

— антологию «Pioneros de la ciencia ficción rusa», 2013 г.

— журнал «DARKER № 8'14 (41)», 2014 г.

— антологию «"Мир приключений" 1901-1916 Выпуск 2», 2015 г.

— антологию «Ciencia ficción rusa y soviética vol. 1», 2016 г.

— антологию «Пять вечеров 1: В снегах», 2016 г.

— антологию «Последний человек. Мировая классика постапокалиптики», 2021 г.


Похожие произведения:

 

 


Земная ось
1911 г.
Повести и рассказы
1983 г.
Русская литературная утопия
1986 г.
Русская фантастическая проза XIX — начала XX века
1986 г.
Повести и рассказы
1987 г.
Повести и рассказы
1988 г.
Русская фантастическая проза ХIХ — начала ХХ века
1989 г.
Избранная проза
1989 г.
Вечер в 2217 году
1990 г.
Капитан Немо в России
1993 г.
Храм снов
1993 г.
Рараю
1993 г.
Огненный ангел
1993 г.
Грезы о Земле и небе
1995 г.
Вечер в 2217 году
1998 г.
Фантастика и приключения. Том 1
2002 г.
Тень Филлиды
2004 г.
Моцарт
2008 г.
Фантастика и приключения. В 2 томах. Том 1
2010 г.

2015 г.
Мечты сбываются
2015 г.
Последние страницы из дневника женщины
2017 г.
Восстание машин
2019 г.
Последний человек. Мировая классика постапокалиптики
2021 г.
Мир семи поколений
2023 г.

Периодика:

Antarès Volume 7
1982 г.
(французский)

Самиздат и фэнзины:

Под стеклянным колпаком
2013 г.

Аудиокниги:

Фантастические рассказы
2006 г.
Пять вечеров 1: В снегах
2016 г.

Электронные издания:

«DARKER» № 8'14 (41)
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Terror in the Modern Vein
1955 г.
(английский)
More Terror in the Modern Vein
1961 г.
(английский)
Pre-Revolutionary Russian Science Fiction: An Anthology (Seven Utopias and a Dream)
1982 г.
(английский)
Die Republik des Südkreuzes
1990 г.
(немецкий)
Worlds Apart: An Anthology of Russian Fantasy and Science Fiction
2008 г.
(английский)
Pioneros de la ciencia ficción rusa
2013 г.
(испанский)
Ciencia ficción rusa y soviética vol. 1
2016 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

По случаю в третий раз перечитал «Республику Южного Креста» Валерия Брюсова.

Сразу по первому прочтению эта повесть поразила невероятным для своего времени сюжетом и новаторскими стилистическими находками. Она настолько опережала свое время, что в это просто не верилось.

И вот теперь я решил разобраться. Очень похоже на то, что Брюсов просто-напросто изобрел жанр зомби-апокалипсиса. То есть он был первый. Задолго до появления чего-то подобного на Западе. Об этом конечно там никто не знает, а тут если и знают, не придают значения.

При этом «Республика» — не какая-то там туманная предтеча, что-то притянутое за уши в качестве отдаленного в веках зачатка.

Нет, вот она — живая, яркая, сжатая проза — бери и делай хоть комикс, хоть шутер, хоть киношку. Ничего не придется осовременивать, замрачнять и подкровавливать. Там и так мракота, насилие через край и безостановочный экшн.

Разберемся поподробнее. Не буду останавливаться на теме зомби — в западной литературе это понятие появляется в 30-х годах ХХ века, завезено, понятно, с Карибов. С апокалипсисом тоже все ясно — и Откровение Иоанна Богослова, и множество апокрифических сочинений о светопреставлении — это все оно.

Из чего-то более менее к нам приближенного в голову приходит «Война миров» Уэлса 1897 г. Хотя тут я специально не разбирался, но по крайней мере это пример канонического нф-апокалипсиса.

А вот глобальная пандемия, психическая, мистическая или другая какая эпидемия, превращающая людей в кровожадных безумцев, живые трупы, маньяков-вампиров, в общем-то, что вылилось в отдельный жанр — зомби-апокалипсис, впервые появляется на страницах печатного издания только в 1954 году — я говорю про роман Ричарда Мэтисона «Я — легенда».

Потом эстафету перехватило кино — Джордж Ромеро, ну и жанр зацвел бурным цветом.

Я почитал Википедию, несколько профильных статей и тем на форумах. Неужели ничего раньше Мэтисона не было? Не-а, не было, по крайней мере я не нашел.

А «Республика» Брюсова опубликована в 1911 году!

Брюсов за 40 с лишним лет написал повесть, которая содержит все элементы, включенные в современный канон жанра.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Загадочное заболевание, сначала проявляющее себя эпизодически, быстро перетекает в тотальную эпидемию, попытки остановить распространение ни к чему не приводят. Заболевшие чрезвычайно агрессивны, склонны к проявлению крайних форм насилия причем немотивированного. Объявляется карантин. Паника, хаос, технологический коллапс. Полная изоляция территории распространения. Спорадически получаемые отрывочные сообщения из зоны бедствия шокируют подробностями происходящего кошмара. Орды осумашедшевших психопатов штурмуют оборонительные укрепления. Сообщения прекращаются. По прошествии порядочного количества времени соседние государства решаются ввести войска на закрытую территорию. Все в ужасе от произошедшего и кое-где продолжающегося безумия.

Добавим к этому интересный сеттинг и небанальную симптоматику самого заболевания. Повествование от лица журналиста, описывающего произошедшую катастрофу, перемежается вставками из как бы реальной газетной хроники.

Брюсов успевает в небольшой объем повести включить немало эпизодов, которые постеснялись бы показать в современных ванильных зомби-муви.

Все это — невероятный уровень не только для жалкой российской жанровой фантастики того (да и любого) времени, но и по западным меркам — нечто выдающееся.

Надо в учебники по литературе включать, пусть школьники знают, кто их лефт фо дет придумал!

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это всё прекрасно смотрелось бы на киноэкране, но сюжет недокручен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень странно, что среди заболевших противоречием не было показано никого, кто, наоборот, делал бы добрые дела, потому что на самом деле желал зла. Я ожидала, что таков будет твист с Дивилем — мол, он хотел бросить город, но болезнь заставляла его трудиться на благо людей. Или, например, что в итоге город спасла разумная и добродетельная часть оставшихся, но автор бы повесил интригу, не являются ли они сами больными. Увы, никаких таких твистов не было даже по мелочи, и это большая недоработка. Самая идея очень крута, но, имхо, автор её слил.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произвело впечатление предвидение Брюсова.

1905 год, революция в России лишь в «кровавых пелёнках», а Брюсов, уже смог увидеть, в виде эпидемии некой болезни саму революцию, красный террор, гражданскую войну, квазиреволюционные брожения европейских люмпенов.

Сама идея технологической утопии “звёздного города” в Антарктиде, быстро перешедшей в социальную антиутопию, тоже довольно смелая для года написания.

Лишь финал вышел чрезмерно оптимистическим, обречённость классовой борьбы в России автор недооценил.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое начало 20-ого века. Антарктида почти не изучена; нету даже научных баз, а Валерий Брюсов уже пишет о том, что самый южный материк может стать независимым, самодостаточным и промышленным государством. А тема с эпидемией тоже развита неплоха, некий предвестник расплодившихся сегодня «зомби-апокалипсисов». Достойный рассказ.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недалекое(судя по всему) будущее. Промышленность вынесена за полярный круг, а именно в Антарктиду. Промышленники решают создать свое государство и им это удается. Даже удается обустроить самый холодный материк. Вполне стандартная утопия. Но вирус неизвестной природы уничтожает целое государство. Катастрофа-постапокалиптика. Коротко, смачно, весьма неплохо. Прочитать с интересом и забыть... Если бы не одно НО! Автор этого рассказа — Валерий Брюсов. Основоположник русского символизма. А это заставляет еще раз вернуться к тексту, с киркой и лопатой и покопаться поглубже.

Государство промышленников, правительство из числа руководителей завода, гражданами признаны только рабочие, диктатура пролетариата прикрытая маской всеобщего равенства...да еще год написания — 1905, год первой революции. Хотя во время прочтения я был уверен, что написано явно в 20-е годы. Брюсов буквально предвидел драматичные события в ближайшем будущем.

Болезнь противоречия действительно существовала в начале 20 века. Первые симптомы налицо. Вместе с ростом промышленности и развитем экономики в целом, да еще при ослаблении режима недовольство народа все растет, все чаще случаются покушения и терракты. Да и вообще общество заметно сходит с ума.

И неслучайно на последних страницах действие происходит в глубокой непроглядной темноте. Это не просто темнота, это именно тьма. Смута и смутное время.

Отдельно выделен идеальный антикризисный правитель — Орас Дивиль. Человек фантастической энергии и работоспособности, бесконечно самоотверженный. Не знаю, кого изобразил Брюсов за этим образом, но даже такой человек не смог вытянуть свою страну из ужасного положения... да и страну, в которой жил Брюсов, увы тоже спасти не удалось. Мрачным и пророческим вышло это произведение.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне хороший рассказ, который во многом предвосхитил литературную идею — катастрофа, вызванная какой-либо болезнью, которая стала такой модной сегодня, особенно в фильмах, что их продолжения снимают каждый год. Меня жезаинтересовало начало рассказа: описание устройства общества нового типа. Явно автор иронизирует над идеями большевиков того периода. Кроме того,название болезни напомнило мне болезнь Советского Союза: говорим одно, думаем другое, а делаем третье. Вот там было настоящее заболевание. В целом вполне интересное даже сегодня произведение.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх