FantLab ru

Вернор Виндж «Пламя над бездной»

Пламя над бездной

A Fire upon the Deep

Роман, год; цикл «Зоны мысли»

Перевод на русский: М. Левин (Пламя над бездной), 1999 — 5 изд.
К. Фальков (Пламя над бездной), 2014 — 4 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 132

 Рейтинг
Средняя оценка:8.36
Голосов:2013
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Книга, по сути дела, представляет собой следующую ступень жанра «Космической оперы»: «Галактический эпос». Премия «Хьюго» 1992 года. В центре — Безмысленная Бездна, а от нее, как лепестки разнонагретых зон пламени, расходятся: Медленная Зона (место, где возможны лишь досветовые скорости и соответствующая этому техника) и Край (здесь возможна скорость быстрее света и технологии основаны на этом). За краем тоже существует что-то. Цивилизации, уходящие за Край, становятся Силами. Механизм этого превращения оставлен Винджем на усмотрение читателей. Но все мы знаем, насколько неустойчивы границы огня. Примерно то же, но с гораздо меньшей скоростью происходит и с границами зон Галактики. Однажды у самого Края был найден Архив. Вынырнул он со стороны Сил, или дрейфовал тут тысячи лет, оставшись в наследство от умершей цивилизации, неизвестно. Это могло быть чем угодно: и злом, и благом. Нашедшие его решают разобраться и будят Нечто. Сначала это будут именовать Страумским Отклонением, затем Погибелью. Вселенское Зло, растормошенное любопытными, поставит под угрозу существование всего разумного на миллионы световых лет вокруг. Лишь одно будет беспокоить Погибель. Возможно на спасшемся при возрождении силы корабле было что-то, способное уничтожить ее. Надежда на это и будет питать горстку спасателей, пытающихся сохранить свои миры. В этом и состоит главная интрига повествования.

© Лёлик, http://kubikus.ru

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1993 // Роман

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1993 // Роман

лауреат
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1995 // Роман (США)

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1995 // Научная фантастика - Роман (США)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2011 // Переводной роман (США, 1992)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1993 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1992 // Роман

номинант
Премия Игнотус / Premio Ignotus, 1995 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第27回 (1996) // Переводной роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Научная фантастика (США)

номинант
Сигма-Ф, 2000 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2008 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Пламя над бездной
1999 г.
Пламя над бездной
2001 г.
Пламя над бездной. Глубина в небе
2003 г.
Пламя над бездной. Глубина в небе
2003 г.
Пламя над бездной
2009 г.
Пламя над бездной
2014 г.
Пламя над бездной
2017 г.

Аудиокниги:

Пламя над бездной
2017 г.
Пламя над бездной
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Zones of Thought: A Fire Upon the Deep, A Deepness in the Sky (Vernor Vinge Omnibus)
2010 г.
(английский)
A Fire Upon the Deep
2011 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2013 г.

Я не могу наслаждаться книгой, если качество ее перевода не просто оставляет желать лучшего, а просто никакое. Никогда в жизни я не сталкивался со столь кошмарным, отвратительным переводом, как в «Пламени над бездной». В сущности, его нет вовсе — есть тупой подстрочник, как будто текст засунули в машину с убогой программой или отдали его на глумление какому-нибудь китайцу. Такое впечатление, что для переводчика русский язык неродной — в противном случае не могу понять его издевательств над великим и могучим.

Теперь приведу несколько цитат, наглядно иллюстрирующих сказанное выше. Всего лишь несколько, хотя на самом деле весь текст такой.

«Двое протянули туманом свое сознание по локальной сети, истонченное до еле заметного осознания себя»

«Зло прорастало в новые машины, и каждый час был дольше, чем все ранее бывшее время»

«Под уровнем высшего сознания прорвались параноидальные настроения, забегали по людским базам данных»

«Еще секунда — и фрегат уйдет в надежное прикрытие межзвездного космоса»

«Все внимание новорожденного повернулось к уходящим кораблям»

«Люди были в ужасе — до той степени, до которой может развиться ужас в долю секунды»

«они были уже в атмосфере и двигались медленнее звука, не обгоняя его»

«Испуг полусекундного падения»

«Голос был очень высоким, каким мало кто может разговаривать по собственной воле, и в этом случае уши для низкого звука не слышат ничего. Высокий разговор мог быть спутан, но он был всенаправлен и быстро затухал»

«Что бы ни было то, что свалилось сюда сегодня, оно будет стоить для моих друзей больше, чем все, что я мог бы услышать на Скрытом Острове»

«Когда они хотели, чтобы их было слышно, они могли говорить очень, очень громко»

«он пришел один, вдали от всякой мыслимой подмоги»

«Стая что-то булькнула — как песня неизвестной птицы»

«Он схватился сам за себя»

«Сейчас это происходит медленнее, но я улучшаю тележкоподобие»

«Шум в комнате гудел на грани умалишенного хаоса»

Если это русский язык, то я — лауреат Нобелевской премии по литературе.

Оценка: 6
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2014 г.

Вернор Виндж, насколько я могу судить, первым начертил величественную картину Галактики, где скорость распространения информации зависит от местоположения ее источника относительно Ядра. Не вполне ясно, насколько она отвечает реальному положению вещей — во всяком случае, некое подобие Безмысленной Бездны уже обнаружено астрофизиками: http://arxiv.org/abs/1001.5435

За неимением возможностей для experimentum crucis Галактику Винджа пока нельзя считать строго альтернативной. Как и Известную Сеть обмена текстовыми сообщениями --- ведь даже в гиперпространстве высших размерностей никакое излучение не может распространяться с бесконечной скоростью (аналогичное допущение вводит Бэнкс во вселенной Культуры), и полоса пропускания с необходимостью будет очень узкой, настолько узкой, что развращенным безлимиткой хомячкам вход в галактический Контакт по инвайтам, скорее всего, окажется неинтересен.

К сожалению, характеры в тех эпизодах книги, где действие происходит Наверху, выписаны малоубедительно. В пространстве, где радикально меняется сама структура реальности, человеческая квалия также должна измениться. Этого нет: человеческие персонажи «Пламени над бездной» ведут себя не слишком отлично от людей Рассветной Эпохи на Земле. К инопланетянам и Силам, между прочим, применимо аналогичное утверждение: едва ли сверхразумное существо, объект исследования прикладной кибернетической теологии, стало бы применять в отношениях с расами сверхсветового ареала такой примитивный инструмент Медленной Зоны, как деньги. Трансцендентный ареал Галактики и Погибель не показаны явно, за исключением пролога, и это довольно досадно: фактический материал слишком скуп, чтобы судить, насколько последователен вышеупомянутый недочет сюжетной конструкции.

За вычетом этого, книга почти совершенна, потому что в ней есть и вторая стержневая идея — концепция коллективного разума. Здесь Виндж не новатор, но работа проделана огромная. Подобный разум очень тяжело описать и специфицировать, поскольку строгих соответствий ему на Земле нет: изъятые из колонии пчела или муравей, с которыми обычно сравнивают субъектов коллективного разума НФ, способны, в отличие от Стального Когтя, функционировать независимо. Синглетный же Коготь изначально ущербен, его разум так примитивен, что даже простейшие действия, ориентированные на выживание и получение пищи, ему выполнять очень тяжело. Блестящее следствие «звуковых помех» в мышлении Стальных Когтей — крайняя обособленность стай, препятствующая построению индустриального и информационного обществ, для которого необходимы совместные действия множества индивидов.

В конце «Пламени над бездной» появляется Полярная Лиса, но заключительное сообщение по эхоконференции провоцирует вопрос:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
она ведь пришла ненадолго?

И действительно, глава Били Ингвы в «Детях небес» отвечает на него утвердительно.

Русский перевод ужасен и грубо искажает большинство смыслов оригинала. Лучше читать в подлиннике; впрочем, вроде бы намечен к выпуску полностью новый перевод, посмотрим, что получится на этот раз.

Оценка: 9
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2012 г.

Книга держится на двух идеях: Зоны Мысли и стайный разум Стальных Когтей. И обе... не то чтобы не продуманы, скорее недовоплощены. Подобные выдумки в фантастике могут быть либо метафорами, либо темами (либо тем и другим, но это уже высший пилотаж). С метафорами Виндж работать то ли не хочет, то ли не умеет, но и показать тему с разных сторон тоже не берется. Пример: проблема идентичности — Фама Нювена, стаи, наездников и т.п. — возникает в романе снова и снова, но автор ее как будто и не замечает — проехали, проехали, не до того, сейчас ка-ак бабахнет!.. В результате и Зоны Мысли остаются чем-то вроде рифов, мелей и штормов на пути фрегата; старый принцип космооперы — облачение земных явлений в псевдонаучные одеяния. Из-за границ неведомого пришло неведомо что, но мы его победили неведомо как. Культура Стальных Когтей вполне антропоморфна. Как-то маловато этого для «нового слова в фантастике».

Что в итоге? Обычная приключенческая космоопера, довольно затянутая, с провисающей серединой, плоско-предсказуемыми героями и бравурно-оптимистическим финалом с заделом на сиквел. Подобных книг — отличающихся не меньшей фантазией, чем у Винджа, — было много в 50-60-е годы и, в общем-то, ни одна не осталась в золотом фонде фантастики. И Винджу делать там нечего.

(Для сравнения — «Гиперион». Именно «Гиперион», а не «Падение...»; я от него тоже не в восторге, но Симмонс, по крайней мере, понимает, что Техноцентры и фаркастеры всегда были и всегда останутся только декорациями для разговора о главном. В данном случае — о спасении человеческой души.)

Вернор Виндж напоминает пратчеттовского Великого Бога Ома, который явился пророку своему в столпе огненном и рек: «Ух ты, гляди, как я умею!» Но Виндж не умеет.

Оценка: 6
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2014 г.

Ценой героических усилий дочитал до середины. Поначалу книга привлекает масштабностью и размахом, тысячи разумных рас, Зоны, существа путешествующие миллионы лет в анабиозе...но ничего из этого в книге на самом деле нет. Все потуги на эпичность быстро иссякают, и большая часть повествования ведется от лица двух детей и какой-то невнятной похотливой девицы, которая, разумеется, в конце самоотверженно и в одиночку спасает всю вселенную от...в общем от чего-то там спасает. Тема конкретной опасности Blight осталась далеко в стороне. Тема разумных стай тоже осталась не раскрытой полностью. Стая — это хорошо, но вся культура собачек является полной копией человеческой.

Не нра.

Оценка: 5
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2008 г.

Теория строгого зонального деления нашей Галактики «Млечный Путь» в фантастической литературе, насколько мне известно, нова. Тем более свежим является подход, когда наиболее развитые цивилизации Вернор Виндж отнес к Краю Галактики, а не поместил их в Центр, где скопление звезд на несколько порядков выше — две тысячи звезд на кубический парсек (1 парсек равен 3,26 светового года). В классической нф мыслили примерно так: раз в Центре концентрация звезд в десять-двадцать тысяч раз больше, чем на хвостах ветвей, то, следовательно, встретить развитую космическую цивилизацию легче вблизи галактического ядра. А если учитывать фактор взаимодействия и соседской помощи, которую должны оказывать друг другу соседствующие разумные цивилизации (на альтруистической, коммерческой или колонизаторской основе — вопрос второстепенный), то и уровень научно-технического развития в Центре будет несоизмеримо выше, чем на окраинах.

В мире, построенном Винджем, наоборот, именно центр Галактики является самым отсталым регионом, а самыми развитыми — окраины.

В литературе есть косвенные подтверждения этой красивой гипотезе. При испытаниях атомного оружия военные столкнулись с программными отказами и ошибками в работе компьютеров, вызванными воздействием радиации. Зафиксированы случаи прямого сбоя в работе ЭВМ при активности Солнца. С 1978 года IBM всерьез проводит опыты с микросхемами оперативной памяти, с целью выяснения помехоустойчивости к космическому излучению.

Уровень отказов в компьютерах от воздействия космических частиц пропорционален объему оперативной памяти. При работе на компьютере с памятью 64 мегабайт мы встречаемся с необоснованными программными отказами не реже одного раза в месяц (речь не идет об ошибках в программах — человеческие ошибки встречаются чаще). Такой же компьютер, помещенный поближе к центру Галактики, вряд ли вообще будет способен работать: его будет глючить через каждые две минуты. Так что тонкая электроника способна приемлемо развиваться только вдали от звездных скоплений.

В настоящий момент не существует абсолютной защиты компьютеров от разрушительного космического излучения — помещая аппаратуру в пещеры или под воду мы лишь снижаем количество отказов, но не устраняем их полностью. Если же подняться в космос или переместиться к центру галактики, число отказов превысит возможности корректировки ошибок, и система окажется полностью неработоспособной. Что и описано в романе В.Винджа «Пламя над бездной». Ведь в мире, нарисованном Винджем, вся техника передовых цивилизаций Края Галактики густо замешана на электронике. Любая вещь имеет процессор — от поисковых систем в библиотеках до двигателей гиперпереходов на звездолетах, а управляемое человеком лазерное ружье смотрится анахронизмом.

Окраина Галактики, или, по астрономической терминологии, «гало», состоит из старых (с возрастом до 12 миллиардов лет), неярких звезд, так как у них чрезвычайно мало тяжелых химических элементов (которые разогревают звездный котел — источник жестких излучений). Активность звезд на Краю уже минимальна, в то время как в Центре процессы звездообразования пока еще в самом разгаре — отсюда и происходят всякого рода обильные потоки нейтронов, пионов, протонов, негативно влияющих на электронику.

Кроме того, хотя Солнечная система и находится на расстоянии 1/2 радиуса Галактики от Центра, мы расположены между двух спиральных ветвей, и львиная доля смертоносного (как для животного, так и для виртуального мира) излучения доходит до нас в ослабленном состоянии. Так что Земле в очередной раз фантастически повезло.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2015 г.

Утомил меня этот роман. Где-то читал, в критике или в аннотациях, что это произведение суть переходное между классической и новой космической оперой. Вот точно было сказано. Переходное. И оттого неуклюжее получилось, нараскоряку.

От новой оперы — эпик, масштаб, сложность. Это — да. Но от старой остались элементы примитивизма, которые совершенно дико выглядят на свежем антураже. Вот как сто лет назад писали космооперу? Корабли постреляли друг в друга фиолетовыми и красными лучами. Потом супер-корабль из супер-оружия с названием по типу «Разрушитель Звёзд» поставил точки над «и». Либо главный герой хороших зелёным лучом грохнул у плохишей их корабль с супер-оружием. И что же. В романе Винджа мы видим примерно то же самое. Погибель какая-то. А как она действует, каким образом она биологические объекты под контроль берёт... Виндж даже никакого синего луча не придумал. Просто берёт — и всё. Как эта Погибель целые цивилизации захватывает, как на Ретранслятор было нападение организовано — Винджу не важно. Напали и победили. И всё. А это прогрессорство в средневековой цивилизации собак? Напомню, у которых не было металлургии, химических наук. Им дали рецепт пороха, чертёж пушки и схему полос радио. И через полгодика у тех уже есть порох, пушки и радио испытывают. Да не простое радио, а для мыслепередачи. Один вопрос — КАК?? Вспомните, господа, как за такие выкрутасы матерят читатели наших авторов попаданцев, когда те попадают в прошлое на пятьсот лет и пулемёты там клепают на коленках. А американцы за роман с такими сюжетными ходами Винджу «Хьюго» выдали.

Я если и утрирую, то лишь чуть-чуть.

Ещё примеры нужны? У Винджа Сила — это цивилизация, перешедшая на сверхуровень своего развития. Ну ладно, почему бы и нет. Не ново. И даже когда о Силе говорят в единственном числе — понять можно, мол, как о совокупности. Но когда Сила прилетает к какой-то планете и арендует ретранслятор... Вам не кажется, что что-то тут не сходится?

Весь, весь роман насыщен нестыковками и противоречиями, а то и просто нелепостями.

Из плюсов что отметить... ну, что для своего 1992 года много реально свежих ходов, я уже говорил. Но мне, читателю 2015 года, их сложно в плюс поставить. Они позволяют, разве что, отнестись с пониманием за что Хьюго дали. Особенно впечатлил прогноз автора, какое развитие и значение будет иметь интернет, информационная сеть, информационные войны. Прямо сейчас мы видим, что некоторые мысли Винджа были футуристикой.

Вот и получился обычный развлекательный роман с некоторыми свежими, для своих лет, идеями. Впрочем, и как развлекательный — не фонтан. Почти треть романа, средняя его часть, представляет собой одно большое провисание сюжета. Спасибо, хоть финал динамичный. Не зря, скрипя зубами, середину читал.

Оценка: 6
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2008 г.

Один из тех случаев, когда я сильно жалею, что не читаю на английском. Претензии к переводу есть и немалые. Особенно в начале – такое ощущение, что переводчик сам не очень-то понимал, о чем идет речь (а вслед за ним и я). Но как бы то ни было, с какого-то момента к языку привыкаешь и перестаешь обращать внимание на все «корявости».

Чем мне понравилась эта книга? Прежде всего, масштабом и размахом. Идеи, лежащие в основе строения вселенной по Винджу, не просто поражают воображение, а сражают наповал. Ни разу не встречал ничего подобного. Фантазия автора бьет ключом: вселенские Зоны с плавающими границами, Боги, которых писатель-ученый предпочитает называть Силами, идея космического «интернета» — все оригинально, удивительно, необычно и, главное, убедительно. В этом смысле «Пламя над бездной» чем-то действительно напоминает «Гиперион». Та же эпичность, то же обилие главных героев, сюжетные линии которых сливаются только в финале романа, и единственное, чего, пожалуй, не хватает, это ясности и прозрачности, свойственной прозе Симмонса.

А какие здесь Чужие! Это же песня просто! И как здОрово показана их инаковость – то, на чем постоянно ломают копья многие писатели-фантасты, разрабатывающие ксенологическую тематику.

Шикарная книга, которая, судя по числу оценок, не прошла незамеченной для массового читателя. Тем же любителям (и знатокам) НФ, которые ее еще не прочитали – настоятельно рекомендую включить Винджа в список для обязательного чтения, сожалеть, уверен, не придется.

P.S. Обидно только, что в настоящее время достать «Пламя над бездной» (как и «Глубину в небе») в бумажном варианте практически не представляется возможным. А жаль, книга очень достойная. Одна из тех, которые хочется иметь в своей домашней библиотеке.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 декабря 2014 г.

Роман читался очень трудно. То ли перевод такой, то ли сам сеттинг. Очень много непонятных вещей, которые в итоги и остаются непонятными. Задумка очень интересная и необычная, но выполнение не блещет. Герои раскрыты слабо. Масштабность чересчур эпична и постоянные перескоки с микро на макро уровень ойкумены прерывает погружение в атмосферу каждого сюжета и драматизм ситуации пропадает. Ожидал, конечно, намного большего исходя из рейтинга. Концовка вполне предсказуема, сюжет слабоват, герои не «цепляют». Как итог данный роман на фаната или любителя.

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2015 г.

После очень ирландского и не очень космического «Танцора Января» хотелось почитать настоящую космооперу с галактическими сражениями, описанием быта инопланетных рас и вселенскими угрозами. Ну и, благодаря издательству «Азбука», пройти мимо «Пламени над бездной», «наиболее яркого события в жанре «галактического эпоса» 90-х годов», не представлялось возможным. Виндж превзошёл мои самые смелые ожидания. Он впечатлил, восхитил, привёл в безумный восторг и доставил непередаваемое удовольствие. В «Пламени…» есть всё, что нужно любителям космической НФ – самобытное устройство Галактики, различные инопланетные создания, приближающийся апокалипсис, увлекательный сюжет и харизматичные персонажи. Сюжетно этот роман стоит посередине трилогии «Зона мысли», хотя он и был написан на семь лет раньше «Глубины в небе». Впрочем, разница во времени в 30 000 лет между происходящими событиями позволяет начать цикл именно с «Пламени…», а «Глубину…» считать приквелом.

Система мироустройства по Винджу великолепна и оригинальна. Кроме стандартных уже галактических Альянсов и Содружеств, Старой Земли (это название, использующееся практически во всей космической фантастике, набило оскомину) и межзвёздных перелётов в «Пламени…» существует разделение на Зоны. В самом центре находятся Безмысленные Глубины, в которые разумным созданиям лучше не соваться. За ними следует Медленная Зона, откуда люди когда-то сумели пробиться к вершинам Космоса. Здесь невозможно двигаться со скоростью света, а потому путешествия между звёздами занимают столетия, и технический прогресс упирается в потолок ограниченных возможностей. Минуя Медленную Зону, мы попадаем в Запределье. Тут уж техника из области фантастики. Мощные компьютеры, скачки через гиперпространство и колоссальные возможности для общения и торговли между различными инопланетными расами через Известную Сеть. Да, у Винджа человек вовсе не венец творения, а один из множества гуманоидов, колонизирующих планеты и тянущихся к следующему уровню – Трансценденции. Эта Зона расположена уже за границей человеческого понимания и отдана в распоряжение Сил, занимающихся своими непостижимыми делами и мало внимания обращающая на возню букашек из Запределья.

Однако у любого инопланетного существа есть возможность прикоснуться к Трансценденции. То тут, то там в галактическом пространстве разбросаны архивы. Они могут содержать в себе крайне полезную информацию или же смертельно опасные ловушки. Такой архив и начинает разрабатывать группа амбициозных ученых-людей с планеты Страумлианский Простор. Надежда перейти на уровень Сил и познать тайны мироздания вскоре оборачивается кошмаром для всего мирового сообщества. Такова интригующая завязка «Пламени над бездной». С технической частью сначала пришлось повозиться, раскладывая по полочкам информацию о необычной Вселенной. Но ничего принципиально сложного в романе нет: как только все нужные объяснения даны, Галактика Винджа разворачивается во всей своей замысловатой красе.

Еще одно несомненное достоинство романа – возможность понаблюдать за жизнью двух негуманоидных рас, когтей и наездников. Правда, на чужеродных и непонятных человеку созданий они совсем не похожи. К примеру, несмотря на систему коллективного разума и оригинальный внешний вид (длинношеие пёсики прелестны), в мыслительном и эмоциональном плане когти от хомо сапиенс почти не отличаются. Вместо смелого Странника, любознательного Грамотея и подленького Стального легко можно подставить представителей рода человеческого, и принципиальные отличия найти будет трудновато. Другое дело наездники. Синепанцирь и Зеленожка, представляющие собой ни много ни мало «растение» на механизированной тележке, не обладают долговременной памятью, частенько «выпадают» из разговора и вообще образ жизни ведут чаще созерцательный и неподвижный. Но и им в романе доведётся проявлять человеческие чувства.

Сюжетная линия динамична и увлекательна, хотя развивается исключительно линейным образом. Две параллельные истории – о двух детях, после трагической катастрофы оказавшихся на планете Когтей, и о Равне, девушке с планеты с романтичным названием Сьяндра-Кей, мечтающей о приключениях из дешёвых романов, а в итоге оказавшуюся в самом центре смертельно опасной заварушки. А вот с героями дело обстоит похуже. Когти невероятно хороши, Фам Нювен интригует, наездники до поры до времени забавляют, но никто не врезается в память, и ни к кому (кроме, пожалуй, Странника и Грамотея) не получается прикипеть душой. Им словно бы чего-то не хватает, хотя образы и характеры выдержаны безукоризненно.

Оценка, впрочем, немного понизилась не из-за персонажей. В завершающих главах романа, когда все тайны раскрылись перед читателем и развешенные на стенах ружья готовы были дать громоподобный залп, Виндж не удержался и превратил «Пламя…» в космический боевик. Средневековая войнушка с использованием лучемётов, стандартные для подобных сюжетов повороты – всё очень предсказуемо и несколько затянуто. Эта капля дёгтя, однако, не испортила общего впечатления. «Пламя над бездной» — шикарнейший роман о космических глубинах, о людях и не только, о проблеме непростого выбора между плохим и худшим, о коллективных разумах и необычных созданиях и много о чём ещё. Балансируя на грани между развлекательной и зубодробительно твёрдой НФ, Виндж сумел создать замечательное произведение, легко читаемое и дающее пищу для ума и воображения.

Не могу обойти стороной восхитивший меня факт. Роман был написан в 1992-м году, когда Интернет охватывал меньшую часть населения планеты, а компьютерный бум ещё только зарождался. За три года до представления корпорацией Майкрософт первой версии Internet Explorer, примерно за пять лет до появления праотцев современных социальных сетей Виндж пишет роман, в котором присутствует наша с вами современная блогосфера, вышедшая на межцивилизационный уровень. Сеть Миллиона Лжецов, или Известная Сеть, соединяющая различные точки Запределья, пестрит постами (постингами) и комментариями, распространяющими информацию, обвиняющими предыдущих ораторов во всех смертных грехах и рекламирующими товары и услуги. Меня не перестают удивлять провидческие способности некоторых писателей. Можно было наметить приблизительный вектор развития, но Виндж настолько точно описал современную сеть Интернет – это же просто фантастика!

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2010 г.

Первая треть книги читается отлично, очень интересно, много свежих идей, событий. Потом — скучно. Длинный предлинный полет к планете(пол книги), ничего нового не происходит, ощущение, что писатель набивает страницы для объема, очень много воды, висит морковка — желание узнать, как спасут мир и больше ничего, скучное чтиво. Герои глупеют, Фам Нювен ведет себя не как Фам Нювен в «Глубина в небе». Не покидает чувство, что начала писать женщина, сжать бы книгу раза в три, был бы толк. Концовка повеселей, но много логических нестывок, например- собирались на средневековую планету — и там банально палить из бластера, почему бы не кинуть усыпляющий газ? не видят сквозь дым- а вся техника высокоразвитой цивилизации зачем? Ожидаешь что то в конце необыкновенное, а в конце средненькая концовка. В общем автор далеко не дотягивает до Азимова, Лема, Хайналайна, Шекли, ставлю 6. Удивило много высоких отзывов, на них и купился прочитать. Может поэтому взгляд предвзятый, так как ожидал шедевр.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2016 г.

Прочитал! При обычных обстоятельствах это слово значит очень мало — банальная констатация факта, неспособная сообщить больше своего номинального значения. Но...хотя нет, не так…НО, применительно к данному произведению это слово, ни много ни мало, означает подвиг, равносильный очередному сумасбродному поручению Еврисфея.

Говорю абсолютно серьезно, на чтение этого романа я потратил около полутора лет. И это было вовсе не чтение – это была настоящая война! С переменным успехом я, от странице к странице, словно от одного окопа к другому, пробирался до сердцевины этой неприступной твердыни. Несколько раз я и вовсе бросал чтение, переключаясь на другую литературу. К слову, в перерывах между первой и последней страницей романа я прочел порядка 5-8 других книг, как схожего, так и отличного от него жанра.

Мне трудно объяснить, в чем именно тут дело, и что конкретно не так с этим произведением. Роман «Пламя над бездной» попал ко мне на «карандаш» довольно давно. Когда-то в прошлом я дал самому себе зарок, что по мере сил прочту всех лауреатов литературной премии «Хьюго». Путь этот длится уже 10 лет и честно сказать лишь недавно перевалил за середину(хотя, с учетом новых лауреатов, с каждым годом он становится длиннее). Хронологию я никогда не соблюдал, перескакивая от 60-х к 90-м и обратно. Попадавшиеся по ходу этого пути шедевры, такие как: «Песни Гипериона», «Дюна», «Игра Эндера» — не могли не обратить внимания на дилогию Вернона Винджа «Зона мысли». Два романа, две премии «Хьюго» и букет других не менее значимых наград. Космоопера в своей новой ипостаси. Казалось, имеются абсолютно все составляющие захватывающего и увлекательно чтива, способного унести уставший от мирской рутины разум в глубины необъятного космоса. И тем чудовищнее было разочарование, наступившее по окончанию чтения книги.

Честно сказать, нехорошее предчувствие начало одолевать меня буквально с первых страниц. Я заранее знал синопсис, прочел несколько статей и рецензий, так что к стартовому отрезку был основательно подкован. Но всё это нисколько не повлияло, на ощущение скомканного и рваного начала. Рождение Погибели, ключевой, можно сказать, сюжетообразующий элемент книги, подан здесь, как невнятное бормотание двух программ, сухо констатирующих происходящие события. Старт любого романа принципиально важен, так как именно он задает необходимый лейтмотив и служит первой ступенью двигателя под названием «интерес» Я помню, с каким скепсисом относился к «Дюне» Герберта, но «Гом-джаббар» разбил его вдребезги. Помню, как недоверчиво смотрел на рваную (в смысле, разделенную по героям) структуру романа «Гиперион», и помню как уже спустя пару десятков страниц не мог оторваться от дневника Поля Дюре в описании истории Ленара Хойта. «Пламя на бездной» не таково! С первых же страниц роман старается взашей вытолкнуть своего читателя. Это можно было бы считать проверкой на прочность, но на второй сотне страниц я стал отчетливо понимать, что в данной истории мне не понравится решительно ничего.

На уровне задумки мир Вернона действительно впечатляет. Зоны галактического пространства, как предел возможных технологических достижений. Мегасеть, охватывающая чуть ли ни миллионы миров, с миллиардами самых разнообразных форм жизни. Силы – сверхсущества, совершившие Переход. И конечно же Страумское отклонение, или Погибель – всесильная злая сущность, найденная в заброшенном Архиве на Краю Галактики. Понять, как имея ТАКИЕ исходные, можно было сочинить насколько сухую, скучную и неинтересную историю, у меня до сих пор не получается.

Действие романа разбито на две сюжетные ветви. Одна развивается в мире «Стальных Когтей» — средневековым, по уровню технологий, населенным собакообразными существами с коллективным разумом. Сама по себе это ветвь совсем не плоха. Присутствует достаточно ровный сюжет, любопытные герои и интересные события. Будь, книга только об этом мире – претензий не было бы никаких. Но в связке с другой сюжетной веткой истории, эта часть сильно резонирует и часто раздражает. Та вторая ветвь, повествует о развитие кризиса, начавшегося с падения царства Страума. Равна Бергсндот и Фам Нювен – главные герои это части романа. Работник архива Ретрансляторов (порталов, соединяющих миллионы миров) и странник, которому дважды удалось совершить невозможное – из средневековья попасть на космический звездолет, а из медленной зоны в Край, где возможны путешествия свыше скорости света. Интриги добавлял и таинственный Старик – сила, пытавшаяся предупредить героев об угрозе. Казалось, именно здесь Вернон развернется во всю мощь. Именно тут мы будем наблюдать схватку с Погибелью во всем её ужасающем величии. Но, нет, действие и здесь развивается по своим, мало кому понятным, законам. Да, схватки будут, но не те, что хотелось бы видеть. Да герои будут двигать сюжет, но не в ту сторону, которую бы хотелось. Выражение «не то» здесь может служить определением практически всего сюжетного стержня истории.

Для меня всегда был принципиален лишь один критерий любой книги – вызываемый ею интерес. Будь то легкое юмористическое чтиво или серьезное произведение со сложной драматургией, всякий раз мне удавалось подобрать необходимые «ключи» и получать удовольствие от чтения. «Пламя над бездной» — это тот редкий случай, когда ни «ключ», ни «отмычку», ни «связку динамита» найти я так и не смог. Если бы интерес можно было выразить в виде шкалы от 1 до 10, то за пределы бинарной системы он выбирался лишь в компьютерных сводках о продвижении Погибели, да в некоторых частях истории из мира собачьих стай.

Я читал о сложности(или ущербности) существующего перевода, неспособного передать все «великолепие» этой истории, но спускать на него всех собак все равно бы не стал. Мне уже доводилось читать «корявые» переводы. Доводилось даже самому переводить(только для себя и всего один раз) некоторые произведения. Поэтому, разницу проблемы перевода и проблемы самой истории, немного представляю.

Сказать, что книга плоха я не могу. У меня нет к ней каких-то конкретных претензий вроде: «здесь нужно было убрать», «здесь добавить», «здесь изменить», «а это вообще выкинуть в урну». Нет! Она мне просто совершенно не понравилась. Читать «Глубину в небе» я в ближайшие годы не планирую. Но, так как и она, и некоторые другие романы Винджа также удостоены премии «Хьюго», и, следовательно, подпадают под вышеупомянутый зарок — в будущем очередной «войны» мне не миновать.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2009 г.

После прочтения большинства отзывов думаю мой сразу «затюкают» .Вступление, которое страниц на 10 повергло меня просто в ступор. Когда на третьей фразе не понимаешь о чем была первая, даже приблизительно, становится тоскливо. Основной текст по сравнению с прологом лучше, может на это и был расчет?-)))…Но все равно ересь. Скорее всего, тем более с учетом мгновенного получения Хьюго за данное произведение, да еще и год 91, все действо принесет в концовке раскрытие высоких идей, но выдирать это все из такой обертки...Так что каюсь сразу бросил. Вообще «Известные вещи» которые обрастают кучей наград, почти всегда шкатулки с тройным дном, как фильмы на канском фестивале, любителям серьезного и вдумчивого кино нравятся. Но я поклонник фэнтези и фантастики не для того чтобы читать высокие материи, для этого есть куча авторов и произведений в современном романе, эзотерике, философии наконец. Кстати почитав отзывы отметил что есть здравые голоса, даже в конце книги не все поняли грандиозность описанного. Так что приземленным личностям выросшим на Властелине колец, думающим что классическая НФ это Академия Азимова или Бегство земли Карсака, данная вещь может оказаться не по зубам

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2012 г.

Роман отчетливо делится на две взаимопроникающие части.

1 — авантюрная фантастика на планете Стальных Когтей. Здесь любопытно наблюдать за интригами аборигенов, которые представляют собой странный стайный разум. Однако несколько портит картину слишком предсказуемая концовка. Да и тупые истеричные детишки — не подарок читателю.

2 — космическая опера, построенная на идее слоистой Галактики с разными фундаментальными физическими законами в слоях и разными, соответственно, обитателями: от Суперразумов на окраине Галактики до отсутствия всякой разумности ближе к центру. Сама идея отличная, позволяет махом решить множество вопросов: от крайней затрудненности контактов между представителями разных слоев (то есть почему к нам не наведываются представители высших цивилизаций) до общей картины эволюции таких цивилизаций (они уходят за Край и исчезают из нашего понимания и наблюдения). Все это великолепие портит досаднейшая загвоздка: идея абсолютно ненаучна и противоречит даже элементарным наблюдениям и здравому смыслу! Ну как можно назвать Бездной самую яркую, плотную и насыщенную звездами часть галактики, к тому же весьма ограниченную пространственно! О каком ненаблюдаемом Крае, замыкающем Галактику, может идти речь, если до нас доходит свет от других галактик, причем никаких искажений, изменений его скорости и т.п. мы не наблюдаем?! И тому подобное.. Тут можно, конечно, спорить, пытаться построить отдельную теорию, но зачем, если такая теория уже есть — только в масштабах не Галактики, а Вселенной! А именно, в современной космологии. Предполагается, что наша Вселенная — это замкнутый пузырь, окруженный океаном т.н. «ложного вакуума», который представляет собой супервысокоэнергетическое поле, постоянно порождающее такие вселенные. Если пузырь достаточно стар, то в его центре звезды успевают умереть и остается лишь темнота и тепловая энтропия, а по краям, где пузырь граничит с порождающим «ложным вакуумом», наоборот кипит жизнь: рождаются звезды, все насыщено энергией и т.п. Примерно в середине расположена наша Галактика. Очевидно, что такая схема идеально ложится на космологию «Пламени над бездной»: и «безмысленная», энтропийная Бездна в центре присутствует, и высокоэнергетичный, со сверхсвойствами Край, откуда возможен Переход совсем уж в запределье, ну и «обычная» Середина. Всего-то что Винджу нужно было: перейти от галактических масштабов к сверхгалактическим, и все стало бы и логичным и научным с самых современных точек зрения. То есть была бы самая настоящая НФ. А так «ПнБ» остается лишь авантюрной фантастикой с псевдонаучными допущениями, что сильно снижает интерес любителя НФ к ней...

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2008 г.

Довольно приятное знакомство. До этого у Вернона Винджа читал всего пару рассказов. Размах автора уже тогда впечатлил, а вот «Пламя над бездной» брал читать с опаской, смущало меня то, что этот роман как и «Пришествие ночи» Питера Гамильтона некоторые называют новой ступенью в развитии космооперы. Опасения были лишними, сравнивать книги Вернона Винджа надо не с трилогией Гамильтоном, а с «Песнями Гипериона» Дэна Симмонса.

Действие романа разворачивается в далеком далеком будущем, в знакомой до слез галактике Млечный путь. Книга — сложный сплав более или менее классического научно-фантастического приключенческого романа, твердой научной фантастики, развивающей некоторые астрономические и биологические идеи, и футурологического прогноза. Проще всего начать с первого, который обеспечивает основное сюжетное движение — это реинскарнация сказки Андресона «Снежная Королева» о человеческих детей брате и сестре, которые оказались на другой планете и попали в разные лагеря ее цивилизации, и тесно связанной с ней космооперенной истории борьбы группы разумных существ простив страшной опасности порабощения Погибелью. Научная составляющая произведения — это предположение о принципиальной разности между окраиной и центром Галактики. По мнению Вернона Винджа, передвижения со скоростью, превосходящей скорость света, возможно не в местах скопления звезд, а наоборот там, где они встречаются редко. Причин, которые позволили ему предположить такой феномен, Виндж не приводит, более того ближе к концу становится ясно, что граница между Краем и Медленной зоной условна и может передвигаться из-за аналогов приливов и отливов. Такое разделение обеспечивает существование двух типов цивилизаций: находящиеся на Крае связаны в единое информационную сеть, в рамках которой идет постоянный обмен информацией, находящиеся в Медленной зоне, более примитивны. Также в книге есть несколько любопытных зарисовок об инопланетной биологии. Основа жизни Стальных когтей не отдельная особь, а группа особей, которые образуют единую личность. С одной стороны, это делает описанных существ крайне чувствительными к потери кого либо из членов группы, с другой обеспечивает такой личности гораздо более длительное время существования, при замене стареющих фрагментов новыми. И опять Виндж делает интересное предположение, любопытно развивает последствия своей идеи, но не дает никакой информации об основе явления. Какой же тип связи обеспечивает такое взаимодействие, это точно не звуковые волны, но радио позволяет значительно увеличить расстояние между отдельными фрагментами, которые при этом продолжают сохранять единую личность. Самое интересное — это третья, футурологическая часть. Виндж рассуждает о сингулярности и дальнейшем развитии информационного поля. Создание машинного разума, который превосходит разум цивилизации создателя, с точки зрения Винджа, приведет к неминуемой гибели создателей, которые, по-видимому, превратятся в простой обслуживающий механизм. Эволюция сингулярности будет происходить с такой высокой скоростью, что достаточно очень небольшого по человеческим меркам срока, чтобы она исчезла. Прогноз, очень пессимистичный и на мой взгляд очень реалистичный, по сравнению с тем что описано у Райта в «Золотом веке» или у Чарльза Стросса в «Небе сингулярности». Вторая идея, которая меня захватила это то, что развитие интернета рано или поздно приведет к появлению в сети ничьей информации, которая будет лежать себе и лежать, пока чьи то ручки или щупальца ее не достанут и тут может произойти страшное — она может содержать какие то вирусные программы, которые могут привести к краху всей системы.

В целом, поставлю 8/10, все таки лучше бы упор был сделан не на приключениях героев, я, например, легко бы обошелся без неправдоподобного описания секса в невесомости, а на тех предпосылках, которые заставили Винджа выдвигать те или иные идеи.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2013 г.

Смешной романчик, ничего не скажешь: после миллионов лет развития человеческой расы ей по-прежнему требуются «библиотекари»(!), а женщины по-прежнему в муках рожают детей, галактический интернет (Сеть) по-прежнему состоит из текстовых сообщений (с учётом того, что в галактической цивилизации насчитывается несколько миллионов миров, то левый столбец в Википедии описываемого будущего с перечислением языков, на которых пишутся статьи в ней, должен быть просто бесконечным), роботы, если и есть, то практически вообще не заметны в обыденной жизни, а сингулярность, «изобретённая» автором и «открытая» обществу примерно тогда же, в начале 90-х (о которой сейчас говорят энтузиасты, что наступит она никак не позже 2045 года), только-только наступает – с неприятными последствиями для Галактики. Если бы автор сосредоточился на истории этой самой сингулярности, могло бы, наверное, и в самом деле что-то интересное получиться, однако он уделил ей, дай бог, страниц 50 (причём страниц, написанных ОЧЕНЬ смутно – построения автора иногда малопонятны), а остальные 600 предпочёл набивать нелепыми приключениями, неправдоподобными тварями с человеческой психикой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(особенно трогательно выглядит в этом смысле история о том, как живое растение на колёсиках ради человеческого детёныша жертвует своей жизнью – живо вспоминаются такие же бредовые, высосанные голливудскими сценаристами из пальца саблезубые тигры из «Ледникового периода», которые ради человеческого детёныша готовы на всё, причём совершенно безвозмездно!)
и средневековыми замками, в которых живут крысоволки-телепаты.

Познакомился с творчеством Винджа не так давно, прочитав «Войну с Миром» — там, как мне показалось, он подавал надежды. В этом романе, написанном 7 лет спустя, считающемся шедевром и отхватившем «Хьюго» (но почему-то не «Небьюлу», т.е. профессионалы не «оценили»), Виндж, безусловно выступает прежде всего как учёный и футуролог, а не как художник. Герои неинтересные (пытался представить себе девушку, например, из современного большого города, которая решила поехать на другой конец света в какое-нибудь племя мумба-юмба и там остаться навсегда – ради какой-то непонятной «интересной» работы, — где ей практически стопроцентно гарантировано отсутствие любимого мужчины и соответственно детей; не смог представить – и примеров в жизни никогда не знал; автор главную героиню на полном серьёзе делает такой – если главная героиня психологически абсолютно недостоверна, что говорить о прочем?), сюжет всё время провисает и «зависает», слог какой-то совершенно неудобочитаемый (ораторы, знающие английский, грешат на переводчика Левина, — я читал некоторые книжки в его переводе и вполне был доволен), драматург из автора никакой (постоянно какие-то необязательные сцены и диалоги). Впрочем, за дерзость мысли – твёрдая 10. Но в целом получается, увы, никак не больше 7. Впрочем, можно сказать, что несмотря на всю свою «научность» (которую некоторые ораторы совершенно справедливо подвергли жёсткой критике) роман – узконишевой, поэтому понятно, почему он так нравится любителям космооперы – все законы жанра, как я понимаю, вполне соблюдены.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу