fantlab ru

Рэй Брэдбери «Бетономешалка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
1454
Моя оценка:
-

подробнее

Бетономешалка

The Concrete Mixer

Другие названия: Мельница

Рассказ, год; цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 208
Аннотация:

На Марсе собирают армию для вторжения на Землю. Эттил против похода на Землю, т.к. он прочитал множество земных фантастических книг о том, как марсиане пытаются завоевать Землю, и что из этого получается.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Канонические марсианские хроники»  >  Не вошедшее в канон


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  3. Рэй Брэдбери
1965 г.
Холодный ветер, теплый ветер
1983 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Улыбка
1993 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1997 г.
Звезда по имени Галь. Земляничное окошко
1999 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
Завтра конец света
2000 г.
Лед и пламя
2000 г.
Рэй Брэдбери
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Марсианские хроники
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Завтра конец света
2003 г.
Человек в картинках
2004 г.
Человек в картинках
2005 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Человек в картинках
2009 г.
Человек в картинках
2012 г.
Человек в картинках
2013 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Человек в картинках
2018 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.

Периодика:

«Литературная Россия» № 22 29.05.1964
1964 г.
Урал, 1964, № 4
1964 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Бетономешалка и другие рассказы
2003 г.
Золотые яблоки солнца
2004 г.
Рассказы
2011 г.

Издания на иностранных языках:

451° за Фаренгейтом
1985 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное название для данного рассказа! Бетономешалка перемешивает в своем чреве все составляющие в единую серую вязкую массу бетона, в этом заключается ее предназначение. Брэдбери с присущей ему образностью, сравнивает с этим нехитрым механизмом все «прелести» тупого мещанского общества потребления материальных благ, штампующего серую,однообразную людскую массу. На самом деле это страшная сила, бесплотная и невидимая, но тем не менее вещественная в плане получения готового продукта-некоего биологического робота, внутренне мертвых людей, напоминающих истинного человека лишь по внешней форме. Недаром в рассказе земляне не боятся завоевателей, ведь им известна вся мощь этой образной бетономешалки, с гарантией качества готового продукта. Так что напрасно Эттил опасался опасался встретить на Земле человека читающего, а значит думающего, слово «книга» вызывает у случайной знакомой марсианина лишь приступ смеха.

В своих произведениях Брэдбери всегда пишет о настоящем Человеке, сопереживает ему и антитезисом показывает мир уничтожающий человеческую натуру творца, искателя, созидателя. Именно такой мир показан в этом рассказе, у меня создалась ассоциация с некой болезненной опухолью, непрерывно разрастающейся и поглощающей все живое и позитивное. Эта опухоль выражает собой только злобное, тупое, подлое скрывающееся за ширмой достижений научно-технического прогресса. Брэдбери как писатель-гуманист в высокохудожественной форме наглядно иллюстрирует подобное, в этом состоит суть и смысл данного замечательного рассказа.

Оценка: 9
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Они накинутся на нас, забросают коробками шоколада и модными журналами, их жирно намазанные, ярко-красные рты оглушат нас визгом! Они затопят нас потоками пошлости, все наши чувства притупятся и заглохнут». Они перемешают наши мысли, чувства и идеи, и все то, что делает нас неповторимыми, станет однообразной серой массой, которая, застывая прочным бетоном, поймает нас навечно в ловушку обыденности.

Потрясающий рассказ, насмешливый и злой, не утративший свое значение за почти 70-лет. Знал ли Мастер, когда смеялся над жизнью обывателей -своих любимых американцев — модными журналами, попкорном, гамбургерами, жевательной резинкой, накрашенными и завитыми домохозяйками и юными девицами, мечтающими о роскошных авто и богатых спутниках, гогочущими юнцами, лживыми шоуменами -что все это никуда не исчезнет с годами, а расползется по миру, как чума. И теперь в самом глухом уголке Мира Вы можете встретить все тот же набор — модные журналы, попкорн, гамбургеры и т.д.

Куда марсианам против этой сплоченной, одноликой массы, с показным радушием предлагающей все «блага цивилизации«! «Мы брошены в нее, как горсть семян в громадную бетономешалку. От нас ничего не останется. Нас сокрушит не их оружие, но их радушие. Нас погубит не ракета, но автомобиль...» Хотя и марсиане тоже хороши: стали они готовы принять все эти «подарки», когда впервые заиграли оркестры и зашагали в ногу бравые ребята — покорители чужой планеты, а рядом полетели в огонь книги. Когда и у них начала работу Бетономешалка, подравнивая всех под единый стандарт.

Но есть, есть средство избежать общей участи. Вспомните, единственный трезвомыслящий в рассказе, непохожий на остальную серую массу — марсианин Эттил — Читатель! А чего больше всего боится накрашенная девица? Книг! Может нам с Вами, читателям, и не стоит так уж бояться ее, Бетономешалки... Или уже стоит?

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не имеет никакого отношения в уровню культуры. Он повествует об уровне агрессии. Марсиане проявляют агрессию примитивного военного толка, к тому же, наносную и плохо усвоенную. А им противостоит самый страшный из известных на настоящий момент видов агрессии: разрушение собственной культуры и замена её попартом. Бетономешалка имеет отношение к тупой механической силе и никоим образом не может быть фактором высокой культуры. Работать на бетономешалке можно обучить обезьяну, от этого она интеллектуалом не станет. Несчастные захватчики влезли в бетономешалку, после чего не стали никаким новым обществом, а всего-лишь бракованным раствором.

Рассказ гениальный, мы сейчас воочию наблюдаем, как бетономешалка перемалывает нашу культуру, не давая ничего взамен.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный сатирический рассказ о том, как отправившиеся на завоевание Земли марсиане потерпели поражение. Нет, люди не стали давать им военный отпор, вовсе нет. Наоборот — человечество приняло пришельцев как можно гостеприимнее. И марсиане увязли в земном потребительстве, попали в замес человеческой расточительности и бездумности. Презентации с бесплатным пивом, ослепляющий неон развлекательных заведений, агрессивные женщины-пустышки — ко всему этому марсиане оказались неготовы. Американская повседневность оказалась хуже отчаянного сопротивления.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Растворить захватчика в своей культуре можно только тогда, когда своя культура сложнее и качественно лучше чем та, которой обладает захватчик. Так Китай растворял в себе захватчиков монголов. Так Рим растворял в себе всех окружающих варваров. До тех пор, пока империя держит должный культурный уровень варвар охотнее будет делать карьеру на службе в империи, чем воевать с империей. А даже если и начнет воевать и преуспеет в этом, то максимум, что изменится, так это название имперской правящей династии. Главный герой боится именно растворения. Понимает, что при всей воинственности босоногий Марс Земле не конкурент. Древность марсианской цивилизации не имеет особого значения, если культура, которую Земля может предложить массам, более привлекательна.

Если забыть про НФ, то Марс — это старый свет, а Земля — новый свет. Намек от автора: главный герой пишет письмо домой, употребляя пару французских слов. Культурно старый свет более древний и считает себя в праве доминировать над новым. Но на практике у него ничего получается. Старый мир стоит за эгалитарную культуру. Новый — за массовую. При столкновении миров оказывается, что простому человеку из старого мира будет лучше в новом. Поэтому он будет выбирать культуру нового. Короче, Рей Брэдбери как всегда в своем непревзойденном репертуаре: пишет типа в жанре НФ, но при этом допускает чисто реалистичную трактовку.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Рэя Брэдбери, как у замечательного писателя, есть одна очень поразительная черта (вообще-то, эта черта является неотъемлемой частью малой прозы – рассказа, но Брэдбери владеет ею с изумительным мастерством): умение под элементарным и незамысловатым названием рассказа скрыть глубокий смысл. И в данном случае это можно с полным правом отнести и к рассказу «Бетономешалка». Кто бы мог подумать, что в тени этого нехитрого строительного термина Брэдбери упрячет пороки современного общества, культуры и трагизм личности в дурманящих парах масскульта. Но обо всё по порядку.

В центре сюжета данного рассказа мы становимся свидетелями очередного вторжения зловредных марсиан на беззащитную и ничего не подозревающую Землю. Однако среди множества милитаристски настроенных марсиан, как всегда и в любом обществе, находится один, который выступает против планов по завоеванию Земли, так как они заведомо обречены на неудачу в силу «заряженности» земной культуры и общества на сопротивление и победу нал захватчиками. Не буду подробно останавливаться на дальнейшем описании сюжета, скажу лишь то, что помимо собственной воли герой поступает «добровольцем» в марсианскую армию и отправляется на войну, войну, которую ещё не видывал свет мировой фантастики.

А теперь перейдём к краткому анализу рассказа. Итак, в настоящем рассказе Брэдбери поднимает целый пласт культурных, общественных и иных проблем. Первое, что бросается в глаза так это излюбленный мотив в творчестве Брэдбери о противостоянии личности и общества. Здесь этот мотив приобретает ироническое и порой даже гротескное звучание: чего хотя бы стоит начало самого рассказа, состоящее из перепалки главного героя с пожилыми (но патриотично настроенными) соседками и своим (столь же патриотично настроенным) тестем. В этой череде взаимных обвинений и упрёков намеренно делая их как можно более смехотворными, Брэдбери первый раз сталкивает главного героя с общественным мнением и не позволяет читателю усомниться в безопасности всего происходящего. Но Брэдбери сразу и жёстко рушит это впечатление: перепалка с соседями – это одно, а противостояние государству – это нечто совсем уже иное и более опасное дело. И вновь, как и во многих других рассказах Рэя Брэдбери государственная машина подминает противостоящую ей шестерёнку и продолжает свое упрямое движение.

Во-вторых, в данном рассказе Брэдбери поднимает проблему национальных, социальных, культурных и иных стереотипов. Этими стереотипами больно не только само общество или государство возомнившие себя уже победителями над землянами, но и главный герой, безапелляционно поверивший в непобедимость землян исходя только из прочитанных комиксов и книг. Его представление о враге столь же смехотворно, как и уверенность остальных марсиан в быстрой победе. Более того, высвечивая эту проблему, автор ставит вопрос о том, а на чём основано уже наше представление друг о друге и не столь же оно смехотворно как у самоуверенных марсиан-захватчиков?

В-третьих, именно в культурном столкновении марсиан и землян рушатся стереотипы первых, что в свою очередь порождает настороженное отношение к «порабощённым» землянам, а порой и панический страх «чужого». И здесь Брэдбери переходит в открытое наступление: военное столкновение обернулось для неподготовленных марсиан культурным поражением. Мощный поток американского масскульта на неокрепшее сознание захватчиков делает своё паршивое дело. Череда весёлых, но кажущихся абсурдными песен и гимнов, угощение марсиан пивом, кукурузой, пирогами, вином и прочим в сопровождении поцелуев Мисс Америка 1940 превращает начало завоевания Земли в самое абсурдное действо, какое когда-либо видели марсиане. Более того, высмеивая эти символы одноэтажной Америки, Брэдбери сквозь годы проводит аналогию и с современным миром, когда культурное влияние Америки распространилось по всем странам и континентам, когда Кока-Кола и Макдоналдс стали неотъемлемыми приметами конца XX — начала XXI вв. Это печально и это страшно. Мы все оказались на положении ошарашенных марсиан, что особенно было заметно в России 90-х гг., когда погоня за проамериканским стилем жизни затмила былые ценности и идеалы, когда большинство людей оказались в этой «культурной бетономешалке», которая перемалывала их представления о мире и о себе. Но бетономешалка Брэдбери, это не столько зловредная и коварная Америка, сколько сама массовая культура и её влияние на развитие общества потребления.

В-четвёртых, безусловно, талант Рэя Брэдбери измеряется не тем, сколько проблем он поднял в своём коротком рассказе, а тем КАК он сумел проделать столь мастерскую работу. Надо отметить, что на протяжении всего рассказа, какие бы темы он не затрагивал, всё сопровождается искромётной иронией и юмором. Встреча марсиан на космодроме, их рассуждения о землянах и встреча главного героя с настырной сектанткой являются сладкими изюминками всего рассказа и дарят настоящее наслаждение от чтения. Ну не мог обойти Рэй Брэдбери и проблему киноиндустрии. В одном из эпизодов он мастерски высмеивает низкопробную кинофантастику 50-х гг. с блондинками-марсианками одетыми в бикини.

Итог: «Бетономешалка» Рэя Брэдбери является чисто брэдбериевским рассказом со всеми сопутствующими деталями и мотивами, но от этого абсолютно не теряет своей ценности и актуальности. Читайте и наслаждайтесь!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркий, сатирический, гротескный рассказ о победе над марсианами с помощью бацилл морального разложения, своего рода ответ Бредбери Уэллсу. К сожалению, в данной шутке оказалось очень много правды, на Земле сейчас доминируют стандарты общества потребления, а ведь семьдесят лет назад, когда автор написал эту историю, всё было иначе. Не опустись так человечество, вполне вероятно человек мог бы достигнуть Красной планеты в указанные автором в «Марсианских хрониках» сроки. В общем, чистая победа радужной идеи над красной.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не замечала этого, когда читала впервые, но от рассказа одновременно веет наивностью и вместе с тем каким-то стариковским брюзжанием. Из образов «Земного зла» в наличии красивые пустоголовые женщины, релиозные фанатики/зазывалы (в образе старой женщины), торгаши (в образе успешного мужчины-хапуги), а подспудно за всем этим, видимо, устрой американского общества на момент написания рассказа, общества потребления, который не давал писателю покоя. Противопоставляются им воинственные, но какие-то бестолково-наивные марсиане, которые обладают богатой развитой культурой, но которые почему-то с необъяснимым упорством полезли воевать на чужую планету, досконально изучив её жизнеуклад, но не освоив понятий вроде «военной пропаганды». Опять же полетели они строго в Америку, куда ж еще-то, больше в мире ничего не существует!

Впрочем в условиях современности рассказ, этот рассказ-притча, приобретает даже больше смысла. Трудно переоценить роль, которую играет Америка на мировой арене, и в какой-то степени благодаря «экспорту своей культуры» (хотя это и нельзя назвать «бескровным завоеванием», потому что… ну, знаете, вторая мировая, которая повысила вес страны, и прочие экономические факторы). Их образ жизни стал едва ли не эталонным, а понятие «американской мечты» для живущих за её пределами не теряет актуальности и по сей день.

P.s. Снова чувствуется боязнь автомобилей Брэдбери, особенно если вспомнить другие его произведения, где встречаются машины (опционально, с подростками внутри), которые сбивают людей насмерть.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Термин “общество потребления” придумали не вчера, вон Бредбери еще в 1949 году про это писал. Напрасно злобные марсиане думают, что нас нужно завоевывать. Вовсе нет, мы просто залюбим их до смерти, и перемешаем словно песок в бетономешалке. Хотя почему же только марсиан, мы и землян точно так же перемешаем.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Господина Рэя Бредбери уместнее причислять к категории сказочников нежели фантастов. По крайней мере, все то, что касается «Каононических Марсианских хроник» в общем, и рассказа «Бетономешалка» в частности, можно поименовать «злые сказки для 16 и старше».

Развивать диспут во круг «Медных ракет», «оркестров перед марсианскими кораблями», «импорта американского хардкора на Марс» как-то пошловато, ибо невооруженным глазом виден декорационный характер этого нагромождения и явное намерение автора свести все это лицедейство к абсурду. Однако, позволив себе немного занудства, можно с полной уверенностью утверждать, что с сайнс фикшенном у написанного Бредбери цикла общее только одно — ракеты. Возможно подобные утверждения и попахивают неким «научно-фантасическим ханжеством», однако, помимо социально-философского подтекста и оригинальной идеи, есть такие вещи как художественное повествование и какая-то «правдоподобность» что ли.

Творчество Рэя Дугласа имеет сходство с американским кинематографом, где первичным и основополагающим является то, что проще всего воспринимается массовым зрителем. Если в кино это визуализация (эпичные сцены, спецэффекты), то в книге это идея. «Бетономешалка» (читай «Канонические марсианские хроники) очень Американская вещь, очень Американского автора прежде всего с точки зрения воплощения в жизнь задуманных автором идей. Жирнющими размашистыми яркими мазками Бредбери рисует свою мораль. Здесь нет тонких линий, изящных (каких-либо) деталей, оттенков. Здесь нет скрытого подтекста, художественных изысков, нескольких точек зрения, двоякого толкования. Все в лоб, все на поверхности. Именно поэтому написанные Бредбери произведения в большей степени сказочны нежели фантастичны.

При всем этом, Бредбери очень впечатляет искусством создания мрачности и безысходности с самых первых строк своих произведений. Действительно удивительным является тот факт, что тексты автора заставляют буквально содрогаться от отвращения и неприязни к описываемым явлениям. Бетономшалка (Канонические марсианские хроники) цепляет и не позволяет перевести дух, что, в принципе, сводит все описанные художественные недостатки на нет. А может быть и не сводит. Лично я определится так и не смог.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна великолепная вещица от Мастера. Причем замысел ее, как все гениальное, достаточно прост и, прочитав рассказ, читателю надлежит чесать затылок и удивляться, как это до Брэдбери никто до такой, лежащей буквально на поверхности, темы раньше не додумался. А как все просто: древние культура и цивилизация гибнут не от какой-нибудь там сокрушительной войны, а всего лишь от столкновения с массовой культурой (даже не культурой — ее так и назвать-то стыдно, а так, пошлым и серым образом жизни) на нашей Земли.

Отдельное «Спасибо!» Брэдбери за название рассказа. Не секрет, что часто авторы дают своим произведениям такие названия, что в пору гадать, какое отношение они имеют к прочитанному. Это же название, краткое и емкое, как нельзя лучше передает саму суть этого замечательного рассказа.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Илиада» в новой транскрипции: Америка — Троянский конь наоборот, мирно впускающий в себя древнюю цивилизацию — на ее погибель. Ассимиляция, использующаяся в качестве абсолютного оружия. Ироничный взгляд со стороны на плоды технической революции, индустрию красоты и киноискусства, на бездумность, с которой Земля летит в тартарары. Еще один рассказ-предупреждение.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный, остроумный, очаровательный рассказ. Чем-то он мне напомнил Марка Твена — недостатки показанны с неожданного ракурса, так невинно о них рассказано, с такой тайной улыбкой, доброй, но грустной.

Армия нашествия с Марса захлебывается на Земле. Но не из-за героев, а из-за серости и пошлости. Все привычные недостатки современного (а для Бредбери только предрекаемого) общества понемногу отравляют марсиан. Хорошо откормленные, деловитые, постоянно жующие жвачку, помешанные на развлечениях и совершенно бездумные земляне представляют большую угрозу, но вряд ли Брэдбери имел в виду, что для марсиан.

(а как замечательно Стругацкие поднимут эту тему Брэдбери...)

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Описанное в 1949ом общество потребления и потребительства как-то органично и буднично перекочевало в реальность дней наших. Как это ни прискорбно, но мы с вами живем как раз в такой бетономешалке, где все разумное, доброе, вечное попадает в жернова обыденности и перемалывается в удобрение для последующих потребителей.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взгляд на мир глазами марсианина, которого земляне учат жить по их стандартам оказался несколько шокирующим. В хорошем смысле. Что он видит? Лень, обжорство, праздность («Хлеба и зрелищ!», как говорится). Но главное — нежелание землян шевелить собственными мозгами. Всё направлено на пресечение любопытства и познания нового. Итогом будет деградация. Марсиане попали под неё моментально, а что касается землян... вдруг ещё не всё потеряно?

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх