FantLab ru

Айзек Азимов «Стальные пещеры»

Стальные пещеры

The Caves of Steel

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Перевод на русский: Ф. Розенталь (Стальные пещеры), 1969 — 8 изд.
И. Кочкарева (Стальные пещеры), 1994 — 8 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 192

 Рейтинг
Средняя оценка:8.47
Голосов:2012
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Совершено убийство представителя другой планеты, космонита, который находился на Земле в составе мирной делегации. Дело может обернуться грандиозным межпланетным скандалом, а это для страдающей от перенаселения своих городов-муравейников и совсем беззащитной перед своими бывшими внеземными колониями Земли будет очень некстати.

Межпланетный скандал обязан предотвратить нью-йоркский детектив класса С-5 Илайдж Бейли, именно ему поручено расследование убийства космонита. Но у представительства космонитов есть и другие цели, кроме расследование убийства, и напарником к Илайжду направляется странный космонит с именем Р. Дэниел Оливо. Илайдж Бейли не сразу догадался, что в имени напарника «Р» — означает робот...

© vad

Примечание:


Первая публикация в журнале «Galaxy Science Fiction» — октябрь-декабрь 1953 г.

Первое книжное издание — 1954 г.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2009 // Переводной роман (США, 1953)

Экранизации:

«The Caves of Steel» / «The Caves of Steel» 1964, Великобритания, реж: Питер Сасди



Похожие произведения:

 

 


Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.
1969 г.
А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Стальные пещеры. Я - робот
1990 г.
Зеркальное отражение
1992 г.
Роботы утренней зари
1993 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Том 1
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Книга 3
1994 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце
1994 г.
Стальные пещеры
2000 г.
Стальные пещеры
2002 г.
Я, робот
2002 г.
Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо
2003 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Роботы зари
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Стальные пещеры
2006 г.
Стальные пещеры
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Rest of the Robots
1964 г.
(английский)
The Caves of Steel
1986 г.
(английский)
The Caves of Steel
1991 г.
(английский)
The Caves of Steel
1991 г.
(английский)
The Caves of Steel
2010 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2011 г.

Айзек Азимов — знаковый писатель, как для США, так и для нашей страны. Его рассказы о роботах с увлечением читали по обе стороны океана. Романы, которые он писал, уже стали классикой. И один из них — «Стальные пещеры».

Писатель описывает нам Землю через 2 тысячелетия после нас. Все 8 миллиардов людей, живущие на планете, скопились в гигантских городах, представляющих собой замкнутые системы, закрытые куполами. Мало кто видел свет Солнца, обонял носом чистый воздух — их заменили мерцающие неоновые лампы и фильтрующие кондиционеры. Натуральных продуктов не хватает на всех, их заменяют модифицированные дрожжи. Мы так и не узнаем, как управляется город — но ясно, что перед нами — гигантская распределительная система, овеществлённый коммунизм — полное отсутствие денег... и человеческих условий жизни. Раковина в квартире считается большой роскошью, так же как право обедать в собственной квартире. Столовые, душевые, даже рабочие места — всё общее. Дедушка Маркс бы порадовался... Азимов даёт нам ясно и чётко понять, что земляне в своих городах, в своих стальных пещерах, зашли в тупик, и постепенно деградирут в рамках металлических стен. Космониты, потомки землян, расселившиеся на других планетах, начинают доминировать, и Земле грозит вырождение...

Картинка непритязательная, антиутопичная. И на этом фоне разворачиваются события, которые скорее подстать какому-нибудь детективу. В Космотауне, инопланетянском районе Нью-Йорка, происходит убийство космонита — роботехника. Расследование поручают детективу Элайдже Бейли, который вместе с инспектором от космонитов — роботом Дэниелом Оливо, проводит расследование.

Это — первый слой. Второй слой — более глубок. Как уже говорилось, человечеству грозила гибель, как на земле, так и на планетах космонитов. Доктор Фастольф, такеж космонит, описывает Бейли решение дилеммы. Земляне должны вырваться из своих городов, колонизировать иные планеты — основываясь на иных принципах, нежели космониты — на принципах коллективизма и взаимопомощи. Эта идея, получившая в дальнейшем развитие, впервые появляется именно в «Стальных пещерах».

Песонажи получились превосходно. Элайдж Бейли и Р. Дэниел Оливо — возможно, одни из самых ярких и выразительных персонажей в фантастике XX в. Бейли, конечно, мало напоминает Шерлока Холмса. Это довольно эксцентричная, холеричная личность, склонная к раздражительным вспышкам, и поспешности решений. Он два раза в расследовании приходит к ложным выводам — но это вовсе не показатель его глупости, скорее это проявление его чисто человеческих черт, для того, чтобы ярче отобразить его образ на фоне невозмутимого напарника. Тем не менее Бейли — человек недюжинного ума, так как он всё-таки разгрыз крепкий орех преступления, и нашёл разгадку.

Его напарник — Р. Дэниел Оливо — и вовсе произведение исскуства. Азимов создал немало ярких персонажей-роботов, но этот, пожалуй, самый яркий. Человекоподобный робот, направленный на то, чтобы жить рядом с людьми, чтобы не отличаться от них — уникальное создание. Следить за тем, как меняется мышление робота, совсем нового, как говориться, «только что с конвеера», не менее увлекательное занятие, чем за ходом разгадки престкупления. «Стальные пещеры» — больше, чем детектив. Это произведение о людях и роботах, которые живут рядом друг с другом, и учатся пониманию.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2013 г.

Жанр фантастического детектива спорен донельзя.

С одной стороны — гигантские возможности для построения интересных сюжетов, с другой — нарушение «правил хорошего тона» и «10 правил настоящего детектива», плюс возможность низвести всю интригу до использования всякого рода торсионных полей и вундервафель. Хвала законам робототехники, Айзек Азимов блестяще выкрутился из этой щекотливой ситуации! Даже более того, интригу с убийством космонита он украсил острой социальной фантастикой, актуальной до сих пор.

Узенькие комнаты, многолюдные залы, «бегущие дорожки» так похожие на наше метро. Куриное мясо и личная раковина — роскошь. Кошки и собаки — только в зоопарке. Автор, не торопясь, методично изображает все черты современному ему общества в гротескных, бросающихся в глаза формах. Герои произведения люди своего времени, им такое положение кажется обыденным, нормальным. И тем не менее, Айзек вкладывает в уста некоторых из них идеи, которые, если их воплотить, способны решить проблемы этого общества. Но правящая верхушка инертна, она неготова к переменам, сыщику Илайджу Бейли и роботу Дэниэлу Оливо придётся изрядно потрудиться, чтобы не только решить загадку с убийством, но и дать матушке-Земле шанс на лучшее будущее.

Как детектив произведение тоже замечательно. Автор с первых глав обозначивает правила игры: расписывает нравы жителей «стальных пещер», рассказывает о законах робототехники. Множество раз по ходу повествования он подбрасывает читателям обманку, пытается вывести на чужой след. Сам Илайдж несколько раз берётся за неверный след; несколько раз в произведении высмеивается штамп с «гениальной догадкой» детектива. Истинное положение дел герои осознают, только получив достаточное количество информации и сделав нужные логические выводы, а не по мановению волшебной палочки.

Герои книги — бесспорно её украшение, робот и детектив — одни из лучших персонажей вообще всей мировой научной фантастики. Особенно автору удался р.Дэниэл Оливо. Позитронный мозг делает робота гораздо более человечным, чем большинство земных пролетариев, что показывает и сцена в магазине, и финальные эпизоды повести. Неслучайно этому персонажу автор уготовил долгое будущее.

Итог: один из столпов научной фантастики, всем ознакомиться в обязательном порядке.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2014 г.

С удивлением открыла для себя интереснейший цикл, уже давно написанный, но мною не читанный. Эта книга просто замечательна, она с лёгкостью может увлечь любого читателя, потому что это, на мой взгляд, не просто развлекательное чтение. Автор когда–то давно создал не просто увлекательную историю о роботе и детективе, а в столь коротком произведении создал целый мир с интереснейшими придумками, наделил его современной жизнью, отследил его историю, поставил множество вопросов, проблем, затруднений, выявил их причины на социальном уровне, которые касаются индивидуально каждого человека, и не только, и всего мира Земли в целом. Поэтому у книги такое правильное название, отражающее суть существования людей будущего, когда на Земле существует культ стальных городов. Когда–то, до появления стальных городов, люди были свободнее и могли оторваться от Земли, чтобы начать все сначала на чужой планете и делали это множество раз. А сейчас земляне так изнежились, так увязли в своих стальных пещерах, и кажется, что им не выбраться оттуда вовек. Урбанизм разъедает Землю.

Случившееся преступление оказалось деталью, в какой–то степени орудием, а в какой–то средством, для того, чтобы вскрылись все самые серьёзные, накопившиеся за сотни лет проблемы. И пускай оно не Бог весть как расследуется, незримо рождая выводы в голове детектива Бейли, но оно настолько важно, что без него было бы невозможно оценить всю составляющую созданного Автором мира.

Для одного из главных героев детектива Илайджа Бейли новое дело и встреча с Р. Дэниелом Оливо стало своего рода катализатором в пересмотре множества вопросов, касаемых роботов и современной жизни вообще. Р.Дэниел не был похож на всех роботов, с которыми Илайдж сталкивался до сего момента. Он практически ничем не отличается от человека, он для того и был создан, чтобы жить рядом с людьми. Поэтому в Илайдже долго проявлялось беспокойство, вызванное столкновением внутренних побуждений. С одной стороны, преданность долгу призывало его тщательно расследовать заговор землян. Но не менее сильное побуждение толкало его в противоположном направлении. Он оказался человеком практического склада ума. Несмотря на его здоровый интерес к прошлому Земли, он не вздыхает по нему с сожалением. Но и современная городская культура также не кажется ему идеальной. Такие люди, как Илайдж, способны снова повести землян к звёздам. Несмотря на то, что человек вечно топчется на грани неизведанного и пытается понять то, что недоступно пониманию и именно это и делает их людьми, а мозг робота мыслит законченными категориями, рассчитывается до последнего десятичного знака и имеет конец – эти двое партнёров совпали идеально.

Книга читается с большим интересом и этот интерес здесь вызывает абсолютно каждая деталь. Это фантастически–социальный детектив, который позволяет искать не только виновника преступления, а ещё и множество вопросов и решений, которые повлияют на будущее не только двух замечательных персонажей.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2013 г.

Вот и встретились две неординарные личности, которым предназначено не просто изменить мир, нет, целую Вселенную. Случайность, судьба, предназначение — называйте, как хотите — свела в нужное место и в нужное время детектива Илайджа Бейли и робота Дэниэля Оливо, чтобы не угасла судьба Человечества, протянулась через тысячелетия непрерывная нить через Галактическую Империю к Академии, а потом дальше — к Галаксии.

А пока — первая встреча среди душных и мрачных коридоров стальных городов, среди бесчисленных толп зашедшего в тупик и потерявшего всякие ориентиры Человечества. И мне было не сколько интересно само расследование убийства знатного космонита или ход мыслей известного детектива, сколько ответ на вопрос: что же нашли друг в друге эти двое, что, в итоге, изменило судьбу всех людей.

Что нашел Дэниэл Оливо такого в Бейли, что так запало в его позитронные мозги и заставило потом робота в память о своем напарнике тысячи лет пестовать и оберегать Человечество, искать новые пути развития людской цивилизации? Что разглядел Илайдж Бейли в своем механическом товарище, чего не мог отыскать в своих коллегах из плоти и крови?

Ведь ничем на первых страницах Илайдж Бейли не отличается от миллиардов других людей, жмущихся друг к другу, как испуганные дети в обманчивой безопасности своих Стальных пещер, боящихся выйти из них на безбрежный простор Космоса. Так же, как они, детектив полон предрассудков, ревности к успехам космонитов и иррационального страха перед роботами, озабочен не всеобщим благом, а личным статусом и привилегиями. Что же тогда? Может врожденное чувство справедливости и преданность долгу, способность воспринимать новое, смело смотреть в глаза правде и умение не отворачиваться от неприятных, противоречащих собственным убеждениям, фактов, знаний и событий, делать выводы и действовать на их основе?

Ведь смог же разглядеть сам детектив в Дэиэле Оливо нечто, что примирило его с механическими помощниками и позволило по-новому взглянуть на развитие Человечества. Что это — способность выполнять работу и делать выводы, не отвлекаясь на эмоции, традиции, отжившие законы? Или возможность на все 100 проц использовать способности и резервы разума, не ища оправданий для бездействия и умственной лени?

Вот, что было мне в этой книге интереснее всего: такой занимательный и непростой разговор о человечности. И, казалось бы, не заслуживает это агрессивное, пассивно ожидающее своей судьбы и лгущее самим себе Человечество лучшей доли, чем вечное прозябание в Стальных пещерах. Но вот же встретились две замечательные личности — детектив Илайдж Бейли и робот Дэниэл Оливо — и доказали друг другу, что ничего еще не потеряно и возможно лучшее будущее для всех.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2014 г.

Мир будущего удручает своей безрадостностью. Ведь не только люди, но и космониты зашли в тупик в своем развитии. Тупики эти разные, жизнь на просторных планетах Внешних Миров не в пример комфортнее, но и там потомки землян остановились в своем развитии. По крайней мере так считает доктор Фастольф. Причем тупик, в который зашли жители Внешних Миров, гораздо глубже земного. Доктор Фастольф и его сподвижники не видят возможности расшевелить своих сопланетников и как-то стимулировать развитие цивилизации. Именно поэтому в фокус их интересов попадает перенаселенная, истощенная, балансирующая на грани катастрофы Земля. Землян можно расшевелить и сподвигнуть на очередной рывок вперед, а вот привыкших к комфорту и долгой жизни космонитов уже нет.

Но в чем же смысл такого рывка? Ведь люди уже уходили в космос, они уже покоряли другие планеты. Итог (по крайней мере, промежуточный итог) мы видим: что на Земле, что на Внешних Мирах наступил период умственной лени и стагнации. Конечно, новые переселенцы, когда они появятся, на какое-то время вдохнут жизнь в закукливающееся человечество, но почему они должны развиваться отлично от космонитов? Ведь основатели колоний на освоенных пятидесяти планетах Внешних Миров тоже пришли с Земли, новые эмигранты в космос мало чем от них отличаются.

Как всегда, Азимов избегает прямых ответов. С одной стороны, он возлагает надежды на развитие сотрудничества человека и робота. С другой, ведь такое сотрудничество налажено во Внешних Мирах. И панацеей от стагнации оно не стало. Получается, что новым поколениям людей придется повторить путь своих предшественников на новом витке спирали, постараться учесть их видимые ошибки и не повторить пройденное, не забрести в очередной тупик. Думается, что тупик этот связан, прежде всего, с потребительским отношениям к ресурсам планет. На Земле достаточно места для восьми миллиардов. Не хватает им именно ресурсов, полностью растраченных человечеством. И в космос человечество нацеливается в первую очередь с намерением получить доступ к ресурсам других планет. То есть повторяет тот же самый земной подход. Учитывая, что в мирах космонитов существует жесткий контроль над рождаемостью, они тоже являются хищниками по отношению к своим планетам, только более аккуратными, чем земляне.

Чтобы не зайти в очередной тупик, людям нужно искать другой путь обустройства собственной жизни, другие принципы развития. Казалось бы, они на поверхности: наука, роботизация, оздоровление населения, бережное отношение к ресурсам планет и восполнение изымаемого. Но эти принципы настолько очевидны, что космониты должны были все это обдумать и проверить. Однако, не помогло.

В романе показано очередное распутье в истории человечества. Когда нужно сделать выбор и двинуться хоть куда-нибудь, потому что топтание на месте ведет к гибели всех. Сотрудничество человека и робота в ходе расследования преступления, постепенное преодоление героем-человеком ксенофобии и своих страхов и совершенно фантастическое взросление робота, который оказался способен понять суть нравственных принципов напарника-человека, оставляет надежду, что люди и роботы выход все-таки найдут. Главное, перестать быть врагами и переключиться с вопроса «Кто виноват?» на вопрос «Что будем делать?». Делать не когда-нибудь, а здесь, сейчас, вместе.

Финал романа очень хорош. Он рассеивает мрачное, гнетущее впечатление от мира стальных пещер с тотальным страхом открытых пространств, свежего воздуха и света. Если робот смог понять нелогичную мотивацию человека, а человек увидел в роботе товарища и друга, у цивилизации есть будущее. Люди сумеют выйти из стальных пещер. Не это поколение, так следующее. Ведь небольшой запас времени все-таки есть. Доктор Сартон вовремя создал своего Р.Дэниела, и погиб не напрасно. Равновесие нарушилось, причастные к событиям люди начали думать и, в принципе, осознали необходимость и возможность действия.

Хорошая, на удивление современная вещь. К тому же роман легко читается, увлекает, детективная составляющая неплоха и не оставляет места скуке. Всего в меру, и развлекательного и серьезного.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2012 г.

«Земля – это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели» — в романе люди забыли этот постулат КЭЦ. Их жизнь утратила риск, в тепличных условиях они существуют, словно послушные викторианские дети – едят, что подадут, спят, где скажут, их видно, но не слышно. А если захотят сообща помечтать о бурной старине — тайком соберутся в тоннеле. Они так дисциплинированы и инертны, что не способны реально противостоять роботизации производства, лишающей их работы и превращающей в деклассированные элементы. Идея переселения в космос их страшит, а между тем, они живут в своих стальных мегаполисах, словно в космических кораблях, ресурсы жизнеобеспечения которых на исходе. Космониты с риском для собственного существования пытаются стряхнуть апатию с землян. Автор замечательно вплетает в роман детективную нить, активизирующую героев. При внимательном рассмотрении в детективной составляющей выявляется неувязка: преступнику до промывки мозгов стало известно, куда угодил выстрел, и он не мог показать описанных результатов тестирования, но от этой мелочи легко отвлечься. В конце-концов, любой детектив можно рассматривать как игру, а любая игра предполагает какие-то допущения. Роман читается с интересом и подталкивает читателя к поискам продолжения.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2013 г.

Один из самых лучших футуристических детективов, с отлично выписанными персонажами, великолепными НФ идеями. Читал роман в юношеские годы, и наслаждался текстом, интригой, сюжетом, описаниями. Потом неоднократно перелистывал роман, и с удовольствием встречался с героями и идеями в других книгах Азимова. Перевод книги, сделанный Розенталем, замечателен. Простой русский язык, любопытные фантастические новообразования — «космониты» (потом даже встречались «пространственники» — но это было уже не то) и масса других достоинств. да и герой Илайдж Бейли — весьма интересный герой, не зря же мы его потом встретим в других книжках Айзека Азимова.....

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2011 г.

Мало что можно добавить к тому, что уже говорили. Да, детальная проработка. Да, яркие персонажи, выпуклые характеры. Робот Дэниэль Оливо — тот еще тип. Да, герой — детектив Элайдж Бейли — растет над собой и сильно меняется к концу книги. Почти все отметили удачный сплав фантастики и детектива, причем фантастика остросоциальная, многим писавшим позже, такие темы оказались неподъемными. А ведь роман написан почти 60 лет назад! И, кстати, ничуть не удивительна бедная, убогая жизнь землян — все эти карточки для столовок, питание из дрожжевых культур... Лишь бы нас не трогали. Ага.

Детектив, кстати, тоже не ниже среднего. Как и положено в любом детективе есть ложные, хоть и, казалось бы, непротиворечивые версии, и развязка, основанная не на рояле из куста, а на давно известных читателю фактах, которые всего-то нужно выстроить в нужной последовательности.

Но вот как-то никто (по крайней мере я не нашел) не написал про этот роман, что это не просто фантастика + детектив, а именно фантастический детектив. То есть, если убрать детективную часть, фантастика получается ни о чем, пшик, пустышка. Без фантастической же составляющей детектив теряет смысл. Я не могу так с ходу вспомнить у кого еще детектив базируется на фантдопущении, а не просто сыщик использует какой-нибудь ментоскоп. Замените ментоскоп на дедуктивный метод и ничего не изменится. У Азимова не так. Он вообще всю жизнь продвигал (хоть и с переменным успехом) именно фантастический детектив. «Стальные пещеры» — однозначный шедевр в этом жанре, увлекательный и глубокий.

P.S. Читал в переводе Кочкаревой, но сравнил первые фразы с советским переводом и считаю, что у Ф. Розенталя в 1969 получилось лучше.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2009 г.

А. Азимов в этом романе смог великолепно совместить два таких известных и всеми любимых жанра, как фантастика и детектив. Но, несомненно, в этом слиянии большая роль отводится фантастике. В следствии чего, можно упрекать детективную линию в простоте, но лично мне (особо не просвещённому в жанре детектива) она показалась вполне интересной и интригующей. Главные герои вызывают симпатию. Не идеальный человек-сыщик и робот, не испытывающий эмоций, прекрасно дополняют друг друга. Наблюдать за их приключениями невероятно интересно и увлекательно.

Автор неспешно показывает нам мир будущего со всеми его недостатками и немногочисленными достоинствами, намекая на последствия коллективизма, перенаселения и развития технологий. Мы видим людей, проводящих всю свою жизнь в «стальных пещерах» и ненавидящих роботов, которые отнимают у них работу и цель в жизни. О чём же мечтает большинство столь развитого населения Земли? О возвращение назад, в наш несовершенный век, о единение с природой и самими с собой, но историю и прогресс нельзя повернуть вспять. Есть лишь единственный выход — колонизация других планет. Но способны ли на это люди столь привязанные к Городам и к своим замкнутым жизням.

В этом романе есть всё: потрясающие приключения и филосовские размышления, лихо закрученный сюжет и калоритные персонажи. Хороший роман и отличное начало цикла.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июня 2008 г.

Стальные пещеры! Как я понимаю, это не просто красивое, подходящее название, а нечто аллегорическое. Мир далекого будущего, закрытый Город, роботы повсюду, а всё равно это — пещеры. Хотя и стальные. Человечество остановилось в своём развитии и плавно, очень плавно начало скатываться назад, к прошлому. Это очень хорошо показано в романе. А космониты задались целью изменить существующее положение, для чего понадобилось придать легкий толчок, направление, благодаря которому земляне выйдут из своих пещер и заново начнут покорять Вселенную!

Я мечтал прочитать эту книгу начиная с раннего детства. Дело в том, что меня заинтересовало упоминание об этом романе в замечательной книжке «Приключения Электроника». И вот наконец «Пещеры» прочитаны. Честно говоря, я ожидал немного другого. Это не значит, что книга хуже, просто она совсем другая. Мне казалось, что будет нечто наподобие азимовского Лаки Старра. Но всё оказалось гораздо обстоятельнее, мудрее и взрослее, что-ли.

Интересно. Понравилось. А самое главное, возникло желание прочитать продолжение! Что я и сделаю в самое ближайшее будущее!

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2007 г.

Одна из лучших книг Азимова. Отлично написана, с интересным сюжетом, в котором, в отличие от многих других фантастических детективов автора, собственно детективная часть достаточно ненавязчива. Безнадёжно устаревшее во многом, вследствие внимательности автора к деталям, описываемое будущее, только придаёт особый шарм при прочтении в наши дни. Ну и хотя я не любитель всяческих циклов, Азимовский цикл про роботов заслуживает внимания, а Стальные пещеры — один из его краеугольных камней.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2014 г.

Довольно интересный фантастический детективный роман, увлекающий с первых строк. Забавно читать про альтернативное будущее в глазах человека, представлявшего его 60 лет назад. Чего-то мы достигли уже и чем-то круче, по сравнению с описанным, а о чём-то до сих пор только мечтаем. Расследование убийства вперемешку с практической философией, захватывающе и динамично. Догадки про убийцу у меня были, но вот сопутствующие обстоятельства оказались несколько неожиданными=).

Впечатление испортили: во-первых, Джесси. Ну что это за глупость, хотеть казаться порочной, благодаря имени? А потом обижаться и не разговаривать с мужем неделю, только потому что ему надоело терпеть её дурость? И потом этот её приход в полицию — вот нафига было там всё рассказывать? Такая явная недружба с головой раздражала. Во-вторых, сам герой. Илайдж не такой уж и герой, и вообще частенько тупил, удивительно, что всё-таки раскрыл преступление. :] В-третьих, законы: не верю я в такую «беззащитность от дурака». Когда любой может сказать роботу, что угодно и тот обязан подчиниться. Ага, и вывести себя из строя. Бредово это, имхо. Как минимум, пароль какой-нить должен был быть для доступа и управления, особенно такого.

Продолжу знакомство и с автором, и с серией спустя время.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2016 г.

Легко читается, буквально, «на одном дыхании». Интригующее начало цикла, не без изъянов в детективной части, но это скрадывается бытовым антуражем «нового мира», забавно видеть подобную антиутопию. Подкупают черты характера детектива Бейли, его отношения к жене, семье, быту — это очень гуманизирует роман. Привлекателен и его напарник-робот. Хочется и дальше следить за их совместной историей.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 ноября 2015 г.

Вот за такие тексты и получил Айзек Азимов титул Великого Мастера! Очень экономно и умно написанный короткий роман, в котором уместны буквально все детали, наличествует динамичный сюжет, вызывающие симпатию нетривиальные персонажи и хорошо продуманный социальный фон. Всё на месте, всё безупречно убедительно для момента написания романа и не вызывает раздражения сейчас. Да, в наши дни мы понимаем, что «будущего», описанного в «Стальных пещерах», не будет. Тем не менее, внутри текста каждый элемент логичен и имеет как предысторию, так и продолжение. Не случайно Азмов позже смог без всякого напряжения использовать фигуру Элайджа Бейли и социо-культурные декорации «Стальных пещер» для других, тоже удачных, романов: и Бейли и Р. Дэниэл Оливо, и подземные города Земли и странные культуры космонитов оказались способны существовать за пределами «Стальных пещер».

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2014 г.

Есть вещи, которые я считаю крайне желательными к прочтению в мире sci-fi.

Стальные Пещеры — наглядный представитель.

Отличное сочетание научной фантастики и детектива. Прекрасно выстроенная сюжетная линия. Запоминающиеся герои. Очень хороший перевод.

Азимову удается заставить читателя мыслить вместе с его героями. Повествование ведется плавно и не дает заскучать.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу