Рэй Брэдбери «Апрельское колдовство»
- Жанры/поджанры: Фэнтези
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Юная Сеси — из тех бесплотных существ, что могут вселяться во что угодно. Она летает птицей, лежит камнем, прыгает лягушкой, падает каплей в колодец... И вот девичьи губы испивают чистой воды, и Сеси обретает новую форму — девушки Энн Лири.
Тем временем Том — местный парень — зовет Энн на танцы. Ох, как она его ненавидит! Но кругом апрель, все так красиво вокруг и Сеси не терпится парить, мечтать, любить. Она становится глазами Энн и подчиняет себе её разум...
Первая публикация: газета «The Saturday Evening Post», v. 224, #40, 5 апреля 1952 г.
Рассказ печатался также в журнале «Сельская молодёжь», 1965, №1.
Входит в:
— цикл «Гринтаунский цикл» > роман «Из праха восставшие. Семейные воспоминания», 2001 г.
— сборник «Золотые яблоки Солнца», 1953 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики», 1971 г.
— сборник «To Sing Strange Songs», 1979 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Young Witches & Warlocks», 1987 г.
— антологию «Стрела времени», 1989 г.
— антологию «Сказки американских писателей», 1992 г.
— антологию «Сказки для взрослых», 1992 г.
— антологию «The Ultimate Witch», 1993 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— антологию «Magicians' Circle: More Spellbinding Stories of Wizards & Wizardry», 2003 г.
— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.
— антологию «Глубина. Погружение 23-е», 2019 г.
- /языки:
- русский (39), английский (7), испанский (1), итальянский (4), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (50), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Л. Гарсия (1), Л. Жданов (34), И. Трон (4), Л. Цекова-Маринова (1), В. Чарный (1), М. Шурпик (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 21 декабря 2020 г.
Великий писатель не зря называется великим. Ему всё равно о чем писать и от чьего лица рассказывать. Я уже упоминал как-то про эту особенность классиков, когда комментировал одну из новелл Айзека Азимова. Теперь вот то же самое могу сказать о про Брэдбери. Его рассказ о том, как молодая девушка, еще не знавшая любви, впервые испытывает это волшебное чувство. Кто еще, кроме другой женщины, может его описать? Тем более — мужчина! Оказывается, может, если он настоящий мастер. А Брэдбери таковым является без сомнения! Как сильно отличается его описание от т.н. «эротических» грез современных авторов... Здесь нет никаких непристойностей, пошлых сравнений и преувеличенно-эротических сцен. Это действительно чистое и открытое чувство, а не затасканная «плейбоями» порнография. Оно сродни старой картине «Обнаженная одалиска» кисти Жана Энгра. Ее бессмысленно комментировать — ее нужно смотреть. Так и с «Апрельским колдовством»: в нем столько ярких образов, аллегорий и необычных сравнений, что любое описание будет бледным подобием оригинала. Поэтому читайте — и обрящете истину.
----------
ИТОГ: яркий пример «женской» лирики американского фантаста из известного «гринтаунского» цикла. Если ваши чувства так же чисты и искренни — радуйтесь, ибо вы приблизились к самому идеалу!
artem-sailer, 1 декабря 2020 г.
Кто-то скажет, что рассказ девчачий, однако я бы назвал его хорошей романтической прозой. В комментариях разгорелся спор о дальнейшей судьбе персонажей и о моральном облике главной героини — ведьме Сеси. Видимо, настолько запала в душу эта история, заставляет переживать.
Я же просто читал этот рассказ, получая удовольствие от созданной атмосферы и богатого, чувственного слога. Колдовство апрельское, и дух расцветающей весны метафорично передаёт настроение юности, дерзости, страсти, тайны. У Брэдбери, на мой взгляд, это всегда получалось отлично. Близко к полёту Маргариты из Булгакова и вызывает ассоциации с творениями Гоголя.
lex_art, 19 ноября 2021 г.
Еще одна достопримечательность городка Гринтаун, помимо семейства Сполдингов, — это местные ведьмы, которые могут вселяться во что угодно. Но есть и плата за такой дар. Ведьма должна оставаться одинокой и не может найти свою половинку. И тоску от такой судьбы нужно умножать на сто, если ты — молодая ведьма. Что остается? Остается воспользоваться своим даром и вселиться в другую девушку, чтобы хоть как-то пережить чувства, которые для тебя недоступны. Очевидно, что человеку будет неуютно от того, что внутри него завелся подобный паразит. Но рассказ не об одержимости, а о чувствах, которые переживают влюбленные. Очень позитивный и светлый. Каким и должен быть рассказ, в котором хотя бы одним словом упомянули Гринтаун.
Очень красивая концовка. Простая девушка Энн Лири слышит искренние мысли ведьмы Сеси, перестает чувствовать вражду к ней и представляет ее Тому как свою подругу.
Joul Harristar, 19 марта 2021 г.
Оххх, как же тяжело ставить Брэдбери шестёрку, вы не поверите. Но скрепя сердце я это сделаю. И вот почему:
Безусловно, рассказ написан мастерски — легко, лирично, поэтично, как бы доказывая, что Мастер может быть Мастером во всём, что бы ни писал. Но вот мораль... У меня, честно говоря, чуть волосы дыбом на голове не вставали. Ведь за романтическими побуждениями и «силой любви» стоят банальная безответственность за свои поступки, неспособность осознать собственную силу и опрометчивость.
Я довольно сентиментальный человек, не могу упрекнуть себя излишней ворчливостью а-ля «вооот, развели тут розовые сопли», так как я же к их разведению чаще и склонен. Но здесь я вижу лишь насилие над личностью. Сеси загорается задачей влюбиться во что бы то ни стало и прёт напролом не разбирая дороги, проникая в чужое тело, наслаждаясь им. Она идет против воли, приютившего её разума. Больше похоже на изнасилование, честно говоря.
И вообще, кто такой Том? Чем он достоин того, чтобы бросить ради него всё, забыть про свою силу и способности? Тем, что у него есть лошадь и грустный обиженный взгляд?
Всю эту историю можно было бы развернуть с противоположной стороны. Там где, несчастная Энн слышит чей-то голос у себя в голове и сходит с ума от того, что собственные мысли и тело ее не слушаются, толкая в объятья человека, которого она не переносит. Получился бы суровый психологический триллер.
P.S. Воображение рисует мне картинку какой-нибудь расплющенной о камни птахи, павшей жертвой желания Сеси узнать, каково это — ощутить себя в крутом пике.
Календула, 29 января 2014 г.
«Апрельское колдовство» — один из самых моих любимый рассказов у Рэя Брэдбери. Он такой же волшебный, как «Вино из одуванчиков». Он подернут легкой весенней дымкой, что можно увидеть вечером над болотом, проникнут магией, весной, романтикой, надеждой, он пахнет клевером и хмелем. Он удвительно лиричен, поэтичен, музыкален. Слог автора словно летит вместе с Сеси над полями и долинами, переливается в водопаде и падает на землю вместе с каплями первого весенего ливня. Рассказ очень легкий, воздушный, наполненный надеждой и жаждой любви. И пусть финал его открыт, но каждая семнадцатилетняя девушка знает, чем он закончится, ведь в сердце Тома зарождается любовь. Да и разве можно весной думать иначе? Все просыпается от зимней спячки, мир благоухает ароматами цветов и искрится лучами солнца.
Однако есть в этом рассказе и второй пласт смысла, изнанка сюжета. Да, пьянящий весенний восторг юной Сеси, удивительно трогательное желание изведать запретный плод, пробуждающаяся природа — все это выдвигается на передний план, закрывая от нас скрытый смысл рассказа. Признаюсь, я только после третьего прочтения взглянула на него иначе. возможно, в силу возраста, ибо в семнадцать лет я видела лишь романтику, весь рассказ был пропитан ею, дышал ею. Но есть момент, который омрачает это первое радужное впечатление. Сеси не просто жаждет влюбиться, она попыталась сделать это через посредство другого человека, подчинив своей воле другую девушку, заставив ее пойти на свидание с парнем, к которому она не испытывала симпатии. Тем самым Сеси сделала несчастными нескольких людей, включая и саму себя. И лишь позже, разобравшись в своем желании любить даже ценой утраты магических сил, она решила пойти навстречу чувствам открыто. Что это было, если не необдуманный, даже эгоистичный поступок подростка, не отдающего себе отчета в своих действиях, не думающего о судьбах других людей, берущего то, что хочется без зазрения совести? Сеси повела себя как взбалмошная девица, и отпустила Энн не по доброй воле и не осознав свою ошибку, а потому, что захотела сама все это испытать, без посредника.
Художественные достоинства рассказа несомненны: эта метафоричность, музыкальность слога, поэтичность описаний — фирменный стиль мастера. Сюжет — словно бы вырванный фрагмент из чего-то большего, этакая зарисовка, небольшой фрагмент из жизни юной ведьмы. Есть ощущение незаконченности, вырванности эпизода. Автор предлагает каждому читателю самому додумать финал и решить судьбу Сеси и Тома. И вот что любопытно: в каждом возрасте у читателя будет разный финал. Я читала рассказ три раза, и у меня есть три финала. И жаль, что перестала видеть в этом рассказе добрую сказку. Да, он останется у меня в памяти светлым, весенним, радостным приключением ведьмы Сеси, но теперь я не могу не думать и об Энн, волю которой Сеси сломила и заставила делать что-то, чего та вовсе не желала делать. И этот момент смазывает мои восторженные впечатления.
Рассказ глубже, чем может показаться по началу, глубже и сильнее. Мастерство Брэдбери ведь не только умении красиво складывать слова и подбирать красочные эпитеты. Мастерство его и в том, чтобы на примере волшебного и прекрасного показать суть, таким образом усилив и выделив изнанку, оборотную сторону. Под красивой оберткой скрывается не совсем вкусная начинка. Но ведь ведьмы, они такие... ведьмы.
vam-1970, 8 июля 2019 г.
Рассказ из романа — сборника «Из праха восставшие. Семейные воспоминания», пронизанного общими персонажами и общим духом, семи рассказов о жизни призраков, бессмертных и прочих. Очень похоже на юмористический цикл Каттнера «Хогбены» и философский бытовой роман Клайва Баркера «Галили», которые о жизни рядом с нами бессмертных.
Что общего? Везде сверхспособности необходимо прятать от окружающих — не везде это удается. Это и есть главная проблема бытия персонажей романа Брэдбери. Вроде как живём, ничего плохого не делаем, но все хотят нас сжечь, как необъяснимое и пугающее. Поэтому и симпатия к персонажам романа. У них своя жизнь, свой взгляд на события и историю, на взаимоотношения, взаимовыручка.
Данный сюжет самый лирический и в романе идёт первой главой , хотя и написан намного позже остальных. Автор как бы задал тон всему роману — да, это нечисть по нашему, но они же такие внутри как и мы. Любят, интересуются новизной, живые. Сеси овладела внутренним миром первого встреченного ей парня.
dxbckt, 22 июня 2020 г.
Очередной рассказ автора «вроде бы (опять) как бы ни о чем» продолжает серию микрорассказов «на крылатую тему». Однако в отличие от предыдущего («Крылья дядюшки Эйнара») — это не рассказ о преодолении себя, а... просто о той «настройке настроения» или (о том) взгляде на жизнь (которых нам порой, так всем не хватает в нашей суете и беготне).
И казалось бы... врослея мы сами вольны выбирать «свой путь», однако несмотря на эту свободу, мы чаще (отчего-то) выбираем именно «клетку»... То ли она нам кажется комфортной и привычной, то ли мы просто уже разучились рисковать и все «неизвестное» для нас равноценно «ненужному»... Ненужному опыту сомнений, страха «перед страхом» и прочими «умствованиями». Да и зачем? Ведь (есть уже) своя часть вполне понятного (и местами уютного) мирка в котором уже привычно чего-то ждать, кого-то ругать и... сидеть «днем за днем» провожая очередной закат или восход солнца...
Здесь же (в данном конкретном рассказе) говорится о героине которая не просто делает выбор (не взвешивая предварительно все риски или последствия), не просто отрицает «суждения взрослых» (в силу свого юного возраста)... а живет... живет отринув все сомнения.
И не важно по итогу — правильный ли она сделала выбор или нет, пожалеет о нем в дальнейшем или нет... В этой части (у автора) как всегда недосказанность — (на мой субъективный взгляд) этот рассказ о том, что пока кто-то живет и «осознает жизнь собой», другие лишь «обозначают свое присутствие» и тратят годы и десятилетия своей уходящей жизни на всякие пустяки (вроде обоснования или отрицания чужого мнения или попытки создать «пустой и никому ненужной образ» успешного человека)).
P.S такое ощущение если каждый раз (перед сном) читать что-либо похожее — каждый микрорассказ автора (понятный или непонятный, веселый или лирический, многоплановый или вроде однозначный) словно маленький «серебрянный гвоздь» (со шляпкой) «укрепляет» фундамент «хорошего настроения» (которое порой внезапно) и так часто «срывается куда-то»)) и оставляет вместо себя лишь: очередные проблемы, злость (на все и всех подряд) и ожидание окончания «очередной рабочей недели»...
Deliann, 8 октября 2013 г.
Неоднозначный рассказ. С одной стороны, апрельское веселье, очень поэтичный язык автора, великолепная атмосфера, которая словно бы пронизана особой озорной любовью. С другой стороны, если отринуть все вышеперечисленное, не поддаться пьянящему настроению рассказа и взглянуть на все здраво, то что мы увидим? Ведьма Сеси обладает способностью перемещаться сознанием в насекомых, животных, камни, воду, ветер, людей и т.д. Ей исполнилось 17, и она желает влюбиться, хотя это запрещено, ведь тогда она потеряет свои силы. Тогда Сеси завладевает сознанием незнакомой ей девушки Энн и заставляет ее против воли идти на свидание с парнем Томом. Вечером проходят танцы, вот только Энн несчастна на них, ведь она в своем теле больше не хозяйка, а Тома она не любит. Том сбит с толку, т.к. девушка его мечты, которая не обращала на него внимания, ведет себя крайне странно. Сама Сеси выглядит просто жалко, ведь это не она танцует с Томом, не ее губы целуют его. Она просто эгоистичное сознание, готовое влюбиться в первого встречного парня. Ну и кто из них будет себя хорошо чувствовать по завершении этой истории? Конечно, финал оставляет зацепку на светлое будущее для некоторых героев, вот только слабо мне в это самое будущее верится.
Рассказ с двойным дном, за веселой атмосферой кроется очень мрачное содержимое. Написан он неплохо, однако подобные сюжеты мне не по вкусу.
ant_veronque, 3 апреля 2019 г.
это произведение не назвала бы даже рассказом, для меня это зарисовка, кстати, очень красиво написанная.
У меня все время крутилась мысль в голове: «Что же ты, Сеси, по сторонам не посмотрела, а вцепилась в первого встречного? И зачем же пытаешься его приворожить, ведь ненастоящее чувство и тебе и ему поперек горла будет?» Но странное дело, Сеси хоть и хотела сначала полюбопытствовать, но в итоге не стала вселяться в Тома. Значит, хочет, чтобы все было по-настоящему, а для этого ей нужно с ним хотя бы один раз встретиться на самом деле. И тут у меня сработала ассоциация с Русалочкой Андерсена.
В общем, я увидела здесь фантазию на тему «хочу влюбиться или люблю?» и о цене любви.
А вот судьба Энн меня беспокоила только вначале, пока Сеси забавлялась, мечтая о танцах, когда же Сеси поняла, что Том чувствует в Энн ещё кого-то, я за Энн уже не переживала. История Энн в этом рассказе полностью завершена: ей было жутковато, но она быстро оправится, психика у нее сильная, неприятный ей Том докучать больше не будет, ее роль посредника исполнена.
А вот финал не просто открытый, он как будто оборванный, как будто мы чуть-чуть поподсматривали, но тут нас за этим делом поймали и сказали «кыш!» И теперь можно для себя эту историю дорисовывать как угодно. Возможно, поэтому у меня осталось чувство неудовлетворённости: мне бы чуть поярче событий, чуть больше определенности.
Zlata.24, 6 августа 2018 г.
Рассказ всего на полчаса чтения.
Но еще надолго оставляет после себя ощущение парящей легкости и завораживающего волшебства. Словно ты это уже не ты, а юная Сеси, которой подвластно всё, кроме обыкновенного чуда любви.
«Но кругом апрель», и он заставляет даже бесплотное существо искать выход рвущимся наружу чувствам...
mal4ik, 10 июня 2019 г.
Лёгкий мазок эмоциями по душе романтика...
Читать всем, может кому и не зайдёт, но таких будет не много)
nafanila, 6 ноября 2015 г.
Маленький рассказ который вмещает в себя весь спектр подросткового (а возможно и взрослого) ожидания. Стать другим, чтобы тебя полюбили, и при этом надеяться, что любят именно тебя. Без лишней сентиментальности, но романтично и нежно. Очень по весеннему)
Сказочник, 9 ноября 2015 г.
Прекрасная весенняя картинка о юной колдунье, еще не испачкавшей свою невинность о чужие впечатления, побывав в телах испорченных людей. Здесь Сеси такя же милая и влюбленная, как и девушка, в тело которой она вселяется. Новые переживания, которые захватывают дыхание, грусть от неизбежного расставания и прочие мелочи, которые делают этот рассказ таким светлым и романтичным.
Такие дела.
IsMyWar, 14 сентября 2014 г.
Легкая атмосфера весны,когда оживают реки от железной хватки морозов.Зелень просыпается от долгого холодного сна.Все оживает.Оживает не только мир,но и чувства юнной девушки,которая в силу возраста теряет голову от возможности полюбить и быть любимой.Только воплощает она это в силу своих способностей уж очень неправильным способом,а именно силой.Что приводит к эмоциональному хаосу молодой пары в весеннюю пору.Романтическое произведение на все года.
Sawwin, 14 марта 2009 г.
Брэдбери равно хорошо пишет и удивительно светлые, солнечные рассказы и самый жёсткий хорор, мрачный и беспросветный. «Апрельское колдовство» в этом смысле стоит на грани: солнечный свет, напоённый тьмой. «Хочу влюбиться!» -- восклицает ведьма и пускается во все тяжкие. Радостная кутерьма, чехарда событий, которым удивляется даже сама виновница происходящего. Беспомощные попытки Энн Лири отстоять зимнее, замороженное, но своё «я». Веселье, радость, чудеса, и мы радуемся вместе со всеми. Но где-то на грани восприятия чёрной точкой темнеет понимание, что весна пройдёт, колдовство кончится и останутся двое чужих, неприятных друг другу людей, связанных канувшим колдовством. «Все невесты феи, откуда же берутся ведьмы-жёны?» Светлый рассказ распахивает тёмное дно, и даёт ответ на этот вопрос.
Великий мастер Рэй Брэдбери видит сквозь любое дно, но до поры не показывает тёмных глубин. Радуйтесь, пока не кончилось апрельское колдовство!