fantlab ru

Эдгар Аллан По «Сфинкс»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Оценок:
580
Моя оценка:
-

подробнее

Сфинкс

The Sphinx

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 84
Аннотация:

Главным источником всех человеческих заблуждений является склонность разума недооценивать или переоценивать какой-либо предмет из-за простой ошибки в определении расстояния до него. Если ты видишь чудовище, то попробуй посмотреть на него издали...

© Lucy

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Избранное
1958 г.
Полное собрание рассказов
1970 г.
Эдгар По. Избранное. Том 2
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1980 г.
Эдгар По. Новеллы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Убийство на улице Морг
1987 г.
Лигейя
1988 г.
Убийство на улице Морг
1988 г.
Похищенное письмо
1989 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1993 г.
Убийство на улице Морг
1994 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1996 г.
Маска Красной смерти
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 2. Падение дома Ашеров
1997 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Стихотворения. Рассказы. Эссе
1999 г.
Сочинения
2000 г.
Дьявол на колокольне
2002 г.
Золотой жук
2002 г.
Полное собрание рассказов в двух томах.Том 2
2004 г.
Рассказы. Стихотворения
2005 г.
Золотой жук
2006 г.
Золотой жук
2008 г.
Падение дома Ашеров
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Рукописи, найденные в бутылке
2009 г.
Золотой жук
2010 г.
Черный кот. Рассказы
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Сфинкс. Приключения Шерлока Холмса
2011 г.
Убийство на улице Морг
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Золотой жук
2013 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2014 г.
17 рассказов
2014 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Золотой жук
2016 г.
Золотой жук
2017 г.
Падение дома Ашеров
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Маска Красной Смерти
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Черный кот
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима
2018 г.
Золотой жук. Рассказы
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Расследования в английском стиле. Сборник классического детектива
2020 г.
Полное собрание рассказов и повестей
2020 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима. Рассказы
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Золотой жук
2020 г.
Удивительные истории Amazing Stories 1926 №4,5,6
2021 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2023 г.
Убийство на улице Морг. Рассказы
2023 г.

Периодика:

Amazing Stories, July 1926
1926 г.
(английский)

Аудиокниги:

Фантастические рассказы
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Спускане в Маелстрьом
1979 г.
(болгарский)
The Arbor House Celebrity Book of Horror Stories
1982 г.
(английский)
The World of Monsters / Мир монстров
2000 г.
(английский)
Чорний кіт
2001 г.
(украинский)
The World of Monsters
2003 г.
(английский)
Invertebrata Enigmatica: Giant Spiders, Dangerous Insects, and Other Strange Invertebrates in Classic Science Fiction and Fantasy
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна шестнадцатая дюйма, или У страха глаза велики

*********************************************

«В чем только не убеждают человека страх и надежда!»

(Люк де Вовенарг)

***

«Нет ничего приятнее исчезающего страха».

(Ричард Бах)

***

Рассказ «Сфинкс» Эдгара Аллана По был написан в 1846 году. В нашем просвещённом XXI веке он ничуть не утратил своей свежести и актуальности. Читается буквально моментально: настолько мал. Но, как говорится, «мал золотник, да дорог».

Обожаю маленькие, но в то же время ёмкие вещицы со смыслом. А смысл этого рассказа не только поражает, но и может оказаться полезен: поможет избежать некоторых недоразумений и курьёзных ситуаций.

Страх перед смертью – естественное состояние человека, когда в Нью-Йорке свирепствует чума. Именно с этой ситуации начинается рассказ «Сфинкс». Вообще, Сфинкс, как каждый из нас знает, — это чудовище, очень страшное мифическое существо. В греческой мифологии Сфинкс загадывает загадки и съедает путников, не сумевших их разгадать. Читателю ещё предстоит разгадать загадку, почему рассказ называется «Сфинкс».

Как и в «Маске Красной смерти» этого же автора, страшная болезнь свирепствует в городе, а главные персонажи, казалось бы, надёжно укрыты и защищены в загородном коттедже. В «Сфинксе» персонажей двое – приятели. У них имеются все условия, для того, чтобы хорошо и беззаботно проводить время. Но отрешиться от страшной болезни невозможно:

«Не было дня, чтобы мы не узнавали о смерти того или иного знакомого. По мере усиления эпидемии мы научились ежедневно ожидать потери кого-то из друзей. Под конец мы со страхом встречали появление любого вестника».

Главный герой (рассказчик), от лица которого ведётся повествование, становится мрачным под влиянием книг «такого рода, что семена наследственных суеверий, сокрытые в моей душе, дали быстрые всходы». Его приятель, хозяин коттеджа, человек рациональный:

«… его серьезный, философский ум был чужд беспочвенных фантазий».

«… разумеется, действительные несчастья удручали его, но он не знал страха пред их зловещими призраками».

Эти двое – люди настолько различные по темпераменту и мировоззрению, что между ними возникают споры, поводом для которых стало мрачное настроение главного героя и его мистические видения.

Эффект от рассказа получился мощным, чему способствовал объём произведения (всего несколько страниц текста). В этом заключается мастерство писателя-новеллиста с мировым именем – Эдгара Аллана По. Известно, чем короче рассказ, тем интенсивнее эффект.

Несмотря на то, что главный герой рассказывает читателю об уже свершившемся событии и мы не переживаем историю вместе с ним (он делится с нами своей историей), мы волнуемся вместе с ним, а в конце получаем интеллектуальное удовлетворение, когда наступает развязка.

Автор по мере повествования нагнетает атмосферу, доводя до обморока главного героя: настолько велик страх перед смертью. Для этого По использует множество эпитетов таких, как «леденящая мысль», «мерзкое чудовище», «беспредельный ужас и смятение», «неизъяснимо горестный крик», «похоронный звон» и так далее.

И вот происходит встреча с чудовищем!!!

Но почему же рассказ заканчивается так же естественно, как и начался? И почему у него такое интригующее название – «Сфинкс»?

По правилам литературных сайтов нельзя раскрывать сюжет произведения. Должна остаться интрига.

Уважаемые читатели, если вам интересно узнать ответы на эти вопросы, а также понять природу страха, сводящего с ума, прочитайте крошечный рассказ «Сфинкс» талантливейшего Мастера — Эдгара Аллана По. Он имеется в свободном доступе на многих сайтах.

Желаю приятного и незабываемого чтения.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный рассказ — вовсе не мистический триллер, как кажется сначала, а документальное изложение о том, какие демоны порой скрываются в человеческом сознании. Эволюция наградила человека разумом отнюдь не за заслуги — скорее, вопреки им. Наш древний предок, гоминид, представлял собой весьма жалкое зрелище: покрытое короткой шерстью тело, согнувшееся под тяжестью свалившихся на него проблем, абсолютно беззащитное перед внешними опасностями, не обладающее ни хорошим нюхом, ни острым зрением, ни быстрыми ногами. Как такое недоразумение вообще смогло выжить в эпоху мастодонтов и саблезубых тигров? Ответ прост: засчет своего неординарного поведения. А это поведение было продиктовано проснувшимся у зверя сознанием, т.е. способностью ПРЕДВИДЕТЬ не свершившиеся еще события и заранее на них реагировать. Говоря по-крестьянски, наш предок начинал спасаться бегством задолго до того, как ситуация становилась опасной для него. Да-да! Именно страх стал движущей силой человеческой эволюции! Врагов у нас тогда было значительно больше, чем тех, кто нас боялся. Именно дефекты нашей наследственности — причина того, что мы и сегодня неуютно чувствуем себя в темное время суток, пугаемся громких и неожиданных звуков и настороженно относимся ко всему необычному и неизвестному. Представляете, каков был тот первоначальный страх перед окружающим миром, если мы до сих пор от него не избавились, хотя уже давно окружили себя крепкими стенами и разнообразными техническими ухищрениями? Сегодня мы, конечно, уже не сходим с ума при виде хищных зверей — миллионы лет развития научили нас терпению и хладнокровию. Но древний ужас нет-нет, да и воскресает внутри нас время от времени. Например, от того, что нам что-то ПРИВИДИЛОСЬ, как герою данной новеллы. Его сбил с толка необычный пугающий облик вполне безобидной бабочки-бражника рода сфинксов. Потому как на ее крыльях природа изобразила некое подобие человеческого черепа. Увидев такую картину, сознание тут же завопило: «Опасность!», и чувства пришли в состояние первобытной паники, даже не попытавшись разобраться в том, что они фиксируют на самом деле. Близкое показалось далеким и потому огромным и страшным, а его звуки стали просто оглушающими, хотя на самом деле бражника от ушей отделяло всего лишь несколько сантиметров!

Отличие современного человека от древней обезьяны в том, что нам даже СТАЛО НРАВИТЬСЯ испытывать страх. Иначе как объяснить постоянно растущую популярность разного рода триллеров, саспенсов, хорроров и прочей готики в литературе, живописи и кино. Кто-то из философов даже выразился по этому поводу: мол, когда смотришь своему страху в глаза, меньше боишься его. То есть увлечение людей «страшным» жанром закаляет их характер. Поэтому я просто обожаю смотреть на ночь что-нибудь типа «Проклятия» или «Кромешной тьмы». Психологи утверждают, что после такой встряски стресс куда-то исчезает, и ты спишь беззаботно, словно младенец. Но до конца уничтожить свой генетический страх человек не в состоянии. Да и нужно ли это делать, если именно страх и создал нас когда-то?

---------------

ИТОГ: притча о том, как велики могут быть глаза у страха. Маленькая бабочка может при этом стать размером со слона и напугать до смерти. Но это и хорошо: только страх заставляет нас постоянно совершенствоваться и избегать разного рода глупостей. Поэтому — да здравствует страх, великий и ужасный!

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказик, выросший из забавного бытового инцидента, надо полагать. Из серии «большое и малое видится на расстоянии». Которому автор придал несколько гипертрофированную (во всех смыслах) форму и снабдил остроумно-поучительным заключением. Короче говоря, рассказчик и его друг, спасаясь от эпидемии холеры в Нью-Йорке, проживают в загородном доме. Там главный герой однажды наблюдает из окна невероятную и пугающую картину: гигантское чудовище причудливой формы взбирается по склону далекого холма. Что это – галлюцинация, мистический предвестник бедствий, реальный монстр? Или у загадочного зрелища есть более материальное объяснение? Разгадка наступит вскоре. Заметно, что позднее творчество автора, поскольку содержит заметный элемент ироничного самоцитирования.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«У страха глаза велики» — эта поговорка отлично подходит для описания рассказа. Когда вокруг бушует эпидемия, приходят вести о смертях знакомых, только человек с очень крепкими нервами устоит под напором негатива.

В небольшом рассказе По мастерски обыгрывает ситуацию с нагнетанием негативных новостей и их порочным влиянием на впечатлительных людей. Такие потом разносят слухи о чудище и клянутся, что видели его своими глазами. А потом объявляются искатели этих монстров, а через сотню лет канал а-ля «Рен-ТВ» снимает передачу «Вся правда о загадочных чудовищах», приводя доказательства их существования. Распространяя среди простаков, мягко говоря, недостоверную информацию. Хорошо, когда есть здравомыслящие, не поддающиеся первому впечатлению и подозрительному чужому мнению и анализирующие ситуацию. Тогда и таинственное чудовище оказывается не страшнее бабочки.

И да, симптоматично, что чудище явилось герою суеверному. Думаю, это авторский кивок в сторону людей, поддерживающих суеверия и предрассудки.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный рассказ наглядно иллюстрирует, что хороший писатель может написать неплохой рассказ даже из забавной пустяковины произошедшей с ним. Мне просто видится, как однажды автор сидел у окна, задумавшись над очередным своим произведением, и на мгновение был шокирован видом этого устрашающего чудовища. Думаю именно на мгновение, в следующее мгновение автор конечно быстро разобрался, что виной этого пугающего и шокирующего явления есть определение перспективы и ошибка масштаба. После чего автор скорее всего от души посмеялся над забавным этим происшествием, а может и позвал кого-то из своих друзей полюбоваться на чудище ползающее по соседнему склону.

Вот только, если бы автор и в своем рассказе изобразил эту историю забавной пустяковиной произошедшей в загородном доме на пикнике с друзьями, мне бы, наверно, понравилось больше. Тут же автор, зачем то, вписал эпидемию холеры, которая треть рассказа просто нагнетает обстановку, не имея ровно никакого отношения к сюжету. Если автор хотел продлить эффект от ошибки и усилить испуг, мог бы воспользоваться другим своим излюбленным приемом — опиумом или чем-то подобным, вышло бы намного реалистичнее. А как автор себе представляет возможность чудовища «превышающего по размерам линейный корабль» спрятаться в лесу? Кроме того, из чувства той же перспективы, герой произведения, наблюдая диковинного монстра с боку в профиль, никак не смог бы рассмотреть на его груди череп, для этого ему бы пришлось сместить точку наблюдения вперед чудовища, а тогда бы оно сразу сместилось бы с холма и всё сразу стало бы на свои места. Но По в ущерб реалистичности решил нагнать мистики и страху, как по мне — то без особого успеха...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Открыв этот рассказ, я думала, что По поведет свои излюбленные философские речи о жизни и смерти, о загадках бытия и, конечно же, о сфинксе как их символе. Но...нет уж, рассказ вовсе не об этом:)

Итак, двое друзей, сбежав из Нью-Йорка, отдыхают и приятно проводят время в коттедже в лесах Гудзона. Из города им постоянно приходят тревожные вести о разразившейся там эпидемии холеры. Под действием таких неутешительных новостей и некого страха о своей собственной судьбе, главный герой однажды видит на холме из окна странное чудовище, спускающееся по склону и исчезнувшее в лесу. На его груди красуется изображение белого черепа, что трактуется героем как признак его скорой гибели. Буквально через пару дней это чудовище является ему во второй раз, а его друг ничего не видит...

Собственно, уже описание того самого чудовища меня насторожило. Ну где это видано, чтобы у сфинкса было мохнатое тело и хобот?:) А друг главного героя — молодец! Не растерялся и быстро разгадал тайну «ужасных видений скорой смерти» своего гостя. В общем, как говорится:

«У страха глаза велики.»

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наглядная иллюстрация пословицы «Не делай из мухи слона».

Опять в своей абсурдистской манере Эдгар Аллан показывает нам, до чего может довести человека простое воображение. Закрадывается иногда мысль, что По просто тонкий тролль, подсмеивающийся над модой на впечатлительность и «тонкую душевную организацию» среди современников даже и в своих мрачных рассказах (не зря же практически все его ужасы случаются с чересчур нервными субъектами, наглотавшимися всяческой эзотерической литературы, либо с личностями, неравнодушными к алкоголю). Но если и так, то здесь он раскрывает карты и насмехается уже открыто.

Рассказ очень краток, и как всегда, изобилует чудесными деталями, включительно с замечательным описанием «монстра» и как всегда идеальной передачей душевного состояния главного героя. Финал не был неожидан, ибо сей рассказ один из самых известных у автора, и сюжет я знала заранее. Но от этого он не становится менее мастерским. Один из маленьких шедевров гротеска от «короля ужасов» 19 века.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

После этой истории я стал даже по иному относится к По. Рассказ — самопародия, вы не заметили? Нагнетается обстановка, мистический флёр, один в один напоминает начало «Падения дома Ашеров». И неожиданно — такой простой конец, абсолютно неожиданный у этого писателя.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая заметка на тему влияния перспективы и удалённости предметов на их восприятие. Но, на мой взгляд, до уровня рассказа это произведение не дотягивает. Лучше бы Эдгар По использовал эту идею в каком-нибудь другом своём творении.

А вообще, как я уже упомянул, мысль, описываемая в произведении, забавная и интересная.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень симпатичная история! Вот что значит общий эмоциональный настрой человека: он подсознательно ждет неприятностей, чего-то скверного и опасного, и оптический обман воспринимает с высокой степенью достоверности.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто блеск! Жаль, не всегда у человека находится рядом здравомыслящий товарищ, способный разобраться в происходящем.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завязка сильная, а финал — бесподобен. Улыбнулся, как всё обошлось по-простому и безбоязненно. :gigi:

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный смысл, да и анотация хорошая получилась.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Остроумно, оригинально, хотя и не очень правдоподобно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конец замечательный!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мрачное чудовище оказывается мелкой козявкой.
Как-то сразу легче на душе стало:biggrin:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх