FantLab ru

Эдгар Аллан По «Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Голосов:
557
Моя оценка:
-

подробнее

Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром

The Facts in the Case of M. Valdemar

Другие названия: Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром; Факты о случае с господином Вальдемаром; Случай с М.Вальдемаром; Правда о том, что случилось с мосье Вальдемаром; Говорящий мертвец; Факты в деле мистера Вальдемара

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 99
Аннотация:

Гипнотизер-исследователь желает выяснить подвержен ли человек в состоянии агонии действию гипноза и в какой степени и как долго можно задержать гипнозом наступление смерти. Он подвергает месмерическому воздействию своего приятеля Эрнеста Вальдемара, умирающего от чахотки.

© Lucy

Входит в:

— условный цикл «100 Stories»  >  антологию «100 Hair-Raising Little Horror Stories», 1993 г.

— антологию «Opowieści nadzwyczajne tom II», 1913 г.

— антологию «Famous Psychic Stories», 1920 г.

— журнал «Amazing Stories, April 1926», 1926 г.

— антологию «More Ghosts and Marvels: a Selection of Uncanny Tales from Walter Scott to Michael Arlen», 1927 г.

— антологию «A Century Of Horror Stories», 1935 г.

— антологию «The Great Book of Thrillers», 1935 г.

— антологию «The Great Book of Thrillers», 1937 г.

— антологию «Antología de la literatura fantástica», 1940 г.

— антологию «Twenty-Two Strange Stories», 1946 г.

— антологию «Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror», 1961 г.

— антологию «The Third Pan Book of Horror Stories», 1962 г.

— антологию «Antología de la literatura fantástica», 1965 г.

— антологию «Future Perfect: American Science Fiction of the Nineteenth Century», 1966 г.

— антологию «The 2nd Fontana Book of Great Ghost Stories», 1966 г.

— антологию «Kurt Singer's Gothic Horror Book», 1974 г.

— антологию «The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror», 1974 г.

— антологию «Mad Scientists», 1980 г.

— антологию «Black Water: The Anthology of Fantastic Literature», 1984 г.

— антологию «The Penguin Book of Horror Stories», 1984 г.

— антологию «Антология ужасов. Том 1», 1991 г.

— антологию «Реаниматор», 1992 г.

— антологию «Зомби», 1993 г.

— антологию «Draculas gäst», 1995 г.

— антологию «Антология фантастической литературы», 1999 г.

— журнал «Супер Триллер №24 (111)», 2006 г.

— антологию «Classic Tales of the Macabre», 2011 г.

— антологию «Zombies! Zombies! Zombies!», 2011 г.

— антологию «The Ghost of Fear and Others: H. P. Lovecraft's Favorite Horror Stories», 2012 г.

— журнал «Histeria 2018/1 (24), styczeń 2018», 2018 г.

— антологию «The Big Book of Classic Fantasy», 2019 г.


Экранизации:

«Два злобных глаза» / «Due occhi diabolici» 1990, Италия, США, реж: Дарио Ардженто, Джордж А. Ромеро



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание рассказов
1970 г.
Эдгар По. Избранное. Том 2
1972 г.
Стихотворения. Проза
1976 г.
Рассказы
1979 г.
Рассказы
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Золотой жук: Рассказы
1990 г.
Антология ужасов. В четырех томах. Том 1
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Убийство на улице Морг
1991 г.
Реаниматор
1992 г.
Собрание рассказов
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1993 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 2
1995 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1995 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1996 г.
Маска Красной смерти
1996 г.
Собрание сочинений в трех томах. Т. 2. Падение дома Ашеров
1997 г.
Антология фантастической литературы
1999 г.
Полное собрание рассказов
1999 г.
Свидание
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Антология фантастической литературы
2001 г.
Золотой жук
2002 г.
Золотой жук
2004 г.
Полное собрание рассказов в двух томах.Том 2
2004 г.
Антология фантастической литературы
2005 г.
Рассказы. Стихотворения
2005 г.
Золотой жук
2006 г.
Рассказы
2006 г.
Разговор с мумией. Рассказы
2007 г.
Стихотворения. Проза (коллекционное издание)
2007 г.
Стихотворения. Проза (подарочное издание)
2007 г.
Эдгар По. Рассказы и новеллы, поэмы и стихотворения
2007 г.
Эдгар По. Рассказы и новеллы. Поэмы и стихотворения (подарочное издание)
2007 г.
Золотой жук
2008 г.
Падение дома Ашеров
2008 г.
Убийства на улице Морг
2008 г.
Все рассказы
2009 г.
Книга книг. Том загадок
2009 г.
Убийства на улице Морг
2009 г.
Эдгар Аллан По. Полное собрание сочинений в одном томе
2009 г.
Зомби
2010 г.
Убийство на улице Морг
2010 г.
Эдгар Аллан По. Малое собрание сочинений
2010 г.
Золотой жук
2011 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2011 г.
Золотой жук
2012 г.
Падение дома Ашеров
2012 г.
Полное собрание сочинений
2013 г.
Золотой жук
2014 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2014 г.
Заколдованный замок. Сборник
2015 г.
Золотой жук. Рассказы. Стихотворения
2015 г.
Золотой жук
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Рассказы
2016 г.
Удивительные истории Amazing Stories 1926 (1-3)
2017 г.
Падение дома Ашеров
2017 г.
Ворон. Полное собрание сочинений
2018 г.
Маска Красной Смерти
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Золотой жук
2018 г.
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима
2018 г.
«Падение Дома Ашера», «Рукопись, найденная в бутылке», «Колодезь и маятник» и другие произведения
2019 г.
Золотой жук. Рассказы
2019 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Золотой жук
2019 г.
Падение дома Ашеров
2019 г.
Золотой жук
2020 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №24 (111), 2006
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Opowieści nadzwyczajne, tom II
1913 г.
(польский)
Famous Psychic Stories
1920 г.
(английский)
Amazing Stories, April 1926
1926 г.
(английский)
More Ghosts and Marvels: a Selection of Uncanny Tales from Walter Scott to Michael Arlen
1928 г.
(английский)
A Century Of Horror Stories
1935 г.
(английский)
The Great Book of Thrillers
1937 г.
(английский)
Antología de la literatura fantástica
1940 г.
(испанский)
Twenty-Two Strange Stories
1946 г.
(английский)
Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror
1961 г.
(английский)
The Third Pan Book of Horror Stories
1962 г.
(английский)
The Second Fontana Book of Great Ghost Stories
1966 г.
(английский)
The 2nd Fontana Book of Great Ghost Stories
1971 г.
(английский)
Antología de la literatura fantástica
1971 г.
(испанский)
The Second Fontana Book of Great Ghost Stories
1973 г.
(английский)
The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror
1974 г.
(английский)
The Monster Makers: Tales of the Believable and Unbelievable!
1974 г.
(английский)
Kurt Singer's Gothic Horror Book
1974 г.
(английский)
The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror
1974 г.
(английский)
Future Perfect: American Science Fiction of the Nineteenth Century. Revised Edition
1978 г.
(английский)
Mad Scientists
1980 г.
(английский)
The Penguin Book of Horror Stories
1984 г.
(английский)
Black Water: The Anthology of Fantastic Literature
1984 г.
(английский)
Great Tales of Terror
1991 г.
(английский)
100 Hair-Raising Little Horror Stories
1993 г.
(английский)
The Mammoth Book of Zombies
1993 г.
(английский)
Draculas gäst
1995 г.
(шведский)
The Giant Book of Zombies
1995 г.
(английский)
Чорний кіт
2001 г.
(украинский)
Tales of Mystery and Imagination
2003 г.
(английский)
100 Hair-Raising Little Horror Stories
2003 г.
(английский)
The Black Cat and Other Stories
2005 г.
(английский)
Викрадений лист / The Purloined Letter
2008 г.
(украинский)
Золотий жук
2010 г.
(украинский)
Zombies! Zombies! Zombies!
2011 г.
(английский)
Classic Tales of the Macabre
2011 г.
(английский)
The Ghost of Fear and Others
2012 г.
(английский)
The Mammoth Book of Zombies!
2013 г.
(английский)
Zombies!: Tales of the Walking Dead
2013 г.
(английский)
Золотий жук
2016 г.
(украинский)
Histeria 2018/1 (24), styczeń 2018
2018 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Господа, а ведь это почти НФ! Гипноз-то в эти времена был научной загадкой, и не один По интересовался сим явлением... Как и явление смерти в условиях перестройки представлений о душе с религиозных на научные было очень даже актуальной загадкой для науки (впрочем, было, есть и будет всегда, хотя может и не всегда для науки))). И рассказ этот не о чем ином, как о научном эксперименте. Чем и представляет особый интерес, напоминая нам, насколько сильно отличалось тогда мировоззрение людей от нашего теперешнего, с научными представлениями включительно.

Не обошлось, само собой, и без мрачно-мистической атмосферы, являющейся «фишкой» автора, но здесь, в отличии от большинства его рассказов, она передана не через личные переживания, а через лаконичные «научные» записки, и в целом подается как научная заметка об интересном случае. Поэтому, несмотря на мрачность происходящего, невольно закрадывается мысль о тонкой иронии автора над подобными «научным открытиями», которые наверняка фигурировали тогда в прессе.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Людям с хорошим воображением, безусловно, чтение такого рассказа не доставит эстетического удовольствия... :insane:

Однако, нельзя не отметить, что автор добился того, чего (я думаю) хотел: реалистичности описанного опыта. Стилистика рассказа, подробности описаний, эмоциональная окраска — все это чрезвычайно правдоподобно! И поскольку По серьезно интересовался месмеризмом, такая история должна была привлечь внимание к проблеме, как к таковой.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ вышел довольно... эм... тошнотворным. Месмерические опыты, поставленные над умирающим мистером Вальдемаром — может быть, предприятие, полезное для науки, но крайне отвратительное с нравственной точки зрения. Вновь вопрос о цене, которую платят люди за прогресс (пусть даже месмеризм и чистой воды шарлатанство...).

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ неприятный и несколько циничный (цинизм не автора, а его героя, проводящего эксперимент над своим умирающим приятелем).

Написан мощно, хлестко, беспощадно.

Автор поднимает темы месмеризма (модного в то время) и момента смерти человека (когда заканчивается жизнь и начинается смерть), и делает это очень талантливо. От этого рассказ не становится менее неприятным.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Образец тошнотворного рассказа. Причем проигрывающий рассказу «Черный кот» по общей атмосфере, несмотря на описание удивительных, противоестественных и жутких событий. Акцент в описании здесь сделан не на дух мистического ужаса, а на воплощение этого духа в реальности. Из-за этого рассказ скорее мерзок, чем страшен.

Вызывает скорее отвращение.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хм, пишут входит в антологию ужасов... Ужасами, если честно никогда не увлекался, поэтому признаться, даже не особо представляю, как они то выглядеть должны? Вот стало быть какие они оказывается... Правда, тут скорее противно, чем страшно. И противны не только сцены с мертвым телом, но неприятен и цинизм героя автора. Вспомнил про умирающего знакомого только лишь для того, чтобы поставить над ним в момент смерти эксперимент. Никакого тебе сочувствия, соболезнования, желания помочь... Сам больной тоже от такого цинизма ни сколько не удивлен и не смущен — делайте с ним что хотите. Мне жалко умирающее животное и я не могу без содрогания смотреть на его страдания, а тут рядом умирает человек и такое наплевательское, будничное отношение к этому окружающих! А вся эта толпа зевак, в том числе врачи, туберкулез подхватить во время «эксперимента» не боялись?

В общем, мне не понравилось, а экранизацию я бы и не подумал смотреть.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я в этом рассказе не увидел вообще ничего. Он не показался мне ни особенно отвратительным, ни особенно страшным, ни загадочным. В нём нет ничего кроме старого давно забытого мракобесия от месье Месмера.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мощный рассказ.Я бы не назвал этот рассказ 100% жутким,он скорее несколько омерзителен.Превосходно,то,что почти все рассказы По заставляют работать наше воображение на всю катушку и ставить себя на место героя,порой в ужасающих ситуациях.И этот рассказ не исключение.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно любопытная интерпретация темы самоуверенного учёного, вторгающегося в пределы, куда не следует входить смертному. По сути, эксперимент не оборачивается серьёзными последствиями

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(мсье Вольдемар умирает, как ему и полагалось)
, однако читатель ощущает неестественность происходящего с учёными мужами, словно заменившими у смертного одра скорбящую родню и священника, отсутствие и у наблюдателей, и у самого умирающего если не страха- что может вызвать скорее уважение, -то всякого почтения перед роковой чертой, ощущения торжественности перехода в иной мир, сожалений, раскаяния и сочувствия. Пожалуй, единственным следствием проведённого опыта стал своеобразный духовный шок героев, ощутивших, что бытие не является исследовательской лабораторией, что в нём присутствует нечто, не подвластное научному гению прогресса.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня этот рассказ — притча. Притча о том, что умершее надо похоронить. Да, оплакать, но похоронить. И в политике не надо цепляться за законы, имевшие смысл несколько веков назад, но больше не имеющие оправдания. И в личной жизни не следует цепляться за дружбу и любовь, которые давно закончились.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не совсем о зомби, но сборник «Зомби» от этого хуже не становится. Очень хороший образчик предвестника и родоначальника очень многих литературных жанров Эдгара По. Многие сравнивают По и Лавкрафта, но по моему в творчестве этих писателей общего не так много, как кажется некоторым.По моему мнению ближе к Лавкрафту совсем другие писатели.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На этот раз По предлагает читателю практически научно-фантастический хоррор – речь в этом коротком рассказе идет об оживлении трупа при помощи гипноза. Рассказ очень обстоятельно описывает процесс, что порадует любителей ужасов и может реально напугать впечатлительного читателя – ну, или надолго испортить ему аппетит. Фирменная атмосфера упадка, смерти и безнадежности присутствует в особо крупных размерах. Писать об этом рассказе, в общем-то нечего – автор пофантазировал немного на тему гипноза и некромантии, точнее, на тему совмещения этих дисциплин. Получилось неплохо (и у автора, и у героев).

Итог: готично-медицинский кошмар.

Перечитал в рамках ознакомления с темой «10 любимых страшных рассказов» (читал первый раз тогда же, когда и всего По – где-то в седьмом классе).

Оценка произведению: 7 из 10 (нормально).

Оценка «страшности»: 3 из 5 (пугает).

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во времена Эдгара По гипноз был чем-то мистическим, интригующим, таинственным — потому и привлёк внимание Мастера. Рассказ довольно интересный, неспешно разворачивающий картину хода эксперимента, читается легко. Изобилует, правда, физиологически неприятными моментами — но на фоне более современных аналогов смотрятся они несколько блёкло.

В целом же интересно, воображение включается и начинает работать.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный рассказ! Ох, как напомнило жуть Лавкрафта! Хотя скорее последний по стилю напоминает По.

Интересный на всем своем протяжении, атмосферный, жуткий. Слог захватывает с первых строк! Вот как надо писать — не оторваться!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Казалось бы, что ещё можно выудить из уже избитой самим же автором темы месмеризма? Но гению По всё нипочём. Он берётся за новое исследование с помощью гипноза: на этот раз на грани жизни и смерти. Оставим научную (точнее, псевдонаучную) составляющую рассказа, хотя гипотеза автора весьма любопытна. Куда интереснее читать описания состояния тяжело больного, находящегося при смерти. И описания действительно жуткие, в первую очередь, благодаря своей реалистичности. На то время — настоящий хоррор. Да и современному читателю может пощекотать нервы. Конечно, По создаёт обстановку для создания атмосферы, но выглядит это органично, естественно.

Собственно, в этой новелле сочетаются элементы хоррора, мистики и научной фантастики. Да, именно фантастики, потому как месмеризм в те времена был новым научным течением и возможности гипноза ещё до конца не были изучены. Поэтому месмерические опыты относились к области непознанного, неизученного. Таким образом, По не только стоял у истоков детектива и «страшилок», но и фантастики

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх