В первый день лета в Эстонии прошла премьера фантастической комедии «Железное небо», в которой Землю атакуют фашисты, 70 лет прятавшиеся на темной стороне Луны.
О том, чем «Железное небо» отличается от типичного образчика нашего проката, можно говорить долго. И тем, что это не американский, а финско-немецко-австралийский проект. И тем, что его бюджет составил всего 7,5 миллиона евро, хотя по спецэффектам и прочему он местами не уступит, пожалуй, и «Звездным войнам». И тем, что создавалось «Железное небо» в том числе на деньги энтузиастов. У финского режиссера Тимо Вуоренсолы уже был подобный опыт: в 2005 году он с четырьмя друзьями за пять дней снял в двухкомнатной квартире пародию на «Звездный путь» под названием «Звездная развалина: в начале Пирка», и бюджет той картины, 13 тысяч евро, собирали с миру по нитке – каждый из «спонсоров» подарил Тимо в среднем сто евро. «Звездная развалина» стала культовой, и финская команда решила развить успех.
«Железного неба» ждали шесть лет. За это время фильм обзавелся парой эффектных рекламных роликов, внушительным актерским составом (лунного фюрера Кортцфляйша, например, играет Удо Кир, засветившийся в лентах Фассбиндера и фон Триера) и саундтреком от мрачных словенцев из группы Laibach. Мировая премьера состоялась 11 февраля этого года на Берлинале. Первые отзывы настораживали. Критики ждали чего-то сногсшибательного, а получили вроде бы обычную комедию на старую как мир тему лунно-фашистского вторжения (впервые гитлеровцы осели на спутнике Земли еще в 1947 году в романе Роберта Хайнлайна «Ракетный корабль “Галилео”», и с тех пор про лунные базы рейха не сочинял только ленивый).
Это действительно очень веселый фильм, по крайней мере, до какого-то момента. 2018 год: первая женщина-президент США Стефани Пол (тупостью и высокомерием похожая на Сару Пэйлин) готовится к перевыборам под лозунгом YES SHE CAN – «ДА, ОНА МОЖЕТ». В частности, она может послать на Луну корабль с чернокожим астронавтом по имени Джеймс Вашингтон. На деле американцы ищут на Луне запасы гелия-3, источника энергии круче нефти, однако на него еще в 1945 году наложили лапу фашисты. Фюрер Кортцфляйш готовится завоевать Землю, в его распоряжении – летающие тарелки, космические цеппелины и суперкорабль Götterdämmerung («Сумерки богов»). На место фюрера метит амбициозный нацист Клаус Адлер. Спасти нас могут только астронавт, черную кожу которого отбелил безумный доктор Рихтер, и невеста Адлера, учительница английского Ренате...
Преамбула традиционна, а вот «амбула» – совсем наоборот. Прибыв на Землю, Клаус и Ренате быстро становятся пиар-советниками президента США, и вдруг оказывается, что фашистская агитация прекрасно вписывается в современный мир. (Пропаганда может все: еще на лунной базе Ренате показывает детям «Великого диктатора», урезанного до 10 минут и однозначно доказывающего, что Чарли Чаплин восторгался Гитлером.) Президенту нужна война – и атакующие Землю фашисты тут же превращаются в элемент избирательной компании. Из комедии «Железное небо» превращается сначала в сатиру – нечто среднее между фильмом «Хвост виляет собакой» и романом Курта Воннегута «Сирены Титана», где Землю самоубийственно атаковали марсианские колонисты, – а потом в трагедию. И уже от зрителя зависит, как он среагирует, когда на его глазах «мирные» космические корабли Большой Восьмерки забросают ядерными бомбами лунных женщин и детей. Продолжит смеяться? Разозлится, что его перестали смешить?..
«Железное небо» – великолепное кино: точное, честное, провокационное, псевдопафосное, с тройным дном и убийственным финалом. Хэппи-энда, само собой, не будет. Будут вопросы – к зрителю и о зрителе; беда в том, что вопросы к себе зритель, как правило, любит меньше всего на свете. Особенно если это вопросы о привлекательности фашизма. Режиссер Тимо Вуоренсола между тем намерен бороться с неумирающим покойником и дальше: его следующий фильм, намеченный к выходу на 2014 год, называется «Я убил Адольфа Гитлера».
Внимание: В тексте рецензии возможны спойлеры! Читайте на свой страх и риск.
"Прометей"Ридли Скотта, пожалуй, был одним из самых ожидаемых фильмов 2012 года. Нетерпение кинолюбителей мастерски подогревалось впечатляющими трейлерами и очень любопытными видеороликами, обещающими крайне приятное визуальное зрелище, а вот сюжет картины в основном держался в секрете, и не зря. Премьера ленты расставила все на свои места — в графическом плане "Прометей" действительно красив и безупречен, а вот все остальное оставляет желать лучшего.
Больше всего разочаровывает сюжет. Кучка идиотов, которых явно набирали из числа кандидатов на ежегодную премию Дарвина, на интересуясь целями полета и местом назначения, загружается на борт исследовательского корабля "Прометей" и отправляется куда глаза глядят на основе данных, предоставленных двумя "учеными" последователями Эриха фон Деникена. Сия парочка рассчитала координаты системы назначения на основе наскального рисунка, найденного в пещерах далекого шотландского острова. Придя к выводу, что неназванные создатели человечества приглашают своих детей в гости, герои выбивают финансирование для экспедиции и в кратчайшие сроки отправляются в путь. Найденная планета, к слову, оказывается то ли военной базой, то ли секретной лабораторией инопланетян, так что ссылки на нее в живописи древних цивилизаций обретает смысл — а вдруг пришельцы заблудятся в трех соснах и забудут адрес своей локации, которой явно не найти в гугле? Такое развитие событий вполне вероятно, герои фильма подтвердят.
На корабле, отправившимся на первый в истории контакт с представителями внеземных цивилизаций, практически отсутствует какое-либо оружие на тот случай, если инопланетяне окажутся не очень-то и дружелюбными и склонными к какому-либо общению. Единственного оказавшегося на борту сотрудника службы безопасности жизнерадостные ученые первым делом посылают куда подальше, после чего о ее наличии на "Прометее" можно и забыть. Исследование оказавшихся за первым же углом руин проводится без какой-либо предварительной подготовки, анализа, брифинга или разрешения непонятной стремной тетки, которая то ли руководит экспедицией, то ли нет. Вышеуказанные ученые, на первый взгляд отобранные для серьезного проекта профессионалы до мозга костей, на деле совершают кучу совершенно нелогичных, неадекватных, глупых и идиотских поступков и постепенно сокращают свою численность до близких к нулю чисел, доказывая, что по праву входят в список кандидатов на получение премии Дарвина. Единственным членом экипажа, показавшим хоть какое-то наличие интеллекта, оказывается капитан (все равно плохо кончил), а вообще самым разумным существом на корабле является местный андроид, по документации числящийся безэмоциональным киборгом.
Как бы не так! Не испытывающие эмоций киборги не могут так тонко и изощренно троллить всех членов экипажа, как это делает Дэвид. Точно также, как у них не может быть любимого занятия, фильма или актера, прическу которого ты наглым образом заимствуешь. С другой стороны, создается впечатление, что бесстрастным механизмом Дэвида считают только окружающие его люди (об уровне их интеллекта читайте выше), а сам киборг, чтобы не палиться, с хитрой улыбочкой соглашается со своими создателями, кивает и строит новые планы по захвату мира или о чем он там мечтает, оставаясь в одиночестве.
Говоря об актерской игре в фильме нельзя не упомянуть выражение "театр одного актера", которым является исполнивший роль Дэвида Майкл Фассбендер. Он настолько легко и непринужденно оставил позади всех остальных пассажиров "Прометея", что о них, если честно, и упоминать не хочется по указанным выше причинам. Все-таки играть роли не обремененных интеллектом картонных персонажей нелегко даже таким перспективным людям как Нуми Рапас. Разве что хочется отметить Идриса Эльбу, каждая сцена с участием которого превращается в небольшое представление.
Учитывая совершенно никакой характер сценария, даже как-то неудобно упоминать о каких-либо идеях, заложенных в фильм. Вполне возможно, что Скотт собирался поделиться с населением парой крайне умных философских мыслей о взаимоотношениях Создателя и его творений, об иронии судьбы, о вере, материнстве и сыновней любви, но на практике все это обратилось в пшик. Один только Дэвид действовал в четком соответствии с метко брошенной им же фразой о том, что все дети мечтают о смерти своих родителей. Но кто еще способен подписаться под такой фразой кроме бессердечного киборга, решившего поиграть в Создателя и лично сотворившего довольно упитанного кальмарчика?
Резюме: В графическом плане идеальный, но совершенно пустой во всех остальных сферах фильм. Следует смотреть исключительно в кинотеатре, отключив предварительно мозг и до краев загрузившись поп-корном и прохладительными напитками. Самую меткую характеристику "Прометею" подобрал Джо Аберкромби, назвавший картину такой же глупой и бессмысленной, как новая трилогия "Звездных войн" (спорно) и сравнивший Ридли Скотта с Джорджем Лукасом (а вот тут Джо истину глаголет) — оба режиссера, кажется, уже утратили хватку и самолично гробят свои же собственные вселенные. Ну Скотт хотя бы еще не докатился до многолетнего детского сериала, перечеркивающего всю серьезность и трагичность описанного в нем периода времени. Но о "Войнах клонов" мы как-нибудь в другой раз поговорим.
Все тот же Джо Аберкромби осуществил не менее значимое открытие, чем герои "Прометея" — Джо нашел сходство между расой космических жокеев и известным британским писателем Чайной Мьевилем. Кажется, Чайна что-то от нас скрывает.
При просмотре Прометея насторожился сразу, когда на первой же минуте показали представителя явно иноземной цивилизации. Далее сюжет вошел в свое русло и экспедиция "сами не знаем куда летим" достигла пункта назначения. С места в карьер ребята-ученые ринулись на исследование некой искусственной конструкции огромных размеров. И тут понеслась. Группа ученых на абсолютно незнакомой и неисследованной планете, с составом атмосферы несколько отличающимся от привычного нам ( как озвучено в фильме "больше СО2 и потому дышать можно пару минут и каюк"), оказывается в помещении где воздух как "на земле". Все тут же радостно снимают шлемы, ходят, трогают всякое, обнаруживают органику, трупы неких неизвестных существ и прочее необъяснимое. Все это они ковыряют, нюхают, только не пробуют на вкус. Это все, заметьте, происходит в первые часы после высадки, без какой-либо подготовки и хоть каких-то маломальских исследований. Впрочем, в таком режиме будет проходить весь оставшийся фильм. Неадекватность местных "ученых" настолько бросается в глаза, что смотреть спокойно просто не получается. Такое ощущение, что набрали кретинов и отправили в экспедицию, потому как шлемы ребята начнут одевать только после нескольких погибших и одного больного. Так же они исследуют инородные объекты голыми руками уже на корабле и прочее-прочее. Перечислять несуразицы бесполезно потому как из них вообще то состоит весь фильм( тут с ужасом вспоминается последний Терминатор ). Персонажей довольно много, а играть актерам абсолютно нечего, разве Нуми Рапас более менее есть где развернуться. Остальные — стандартные типажи необремененные хоть какой-то искрой жизни. Вкупе с тем, что ведут себя все как настоящие идиоты, переживать за их судьбу не то, что не получается, им напротив желаешь скорой гибели, все только зазря позорят род человеческий на просторах вселенной. Справедливости ради нужно отметить, что снято все это весьма красиво и грамотно, уж что-что, а снимать Ридли умеет. Красивые пейзажи, облака, голограммы, интерьеры корабля и подземелий, все выглядит добротно, все на своем месте. Хорошо подобрана музыка, тревожная, даже давящая, она должна работать на саспенс, держать зрителя в постоянном напряжении, но ее старания пропадают зря, потому, как само происходящие на экране отклика не вызывает. А вызывает оно лишь недоумение. Недоумение, которое к концу фильма растет-растет и превращается в уверенность — Ридли Скотт снял красивое, дорогое и совершенно пустое кино. И дело тут не в отсутствии посыла, если покопаться, можно подумать о дилемме Создатель-Создание, о силе веры перед лицом необъяснимого и ужасного, о жестокой усмешке судьбы, в конце концов, когда находишь то, что искал, а оно оказывается инверсией твоих представлений. Кино пытается говорить со зрителем о высоком языком младенца, рассказывающего походя выдуманную нелепицу. И основной вопрос фильма "зачем?" так и остается к финалу без ответа. Что отчасти неудивительно, с чего бы группе идиотов открылись вселенские истины. А вели бы себя как нормальные ученые, глядишь никто бы и не погиб, и поразмыслить над вечностью время осталось. А так кому-то постоянно приходиться по глупому помирать, тут не до раздумий конечно.
В итоге восприятие фильма целиком зависит от того, что зритель хочет увидеть. Как серьезная научная фантастика фильм просто ноль, невыдерживающий никакой критики. Как ни к чему необязывающий полу-триллер полу-ужастик "где-то в космосе" вполне себе пойдет. Под попкорн.
Кто виноват? Достаточно приглядеться к сценаристам: один автор ковбоев против пришельцев и мыльной оперы лост, а другой умудрился написать только Фантома Бекмамбетова. Думаю, комментарии излишни. Поздравляем Ридли, крайне удачный выбор.
Первоисточник: телефильм Джона Ньюланда «Не бойся темноты» 1973 года.
Маленькая проблемная девочка по имени Салли Хёрст приезжает в гости к своему папе Алексу (Гай Пирс) и его девушке Ким (Кэти Холмс). Троица поселяется в старинном доме, который они планируют отреставрировать и выставить на продажу. Очень скоро они обнаруживают, что у дома имеется потайной подвал с высокими сводчатыми потолками. Внимание Салли привлекает печь, из которой доносится жуткий шепот. Голоса влекут девочку, и она пытается подружиться с теми, кто живет в темноте, игнорируя Ким и ее попытки сблизиться с капризницей.
Наверное, впервые Гильермо дель Торо настолько сильно разочаровал в качестве сценариста/продюсера. Если вы все же видели рекламный ролик, сам фильм можно и не смотреть — все самое лучшее вы уже получили.
Сюжет банален и предсказуем. Любопытную идею напрочь удушили занудством и глупостями. И хотя очевидна попытка закопаться в любимые темы дель Торо (никем не понятый ребенок, таинственное древнее зло, сама суть которого способна поразить до глубины души, проблемная семья), здесь они кажутся просто ненужным беременем ветхой истории.
Актеры изображают совершенно несимпатичных персонажей-имбецилов, которые ведут себя как угодно, но только не как полагается нормальным людям — их глупость просто зашкаливает! Гай Пирс выглядит усталым и апатичным, Кэти Холмс — пресной и статичной, а страдания маленькой Бэйли Мэдисон не вызывают ни капельки сочувствия — такое ощущение, будто ее даже не пытались сделать симпатичной, показав пронырливого и капризного ребенка, которого хочется как следует отшлепать.
Но кого следует в первую очередь поставить в угол, так это режиссера: Трой Никси не только плохо работает с актерами, но и упускает практически все возможности напугать зрителя. А главные бяки, мышеподобные «зубные феи», эти лавкрафтианские «крысы в стенах», у него получились вовсе не страшными. Интересными — да, но не страшными. Уж скорей они вызовут улыбку. Разве что особо брезгливый зритель наморщит носик. Но порой маленькие морлоки смотрятся уж больно очевидно компьютерными, и это печалит.
И, все же, что-то хорошее в этом фильме есть, и это работа художника-постановщика — декорации просто шикарны! Деревья ветвисты, подвал готичен и по-мрачному красив, сам дом изобилует резной мебелью, дверями и витражами, которые невольно вызывают вздох восхищения. Это единственная составляющая фильма, которая работает на все 100 и тянет на себе всю картину.
Итог: Нестрашный фэнтезийный ужастик, которым напугать можно только детишек. И то не всех. Сказки братьев Гримм на порядок страшнее.
Это интересно
Хотя этот факт никак не афишировали, «Не бойся темноты» — это римейк одноименного фильма 1973 года.
В этом фильме Гильермо дель Торо можно увидеть в эпизодической роли — это пассажир на самолете, который сидит за Салли.
Руны, начертанный на подвальной печи, означают «Бойся».
Действие фильма происходит в Провиденсе, родном городе Говарда Филлипса Лавкрафта, чей рассказ «Крысы в стенах» подозрительно смахивает на сюжет фильма.
Тот самый трейлер:
Цитата фильма — зубные феи хвастаются крутостью своего терпения
цитата
Кто-нибудь снова придет.... они нас освободят... мы переждем, мы дождемся... пускай это будет не скоро... ведь мы можем ждать вечно.
Впервые опубликовано в журнале "Мир фантастики" (ноябрь, 2011).
PS: Оригинал 1973 года великолепен! Несмотря на устаревшие эффекты, он смотрится по настоящему жутко. Даже без аллюзий на Лавкрафта.
1982 год, Антарктида. Группа норвежских учёных находит огромное НЛО, потерпевшее крушение много тысячелетий назад. Более того, обнаружен пилот летающей тарелки. Норвежцы вызывают подкрепление в лице американского палеонтолога Кейт Ллойд (Мэри Элизабет Уинстэд), ведь инопланетянина необходимо бережно извлечь изо льда, изучить... Но у твари свои планы: оттаяв, ожив и вырвавшись на свободу, космический гость погружает учёных в пучину кошмара.
Кинематограф полон парадоксов. В 1982 году на экраны выходит мрачный, пессимистический фильм ужасов Джона Карпентера «Нечто» — картина, стоившая Робу Боттину, мастеру по гриму и спецэффектам, душевного здоровья, а режиссёру — работы (его уволили со студии Universal). Но со временем «Нечто» обрел культовый статус и до сих пор остаётся одним из самых страшных хорроров. Комиксы, фигурки, компьютерная игра-сиквел, и, наконец, то, чего так долго ждали и боялись поклонники — приквел.
Почему боялись? Да кто сможет переплюнуть шедевр Карпентера? Разве можно достичь той же шокирующей достоверности при помощи компьютерной графики? Да и вообще, какие ещё американцы на норвежской станции? Более того, место Курто Расселла заняла Мэри Элизабет Уинстэд, тогда как в фильме 1982 года весь актерский состав — мужчины...
Но не так страшен черт, как его рисуют. Точнее, наоборот — в новом «Нечто» львиная доля экранного времени принадлежит пришельцу, и его метаморфозы поражают: к примеру, зрители узнают, как появился ужасный труп со сросшимися головами, фигурирующий в картине Карпентера. Скептики будут ворчать, что куклы, грим и роботы из первого фильма намного убедительней компьютерных тварей, но следует отдать должное цифровым кудесникам — порой их фантазия бьёт через край!
Режиссёр махнул рукой на психологизм оригинала и использует кошмарную тварь на полную катушку — некоторые моменты смотрятся неприятно, жутко и даже пугающе. Это одновременно и красит, и портит сиквел, ведь у Карпентера переживаешь за каждого героя, они живые и очень человечные, а здесь это всего лишь статисты, ужин для пришельца.
Не обошлось и без банальной голливудщины: балом правят американцы, способные пешком преодолеть десятки километров снежной пустыни, а норвежцы... они просто есть. Также улыбку могут вызвать приключения на борту летающей тарелки — привет «Томминокерам» Стивена Кинга!
Но, в общем и целом, картина оставляет довольно приятное впечатление: создатели искренне пытались создать достоверную предысторию, и недочётов не так много, как ожидалось. Смеяться тут не с чего; фильм держит в постоянном напряжении. И если вы ходили в кино с любимой девушкой, то это отличный повод показать ей нетленное продолжение 1982 года, за который она никогда бы одна не села.
Итог: Поклонники оригинала останутся довольны, а «чайники» просто посмотрят один из самых жутких ужастиков последних лет.
Это интересно
«Нечто» Джона Карпентера собрало слабую кассу из-за того, что было фильм был выпущен одновременно с «Инопланетянином» Стивена Спилберга. Враждебной твари Карпентера зрители предпочли белого и пушистого пришельца Спилберга.
Хотя в титрах первоисточником указан рассказ «Кто идет?», главным источником вдохновении для создателей приквела послужил фильм 1982 года.
В «Нечто» 2011 года есть несколько прямых цитат из фильма Карпентера: разговор у костра, разведённого из горящего инопланетянина, тест на выявление инопланетянина, и в одном из диалогов обыгрывается известный слоган: «Человек — самое теплое место для того, чтобы спрятаться».
Цитата фильма — учёные демонстрируют эрудицию:
цитата
— Зачем оно покинуло корабль?
— Искало местечко потеплее.
— ...и, очевидно, не нашло.
Впервые опубликовано в журнале "Мир фантастики" (ноябрь, 2011).
PS: почитать о комикс-сиквеле можно здесь, а обзор почти всех воплощений Нечто — здесь.
PPS: Ваш Покорный Слуга перевел на русский рассказ Питера Уоттса "The Things", и речь в нем идет о событиях фильма Карпентера глазами пришельца. Преинтересное видение у товарища, должен сказать! В самом ближайшем будущем буду знать, примет ли рассказ какой-то из русскоязычных фантастических журналов и сообщу об этом в своей колонке. А пока держите за меня пальцы крестиком, ОК? Если вам интересно прочесть рассказ, конечно же