Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Я еще не успел выложить обзор, когда коллеги сообщили: книга уже на допечатке. Чертовски приятное известие. Получается, что я расскажу об издании и тем, кто еще не знаком с мифологией "Короля в Желтом", и тем, кто уже приобрел книгу.
Прежде всего я должен поблагодарить за содействие и предоставленные материалы издательство Terra Foliata и лично Дмитрия Зеленцова, большого фаната Роберта Чамберса — Алексея Лотермана и блестящего переводчика Катарину Воронцову. Коллеги, я получил огромное удовольствие от нашей совместной работы, благодарю вас, желаю успехов в делах и надеюсь на новые совместные проекты!
Настоящее издание полностью воспроизводит текст издания, подготовленного командой Terra Foliata еще в 2020 году: редактором текста тогда выступил Дмитрий Зеленцов. В новой авторской редакции представлена статья Алексея Лотермана "Под маской Короля". Специально для настоящего издания Катарина подготовила обстоятельное послесловие переводчика, кстати, полемичное по отношению к вступительной статье. Автор этих строк позволил себе немного дополнительной редактуры, без которой вполне можно было обойтись (однако соблазн приобщиться к тексту был непреодолим).
Авторский сборник "Король в Желтом", впервые изданный отдельной книгой в 1895 году, включает пять фантастических рассказов (четыре из них непосредственно посвящены распространению анонимной пьесы о владыке зачарованной Каркозы и последующих проблемах с психикой у читателей этого произведения), специфическую интерлюдию и четыре новеллы в жанре "реализм" (что позволяет мне поделиться публикацией в рубрике "Другая литература"). Эти последние навеяны воспоминаниями молодости — Чамберс обучался живописи в Париже, и в ряде произведений он рассказывает о французской богеме, местной и приезжей (из-за океана) молодежи. Возникают исключительные обстоятельства, вспыхивают чувства, меняются судьбы... Возможно, перед автором стояла задача сдать в печать сборник определенного объема, отсюда и столь разноплановые тексты. Впрочем, есть мнение (его излагает в своем послесловии Катарина), что между первой (фантастической) и второй (реалистической) частями прослеживаются вполне ощутимые параллели. Некоторые читатели также видят отражение проблематик рассказов в крохотных и эффектных притчах, составивших интерлюдию между двумя условными частями сборника.
В оформлении обложки использована оригинальная иллюстрация Роберта Чамберса.
Внутренняя структура книги максимально повторяет структуру издания 1895 года. Название каждого произведения вынесено на отельный шмуцтитул и повторяется на спусковой полосе. Эпиграфы первый издатель размещал то на самом шмуце, то на обороте шмуца, а то и под названием на спусковой полосе. Повторение специфики издания 1895 года, как кажется, придает шарм нашему изданию. А если вспомнить о вступительной статье, примечаниях и послесловии переводчика, можно говорить об уровне "Литературных памятников".
Часть I. Король в бледной маске
Камилла. Вы, господин, должны снять маску.
Незнакомец. В самом деле?
Кассильда. В самом деле, пришло время... Все сбросили их, все, кроме вас.
Незнакомец. На мне нет маски.
Камилла (в ужасе к Кассильде). Нет маски? Нет маски!
«Король в Желтом». Акт 1. Сцена 2.
Реставратор репутаций. Текст, максимально раскрывающий мифологию Каркозы. С рациональной точки зрения эта мифология является бредом главного героя, но загвоздка в том, что герои последующих историй бредят схожим образом, развивая и дополняя интуиции и догадки прочих читавших пьесу "Король в Желтом", которая почему-то не запрещена властями. Так что же, мы имеем дело с коллективным помешательством или с массовым прозрением? Автор только ставит этот вопрос.
Согласно изданию 1895 года (а также и 1902 года) гениальная "Песнь Кассильды" технически является эпиграфом к рассказу "Реставратор репутаций" и в этом качестве в означенных изданиях помещена на обороте шмуцтитула к новелле. Я решил не отступать от канона и не выносить это стихотворение в качестве отдельного произведения, хотя хорошо понимаю, почему это было сделано в издании Дмитрия Зеленцова: стихотворение действительно заслуживает отдельного внимания. Кстати, в переводе Катарины Воронцовой, лучшем, на мой взгляд, из существующих, этот текст удивительно напоминает "Песнь к Небу" Перси Биши Шелли в переводе Константина Бальмонта, но это, разумеется, мое субъективное восприятие.
Маска. Рассказ, близкий к научной фантастике. Его легко можно вписать в традицию рассказов об экспериментах с чудовищными/непредсказуемыми (и т.д.) последствиями. Вернее, можно было бы, если бы над фантастическими обстоятельствами не довлело лирическое настроение, которое так отличает Чамберса от прочих авторов его поры. Это лирическое настроение и руководит событиями, как бы становясь главным героем рассказа. Другое отличие от означенной традиции: герои все-таки не ученые, а художники. Темы художественного творчества, творца и его творения обусловливает и развитие сюжета, и общее настроение. Один из самых пронзительных рассказов в сборнике.
Желтый Знак. Любимый рассказ Лавкрафта (в данном сборнике) и классический литературный хоррор своего времени. Всё больше странных происшествий вызывает к жизни пьеса "Король в Желтом". Все более мрачным кажется мир, в который она приглашает своих читателей...
Во дворе Дракона. Тревожная зарисовка на тему "Вечер из жизни маленького(?) человека". Поразительный текст о том, как может сиюминутная грёза заставить начать переосмысливать свою жизнь. Или она явилась в качестве ответа на это переосмысление, начатое героем неосознанно, в фоновом режиме? Как бы то ни было, мерзкий преследователь будто бы олицетворяет нелестные моменты из прошлого главного героя, о чем мы можем судить по странным оговоркам...
Мадемуазель д'Ис. Рассказ о путешествии в край, не подвластный прогрессу и смене эпох, в край, где путника ждет встреча с самой прекрасной и удивительной из женщин, кажется классическим произведением в жанре романтической фантастики. И в то же время неповторимая авторская манера, внимание к мелочам и деталям быта отличает это произведение от среднестатистических текстов означенного жанра — даже для своего времени.
Интерлюдия
— Проходи! — вскричал привратник, но я рассмеялся и сказал:
— Всему свое время.
Он улыбнулся в ответ и запер ворота.
К мосту, пересечь который дано немногим, приходили молодые и старые — приходили напрасно. Скучая, я пересчитывал их, но вскоре устал от шума и жалоб и вновь подошел к мосту, пересечь который дано немногим.
Толпа у ворот загудела:
— Он опоздал!
Я рассмеялся и сказал:
— Всему свое время.
Роберт Чамберс.Рай пророков
Рай пророков. У моего любимого Михаила Анчарова есть "Песня про органиста, который в концерте Аллы Соленковой заполнял паузы, пока певица отдыхала". Несколько затейливых притч, объединенных Чамберсом под общим названием "Рай пророков" похожи на несколько раскатистых органных произведений вместо антракта в спектакле: они заставляют удивиться и вздрогнуть, напоминая, что Литература может принимать и весьма неожиданные формы. Одновременно читателю предлагается иллюзия (данного в иносказании) обобщения всего, что прочитано только что, и как будто — несколько намеков о том, что ждет во второй части сборника. Насколько эта интерлюдия действительно является таким обобщением и таким набором намеков, судить читателю.
— Мы будем приняты в высшем свете, — робко начала она, изящным жестом указав на статуи мертвых королев, величественными рядами обрамляющие террасу.
Он с восторгом глядел на нее, и Валентина обрадовалась успеху своей детской шутки.
— Действительно, — улыбнулась она. — За мной будут приглядывать, ибо здесь мы под защитой богов. Вот… Аполлон, Юнона и Венера смотрят на нас с пьедесталов. — Она сгибала тонкие, затянутые в перчатку пальчики. — И Церера, и Геркулес, и… не узнаю…
Гастингс поднял глаза на крылатого бога, в тени которого они сидели.
— О, это Любовь, — сказал он.
Роберт Чамберс.Улица Богоматери Полей
Улица Четырех Ветров. Четыре рассказа из второй части сборника не имеют отношения к вселенной "Короля в Желтом" и мифологии Каркозы. Зато это настоящая Высокая Литература. Краткий рассказ о кошке, что приводит одинокого пожилого художника к своей хозяйке, (почему-то) напомнил мне наиболее лирические вещи моего любимого Харлана Эллисона... Должно быть, искренностью и беспощадностью.
Улица Первого Снаряда. Прекрасный рассказ о взрослении, который, впрочем, больше ставит вопросов, нежели предлагает ответов. За краткий промежуток времени главный герой узнает об уготованном ему позоре, отчаивается, успевает побывать на настоящей войне, пробует прийти к каким-то выводам в результате прожитого опыта, пытается простить (любимую женщину? самого себя?), возвращается к обстоятельствам, которые испугали его прежде... Возвращается возмужавшим, преображенным?.. Едва ли можно выражаться так смело. На что молодой человек оказывается способным, так это на принятие. Не в опошленном современном смысле, когда говорят о принятии самого себя (или других), своих (чужих) изъянов и т.д., а в высоком смысле античной трагедии, в высоком смысле экзистенциализма ХХ века, когда речь идет о принятии обстоятельств, о принятии самой жизни, в которую ты оказываешься заброшен.
Улица Богоматери Полей. Этот и последующий рассказы — самые интересные, да и просто лучшие, на мой взгляд, тексты сборника. В декорациях французской студенческой жизни, в этом мире формирующейся новой богемы разворачиваются две настоящие драмы, вызванные обстоятельствами, против которых с переменным успехом восстают лучшие представители человечества, — зависимое и часто унизительное положение женщины, в результате которого она может стать жертвой случая и сплетен...
Рю Баррэ. ...или навсегда (надеюсь, Рю Баррэ — не такой пример) остаться заключенной своего социального класса, без надежд на восхождение, карьеру и развитие талантов — на условиях, которые не требовали бы поступиться собственным достоинством ("Если я начну говорить с вами, — придется говорить и с другими..." — одна из самых сильных реплик во всей книге).
Таким образом, я горячо рекомендую новое издание цикла рассказов Роберта Чамберса "Король в Желтом" всем любителям фэнтези, хоррора, странной прозы и классического реализма!
Сразу должен предупредить, что для лиц с неустойчивой психикой эта песня не рекомендуется к прослушиванию. С этой песней, написанной в 1932-1933 г. (по разным источникам) Ре́жё Шерешом, связано много историй и мифов, в которых зачастую трудно отличить правду от вымысла. Утверждается, что в 1936 году после её публикации по Венгрии прокатилась волна самоубийств, связанных с ней. Считается, что международная популярность песни связана с этой её репутацией и что она начала распространяться по миру именно как «Песня венгерских самоубийц» и обвинялась в бОльшем количестве самоубийств, чем любая другая песня в истории. Во второй половине 30-х годов была запрещена её трансляцию по радио во многих странах Европы. Печальной участи не избежал и сам автор. В 1968 году 13 января (в возрасте 68 лет) композитор выбросился из окна своей квартиры. Он остался жив, но в больнице, по официальной версии, довёл свой замысел до конца. Он ушёл из жизни «по собственной воле». Сомнения по этому поводу остаются.
Более того, эта песня пережила 66-летний бан на BBC.
Я представляю лучшее, на мой взгляд, исполнение этой песни Диамандой Галас. Клип «слепил» сам из того, что было, как мог, синхронизовав концертное исполнение со студийной записью в другом темпе. Так что, кто рискнёт, наслаждайтесь)))
В хорроре, как и в любом другом жанре, существует определенный набор классических сюжетов. Одним из них является так называемая "история о привидениях", отправной точкой которой чаще всего служит переезд героев в новый дом, где обитают некие потусторонние силы, жаждущие каким-либо образом навредить людям.
Подобных страшилок в кино и литературе было рассказано настолько много, что они тупо перестали вызывать хоть какой-то интерес из-за своей лютой предсказуемости. Однако периодически все же случаются исключения, чьи авторы пытаются нестандартно обыграть приевшиеся штампы, и роман Майкла Макдауэлла "Элементали" как раз относится к таковым, хотя и с некоторыми оговорками.
Итак, книга повествует о представителях двух обеспеченных семейств, которых помимо дружбы и родственных связей, объединяет привязанность к Бельдаму — поместью, состоящему из трех больших домов и расположенному в конце песчаной косы, устремленной в Мексиканский залив. На протяжении долгих лет Сэвиджи и МакКрэи приезжают сюда, дабы в тишине и спокойствии провести лето в двух особняках, полностью игнорируя третий.
Причем, самое забавное, что для такого поведения у них нет никаких весомых причин. Просто они чувствуют, что с домом что-то не так, а посему стараются без лишнего повода не обращать на него внимание.
Но все меняется, когда в Бельдам прибывает тринадцатилетняя Индия МакКрэй, чей интерес к заброшенному особняку пробуждает его хранителей. И как не трудно догадаться, намерения этих хранителей в отношении своих соседей будут совсем не безобидными.
Стоит сразу отметить, что "Элементали" — довольно старомодный роман с очень плавным течением сюжета и минимумом ужасов, весьма живо напоминающий "Церемонии" Клайна, с поправкой на то, что текст Макдауэлла получился гораздо короче.
Если говорить конкретнее, то у этих двух произведений можно выделить несколько общих черт. Во-первых, истории в книгах разворачиваются жарким летом в уединенных местах (Бельдам и Гилеад). Во-вторых, львиную долю времени с персонажами не происходит ничего пугающего (сверхъестественное лишь изредка вмешивается в их монотонные будни). Ну и в-третьих, самый экшен приходится на финалы романов (когда герои как по команде начинают стремительно умирать друг за другом).
Допускаю, что сравнение "Элементалей" с "Церемониями" для многих будет иметь негативный окрас. Но не спешите списывать книгу Майкла Макдауэлла со счетов, ибо у нее есть ряд неоспоримых плюсов. А именно: колоритные персонажи (взаимоотношения между которыми при всем желании нельзя назвать обычными), любопытная концепция зла (истинные хозяева поместья никак не тянут на привычных призраков, а скорее являются порождениями природы, которые пытаются имитировать людей в некой извращенной форме) и удушающая атмосфера Бельдама (дезориентирующая и похожая на морок, вызванный солнечным ударом).
Всего вышеперечисленного хватает, чтобы развеять скуку, нагоняемую в остальном ничем не примечательным повествованием, устать от которого, в принципе, невозможно в виду его малого объема. Поэтому если вам по нраву оригинальные сюжеты про нехорошие дома, то "Элементали" вполне могут подарить вам несколько приятных часов в своей компании.
По новому мистическому триллеру Стивена Кинга "Позже"снимут мини‑сериал. Как сообщает Deadline, экранизацией займется компания Blumhouse Television. Историю адаптирует режиссер и сценаристка Раель Такер («Сверхъестественное», «Настоящая кровь»), которая назвала «Позже» жутким, трогательным и «восхитительно странным» романом. А одну из главных ролей в сериале исполнит Люси Лью.
Мистическая история и детектив «Позже» вышел вИздательстве АСТ летом прошлого года. Его герой, подросток Джейми Конклин, общается с мертвыми и знает их секрет. Они всегда говорят правду. Мать просит мальчика скрывать дар. Но однажды к нему за помощью обращается ее подруга, детектив Лиз Даттон, с просьбой, которую невозможно отвергнуть. Джейми должен разгадать последнее послание серийного подрывника. От этой миссии зависят сотни жизней.
«Быть человеком сложно», или Высокоморальные кровопийцы
Кровососы не миф. А грубая реальность. Правда, они, охотясь, не выпивают людей досуха, отбирая лишь необходимое для утоления голода.
Не просто так. Ведь в случае смерти человека по их головы придут Хранители.
Новообращенный смоленский вампир сделал все как учили – никакого душегубства. Однако наутро в березовой роще прохожие обнаружили полностью обескровленные тела его невольных доноров.
И теперь у смоленской упыриной семьи всего неделя, чтобы отыскать убийцу. Иначе их долгое и счастливое существование может прерваться.
Любопытный вышел проект — комедийно-детективный, с приятными актерскими работами, целым рядом юморных и сатирических моментов.
Тенденция однако – примерно в то же время на экраны вышел еще один упырячий проект – «Пищеблок».
Хоррора минимум, как такового саспенса тоже немного, но смотрится сериал с интересом. В первую очередь перед нами классическое расследование в вампирском антураже.
Роют землю следаки. Всплывают и отсеиваются подозреваемые. Отыскиваются улики. Появляются новые обстоятельства. Вычисляются закономерности. Через найденное свидетельство выходят на следующий вещдок. Детектив не выдающийся, но вполне на уровне.
Понятно, что не будь тут вампиров, сериал вряд ли выбился бы из неисчислимого ряда телевизионных расследований. Но они есть.
Здешние кровососы не боятся креста и чеснока, без проблем ходят под солнцем и считают себя санитарами современного человечества. Только голову поберечь стоит, она их слабое место – Маклауды понимающе кивают. А еще они не убивают свою еду. Ведь есть Договор и те, кто следит за его исполнением. Добавляет в блюдо остроты то, что вампиры исполняют Договор не из-за страха перед наказанием. А потому, что так правильно, ведь он помогает им оставаться людьми. Не самое частое в фантастике качество кровопийц, хотя и не уникальное. А вот то, что каждый из них получает после инициации свою особенную сверхспособность – если и встречалось где-то раньше, с ходу не припомню. Полет (точнее парение), чтение мыслей, управление разумом, телекинез (все это благолепие, правда, требует немалого расхода энергии и потребления крови). Плюс увеличившиеся сила и скорость, способность укусом лишать жертву памяти, регенерация — нехилый набор качеств, без моральных удил переводящий семейку в ранг суперхищников. Благо для человеков, что эти самые удила в наличии (почти).
Тем паче, в остальном перед нами обычные, полные страстей и эмоций люди.
Дед Слава (Стоянов ). Лидер общины, первородный вампир с выдающимися ногтями, инициировавший всю остальную братию. Язычник, живущий уже целую вечность. Способный своим «внутренним миром» огорошить целую толпу Хранителей. Искренне переживающий за свою семью.
Пенсионер, ностальгирующий по временам Грозного. Неиссякаемый источник поговорок-прибауток, порой достаточно злых. Почитатель традиций, хранящий в своей комнате любовно украшенный гроб, читающий «Правду» и носящий ватник десятками лет. Не приемлющий новые, бестолковые времена и беспутную молодежь. Ностальгирующий о ранешних временах, когда все делали руками и с любовью. Хозяин квартиры, полной антиквариата и советской мебели.
Жан (Ткаченко). Интеллигентный маркиз-лекарь из Великой армии Наполеона. Красавчик, уже две сотни лет проводящий эксперименты по выведению новой расы, скрещиваясь со всеми мало-мальски подходящими девицами. Девицы отнюдь не против. Имеющий на работе целый ящик, заполненный забытыми трусиками любовниц. Невозмутимо-идейный и неотразимый ловелас.
Анна (Кузнецова). Доблестный полицейский капитан уже не первое десятилетие. Обладает способностью считывать мысли во время прикосновения. Что изрядно усложняет отношения с мужчинами, полными гадких мыслишек. В целом неприступна и закрыта, активно «строжится», порой не может устоять перед желанием любви. Привыкшая ничего не ожидать от мужиков, отвыкшая от того, чтобы за нее заступались.
Женек (Калюжный). Самый юный член семейства. Обращенный буквально вчера. Типичный представитель современной молодежи, не мыслящей себя без сленга, гаджетов и ютуба. Ведущий блога, где с удовольствием делится правдой о вампирах. Забавен, глуповат, недалек, но парнишка в целом неплохой.
Хорошо переданы отношения в семье, где вынуждены уживаться несколько поколений. Общение, подколки, порой за гранью фола, забота, совместное бытье. Дед-патриарх, давлеющий над юным внуком. Среднее поколение, пропадающее на работе. При этом все члены по-своему любят друг друга и готовы ради своих на многое.
Иван (Гаврилов) – следак из Москвы. Сперва высокомерный и презрительно-снисходительный мусор, потихоньку оказывается нормальным парнем. Инициатор романтической линии с Анной.
Стоит упомянуть также жутко постаревшую Догилеву в образе главы Хранителей. И аристократическую Ольгу (Медынич) – экс-супругу Жана.
Героям частенько подкидывают свеженькие перипетии, почти в каждой серии обеспечивая какой-никакой клиффхэнгер или нежданчик по ходу дела. Некоторые всерьез меняют течение сюжета. Есть даже промежуточный финал, когда кажется, что расследование в целом закончено, но за ним открываются новые серьезные проблемы.
В наличии флеш-беки, показывающие обстоятельства инициации и некоторые интересные моменты из прошлого вампирской семейки.
Еще одной приятной стороной, обеспечивающей «Вампирам» немало вистов, стал юмор. Жесткие подколки младшего поколения старшим. Мягкая ирония с фразами достойными занесения в анналы. «Это не кровь это химия одна, что люди нынче едят». «Белорусы на шопинг приедут, попьете крови без ГМО. белорусы это хорошо, только крахмала многовато», «Бабам и Гидрометцентру верить нельзя», «Порядок уважаю, при советской власти пожил», «Прошу прощения за мой русский» — от маркиза-француза. В наличии забавные ситуации, как то полицейская операция на вампирской костюмированной вечеринке. Или современная российская романтика с пакетом на ветру. Прям «Красота по-американски», до того момента как выясняется, что пакет из распотрошенной мусорки и там таких еще вагон.
В наличии также злая сатира, связанная с властями, кортежами губернатора, останавливающими движение на много часов. «Упырями» из городской администрации, напрочь не замечающими социальных проблем обитателей Смоленска.
Моральный пласт сериала на уровне. Размышления о власти над толпой и тех, кто достоин этой власти по праву сильного. Или все же в 21 веке другие критерии? О не таких, как все. О важности семьи, ведь «других у нас нет!», семьи, главное в которой отнюдь не кровное родство. Об обычной жизни, которая так быстро заканчивается и буквально упрашивает насладиться каждым ее моментом. О том, кто больше человеки: укуренные гопники, зажравшиеся чиновники или «монстры», всеми силами старающиеся не растерять хорошие людские качества. Готовые ради ближнего на немалые жертвы. Способные поступить по справедливости, исправить ошибки, не глядя на ожидающие их из-за этого проблемы. И всплывает из глубины главный вопрос: если монстры себя ведут добрее и человечнее, чем мы с вами, может нам стоит что-то в себе изменить?
Изюминкой на кулебяке различные виды и панорамы Смоленска. Дневные, ночные, с высоты птичьего полета и с уровня людских глаз. Монастыри, кремль, старинные здания и новострои. Красиво.
Да не обошлось в проекте без косяков. Как то потерянные линии, типа арки с лекарством для Ирины Витальевны, сошедшей на нет. Или позабытые всеми убийства Ольги в прошлом (а как же Хранители?). Слабая графика. ТТХ кровососов периодически «гуляют». Предыстория мира: как и откуда появились вампиры, не раскрыта. Ну и вечные проблемы со звуком – как они его пишут, что многие диалоги приходиться разбирать на максимальной громкости и то не всегда выходит? Но на эти недоработки можно не обращать внимания.
Эрго. Ироничный детектив в вампирском антураже с хорошими актерскими работами, большую часть времени уместным юмором и моральным базисом.
Режиссер: Антон Маслов
В ролях: Юрий Стоянов, Татьяна Догилева, Екатерина Кузнецова (II), Артём Ткаченко, Ольга Медынич, Михаил Гаврилов (II), Дмитрий Чеботарёв, Глеб Калюжный, Дмитрий Лысенков, Александр Устюгов, Александр Никольский, Маргарита Шилова, Виталия Корниенко, Вероника Лысакова, Алёна Фалалеева, Дмитрий Архангельский, Владислав Миллер
P. S. Неужто Муммий Троль до сих пор слушают? Экие они непотопляемые.