Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 сентября 2022 г. 13:27

Утопия против Реальности, или Оправдывает ли цель средства?

gladiatory

73 год до нашей эры. Капуя. Из школы Лентула Батиата бежит 70 гладиаторов под предводительством галла Крикса и фракийца Спартака.

Беглецы озлоблены и беспощадны. У свободных жителей солнечного юга Италии настают тяжелые времена. Да и рабам достается. С грабежом и убийствами понятно, а вот с позитивной программой у разрастающегося отряда не все слава богу.

До той поры, пока Спартак не загорается идеей построить свободный от рабства Город Солнца. Дело непростое. Ведь преградой на пути к этой цели будут не только легионы Вечного города, но и конфликты среди самих восставших.


Восстание Спартака изображали в литературе по-разному. Эпично-романтично, как у Джованьоли. Подростково-энциклопедично, как в «Приключениях мальчика с собакой». Аналитично-увлекательно как у Валентинова.

Но был еще один взгляд на эти далекие события. Взгляд в исполнении британского журналиста и писателя Артура Кёстлера, в 1939 создавшего свою версию происходящего две тысячи лет назад в солнечной Италии.

Роман жесткий, подчеркнуто неромантичный, нарочито-реалистичный в определенных моментах. Позволяющий себе смелые предположения в других.

Автор обозначает свою позицию фактически с первых строк, и придерживается ее до финала. Грязные комнатки служилого люда Капуи. Общественный сортир (Зал Дельфинов!), в котором его посетители во время оправления важных надобностей ведут обстоятельные беседы, заводят нужные знакомства. Неприятные толстые, или наоборот худые личности среди бежавших гладиаторов. Личности, с ходу вызывающие отрицание вплоть до отвращения. Не исключая вождей, типа аморфно-толстого Крикса или вовсе уж сволочного Каста. Убийства на каждом шагу, происходящие естественно и порой будто походя (жизнь – копейка, точнее унция, судьба злодейка). Жестокость, насилие, въевшаяся в подкорку. Жуткий бардак в войске (банде?) восставших. Разбойная вольница, единственной целью которой стало прожить еще один день, желательно сытым и пьяным. Раздоры среди представителей различных племен.

Персонажи простоваты, грубы, ленивы и твердо стоят на ногах, даже разговаривая на философские темы (а пофилософствовать некоторые из них не дураки).

Атмосфера того времени и зарождения восстания, как ее видит автор, складывается перед нами будто на ладони. Кровавая, грязная, жестокая, приземленная донельзя. Никакой романтизации ни Древнего Рима, ни его военачальников, ни рабов, благородно поднявшихся против угнетателей, нету даже в ближайшем приближении.




Статья написана 3 сентября 2022 г. 08:56

Классическое приключение, или Оптимистичный контакт

polet_navigatora

Юный Дэвид, отправляясь встречать младшего брата, не предполагал, что эти несколько минут изменят всю его жизнь.

Мальчик теряет сознание в результате падения с обрыва, а придя в себя, обнаруживает, что на дворе не 1978, а 1986 год, и он ничего не помнит о том, где провел восемь лет. Самое странное, что внешне Дэвид ничуть не изменился.

Возможно, в этом виновен обнаруженный неподалеку после столкновения с ЛЭП неопознанный летающий объект?


Культовая для американской кинофантастики 80-х вещь, почти на уровне «Короткого замыкания» или E.T.

Позитивное подростковое приключение, с милым ГГ, забавным Максом и полным отсутствием злодеев (редчайшая редкость).

Особенно приятно, что инопланетяне здесь не коварные интриганы, пучеглазые чудовища, или безжалостные захватчики, а ученые-исследователи Вселенной, действующие мягко и старающиеся не наносить вреда исследуемым. Оптимистичный подход.

На уровне смотрятся и представители человечества. Тут вообще нет злодейского правительства – пугала остальных подобных лент. А сотрудники НАСА выглядят адекватными гомо сапиенсами, несколько опасающимися неведомой штуки, но при этом восхищающимися полученными знаниями, искренне переживающими за судьбу мальчишки и корабля. Приятно.

Но в первую очередь это столь ценимое подростками от 10 до 90 годочков Приключение! Стать пилотом корабля, умеющего летать со скоростью света, бороздить космос, мгновенно преодолевать огромные расстояния, плавать под водой. Неуязвимого и эстетичного. А еще это друг, товарищ и брат, готовый шутить, подкалывать, сопереживать, учить и учиться.




Статья написана 30 августа 2022 г. 10:43

Юный спартаковец, или Путешествие в Древний Рим

prikljuchenija_malchika

14-летний сицилиец Клеон абсолютно не так планировал свой день. Думал попасти овец, покупаться в ласковом море, поиграть со своим любимым псом Львом.

Взамен этого мальчик с собакой сперва оказывается в лапах кровожадных пиратов, а затем в рабстве у римского сенатора.

Так бы и сменилась неволей свободная жизнь пацана, и вряд ли была долгой, если бы не год, стоящий на дворе.

74 год до нашей эры.

Время, когда в грязь падали золоченные римские орлы, и дрожали от страха стены Вечного города.

Страха перед презренным гладиатором Спартаком.


Восстание Спартака было среди советских мальчишек одним из популярнейших событий Древнего мира. В первую очередь благодаря роману Раффаэлло Джованьолли. Однако даже великого романа итальянца нам тогда не хватало, и в попытках отыскать больше информации о событиях 74-71 годов пытливые юные умы старались дотянуться до новых книг на эту тему.

До появления шикарного романа-исследования Андрея Валентинова «Спартак», постаравшегося дать ответы на многие вопросы, и не преминувшего поставить ряд новых, оставалось чуть менее 20 лет.

Одной из книг, за которую хватались в этом самом поиске пионерские ручонки, был как раз «Мальчик с собакой». Роман откровенно подростковый, советский yong adult, так сказать, но радующий отличным погружением в эпоху и массой нюансов древнеримской жизни. Не зря его включали в список рекомендованной литературы для внеклассного чтения. Авторы, при немаловажной помощи научного редактора и спеца по древнеримской истории Марии Сергеенко, дарят юному читателю карманный справочник, энциклопедию-лайт по жизни Вечного Города времен конца республики.

Мы увидим жизнь сицилийских пейзан, противостояние между бедными и богатыми крестьянами, веселые будни пиратов, утилитарное отношение к рабам, которое даст настрой всей книге. Узнаем о сложностях античного мореходства, побываем в лагере легионеров и на стоянке маркитантов. Увидим торговцев рабами (глаза б на них не глядели). Посетим Великий Рим, пройдемся его узкими, запруженными людьми улицами, побываем на Форуме, в пекарне, кузне, оружейной мастерской. Поживем на сенаторской вилле, познакомимся с особенностями ведения сельского хозяйства в древней Италии.




Статья написана 25 августа 2022 г. 12:32

Мультивселенный балаган, или Семейное спасение миров

Vse vezde i srazu

В жизни Эвелин Вонг наступила черная полоса. Конфликты с мужем Вэймондом и дочерью Джой, пристальное внимание налоговой службы к семейному бизнесу.

А тут еще в тело Вэймонда вселяется его альтернативная личность из другой вселенной, заявляя, что Эвелин, а заодно и всей Мультивселенной грозит жуткая опасность. И только Эвелин может справиться с угрозой.


Тема мультивсленной становится в последнее время все популярнее, некий доктор не даст соврать.

Решила окучить эту благодатную почву и кинокомпания А24, известная такими качественными проектами как Лок, Из машины, Маяк, Реинкарнация, Солнцестояние, Леди Берд.

Вышел банальный, изрядно затянутый, но зажигательный, стебовый и замечательно снятый дурдом.

Причудливые съемки становятся главным козырем ленты. После тихого и вялого «семейно-драматического» начала, начинается угарный трешэвый, крышесрывно-абсурдный балаган, сплетающий фантасмагорию и фантастику с боевыми искусствами, продолжающийся с небольшими перерывами полтора часа. Некогда объяснять, погнали! Виды «из глаз», клиповый калейдоскоп других жизней, переносы умений от других версий тебя, безумные «трамплины», необходимые для таких переносов, прикольные спецэффекты, енототуй, фантасмагория поведения персонажей, любопытные иные версии героев.

Отдельная прелесть – боевые сцены, среди которых выделяется первое появление Джобу и ее противостояние с копами. Но и остальные не сильно уступают – использование различных стилей людьми, абсолютно не похожими на бойцов. Фарсовые элементы, вплетенные в экшен. Мопс в качестве кистеня. Преодоление противников «добрым» подходом. Блеск!

Боевые сцены тесно смешаны с черным юмором и откровенным стебом (призы аудитору месяца рулят). Сарказмом, сотворяемым с абсолютно серьезным лицом, Everything пропитан, как пахлава медом. Отсылки к куче фантастических фильмов («Матрице» тоже досталось). Издевки над фантастикой о спасении мира, когда невозмутимые герои патетично бормочут чеканные фразы, боевыми искусствами, семейными отношениями, упущенными возможностями, избранными, забавно обыгранными переносами сознания из тела в тело, нелепыми вариантами развития человечества.

Концепция здешней Мультивселенной построена на бесконечном ветвлении реальностей, происходящих при выборе человеков. Скорее всего при ключевом, ведь при разделении в момент каждодневных вариантов пойти налево или направо, количество реальностей будет и вовсе монструозным.

Актеры максимально стараются соответствовать обстановке.




Статья написана 22 августа 2022 г. 11:02

Цикличная держава, или Убийца, творящий историю

taltosh

Империя драйгериан с ее долгоживущими жителями-«эльфами». Семнадцать Великих домов, каждый со своим представителем в животном мире. Ее соседи – восточники, обычные люди.

Влад Талтош, владеющий магией и тех и других, вел дела в своем районе в новом качестве лишь несколько месяцев. Что за дела? Да так по мелочи: подпольный игорный бизнес, бордели без лицензии, торговля краденым. И оставить без внимания действия своего помощника, прикарманившего крупную сумму и сделавшего ноги, Влад никак не мог.

Вот только была проблема – место, куда скрылся хитроумный воришка. Гора Тсер, где, если верить легендам, обитает могущественная колдунья, крайне паршиво относящаяся к посетителям.

Взявшись за дело, Влад удостоверился – легенды одновременно правдивы и лживы. Вместе с тем визит на Тсер оказался лишь прелюдией к событиям, связанным с колдунами, Великим Оружием, а главное – смертельно опасной работой, которую на первый взгляд почти невозможно выполнить.

Любому, кроме Влада Талтоша.


Американец с венгерскими корнями Стивен Карл Золтан Браст не шибко популярен в наших палестинах. Меж тем книги Браста неоднократно номинировались на премии Hugo, Nebula и Locus (не получив, правда, ни одной из них) а предисловие ко второй книге Стивена писал самолично Роджер Желязны. «Драгейра» входит в десятку самых объемных фентези-циклов (в нем больше полутора десятков томов (1983 — 2017). Также романы Браста известны кулинарными рецептами, которые автор берет у шеф-повара ресторана венгерской кухни.

Итак, перед нами классическое авантюрное фентези с преступниками, ограблениями, магическими поединками и драками, приправленное щепоткой божественного присутствия и любопытными особенностями мира. Да-да мне тоже вспомнился Скотт Линч с его «Обманами Локки Ламоры».

А когда привыкаешь к подаче материала, выясняется, что ставки в этой игре гораздо выше, чем казалось на первый взгляд.

В целом, увлекательно, читается легко, разве что порог вхождения в текст довольно высок. Поначалу возникает масса вопросов на тему «Кто все эти люди» и «Что собственно говоря, происходит». Браст бросает читателя в омут своего мира, практически ничего не разъясняя. Кто такие драйгериане? Что за понтовый Талтош? Что за звери такие джареги или тсеры?

Зато когда находишь ответы на эти вопросы, мир начинает потихоньку открывать перед тобой некоторые из своих приятных граней. Оставляя еще больше на потом.

Стоит учитывать, что Браст писал свой цикл не в строгом порядке от «А» до «Я». Например «Талтош» — первый по внутренней хронологии, был написан Стивеном четвертым, после «Джарега», «Йенди» и «Теклы».

Никаких тебе пространных описаний города, где происходят события или империи в целом, истории этих земель, социального устройства. Даже драйгериане останутся для нас во многом загадкой. Хотя в некоторые особенности этого долгоживущего народа автор нас посвятит. Как-то в их любопытное посмертие, почитание цифры 17, а также обычай циклично передавать трон империи от одного дома другому, по прошествии некоторого времени, опять же кратного 17.







  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх