Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 марта 2017 г. 09:00

В конце 2011-го года в интервью шотландской газете "The Scotsman" Стивен Кинг заявил о своем желании создать еще один роман под псевдонимом "Ричард Бахман", который он планирует написать с оглядкой на творчество таких авторов детективов как Чарльз Уиллефорд и Рэймонд Чандлер. Кинг также добавил, что хотел бы показать в будущей книге "темную сторону американской жизни" и "безымянный город, в котором с серого неба льется серый дождь".

На доработку этой идеи у Стивена ушло примерно три года, по истечении которых был опубликован роман "Мистер Мерседес", открывающий трилогию о полицейском детективе в отставке Билле Ходжесе и удостоенный "Премии Эдгара Аллана По".

Книга стала своего рода экспериментом для Мастера и получилась довольно неплохой за счет приближенного к реальности сюжета, интересных главных героев и мрачной атмосферы.

И честно говоря, Кингу стоило на этом остановиться, потому как опубликованный некоторое время спустя сиквел под названием "Кто нашел, берет себе" был уже не так хорош как его предшественник.

Нет, сама по себе история, построенная вокруг украденных черновиков известного писателя Джона Ротстайна, вышла увлекательной, но посредственная детективная составляющая (еще более слабая, чем в "Мистере Мерседесе") и почти полная пассивность Ходжеса и его добровольных помощников Холли и Джерома не пошли на пользу роману.

Поэтому приступая к чтению книги "Пост сдал", которая завершает задуманный Стивеном цикл, я испытывал некоторые сомнения по поводу ее качества.

И к сожалению, все мои опасения подтвердились.

ВНИМАНИЕ! ДАЛЕЕ В ТЕКСТЕ ПРИСУТСТВУЮТ СПОЙЛЕРЫ!

Начнем с того, что в центре повествования вновь оказался Брейди Хартсфилд — маньяк, уже известный нам по первой части трилогии.

И в принципе, сюжет про психопата, "возвращенного к жизни" благодаря экспериментальным медицинским препаратам, имеет право на существование, если бы не одно но: абсолютно нелепый план мести, который придумывает Хартсфилд после выхода из комы.

Обладая способностью вселяться в тела других людей, он не находит ничего лучше, кроме как использовать их для того, чтобы раздать потенциальным жертвам портативные игровые приставки, чтобы с их помощью довести несчастных до самоубийства.

Отсюда вопрос: к чему такие сложности?

Куда подевался тот самый Брейди, который планировал взорвать аудиторию Минго во время концерта поп-группы "Здесь и сейчас", убив тем самым больше двух тысяч подростков?

Почему Хартсфилд не стал планировать очередной массовый теракт (ведь он теперь мог под видом охранника пронести взрывчатку абсолютно в любое место), а бросил все силы на осуществление трудоемкого и откровенно ненадежного плана с игровыми приставками?

Просто потому что ему нравилось подталкивать людей к смерти?

Ерунда какая-то...

Такая же как и расследование Ходжеса и его друзей, в ходе которого они, прилагая огромные усилия, выясняли давно очевидные для читателя вещи.

Короче говоря, интрига Кингу явно не удалась.

Так мало того, он чуть ли не в каждую главу вставил напоминание о том, кто, где и как отправил Хартсфилда на больничную койку в финале "Мистера Мерседеса" (хотя я думаю, что даже тем, кто не знаком с первым романом цикла, вполне хватило бы и одного экскурса в прошлое).

В результате чего книга в какой-то момент начала напоминать заезженную, весьма утомляющую, пластинку, заканчивающуюся самым ужасным образом.

Вернее, самым дурацким.

Ведь только так можно назвать эпизод, в котором положительные герои одерживают победу над Брейди.

В общем, "Пост сдал" — это абсолютно вымученный и скучный роман, который "не смотрится" ни как отдельное произведение, ни как достойное завершение трилогии.

Радует только то, что о новых похождениях Билла Ходжеса мы теперь совершенно точно не услышим.

Оценка: 5/10.

P.S. Печально, но факт: новые романы Мастера все реже стали меня радовать.

"Доктор Сон", "Кто нашел, берет себе" и "Пост сдал" в художественном плане показались очень и очень средними.

Видимо солидный возраст Кинга стал сказываться на качестве его историй.

Но, надеюсь, выходящий в сентябре этого года роман "Sleeping Beauties" (Спящие красавицы), написанный Стивеном в соавторстве с его сыном Оуэном, все же не разочарует.

В конце концов, из объединения опыта одного и молодости другого (хотя и относительной (21-го февраля Оуэну исполнилось 40 лет)) должно получиться как минимум что-то любопытное.

А вот сольные работы Кинга, боюсь, будут становиться только хуже и хуже... :-(


Статья написана 13 марта 2017 г. 11:59

"Ночное кино" — вторая и последняя на сегодняшний день книга американской писательницы Мариши Пессл, созданная на стыке сразу нескольких жанров: детектива, триллера и мистики.

Роман рассказывает о журналисте Скотте Макгрэте, специализирующемся на сенсационных расследованиях, обличающих те или иные пороки общества.

Однажды он решает приоткрыть завесу тайны, которая окружает личность загадочного режиссера по имени Станислас Кордова, живущего вместе с семьей в уединенном поместье "Гребень" и снимающего там мрачные и пугающие картины, сразу после выхода обретающие культовый статус.

Однако неосторожное публичное высказывание Макгрэта о режиссере, избегающем любого общения с прессой, и последовавшее за ним судебное разбирательство рушат доселе безупречную карьеру Скотта.

Проходят годы и неожиданно в пустующем пакгаузе нью-йоркского Чайнатауна обнаруживают труп совершеннолетней дочери Кордовы — Александры.

Данное событие заставляет Макгрэта вспомнить о своей прошлой профессиональной неудаче и с новыми силами взяться за расследование теперь уже не только деятельности режиссера, но и причин гибели его наследницы.

Но чем дальше Скотт и добровольно примкнувшие к нему помощники Нора и Хоппер будут погружаться в историю знаменитого семейства, тем больше странных и необъяснимых открытий они будут совершать на своем пути в бездну, имя которой "Станислас Кордова".

И надо отдать должное Марише Пессл: погружение это удалось на славу!

Уже довольно давно я не встречал роман, в котором присутствовала бы настолько тягучая атмосфера морока и такое огромное количество всевозможных деталей, придающих тексту потрясающую достоверность.

Причем, содержатся они и в самом тексте (в виде подробных конкретных и образных описаний) и рядом с ним (в виде сканов газетных статей и различных документов, скриншотов интернет-страниц, фотографий и т.п.).

Но отдельных аплодисментов заслуживает то как Мариша использовала эти детали: многие из них, на первый взгляд не особо важные и вскользь упомянутые в начале и середине романа, внезапно проявлялись в его конце и приобретали ранее отсутствующую значимость для сюжета.

Иными словами, "Ночное кино" — это книга с запутанным (в хорошем смысле) повествованием, выстроенным весьма сложным образом.

Причем, и это еще одна удача Пессл, в произведении даются сразу две версии трагедии, случившейся с Александрой: реалистичная и мистическая.

И поскольку обе они получились одинаково убедительными, то выбор в какую из них верить остается за читателем (лично я из-за своей любви ко всему страшному больше склоняюсь ко второму варианту толкования событий).

Неоднозначный рассказ завершается не менее таинственным (и по-настоящему шикарным) финалом, который с одной стороны ставит точку в истории Кордовы, но с другой стороны оставляет место и для многоточия, как бы намекающего на то, что не все тайны режиссера стали явными.

Подобная недосказанность идет только в плюс роману и вызывает острое желание перечитать его в поисках новых подробностей и нюансов (и я уверен, что так и поступлю спустя несколько лет).

И несмотря на то, что мне не очень понравился язык изложения (уж не знаю, благодарить за него автора или переводчика) и тот факт, что некоторые важные зацепки в расследовании сами собой сваливались на головы героев (что слегка не красит детективную составляющую книги), я получил колоссальное удовольствие от "просмотра" "Ночного кино".

Жаль только, что жуткие и завораживающие картины Станисласа Кордовы увидеть не удастся...

Оценка: 10/10.

P.S. Кстати, о картинах: на специальном сайте издательства "Иностранка" можно посмотреть на русифицированные постеры фильмов Кордовы, а также ознакомиться с буктрейлером "Ночного кино" и рассказом Мариши Пессл о нем.

P.P.S. Напоследок я хотел бы сказать несколько слов об издании романа.

Безусловно, "Иностранка" проделала отличную работу по локализации оригинального издания "Ночного кино" на русский язык (правда почему "Эшли Кордова" (а именно так зовут дочь загадочного режиссера) стала вдруг "Александрой Кордовой" мне не очень понятно).

Придраться по-существу можно разве что к разделу "Интерактив", предлагающему читателям перейти на сайт NightFilmDecoder.com и скачать там бесплатное приложение, позволяющее, после установки его на смартфон или планшет, открывать дополнительные материалы путем сканирования картинок с птицами, которые во множестве разбросаны по страницам книги.

Дело в том, что данный сайт больше не существует.

Как не существует и самого приложения в Google Play ("К сожалению, этот контент пока недоступен в вашей стране").

Причем, я пробовал скачать "Night Film Decoder" и через браузер "Tor" (который, кстати, упоминается и в романе Пессл :-) ), но получил тот же ответ ("Sorry! This content is not available in your country yet").

Получается, что приложением можно было воспользоваться только в период выхода книги на языке оригинала.

Но, хвала многочисленным клонам Google Play, мне все же удалось скачать "Night Film Decoder" и установить его на свой планшет.

Программа оказалась рабочей, однако смогла распознать бонусный контент только на странице 27.

После сканирования изображения глаза ("символа самовластия") на экране планшета появилось описание лекционного курса профессора Вольфганга Бекмана "Некоторые аспекты Кордовы: сумеречно-живой и бесконечно страшный".

Если у вас появится желание прочитать работу Бекмана, то вы легко сможете найти ее сразу под этим текстом.


Файлы: Night Film Decoder.pdf (2105 Кб)
Статья написана 23 декабря 2016 г. 00:00

Писатель Бентли Литтл всегда был большим поклонником тех или иных социальных ужасов.

В своем романе "Почтальон" он пугал нас демоническим разносчиком писем и рекламных листовок; в "Хранилище" — описывал хаос, в который погрузился городок Джунипер после строительства в нем обычного на первый взгляд сетевого супермаркета; в "Ассоциации" — рассказывал о жизни в закрытом охраняемом поселке "Бонита-Виста", существующем по странным и нередко неадекватным правилам; а в "Курорте" — живописал ад, открывший свои двери на территории курортного комплекса "Реата".

Для романа "Страховщик" Бентли выбрал не менее близкую многим людям тему страховки.

Именно с ней возникают проблемы у Ханта Джексона, после развода с женой переезжающего из Лос-Анджелеса в город своего детства Тусон.

Почти сразу после этого с ним начинают происходить различные неприятности, подпадающие под определение "страхового случая".

Однако компании, обязанные возместить потери Джексона, весьма прохладно относятся к его проблемам и либо решают их ненадлежащим образом, либо не решают их вовсе.

Поэтому когда на пороге нового дома Ханта, который он будет делить со своей новой супругой Бет, появится мужчина неприметной внешности, одетый в старомодную одежду, и настоятельно посоветует купить у него более выгодные страховые полисы, молодожены не смогут устоять перед его предложением, даже не догадываясь в какой кошмар превратится их дальнейшая жизнь.

Но не только их.

Ведь странного вида Страховщик весьма терпелив и готов обойти каждый дом в городе, дабы добиться желаемого...

И если вы думаете, что его цель — это просто сеять хаос вокруг, то вы глубоко ошибаетесь.

Бентли в кои-то веки не забыл прописать четкую мотивацию для представителя сил зла, что сделало персонаж Страховщика более интересным.

Также автору мастерски удалось нарисовать гротескную картину повседневности, в которой вынуждены жить герои, чьи характеры получились как всегда яркими и запоминающимися.

Помимо массы откровенно абсурдных моментов Литтл не забыл добавить в книгу и шокирующие эпизоды (связанные преимущественно с медицинской страховкой), усугубившие тягостную ситуацию, в которой оказались его персонажи.

Одним словом, социальный ужас удался на славу, хотя и с оговорками.

Первая из них заключается в однообразности (ближе к концу романа стало откровенно скучно читать об очередных визитах Страховщика в дома своих "жертв").

Вторая же касается финала произведения.

Нет, его идея мне понравилась, а вот исполнение — нет (слишком уж невзрачными выглядели приключения главных героев в логове СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ и как-то неприлично просто им удалось справиться с ней).

В остальном, "Страховщик" — хоррор, написанный в лучших традициях творчества Бентли Литтла, которому не хватило буквально чуть-чуть, чтобы стать отличным.

Оценка: 8/10.




P.S. "Страховщик" — пока что единственный роман на моей памяти, в котором обнаружилось так много связей с другими произведениями Литтла (я нашел как минимум пять):

1) Рудник Голландца — упоминается в романах "Призыв" и "Ассоциация".

2) Крупный сетевой магазин "Хранилище" — упоминается в романе "Хранилище" (что естественно).

3) Молокане — упоминаются в романе "Окраина".

4) Писатель Барри Уэлч — упоминается в романе "Ассоциация" (один из основных героев).

5) Компания "Аутомейтид интерфейс" (или "Автоматические интерфейсы") — упоминается в романах "Хранилище", "Дом" и "Возвращение".




P.P.S. Если вы не имеете ничего против мультсериала "Царь горы" (King of the Hill, 1997-2010), то советую посмотреть 8-й эпизод 9-го сезона под названием "Взаимно" (Mutual of Omabwah).

В нем наглядно показан ужас, охватывающий среднестатистического американца при потере страховки.


Статья написана 16 декабря 2016 г. 00:00

На прошлой неделе в российских кинотеатрах вышел фильм Тома Форда "Под покровом ночи" (Nocturnal Animals), являющийся экранизацией книги "Тони и Сьюзен" Остина Райта.

Картина рассказывает о женщине по имени Сьюзен Морроу, работающей в художественной галерее.

Однажды по почте ей приходит рукопись дебютного романа ее первого мужа Эдварда.

В приложенном к посылке письме он просит свою бывшую супругу прочесть и оценить его текст, носящий название "Ночные животные".

Взявшись за роман, Сьюзен сразу же погружается в его захватывающий и крайне жестокий сюжет и все чаще начинает задумываться о причинах, побудивших ее бросить Эдварда двадцать лет назад, когда он только делал первые шаги на пути к писательской карьере.

"Под покровом ночи" — всего лишь вторая лента режиссера Тома Форда, но уже можно сказать, что снял ее настоящий мастер своего дела.

Буквально с первых минут картина приковывает к себе внимание и держит в напряжении до самого конца.

В ней уживаются сразу две истории: одна повествует о душевных переживаниях Сьюзен и ее прошлом, вторая — о событиях, происходящих в "Ночных животных".

Обе сюжетные линии получились практически равноценными и по качеству исполнения и по депрессивной атмосфере, царящей в них.

Правда, "чтение" романа Эдварда понравилось мне чуть больше (и заставило понервничать чуть больше) благодаря его жуткому и психологически тяжелому содержанию.

Оно, кстати, очень живо напомнило мне произведения Ричарда Лаймона. Поэтому всем поклонникам данного автора советую взять творение Форда на заметку.

Отдельно стоит упомянуть актерские работы.

И если Эми Адамс и Джейк Джилленхол сыграли просто шикарно, то Майкл Шеннон и Аарон Тейлор-Джонсон порадовали еще больше, ведь им удалось воплотить на экране удивительно достоверные образы. Их герои словно были выдернуты из реальной жизни и помещены в фильм — в них веришь на все сто процентов.

Тейлор-Джонсон так и вовсе ошеломил тем, как показал своего персонажа — конченую мразь по имени Рэй Маркус из "Ночных животных" (прочитать интервью с актером, в котором он рассказывает о подготовке к роли, можно здесь).

Единственное, к чему я бы мог придраться — это финал ленты. Пусть и логичный, он, как мне кажется, выставляет Эдварда слегка с нелицеприятной стороны, что немного не соотносится с тем, что было показано про него ранее.

Но в любом случае, это лишь мелкая шероховатость, не особо портящая впечатление от просмотра "Под покровом ночи" — отличного триллера, чьи перипетии абсолютно точно не оставят вас равнодушными.

Оценка: 9/10.

P.S. Напоследок хвалебные слова критиков (переведенные сайтом film.ru) и трейлер.




"Под покровом ночи" – невероятно амбициозная работа. Наполовину техасский триллер, наполовину мелодрама о людях среднего возраста. Том Форд подкидывает нам загадку, которую интереснее разгадывать в голове, чем разглядывать глазами"

Бен Кролл ("indieWire")

"Форд снова выдал нечто экстраординарное. "Под покровом ночи" – потрясающий нуар, который находит отклик благодаря призрачному, поэтическому ужасу"

Питер Треверс ("Rolling Stone")

"Стиль – главная субстанция второй картины Форда. Но, в отличие от большинства фильмов-головоломок, "Под покровом ночи" умудряется поражать зрителя каждым своим аспектом"

Кевин Харли ("Total Film")


Статья написана 12 декабря 2016 г. 11:00

Писатель Бентли Литтл родился в 1960-м году в городе Меса, расположенном примерно в двадцати милях к востоку от Финикса — столицы штата Аризона, в котором проживает наибольшее в США число человек, говорящих на индейских языках.

Поэтому неудивительно, что в произведениях Литтла достаточно часто упоминается коренное население Америки.

Например, в романе "Окраина" индейцы внесли важную лепту в победу над злом, захватившим провинциальный городок Макгуэйн.

При этом в самой книге древним народам, в отличие от молокан, было отведено не так уж много места.

Видимо стремясь исправить допущенную несправедливость Бентли написал роман "Возвращение", чей сюжет строится вокруг пробуждения загадочной разрушительной силы, имеющей прямое отношение к исчезновению доисторической индейской культуры Анасази, существовавшей на юго-западе современных Соединенных Штатов.

Однако сражаться с этой силой предстоит, как ни странно, не потомкам создателей давно стертой с лица Земли цивилизации, а обычным американцам, среди которых окажутся программист Глен Риджуэй; школьная учительница Мелани Блэк; подросток Кэмерон; парень по имени Винс, работающий в историко-археологическом музее Спрингервилла; а также профессор Маккормак из Университета Аризоны и Пейс Генри — руководитель раскопок поселения Анасази в каньоне Чако.

Вообще книга весьма насыщена персонажами, как основными, так и второстепенными.

Но характеры далеко не всех из них раскрываются в полной мере.

А все потому, что высокий темп повествования просто не оставляет на это времени.

Роман под завязку забит действием, происходящим в сразу нескольких юго-западных штатах, что с одной стороны предает истории больший масштаб, но с другой стороны не делает ее лучше в виду однообразности описываемых событий.

В основном герои либо обсуждают таинственные происшествия, свидетелями которых они стали, либо едут по пустынным дорогам туда, где подобные происшествия случились с другими (кстати, в упомянутом выше Макгуэйне ("Макгуан" — в "Возвращении") Глену и Мелани тоже предстоит побывать).

Плохо еще то, что Литтл не стал особо заморачиваться и почти всю жуть и странности свел к банальным проделкам оживших артефактов, внезапно появляющимся тут и там непонятным конструкциям из черепов и костей, и однотипным сражениям жителей разных маленьких городков друг с другом.

Но самое большое разочарование несет с собой финал книги.

Бентли и раньше грешил слабыми концовками своих произведений, но в "Возвращении" он, кажется, превзошел сам себя.

Мало того, что главная битва с могущественным злом произошла слишком быстро, так и вышла она на удивление глупой (спасибо "богу из машины") и не впечатляющей (спасибо целому потоку невнятных абстрактных описаний).

И даже эпилог Литтл сумел загубить, не сообщив в нем абсолютно ничего важного.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

А мог бы хоть пару слов сказать о том, прекратились ли сверхъестественные события и вернулись ли из небытия пропавшие ранее люди и домашние животные (и заодно появился ли вновь исчезнувший город Бауэр).

В целом, "Возвращение" — не самый плохой роман писателя.

Есть в нем и любопытные персонажи и интересно выписанные отдельные эпизоды (например, встреча Пейса Генри с семейкой Дивайн (и всё последовавшее за этим) — получилась на отлично).

Беда в том, что сама история была нарисована блеклыми красками и практически ничем не смогла удивить или развлечь.

А этого меньше всего ждешь от произведения такого большого выдумщика как Бентли Литтл.

Оценка: 6/10.





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх