Пол Андерсон отзывы

Все отзывы на произведения Пола Андерсона (Poul Anderson)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1420

  Страницы:  1  2  3  4  5 [6] 7  8  9 10 . . . 25 26 27 28 29   (+10)»   (+23)»»

«Kyrie»
–  [ 7 ]  +

alex1970, 20 апреля 2011 г. в 19:27

Великолепный рассказ, дань мужеству другого существа, пусть даже оно не было человеком.

Но эта смерть в совсем необычных обстоятельствах имеет множество последствий, для одной женщины — очень трагические.

Трагический рассказ, грустный и проникновенный

Оценка : 9
«Танцовщица из Атлантиды»
–  [ 7 ]  +

god54, 26 декабря 2010 г. в 13:25

Казалось бы простой, даже банальный сюжет: несколько человек попали в прошлое. Сколь таких сюжетов сегодня блуждает по страницам фантастической литературы. Но по мере чтения начинаешь понимать, что не в нем суть произведения. В данном случае автор пишет о любви, о том искреннем чувстве, которое движет человеком, как на добрые, так и злые поступки, когда ради любви жертвуют всем, даже страной... И как тщетно выглядят потуги человека в стремлении изменить ход истории. Но человек, всегда остается человеком, если его устремления благородны. Герои яркие, характеры реалистичные, события близки к документальным. Очень даже хороший историко-фантастическо-приключенческий роман. Чтение доставляет истинное удовольствие.

Оценка : 10
«Зовите меня Джо»
–  [ 7 ]  +

Yazewa, 14 июля 2010 г. в 19:04

Не раз уже встречались подобные фантастические сюжеты, когда человек управляет существом на чужой планете, не знаю только, кому принадлежит пальма первенства с этой идеей. «Аватар» сейчас, конечно, тоже сразу приходит в голову.

Мне в этой повести Энгсли не слишком симпатичен. Собственно, калека с искаженной (пусть объяснимо) психикой реализуется в виртуальном (да и реальном) сосуществовании с могучим свободным разумным зверем. Кто бы отказался на его месте?! Все его переживания суть обыкновенный эгоизм. Простительный в его положении, но — эгоизм...

Оценка : 7
«Последние из могикан»
–  [ 7 ]  +

Pupsjara, 12 апреля 2010 г. в 19:57

Слабый политизированный рассказ, особенно грустно было наблюдать за тем, какими дураками выставил автор двух стариканов: капиталиста и коммуниста. Утопическое общество, построенное на руинах скорее всего третьей мировой войны, утопично только на словах, на самом деле человек-неисправим и природная жестокость все равно возьмет верх.

Оценка : 3
«Печаль Гота Одина»
–  [ 7 ]  +

god54, 14 января 2010 г. в 20:25

Хорошая историко-фантастико-приключенческая повесть: история изнутри, глазами участников тех событий. Этакое эпическое произведение, охватывающее историю готов, одного из самых малоизученных племён. История, в которой переплелись реальная история и вымышленные события вместе с эмоциями и переживаниями героев. Последнее и оказывает такое эмоциональное воздействие на читателей своей предопределенностью и трагизмом судьбы.

Оценка : 10
«Конец пути»
–  [ 7 ]  +

god54, 30 декабря 2009 г. в 17:56

Природа умна и не наделила человека способностью к телепатии. Это качество абсолютно противоестественно для человека и автор очень акуратно подводит читателя к пониманию этой аксиомы.

Оценка : 8
«Великий крестовый поход»
–  [ 7 ]  +

god54, 27 декабря 2009 г. в 17:24

Отличная книга о силе духа, а не о техники, о превосходстве чести над поклонением технике. Роман о людях, простой, ироничный и очень увлекательный. Это как роман-мечта. Кто в детстве не мечтал унестись вместе с пришельцами в небеса и там громить плохих... И вот автор позволил этой мечте осуществиться...

Оценка : 10
«Сокровища марсианской короны»
–  [ 7 ]  +

Alexandre, 22 февраля 2009 г. в 10:50

Пожалуй единственное достоинство рассказа — его малый размер — менее 20 страниц. Похоже на наши детективные фельетоны. Нагромождены придуманные без особой оригинальности детали, жители Марса изображены птицами — какие птицы в разреженной атмосфере четвертой планеты? Как и положено, преисполненный чувства собственного достоинства детектив, задает малопонятные вопросы, смысл которых в конце несколько проясняется. Особо любящие детективы читатели могут прочесть и это, ничего ужасного, в любом смысле, в рассказе нет. А если вы не любите детективы — то читать незачем.

Оценка : 3
«Рука помощи»
–  [ 7 ]  +

Konst, 09 ноября 2008 г. в 16:21

Люди, что на Земле, что затридевять планет от нее остаются людьми.

Глядя на то, что творится последние лет 5 в мире понимаешь, что рассказ спустя почти 60 лет не утратил своей актуальности. То ли фантастам не чужд дар пророчества, то ли в мире ничего не меняется кроме «декораций».

Оценка : 10
«Государственная измена»
–  [ 7 ]  +

Pupsjara, 22 сентября 2008 г. в 17:35

Рассказ, заставляющий задуматься об обратной стороне предательства. Действительно ли предатели только предавали или наоборот они думали, что помогают, спасают мир. Интересный рассказ, отличный перевод, но авторская рванная композиция совершенно не понравилась.

Оценка : 6
«Генезис»
–  [ 7 ]  +

Claviceps P., 16 июля 2008 г. в 13:15

Вообще-то это повесть, а не рассказ :-)

К тому же потом переписанная Андерсоном в одноименный роман, который считается вроде бы весьма успешным в его позднем творчестве, насколько я знаю.

Роман на русский не переводился, а про его основу что можно сказать... Сейчас мне эта повесть понравилась немного больше, чем при чтении в первый раз в антологии «Далекое будущее». Эта вещь своего рода эксперимент — странноватая смесь научной фантастики, истории/мифа и отстраненного авторского нарратива. Эксперимент может и не очень удачный, но все равно интересный. Роман я бы почитал точно...

А так — хаотичное переплетение очень далекого будущего, космической оперы, приключений с этно-колоритом, реконструкции разных эпох — оставляют впечатление некого сумбура. Впрочем, повторюсь, небезынтересного.

Оценка : 8
«Конан и Секира Света»
–  [ 7 ]  +

Shepp, 02 июля 2008 г. в 23:49

Честно говоря, среди романов о Конане добротных, качественных немного. Совсем немного. Этот — как раз из тех немногих. Изящная демонстрация того, что бывает, когда за избитого (ногами бездарных авторов) серийного героя берется талантливый писатель, а не алчный до денег поденщик.

Отправная точка — новелла Говарда «Королева Черного Берега»: Конан встречает женщину-пирата Белит, и пиратит с ней, попутно крутя любовь, пока та не... Вот о том, что случилось, пока она «не», и рассказывает Андерсон, как обычно — весьма детализированно и обстоятельно. Говардовская Белит — женщина-головорез, у Андерсона превратилась в политкорректную, страдающую мстительницу: стигийцы, как водится, вырезали ее семью, а брата увели в полон. Сложим два и два — брата надо выручать, а стигийцев — проучать. А тут как раз рядом — последняя модель киммерийского Терминатора. Вперед! Ведомый любовью к Белит, Конан крадется, проникает, убегает, прыгает, стреляет, короче, совершает обзорную экскурсию по просторам Стигии, бьет маленько пустынных упырей, выцарапывает из лап монстровья аццкий артефакт, а в конце выступает против стигийских агрессоров с небольшой армией (Сет плачет, стигийские маги зряшно ищут на бритых головах волосы, чтобы их вырвать). Прописано все на удивление «вкусно», видимо, Андерсон просто не умеет халтурить.

Получился очень... хм, энергичный, спрессованный роман. Да и Конан в этой истории напоминает живого человека (иногда) — есть тут у него некоторые рефлексии...

Жаль, что Андерсон не возвращался больше к этому герою.

Оценка : 9
«Великий крестовый поход»
–  [ 7 ]  +

Yazewa, 13 февраля 2008 г. в 18:11

     Совершенно не понравилось. Как-то хочется сочувствовать хотя бы кому-нибудь из героев, — ан нет, все рАвно неприятные, молотят друг друга при первой возможности и в разных вариантах, да и все. Любовный треугольник описан настолько плоско и неэмоционально, что даже как-то неловко за автора. Вообще герои совершенно плоские, да и весь антураж написан весьма слабо. Вряд ли это беда перевода, просто плохо и невыразительно стилистически. :-(

Оценка : 4
«Операция «Хаос»
–  [ 7 ]  +

kkk72, 21 декабря 2007 г. в 23:11

Интересное и необычное фэнтези. Удачное соединение магии и технологии. Весьма закрученный динамичный сюжет. Пожалуй, ближе к концовке с закрученностью автор даже немного перестарался. Много интересных мелких деталей. Например, запомнилось, что у оборотней сохраняется масса тела. В итоге получился весьма приличный техномагический боевик.

Оценка : 7
«Человек, который пришел слишком рано»
–  [ 7 ]  +

kkk72, 04 ноября 2007 г. в 19:39

Весьма реалистичное описание ситуации. Ни знания, ни техника не помогут одиночке, затерявшемуся в чужом времени. Грустная история, но ее стоит прочесть.

Оценка : 8
«Печаль Гота Одина»
–  [ 7 ]  +

tevas, 24 декабря 2006 г. в 22:37

Одна из лучших повестей всего цикла, она заставляет читателя задуматься о том, что есть Бог и что последствия любой идеи могут быть самые серьезные...

Оценка : 9
«Патруль времени»
–  [ 7 ]  +

Uldemir, 16 августа 2005 г. в 12:52

Не понимаю я, когда автор морально оправдывает героя за поступки, которые другим совершать запрещается. Какая-то фирменная американская идеология. Отсюда – слегка заниженная оценка.

Оценка : 5
«Человек, который пришел слишком рано»
–  [ 6 ]  +

Corwin Morgan, 15 марта 2024 г. в 15:29

Отличный рассказ! Поднимает все те неудобные вопросы, которые неизбежно приходят в голову практически каждому человеку, читающему историю про попаданца. Хороший ход, что повествование ведётся от лица современника той самой эпохи, куда пришелец попал — так дополнительно раскрываются и межличностные отношения, и логика произошедших событий.

Оценка : 9
«Девять королев»
–  [ 6 ]  +

Sergio Blanc, 28 ноября 2023 г. в 19:36

Что хотелось бы сказать по поводу прочитанного?

Во-первых — это далеко не совсем фэнтези, на мой непросвещённый взгляд. Роман «Девять королев» — это скорее произведение в жанре альтернативной истории. Из фэнтези в нём разве что способность «королев» управлять погодой да кратковременное появление богини Морриган во время битвы со скоттами. Больше фэнтезийного в тексте я ничего не нашёл. Может плохо искал? Не знаю, подскажите кто рассмотрел что-то ещё.

Во-вторых — это первое произведение Андерсона в соавторстве с супругой Карен, которое я попробовал «на вкус и цвет». Скажу прямо: у мэтра получалось значительно лучше, когда он писал соло. Гораздо, гораздо лучше. Косвенным подтверждением моим словам может служить тот факт, что этот мой отзыв на ФантЛабе стал первым за последние 13 лет и всего третьим за 14! И ещё — единственным не переведённым на русский язык авторским циклом стал «The Last Viking», написанный Полом в далёком 1980 году, опять же в соавторстве с дражайшей супругой.

Писателю не впервой использовать в качестве сюжетной канвы или основы исторические легенды, мифы, саги. В данном случае взята старая бретонская (кельтская) история о городе Кер-Исе и его правителях. Но легендарно-мифическая составляющая в тексте настолько мала, что читается он почти как популярно-историческая мелодрама.

Эта история, хронологически относящаяся к периоду поздней Римской империи, периоду её заката, о центурионе Гае Валерии Грациллоне, посланному волею фантазии авторов в древний город Ис в провинции Арморика на западе Галлии. Там он становится королём и, по совместительству, мужем девяти языческих жриц — правительниц.

Различным аспектам взаимоотношений новоиспечённого короля и всех этих Квинипилис, Бодилис, Виндилис, Ланарвилис, Иннилис, Форсквилис, Малдунилис, Фенналис, и, наконец, Дахилис, и посвящена львиная доля страниц этого почти «женского» романа.

«Настоящий» Андерсон проглядывает разве что в главах, где речь идёт о скоттах (кельтах, ирландцах) во главе с королём Ниаллом Мак-Эохайдом. Читая эти «места» с тоской вздыхаешь, вспоминая героические тексты писателя, например «Сагу о Хрольфе Жердинке», «Три льва и три сердца» и другие. Жаль что таких глав в романе раз- два и обчёлся.

Зато описаний женских переживаний и страстей хоть отбавляй. Здесь тебе и королевы — лесбиянки (Иннилис + Виндилис), королевы — нимфоманки (Малдунилис) и прочая, и прочая «вода» любви, страданий и интриг.

Временами мне было жутко скучно. Интриги — ноль, экшена — минимум. Тем, кто любит «острые» сюжеты с этим текстом точно не по пути. А вот женщины — кому за 40, подходите, не стесняйтесь, не ленитесь, листайте страницы: вам точно должно понравиться.

Не знаю, что должно случиться, чтобы я продолжил чтение этого цикла. Зарекаться не буду, ведь мелодрамы они такие — бывает, что затягивают, при кажущейся монотонности и простоте.

Оценка : 6
«Зелёная рука»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 13 ноября 2023 г. в 18:23

К новому поселенцу Торлайфссену приходит четырехрукий инопланетянин Джо, чтобы наняться подсобным рабочим на местную ферму. В машинах и механизмах он разбирается неважно, зато с животными и растениями ладит просто здорово. Но племянник фермера начинает неосознанно подозревать, что Джо — совсем не тот, за кого он себя выдает... Еще один рассказ из «поселенческих историй» Пола Андерсона, рассказывающий о суровых и интересных буднях поселенцев недавно освоенных планет. Главной интригой данного сюжета является слишком уж подозрительная личность нанявшегося чужака: планеты, с которой он якобы прибыл, нет в Звездном реестре, а существ с подобным типажом еще никто не встречал. К тому же, его способность к животноводству и растениеводству говорит о том, что он происходит из весьма отсталой в индустриальном плане общины, каковых в освоенной человеком Вселенной осталось совсем мало. В общем, не всё хорошо сходится в его биографии. Но замечает эти нестыковки не взрослый человек, а малолетний пацан, увлеченный исследованием нового места проживания. Дети вообще по натуре настырны и любопытны. Этого Джо явно не учел, рассказывая фермеру о своей родословной. Читатель скоро и сам перестает понимать, что в словах инопланетянина является правдой, а что — ложью. Поэтому хватается за любую «соломинку», которую подбрасывает ему писатель. Только вот поможет ли она ему? Концовка истории просто обязана быть неопределенной, чтобы не испортить столь интригующей тайны и не обесценить романтики освоения дальних планет. Каждый решает сам, стоит ли ему верить басням «дяди Джо» или нет.

-----------

РЕЗЮМЕ: рассказ об одной необычной форме общественного устройства аборигенов чужой планеты, которая ставит под сомнение успех и законность человеческой экспансии. Образ Джо сильно напомнил мне Емелю, героя одной из русских сказок: он так же увлеченно и изобретательно врет, что все политики в сравнении с ним покажутся честными людьми.

Оценка : 7
«Цель высшая моя — чтоб наказанье преступленью стало равным»
–  [ 6 ]  +

_Y_, 20 мая 2023 г. в 14:52

Сюжетный, легко читающийся рассказ, интересный, тем не менее, не действием, а заложенными в нём мыслями. Что есть преступление в то или иное историческое время? Какое наказание какому преступлению соответствует? Многое другое. Не буду их излагать здесь – читайте. Найдёте все ответы… Найдёте в тексте рассказа? Отнюдь. Но вопросы поставлены так, что вы найдёте ответы в своей памяти, среди того, что читали или даже учили раньше.

Единственным недостатком показалась нелогичная концовка. Впрочем, не страшно: она относится исключительно к сюжету, а не к заложенным мыслям. Тем не менее, раскрывать не буду даже скрыв под спойлером – читайте. Если же очарование рассказа заслонит от вас эту нелогичность, готов обсудить в личке.

Оценка : 9
«Поворотный пункт»
–  [ 6 ]  +

artem-sailer, 22 января 2023 г. в 18:25

А мне рассказ очень понравился. Если я правильно понял невысказанную мысль главного героя, то читать её следует так: если не можешь превзойти — поглоти.

Тут некоторые пишут, что в рассказе много американского, но мне кажется, что зависть — это общая черта характера любой цивилизации. В контексте рассказа можно даже привести такую формулировку: так не доставайся же ты никому! И герои выбирают даже более мягкое и взаимовыгодное решение: принять умных братьев по разуму в своё сообщество с тем чтобы спустя некоторое время эти братья без следа растворились в человечестве. В процессе обе стороны получают удовлетворение своих потребностей, а то, что при обогащении человеческого генофонда пропадёт этнос — ну что ж, в первый раз что ли?

Оценка : 9
«Патруль времени»
–  [ 6 ]  +

artem-sailer, 17 января 2023 г. в 18:51

Читается легко, картинки меняются стремительным водоворотом событий, но, увы, логика и правдоподобие страдают. Скорее — приключенческое чтиво, чем что-либо серьёзное. Случайно на страницах истории столкнулись с хронопреступником, быстренько выяснили, что к чему, раз-раз и нейтрализовали, молодцы — вернулись в своё время. По дороге один из героев решил подправить кое-что и в своей судьбе, преступление, конечно, но тоже всё благополучно закончилось. Сегодня такие сюжетные ходы кажутся тривиальными, хотя, следует признать, вполне возможно, что именно с этого произведения и стартовал весь жанр.

Боюсь, в памяти особо не задержится, хотя в своё время, в юности, был впечатлён. С другой стороны, этот рассказ — вступление в целый цикл произведений о патруле времени и носит вводный характер: знакомство в героями, с устройством хроноспецслужбы. В общем, почитаем ещё — посмотрим, что там дальше.

Оценка : 7
«Война крылатых»
–  [ 6 ]  +

Manowar76, 21 ноября 2022 г. в 08:32

В очередной раз про неисповедимость читательских путей. Ища произведения про космопиратов наткнулся на «Маржу прибыли», первый рассказ из цикла о Звездных торговцах. И так он мне зашел, что решил прочесть весь цикл.

Твердая научно-экономическая фантастика.

Планомерно воплощал замысел в жизнь, пока не дошел до первого романа цикла, «Войны крылатых». И взял паузу. Роман небольшой, но это, всё-таки, не рассказ на пару десятков страниц. Будет ли также увлекательно?

Ван Рейн, его невеста-принцесса и капитан флаера попадают в катастрофу на дикой планете, заселенной крылатыми аборигенами, похожими на чертей.

Чтобы спастись, Ван Рейн идет на самые неблаговидные поступки, стравливая для своего спасения два местных племени.

Вообще, показная аморальность торговца — одно из самых сильных преимуществ цикла. И непонятно, высмеивает ли автор дикий капитализм, или восхищается им.

Андерсон настоящий НФ-автор. У него есть объяснение для всего. Почему на Диомеде, при вдвое большем диаметре, та же сила тяжести, почему аборигены летают. Проработана астрономия, география, геология, социология мира.

Весь цикл обладает какой-то успокаивающей основательностью и позитивной приземленностью.

«В средние века, когда селедка по каким-то там дурацким своим селедкиным причинам меняла морские пастбища, вся история приморских государств летела к чертовой бабушке. Короли теряли престолы, да что там престолы — из-за рыболовных угодий разгорались самые настоящие войны.»

Про совпадения: в «Войне крылатых» на планете совсем нет металлов. Всё построено из дерева и камня. В прочитанном в тот же день «Фальстарте» Громова человеческую цивилизации отбросило в прошлое появление микосиликоидов, грибов, разрушающих глину и бетон и прочее, в следствии чего стала невозможной выплавка металлов. И человечество стало создавать «деревянную» цивилизацию.

Совпадение номер два. В романе Андерсона упоминается Тритон, спутник Нептуна, родина одного из персонажей. В романе Прососова «В тенях Империи» на Тритоне происходило действие одной из частей книги. Не самая популярная локация, а тут дважды за два дня о ней прочёл.

И третье совпадение. Параллельно читал «Вдовий плат» Акунина, так вот там тоже главная героиня тоже купчиха-торговка, также умна и еще более аморальна, чем Ван Рейн.

Интриги Ван Рейна заканчиваются масштабным и зрелищным морским сражением двух очень разных плёмен.

Но даже в войне и политике Андерсон умудряется вставить сугубо научные факты из теории эволюции и прочих дисциплин.

Есть описательные длинноты, но любой абзац, где присутствует сквернословящий, аморальный, изворотливый, гениальный Ван Рейн, просто прекрасен.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

«Вы задались бы вопросом: с какой бы такой стати этот писклявый сморчок ведет себя полным идиотом? Он заставляет вас продолжать войну, убийственную для обеих сторон. Он заставляет вас рисковать своими жизнями, жизнями ваших жен и детей, возможно, даже самим существованием Флота — и почему? Да потому, что он перепуган.»

Оценка : 8
«Delenda Est»
–  [ 6 ]  +

Mishel78, 15 октября 2022 г. в 11:24

Рассказ, удачно совместивший в себе два жанра: альтернативную историю и хронооперу.

Двое приятелей из патруля времени отправились в Нью-Йорк образца 60-х годов 20 века, но оказалось, что история пошла по другому пути: во времена древнего Рима Ганнибал взял Рим и сжёг его. Из-за этого весь мир застрял в эпохе паровых двигателей, а друзья оказались брошенными за решётку. Теперь им предстоит изобрести способ вырваться из плена, отправиться на базу патруля в далёкое прошлое и повернуть историю в нужном направлении.

Автору пришлось немало постараться, чтобы подробно описать временные парадоксы, ведь обязанности хроно-службы — это искать узловые точки истории и, вмешиваясь в естественный ход истории устранять искажения.

Весьма оригинальной оказалась мысль разместить одну из баз патруля в далёком прошлом, когда ещё не была изобретна письменность, чтобы не исказить историю. И хотя некоторые технические детали подобных перемещений не совсем логичны, однако не лишены смысла. К примеру, необходимость того, чтобы аппарат для перемещения во времени менял положение в зависимости от рельефа местности, когда он прибудет в нужное время.

Рассказ остросюжетный, поэтому на многие детали читатель просто не обратит внимание. Андерсон умело сопоставляет мышление людей разных эпох, благодаря чему и возникают главные конфликты произведения.

Последняя часть рассказа становится более мрачной. Автор показывает сражения за будущее, через призму идеи о том, что на всём протяжении мировой истории именно войны являлись узловыми точками времени. Писатель описывает битвы подробно, с целью придать антивоенный посыл своему произведению.

Уалекательный рассказ, в который, тем не менее, автор вложил антивоенные идеи и детально описал воздействие хроно-искажений хода истории, что позволяет рекомендовать произведение не только любителям остросюжетной фантастики, но и чистой НФ.

Оценка : 8
«Полет к Немезиде»
–  [ 6 ]  +

vfvfhm, 08 августа 2022 г. в 19:09

Итак, «Путь к Немезиде»...

Немезида, коричневый карлик, несущий свой вечный дозор на самых дальних границах Солнечной системы. Соприкасаясь раз в шесть миллионов лет с Облаком Оорта, он посылает к Солнцу кометы и астероиды, которые несут смерть и разрушения Земле и жизни на ней. Как только ученые выявили эту опасность, было принято решение изучить этот сверхопасный объект ,к которому после автоматической миссии отправилась экспедиция на корабле «Анна Лювинда». Космос загадочен, жесток и непредсказуем. И все его сюрпризы смертельны...

Ух! Крепчайший коктейль из сверхтвердой НФ и мелодрамы. Смешать, но не взбалтывать — это может грозить катастрофой! Невероятно увлекательно, будоражит воображение и трогает сердце. Финал в духе Хемингуэя и Джейн Остен только добавляет жгучей остроты к итак суровому конфликту. Оригинальное название «Гордость» — отражает смысл новеллы, а не сюжет.

Читая ,я все представлял себе, как этот пахнущий еще типографской краской текст читает молодой морской биолог из Канады Питер Уоттс. И эта история роняет в него благодатную крупицу творческого замысла грядущего шедевра.

Оценка : 9
«Рука помощи»
–  [ 6 ]  +

_Y_, 01 мая 2022 г. в 11:25

Прочитал рассказ скорее с недоумением, чем с чем-то ещё. Не так, чтобы я был фанатом Пола Андерсона, но здесь – ну совсем никуда. Посмотрел оценки, отзывы и удивился – откуда восторги? Чем они вызваны?

Вещь философская, доносит одну единственную мысль – каждая цивилизация должна развиваться своим путём. Адаптация, принятие чужих достижений – тупик. Кроме этой мысли ничего в рассказе я не увидел, а с самой мыслью категорически не согласен.

Но, по порядку, и сначала о художественных особенностях произведения. Предупреждаю: всё, что идёт ниже, можно считать засветкой сюжета, а можно и не считать. Поэтому спойлеры ставить почти не буду – решайте сами читать отзыв или бросить. Впрочем, рассказ рекомендовать не могу, так что этот отзыв, возможно, сэкономит чьё-то время.

Итак сюжет, который можно/нельзя засветить. Почему? Сюжета нет, есть схема.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Две инопланетные расы воевали между собой, обе разорены. Земляне предлагают им помощь. Одна помощь принимает и деградирует, превращаясь во что-то вроде отсталого придатка земной цивилизации. Вторая гордо отказывается и всего за пятьдесят лет собственными силами развивает и технологию, и науку, да так, что земляне только позавидовать могут.
Это всё. Схема. Сюжетом она не наполнена. Не происходит ничего, кроме нескольких бесед высокопоставленных представителей трёх цивилизаций (в разных комбинациях).

Героев тоже нет. Есть персонажи, и они ничего не делают, только разговаривают друг с другом, всегда или почти всегда напыщенно, всегда и исключительно проводя основную мысль рассказа.

Антураж есть, цивилизации друг от друга отличаются. Показалось, что слишком «фэнтезийно» для социальной НФ, но это не минус, скорее дело вкуса.

В целом, принадлежи рассказ какому-нибудь неизвестному автору – бросил бы, не дочитав. По признаку «скучно».

Теперь про философскую составляющую, про идею рассказа. Не знаю, может быть, в конце 1940-х, когда текст писался, всё так и представлялось? Типа «каждый должен идти своим путём, только свой путь может привести к успеху»? Не знаю, не знаю. Да и не важно, читаем ведь мы рассказ сегодня, с точки зрения сегодняшнего опыта. И сегодня ошибочность посыла многократно доказана жизнью. Да что жизнью, одно только понятие «изобретатель колеса» ставит всё на свои места.

Неубедительно? А как на счёт аборигенов Австралии, так и не придумавших лука? А американских индейцев, не дошедших до колеса? Да, да, того самого колеса! Современные примеры? Северная Корея.

А как же быть с теми, кто пошёл по пути той или иной интеграции? Стали «придатками»? Не-а. Хорошо у них всё. Германия стала экономически процветающей страной. И не надо политкорректно заявлять, что немцы всё делают под дудку американцев, это попросту не так. Япония, полностью сохранив свою самобытность, достаточно быстро превратилась из страны почти средневековой в передовую технологическую державу. Более новые примеры? Пожалуйста – Китай. Два десятка лет посылки студентов во все развитые страны, приглашения специалистов из всех развитых стран (всё на очень привлекательных условиях). И что, кто-то скажет, что сегодня Китай неразвит? Или что потерял свою самобытность?

И что в сумме? Философская идея рассказа противоречит сегодняшним реалиям, а художественное исполнение не производит впечатления совсем. Минус на минус плюса не дают.

Оценка : 3
«Великий крестовый поход»
–  [ 6 ]  +

Double Black, 30 апреля 2022 г. в 09:13

До сих пор не знаю, как на эту книгу реагировать. Скорее всего, как на очень (два раза очень!) качественный стёб. Смешно, по доброму, а еще очень хорошо написано, как почти все, что писал Андерсен. Книга так и просится на экран, хотя, сдается мне, очень мало сегодня есть людей, способных ее превратить в такое же качественное кино. Где ты, Мэл Брукс?

Оценка : 8
«Воины ниоткуда»
–  [ 6 ]  +

Etamin, 22 марта 2022 г. в 23:02

Самый неудачный и ужасно архаичный рассказ из серии про Флэндри. И даже не первый из написанных о нем, хотя и ранний. Содержание его даже разбирать не стоит — та же схема. Флэндри вместе с верным слугой и при поддержке очередной красавицы спасает империю от гнусного феодала-заговорщика. Честно говоря, откровенная бульварщина, недостойная такого автора. Хуже, чем бездарный «Форпост Империи».

Интересно другое. Андерсон явно понимал, что написал чушь (может, его сроки поджимали или деньги срочно нужны были?) и впоследствии переработал рассказ для новых изданий вместе с тремя другими ранними историями о Флэндри (я уже писал об этом в соответствующих отзывах). Причем переработал очень серьезно. Новый текст на русском, подозреваю, пока недоступен (даже в самиздатном сборнике вроде бы тот же перевод), но в оригинале включен в «академическое» издание от «Baen Books».

Сравнение довольно любопытно. Андерсон старательно убрал главные нелепости и несуразицы, которые не только просто резали глаз при чтении, но и концептуально расходились с более поздними произведениями. Приведу пару примеров. Если впоследствии Флэндри возмущается существованием рабства на некоторых планетах, куда его заносила карьера, то здесь он, прибыв в командировку, попросту покупает себе служанку-наложницу, вполне в древнеримском духе (с какого и списывалась поначалу Терранская Империя). Автор пытается исправить этот момент: в доработанном тексте поясняется, что героиня сама продалась в рабство, чтобы помочь разорившейся семье, и что это неприятный местный обычай. Также не идет более речь о казни, угрожающей Флэндри и его шефу, если они не спасут внучку императора. Да и рассуждения Флэндри о налете меняются; он подозревает, что все это театрализованная постановка, чтобы отвлечь внимание.

Любопытный момент: в оригинале планета нехорошего правителя называется не Во, а Вор. Разумеется, по-русски это выглядело бы резковато.   

В общем, читать (и при этом обязательно сравнить оба варианта) стоит только тем, кто интересуется творческим методом Пола Андерсона.

Оценка : 3
«Звезда над морем»
–  [ 6 ]  +

nworm, 09 ноября 2021 г. в 22:00

Вновь оперативники отправляются на исправление временной петли, причиной которой они сами и стали. Рассказ практически не выбивается из остального цикла по исполнению, а поэтому скажу лишь, что Патруль времени — очень странная организация. Строгий отбор, коему подвергают новых сотрудников, а также продвинутое гипнопедическое разностороннее обучение никоим образом не влияет на принимаемые ими решения. Каждый раз в критической ситуации агенты совершают необдуманный импульсивный поступок, который стоит им значительных усилий по исправлению ситуации. Складывается ощущение, что не будь у нас этого самого Патруля — время спокойно шло бы своим чередом и не требовало бы вмешательства. Не верится, что все эти риски стоят того, чтобы выяснить какое из прочтений Тициана верное или каким образом зарождались нордические эпосы раннего средневековья... Конечно, это придирка к реализму повествования, не более. Но, как говорил устами пилота Пиркса Станислав Лем: «Фантастические романы? Да, я их люблю, но только плохие. Вернее, не то что плохие, а выдуманные. В них все, даже космос, становится таким добропорядочным… Это добропорядочность для взрослых, — конечно, там есть катастрофы, убийства и всякие другие ужасы, но все равно они добропорядочные, невинные, потому что с начала до конца выдуманные: тебя стараются напугать, а ты только посмеиваешься.»

Ну и отдельно стоит упомянуть названия племён, сломавшие многим удовольствие от прочтения. Сложилось впечатление, что где-то на книжном развале Андерсон обнаружил алфавитный перечень варварских племен поздней античности и шутки ради решил вставить их все в повесть. Шутка удалась.

Оценка : 6
«Мятежные миры»
–  [ 6 ]  +

Etamin, 14 июля 2021 г. в 17:05

Этот роман про Флэндри создавался, по-видимому, параллельно с «Кругами ада», а в свет вышел даже раньше (хотя действие в нем происходит позже). Но получился столь же вымученным. Следует предположить, что Андерсон в этой книге вынужденно связывал разные оборванные концы из предыдущих произведений. В общем, роман так себе — но разобрать его стоит.

Книга странным образом разделяется на три не очень вяжущиеся между собой сюжетные линии (да и написанные несколько по-разному). Во-первых, очередная порция дворцовых и политических интриг в Терранской империи. Во-вторых, космические приключения и сражения с участием главного героя. В-третьих, довольно подробно описанная и очень удачно придуманная (прямо под стать этнографическим романам Урсулы ле Гуин) планета Дидона с ее удивительными существами.

Ну, эта часть просто отличная, даже неизбежные лекции и пространные описания ее не портят. Про битвы в космосе Андерсон накатал столько, что, наверное, мог писать уже на автомате. А вот на вопросах Империи стоит остановиться подробнее.

Книга, на которой основано все повествование (как предположил pontifexmaximus), действительно существует, и, как я понимаю, входит в обязательный круг чтения образованных людей Запада (да и вообще ее стоит прочитать всем, интересующимся историей, хотя бы в сокращенном варианте). Это, разумеется, «История упадка и разрушения Римской империи» Гиббона. На ней же основывался Азимов, придумывая свою Галактическую Империю. Однако Андерсон, пожалуй, использовал ее слишком уж очевидно. Тут и безумный император (Калигула?) и гнусный, но расчетливый фаворит (таких всегда хватало), и мятежная провинция со своими особыми нравами (Британия? даже Боадицея упоминается; тогда удаленная граница с Мерсейей будет соответствовать войнам с Парфией/Ираном,- вполне подходит), и ряды крестов с распятыми, и рабство (помилуй бог, кому на фиг нужно государственное рабство в XXX-XXXI веке? за особо тяжелые преступления можно отправлять на каторгу — или попросту стирать личность), и дикие варвары (готы?), и перспектива нарушения престолонаследия и появления «солдатских» императоров (а не проще ли было установить в Терранской империи меритократическое наследование, как в Риме при Антонинах). Вот все это мне кажется абсолютно излишним и только портящим повествование. В общем, оставалось только гладиаторов и скачек добавить для совсем не разумеющих.

О главном герое. Прошло совсем мало лет с «Кругов ада» (по хронологии, на деле же данный роман, напомню, появился даже чуть раньше), но он заметно изменился. Прежде всего, обратно и резко поумнел, стал расчетлив и хитер не по возрасту. Хорошо, что переводчики не вздумали обзывать его «юношей». Стал брать на себя поистине глобальные задачи и решения. Более не доверяет кому попало. Все это немалый плюс к дальнейшему раскрытию образа.

Еще стоит рассмотреть лингвистические особенности «Мятежных миров» и их перевод. Андерсон продолжил свои эксперименты с русским языком, и вот появляется адмирал Херасков (не иначе, П.А. откопал весьма редкую фамилию в литературной энциклопедии; что, впрочем, нормальная традиция – АБС позаимствовали для «Обитаемого острова» фамилии из статьи про албанских писателей), словечко «ну» — очевидно, Флэндри у шефа научился (куда он кстати, пропал на целых две книги?), а также очень удачно переведенные «ногасы», «рукасы» и «крылосы» (в оригинале последние почему-то “krippo”). Много других придуманных (?) слов. Адмирал Мак-Кормак и его жена называют друг друга “dyuba”. Вроде бы это не из русского, но откуда? Перевели просто «дорогой». Говорят энейцы на каком-то диалекте английского, глотая части слов. В оригинале звездолет под командой Флэндри называется не «Азиенна», а «Азинеф», т.е. «Новая Азия» по-французски. В целом, однако, переводчики (Н. Штуцер и В. Ковалевский) с задачей справились неплохо.

Подведем итоги. Далеко не лучший, но превосходящий «Круги ада» роман о Флэндри. Идеологически он, ПМСМ, совсем малоинтересен, но как чисто художественно-приключенческий – вполне.

Оценка : 7
«Лейтенант Фландри»
–  [ 6 ]  +

Etamin, 28 апреля 2021 г. в 20:10

Прежде, чем приступить к рассмотрению романа «Мичман Флэндри», следует зафиксировать два или три момента, которые при поверхностном чтении часто упускают из виду. Во-первых, это первый большой роман о Доминике Флэндри – однако вовсе не первая книга о нем. В отличие от многих других фантастов Андерсон писал свои крупные циклы не по порядку хода событий, да еще и вперемешку. Надо полагать, однако, что некие общие планы по каждому из циклов у него имелись. Таким образом, приключениям Флэндри уже были посвящены несколько рассказов и повестей; первые из них вышли в свет за 15 лет до «Мичмана Флэндри». Но, разумеется, книга о начале карьеры самого знаменитого героя Андерсона просто обязана была рано или поздно появиться. Во-вторых, многие представляют Флэндри как реинкарнацию Джеймса Бонда на галактических просторах (да хоть взгляните на обложку «академического» издания 2010 года). Оно бы и ладно (тем более что занимались оба суперагента, по сути, одним и тем же), да вот беда – агент 007 появился спустя два года после Флэндри! Так что еще неизвестно, может это Флэндри перенесся в прошлое :).

Однако обратимся к книге. Ко времени ее написания Андерсон уже был опытным писателем. Построена она по всем канонам авантюрно-приключенческого романа (а вовсе не НФ) – тут и придворные интриги, и война разведслужб, и пираты (не космические, а самые что ни на есть морские), и благородные дикари (и, разумеется, дикарки), и красавицы не слишком высокой социальной ответственности, и Атлантида под водой, и… наверняка, еще что-то упустил. Ближе к концу (все-таки, космическая НФ) будут и битвы звездолетов, и сверхсветовые гонки, и неизбежные у Андерсона лекции (разумеется, в самые неподходящие моменты), и главный секрет книги (не буду говорить, какой, но на этой теме автор построил не один роман). В общем, читается более или менее занимательно (хотя местами тяжеловесно).

Теперь о политическом подтексте романа. Таковой, разумеется, присутствует. Однако он не столь прямолинеен, как полагает уважаемый Sawwin. Мерсейцы, конечно, те же люди, только с хвостами и зеленого цвета, но записывать их в русских (в смысле советских) я бы не стал. Уж в самом деле, как тут тоже отмечалось, по стилю поведения они больше напоминают японцев. Да, на сюжет повлияли и Вторая Мировая, и Карибский кризис, и конфликт вокруг Суэцкого канала. Один из главных персонажей, шеф разведки Терры – еврей, более того, верующий иудей, что тут же заставляет вспомнить Моссад. Шестидневная война тогда только назревала, но ощущение ее уже носилось в воздухе. Но главная сверхзадача книги, как я ее понял – представить, хотя бы и в фантастическом обличье, всегда существующий в большой политике конфликт «ястребов» и «голубей» — от «весь мир в труху» до «ребята, давайте жить дружно». Лишний повод задуматься над тем, может ли одна из сторон быть более права, и как это все выглядит в сегодняшнем мире.

О тексте и переводе. Естественно, я не смотрел все варианты, но перевод Н. Виленской в собрании «Миры Пола Андерсона» очень хорош. И меня изрядно удивили «славянизированные» названия и имена на планете Старкад (Драгойка, Курсовики, Злетовар, Печаники, Южанка – все так в оригинале). Кстати, командор Абрамс часто говорит «Ну, скажем так…» или «Ну и что из этого?» (причем «ну» так и написано в оригинале). Впрочем, тайного города Дрогобыч на тайной планете из повести «Sargasso of lost spaceships» это не затмит.

Оценка : 8
«Дети ветра»
–  [ 6 ]  +

Etamin, 19 марта 2021 г. в 23:55

Весьма странная и неоднозначная книга. Андерсон работал над романом, когда ему было под пятьдесят, и он давно уже был признанным автором. Так что книга написана достаточно умело, этого не отнимешь. Но вот сюжет и реализация оного...

Собственно, ему нужно было ее написать: крупный роман был необходим, чтобы закончить тему «Терранская Империя до Фландри» (каковая тогда, помимо двух подростковых рассказов, включала в себя только пару повестей в откровенно   устаревшем стиле) — при том, что цикл о Фландри к тому времени уже был готов почти целиком. Точно так же, еще через несколько лет Андерсон напишет откровенно вымученную «Обитель мрака», практически свою последнюю книгу в цикле о Технической цивилизации, чтобы хоть как-то завершить истории ван Рейна и Фолькейна. Но в данном случае замах был покруче — «Люди ветра» явно задумывались если не как «Война и мир» НФ, то по крайней мере как «Прощай, оружие!» В многотомном «академическом» издании роман удостоился подробного разбора в послесловии Сандры Мизель. Что же получилось?

Далеко не все. Читается, в общем, неплохо. Написано цветистым языком. Даже излишне цветистым. Бесчисленные перечисления флоры и фауны Авалона и Эсперансы и описания природы несколько утомляют. Главнокомандующий вооруженных сил Авалона носит странное звание “marchwarden”, каковое слово заимствовано, вроде бы, из «Сильмариллиона».

Сначала о «мире». Действующих лиц полно. Некоторые – явно проходные персонажи, других автор описывает подробно, даже углубляясь в их внутренний мир. Одни из этих образов, впрочем, не особенно оригинальны, а другие – не очень-то убедительны. Причем лучше получились, как ни странно, итриане. Один из главных людских персонажей – Крис, он же Аринниан – не вызывает никакого сопереживания и выглядит временами полным идиотом (хотя, может, так и задумывалось?). Вообще говоря, одна из основных идей – что люди, живя среди птицеподобных существ, будут им завидовать и стараться подражать – кажется очень уж натянутой. Странные личные взаимоотношения просто людей, людей, записавшихся в птицы, и собственно птиц – тьфу, итриан – вызвали у меня явное недоумение. Рассуждения о свободной и о платонической любви и о том, кто кому изменяет, кто кого ревнует, только еще больше все запутывают. И да, все курят как ненормальные.

Теперь о «войне». Мизель указывает, что на этот сюжет Андерсона вдохновила героическая и, казалось бы, безнадежная оборона французского города Бельфор во время франко-прусской войны. Ну пусть так (а не вьетнамская война, как можно заподозрить). Итак, война между Империей Земли и державой Итри, включая Авалон, неизбежна (почему-то), хотя обе стороны ее не хотят. Почему-то в обороне Авалона главную роль играют итриане, хотя на планете их вчетверо меньше. Почему именно там построена сверхмощная оборона при общем населении меньше двадцати миллионов – ну так вот им захотелось. Ну и вот, война идет, потери вроде немаленькие с обеих сторон, но при этом обе стороны то и дело проливают крокодиловы слезы, печалясь об уже убиенных и о будущих жертвах, мечтают закончить все побыстрее (однако ядерную бомбу на второй город Авалона таки сбрасывают, а о последствиях почему-то никто потом не говорит). И уже Итри капитулирует, а Авалон вот не хочет, тут дело в принципах, а земляне воюют как-то очень по-рыцарски (полагаю, что серьезные потери на деле только озлобили бы имперские войска), и в итоге (сюрприз, сюрприз!) с Авалоном заключен почетный мир – при многократном превосходстве Терры. Неубедительно. Почему читатель должен «болеть» не за землян, а за каких-то птиц (и примкнувших ним человеков) – остается неясно и совершенно на совести Андерсона. Так и вспоминается фраза из фильма «Вторжение» — «Слушай, ты вообще за какую планету воюешь?»

На этом, пожалуй, стоит остановиться; желающие могут ознакомиться с послесловием Сандры Мизель, где о книге сказано еще много чего. Отмечу, что астрофизика, планетология и экология – на уровне, как и почти всегда у Андерсона. Одна из идей романа, подозреваю, вдохновила Гордона Диксона на повесть «Аманда Морган» из цикла о дорсаях. Перевод Виленской очень неплох, хотя пара логических ошибок (возможно, внесенных при редактуре) есть. Прочитать, наверно, стоит. Но книга спорная.

Оценка : 7
«Эпилог»
–  [ 6 ]  +

Sergio Blanc, 24 февраля 2021 г. в 09:56

Остатки человеческой цивилизации, экипаж космического корабля «Странник» в количестве 100 человек (да-да,по всей видимости это все кто остался) возвращается к Земле то ли чтобы попрощаться, то ли чтобы рассмотреть её как возможную базу для возрождения рода людского. Далее фантазия Андерсона рисует нам картину полного перерождения Земли. Теперь это планета с металлическими деревьями у подножия которых растёт кристаллическая трава. И населяют эту планету роботы,которые считают себя людьми.

Действие показано глазами двух сторон — Роботов и Людей.

Автор пытается донести до читателя одну простую мысль:так сложно даже в Человеке рассмотреть Человека, что уж говорить о попытке разглядеть Разум там, где по-человеческим меркам его быть не должно.

Очень живописная картина неудавшегося контакта между двумя формами жизни на фоне постапокалиптической «металлической» Земли.

Мне понравилось и необычной сюжетной развёрткой, и подачей, и деталями.

К чтению.

Оценка : 8
«Зовите меня Джо»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 07 января 2021 г. в 02:49

У данного рассказа одна цель: показать, как разум проявит себя в искусственном теле, которое изначально лишено самосознания и полностью управляется со стороны. Это чистая выдумка со стороны автора, ибо ситуация явно неправдоподобная: невозможно представить себе, чтобы мысли (как и ощущения) можно было передать на расстояние, как обычный радиосигнал. Тем более — в чей-то мозг. Я уже упоминал в своих комментариях, что мысль — это не электрический сигнал, а ассоциативная связь между нейронами. Ее нельзя не только передать, но даже подслушать! Все ритмы, изученные нейрофизиологами, не помогут нам понять, о чем человек думает — они только описывают текущую мозговую активность, а не ее причину. Так что все размышления персонажей насчет дистанционного управления живым организмом совершенно ненаучны и потому бессмысленны. Особенно забавной выглядит поломка пси-передатчика: все современные схемы работают на напряжении не выше 5 Вольт — откуда там взяться перенапряжению?! Даже если б передача мыслей была возможной, все сигналы имели б одинаковую интенсивность, будь то мысли радости или ненависти — отличия проявлялись только в фазовом сдвиге по частоте, но никак не по амплитуде! А от этого лампы не взрываются. Тем более, что их 30 лет назад заменили полупроводниковыми транзисторами. Автор об этом тогда не мог догадаться — их время еще не пришло.

Тем не менее, идея управления поступками человека не так уж и фантастична! В нашем обществе ее широко используют уже на протяжении нескольких тысячелетий. Но наибольшие успехи были достигнуты в ХХ веке. Речь идет о внушении. На сегодня это единственный известный способ влиять на чужое сознание. Его особенность в том, что такое влияние косвенное (а не непосредственное, как в рассказе) — оно осуществляется через органы чувств. Существует целая масса методов, как это сделать — например, посредством гипноза. Ослабив таким образом защитные барьеры сознания, суггестор (внушающее лицо) задает чужому разуму свое представление о чем-то. Оно несет в себе не столько информацию о самом объекте, сколько представление о нем, в основном — эмоциональную окраску. Эта окраска формирует в сознании внушаемого определенный образ с искусственно сформированным отношением к нему (интерес, неприязнь, отвращение и проч.). Вот через этот мысленный образ и можно влиять на поступки означенного человека. Ничего не показалось знакомым? По такому принципу построена вся современная реклама, т.н. «общественное мнение» и... образование. Да-да, все педагоги используют внушение для закрепления у детей стереотипа поведения! Причем, учителя с гипнотическими задатками (тембр и ритмика голоса, умение правильно подбирать одежду и пр.) добиваются больших успехов и у них много поклонников. Как правило, 90% из них — мужчины, ибо женский разум легче «взломать» из-за его склонности к чувственному познанию. Поэтому девочки учатся лучше мальчиков, хотя эти знания им в дальнейшем оказываются не так уж и нужны. Рискну высказать гипотезу: вся главенствующая роль мужчины в этом мире связана с его сильными суггестивными способностями! Они развились неявно, как средство противодействия сильному противнику — именно мужчинам приходилось защищать первобытное общество в период матриархата. Получается, что женщины против воли воспитали в мужчинах своего будущего повелителя...

Почему же я выставил рассказу 8 баллов? Совершенно ясно, что не за техническую составляющую, а за правдивое описание психологических манипуляций с сознанием. Может ли внушаемый человек заметить факт внушения? А, если заметит, как будет на это реагировать? Тут автор дает, на мой взгляд, правдивые прогнозы, которые хорошо согласуются с современными психологическими концепциями. Сам процесс зарождения самостоятельности в «марионетке» пока чисто гипотетичен, но не так абсурден, как сама технология внедрения в чужое сознание. Реакция на вторжение также правдоподобна — поставить жесткий ментальный блок, вышвырнув при этом чужое сознание вон. Подобной защите учат сегодня не только психологов, но и дикторов, учителей, военных и даже менеджеров по связям с общественностью! В свое время одиозный академик Казначеев пытался технически создать «защитное ментальное поле», но потерпел в этом начинании неудачу по причине нематериальности самой мысли.

Еще одна интересная проблема, поднятая автором: можно ли передать свой разум в чужое тело? Вопрос совсем не праздный и многократно обсуждался как писателями-фантастами (Шекли «Обмен разумов», Азимов «Город и звезды», Саймак «Что может быть проще времени?», Желязны «Властелин Света», Бестер «Человек Без Лица», Гибсон «Нейромант», Звягинцев «Одиссей покидает Итаку», Ливадный «Райвен» и др.), так и серьезными учеными (Кристоф Кох, Джулио Тонони, Дуглас Хофштадтер). На сегодняшний день экспериментальных данных, подтверждающих возможность подобного переноса, еще недостаточно, чтобы делать однозначные выводы. Впрочем, так же не доказана и невозможность такой операции. Чаша весов пока находится в равновесии и неизвестно, куда она в будущем качнется. Будем надеяться, что перенос разума всё же станет реальностью в ближайшем будущем, ведь, тогда он гарантирует нам самое настоящее бессмертие...

---------------

ИТОГ: рассказ, интересный своей интерпретацией разумности сознания и возможностью манипулирования им из внешнего источника. А также морально-философскими вопросами бессмертия и свободы разума. Один из персонажей рассказа — калека Эдвард Энглси — был использован Джеймсом Камероном как основа для создания образа Джейка Салли из фильма «Аватар».

Оценка : 8
«Психотехническая лига» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Etamin, 05 августа 2020 г. в 20:41

Решил прочитать серию о Психотехнической Лиге. Значительная часть этих вещей не переведена, а немногие переводы – это нечто чудовищное. Только один небольшой роман («Странник») переведен прилично. Поэтому прочел все в оригинале (недавно вышло практически полное собрание в трех томах с приложением хронологии). Вот общие впечатления.

Весь цикл примерно поровну делится на две части – сначала события на Земле, потом на Луне и ближних и дальних планетах, а вторая половина – изучение и освоение других планетных систем, взаимодействие с инопланетянами и т.д. Все написано вразнобой, с 1949 по 1959 годы, одна книга вышла в 1968 году. Прочитав в порядке развития событий, я долго чесал в затылке. И это знаменитый Пол Андерсон?

Особенно первая половина цикла написана коряво, местами излишне вычурными фразами, ход событий неубедителен, бесконечные рояли в кустах. В худших традициях старомодной НФ персонажи то и дело читают друг другу лекции обо всем на свете – истории, политике, науке, космонавтике… Когда действие переносится в межзвездные просторы, ситуация несколько выправляется. Начинаются бесконечные приключения в космосе, т.е. тема классическая и благодатная. По Андерсону (это в почти всех его книгах так), Галактика кишмя кишит разнообразными (но в основном человекоподобными) разумными существами, полно планет, пригодных для жизни и так далее. Оно бы и ладно, но легкость установления контактов и взаимопонимания зашкаливает. Кончается цикл выселением с Земли последних землян где-то через 2000 лет.

По-настоящему же меня шокировала основная идея цикла. Некий профессор (он даже и не появляется как персонаж) придумывает «психотехнические» формулы, благодаря которым удается остановить третью мировую войну (в 1958 г.), потом наладить мировое правительство в лице ООН, за которой стоит всемогущий Психотехнический институт, бороться с «нехорошими» националистами в США, потом на Венере, потом еще где-то… Ничего не напоминает? И что интересно, нигде и никогда не упоминалось о том, что Андерсон утянул всю идею у Азимова, который написал свой шедевр лет за 10-15 до того.

Вообще же (и не только для этого цикла) у Андерсона довольно навязчиво повторяется одна и та же идея: человечество ведет себя хаотично и движется к катастрофе, от которой его спасает та или иная организация, своего рода сверхправительство (здесь, например, сначала Психотехнический институт, потом Орден планетных инженеров, потом уже Координационная служба Звездного Союза), но с завидным упорством люди скатываются к новым и новым Темным Векам.

Наконец, как пишет в послесловии сам автор, ему надоело и стало бессмысленным продолжать эту серию – и Третьей Мировой не случилось, и ООН его разочаровала. И к лучшему.

Рекомендовать к чтению в целом не могу – разве что в историко-литературоведческом плане. Разбирать отдельные произведения цикла вряд ли стоит, в основном они либо безлики (как ООНовцы), либо тяжеловесно назидательны. Чтобы посмеяться, можно полистать «Планету девственниц», лучше в виде небольшого романа (переработанного из более раннего рассказа). Впрочем, надо отдать Андерсону должное – некоторые оригинальные идеи впервые пришли ему в голову давно, например, сосуществование в Галактике кислородных и углеводородных цивилизаций (привет Дэвиду Брину!). Уже лет через десять, а то и раньше он стал писать намного лучше и интереснее.

Оценка : 6
«Дети морского царя»
–  [ 6 ]  +

montakvir7511, 23 июля 2020 г. в 21:37

Очень приятный во всех отношениях роман, практически не имеющий слабых мест. Плавное и размеренное повествование с большой долей религиозности, причем настоящей и не вызывающей раздражения. Сцена крещения полукровки Ирии в начале произвела сильное впечатление, даром что я атеист.

В этом практически альтернативном мире водяные, бессмертные и не ведающие старости, заселили все моря близ Европы и Скандинавии, в лесах господствуют тролли, а дикие звери по ночам хозяйничают на улицах прибрежных деревень. Это средневековая, еще не сбросившая с себя язычество Дания, где христианство постепенно оттесняет древнюю магию, вынуждая магических существ покидать моря, тысячелетиями бывшие им домом. Угасание первобытной магии вместе с ее обладателями переданы предельно четко и понятно, грусть и тоска льются со страниц, заставляя сопереживать героям....

Очень грамотное решение сделать главными лицами именно детей морского царя и похищенной им смертной женщины. Следить за их жизнью крайне интересно, как и за перипетиями вынужденного путешествия морского народа, снявшегося с места благодаря силе человеческих молитв.

Завораживающий стиль, оторваться лично я был не в силах. Отдельное спасибо переводу Тумановой, перевод Новикова не осилил.

Оценка : 10
«Операция «Хаос»
–  [ 6 ]  +

dxbckt, 16 июня 2020 г. в 17:29

Если прочесть этот роман сейчас — так вроде бы как и «ничего особенного»... Ну фентезийно-параллельная реальность в котором люди соседствуют со всякими мифическими созданиями и где существует «магия спецназначения» и войны с применением «оной»... Казалось бы ну и что тут такого?

Да вроде и ничего особенного... кроме даты «выхода в свет» (1971-й)

Блин! Это ж надо было такое придумать в 70-х??? Это сейчас все «устали от героев машущих мечом и пистолетом» (одновременно), а в то время (готов поспорить) «это была бомба», поскольку так творчески переосмыслить реальный мир, оставив в нем (при этом) «многое из того что привычно нам» удастся не каждому.

На мой взгляд- это один из самых удачных примеров симбиоза реальностей (субъективно), а не очередная «сказка про мифическую волшебную страну» (в стиле Конона). И в самом деле — хоть «на сегодняшнее время» книга «стоит в середнячках», в то время она производила прямо сногшибательный эффект... и что-там за жанр и чтоза «подвид» собственно никого уже не интересовало. Это очередной пример того — как разные авторы (того времени) могли (и без интернета) выдумывать настолько потрясные сюжеты и миры... что их многие сегодняшние «коллеги» до сих пор «прописались в них» и используют в своих... произведениях.

В общем, не буду больше «петь дифирамбов», скажу лишь что меня (субъективно) эта вещь «прорубила» тогда и (даже) сейчас... И что то что иногда (случайно) называют «классикой жанра» (тут) является этим по праву...

Оценка : 8
«Возмездие Эвелит»
–  [ 6 ]  +

dxbckt, 23 декабря 2019 г. в 18:52

Небольшой рассказ автора (если честно, сперва) совсем не произвел на меня впечатление... Читал я его как-то «давным давно», перечитал (вот) заново и что теперь собственно сказать (по данному поводу)?

Лишь когда «настала пора» его комментировать — пошло некоторое понимание его «глубинных основ» и вопросов возникших уже по прочтению...

Вообще (считаю) — что именно при данном подходе (чтение, а потом письменное комментирование) и происходит наиболее полное «закрепление и осмысление прочитанного». А то, по факту после прочтения того или иного рассказа (с более масштабными романами «дело предстоит все же получше»), порой и не помнишь — что ты «это уже читал»... забываешь напрочь...

Плюс, так же (что забавно) в разное время жизни тот или иной рассказ может вызывать совершенно разную реакцию (от полной скуки, до «некоего понимания» той или иной строчки или интонации). Так что (порой) совершенно забавно перечитать «свои же собственные комменты по поводу или без...». Собственно именно благодаря этому (в большей степени) я и пишу «свои нудные впечатления о прочитанном»... Но я (тут) несколько отвлекся...

Данный рассказ (сперва) поразит нас некой уборгостью происходящего... Вот был (когда-то) некий герой «звездопроходец» изучавший «флору и фауну» новой планеты... и были некие дикари (в полном смысле этого слова) «увлекающиеся каннибализмом»... И вот в один «прекрасный момент» этот дикарь «и скушал Кука»)) Далее «молчащая наука» в лице (почти что) супруги (безвременно) погибшего асторонавта, пытается найти и покарать этого «гурмана»... Да собственно и что тут такого? Ну «завалит» она этого «местного»... Ну полетят они себе дальше... Ну и в чем тут «цимес»?

А интрига тут как раз в том, что «найденный и задержанный злодей» внезапно оказывается «практически добропорядочным обитателем пещер», да и данное преступление он фактически совершил «по принуждению» обстоятельств (как нынче говорят) «непреодолимой силы»))

Якобы (как выясняет) супруга (погибшего астронавта) в ходе своего «частного расследования» — его смерть носила «чисто сакральный смысл» (а вовсе не) гастрономический характер. Якобы «чего-то там» в трупе (землянина) как раз не хватало … сыновьям «злодея»... и именно (и только) для того что бы им (пардон) «стать настоящими мужчиками» (я тут имею ввиду вовсе не некрофилию — а именно поедание частей тела))

И вот интересно — а как вести себя супруге жертвы, которой говорят что «весьма сожалеют о НЕОБХОДИМОСТИ убийства ВАШЕГО МУЖА», но вот «МОИМ ДЕТЯМ» (это) было жизненно необходимо (типа если упустить шанс — они на всю жизнь останутся евнухами). И как «это понимать» жене погибшего? Типа — раз они не кровожадные каннибалы, а ЭТО ВСЕ «только для всеобщего блага» то и убивать (вроде бы как) никого (уже) и не надо? А надо что... «взять и простить»? А смогли бы ВЫ сами простить (кому-бы то нибыло) убийство своего (мужа, сына и тп) если Вам скажут: «... а Вы знаете — мы ОЧЕНЬ сожалеем по данному поводу, он был хорошим человеком и был к нам всегда добр, но НАМ его смерть была жизненно необходима... Да мы бы никого не трогали, но у нас ДЕТКИ растут и им НАДО... и тд и т.п» И вроде «благородная причина»... И даже «обоснованная логически причина»... И что? Это уже не убийство (совершенное при всех «отягчающих»?)... а просто «обычай»?

Думаю свой ответ (НА ЭТО) даст каждый, а вот как поступила героиня этого рассказа — не совсем понятно... Вроде и не «замочила сразу», но и «не простила»... А с учетом того, что причины этого убийства (предполагаю) ей так и не были озвучены (своим собратьям по звездолету) — по факту обрекла сыновей убийцы (и весь их род и плямя) на повторение «этой славной традиции» на века... Прям в самом (что ни на есть) «кармическом смысле»))

Забавно... Что тут еще сказать (если ТЫ на месте читателя)...

Оценка : 4
«Цель высшая моя — чтоб наказанье преступленью стало равным»
–  [ 6 ]  +

zdraste, 25 июня 2019 г. в 02:36

Хороший классический рассказ.

Исходя из названия: «Цель высшая моя — чтоб наказанье преступленью стало равным...», задумываешься, о каком преступлении идет речь, если принять во внимание, что главный герой дважды оказывается в условиях, за год до начала войны.

В рассказе задействованы два персонажа, от лица одного из них идет повествование, и вот, исходя из его вопросов, о маскировке и вообще, создалось мимолетное впечатление, что они отбывают наказание вместе. Немного не поняла слова за чужое семя, Руфь, которая являлась прабабушкой царя Давида.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... всегда были и есть люди, которые добровольно или вынужденно покидают родные края. Все мы — потомки тех, кто сумел пережить это.

Согласна. И даже больше скажу, исходя из этого постулата, уверена, что Главный герой отлично пережил и второе перемещение.

Спасибо за совет _xander_ рассказ реально доставил удовольствие, и при чтении, и при размышлении над ним. Очень приятно и легко читается.

Оценка : 10
«Сломанный меч»
–  [ 6 ]  +

xdma, 15 марта 2019 г. в 13:27

Ещё один отличный роман Пола Андерсона в жанре мифологического фэнтези/альтернативной истории.

Основан роман на скандинавской мифологии с примесью других европейских мифологий.

Начало романа — сухая хроника событий. Но затем стиль повествования меняется — описания становятся более красочными, персонажи обретают плоть и кровь, атмосфера сгущается и начинается сага. Это весьма сумрачная, трагическая и кровавая история, полная предательств, мести, жестокости и безумия. История беспрерывной и, зачастую — бессмысленной, борьбы, в которой переплетаются судьбы людей, магических существ, полубогов. И эта борьба — отражение бесконечной борьбы богов. И прекрасная любовь, чудом зародившаяся в этом безжалостном мире, обречена уже изначально.

Всё же автор(и наверное — переводчик) умудрился подпортить роман — повествование получилось очень неровное. Оно то сухое и скомканное, то неожиданно наполняется подробными описаниями нарядов. Многие персонажи практически не прорисованы, некоторые события не получили должных объяснений, в некоторые моменты повествования автор вдруг начинает спешить и вроде как стремится отделаться от читателя. Особенно это заметно в конце романа. Я не сторонник графомании и раздувания книг посредством массы «воды», но здесь случай когда излишняя лаконичность здорово вредит повествованию.


«Сломанный меч» перекликается с другим романом П.Андерсона — «Дети морского царя». Оба романа полны беспросветности и фатализма. В обоих романах присутствует тема вытеснения(подавления) христианством язычества и «магического мира». Только в первом «мир магии» находится как бы в другом измерении, он лишь частично соприкасается с миром людей, во втором же «магические существа» и люди обитают в одном пространстве. Можно по-разному относится к этой теме, но мне почему-то кажется что что-то подобное таки происходило в истории Земли. Так же повторяется идея того, что бессмертные магические существа лишены души, а после христианского крещения приобретают бессмертную душу, но сами становятся смертными. На мой взгляд это отражение противоречивого отношения автора к христианству.

Оценка : 8
«Печаль Гота Одина»
–  [ 6 ]  +

Мах Асаматман, 12 декабря 2018 г. в 19:25

«Минувшее засыпано осколками уничтоженных миров»

Не так давно я пел дифирамбы второму по хронологии рассказу цикла «Легко ли быть царем». И было за что. Сейчас перед нами глубоко проработанная, детализированная и во всех смыслах улучшенная версия этого рассказа. Нет, сюжет отнюдь не одинаков, но тематика весьма схожая, только более развернутая и дополненная благодаря формату повести.

Там у нас человек, попавший в шкуру исторической личности, тут —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
образно говоря — божество
, и если Кит Денисон оказался в ловушке с одной стороны, ведомый долгом, с другой — сохраняя предательскую надежду, то Карл Фарнесс оставался заложником ситуации в первую очередь из-за веления сердца. Хотя десять раз мог отказаться от работы, а ведь всему виной самая частая среди патрульных ошибка. И если в предыдущих рассказах неоднократно проскальзывал Азимов, то тут, несомненно, Стругацкие, а филолог Карл все чаще напоминал мне не менее печального дона Румату. Только в отличие от последнего, Карлу-Одину пришлось пройти, пожалуй, еще большее испытание, настоящую пытку —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
предать и разрушить все, что было ему дорого в том мире.

Да, снова эти полуобоснованные правила, но не будем переливать из пустого в порожнее, ибо в Патруле лучше всего не искать четких научных определений, тем более, что рассматриваемое явление для нас с вами — миф. Кто знает, может быть когда-нибудь...

Так вот, если рассматривать сюжет не с точки зрения правдивости и обоснованности

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
особенно любопытен в плане возможности этот самый замкнутый круг «деятельность Карла — ее исторические последствия», мне кажется у нас тут намечается очередной «уроборос», ну да ладно
, а оценивая характеры и поступки, то повесть-то очень даже хороша. Нет, восторга она не вызывает, но послевкусье от этого добротного чтива остается довольно сильное.

Окончание повести с одной стороны несколько портит накал дополнениями и уточнениями, с другой стороны, все-таки событие в лету не кануло, да и читателю не лишним будет ознакомиться с историческими фактами. В конце концов, это интересно. Вообще цикл позволяет посмотреть в подробностях (уж насколько они правдивы — не знаю) на то, чему нас когда-то учили в школе на уроках истории. И, знаете, благодаря художественным деталям, нюансам, картина рисуется намного более ясная и увлекательная.

В итоге мы имеем очень сильную и гармоничную повесть, рассказанную, кстати, от первого лица... но вовсе не Мэнсом Эверардом, что позволяет глубже погрузиться в повествование и буквально влезть в шкуру Карла-Одина. Было безумно жаль самого Карла, его «подопечных», его супругу Лори... Повесть даже не о печали, а о горести, отчасти — о тщетности и слабости, и о том, что несмотря ни на что, надо жить.

Оценка : 8
«Патруль времени»
–  [ 6 ]  +

Мах Асаматман, 09 декабря 2018 г. в 16:20

Писать много о рассказе размером в полсотни страниц не буду, да и нечего. Интересная, но сыроватая идея, очень сухое повествование — этот рассказ нужно было растянуть хотя бы раза в три, вышла бы добротная повесть, а вышло... ну что вышло. Жутко скомкано, очень прямолинейно, сухо...

Понравилась аллюзия на Дойля, успел вызвать симпатию антагонист. Правила (или Устав) кажутся несколько надуманными: с одной стороны время пластично и мелкие изменения роли не играют, с другой — наплевательское отношение к собственным сотрудникам, на подготовку которых потрачено столько сил, но даже ради их спасения запрещается проводить любые, в том числе незначительнейшие вмешательства.

Кстати, да, азимовский «Конец Вечности» сразу же вспомнился, особенно после появление «людей будущего».

По большому счету, у рассказа есть лишь одно серьезное достоинство — он является своеобразным введением в цикл, в котором есть очень достойные произведения.

Оценка : 5
«Зовите меня Джо»
–  [ 6 ]  +

Текстоплёт, 13 ноября 2018 г. в 09:27

Тот случай, когда название уже раскрывает будущую интригу, поэтому из сюжета заранее начинаешь догадываться о предстоящей развязке этой истории.

Остаётся читать интересную фантазию о технологии пси-лучевого излучения (описание очень напоминает радио). Занятна и идея создания ю-сфинкса: не все исследовательские задачи можно решить при помощи роботов. Красивый у автора получился Юпитер, даже несмотря на сверх-экстремальные условия этой планеты. Люблю эту эпоху в фантастике, когда можно было свободно мечтать о жизни на планетах нашей Солнечной системы.

Оценка : 7
«Операция «Хаос»
–  [ 6 ]  +

Asaris, 03 октября 2018 г. в 03:55

«Операция «Хаос» Андерсона напомнила мне «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Во-первых, тем как волшебство сочетается с цивилизацией двадцатого века. Во-вторых, особой душевностью и теплотой, которые пронизывают оба произведения столь разных авторов.

Но в «Операции» есть то, над чем Стругацкие в «Понедельнике» только постебались — экшн! Отменного качества и в достаточном количестве.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И даже боевая вылазка в Ад!

Оценка : 10
«Самое далёкое плавание»
–  [ 6 ]  +

vam-1970, 08 апреля 2018 г. в 18:06

Рассказ- лауреат премии Хьюго 1961 года.Философская мысль заложена -нужна ли нам помощь в виде прогрессорства? И не только нам.

Мы, на своей планете -, также осуществили прогрессорское вмешательство в жизнь туземцев разных континентов. Ну и где они со своей развивающейся культурой, наукой, образом жизни? Ассимилированы и эта ассимиляция продолжается и по сей день. Автор гениально!! показал путь развития в тупик для отстающих цивилизаций. На кой чёрт нам инопланетяне, продвинувшиеся на тысячелетия вперёд? От нас что останется после такого контакта? Вы об этом подумайте!

Оценка : 8
«Смерть и рыцарь»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 27 марта 2018 г. в 19:33

Я бы не сказал, что на этом рассказе вся серия о Патруле выдыхается. Да нет... Это просто такая коротенькая зарисовка на тему, незамысловатая и простая до невозможности. Снова Средневековье, снова известное всем событие, снова Патруль в него вмешивается... Точнее, вмешивается оперативник, а патруль его спасает, попутно ломая дрова.... Но, как оказалось, гибкая муза Клио предусмотрела даже это...

В общем, небольшое ностальджи для Пола Андерсона, вспомнившего заодно о своём творении в последний (как оказалось) раз. Спасибо и на том!

Оценка : 7
«Сломанный меч»
–  [ 6 ]  +

Кузьмичч, 11 января 2018 г. в 15:06

Еще одно неплохое фэнтези у Андерсона (хоть этот роман понравился мне меньше чем «Три сердци и три льва»). Хоть автор и смешивал все, что можно было (сказочные существа, викинги, боги, христианская вера, магия), все же основа произведения, я бы сказал — фон — скандинавская мифология. Что ж, получилось довольно интересно, местами мрачновато и жестоко, но в духе мифоэпических историй. Также у автора нет идеальных персонажей. Каждый имеет свои слабости и недостатки, как мифические эльфы, так и всемогущие боги. Данный ход помогает очеловечить персонажей и придать глубины произведению. Это несомненно только в плюс.

Некоторые моменты не могут проскочить мимо и цепляют глаз. Автор с каким-то остервенением описывает неприятие сказочными существами христианской веры. Ясно, что этот конфликт может проходить и в душе у автора, но все же слишком зацикливаться над этим не стоило. Еще мне показалось, что автору немного не хватило места чтобы размахнуться. Он как-будто сдерживает себя и избегает больших баталий. Стихи, на мой взгляд, можно было и убрать (ИМХО, конечно).

Итог: роман достоин прочтения, интересен, но к классике фэнтези я бы его не отнес.

Оценка : 8
«Звезда над морем»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 09 августа 2017 г. в 01:16

Ещё одна зрелая и серьёзная повесть от Пола Андерсона, по тональности, кстати, напомнившая серию о городе Ис, который тоже был написан чуть ранее.

Да, любовь... и ненависть, уже было правильно сказано и до меня. Эпоха древности была кровавым и жестоким временем. Плыли торговцы-римляне ыдоль берега моря, и увидели одинокую пару подростков. Долго не думали, высадились, парня связали, а невинную девчушку пустили по кругу... Трагическая история, да, и несть им числа...

Если бы не одно «но».

Сердобольное сердце сотрудницы Патруля, наблюдавшей за этим, не выдержало, и она «руцей небесной» сожгла насильников. Так появилась новая последовательница богини Войны, которая за два века до Алариха стала объединять германцев в поход на сожжение Рима...

Её любимый обратил свою любовь в ненависть. И она тоже. Всё сгорело в этом пламени, копья подняты, факелы готовы, волку выть на Капитолии... Но за два века до падения Вечного Города...

Тогда патрульной придётся взять на себя роль богини вновь. Если любовь можно обратить в ненависть, почему невозможен обратный путь? Богиня призвала к миру, призвала к любви. Война стала Спасением. Злость — Милосердием. В человеке может уместиться всё...

Пожалуй, единственная претензия — это, как мне кажется, недостаточное внимание Андерсона к психологическим особенностям германцев архаичной эпохи. Нет, у него есть описание этого, но оно недостаточно выразительно. А так — автор не по наслышке знает о древних германцах, даже не по учебнику, чувствуется, что кое-какую литературку он изучил. Честь ему и хвала — история получилась трагическая, но светлая и оптимистическая, в отличие от многих предыдущих вещей.

Оценка : 8
«Delenda Est»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 26 июля 2017 г. в 00:39

Вот так бывает: хочет человек вернуться домой, а дома-то нет... И не было никогда.

Пол Андерсон хорошо поработал, нужно сказать, выписывая альтернативную концепцию мира, где Рим был разгромлен Карфагеном. Думаю, для него это был интересный опыт миротворческого конструирования мира, где не было мировой империи, монотеизма, бурного расцвета наук, и так далее, и так далее. Уже тогда автор проявил свою любовь к кельтской культуре, которая в этой вещице играет почти мировую роль, описана она с большой любовью. Он старается не говорить, плох ли созданный им мир, хорош ли — он просто такой, какой есть, не лучше и не хуже нашего.

Единственное — сама причина таких перемен в виде убийства в древности некоего именитого полководца. Если мы вспомним об Эластичном Времени, то неясно, почему же смерть одного единственного, пусть даже и талантливого человека вызвала такие перемены? почему не произошло замещения? Мда, загадка...

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3  4  5 [6] 7  8  9 10 . . . 25 26 27 28 29   (+10)»   (+23)»»



⇑ Наверх