Все отзывы на произведения Александра Шалимова |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 190
Страницы: [1] 2 3 4
«Охотники за динозаврами» |
| |||
avsergeev71, 24 ноября 2017 г. в 00:35 | ||||
Первое окно выходит в поле, В поле наших самых лучших лет, В этом поле не бывает боли, И любой вопрос находит свой ответ. --- Старая добрая советская фантастика. Все четко, ясно и понятно. А если не сразу понятно, то по ходу повествования очень доходчиво объяснят. Главные герои, естественно, — из стран соцлагеря, главные злодеи, опять же естественно, — из капиталистических стран. Главные герои совершают добрые дела и поступки, злодеи, как водится, им всячески мешают. Вторые, само собой, в итоге будут наказаны, справедливость восторжествует, и вообще будет хороший конец. И никаких недосказанностей, полунамеков и полутонов. Но вот что удивительно: при всем при этом книга прекрасно читается. Даже в наше время, когда, казалось бы, давно нет никакой идеологии (да и ничего святого, по правде сказать, тоже нет). И когда читатель настолько искушен и избалован западной фантастикой, что на советскую смотрит исключительно через губу, с легким презрением — чего, дескать, с них убогих взять. Да и вообще чем-то удивить этого читателя весьма и весьма трудно. И вот, перечитывая в очередной раз «Охотников за динозаврами», я постоянно возвращался к этому вопросу: в чем секрет притягательности этой в общем то незатейливой Шалимовской прозы? Может быть дело в том, что для меня эта фантастика — своеобразная машина времени? Давно нет той страны, и та эпоха ушла безвозвратно, а на страницах книги она жива. И я могу опять отчетливо увидеть, как оно было — тогда. Не по своим смутным, почти исчезнувшим воспоминаниям, а напрямую, непосредственно, воочию. Увидеть и прикоснуться. И погрустить, потому что потомки мои уже не поймут моих чувств и переживаний, — для них это навсегда останется всего лишь фантастикой. | ||||
| ||||
«Ночь у мазара» |
| |||
avsergeev71, 23 ноября 2017 г. в 17:47 | ||||
Я бы даже не назвал это фантастикой — ничего фантастического в сюжете нет. Все фантастическое — исключительно на уровне предположений. А вот хоррор — да, причем очень качественный. Признаться, не ожидал такого от Шалимова. В свое время этот рассказ почему-то прошел мимо меня (или я прошел мимо), и сейчас я с большим удовольствием восполнил свой пробел. Настоящая жуть! Автор начинает нагнетать прямо с первых строк: геолог, поседевший за одну ночь, загадочное неприступное ущелье, страшные легенды, которые шепотом рассказывают старики-таджики, таинственные происшествия в горах. Мрачная гнетущая атмосфера усиливается на протяжении всего повествования, достигая кульминации к финалу. Такие истории хорошо рассказывать ночью у костра — «веселый» ночлег обеспечен. Браво автору! | ||||
| ||||
«Цена бессмертия» |
| |||
avsergeev71, 19 ноября 2017 г. в 22:44 | ||||
Бессмертно лишь мертвое. Смерть — свойство всего живого. -------- Все-таки Шалимов — великий кудесник. Сколько ни читаю, никак не могу раскрыть загадку его произведений. Все вроде бы просто: небольшие повестушки, незамысловатый (как правило, прямолинейный) сюжет, прямодушные (часто простодушные) главные герои с душой нараспашку, минимум технических деталей и научных теорий. А вот поди ж ты: производят они на меня неизгладимое впечатление и, как следствие, запоминаются надолго. Вот и «Цена бессмертия» — типичный представитель шалимовской фантастической прозы. Прочитанная в первый раз в далеком детстве, вспоминается до сих пор и побуждает регулярно перечитывать. И каждый раз с удивлением обнаруживать, что восприятие остается точно таким же, словно время в данном конкретном случае утрачивает свою власть. А ведь написана повесть в СССР, в середине 60-х. Но поразительно: мало того, что не наблюдается тогдашних идеологических штампов (даже чисто ритуальных), но и сами пространственно-временные ориентиры как будто бы напрочь отсутствуют. Место и время действия словно выносятся за скобки, позволяя автору концентрировать внимание читателя на основном идейном посыле произведения, не отвлекаясь на частности. И тогда раздвигаются узкие рамки фантастического жанра, превращая фантазию автора в философскую притчу. И завороженный читатель вдруг открывает у себя внутри некую загадочную дверцу, и заглядывает туда с немым изумлением, и замирает в почтении, ибо видит то, что доселе было ему недоступно. Разве не волшебство? Наверное, такой и должна быть настоящая Литература. | ||||
| ||||
«Тайна Гремящей расщелины» |
| |||
elias68, 20 июня 2016 г. в 21:41 | ||||
«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет».(Марк Твен) Мои отношения с книгами Александра Шалимова складывались примерно так же, как у Марка Твена с его отцом. В далеком детстве так уж получилось, что я считал его весьма посредственным писателем. Вот то ли дело американская фантастика! Но вот открыв спустя тридцать лет книгу Шалимова, я с удивлением обнаружил насколько он усовершенствовал свое писательское мастерство за это время. А вот зато американские фантасты, как-то совсем испортились. Собственно у них вскрылась одна огромная проблема — они очень плохо излагают свои мысли по-русски. И оказалось, что американская фантастика это не только Клиффорд Саймак в переводе Норы Галь, но и какой-нибудь, прости Господи, Кейт Лаумер в переводе безымянного студента, одинаково плохо владеющего как русским, так и английским языком. Оказалось, что можно получать удовольствие от самого процесса чтения фантастического произведения, что не нужно ломать голову над каждой фразой, что тут хотел сказать автор и где накосячил переводчик. Не нужно рыться в сети в поисках другого перевода, чтоб свериться и что-то понять, с интересом обнаруживая, что все переводы этого произведения одинаковы независимо от того, каким именем мошенники-издатели одарили все того же незадачливого студента-анонима. Говорите Немцов с Казанцевым фантастику сгубили? Нет, други мои, ее сгубили ФЛПшные переводы и те, кто эту халтуру до сих пор издает. Сгубил ее мутный вал третьесортной англо-американской фантастики в безобразных переводах, обрушившийся на нас в кошмаре девяностых. И даже проскакивавшие в этом потоке единичные действительно хорошие произведения были безнадежно испорчены безобразными переводами. Но самое ужасное это то, что была воспитана целая генерация(или даже не одна), приученная к этому убожеству. И вот ко мне попадает АСТовский сборник 2002 года «Охотники за динозаврами». Попадает и производит примерно такое же впечатление, как домашняя еда после многих лет фастфуда(привыкшие к фастфуду могут, конечно, не согласиться). Все-таки в шестидесятые-семидесятые годы в СССР умели создавать действительно хорошие произведения в жанре именно НАУЧНОЙ фантастики, и Шалимов тут на самом деле один из многих, были ведь еще Гансовский, Громова, Мирер, Юрьев, Ларионова, Емцев с Парновым, Войскунский с Лукодьяновым, Биленкин... И как так получилось, что за прошедшие четверть века число изданий перечисленных писателей было чуть большим, чем количество книг Солженицына, изданных в СССР в брежневскую эпоху? Если бы не АСТовская серия «Классика отечественной фантастики», и та изданная мизерным тиражом и ставшая библиографической редкостью, то было бы совсем грустно. Теперь собственно о рецензируемой повести. Соглашусь, что она одна из лучших в творчестве Шалимова, другое дело, что у него наберется десятка два-три рассказов и повестей, которые будут не хуже. Отличный литературный язык, запоминающиеся герои, крепкая интрига, романтика неизведанных краев и что немаловажно — понимание автором того, о чем он пишет, а в геологии Шалимов — дока, можете не сомневаться. Коллизия повести разворачивается вокруг потерпевшего катастрофу над Монголией американского спутника. Совместная советско-американская экспедиция отправляется в Гоби, чтобы докопаться до истины. Хотя «истина» госдепу(да-да тому самому) уже известна: сбили русские. Задача американского представителя — мистера Пигастера эту самую точку зрения госдепа любым путем доказать. Тут, нужно сказать, — сплошная правда жизни и никакой фантастики. Разве что привычные нам сегодняшним американские бомбардировщики над Монголией для подкрепления позиции госдепа тогда даже в кошмарном сне никто себе представить не мог, все ж таки с нашей страной тогда были вынуждены считаться. Шалимов пишет о Монголии так, как не всякому удастся написать о другой планете. Автор изображает удивительный, совершенно необычный для нас мир, со знанием дела прорисовывая мельчайшие детали. Пигастер — абсолютно реалистичен, я бы даже сказал местами приукрашен. То есть он ни разу не выглядит негодяем, а скорее честным служакой. Владеет множеством языков, прекрасно водит машину, обучен технике гипноза. Что касается его моральных принципов... ну, позвольте, какие тут моральные принципы, когда госдепу нужно что-то доказать? Вспомните хоть Пауэлла с пробиркой на трибуне ООН. А если еще представить, что вот такие пигастеры в свое время Усаму Бин Ладена курировали и инструктировали, так он вообще выглядит чуть ли не ангелом. Хотя глянцевому образу американца, несущего свободу и демократию всему миру, существующему правда лишь кое у кого в головах и с реальной жизнью ничего общего не имеющего, он явно не соответствует. В целом же эта повесть — замечательная история, вместе с другими произведениями сборника открывшая для меня новый старый мир советской фантастики. | ||||
| ||||
«Пир Валтасара» |
| |||
Ученик Дьявола, 09 марта 2021 г. в 06:15 | ||||
Признаться, я был немало удивлен, увидев, что на столь солидный, объемистый, давно написанный роман довольно известного писателя до сих пор нет ни одного отзыва. Что ж, поступлю по примеру персонажа известного мультфильма: «Кто тут, к примеру, в отзывописатели крайний? Никого?! Так я первый буду!» Сначала вкратце о сюжете. В 1963 году при подозрительных обстоятельствах в авиакатастрофе гибнет американский миллиардер Цезарь Фигуранкайн, глава крупнейшей корпорации, непосредственно связанной с экспериментами в области вооружений. Как выясняется, эти эксперименты контролируются и финансируются дельцами из бывших нацистов, мечтающими о реванше. После гибели главы корпорации руководство должно перейти к его сыну, тоже Цезарю, но человеку совсем иного склада. Тот никогда не хотел заниматься делами отца и давным-давно посвятил себя изучению древних рукописей в буддистском монастыре где-то в Юго-Восточной Азии. Однако лос-анджелесский журналист Стив Роулинг, которому в руки попали основные нити, ведущие к Цезарю-младшему, спешит разыскать его и убедить принять на себя руководство империей отца. Мечта Стива, которую ему удается передать и Цезарю, состоит в том, чтобы исподволь повернуть деятельность корпорации Фигуранкайнов на новые рельсы: работать не ради войны, а против нее. На первый взгляд, перед нами набор давным-давно истрепанных клише: враги в лице недобитых нацистов-реваншистов, борьба за мир, призывы к разоружению. Однако не спешите с выводами: перед нами отнюдь не простенький черно-белый роман-агитка, какие во множестве штамповались в пятидесятые годы. Посмотрите, когда был написан «Пир Валтасара», – это уже не пятидесятые с их ничем не замаскированной идейной прямотой, а начало восьмидесятых. Прошло три десятка лет, и за эти годы выросло новое поколение читателей, к которому так просто на кривой козе подъехать было уже нелегко. К лозунгам и громким словам у них иммунитет выработался с детства, а энтузиазм строителей коммунизма и борцов за мир по сравнению с родителями заметно поутих. Поэтому Шалимов подает основную идею намного тоньше и естественнее – не грубым прямым убеждением при помощи громких и пустых слов, а взывая к элементарному здравому смыслу: «Мы все в одной лодке. И перспектива у нас одинаковая: или выжить всем вместе, или вместе всем утонуть. Другого не дано… Парадокс нашей эпохи состоит в том, что эгоизм стал бессмысленным. Эгоист, пытаясь спасать только себя, губит и себя, и всех, ибо все чертовски переплетено». А главное – он облекает свою мысль в куда более привлекательную форму, чем в литературе пятидесятых: здесь и в помине нет вызывающих тоску и зевоту светлоликих и сверхсознательных героев. Первая часть, посвященная журналистскому расследованию Стива и его поискам Цезаря-младшего, выдержана в типично детективно-приключенческой форме, иногда даже с авантюрным оттенком (чего стоит одно переодевание журналиста в кардинала!). А дальше «Пир Валтасара» вообще превращается чуть ли не в гангстерски-мафиозный боевик с ограблениями, взрывами, перестрелками и захватами заложников. Присутствуют даже такие сугубо «западные» детали, как мускулистые женщины в купальниках, вооруженные снайперскими винтовками! Еще один удар по образу «романа-агитки», которым, как я понимаю, и обусловлены столь низкие оценки здесь, на «ФантЛабе». Да, «Пир Валтасара» – это роман вовсе не агитационный в привычном понимании этого слова. Тут еще раз позволю себе напомнить о времени его создания – очередном пике «холодной войны», когда все уже очень хорошо представляли себе, как легко она может перейти в «горячую». Это еще одна причина, по которой необходимость мира и противодействия военным приготовлениям представлены здесь не в форме набивших оскомину затертых лозунгов, а прежде всего как разумная, обоснованная и осознанная необходимость для всего человечества. Да и действие происходит где угодно – от Бразилии до Филиппин, – но только не в Советском Союзе. «Русская линия» в романе вообще очень умеренна и представлена в основном журналисткой Мэй, аккредитованной в Москве и при каждом появлении на сцене убеждающей Стива, что истинные его друзья – на Востоке. Стив, впрочем, относится к этим увещеваниям недоверчиво и легкомысленно, и это тоже большой плюс авторского замысла. Напомню, что Цезарь и Стив – американцы, журналист и сын миллиардера, и, как и полагается по логике вещей, к социализму они относятся крайне скептически и не раз это демонстрируют. Правда, автор то и дело подкидывает им свидетельства того, что к миру стремятся прежде всего социалистические страны. Если бы он при этом заставил Стива и Цезаря мгновенно «прозреть» и броситься искать союзников в Москве, то можно было бы говорить о переборе и откровенном неправдоподобии в угоду пропагандистским целям. К счастью, этого не происходит – иначе роман и правда был бы загублен безвозвратно. Немного испортило впечатление разве что окончание. Во-первых, эпилог вышел откровенно скомканным и каким-то наспех написанным. Во-вторых, в отличие от основного текста, он имеет отчетливую публицистическую направленность из-за цитируемых в нем записок Мэй. В-третьих, ясно просматривается лишь слегка замаскированный авторский посыл: одиночки, будь они даже во главе крупнейшей транснациональной корпорации, в борьбе за мир успехов не добьются, если не будут сотрудничать с Москвой. Ведь главные герои в своих начинаниях если не терпят поражение, то, во всяком случае, хватаются за самую последнюю соломинку. Кстати, эту свою финальную акцию они планируют провести только в Северной Америке и Западной Европе – на Востоке, мол, смысла нет, там и так все уже давно всё понимают. Проще говоря, эпилог стоит отнести к минусам романа. «Пир Валтасара» классифицируется здесь как «мягкая» фантастика – но пока что я, увлекшись основной авторской идеей, не упомянул о фантастической составляющей ни словом. Спешу исправиться. Итак, основных фантастических допущений здесь три. Прежде всего, это летательные аппараты типа УЛАК («универсальный летающий автономный корабль») в форме пресловутых «летающих тарелок», обладающие поистине невероятными возможностями. Далее, в романе активно используются еще ранее выдвинутые Шалимовым (геологом по специальности) в рассказах гипотезы о Земле как о «термоядерной бомбе замедленного действия» и о наличии огромного количества алмазов в верхних слоях земной мантии. Наконец, совсем непонятно ради чего приплетены туманные намеки на Атлантиду, Шамбалу, выживших потомков атлантов и палеоконтакты. Этому последнему, пожалуй, на фоне основной сюжетной линии явно не место. Да и научное обоснование принципа действия и фантастических возможностей УЛАКов вышло каким-то откровенно слабым: пара невнятных фраз о взаимодействии с магнитным полем Земли – и все. А о способе нейтрализации громадных ускорений вообще ничего не сказано. Описание силовой установки УЛАКов тоже совсем уж нелепо: атомный реактор, работающий исключительно на алмазах (!). Почему именно на алмазах, а не на графите – том же самом углероде, – и вообще почему не на более привычных уране или плутонии? Очевидно, такая откровенная натяжка сделана исключительно для возможности ввести в действие упомянутую выше гипотезу об алмазах в мантии: ради снабжения УЛАКов корпорация Фигуранкайна вынуждена заняться поиском собственных месторождений, чтобы не платить бешеные деньги южноафриканским компаниям. Проще говоря, насколько основательно продумана социально-политическая основа романа, настолько же слаба его фантастическая составляющая. Подведу итоги. От «Пира Валтасара» у меня осталось, несмотря на его недостатки, вполне положительное впечатление. Рад, что совсем недавно вышло его новое издание (всего лишь третье!) в серии «Ретро-библиотека приключений и научной фантастики» – хорошо известной всем «золотой рамке». И вышло оно очень ко времени: в нынешние времена безудержного бряцания оружием кое-каким fortes têtes было бы очень полезно его прочитать. Авось поняли бы, что ничто не ново под луной, что история повторяется и что Александр Иванович Шалимов предупреждал нас обо всем этом еще четыре десятка лет назад… | ||||
| ||||
«Мусорщики планеты (Будни XXII века)» |
| |||
VovaZ, 19 сентября 2013 г. в 23:28 | ||||
Весьма традиционная вещь, для своего времени. Коммунизм, беззаветный героизм, северные реки на юг, южные горы на север, антарктические льды в космос. От «Полдня» на родственные связи с которым претендует, в переиздании, отличается полным отсутствием идей, кроме перечисленных мной. От кота-баюна, Казанцева, отличается отсутствием батальных сцен. Капиталисты уже вымерли, так что героям противостоит их тяжкое наследие. Впрочем, роман не слишком затянут, так что, ностальгирующие по соцреализму приглашаются попробовать. Необратимого вреда мозгу не наносит, я отвечаю. | ||||
| ||||
«Стена» |
| |||
kirik, 04 апреля 2012 г. в 13:09 | ||||
Яркая вспышка, беспощадный огонь и тотальное разрушение — практически все, что осталось из воспоминаний о прошлом у выживших. Окружающий мир сузился практически до размеров убежищ и «потемнел», поскольку они вынуждены укрываться от смертоносного ныне солнца. И лишь несколько молодых людей, родившихся после катастрофы и называющих себя «исследователями», пытаются восстановить картину прошлого — найти причины случившегося и возможность все исправить. Из отрицательных сторон рассказа могу отметить некоторую сухость повествования — тексту не хватает живости, яркого описания окружающего мира — рассказ не вовлекает читателя в сопереживание главным действующим лицам, не создает ощущение безысходности и не дает объяснений на многие вопросы. Примерно половину рассказа занимают диалоги между выжившими в духе «Расскажи! — Не помню!», «Знаешь? — Не знаю!» без объяснения причин, почему они друг другу не доверяют и не желают делиться воспоминаниями. К положительным чертам отнесу концовку и, как следствие, сам сюжет — до самого конца рассказа не было мыслей о том, что же случилось на самом деле и есть ли другие выжившие (возможно потому, что ранее не читал рассказов с таким сюжетом, и тем не менее +). В целом — рассказ понравился, не смотря на некоторые огрехи. | ||||
| ||||
«Приобщение к большинству» |
| |||
milgunv, 28 февраля 2010 г. в 15:50 | ||||
Александр Иванович считал эту повесть лучшим своим произведением, о чем говорил мне лично | ||||
| ||||
«Тихоокеанский кратер» |
| |||
avsergeev71, 22 ноября 2017 г. в 10:27 | ||||
Одно из лучших произведений автора. Очень понравился стиль произведения — легкий, четкий, уверенный. Текст мгновенно, безо всяких усилий, транслируется в соответствующую картину. Образы настолько реальны, что, кажется, к ним можно прикоснуться, — полный эффект присутствия. Главные герои — живые, колоритные, хотя автор даже специально не представляет их, — они вырисовываются сами, по мере повествования. Очень удачно подобрана форма повествования — от первого лица. В общем, можно констатировать безусловный талант автора как рассказчика. Не знаю даже, можно ли назвать это произведение фантастикой. Сюжет — скорее приключенческий. Разве что место действия — выдуманное, да и то, кто их знает эти атоллы, — вдруг и существует где-то в океане нечто подобное. В общем, описывается то, что хоть и не происходило в реальности, но вполне могло произойти. Вообще, как я отметил для себя, Шалимову лучше всего удаются произведения «земной» тематики, сюжет которых развивается «здесь и сейчас». Видимо, ему проще описывать то, что он хорошо знает или с чем сталкивался лично. А вот космическая фантастика, где, казалось бы, можно проявить безудержную фантазию, дается ему явно труднее. Ну, поэтому и мало ее у Шалимова — космической фантастики. Такой вот он «земной» фантаст. | ||||
| ||||
«Когда молчат экраны» |
| |||
avsergeev71, 08 ноября 2017 г. в 23:55 | ||||
И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день, И не кончается объятье. --- Вот она — старая добрая советская фантастика. За внешне непритязательным сюжетом скрывается пронзительная драма. Автор мастерски обыгрывает общеизвестный «парадокс близнецов», заменяя теоретических братьев реальной влюбленной парой. Он улетает к звездам, она остается ждать на Земле. Даже если он благополучно вернется, в момент возвращения их будет разделять 60 лет — целая вечность для влюбленных. Он останется молодым, она — состарится. Он, конечно, может остаться, но тогда она перестанет его уважать как человека за то, что он не использовал свой шанс на подвиг. Она, конечно, тоже хочет полететь вместе с ним, но не может в силу непреодолимых обстоятельств. Оба понимают, что разлука неизбежна, но идут на этот тяжелый шаг ради великой Идеи Покорения Космоса. Время такое: большие свершения, большие жертвы. Чуть не рыдал, когда читал эту небольшую повесть, — чем-то она меня взяла за душу. Вроде бы все просто, даже местами кондово. Где-то излишне пафосно, где-то чересчур наивно. Но в тоже время очень искренне и как-то по-особому трогательно. Чувствуется, что автор свято верит в то, про что пишет. Почему-то ни сколько не сомневаешься, что и сам он последовал бы примеру своих героических персонажей. Сейчас так писать уже не умеют. Ей-богу, радовался как ребенок, когда главная героиня в итоге нашла способ победить время. И хотя к победе придется идти через подвиг, от сердца отлегло. Потому что твердо уверен — она дойдет. Такие не могут не дойти. | ||||
| ||||
«Призраки Белого континента» |
| |||
avsergeev71, 31 мая 2017 г. в 23:57 | ||||
Кто не верил в дурные пророчества, В снег не лег ни на миг отдохнуть, Тем наградою за одиночество Должен встретиться кто-нибудь. --- В первый раз прочитал я эту повесть, будучи советским школьником. Фантастикой мы тогда были не избалованы, поэтому читали все, что удавалось найти. Шалимов имелся у моего друга в домашней библиотеке, а значит — в постоянном доступе, поэтому в итоге был зачитан буквально до дыр. Уж и не помню, сколько раз я перечитывал эту повесть. Антарктида, полярная экспедиция, таинственные «призраки», — что еще нужно мальчишке? Я был буквально заворожен, и навсегда прикипел сердцем к загадочному ледяному материку. Потом, уже в значительно более зрелом возрасте, были «Хребты безумия» Лавкрафта и «Кто ты?» Джона Кэмпбелла — эталоны антарктической фантастики. И вот недавно на ностальгической ноте решил я перечитать «Призраков», к которым не притрагивался с самого детства. Признаться, немного опасался разочарования: проиграет советский фантаст западным мэтрам, и померкнет детский идеал. Но, на удивление, Шалимов не подвел. Скажу больше: у Шалимова есть то, чего, как мне кажется, не хватает как западной фантастике, так и современной Российской. Я имею в виду гуманизм. Повесть Шалимова буквально пронизана добротой и светом. В какие бы переделки не попадали герои произведения, не ощущается ни малейшей безнадеги. Спасение всегда находится неподалеку, для этого достаточно просто позвонить на советскую полярную станцию. И бравые советские полярники тут же придут на помощь. Собственно, один из стержней, вокруг которого вращается сюжет, и строится на борьбе за этот спасительный звонок. Для чистого — все чисто. Во всем он пытается найти хорошее. Для пронизанной гуманизмом советской фантастики нет абсолютного законченного зла. Есть незнание и нежелание понять. Под влиянием чистой человеческой души даже мрак и ужас превращаются в свет. Советские «призраки» в итоге оказываются вполне симпатичными созданиями, в отличие от кошмарных монстров Лавкрафта и Кэмпбелла. И еще. В детстве, помнится, я читал повесть в варианте «Призраков ледяной пустыни», где «призраки» в итоге оказываются аборигенами Антарктиды. Теперь же для чистоты эксперимента прочел также вариант с другой концовкой: с «призраками»-пришельцами с планеты Плутон. Не знаю даже, какая из двух понравилась мне больше, хотя концовка с «призраками»-аборигенами показалась более убедительной. Но в обоих случаях повесть достойна прочтения. Рекомендую. Особенно бывшим советским школьникам. 10 баллов. | ||||
| ||||
«Охотники за динозаврами» |
| |||
bobo2, 22 ноября 2015 г. в 21:53 | ||||
Очень слабо. Автор не знал Африки, набор мифов: 1. Герои продираются через джунгли Итури — на самом деле там можно ездить на велосипеде, если не на мотоцикле. 2. У него в джунглях живут негры — на самом деле негры боятся джунглей, в них живут пигмеи. 3. Эфиопия у автора расположена в Центральной Африке — без комментариев... 4. Наскальные рисунки герои обнаружили во влажной болотистой местности — они сохраняются в основном в сухих местах типа пустыни. И так далее. Бросил на 40 процентах, неинтересно. Язык скудный. Читайте лучше на туже тему: Еремея Парнова «Конгамато». Это вещь. | ||||
| ||||
«Тайна Гремящей расщелины» |
| |||
Дженнер, 06 августа 2014 г. в 01:04 | ||||
Первая мысль была написать, что в литературном плане повесть беспомощна — картонные, незапоминающиеся герои без лица, кочующие из одного произведения советской НФ в др (причем — разных авторов), никакой психологии. Стандартное черно-белое изображение мира: все наши молодцы как на подбор, ну а уж американцы — такие негодяи, что пробы негде ставить: мерзавцы, способные на любую подлость и даже плагиатом у советских ученых не брезгующие. Ряд просто смешных ляпов, вроде нападения барса на американца, причем последний отделался легкими царапинами (видимо, империалист был невкусный), вовремя спасенный монгольским богатырем-коммунистом, который оттащил хищника, как домашнего кота — за шкирку. Недостатки повести можно перечислять дальше и дальше. Но на самом деле, её место в советской НФ определяют не они. Главный герой (точнее — героиня) в повести есть. Это — Геология. И она в изображении автора — прекрасна. Именно она определяет весь стержень повести. Великолепен пейзаж, показанный глазами геолога. Ну а уж сюжет А.Шалимов умеет строить мастерски. Вещь держит, оторваться невозможно. Всю повесть ждешь развязки: дойдут- не дойдут. А если дойдут, то что найдут. И выживут ли после этого. Данная повесть А.Шалимова — просто таки классический образец именно НАУЧНОЙ фантастики, построенной на интересной гипотезе и написанной автором, прекрасно разбирающемся в предмете. Ну и конечно же великолепно подана сама атмосфера бескорыстного поиска истины, научного познания. То, что теперь увы, в фантастике совсем утрачено. Да и в жизни, в общем то, тоже. | ||||
| ||||
«Тайна Тускароры» |
| |||
Sawwin, 04 сентября 2010 г. в 08:32 | ||||
Перечитал «Тайну Тускароры» и спешно увеличиваю оцеку, выставленную по детским впечатлениям. Почему-то запомнилось совещание в обкоме партии, снисходительная уверенность героев в абсолютном преимуществе социалистического строя, и остро не хватало приключений под водой. Огорчён был, что белый студень так и не поймали, а тайн у Тускароры оказалось не одна. Теперь это последнее числю по разряду достоинств. Повесть достоверна, насколько может быть достоверной фантастика, написанная больше сорока лет назад. В конце концов среди учёных не оказалось ни шпионов, ни законченных негодяев. Александр Иванович сам был учёным, и знал, о чём пишет. Он много раз был с экспедициями на Курилах, и его описания точны и лиричны. «Тайна Тускароры» -- одна из первых в нашей фантастике вещей, где подробно описано международное сотрудничество в области науки, причём безо всяких отсылок к политическому строю сотрудничающих стран. Хотя, конечно, смешновато читать, что главного американского океанолога зовут Рей Шекли. Александр Шалимов был геологом, и он прекрасно понимал, что человечество непременно начнёт использовать богатства шельфа. Правда, предугадать современную делёжку океанического шельфа он не смог, наивно веря, что подводные богатства будут дружно разрабатываться всеми. Зато вспышку пиратства и создание международных станций он предугадал великолепно. Разумеется, великолепные предвидения сочетаются с навными провалами. Так у подводных исследователей нет фотоаппарата, способного снимать на большой глубине. Учёные либо фотографируют через иллюминатор батискафа, либо делают рисунки. Но это претензия читателя XXI века, а герои Шалимова, люди не слишком старые, отлично помнят войну и некоторые даже участвовали в ней. Значит, действие происходит в 80-е годы прошлого века. А в целом видим очень неплохую фантастико-приключенческую повесть, которая не слишком устарела за прошедшие десятилетия. Единственное недостоверное описание -- это совещание в обкоме партии. Ну не приглашали на подобные мероприятия лаборанток с исследовательских станций... | ||||
| ||||
«Приобщение к большинству» |
| |||
SoN, 25 сентября 2006 г. в 08:39 | ||||
Помню, в детстве дико понравилось!... Да и сейчас очень актуально... Всех, кто «высовывается» и Известен, стараются «Приобщить» или ... Но сейчас — пока через СМИ... | ||||
| ||||
«Цена бессмертия» |
| |||
Rajt, 08 сентября 2020 г. в 18:12 | ||||
Когда-то, очень давно, из многих окон доносилось: Но ясновидцев — впрочем, как и очевидцев — Во все века сжигали люди на кострах. Нет, авторов-фантастов на кострах не сжигали, но тиражами и гонорарами не шибко радовали. И, тем не менее, фантастика пользовалась огромной популярностью. Все понимали, что фантастика — литература мечты, литература предвидения, даже провидения. Повесть Александра Шалимова «Цена бессмертия» как раз о том, на ЧТО может пойти разумное существо ради обеспечения собственного интереса. Вспомните заседание Высшего Совета Эны в повести и сравните с заседанием ООН и «пробиркой Пауэлла», после которого была практически уничтожена целая страна. Или кувейтскую девушка Наиру, рассказавшую в Конгрессе США о том, как своими глазами «видела как вооружённые иракские солдаты ворвались в больницу, выбросили из инкубаторов новорождённых детей и оставили их умирать на холодном полу». Разница велика? Ради великой идеи можно и слегка исказить истину. И ради своего бессмертия можно уничтожить целую планету, даже если на ней есть разумная жизнь, тем более, если можно в наличии этой жизни усомниться ради своего благополучия. Да и само бессмертие — сомнительное благо. Апаптоз никто не отменил. И портрет Учителя Хора на том же Совете ярко иллюстрирует это. «Старик медленно поднял голову. Приоткрыл тяжелые складки век. Тусклый взгляд его глаз был неподвижен. Лицо, изрытое темными морщинами, казалось окаменевшим. Он беззвучно пожевал тонкими фиолетовыми губами и снова закрыл глаза.» Честное слово, уж лучше «Die Young» Black Sabbath, чем такая жизнь. Предостережение от Шалимова. Проблемная повесть, которую стоит читать всем. Десятка из десяти. | ||||
| ||||
«Тайна Гремящей расщелины» |
| |||
Kobold-wizard, 29 ноября 2016 г. в 22:57 | ||||
http://kobold-wizard.livejournal.com/7998... Повесть оставила странное впечатление, потому что ее положительные черты переплелись с отрицательными достаточно хитро. Благо отрицательные проявились в полной красе лишь к финалу, оставив мне горькое послевкусие. Александр Шалимов по основной профессии был преподавателем Горного института. Поэтому в первой части книги можно наблюдать воодушевляющие наивные зарисовки на тему научного сообщества. Два друга-геофизика по настоятельной просьбе из МИДа должны отправиться в Монголию для расследования крушения американского спутника совместно со специалистом из США. Наивность этого мероприятия я могу объяснить только неким шестидесятническим флером и форматом цензуры начала 60х. То есть подготовка экспедиции и некоторые околонаучные разговоры в ней показаны, во-первых, ужасно уютными, а во-вторых, свободными от военно-идеологической надстройки сталинской эпохи вкупе с горячими рассуждениями о строительстве коммунистического рая. Кроме того, в этой версии Советского союза есть несколько странных явлений: расследование крушения вражеского спутника доверяют ученым без привлечения военных; вражеских специалистов в принципе допускают до расследования на территории «шестнадцатой республики СССР», у которой на тот момент даже нет дипломатических отношений с США; отсутствуют отсылки к военному опыту, будто Великая отечественная прошла для героев незамеченной. Именно из-за этих вольностей в романе создается атмосфера советской науки, какой бы она могла быть, если бы ее не штормило вместе со всей остальной страной. Холодная война была бы рыцарским соревнованием, в котором бы сошлись уважающие друг друга противники, представляющие две разные идеологические системы. Главное — вечный научный поиск на благо Будущего. Идеология не сковывает, а побуждает. Именно в этом уютном призраке кроется чудовищное обаяние повести. Теперь о горьком послевкусии. Не раскрывая той самой тайны Гремящей расщелины, могу сказать, что создание новой научной гипотезы в данном случае выглядело оглушительной лавиной. Один из главных героев полностью лишен самокритики, и потому молниеносно связывает все странные факты с азартом нынешних лженаучных мошенников. Это при том, что критика чужих научных теорий в диспутах первой части повести выглядела очень пристойно. Печально, что в финале Остапа понесло. Картинка получилась весьма заманчивой, но факты соединенные на скорую руку надо еще проверять и проверять. По сути это тоже наивность, но уже не вызывающая симпатии. Эта повесть написана в 1962 году, когда советская фантастика все же была больше вытеснена в область литературы для детей и юношества. Поэтому некоторая наивность и утопичность несомненно допустимы, но все же не до степени захлебывающегося восторга, которым обозначен финал Итого: В данном случае мы имеем тот самый, любимый Михаилом Елизаровым, «СССР, каким он мог бы быть». Прочитать следует не критики ради, а для того чтобы поймать хоть ненадолго призрак советской науки без идеологического ярма. | ||||
| ||||
«Приобщение к большинству» |
| |||
chert999, 04 июня 2012 г. в 16:41 | ||||
Пожалуй, лучшее произведение Александра Шалимова. С интересом читается и сейчас, тем более, что проблематика практически не устарела, только теперь действие этой повести могло бы происходить не «у них», а «у нас»... | ||||
| ||||
«Встреча на старой энергоцентрали» |
| |||
Sawwin, 16 апреля 2010 г. в 20:35 | ||||
Старая добрая фантастика, без взрывов, смертей и стрельбы. Именно на таких произведениях воспитывались те люди, что опоздали стать шестидесятниками, но прожили честную жизнь. И сейчас этот рассказ можно читать и перечитывать. Может быть, внешне он слегка устарел, как устарела описанная в рассказе электростанция, но он и сейчас учит добру и, значит, остаётся востребованным. | ||||
| ||||
«Цена бессмертия» |
| |||
Sir Shorris, 29 апреля 2019 г. в 12:45 | ||||
Перелистнув последнюю страницу этой повести, я, неожиданно для себя, понял, что только что прочитал маленький Шедевр. Изумительно красивая и проникновенная притча, написанная с настоящим чувством и мастерством, не оставила меня равнодушным и сразу же встала в моем личном «топе» в один ряд с лучшими произведениями жанра! Как слепы порой бывают люди, находящиеся в плену своих убеждений, эгоизма и корысти… И как всего несколько искр, разгоревшихся в искренних и чистых сердцах, способны сломать к чертям вековые оковы ошибок и предотвратить неминуемое! Гибнущая Эна… Эти странные люди с короткими именами – Од, Ия… Кто они? А загадочная Мауна, манящая и недоступная… Нет ли чего-то до боли знакомого во всем этом? Сравните пролог с эпилогом! Это отражение в зеркале… И на Эне, и на Мауне – голос убеждений перекрывает голос сердца, душит его! Но Од сумел поверить своему сердцу… Ия тоже смогла… Вместе они сделали то, что сделали. Ради Мауны. Только узнают ли когда-нибудь на Мауне, какой ценой была сохранена жизнь этой планеты? Нашей с Вами планеты! Никогда не поздно задуматься! | ||||
| ||||
«Дьяволы сельвы» |
| |||
Нескорений, 12 июля 2016 г. в 05:52 | ||||
Эпиграфом для этой повести А. Шалимова вполне могло бы стать расхожее выражение «а ещё у них негров вешают!», настолько произведение насыщено оголтелым антиамериканизмом, на фоне которого теряется даже основной природоохранный пафос произведения. Как приключенческая новелла «Дьяволы сельвы» не производят никакого впечатления, ощущаешь себя курсантом, протирающим форменные брюки на добровольно-принудительных курсах политинформации. То что было понятно и простительно для советской фантастики 50-70-х годов, для 1990 кажется странным анахронизмом и вызывает полное недоумение. Появилась возможность открыто говорить о просчетах Режима, о том, какой ущерб Природе несли в себе поднятие целины, повороты рек и прочие «стройки века», Шалимов же продолжает упрямо гнуть своё — «во всем виновата Америка». Коротко о главном. Действие происходит в Бразилии на берегах Амазонки, неподалеку от столицы штата — города Манаус. Потомственный «мистер Твистер», он же американский лесопромышленник Арчибальд Кроу-младший, продолжает дело своего отца, вырубая ценные породы деревьев, попутно выжигая девственную сельву вместе с обитающими там индейцами. Параллельно нас знакомят с католическим пастором Антонио Нуньесом, обитающим среди краснокожих. В деревню Антонио прибывает ретивый журналист Тун Чипактль, расследующий преступления Кроу, попутно нас знакомят с отрывочными сведениями о возрождении легенды, связанной с зелеными дьяволами сельвы — мистическими летающими обезьяноподобными существами, своего рода хранителями леса, которые вновь начали проявлять себя за 6-8 лет до описываемых в повести событий. В начале автор кидает хорошую «замануху», имеется в виду как раз эта история с зелеными дьяволами, обеспечивая читательский интерес, но чем дальше читаешь, тем больше начинаешь понимать, что этот момент не то, что не является ключевым, но вообще автора не интересует, развивать его он особо не планирует. Скука прёт изо всех щелей, динамика просто нулевая — сплошные разговоры, диалоги, монологи, отвлеченные размышления, лекции на тему экологии и постоянные шпильки в сторону Штатов. Описания природы минимальны, для создания местного колорита автор ограничился несколькими выписками из справочника по ботанике, обозначив несколько уникальных представителей амазонской флоры. Сведение сюжетных линий всё же происходит, но почему-то выпадает за кадр, обо всех ключевых событиях автор предпочитает информировать нас постфактум. Образы персонажей словно срисованы с пропагандистских плакатов. Главный злодей — типичный белый колонизатор, увешанный золотом и с неизменной сигарой. Его приспешник — накачанный мордоворот с квадратной челюстью, напрочь лишённый моральных принципов. Пастор Нуньес — наивный до безобразия чукотский юноша, который понадобился автору лишь для того, чтобы отвесить оплеуху сторонникам христианства. Мол, где же ваш Бог, когда он реально нужен, одна надежда на «дьяволов». Положительный герой тоже скроен по шаблону — представитель угнетенного коренного населения, восстающий на борьбу с «мерзкими империалистами». Особых поводов к оптимизму нет — приходится выбирать из двух зол, либо одиозный Кроу, либо аналогичный бизнесмен Цвикк, который хотя бы занимается рекультивацией лесов на месте сожженной сельвы. Кто такие эти зеленые дьяволы — ответа на этот вопрос автор так и не дает, предоставляя нам гадать, были ли это мистические создания, мутанты или же сотрудники некой тайной природоохранной организации, каждый может выбрать версию по своему вкусу. Зато зверства американцев расписаны с таким размахом, что по сравнению с ними меркнут и Вьетнам и Хиросима, причем всё это творится в мирное время на территории чужого государства и не в дремучей глуши, а неподалёку от столицы Штата. Хищническая вырубка лесов в Амазонии — это безусловно плохо, но меня, к примеру, больше заботят ежегодные лесные пожары в России, дальневосточные леса, утекающие в Китай, медведи и тигры, которых азиатские браконьеры уничтожают в наших лесах ради компонентов своей народной медицины. Прежде чем выковыривать сучки из глаз соседей, нужно достать бревно из собственного ока. Несмотря на всю важность затронутой темы, мне не понравился авторский подход к её раскрытию, когда за «деревьями» политики не видно собственно леса. | ||||
| ||||
«Дьяволы сельвы» |
| |||
Федот67, 12 января 2016 г. в 22:08 | ||||
При чём тут политическая ориентация? Как по мне , так эта повесть об экологии! О бездумной вырубке лесов, о наплевательском отношении к природе. Произведение о тех, кому полный карман денег дороже, чем жизнь того, кто живёт якобы на его территории. Такое действо является обыденностью не только на территории какого-нибудь иностранного государства — это и беда России. В России, что ли, леса не вырубаются бездумно? У человеческого «дерьма» как и у терроризма нет определённого лица и национальности — это просто проблема, которая непобедима и неискоренима, к сожалению! | ||||
| ||||
«Призраки Белого континента» |
| |||
mogzonec, 08 октября 2013 г. в 11:02 | ||||
Отличная повесть на тему контакта. Для Шалимова всегда был характерен спокойный стиль и умение создать атмосферу загадочности, поддержать интерес к событию. Лично для меня он всегда был образцом добротной научной фантастики периода расцвета советской фантастики в начале 1960-х. В то время появилось немало отличных настоящих писателей-фантастов, и Шалимов — один из них. | ||||
| ||||
«Цена бессмертия» |
| |||
eollin6, 26 марта 2012 г. в 22:21 | ||||
В детстве, не замутненном размышлениями о высоких материях просто любил эту повесть — она казалась мне квинтэссенцией фантастики. Все, что только нужно десятилетнему фанату звездолетов здесь присутствовало — инопланетяне, риск, героизм. Джае любовь, которая, если честно, тогда мне была в силу отсутствия подходящих гормонов совершенно до лампочки. Но время шло, и я увидел в повести гораздо большую глубину и смысловые слои. А сейчас, когда я стал если не умнее, то уж точно старше, мне становится всё «страньше и страньше». Ведь в далеком 1965-ом Брежнев-Косыгин-Подгорный и вся прочая комарилья ЦК были ещё не настолько стары... а ведь как убийственно точно описал их Шалимов! ведь это они, дряхлые геронтократы 70-х начала 80-х были готовы с корнем выдрать все живое, юное, все новое, непохожее на них, чтобы продлить, любой ценой продлить свою власть, сохранить существующее унылое статус-кво. И если бы для этого потребовалось орбитальная бомбардировка другой планеты, думаю, у них бы точно не заржавело с третьей попытки попасть трясущимся пальцем в нужную кнопку. Что они, собственно, и сделали, уничтожив сами того не замечая светлый мир Полдня, о котором ещё недавно грезили молодые 60-тидесятники... Как Шалимов сумел это понять и прочувствовать за 20 лет до наступления агонии — тайна. Но на то она и есть фантастика, чтобы не подчиняться законам реальности. | ||||
| ||||
«Приобщение к большинству» |
| |||
Влад Шелтон, 28 марта 2011 г. в 21:07 | ||||
Шедевр!Отлично.Я помню как в детстве я нагло украл номер журнала -Нева-из библиотеки и вырвал оттуда эту повесть и сделал отдельной книгой.Отличное произведение.И сейчас читается класно. | ||||
| ||||
«Цена бессмертия» |
| |||
Sawwin, 28 марта 2008 г. в 11:19 | ||||
В 1962 году повесть печаталась в журнале «Костёр». Там я её и прочёл впервые. И впервые, прокручивая и дописывая в уме прочитанную историю, думал не о приключениях героев, а об идеях и мыслях автора. Нужно ли бессмертие такой ценой? Нужно ли вообще человеку физическое бессмертие? Потом, когда стал старше, увидел ещё одну, не замеченную ребёнком, идею: а ведь бессмертие обессмысливает любовь, делает её никчемной. Только очень хорошие книги пишутся одновременно для детей и взрослых. Повесть Александра Шалимова «Цена бессмертия» -- очень хорошая книга. | ||||
| ||||
«Пленники кратера Арзахель» |
| |||
artem-sailer, 15 января 2024 г. в 20:10 | ||||
Повесть понравилась. Впоследствии тема засекречивания первого неудачного полёта в космос/первой высадки на другом небесном теле неоднократно будет обыграна в целом ряде фантастических и конспирологических произведений, но Шалимов, похоже, был первым. Психологическая составляющая вполне достоверна, более глубокая проработка ограничена рамками сравнительно небольшого по объёму произведения, поэтому тут вопросов, на мой взгляд, быть не может. Технические неточности и неточности в физике Луны однозначно можно списать на счёт времени написания — до маленького шага для человека и гигантского скачка для всего человечества оставалось ещё целых пять лет. Зато атмосфера Лунной гонки и в целом — Холодной войны передана, как мне кажется, очень даже колоритно и реалистично. И да, дневниковые записи потерянного, забытого космонавта — это очень грустно... | ||||
| ||||
«Ночь у мазара» |
| |||
sergej210477, 29 октября 2023 г. в 00:05 | ||||
Очень атмосферный хоррор, тонко балансирующий на границе между фантастикой, мистикой и реализмом. Классический сюжет про экспедицию, забравшуюся в «нехорошее место». Присутствует весь необходимый набор атрибутов: затерянная долина в горах, местные легенды о ужасах, творящихся там, и, упертый начальник, который, не смотря на предупреждения, лезет куда не надо. Набор стандартный, но, действует безотказно. Отдельным плюсом иллюзия на документальный характер этой истории. Легко поверить, что герой рассказывает про реальный случай из своей жизни. Ну, и, по-моему, удачный финал — автор, не сваливается в чистую мистику, а, пытается объяснить произошедшее с научной точки зрения. Рассказ, написанный почти век назад, а читается как вполне современное произведение. Отличная жуткая история. | ||||
| ||||
«Цена бессмертия» |
| |||
Виталя, 29 мая 2023 г. в 15:41 | ||||
Хорошое произведение. Недостатки, возможно, имеются. Но они столь незначительны, что никаким образом не портят всей картины книжки. Несмотря на небольшой объем содержания, однако, цитат в рассказе предостаточно. Вот и хотелось бы привести несколько таковых: «Эны сами виноваты во всем. Три чудовищных войны… Если бы не войны, все пошло бы иначе. Можно было сохранить моря, жить на поверхности планеты. Пустыни не разрослись бы с такой быстротой, атмосфера не лишилась бы большей части кислорода. А сами эны… Как не похожи они на своих далеких предков, живших тысячелетия назад, — сильных, веселых, красивых, настойчивых и смелых. Теперь они кажутся нам великанами, а в действительности это мы измельчали, стали уродцами-карликами… Сохранились, как шлак после термоядерного урагана, как разновидность плесени, покрывшей необрабатываемые участки больших плантаций…». Да... Как бы не хотелось нам подобного сценария, а, к огромному сожалению, еще те давние наказания нам, потомкам, не утратили свою актуальность. Тут нам автор и показывает, к какому развитию событий мы можем подойти. Оптимистичным это никак не назовешь. Пусть люди и выжили, но перестали жить. Они смогли обрести бессмертие, но это лишь вопрос времени. Они были рождены и приспособлены в условиях живой, цветущей планеты. А на мертвой планете для них нет места, оно и правильно — люди Эны сами загубили свою Родину. Они ее и потеряли. Жизнь на изуродованой планете перешла к другим существам, пока не разумным, но возможно еще когда-нибудь разовьющимся. Люди Эны решили не восстанавливать свою колыбель жизни. Вместо этого они, ради своего ничтожного времени существования, стали отнимать жизнь у других. «Мир живых мертвецов, мир призраков, рвущихся к бессмертию. Этот мир во что бы то ни стало, вопреки всем законам жизни, хочет существовать. И, подобно раковой опухоли, уничтожает все живое. Что делать, где найти выход?» Вообще в произведении мысли автора о высоком и низком, о сильном и слабом, а благородном и неблагородном. И не стоит думать, что нас эти аспекты не касаются. Катастрофа на планете потому и произошла, что уровень развития человека в морально-нравственном отношении не соответствовал его развитию технологического плана. И решения, принимаемые крохами выжившего чудом населения (не считая тех, кому не хватило силы духа встать против таких кощунственных решений), сводились всегда к тому, чтобы продлить свою жизнь за счет уничтожения, даже в зародыше, другой. Это, как считает автор, и я с ним согласен, выходит за рамки законов развития жизни во Вселенной. А потому такая жизнь и не должна существовать. В самом конце повести есть очень интересная мысль, про бессмертие и смерть. Ее я приводить не стану, но кто полностью прочитает рассказ — поймет, чего стоит бессмертие и что является действительно вечным во Вселенной. | ||||
| ||||
«Тайна Гремящей расщелины» |
| |||
Darth_Veter, 14 июля 2021 г. в 23:57 | ||||
Несомненно, это самое лучшее произведение в авторском сборнике 2002 года. В нем имеются все составляющие успеха: интригующий сюжет, характерный набор «живых» героев, едва ли не самое затерянное место на планете и жгучая тайна, которую обязательно нужно раскрыть. СЮЖЕТ Геофизик Игорь Тумов и геолог Аркадий Озеров командированы Министерством иностранных дел СССР в Западную Монголию, чтобы прояснить недавний инцидент с американским спутником, по неизвестной причине упавшим в районе горного хребта Адж-Богдо. Американская сторона не без оснований считает, что дело тут в «целенаправленном внешнем воздействии» на аппарат с помощью какого-то таинственного излучения. Слово «тайна» недаром присутствует в названии повести: на протяжении всех ее страниц ощущение чего-то непонятного и загадочного будет постоянно висеть в воздухе, не давая читателю возможности отвлечься и забыть главную суть всего происходящего. Даже сегодня эти районы Монголии считаются труднодоступными и малоизученными, несмотря на солидную группировку спутников дистанционного зондирования Земли и самые современные средства передвижения. Главные детали всё равно можно рассмотреть только при непосредственном контакте на месте. Автор хорошо знаком с монгольской географией, и потому картины бескрайних пустынь и высокогорных плато выглядят необычайно живыми и завораживающими. В силу этого довольно легко следить за перемещениями экспедиции по карте (что я лично с успехом и делал). Такая черта произведения всегда способствует хорошему погружению «в сюжет», создавая иллюзию личного участия в описываемом действии. Разные мелкие бытовые детали (наподобие нападения каракурта) только усиливают это чувство, делая процесс чтения воистину увлекательным. Как и полагается, тайна откроется не сразу — за ней придется «побегать» из одной локации в другую, меняя виды транспорта и составы экспедиционных групп. Информация будет выдаваться дозированно, чтобы читатель не смог раскрыть секрет раньше положенного. Словом, все формальности интересного изложения сохранены. ПЕРСОНАЖИ Они действительно «живые»: у каждого не только свой облик, но и уникальный характер и стиль общения. Тумов — пессимист и ретроград, Озеров — оптимист и новатор, Алоиз Пигастер — типичный «вредный» американец, страшно упёртый и не доверяющий никому вокруг, Батсур — образованный абориген, хорошо знающий историю своего народа, и незаменимый гид в дальних вылазках. Они разумно делят время и внимание читателя между собой, создавая представление о царящей в экспедиции атмосфере. Как и полагается в советской литературе, американец вырисован настолько меркантильным и испорченным западным образом жизни, что начинает даже слегка раздражать своей идейной чужеродностью. Он вечно всем недоволен и противопоставляет себя обществу, пытаясь навязать всем остальным свою волю и принципы. И не случайно именно ему автор доверяет допрос пораженного лучевой болезнью сторожа заброшенного монастыря — кто еще из присутствующих на такое способен? Озеров же, напротив, настолько верен своей идее и упорен в ее достижении, что автор доверяет ему священное право раскрыть главную тайну, поставив тем самым жирную точку во всем повествовании. НАУКА Тут, конечно, дело обстоит немного хуже. В первую очередь, из-за неуёмного желания автора изложить очередную гипотезу про ядерные реакции в земных недрах. Они там, конечно, идут, но не в таких же масштабах! Да и сама идея «энергетической подпитки» за счет земной геофизики кажется мне сильно притянутой за уши. Современные ученые-экологи резко выступают против строительства геофизических электростанций (ветровых, солнечных, приливных и гидротермальных), а тут речь идет об использовании базовой энергетики ВСЕЙ планеты! Советский размах всегда поражал остальной мир своими масштабами и дерзаниями. Мы и моря осушали, и пустыни озеленяли, и северные реки хотели на юг развернуть... Кто помешает нам и планету со своего места сдвинуть?! Архимед, вон, тоже хотел. Но не смог, потому что коммунистом не был. --------------- РЕЗЮМЕ: весьма динамичный по стилю дневник экспедиции, направленной в центр неизведанного региона с целью раскрыть очередную древнюю тайну нашей истории. Рекомендуется всем романтикам дальних путешествий. | ||||
| ||||
«Концентратор гравитации» |
| |||
Rajt, 03 сентября 2020 г. в 11:15 | ||||
Фантастика бывает двух видов: хорошая и... ну, вы поняли... и не совсем, а зачастую и совсем не хорошая. Александр Иванович Шалимов — это хорошая фантастика. А «Концентратор гравитации» — это хороший пример хорошей фантастики. (Хи-хи, тавтология рулит!) На днях в очередной раз перечитал и понял, что детским впечатлениям стоит доверять. Да, они с возрастом изменяются, но вектор остается прежним. Если человек не врет себе сам, конечно. В «нежном возрасте» акцент смещался в сторону техическую (использование «концентратора грвитации» в тех или иных обстоятельствах с той или иной целью). С возрастом начал понимать, что рассказ больше о сущности (чуть не ошибся с буковкой, хи-хи) человека. Рассказ, скорее, о дружбе людей, точнее, о стоимости в процентах этой самой «дружбы». О возможностях карьерного роста. О «noblesse oblige» и «cui aliquid emolumenti adhaeret» в бизнессе. Цинично? Да, но честно. Не мы такие — жизнь такая. Вот только не радует такая жизнь. Стоит читать всем, особенно мыслящему тростнику. | ||||
| ||||
«Путь в никуда» |
| |||
borisgop, 24 ноября 2018 г. в 22:49 | ||||
Решил написать отзыв, почитав предыдущие. Есть у Честертона малоизвестный рассказ«Преступление капитана Гехегена» Человека обвиняют в преступлении, потому что он якобы сказал трем разным людям совершенно разное о своих планах. На самом деле фраза была одна и та же, только каждый слышал в ней то, что хотел услышать или что ему было важнее. Так же и этот рассказ. Не самый лучший у Шалимова, но и не заслуживающий таких отзывов. Я увидел в нем гениального ученого, уверенного в своей правоте и не побоявшешося бросить вызов системе и рискнуть жизнью ради исправления последствий неудачного эксперимента и спасения, или даже «воскрешения» своего ученика. | ||||
| ||||
«Приобщение к большинству» |
| |||
borisgop, 10 ноября 2018 г. в 23:56 | ||||
Одно из лучших произведений Шалимова. Сейчас читается так же захватывающе, как и в молодости. Что самое интересное, тема о «излишке людей» очень актуальна сейчас. Ну чем не сокращение человечества до «золотого миллиарда». То же «приобщение к большинству«! Прекрасный детективно — фантастический сюжет. Рекомендую прочитать не только любителям советской фантастики, но и молодежи. | ||||
| ||||
«Пленники кратера Арзахель» |
| |||
Фалкон, 10 октября 2015 г. в 11:47 | ||||
Перечитывал множество раз, начиная с раннего детства (когда научился читать не по слогам). При этом, рассказ содержался в антологии 1965 года; последние страницы были оторваны. Узнал, чем закончилось дело только через лет 15. При чтении этого рассказа нужно помнить два момента: 1. Он написан тогда, когда все, в нем описанное, происходило в реале. СССР планировал пилотируемый облет Луны; как раз строились корабли для этого (пара штук до сих пор в специализированных музеях хранится). США планировали рискованную высадку на поверхность Луны; рискованную, ввиду крайней ограниченности возможностей спасения. Так что, рассказ — это та история, которая чуть-чуть не стала былью. 2. Некий оттенок идеологии в рассказе, безусловно, имеется. Какими бы американцы злодеями ни были, но такого свинопляса, как сокрытие высадки и гибели астронавтов, в реале, конечно, быть не могло (также, как и трех подряд неудачных посадок; Конгресс бы за это порвал НАСА на британский флаг). Ну и фамилия земного генерала — Першинг — она тоже напоминает о чем-то, не очень веселом. Закадычный друг астронавтов господин Джеферсон оказывается — кем бы вы думали? — конечно, меркантильным предателем. Завершение рассказа тоже сугубо идеологическое. Как известно, никаких «Востоков-12» и «Миров» на Луну не садилось; тем более — раньше американцев. Сам рассказ. Это дневниковые записи «единственного оставшегося в живых участника первой лунной экспедиции». Действия особого в рассказе нет — сюжет ограничивает возможности для этого. Написано простенько, без изысков; никаких психологических проблем из-за одиночества и прочих неприятностей, у ГГ не замечается. Единственные намеки на это — эпизод с «привидением», да периодические визиты ГГ в холодильную камеру, в которую он поместил тело Кэтрин Милс. А так — мелкий ремонт, прослушивание эфира в надежде услышать голоса злодейски не посланных спасателей, да попытки открыть входной люк, который заклинило при неудачной посадке. Луна описана хорошо, хотя и кратко — слепящий свет; угольно черные тени; зеленоватый серп Земли над гребнем хребта; «мохнатое» Солнце; лунотрясения (которые и впрямь бывают — не такие жуткие, конечно); циклопические нагромождения камня; жерло кратера, в котором посверкивает далекая лава. В принципе, рассказ можно считать типичным образчиком советской фантастики ближнего прицела тех лет. Это ни в коей мере не является недостатком; рассказ имеет свое очарование; он побуждает желание его перечитывать (по крайней мере у рожденных в СССР) и вызывает ностальгию. Уже за одно это — спасибо автору. Оценка -8. | ||||
| ||||
«Ночь у мазара» |
| |||
Дженнер, 29 июля 2014 г. в 19:10 | ||||
Достаточно качественная фантастика. Великолепно переданная атмосфера работы геологической партии: чувствуется знание автором предмета. Интересная научная основа. Автор умеет создать «эффект присутствия». Когда читал — слегка пробирал холодок ужаса (особенно, если учесть, что вещь читалась во время путешествия по Средней Азии). А с учетом того, что это ранний рассказ у автора — то просто очень хорошо. | ||||
| ||||
«Охотники за динозаврами» |
| |||
Alex_Zim, 22 ноября 2013 г. в 17:25 | ||||
Ни в коей мере не устаревшая повесть. Даже наоборот, как это интересно: открывать что-то новое, затем познавать это... Причем чужими руками, оплатив лишь жизнь и смерть этих чужих рук, стремится прибрать под себя всю славу. Стремится даже само это новое в науке назвать именем истеричной жены — жены богача с бандитскими наклонностями. Ничего не напоминает?! Какая уж тут старость повести... | ||||
| ||||
«Тайна Тускароры» |
| |||
mogzonec, 01 июля 2013 г. в 10:45 | ||||
Согласен с тем, что Шалимов один из интереснейших и нестандартных фантастов 60-х, писавших в жанре твердой НФ. Солидарен с мнением о том, что его книги читаются и сегодня. Даже упомянутые одним из рецензентов способы фотографирования на большой глубины не портят впечатления. Да и собственно, почему они должны портить? В одной из фантастических повестей начала 50-х, космонавт собирает космическую пыль с иллюминаторов с помощью обыкновенного пылесоса. А один мой друг, написавший и издавший повесть в жанре космооперы, даже поссорился со мной. когда я ему сказал: «Володя, ну зачем ты помепстил на фотонный звездолет, в эпоху сверхсветовых скоростей, атомных бластеров, обыкновенный ксерокс, к тому же печатающий на бумаге форматов А4». У Шалимова подобных ляпов почти нет. Очень хороший писатель, сочинявший добротную научную фантастику. | ||||
| ||||
«Стажировка» |
| |||
Bob-101, 03 июля 2011 г. в 15:36 | ||||
Этот рассказ мне запомнился настолько сильно,что я его помню все 44 года. Купил эту книгу в Московском Планетарии мой школьный приятель и дал мне ее почитать почему-то на 2 дня. Рассказ стажировка произвел огромное впечатление. Недавно я его перечитал (в 58 лет) и скажу -это советский шедевр . Сейчас так не напишут ,даже за миллион рублей. | ||||
| ||||
«Бомба замедленного действия» |
| |||
dr_kraustoun, 20 июня 2011 г. в 23:58 | ||||
Рассказ — предостережение. Холодная война еще актуальна. На дворе 1983 год. Александр Шалимов делает попытку связать достижения науки с борьбой за мир. Немного политики, рассуждений, советских штампов... Типичный пропагандистский текст. Но концовка возвышенна. И оглядываясь назад, понимаешь, что подобные произведения нужны, так как несут в себе напоминание о важном в нашей жизни. Кое- что надо читать не для интереса, а для расширения кругозора и возможности задуматься о происходящих в мире процессах. Текст не носит развлекательного характера. | ||||
| ||||
«Мусорщики планеты (Будни XXII века)» |
| |||
Farit, 12 октября 2010 г. в 09:53 | ||||
Неплохой рассказ о коммунистическом будущем. Неплохой на фоне большинства остальных. Почему-то куча самых разных оборванных линий, немного высосанный из пальца главный конфликт (стремление к нулевому уровню отходов — полная чушь, увы). При этомтакое впечатление, что затевался чуть ли не роман — но потом скомкали, как снежок, и бросили как есть. | ||||
| ||||
«Путь в никуда» |
| |||
Sawwin, 10 апреля 2010 г. в 09:04 | ||||
Автор говорит устами своего героя: «Разумеется, мы можем и погибнуть, но ведь мы экспериментаторы». А следом: «Сейчас весь чудовищный заряд энергии главного генератора ударит в разрушенную лабораторию, прорвёт защитное поле... Это конец -- для них, для города, может быть, даже для всей страны.» В рассказе всё кончилось хеппи эндом, но в жизни, воспитанные на таких примерах «экспериментаторы» нагробили так много, что жуть берёт. Настоящий экспериментатор прежде всего думает о безопасности. Собой он может рисковать, но другими -- никогда. А кроме этой самой поэтики людоедского подвига в рассказе нет ничего. Нет, конечно, к языку Александра Шалимова претензий нет, но людей он не написал и никакого вывода из своей истории не сделал да и не пытался делать. Очень слабый и вредный рассказ. | ||||
| ||||
«Беглец» |
| |||
elfy, 12 февраля 2008 г. в 16:57 | ||||
В будущем автора историю знают отлично. Для своего времени рассказ был на уровне. Конечно, сейчас после почти полувековой разработки этой темы кажется бледноватым. А в начале шестидесятых еще очень хорошо помнили войну. | ||||
| ||||
«Тайна Гремящей расщелины» |
| |||
Виталя, 16 мая 2023 г. в 20:47 | ||||
Вновь открыл для себя произвение классиков и снова получил приятные ощущения от прочтения. Все же люди прошлого чаще ,чем сейчас по-настоящему вкладывали частичку себя в свое творчество: будь то профессиональная деятельность или написание рукописей или тому подобное творчество, не смотря на то, что у нас по сравнению с ними возросли возможности технического плана и более доступна информационная среда. Может быть в этом и есть главная причина, а именно: нам стало гораздо легче жить и стараться, как это было раньше, не приходится. Что мне хотелось бы отметить по книге. С первых страниц, как только начинаешь читать, особо не ожидаешь чего-либо интригуещего, захватывающего. Обычная житейская рутина, казалось бы. Думаешь, сейчас будет показана работа геологов и ничего особого... Но как-то незаметно начинаешь втягиваться в сюжет. Это чувство интереса постепенно нарастает. Как ближе к цели экспедиции, так более захватываешься чувством интриги. Даже под конец (а может и особенно под конец) произведения сохраняется жуткий интерес со всей историей этой экспедиции. Пожалуй, одна из не многих книг книг, после прочтения которой, не возникает ощущения недосказанности и легкой грусти. Нет, вместо этого автор оставил более приятные чувства. Чувство надежды на то, что и нам скоро будет известно про наше таинственное прошлое. И чувство любопытства, наверное, еслт можно его так назвать, как же хочется поскорей прикоснутся к подобным находкам и узнать поболее секретах, что таятся на нашей Земле. | ||||
| ||||
«Возвращение последнего атланта» |
| |||
Groucho Marx, 30 сентября 2022 г. в 10:41 | ||||
Красивый, очень атмосферный рассказ о странах, лежащих за горизонтами, и о одиночках, безуспешно пытающихся эти горизонты раздвинуть. Сама композиция новеллы, построенная как погружение в скрытые пространства, создаёт аллюзию на оккультные «тайные знания», но эти аллюзии, как выясняется в финале, ироничны. «Тайные» знания вовсе не являются тайными. Их никто не пытается скрыть, наоборот, они приглашают всех желающих, всех, кто хотел бы знать. Увы, таких нет. Скрытое святилище посещают в лучшем случае любопытствующие туристы, не отличающие подлинные артефакты от фальшивок. Сама по себе история Атлантиды (космическая экспансия, инопланетная колония на Земле, гибель исходной планеты) в этой новелле интересна и не слишком противоречива, хотя и не особо оригинальна. Однако она служит лишь поводом для показа человеческой ограниченности и конформизма. Любые попытки изменить картину мира встречаются в штыки именно потому что это прежде всего означает новые инвестиции и перестройку того, что так удобно устоялось и приносит стабильный доход в финансовом и репутационном аспекте. Ни старику-хранителю музея, ни рассказчику-океанологу так и не удаётся рассказать о поразительной находке, меняющей картину всемирной истории. Шалимов констатирует это с лёгкой горечью, с отрешённой меланхолической интонацией, не испытывая ни гнева ни возмущения человеческой ограниченностью. Именно эта неудача открытия — основной сюжет «Возвращения последнего атланта». | ||||
| ||||
«Стажировка» |
| |||
Массаракш, 17 августа 2022 г. в 18:57 | ||||
Небольшой флешбэк про диктатора, который по злобе своей хотел взорвать Землю. Затем долгое описание прекрасного будущего с термоядерными поездами и очень развитыми культурой и спортом. Но главное – Кнопка, оставшаяся после диктатора. Тяжкое наследие прошлого. Если её нажать, то Земля разлетится к чёртовой матери. Простой, как мы с вами, безымянный герой долго борется с искушением, с внутренними бесами и в конце концов решает: нет, не буду нажимать. А ведь так хотелось... Но нравственная победа одержана, наставник высказывается в смысле: вот ты и выдержал главный экзамен, теперь ты достойный член нашего счастливого гуманного общества. Странные, очень странные у них там испытания на зрелость. Невольно закрадываются подозрения, что в описанном прекрасном будущем хватает людей, способных из спортивного интереса и себя угробить, и всё человечество за компанию. Требуется психологический отсев. Или в чём мысль-то? Я вот не буду пинать мину или авиационную бомбу, случайно вывороченную из земли. Соблазн, безусловно, велик, но всё равно тихо-тихо обойду по предельно широкому радиусу. Наверное, я – гармоничный человек будущего, просто раньше не догадывался. | ||||
| ||||
«Стена» |
| |||
lammik, 22 октября 2021 г. в 17:33 | ||||
Десятилетия назад случилась катастрофа, превратившая Солнце в источник смертельной опасности. Разрозненные группы людей пытаются выжить в этом новом мире, но их силы иссякают, женщины бесплодны, а запасы пищи истощаются. Нужно рискнуть и отправиться на восток через безжалостную пустыню, но решимости на это хватило только одному.. Прочитал рассказ ещё в 1987 году и всю дальнейшую жизнь полагал, что написан он в 1950-е и американским автором. Ибо в 1980-е любой советский школьник прекрасно знал всё о поражающих факторах ядерного взрыва, а убивающее своими лучами Солнце среди них однозначно отсутствовало. Описанные же в «Стене» горы и пустыня к востоку от них хорошо ложились в мои представления об американской географии. И вот представьте себе моё удивление, когда оказалось, что «Стена» была опубликована только в 1976 году и автор у неё наш, советский. Тем не менее, читал я тогда много всего разного, а шалимовский сюжет в памяти остался намертво. Особенно чётко запомнилось путешествие сквозь зной пустыни и сорванные с веток, брызжущие соком живительные апельсины. | ||||
| ||||
«Встреча на старой энергоцентрали» |
| |||
Groucho Marx, 21 июня 2021 г. в 09:55 | ||||
Очаровательная зарисовка, использующая очень интересный и довольно редкий в советской фантастике приём: о далёком (от нас) будущем рассказывается из ещё более удалённого будущего, превращающего футуристические достижения в умилительную архаику, по которой можно ностальгировать. Мне очень понравилось, как технологии завтрашнего дня (для рассказчика это уже позавчерашний день) вписаны во вневременной пейзаж Дальнего Востока, который был и всегда будет, и своей эпической вечной сменой времён года оттеняет стремительное движение человеческой цивилизации. И, конечно, прекрасно — хоть небольшим фрагментом — показано то будущее, которое строили современники ХХ Съезда КПСС. | ||||
| ||||
«Тайна Гремящей расщелины» |
| |||
Ученик Дьявола, 20 июня 2020 г. в 22:07 | ||||
Вариация на тему более известной повести того же автора «Призраки белого континента» с действием, перенесенным из Антарктиды на юг Монголии. «Тайна Гремящей расщелины», по-моему, вышла даже лучше «Призраков…». Как и в случае с прочитанным ранее шалимовским рассказом «Ночь у мазара», прослеживается сходство с творчеством И. А. Ефремова – прежде всего со «Звездными кораблями» и тамошними основными фантастическими гипотезами. Но в целом «Тайна Гремящей расщелины» – это произведение совершенно иного рода, нежели «Звездные корабли». Оно… сложно подобрать подходящий эпитет… мельче, что ли. Мельче в обоих смыслах: как в значении антонима к «глубже», так и в значении антонима к «крупнее». Персонажи Шалимова свои открытия совершают как-то очень просто – чуть ли не походя одно за другим находят блестящие подтверждения своим невероятным гипотезам, мгновенно связывают их воедино, и все тут же встает на свои места как по волшебству. Ефремов в «Звездных кораблях» показал историю открытия подобного рода, весь нелегкий путь к нему намного глубже и основательнее. В результате «Тайна Гремящей расщелины», в отличие от «Звездных кораблей», мне видится произведением легкого жанра – в основном приключенческим, где научно-фантастическая составляющая как таковая отодвинута в целом на второй план ради внешнего эффекта и динамики действия. Само по себе открытие, которое совершает геолог Озеров в глубине Джунгарской Гоби, не только сравнимо по своему масштабу с открытием ефремовских Шатрова и Давыдова, но даже превосходит его. А впечатление после прочтения, несмотря на это, остается легкое и незапоминающееся. Есть в книге и несколько несообразностей, на которые просто невозможно не обратить внимание. Как может поток нейтронов свести с орбиты спутник? Если бы он находился на низкой орбите, можно было бы объяснить это каким-нибудь локальным увеличением плотности верхних слоев атмосферы под действием нейтронного потока. Но в тексте прямо сказано: высота орбиты – две тысячи километров. А кроме того, как так вышло, что спутник сразу рухнул отвесно вниз и упал почти в том же месте, откуда был выброшен пучок нейтронов? Это уже вообще ни в какие ворота не лезет – не то чтобы неправдоподобно, а вообще невозможно. В общем, «Тайна Гремящей расщелины» – вещь неплохая, если только изначально не ждать от нее слишком многого. | ||||
| ||||
«Мистификация» |
| |||
olpo70, 31 мая 2020 г. в 06:19 | ||||
Итак еще одна антология времен заката СССР. Но на нее стоит обратить внимание. Многие антологии того периода в основном носили простой коммерческий характер. Предпринимательство разрешили, цензура практически ушла в прошлое, а с авторскими правами сильно не заморачивались. Просто брали произведения маститых . в основном зарубехных, авторов и издавали в дешовом исполнении книги. А «изголодавшийся» советский люд, с жадностью это все покупал. В чем же особенность этой антологии? В том что составители преподнесли нам наших советских фантастов. Причем совместно с маститыми на то время ( Снегов, Ларионова), нам предложили рассказы и начинающих авторов. Уникальность этой антологии состоит еще в том, что все произведения в ней появились впервые в печатном виде. Не знаю имела ли она комерческий успех, но успех среди ценителей фантастики имела несомненно. На мой взгляд отличительной чертой этой антологии является то, что вней собраны произведения того раздела советской фантатики, который я для себя называю психологической. Очень уж наши советские авторы любили поразмышлять о человеческих отношениях, о месте человека в окружающем мире, о долг перед миром и близкими людьми, о душевных терзаниях и творческих метаниях. Сразу признаюсь- не мое. Но я знаю многих , кто просто запоем читает подобные произведения. А если это кому- нибудь нужно, то это имеет право быть. Определенную коллекционную ценность эта книга имеет для нескольких категорий коллекционеров. Прежде всего для таких как я, коллекционирующих антологии. Для собирателей советской фантастики. Причем для них особенно. Около половины произведений больше нигде не печатались. Несомненно для коллекционеро творчества Снегова. Здесь впервые были напечатаны две первые части романа «Хрононавигаторы». Под видом повести « В фокусе хронобоя». Да и просто любителям фантастики эта книга будет интересна. Раритетом не является. Купить ее на различных ресурсах и в букинистах можно не дорого и в очень приличном состоянии. | ||||
| ||||
«Ночь у мазара» |
| |||
Ученик Дьявола, 12 апреля 2020 г. в 14:31 | ||||
До знакомства с этим рассказом у Шалимова я прочитал только «Призраки белого континента» и остался, признаться, не в восторге. А вот «Ночь у мазара» приятно удивила: время от времени возникало ощущение, что читаю своего любимого Ефремова – точнее, какой-то из его ранних рассказов. Тут присутствуют все классические «ефремовские» атрибуты: геологическая экспедиция, перспектива открытия крупного месторождения, профессиональная терминология, среднеазиатский колорит, красочные описания местности… и местная легенда, от которой мурашки бегут по спине. Лишь чуть-чуть не хватает чего-то неуловимого и трудно определимого словами, что позволило бы поставить «Ночь у мазара» на одну доску с рассказами Ефремова. Возможно, дело в том, что ранние ефремовские герои почти лишены индивидуальности не случайно: они призваны служить не более чем проводниками новых идей и открытий. Здесь действующие лица примерно так же бесплотны и труднопредставимы, но взамен читатель ничего не получает: открытий экспедиция так и не совершает, да и обоснованность легенды остается под сомнением. Получается, что автор в этом обманывает ожидания читателя – хотя, надо признать, последний на него все-таки не остается в обиде. Дело в том, что сама атмосфера безымянной жути Шалимову удалась куда лучше, чем Ефремову, к примеру, в «Озере Горных духов» или «Олгой-хорхое». Этим «Ночь у мазара» и берет свое. А кроме того, пришло мне в голову одно соображение: возможно, автор все-таки дает нам намек на то, что встреча со «снежными шайтанами» действительно состоялась. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Ведь если, как уверяет рассказчик-геолог, все дело было в галлюциногенных растениях, то почему же безымянная жуть впервые нахлынула на него глубоко в ущелье, где были одни только камни и никакой растительности?.. | ||||
|
Страницы: [1] 2 3 4