Великая Охота Роберт


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > "Великая Охота", Роберт Джордан (ОБЗОР + ВИДЕО)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Великая Охота», Роберт Джордан (ОБЗОР + ВИДЕО)

Статья написана 16 октября 23:52

Привет.

Думаю, обозревая 2-й том цикла "Колесо Времени" Роберта Джордана под названием "Великая Охота", следует ответить на главный вопрос: стало ли лучше или хуже?

Что ж, для себя (и, глядишь, не только для себя) отвечаю: да, стало лучше. Во всем.

За что спасибо в том числе и издательству "Азбука", что схватилось за переиздание и пока что реализует планы просто прекрасно.

«Великая Охота»
Роберт Джордан
Великая Охота
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2020 год, 7000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 736 стр.
ISBN: 978-5-389-17594-5
Серия: Звёзды новой фэнтези

Аннотация: Едва найденный, Рог Валир снова утрачен. Напавшие на Фал Дара приспешники Тьмы уносят его с собой на юг. В погоню за ними отправляется отряд шайнарских всадников, к которому присоединяются Ранд, Мэт и Перрин. Найнив и Эгвейн же предстоит дорога в Белую Башню и обучение у Айз Седай, но еще не известно, чей путь более опасен. А тем временем все свидетельствует о том, что главные потрясения для мира еще впереди. Впервые за двадцать лет айильцев видят вне пределов их пустыни, а на западе континента высаживаются таинственные иноземцы, по слухам — потомки воинов Артура Ястребиное Крыло.

Комментарий: Второй роман цикла «Колесо Времени».
Иллюстрация на обложке К. Котаки; внутренние иллюстрации М. Нильсена, Э. Митчелл.

• Вступление

Во втором томе прибавилось каждой составляющей литературной работы — действующих лиц, плотности сюжета, где-то водички, где-то деталей, магии, героизма, эпика, размаха. Короче, прямо всего. В том числе и эфирного времени у женщин (но опытный читатель предупрежден и подготовлен). При этом некоторые спорные моменты по типу малой динамики или скуки, как мне кажется, упразднены. Большое количество подробностей я до сих пор считаю уместным и играющим на атмосферу, а не перегрузом, и в этом "Колесо времени" похоже на "Темную Башню" Стивена Кинга.

И могу смело заявить — роман "Великая охота" стал на порядок интереснее как по событиям, так и по технике, и зачастую монотонный ритм повествования в ущерб не идет. Он с лихвой компенсируется персонажами, приподнятыми занавесами, сеттингом и вообще богатствами мира.

• Атмосфера

Это всё еще классическое фэнтези, хоть и с ощутимой примесью чуть ли не дарка — несколько сцен легко посоревнуются с фантазией Стивена Эриксона, славящегося той еще чернухой. И это меня, как новичка в цикле (и любителя "Малазана" Эриксона), воистину удивило самым приятным образом. Я думал, что стилистика первого тома сохранит некую сказочность, пасторальность и что-то более щадящее по сценам и происходящим событиям.

• Язык

При этом, той сказочности и церемониальности в языке поубавилось, а налет высокопарного изложения практически стерт и в основном есть только там, где это уместно. Есть, конечно, пара моментов не очень-то и уместных по языку, но это нивелируется контрастом от 1-го тома.

Да, не без тяжеловесных конструкций, да, написанных иной раз внезапно нелепо за счет подражания "Властелину Колец", с соблюдением словесных рамок приличия. Иногда это диссонировало, но особо сильно на впечатлениях не сказывалось.

На многие фразочки и выражения без улыбки не взглянешь — "шерстеголовый балбес", "шкуру спущу", "треклятый", "козлом целованный", "пригрозила кулаком" — всё это можно терпеть только в классическом фэнтези.

Очень забавны и определения врагов: "Друзья Темного", "Отец Лжи". А самое жесткое и грубое слово в этом романе — "задница". Ну это так, мелкое наблюдение.

И все равно язык заметно оживился, декорации и персонажи заиграли, всё стало динамичнее и ярче. Теперь мир и окрестности это не просто фон, не только инструмент для визуалки, а уже прям пышущие натуральщиной и правдоподобностью элементы.

• Сюжет

Сюжет (для классического-то фэнтези) классический — герой-замухрыга является главным, так сказать, центром пророчества и потихоньку, а иногда и довольно резво начинает обретать свой дар, о котором и не догадывался. Со всеми вытекающими.

Налицо — своего рода цикличность истории описываемого мира и эпохальная реинкарнация самой Вселенной. Герой — Ранд ал'Тор — фактически просто пешка, что ступает по заранее прописанному пути. Ружей и якорей хватает.

• Повествование

Повествование цельное, интерес не спадает, но, как и в первой книге, имеется некая проблема с нагнетанием. Не чувствуется эмоционального апогея. Всё слишком размеренно. Может, такой темп выбран нарочито, не знаю. Лишь в самом конце всё навалилось как-то ну слишком резко — сражения, подготовка к освобождению, планы, исходы завязавшихся сюжетов. И кааааак нахлынуло, как начало пичкать тебя динамикой и зрелищностью, не уступающим концовкам Брендона Сандерсона. Красота, мощь и эпик. Причем, сцены, скорее, фольклорного характера, нежели анимешно-экранного.

• Герои

С героями тоже повеселело: в жизнь каждого из основных и не очень персонажей всё плотнее входит магия, Сила, и этого в цикле становится всё больше.

Мне очень нравится, как развивается история вокруг Ранда — как фигуры значимой и набирающей могущества и влияния. Как на него начинают смотреть по-другому, как он сам обретает себя в иной ипостаси и пытается противиться этому, но цикличность эпох побеждает. Инициализация себя_но_не_себя передана богато и обширно. Через его ощущения, рефлексии и внутренние конфликты в полной мере показана вся вынужденная трансформация.

Вообще, тут все персонажи меняются, взрослеют и матереют, а личностные арки работают очень ярко и выпукло. Это касается как тройки героев-парней, так и компании девушек из Тар Валона и не только.

• Примочки

Джордан также органично вплетает пророчества различных народов и обыгрывает предсказания через факты. Буквально-таки виртуозно играется с древними текстами, реализуя в событиях отдельные строки, которые со временем складываются в цельную масштабную картину.

Причем, это не просто народности, а настоящие экосистемы со своими традициями, историями, акцентами, повадками, одеяниями, интерьерами, философией. И подается оно, что самое главное, ненавязчиво, через быт или диалоги, действия и восприятие. Честно, столь органичная ЧЕСТНОСТЬ в их описаниях выглядит так, будто Джордан сперва написал энциклопедию по миру и лишь потом начал реализовывать это столь дотошно и незапутанно.

• Итоги

По мере чтения становится все отчетливее видно, что как минимум Сандерсон, что вполне логично, Эриксон и Ротфусс вдохновлялись именно "Колесом". Это я уж молчу про несметные полчища типа-авторов в жанре фэнтези. Кстати, сейчас понимаю, что если бы Эриксон обогатил своих героев жизнью и внутренним миром, как Джордан, цикл про Малазан был бы раз в 5 круче (я считал).

Для меня роман вышел практически безупречным, и я не вижу причин не ставить ему 10 баллов. Сколько ж тут локаций, сколько фактур, пейзажей, городов, деревень, башен, замков, путешествий, рас, народов, каст и прочего, прочего, прочего...

Что ж, действительно мощная история только начинается, и я предвкушаю насыщенность, эпичность и гигантские масштабы, с которыми, уверен, автор справится более чем.

Жду, когда приедет 3-й роман. Буду читать. И обозревать. И радоваться. Надеюсь.

Ну а здесь, как обычно, видеоверсия, более расширенная, с изданием, с мятой футболкой и всякими книгами на полках:





805
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 октября 03:17 цитировать

цитата

Очень забавны и определения врагов: «Друзья Темного», «Отец Лжи»


А что забавного в «Отце Лжи»? «Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи». (с) Типичная для Джордана отсылка к земной культуре.

цитата

Сюжет (для классического-то фэнтези) классический — герой-замухрыга является главным, так сказать, центром пророчества и потихоньку, а иногда и довольно резво начинает обретать свой дар, о котором и не догадывался.


В том-то и дело, что не классический: та'веренов оказывается несколько, и каждый из них по-своему важен. ;-)

цитата

Эриксон и Ротфусс вдохновлялись именно «Колесом»


Вы судите по масштабу или?.. Насколько помню, ни один из них не называл Джордана среди своих вдохновителей, у Эриксона, например, это Глен Кук + ролёвки + Гомер и Шекспир. (Для сравнение: Сандерсон всегда называл «Колесо времени» среди циклов, на него повлиявших).

(Если что -- Джордана люблю ещё со времён «Века дракона», с удовольствием буду перечитывать. Просто пара моментов в обзоре, скажем так, удивила).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 11:07 цитировать
Владимир, вопросы забавности и вдохновения, равно как и классики или каких-то суждений в том понимании, какое мной был заложено, я предпочту оставить на волю Всевышнего, а не рубиться тут за абстрактные и субъективные категории лишь бы порубиться.
То, что кто-то там чего-то не сказал и никому на ушко не шепнул, не значит ровным счетом ничего. Странные у вас доводы, ну да все мы особы.
 


Ссылка на сообщение17 октября 14:01 цитировать
Вам на вполне очевидные вещи указали. Странная у вас реакция...
 


Ссылка на сообщение17 октября 15:07 цитировать

цитата Nikonorov

не рубиться тут за абстрактные и субъективные категории лишь бы порубиться


Жаль, если вы восприняли это именно так.
 


Ссылка на сообщение17 октября 21:25 цитировать
Ну и Ютуб сегодня предложил в рекомендованных вот этот ролик: https://youtu.be/tE71L...

Ротфусс прочёл ровно две книги «Колеса времени» и никогда больше к циклу не возвращался.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 23:48 цитировать
Как его один из ведущих там подколол ))))))))
Патрик:
— Я заложил в книге 1 столько, что это откроется при повторном прочтении, когда прочтете 1 и 2, 2 и 3 книги...
Ведущий:
— Пока вышло только 2!
 


Ссылка на сообщениевчера в 00:54 цитировать
Люблю такие встречи, когда люди не застёгнуты на все пуговицы, могут подкалывать друг друга, но всё-таки относятся друг к другу с уважением.


Ссылка на сообщение17 октября 14:20 цитировать
Прекрасно. Одно из лучших, ваших видео.
Круче только самое первое. Про первый омник ЧО


Ссылка на сообщение17 октября 21:38 цитировать

цитата

Причем, это не просто народности, а настоящие экосистемы со своими традициями, историями, акцентами, повадками, одеяниями, интерьерами, философией.


Слово «экосистема» употреблено очень неудачно. Экология сеттинга — это одно, этнография — другое (конечно, взаимовлияние одного на другое есть).
Не сочтите за придирку и желание поумничать, просто глаз резануло.
Также ничего не вижу забавного в «Отце Лжи» и «Друзьях Темного».

А так, хороший обзор :beer:
Рад, что понравилась книга. Джордан достоин широкого круга читателей.


⇑ Наверх