433 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 433. Иллюстрированный Михалков: Басни (Худ. Е.Рачёв, В.Чижиков, М.Митурич, В.Стацинский, Д.Трубин, Е.Сидоркин, В.Милашевский, Б.Ефимов, А.Лаптев, Кукрыниксы, А.Савченко, А.Каневский).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

433. Иллюстрированный Михалков: Басни (Худ. Е.Рачёв, В.Чижиков, М.Митурич, В.Стацинский, Д.Трубин, Е.Сидоркин, В.Милашевский, Б.Ефимов, А.Лаптев, Кукрыниксы, А.Савченко, А.Каневский).

Статья написана 12 сентября 2022 г. 20:56

Басни Михалкова

Басня — жанр, пользующийся успехом у читателей. Юмористическое изображение говорящих животных с человеческими пороками — это всегда интересно. В русской литературе XX века басни Михалкова стали наиболее заметным явлением.

 Худ. В.Стацинский
Худ. В.Стацинский

Источники

У меня оказалось совсем немного сборников михалковских басен:

1) "Коты и мыши". — М.: Советская Россия, 1978. Худ. Е.Рачёв; 2) "Лиса, Бобёр и другие. Басни". — М. Советская Россия. 1975. Худ. М. Митурич; 3) "Басни". — М.: Советский писатель, 1982. Худ. В. Чижиков.

Худ. Е.Рачёв, 1978
Худ. Е.Рачёв, 1978
Худ. М.Митурич, 1975
Худ. М.Митурич, 1975
Худ. В.Чижиков, 1982
Худ. В.Чижиков, 1982

Но многое нашлось в Интернете:

4) "Басни". — М.: Советский писатель, 1946. Худ. Кукрыниксы и А.Каневский. По-видимому, первое иллюстрированное издание. Не все рисунки подписаны, могут быть сложности с атрибуцией. Сканы взяты отсюда: https://shaltay0boltay.livejournal.com/70....

Худ. Кукрыниксы и А.Каневский, 1946
Худ. Кукрыниксы и А.Каневский, 1946

5) "Басни". — М.: Искусство, 1955. Иллюстрации к книге выполнены художниками киностудии «Союзмультфильм» А. Савченко, И. Знаменским, Б. Степанцевым, Т. Сазоновой. Определение авторства конкретного художника для меня затруднено. Книга с хорошими сканами представлена на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition99332.

Худ. А.Савченко и др., 1955
Худ. А.Савченко и др., 1955

6) "Басни". — М.: Московский рабочий, 1963. Худ. А.Лаптев. Сканы взяты отсюда: https://kid-book-museum.livejournal.com/1....

Худ. А.Лаптев, 1963
Худ. А.Лаптев, 1963

7) "Избранные басни". — М.: ГИХЛ, 1953. Худ. В.Милашеский, Б.Ефимов и др.; 8) "Басни". — М.: ГИХЛ, 1957. Худ. Е.Рачёв; 9) "Басни". — Л.: Ленинградский художник, 1957. Худ. Е.Сидоркин; 10) "На мой вкус". — М.: Современный писатель, 1996. Худ. Д.Трубин. Все сканы из этих сборников взяты отсюда: https://trukhina.livejournal.com/38706.html.

Худ. В.Милашеский, Б.Ефимов и др., 1953
Худ. В.Милашеский, Б.Ефимов и др., 1953
Худ. Е.Рачёв, 1957
Худ. Е.Рачёв, 1957
Худ. Е.Сидоркин, 1957
Худ. Е.Сидоркин, 1957
Худ. Д.Трубин, 1996
Худ. Д.Трубин, 1996

Мыши, крысы, львы, бобры, зайцы, лисы, воробьи

Посмотрим некоторые из михалковских басен из числа наиболее известных. Часто они известны по выражениям, которые стали крылатыми (независимо от причины, по которой случилось массовое цитирование).

А сало русское едят!

Басня "Две подруги". Мышь пришла в гости к Крысе, а та хвастается своими заграничными вещами, всячески подчёркивая их превосходство над советскими изделиями. Год написания — скорее всего, 1945-й (в 1946 году уже опубликовано в составе книги). Это ещё не официальная компания борьбы с космополитизмом. Пока это простая сатира (и даже не очень злобная) на тех, кто вывез трофейное барахло из Европы и тех, кто успел наобщаться с англо-саксонскими союзниками. Михалков не относился к числу шавок, которые лают по команде.

Ну а крылатой стала последняя строка басни "А сало... русское едят!". Думаю, основной оттенок, с которым цитируют эту строчку — насмешка, причём насмешка над творческим приёмами Михалкова. Этот мем — явление не политической, а литературной жизни. Но концовка в самом деле получилась эффектная.

1) Первый по времени рисунок из книги 1946 года (приписываю авторство Кукрыниксам, хотя их подписи нет — может, отрезали при репродуцировании). Картинка чисто повествовательная, но показывающая детали быта обеспеченных слоёв советской элиты (Мышь тоже не из барачных жильцов). Подход художников мягкий — обычное дело для 1946 года.

Худ. Кукрыниксы (?), 1946
Худ. Кукрыниксы (?), 1946

2) После-сталинская картинка из сборника, иллюстрированного детскими мультипликаторами. Приписываю картинку авторству всеми любимого Савченко, пусть это будет считаться его ранней манерой. Уравниловка времён Хрущёва ещё не наступила, мы по-прежнему видим жилище очень состоятельных советских руководителей (или успешных творческих работников). Атрибуты (зеркало, флаконы, пуфик) — те же, что и на рисунке 1946 года другого художника.

Худ. А.Савченко(?), 1955
Худ. А.Савченко(?), 1955

3) Интересно сравнить рисунок знаменитого художника Милашевского из книги 1953 года и очень известного в детской иллюстрации художника Лаптева из книги 1963 года. Милашевский совершенно неузнаваем (двадцать сталинских лет он наступал себе на горло), его стиль даже в сатирической басне — пышный сталинский ампир. Рисунок Лаптева — уже из новой эпохи книжной иллюстрации. Персонажи опять же: у Милашевского ещё очень состоятельная сталинская элита, а у Лаптева уже крысино-мышиный народ попроще (растёт благосостояние советского народа, но деревенское прошлое ещё даёт о себе знать). Как бы в 1963 году настоящая элита на поэтические вечера ходит, а не шмотки собирает.

Худ. В.Милашевский, 1953
Худ. В.Милашевский, 1953
Худ. А.Лаптев, 1963
Худ. А.Лаптев, 1963

4) У малоизвестного художника Сидокина — сатира из 1957 года: вещи уже не из поверженной Германии везут, а на рынках у спекулянтов перекупают. Впервые обращается внимание на то, что Крыса теперь выглядит современно на фоне простой советской Мышки (раньше всего-навсего богаче выглядела). Начинается парадокс советской сатиры времён Хрущёва и Брежнева: вместо презрения — зависть по отношению к осмеиваемым персонажам в заграничных тряпках.

Худ. Е.Сидоркин, 1957
Худ. Е.Сидоркин, 1957

5) У Рачёва — великого рисовальщика животных в человеческой одежде — два варианта иллюстрации к этой басне: из книги 1957 г. и из книги 1978 г. Ситуацию 1957 года Рачёв подаёт почти так же как Сидоркин: Крыса выглядит уверенно, у неё современная мебель, а серая Мышка заворожена импортными чулками. А вот ситуация 1978 года совсем иная: одеты и Крыса, и Мышь одинаково затрапезно (простые советские учителки). Видимо, никто и не сомневается, что они обе сало русское едят. Но хвастаются теперь западные идолопоклонники зарубежным абстрактным искусством. Этого у Михалкова нет, но для поздне-советского времени опасным признаётся увлечение современной западной культурой. Мышь по-прежнему заворожена.

Худ. Е.Рачёв, 1957
Худ. Е.Рачёв, 1957
Худ. Е.Рачёв, 1978
Худ. Е.Рачёв, 1978

6) Странный цикл иллюстраций получился у Мая Митурича. Митурич — мастер цветовых пятен, которые так празднично расцвечивали все его иллюстрации, не захотел придать эту праздничность михалковским басням. Получилось очень бесцветно. И по содержанию слишком тонко для жанра басни: просто беседа Крысы и Мыши без демонстрации положенных аксессуаров. Хотя видно, конечно, что Мышь благоговеет перед Крысой. Может, оно и правильно. Надо ведь не только картинки смотреть: хочешь узнать, что там за напряжённая беседа — почитай стишки.

Худ. М.Митурич, 1975
Худ. М.Митурич, 1975

7) Двое самых уравновешенных и добрых наших сатириков-иллюстраторов: Чижиков в книге 1982 года и Трубин в книге 1996 года. Про 1945 год, когда была написана басня, никто и не вспомнит. Актуальность сохраняется для всех времён. Чижиков доводит до предела поздне-советский контраст между кричаще-модной Крысой и чересчур традиционной Мышью. А вот у Трубина парадоксальное повторение ситуации смены эпох: новая русская Крыса из 1996 года, такая же неотёсанная как и жена советского директора из 1957 года, внушает всё такое же беспрекословное преклонение затрапезной Мышке.

Худ. В.Чижиков, 1982
Худ. В.Чижиков, 1982
Худ. Д.Трубин, 1996
Худ. Д.Трубин, 1996

И голым в Африку пущу!

Басня "Заяц во хмелю". Всё тот же 1945 год. Хотя ситуация не связана только с послевоенными реалиями. Заяц, неумеренно напившийся на банкете, расхрабрился и начал орать непристойности про Льва, в том числе и крылатую фразу:

цитата

Да я семь шкур с него спущу!

И голым в Африку пущу!..»

Дальше разбуженный Лев хватает хмельного Зайца. Но тот легко избегает расправы: говорит, что пил на банкете за Льва и его семью, и "как тут было не напиться?!". Лев снисходительно относится к пьяным (вот, кстати, черта свойственная времени написания басни), он отпускает Зайца. Михалков это объясняет тем, что Лев "обожал подхалимаж". В общем, концовка и мораль так себе. Мы эту басню любим за длинный смешной монолог пьяного Зайца. Это, конечно, тема не для Михалкова, а для титана другого уровня: безумству пьяных поём мы песню.

Смешная басня, но для художников все интерпретации оказались ограниченными.

1) Первые иллюстраторы, как взрослые, так и детские, выбрали сцену профилактической беседы Льва с Зайцем. Заяц протрезвевший и пристыженный. Интересно рабочее и домашнее одеяние Льва, который представлен полевым администратором среднего звена сталинских времён.

Худ. А.Каневский (?), 1946
Худ. А.Каневский (?), 1946
Худ. А.Савченко(?), 1955
Худ. А.Савченко(?), 1955

2) Собственно пьяного зайца представили на картинках Ефимов и Лаптев.

Худ. Б.Ефимов, 1953
Худ. Б.Ефимов, 1953
Худ. А.Лаптев, 1963
Худ. А.Лаптев, 1963

3) Полную картину дал Сидоркин: куражащийся Заяц на банкете и он же подхалимствующий в когтях Льва.

Худ. Е.Сидоркин, 1957
Худ. Е.Сидоркин, 1957

4) Статичные сцены у Рачёва в двух вариантах. Лев — кабинетный начальник. Из примет времени интерес представляет вузовский ромбик на лацкане пиджака Льва в 1978 году. Львиная морда у всех художников получается неэмоциональная.

Худ. Е.Рачёв, 1957
Худ. Е.Рачёв, 1957
Худ. Е.Рачёв, 1978
Худ. Е.Рачёв, 1978

5) Митурич неожиданно дал очень жёсткую картинку. Страшный Лев с запавшими глазами и омерзительный Заяц с человечьим лицом. Всё-таки очень странные иллюстрации. Как будто лиричный Митурич сам находился в бешенстве от того, что его заставили иллюстрировать сатирическую муть.

Худ. М.Митурич, 1975
Худ. М.Митурич, 1975

6) Весёлые Чижиков и Трубин рисуют оскаленного Льва и потешного Зайца. Но нам не страшно.

Худ. В.Чижиков, 1982
Худ. В.Чижиков, 1982
Худ. Д.Трубин, 1996
Худ. Д.Трубин, 1996

Лисе понравился Бобер!

Очень известная басня "Лиса и Бобёр". Крылатых выражений из стихов не вышло, но ситуация жизненная. Молодая Лиса вскружила голову пожилому состоявшемуся Бобру. Тот бросает жену, но вскоре начинает тяготиться своей новой пассией. Возвращается к жене — отказ, бежит обратно к Лисе — а у той новый бобёр. Понятно, что тема вечная. Но считается, что описанная ситуация была крайне актуальна в сталинское послевоенное время: советские начальники, вознесённые из самых низов и спалившие в работе свою юность, были особенно падки на молоденьких вертихвосток, которым тоже надо было резко вознестись из болота.

Несмотря на животрепещущий сюжет, он очень прост психологически. У художников снова ограниченное поле деятельности.

1) Только два художника смогли выйти за очевидный вариант двойного портрета Лисы и Бобра. Неопознанный мною художник из книги 1953 года рисует беседу Бобра с Ежом (Бобр жалуется на Лису, а Ёж даёт совет возвращаться к старой жене-бобрихе). Сидоркин на страничной иллюстрации показывает нам последствия: жена Бобра не приняла, а Лиса успела найти замену. Формально именно из концовки должна быть выведена мораль: бобры, не надо суетиться!

Худ. ?, 1953
Худ. ?, 1953
Худ. Е.Сидоркин, 1957
Худ. Е.Сидоркин, 1957

2) Митурич сумел найти неожиданный ракурс: Лиса чешет Бобра одной лапой за ушком, а другой — по шейке

Худ. М.Митурич, 1975
Худ. М.Митурич, 1975

3) У остальных художников — дефиле счастливой пары. У немолодого грузного Бобра — немодные шляпа/шапка/"пирожок" и пальто (но с бобровым воротником). Обольстительная Лиса — стройная, грациозная и курящая (в 1946-м и в 1996-м).

Худ. Кукрыниксы, 1946
Худ. Кукрыниксы, 1946
Худ. А.Лаптев, 1963
Худ. А.Лаптев, 1963

Худ. Е.Рачёв, 1957
Худ. Е.Рачёв, 1957
Худ. Е.Рачёв, 1978
Худ. Е.Рачёв, 1978

Худ. В.Чижиков, 1982
Худ. В.Чижиков, 1982
Худ. Д.Трубин, 1996
Худ. Д.Трубин, 1996


Все разошлись, он под столом остался...

Басня "Непьющий Воробей". В базе Фантлаба год создания/публикации этой басни обозначен как 1952-й. Значит, это из числа басен второй волны (но время всё ещё сталинское). Сюжет: Воробья на банкете стали корить за то, что он не пьёт — а ведь это подозрительно:

цитата

«Где ж это видано, не выпить за леса

И за родные небеса?!»

Заставили выпить штрафную. С непривычки Воробей упился до потери сознания. И навсегда приклеился ярлык: все за спиной Воробья шептали, что это "тот самый". Неожиданный поворот в антиалкогольной тематике. Но Михалков к 1952 году научился ещё и морали для басен писать! Окончание вот такое многословное:

цитата

Иной, бывает, промахнется

(Бедняга сам тому не рад!),

Исправится, за ум возьмется,

Ни разу больше не споткнется,

Живет умней, скромней стократ.

Но если где одним хоть словом

Его коснется разговор,

Есть люди, что ему готовы

Припомнить старое в укор:

Мол, точно вспомнить трудновато,

В каком году, каким числом…

Но где-то, кажется, когда-то

С ним что-то было под столом!..

Какой-то крик души Михалкова.

Ну а что художники? Иллюстраций меньше, поскольку выпадают все книги, вышедшие ранее публикации басни.

1) Лаптев в 1963 году нарисовал именно безысходную концовку: оклеветанный Воробей и пересуды за его спиной.

Худ. А.Лаптев, 1963
Худ. А.Лаптев, 1963

2) Рачёв рисует разудалую пьянку: в 1957 году он смеётся над упившимся Воробьём, а в 1978 году, скорее, сочувствует ему. С возрастом художники становятся мягче.

Худ. Е.Рачёв, 1957
Худ. Е.Рачёв, 1957
Худ. Е.Рачёв, 1978
Худ. Е.Рачёв, 1978

3) Некоторое оживление заметно даже на картинке Митурича: эту басню ему интересно иллюстрировать. Стоит обратить внимание на закуски: на тарелке уложена мышь. Или она тоже упилась и упала в салат целиком? Определённо, Митурич развеселился.

Худ. М.Митурич, 1975
Худ. М.Митурич, 1975

4) Чижиков напившемуся Воробью не сочувствует, но и пьянку не поэтизирует.

Худ. В.Чижиков, 1982
Худ. В.Чижиков, 1982





712
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 сентября 2022 г. 09:36
А где же сборник с Ротовым? «Лев и ярлык», по-моему...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2022 г. 10:05
Есть этот сборник. Но там ни одной из отобранных басен нет. Хотел ради Ротова «Лев и ярлык» включить, но у всех картинки однотипные — ничего нового.
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2022 г. 11:33
Да ну? А Скобелев с Елисеевым?
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2022 г. 12:03
А этих не нашёл
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2022 г. 14:33
Есть резервы роста)))
 


Ссылка на сообщение14 сентября 2022 г. 16:15
Это так.


⇑ Наверх