И вновь из закромов сайта «Пан Оптыкон» пана Давида Гловни (Dawid Głownia, PAN OPTYKON, http://pan-optykon.pl …Ниндзя в кино уся. Запись в блоге от 11 января 2024 года).
В гонконгском и тайваньском кино жанра «уся» 70-х и начала 80-х годов прошлого века ниндзя появлялись не очень часто, а если и появлялись, то в качестве отрицательных персонажей, с которыми приходилось сталкиваться китайским воинам.
То же самое было и в фильме 1982 года «Ниндзя пяти стихий» ("Ren zhe wu di" aka "Five Element Ninjas") режиссера Чан Че (Chang Cheh), снятом в киностудии братьев Шоу. Фильм грамотно и изобретательно поставлен – во многом благодаря обращению к теме ниндзя, что позволило создателям проявить творческий подход.
Отправной точкой фильма является соперничество между двумя китайскими школами боевых искусств, в котором участвует японский клан ниндзя. Японцам удается убить всех членов той школы, для уничтожения которой их привлекли, что обыгрывается тем фактом, что техники ниндзюцу, которые они используют, неизвестны в Китае. Позже, не собираясь возвращаться на родину, они убивают своих нанимателей, чтобы взять под контроль китайский мир боевых искусств. Единственный выживший в школе, подвергшейся нападению ниндзя, берет уроки ниндзюцу у китайского мастера и вместе с тремя новыми друзьями бросает вызов японцам.
В фильме «Ниндзя пяти стихий» сильно резонирует негодование по отношению к Японии и китайскому поп-национализму. Не только потому, что отрицательными персонажами в фильме являются японцы, пытающиеся покорить китайский мир боевых искусств и таким образом завоевать влияние в регионе, но и потому, что ниндзюцу представлено как набор техник, когда-то заимствованных из китайских боевых искусств и получивших дальнейшее развитие в Японии. То есть – даже японцы учились ниндзюцу у китайцев. Интересным аспектом фильма является также сильная экзотизация японцев (возможно, неуловимая на первый взгляд для части оригинальной западной аудитории, которая не особо видела отличий между китайцами и японцами), проявляющаяся в первую очередь в введении огромного количества техник ниндзюцу и японского оружия, каждый раз описываемых с помощью субтитров с их названиями, появляющимися на экране.
Это интересные вопросы, по крайней мере, для меня, но при оценке такого фильма основным критерием должен быть уровень удовольствия, сопровождающего показ. А он – высокий. Особенно в случае двух ключевых, очень сложных для постановки эпизодов, в которых китайские воины сталкиваются с ниндзя, использующими техники ниндзюцу пяти стихий – металла, дерева, воды, огня и земли (отсюда и название).
Первый, начинающийся примерно на двадцатой минуте фильма, служит демонстрации силы ниндзя, которые без особого труда убивают восемь самых сильных учеников китайской школы боевых искусств. Во втором, заключительном, выживший ученик и его новые друзья побеждают ниндзя, пытающихся использовать те же приемы, которые обеспечили им ранее победу.
И в этих сценах происходят волшебные вещи, потому что создатели фильма раскрыли в них мощные пласты своей фантазии. Какие? Например, показали подлые атаки ниндзя... выдающих себя за деревья.
Что подводит меня к моей последней мысли: «”Ниндзя пяти элементов” — один из немногих фильмов о ниндзя из 80-х годов прошлого века, в котором разные цвета их костюмов имеют сюжетное обоснование. И он двоякий – как отсылка к стихии, на которой специализируются отдельные ниндзя, и как камуфляж.
А теперь я оставляю вас наедине со сценой, в которой китайские воины сталкиваются с ниндзя, использующими техники стихии дерева.
https://www.youtube.com/watch?v=zSMOP0W6MEA
P.S. И сам фильм и отдельные сцены из него легко найти в открытом доступе в указанной Сети. W.