Под лозунгом "лучше поздно, чем никому". На сайте, впрочем, давно висит.
С 18 по 21 августа в загородном отеле «Райвола» прошла седьмая Петербургская фантастическая ассамблея, собравшая более четырехсот писателей, издателей, критиков, книготорговцев, киносценаристов и любителей фантастики.
Почетным иностранным гостем Ассамблеи стал американский писатель, сценарист и продюсер Джордж Р. Р. Мартин, автор «Песни Льда и Огня» и многих других произведений. Джордж Мартин принял участие во встрече с читателями, автограф-сессиях, панельной дискуссии со Святославом Логиновым, посвященной «малой форме», и прочитал рассказ, еще не публиковавшийся даже в США.
На Ассамблее была вручена Специальная премия оргкомитета: Джорджу Мартину (за убийственную фантазию в деле умерщвления литературных персонажей), редакции «Жанры» (за убийственную фантазию в деле умерщвления репутации жанра) и Петербургской книжной ярмарке ДК Крупской (за фантастическое разнообразие книг).
Премии «Бегущая по волнам» за лучший женский образ в отечественной фантастике удостоились: Карина Шаинян (образ Тави в романе «Цветной дозор» — 3-е место), Дарья Зарубина и Ник Перумов (образ Маши Угаровой в романе «Верное слово» — 2-е место) и Елена Лав (образ Нелли в романе «Нелли. Тайна серых теней» — 1-е место).
Также на Ассамблее прошло вручение премии «Новые горизонты», призванной поощрить авторов и произведения, которые расширяют границы жанра и исследуют территории за пределами традиционных литературных полей. Диплом премии и памятный знак из рук Джорджа Мартина получил писатель Эдуард Веркин за роман «ЧЯП».
Впервые в рамках конвента состоялась церемония подведения итогов и награждения победителей конкурса Петербургской книжной ярмарки «Фанткритик» за лучшую рецензию и литературно-критическую статью, посвященную произведениям фантастического жанра. В номинации «Рецензия» первое место заняла Александра Подопригора (рецензия «Мене, текел, фарес» на роман Ричарда Адамса «Шардик»), второе — Дмитрий Лопухов (рецензия «О смерти, о любви, о вечном» на книгу Скотта Макклауда «Скульптор»), третье — Сергей Масляков (рецензия «Китайские танцы» на роман Майкла Суэнвика «Полет феникса»). В номинации «Статья» победительницей стала Александра Подопригора со статьей «Цветы для Лемэди».
На торжественном закрытии были отмечены победители творческих конкурсов Петербургской фантастической ассамблеи. Победителем конкурса коротких рассказов «Спасти Муму!» стал Александр Бажанов (Сэнди Саба) с рассказом «Проклятие Муму». В конкурсе стихотворений-«пирожков» на заданную тему второе место заняла Оксана Романова, а третье и первое — Валерий Камардин.
По итогам рассказного мастер-класса, который на Ассамблее вел в этом году Александр Бачило, ряд произведений, в первую очередь рассказ Анны Платуновой «Волшебная страна», рекомендованы к публикации.
Накануне Ассамблеи уже в третий раз состоялся литературный семинар, традиционно приуроченный к конвенту, — он проходил с 12 по 17 августа в Петербурге. В рамках семинара писатель, педагог и литературовед Андрей Степанов прочел серию лекций по теории литературы, а ведущие групп писатели Алан Кубатиев и Дмитрий Вересов разобрали 13 присланных на семинар произведений средней (повести) и крупной (романы) формы. Кроме того, значительная часть семинарской работы была посвящена выполнению и разбору различных творческих заданий, так или иначе связанных с тематикой лекций. По итогам семинара с минимальной доработкой рекомендованы к публикации роман Ольги Кай «Гемоды» и роман Владимира Смирнова «Боевые искусства младенцев».
Будем рады снова видеть всех на Петербургской фантастической ассамблее в 2018 году!
Чтения памяти братьев Стругацких и тожественное вручение премии критиков, работающих в сфере фантастики "Филигрань", состоялись 26 августа в Государственном литературном музее "Дом Остроухова".
Проведено было всё то, что ранее в программе обещано было провести:
За несколько часов до "Филиграни" состоялся семинар, на котором обсуждались тексты конкурсантов, отобранные для сборника по итогам конкурса. На самой "Филиграни" были названы и награждены лауреаты.
Итак,
3-е место:
Екатерина Федорчук, повесть "Что ты делал в Октябре?"
Игорь Прососов, повесть "Не чуя страны"
2-е место:
Владимир Калашников, повесть "Лига выдающихся декадентов против Артели чертежников"
1-е место:
Александр Музафаров, повесть "Главный приз"
Кроме того, в сборник войдет конкурсная повесть Александра Лобина "Конь серый", на занявшая никакого места, но получившая позитивную оценку у жюри.
Сообщаем, что в рамках фестиваля "Созвездие Аю-Даг" состоится презентация игрового мира THE UNCERTAIN и ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ КОНВЕНТОВ — ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ!
VR-экскурсия в мир игры. Полное погружение с технологией HTC Vive.
Поскольку более двадцати минут в полном погружении виртуальной реальности никто ещё выдержать не смог (реально хватает и пяти) в силу особенностей вестибулярного аппарата, предупреждаем: в нетрезвом состоянии допускать не будем. Во избежание нежелательных последствий.
Проект представят ведущий гейм-дизайнер игры Артем Нетягин и сценарист Сергей Чекмаев.
В минувшее воскресенье на Петербургской фантастической ассамблее был назван победитель пятого сезона премии «Новые горизонты», призванной поощрить авторов и произведения, которые расширяют границы жанра и исследуют территории за пределами традиционных литературных полей.
Победителя премии определило жюри в составе:
• Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», Председатель жюри;
• Валерий Иванченко, литературный критик;
• Константин Мильчин, литературный критик, журналист;
• Артём Рондарев, музыкальный и литературный критик, журналист;
Лучшим произведением пятого премиального сезона по мнению жюри стал роман Эдуарда Веркина«ЧЯП».
По мнению критика Валерия Иванченко:
цитата
«ЧЯП» местами дико смешон, но происходят в нём события жутковатые и невесёлые. Это книга о вундеркинде, историю которого можно трактовать как угодно. Например, как евангелие, свидетельство о сыне божьем, рождённом среди людей и мучительно ищущем связи с настоящим отцом. Или как фантастику о мутации, выводящей человека на иной уровень. У Веркина вундеркинд Грошев такой посланец будущего и есть. Он изучает и покоряет, как может, стихию денег и вообще человеческих фетишей, попутно отыскивая заложенную в них возможность выхода за пределы обыденного. Рассказчик здесь смотрит со стороны, и он не семи пядей во лбу, так что о подоплёке происходящего мы можем только гадать. Этические и вообще жизненные уроки, полученные рассказчиком, не выходят за пределы принятого в детской литературе. Но за простеньким внешним сюжетом зияет бездна, детям вряд ли доступная.
Критик Константин Фрумкин рассказывает:
цитата
Роман опубликован в серии произведений для подростков, и это идеальный роман для подростков. Увлекательный, с дразнящими тайнами, с житейской и общечеловеческой мудростью, с тонким, почти неуловимым юмором, с блестками эрудиции и ловко подсовываемыми литературными реминисценциями.
Роман посвящен такой важнейшей философской теме как власть вещей, власть денег как ее разновидность и коллекционирование как ее проявление. Тема это в русской литературе задана еще Гоголем с его Плюшкиным, и с тех пор разрасталась. У Веркина она еще усилена темой «мистики провинции» — мотивом, получившим большую популярность среди современных романистов, достаточно называть имена Александра Иличевского, Алексея Иванова и Марии Галиной. Но даже на фоне таких конкурентов у Веркина имеется свой голос — и прежде всего потому, что он очень серьезно относится к взаимоотношениям человека и вещи.
Критик и литературный обозреватель Галина Юзефович так отзывается о романе:
цитата
Хорошая, очень симпатично написанная подростковая проза про лето и приключения… Я бы хотела, чтобы производство таких книг у нас было поставлено на поток, но почему-то делать их в России умеет только Веркин.
В церемонии награждения победителя приняли участие почётные гости Ассамблеи: американский писатель Джордж Мартин, автор знаменитой «Игры престолов», и Председатель жюри премии Андрей Василевский, главный редактор «Нового мира», а также представители оргкомитета премии, критики Василий Владимирский и Сергей Шикарев.