Материалы с конвентов и ...


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Материалы с конвентов и литературных встреч» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Материалы с конвентов и литературных встреч


Модераторы рубрики: Ny, vad

Авторы рубрики: demihero, vvladimirsky, suhan_ilich, skaerman, Pouce, ДмитрийВладимиро, hobober, denshorin, Vladimir Puziy, gleb_chichikov, angels_chinese, SnowBall, Берендеев, Kons, iwan-san, Gelena, MiKat, Solnechnaja, Darth Elephant, Алексей121



Статья написана 31 августа 2023 г. 11:16

Ну и, кажется, последнее по юбилейному сезону "Новых горизонтов": поговорил с нашим лауреатом, Алексеем Сальниковым и финалистами Дмитрием Даниловым, Тимом Скоренко и Татьяной Замировской — о фантастике и не только. По-моему, небезынтересно получилось. Материал вышел на сайте "Горький", вот вам небольшой кусочек.

Василий Владимирский: О реалистической литературе принято судить по лучшим примерам: никому не придет в голову наугад выдернуть первый попавшийся роман с «Прозы.ру» и объявить его «типичным образчиком» — скорее вспомнят Чехова, Достоевского, Толстого, Гоголя. О фантастике часто судят по худшим образцам. Как считаете, чем вызван такой дисбаланс?

Алексей Сальников: Ой! Это прекрасный и очень смешной вопрос! Я с вами не согласен, Василий! Мне кажется, что люди, которые хоронят современную литературу, накидывают глины лопатой сразу на всех современных писателей скопом. Есть люди, которым все равно, кто там что пишет. Они все равно не те глыбы, что были раньше, — куплены, обмануты, глупы, непатриотичны (или, наоборот, патриотичны чересчур). Литература, как мне кажется, устроена так, что книги ругают ровно за то, за что их и любят. То есть, если много юмора, то обзовут зубоскальством, если написана лаконично — бедной стилистически, если в книге мало страниц, напишут, что это халтура, лишь бы отписаться от читателя, если книга толстая — обзовут тоскливым, неподъемным томом. Что-то в таком роде. Я и сам бываю такой. Однажды забыл взять в шестичасовой полет электронную книгу, купил книжку в аэропорту. Открыл после взлета, добрался до каламбура «седина в бороду — бес в пещеристое тело», закрыл и оставшиеся пять с половиной часов смотрел в иллюминатор. То есть поступил как комментатор в соцсетях: «Открыл, прочитал пару страниц, сразу все понял, закрыл и больше не открывал».

Тим Скоренко: Эта ситуация характерна только для русского, по-моему, книжного пузыря. В первую очередь из-за того, что у нас нет четкой терминологии для жанров и слово «фантастика» сразу ассоциируется с жанровой беллетристической писаниной низкого уровня. Нет четких зонтичных категорий вроде speculative fiction, в фантастику валится и качественный magical realism (который в английской терминологии уходит в literary fiction, то есть высокохудожественную прозу, у нас презрительно именуемую «боллитрой»), и alt-lit и так далее.

Я не считаю себя фантастом и не называю себя фантастом, отчасти потому что в русской терминологии как-то укрепилось понимание, что фантастика — это не литература. Скажем так, если следовать этой терминологии, так оно и есть. Поэтому я — писатель, просто писатель, как «Бонд, Джеймс Бонд», и на деле из семи моих романов только три написаны в формате speculative fiction, «Ода абсолютной жестокости», «Законы прикладной эвтаназии» и «Стекло». Остальные четыре — тот самый magical realism, который из группы literary fiction («Легенды неизвестной Америки» и «Переплетчик»), или alt-lit («Сад Иеронима Босха» и «Эверест»).

А термин «фантастика» — это как раз все эти ребята, издававшиеся в сериях «Фантастический боевик» и иже с ними. И да, это в основном за редчайшими исключениями, худшие образцы (имена особо перечислять нет смысла, они все на слуху). Так что все справедливо.

Татьяна Замировская: Это про русскую современную фантастику, наверное? Я, к сожалению, тоже натыкалась там в основном на какую-то боевую патриотическую хтонь про попаданцев. Но очень хочу разувериться и разубедиться! Тут может возникнуть вопрос: а где же я натыкалась на хтонь эту всю? А в книжном магазине на Брайтоне, куда мой роман подложили, — я его искала-искала и нашла на огромной полке с русской фантастикой, и у меня началась депрессия, когда я посмотрела, среди чего она лежит, господи боже мой милый, за что, почему.

С англоязычной фантастикой, в смысле sci-fi, проблем нет — как и с классикой (Филип К. Дик, Урсула Ле Гуин, Октавия Батлер, Сэмюэль Дилэни), так и с современной (Чайна Мьевилль, Тед Чан, Кадзуо Исигуро), ой, да и не с англоязычной тоже: Лю Цысинь же! То есть это я наугад имена написала, понятно, что тысячи их. Это авторы, которые влияли и влияют на современную культуру, по их текстам снимают фильмы и сериалы, они получают ведущие литературные премии, они не находятся в какой-то резервации для любителей странненького!

Может быть, дисбаланс вызван тем, что в русскоязычной книжной реальности фантастику помещают в жанровую литературу, а не в современную? Ну Пелевина и Сорокина считают современными писателями, которые просто пишут о реальности, и это правильно. Но почему, если Пелевин и Сорокин — это классная современная литература о происходящем здесь и сейчас, мой роман — это условная «фантастика», что-то нереальное, что надо срочно на полку к хтони с попаданцами? Думаю, это какая-то стигма жанровой прозы. А чтобы ее избежать, нужны как раз вот такие премии, как «Новые Горизонты», включающие условно «жанровую» литературу в современную актуальную, и — наоборот; как бы размывая эти границы.

Дмитрий Данилов: Мне трудно об этом судить, я не слежу за миром фантастики. Могу только предположить, что в фантастике, как в любой жанровой литературе, может наблюдаться дефицит этих самых лучших примеров. Все большие фантастические тексты выламываются за рамки жанра, становятся чем-то большим, чем фантастика. Но это только мое предположение.


Статья написана 22 января 2023 г. 15:25

Говорят, у Алексея Иванова вышел – или вот-вот выходит – роман о бронепароходах. Помню, он в свое время что-то говорил насчет романа о бронепоездах на Урале, но, видимо, концепция изменилась. Посмотрим. А я тем временем внезапно накопал в своем архиве древние фотки с Ивановым-фантастом. Это он на «Аэлите-2004» получает премию «Старт» за лучший фантастический дебют и фотографируется с разными людьми. Качество аховое, снято на пленочную мыльницу, но для истории пусть будет.

Фоточки здоровые, так что под катом, осторожно!




Статья написана 5 января 2023 г. 10:29

Полез тут по делу в свой книжный шкаф за журналом, и внезапно обнаружил, что, оказывается, двадцать лет назад (на самом деле чуть меньше, летом 2003-го) Анджей Сапковский был в Петербурге и встречался с коллегами-фантастами в Центре современной литературы и книги. И я тогда даже записал и расшифровал это коллективное интервью для журнала «Звездная дорога». Было такое издание в нулевых, при последнем главреде, покойном Саше Ройфе, на очень неплохой уровень вышло. Почти юбилей, да. Хорошие времена… Были. Оставлю скан этого материла и здесь тоже — в сети не обнаружил.




Статья написана 29 декабря 2021 г. 15:44

На одном из мероприятий ДисКона III (79-й Ворлдкон, закончившийся 19 декабря) Майкл Суэнвик (Michael Swanwick) рассказал историю, произошедшую ещё в те давние времена, когда рукописи были бумажными и рассылались по издательствам почтой.

Майкл приехал в Нью-йорк и зашёл к своему другу-редактору, с которым они договорились пообедать. У того на столе лежала большая груда рукописей и он попросил подождать десять минут, чтобы с ними разобраться. Затем стал брать рукописи по одной, читать первую страницу, переворачивать, читать последнюю страницу и откладывать рукопись в одну из двух стопок. В одну стопку попадали те рукописи, которые нужно было отвергнуть вежливо, а в другую те, которые нужно было отвергнуть грубо. Он разобрал всю груду за десять минут и лишь одну рукопись отложил в сторону, чтобы потом прочитать её полностью.

Вывод, который сделал из этой истории Суэнвик — первая и последняя страницы должны быть лучшими в вашем произведении, поскольку именно по ним редактор решает, стоит ли читать произведение целиком. Впоследствии он рассказывал эту историю многим редакторам, и те отвечали: "да, поначалу я клялся, что буду читать рукописи от корки до корки, но быстро усвоил, что надо поступать именно так".

Собственно, сабж.


Статья написана 19 декабря 2021 г. 12:03

Сегодня ночью в Вашингтоне на Дисконе III (DisCon III) состоялась церемония объявления лауреатов и вручения премий Хьюго 2021 года.

Лауреатами стали (переводить не буду):

BEST NOVEL

Network Effect, Martha Wells (Tor.com)

BEST NOVELLA

The Empress of Salt and Fortune, Nghi Vo (Tor.com)

BEST NOVELETTE

Two Truths and a Lie, Sarah Pinsker (Tor.com)

BEST SHORT STORY

“Metal Like Blood in the Dark”, T. Kingfisher (Uncanny Magazine, September/October 2020)

BEST SERIES

The Murderbot Diaries, Martha Wells (Tor.com)

BEST RELATED WORK

Beowulf: A New Translation, Maria Dahvana Headley (FSG)

BEST GRAPHIC STORY

Parable of the Sower: A Graphic Novel Adaptation, written by Octavia Butler, adapted by Damian Duffy, illustrated by John Jennings (Harry N. Abrams)

BEST DRAMATIC PRESENTATION, LONG FORM

The Old Guard, written by Greg Rucka, directed by Gina Prince-Bythewood (Netflix / Skydance Media)

BEST DRAMATIC PRESENTATION, SHORT FORM

The Good Place: Whenever You’re Ready, written and directed by Michael Schur (Fremulon / 3 Arts Entertainment / Universal Television, a division of Universal Studio Group)

BEST EDITOR, SHORT FORM

Ellen Datlow

BEST EDITOR, LONG FORM

Diana M. Pho

BEST PROFESSIONAL ARTIST

Rovina Cai

BEST SEMIPROZINE

FIYAH Magazine of Black Speculative Fiction, publisher Troy L. Wiggins, executive editor DaVaun Sanders, managing editor Eboni Dunbar, poetry editor Brandon O’Brien, reviews and social media Brent Lambert, art director L. D. Lewis, and the FIYAH Team.

BEST FANZINE

nerds of a feather, flock together, ed. Adri Joy, Joe Sherry, The G, and Vance Kotrla

BEST FANCAST

The Coode Street Podcast, presented by Jonathan Strahan and Gary K. Wolfe, Jonathan Strahan, producer

BEST FAN WRITER

Elsa Sjunneson

BEST FAN ARTIST

Sara Felix

BEST VIDEO GAME

(A one-off category created as per WSFS rules by DisCon III)

Hades (Publisher and Developer: Supergiant Games)





  Подписка

Количество подписчиков: 88

⇑ Наверх