Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Рэй Нэйлер «Гора в море»
Аннотация: Недалекое будущее. Обнаружен новый вид головоногих моллюсков с уникальной системой коммуникации. Морской биолог доктор Ха Нгуен стремится изучить интеллект осьминогов, а корпорация «Дианима» изолирует их место обитания. Новая разумная жизнь означает и новые возможности, но не обязательно – возможности для людей. Для тех, кому нравятся произведения Уильяма Гибсона, Питера Уоттса, Станислава Лема, Яцека Дукая, Урсулы Ле Гуин и Паоло Бачигалупи. Жанр:
Вызывает ассоциации:
Мнения экспертов:
|
Отзывы и оценки экспертов:
Seidhe: Отмечу сразу, что книга заинтересовала меня ещё в момент публикации анонса, так как я всегда неровно дышал к осьминогам и прочим головоногим. Меня буквально завораживает мысль о том, что по-настоящему с этими созданиями человечество познакомилось менее сотни лет назад, со времени изобретения полноценных аквалангов, а до этого момента повседневная жизнь этих созданий была полна различных предрассудков. Именно поэтому пропустить книгу про попытку установить контакт с разумными осьминогами я попросту не мог и шибко обрадовался, когда её выбрали в книжном клубе для чтения в декабре.
По итогу прочтения могу сказать, что мои ожидания были удовлетворены не в полной мере, но это ни в коей мере не делает роман хуже. Потому что «Гора в море» — не только и не столько про попытку полноценного контакта с представителями иного биологического вида, сколько про понимание и принятие чего-то, что выходит за рамки обыденного.
Основных сюжетных линий в романе три — доктор Ха Нгуен прибывает на архипелаг Кондао, превращённый в охраняемый заповедник могущественной корпорацией «Дианима», чтобы разобраться, что скрывают окрестные воды; молодой японец Эйко, который должен был на эту самую корпорацию работать, оказывается захвачен в рабство и трудится на рыболовецком судне, управляемым ИИ; талантливый хакер Рустем получает задание от таинственных нанимателей на взлом чрезвычайно сложной системы, не до конца понимая, что именно ему поручено взломать. Есть и второстепенные герои, из которых никак нельзя не упомянуть Эврима — единственного в мире андроида, наделённого разумом, намного превосходящим «простые» ИИ, используемые во всех сферах жизни — от создания виртуальных «половинок» (по описанию — нечто вроде продвинутой «Алисы», с которой поболтать можно, только выглядит как голограмма человека) до полноценного управления кораблями или автомобилями.
Мир описан довольно скупыми мазками, но это и не удивительно, так как представляет он собой не более, чем декорации. Государства распались на мелкие части типа Астраханской республики или Свободной торговой зоны Хошимина, какой-то властью, вроде бы, обладает ООН, очень далеко вперёд в плане технологий шагнула независимая Тибетская республика, но основными игроками в мире становятся могущественные корпорации. Одним словом, эдакий традиционно киберпанковский расклад на минималках. Не сомневаюсь в способности Нэйлера расписать политическое устройство и ужасы победившего дикого капитализма более внятно, но такой задачи перед автором, насколько я понимаю, не стояло, потому как роман, повторюсь, о попытках понять друг друга различными формами разума, а не о том, как мир дошёл до жизни такой. Хотя сюжетная линия с рыболовецким судном, на котором проще менять рабов, чем ремонтировать роботизированную технику, разрушающуюся от солёной воды, впечатляет, чего уж там...
Сюжета как такового, чтобы с погонями и перестрелками, в романе, по большому счёту, нет. Ха Нгуен изучает осьминогов. Осьминоги явно понимают, что их изучают, и это их как-то не сильно радует. Хакер Рустем пытается понять, что именно ему подсунули и постепенно осознаёт, что ввязался в очень опасные игры. Эйко потрошит рыбу и пытается придумать, как спастись с судна. Эврим пытается понять, что он из себя, собственно, представляет. И все герои при этом как-то не слишком сильно заботятся о тех, кто их окружает. И вот тут-то и кроется основной (на мой взгляд) посыл «Горы в море» — куда уж нам понять подводных обитателей, которые видят то, что для нас — остров в море, как гору, уходящую куда-то вне пределов их понимания, если мы — человечество — и друг друга-то понять не способны? Недаром практически для всех героев-людей автор отчётливо прописывает момент, в который они ВНЕЗАПНО осознали, что вокруг — такие же люди, как они сами, что они принадлежать к некоей общности, будь то запертые на рыболовецком сейнере бесправные рабы или человечество в целом. И вот тут-то, как мне показалось, Нэйлер вплетает в повествование ещё одну тему, помимо одиночества главных героев, которое всячески подчёркивается. Как отмечали авторы предшествующих отзывов, психологически уравновешенные герои нынче не в чести, поэтому автор щедро насыпал героям душевных терзаний, но помимо ощущаемого собственного одиночества все герои ещё и «другие». То есть поднимается тема не только одиночества, но и собственной инаковости, которая в чём-то и помогает героям стремится к постижению чего-то, непонятного большинству, будь то устройство нейронных интерфейсов в линии хакера или чуждого осьминожьего разума в линии доктора Ха Нгуен.
Написан роман хорошо. В кои то веки ловил себя на мысли, что буквально заставляю себя откладывать книгу, дабы не прочитать её сегодня, здесь и сейчас! Чувствуется, что автору действительно есть, что сказать, и что темы, на которые он пишет, ему действительно близки и интересны. Разумеется, чувствуется и то, что «Гора в море» — дебют. Это проявляется и в местами излишне долгих диалогах, и в не совсем внятно прописанных сюжетных линиях (я, например, так до конца и не въехал, кто именно был нанимателем Рустема, хотя — признаю! — возможно, проблема на моей стороне), и в излишнем драматизме подростковых переживаний доктора Нгуен, и много в чём ещё, но роман почему-то совершенно не хочется критиковать. Потому что это очень уютное, если можно так выразится, чтение, несмотря на некоторые довольно кровавые и жёсткие эпизоды. С удовольствием прочту другие произведения Рэя Нэйлера, если таковые выйдут на русском языке (на что были определённые намёки от самого автора).
В заключение нельзя не упомянуть, что роман «Гора в море» обладает одним весьма положительным и довольно редким по нынешним временам качеством — он заставляет думать и желать узнать больше о прочитанном. В послесловии Нэйлер упоминает некоторые книги, которые послужили для него вдохновением, и по удачному стечению обстоятельств две из этих книг, «Чужой разум « Питера Годфри-Смита и «Душа осьминога» Сай Монтгомери, я приобрёл ещё до того, как начал знакомиться с романом, поэтому читал все три книги параллельно. Незабываемое, скажу я вам, ощущение, когда читаешь художественное переложение того, что постепенно узнаёт современная наука не только об осьминогах, а о животном разуме вообще. Ну а после прочтения, плюнув на временные финансовые затруднения, заказал себе ещё несколько книг на темы, поднимаемые в романе. И как по мне, если по итогу прочтения книги тебе захотелось узнать больше про какую-либо тему, в ней озвученную, книжка однозначно у автора получилась! А значит и 10 баллов — не жалко!
оценка: 10
Ученик Дьявола: Читать «Гору в море», которую выбрали в книжном клубе «ФантЛаба» на декабрь, я не собирался – всей душой болел за «Звезды» Ци Юэ в их последней попытке, а за книгу Нэйлера даже не голосовал. Но, видимо, идея разумных осьминогов (это было известно из аннотации) запала мне в душу, и, когда через несколько дней случилось проходить мимо одного из магазинов сети «Читай-город», я решил поинтересоваться, есть ли там в наличии «Гора в море». Оказалось, есть. Я решил, что это знак судьбы, купил книгу и приступил к знакомству с осьминожьим разумным житьем-бытьем. И скажу сразу: не разочаровался. Книгу я проглотил буквально за один вечер – читается она легко и увлекательно. Главы очень коротки, действие перескакивает между местами и персонажами, а напряжение событий постоянно нарастает. Мне показалось (а потом такое мнение было высказано и на форуме), что основная причина всего этого – ориентированность на экранизацию. Здесь же стоит упомянуть убедительные и красочные описания мест действия – при работе над фильмом не придется прилагать чрезмерные усилия, автор уже позаботился о фоне и декорациях.
Места эти, надо заметить, не самые веселые: заброшенный, медленно разрушающийся курортный отель и управляемый искусственным интеллектом траулер с командой из рабов. И даже где-нибудь в уютном стамбульском кафе нет мира и покоя: недобрые таинственные незнакомки скрывают свои лица и голоса, а в воздухе в любую секунду может появиться искусственная оса со смертоносным ядовитым жалом. Добавим сюда общую обстановку в мире близкого будущего: распад крупных государств, войны, исчерпание природных ресурсов, гигантские корпорации, которым не писан никакой закон… Что ни говори, а «Гора в море» – это все-таки порождение современной фантастики, для которой беспросветность, тоска и ощущение уязвимости – неотъемлемые атрибуты.
Так вот, об осьминогах. «Гора в море», как оказалось, вовсе не о них. Точнее, о них, но Octopus habilis – это не основная тема, а лишь средство ее раскрытия. По моему мнению, Рэй Нэйлер рассказывает прежде всего об одиночестве мыслящих существ в познании мира и себя в нем. О том, что в одиночку (будь то один человек или все человечество) никогда не получится осознать окружающую действительность во всей полноте. Об этом говорит само название: то, что мы видим как остров, чьи берега уходят в глубину моря, обитатели этого же моря воспринимают как гору, поднимающуюся все выше, куда-то за пределы их мира. В целостности гору-остров не видит, таким образом, никто. Всегда нужна полноценная вторая точка зрения: одному человеку – другого человека, человеку как виду – другого разумного вида. Надежды на искусственный интеллект как на помощника не оправдываются и не могут оправдаться, и Нэйлер не скупится на примеры, чтобы это доказать. «Слабый» ИИ – безмозглая узкоспециализированная функция – для этого явно не пригоден: он не только не даст новое знание, но и может стать попросту опасным. В описанном в книге будущем такой ИИ выродился в собеседников-«половинок»: общение с ними – это, по существу, разговор с самим собой, переливание из пустого в порожнее, – или в траулеры-автоматы, единственная цель которых – улов и прибыль, а люди – расходный материал.
Путь же создания «сильных» ИИ – тех, которые смогут сами задаться вопросом о своей разумности, – человечество само себе закрыло законодательно: андроид Эврим остался единственным носителем такого искусственного разума. Злая ирония: из-за иррационального страха перед человекоподобным существом, не являющимся человеком, запретить все дальнейшие работы в этом направлении, но продолжать собственными руками плодить себе врагов – как активных (беспилотники-убийцы или траулеры-рабовладельцы), так и пассивных («половинки», дающие суррогат общения и понимания). Впрочем, даже Эврим – не более чем усовершенствованная версия человека: его разум «сшит» из разумов нескольких людей, его взгляд – дальнейшее развитие человеческого, принципиально нового в нем нет ничего. Это скачок не столько качественный, сколько количественный: мыслить быстрее, не нуждаться в отдыхе, ничего не забывать… Проще говоря, перспективы Эврима в деле объединения «горы» и «острова» весьма сомнительны. Лишь обнаружение на Земле другого разумного вида – Octopus habilis – дает надежду на прорыв в познании.
Помимо одиночества экзистенциального, здесь присутствует и одиночество личное: психически здоровые и уравновешенные персонажи нынче не в чести, у каждого должна быть какая-нибудь душевная травма, и чем она глубже, тем более актуальным и верным это считается. Здесь дела обстоят именно так: все основные действующие лица (включая Эврима) мучаются тяжелыми воспоминаниями, сомневаются в себе, мечутся от отчаяния к надежде, а главное – страдают от одиночества, каждый по-своему. Хотя причина в общем-то одна: собственные переживания для них, пожалуй, важнее всего остального. Океанолог Ха Нгуен постоянно вспоминает, как ею пренебрегли в юности или как она невольно оказалась причиной гибели сообщества морских каракатиц; Алтанцэцэг, сражавшаяся в китайско-монгольской войне, до сих пор мысленно воюет против всего мира; доктор Минервудоттир-Чан, создательница Эврима, просто яростно зациклена на собственном одиночестве – настолько, что даже выплеснула это на страницах своей книги о конструировании разумов. И все сильно переигрывают при этом – до уровня неубедительности. Что ни говори, а сложно представить себе ученую с мировым именем, доктора наук, которая чуть ли не каждый день на протяжении многих лет с болезненным самобичеванием вспоминает, как ее отверг понравившийся парень во время школьной экскурсии. Впрочем, не думаю, что такое переигрывание только лишь дань современным тенденциям – скорее, тот же расчет на экранизацию, ведь мысли не передашь на экране, придется делать это через образы-воспоминания – а значит, их должно быть как можно больше.
К чести Рэя Нэйлера, он вставил эти муки одиночества в сюжет явно не ради слепого следования конъюнктуре. Именно собственное человеческое одиночество и безразличие к каждому человеку по отдельности заставляет исследователей особенно остро ощущать взаимосвязь всего со всем в масштабах всей планеты и тот цикл разрушения и потребления, в который превратилась человеческая цивилизация. Пытаясь войти в контакт с осьминогами, исследователи надеются обрести возможность рано или поздно увидеть гору и остров одновременно во всей своей полноте и найти выход из замкнутого круга. (Подумал, кстати, что «Гора в море» – отличная иллюстрация законов диалектики, хотя сам автор, наверное, ни о чем таком не думал, когда ее писал.) Если рассматривать «Гору в море» именно в этом ключе, то один из основных символов осьминожьей «письменности» – знак в виде двух дуг («садов осьминога») – означает не содружество и контакт, как предполагают ученые, а, наоборот, одиночество – кого-то, кто забрался в свою собственную нору (мысленно, конечно), сам изолировал себя от всех, сидит там безвылазно и от этого мучается. И не ждите при чтении, что одинокие, но умные и находчивые исследователи быстро найдут с добрыми осьминогами общий язык. Осьминоги Нэйлера – это вам не дельфины Артура Кларка, тут не будет пожелания доброго утра профессору на пиджин-инглише или совместных игр в бассейне. Представители Octopus habilis враждебно относятся к попыткам войти с ними в контакт (даже их первое «послание» означало что-то вроде «убирайтесь отсюда») и убивают людей просто потому, что это кажется им уместным и целесообразным. Налаживание общения с такими существами, как легко понять, будет делом не самым простым и быстрым, и в сравнительно короткую книгу его не уместить. Уже задолго до последних страниц я понял, что события «Горы в море» – не более чем подготовка к тому самому Контакту с большой буквы. Я знаю, что Рэй Нэйлер присутствует здесь, на «ФантЛабе», и, вполне вероятно, прочитает этот отзыв. Так что обращаюсь к нему напрямую: Рэй, вы написали хорошую и умную книгу, но не закончили ее – фактически вы ее только начали. Вы поставили немало вопросов, на которые не дали ответов; обозначили проблему, но не решили ее. История, начатая вами, требует продолжения – например, под названием «Гора-остров» или «Остров-гора», – где знак в виде двух полуколец будет означать уже не одиночество и замкнутость, а синтез знаний, сообщество и сотрудничество.
оценка: 8
Green_Bear: Политическая карта Земли в романе «Гора в море» Рэя Нэйлера рассыпалась на разноцветные лоскуты. Республики и содружества, транснациональные корпорации и олигархаты. Взмывают к небу сияющие небоскребы, тянутся к портам вереницы кораблей и яхт. Бороздят моря рыболовные суда под управлением ИИ с командой рабов на борту — хищный оскал дикого анархо-капитализма, помноженного на киберпанк. А в тихих заводях заповедного архипелага, недрах затонувшего грузовоза скрытно наблюдает за окружающим миром чей-то новый, доселе незнакомый разум.
Описываемый Нэйлером мир чрезвычайно походит на пестрое смешение наций, верований и кибертехнологий в «2048» Лехи Андреева. С той разницей, что в «2048» декорации брызжут аляпистыми красками и эмоциями, а в «Горе в море» Нэйлер предпочел более приглушенную и мягкую палитру с редкими проблесками красной краски. Однако в обоих случаях ведущие государства утрачивают былую хватку, даже неразумные ИИ оттяпывают себе все более значимые роли в повседневной жизни, и в дебрях коммуникационных сигналов и хранилищ памяти рождается нечто большее, чем исполняемый код.
Первый узел — история Рустема по прозвищу Бакунин. Широко известный в узких профессиональных кругах хакер, специалист по взлому нейронных сетей. Мастер визуализации их запутанного строения и ориентирования в самых сложных паттернах. Самородок, открывший для себя нейросети с помощью старых допотопных терминалов и выработавший уникальные навыки от крайней нужды. Второй узел уже перебрасывает нас во Вьетнам. Доктор Ха Нгуен, блестящий исследователь морских обитателей, но также и автор концепции чуждого для нас разума, возможно сформировавшегося у головоногих благодаря удачному стечению эволюционных обстоятельств. Третий узел отправляет нас в самые далекие от науки условия, на борт нелегального траулера, которым командует ИИ, лишенный каких-либо этических ограничений.
Посвященные подводному миру и колонии осьминогов главы напоминают документальные книги команды Жака Ив Кусто. Без лишней суеты герои планомерно обследуют предполагаемый ареал обитания, наблюдают за подводной жизнью, выдвигают гипотезы, но в то же время ясно видят и высоко ценят красоту морских созданий, сознавая их хрупкость и уязвимость перед технократией. Однако у исследователей в романе стоит задача не только следить, но и распознать, оценить разум, скрытый в нечеловеческом теле.
В отличие от книги Джеймса Камбиаса «Тёмное море», в которой автор воссоздает мышление инопланетного океанского вида в терминологии, близкой к человеческой, хотя и пропустив ее через призму иных органов чувств, Нэйлер ограничился гипотезами о смыслах и значениях символов осьминожьей коммуникации. Тем самым сохранив ореол тайны и удержавшись от соблазна испортить достоверность и научность картины неуместным человекоподобием иного разума.
С точки зрения сюжетной и жанровой архитектуры «Гора в море» напоминает китайский «Мусорный прибой» Чэнь Цюфаня. В обоих случаях авторы взяли острые социальные и экологические проблемы, отказались от серьезных погружений в глубины твердой НФ, ограничившись развернутыми экскурсами на уровне ближнего прицела и обращением к философским и психологическим вопросам.
В благодарностях к роману Нэйлер прямо перечисляет список научно-популярных трудов, послуживших источниками вдохновения. Действительно, порой «Гора в море» очень сильно напоминает старательный и вдумчивый конспект с обзорных лекций по философии разума и анатомических особенностей головоногих. Это вполне согласуется с отсутствием ярких пиков на интеллектуальном уровне — да автор и в остальном не балует нас особым драйвом, словно нехотя накаляя атмосферу в символической кульминации в финале.
Но можно ли считать недостатком отсутствие фейерверка прорывных и спорных концепций, как в романах Уоттса, или философской монументальности, как у Дукая? В отличие от них Нэйлер предлагает жаждущему интересного чтения об осьминогах читателю питательный бульон научных и философских рассуждений, полный риторических и дискуссионных тем субстрат для споров и самостоятельных поисков, выводов и размышлений. Размышлений о разуме и смыслах, о том, как они рождаются из нейронных вычислений в мозге, из звуковых колебаний и разноцветных пятен. О том, как мы осознаем и создаем себя, осмысляем и постигаем мир. О том, как брать на себя ответственность за свои поступки и четко проводить грань между навязанным и собственным выбором. С этой точки зрения «Гора в море» добротно выполняет свою задачу.
Итог: научно-популярная фантастика о сходствах и различиях ИИ, осьминогов и людей.
оценка: 8
Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун» (2024-11-02)
- Книга года: Ален Дамазио «Орда встречного ветра» (2024-09-05)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Алексей Провоторов «Костяной» (2024-08-03)
- Книга года: Иван Белов «Заступа» (2024-07-01)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Роберт Сойер «Старплекс» (2024-06-13)
- Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева» / «The Witchwood Crown» (2019-04-10)
- Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood» (2018-08-24)
- Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»/«Моя цель - звезды» (2018-04-15)
- Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль» (2018-03-12)
- Джо Аберкромби «Герои» (2018-03-11)
- Вадим Волобуев «Боги грядущего» (2018-03-11) // В номинации «Не пропустите»
- Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк» (2018-01-14)
- К.А. Терина «Фарбрика» (2017-08-17) // В номинации «Наш выбор»
- Запах (2016-06-12) // В номинации «Яркий дебют»
- Мальчик во мгле и другие рассказы (2016-02-28)
- Уильям Моррис «Лес за Гранью Мира» (2015-10-25)
- Лорд Дансейни, собрание сочинений (2015-06-15)
- Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer» (2015-02-11)
- Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian» (2014-11-05)
- Яцек Дукай «Иные песни» / «Inne pieśni» (2014-10-31)
- Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал» (2014-06-30)
- Брендон Сандерсон «Обреченное королевство» / «The Way of Kings» (2014-05-03)
- Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game» (2013-11-07)
- Мария Галина «Куриный Бог» (2013-09-15)
- Ольга Онойко «Море имён» (2013-03-27)
- Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения» / «Good Omens» (2013-01-09)
- Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови» (2012-10-06) // В номинации «Антология»
- Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships» (2012-07-03)
- Нил Стивенсон «Анафем» / «Anathem» (2012-05-17)
- Мария Галина «Медведки» (2012-04-03)
- Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle» (2012-03-09)
- Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down» (2012-01-25)
- Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти» (2011-11-30)
- Артур Кларк «Девять миллиардов имён бога» / «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2011-11-02) // В номинации «Антология»
- Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» / «Låt den rätte komma in» (2011-10-09)
- Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist» (2011-08-19)
- Тим Пауэрс «На странных волнах» / «On Stranger Tides» (2011-06-23)
- Нил Гейман «Прелюдии и ноктюрны» / «Preludes and Nocturnes» (2011-04-25)
- Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона» / «The Dragons of Babel» (2011-03-23)
- Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur» (2011-02-19)
- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim» (2010-12-26)
- Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars» (2010-12-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind» (2010-11-16)
- Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2010-10-08)
- Мерси Шелли «2048» (2010-09-05)
- Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers» (2010-09-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Джозеф Адамс «Нежить» / «The Living Dead» (2010-08-19) // В номинации «Антология»
- Лорд Дансени «Боги Пеганы» / «The Gods of Pegāna» (2010-07-28) // В номинации «Ретроспектива»
- Джаспер Ффорде «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая» (2010-07-15)
- Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (2010-06-25) // В номинации «Ретроспектива»
- Михаил Успенский «Райская машина» (2010-06-06)
- Дмитрий Колодан «Время Бармаглота» (2010-04-15)
- Филип Дик «Сохраняющая машина» (2010-03-27) // В номинации «Ретроспектива»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (2010-03-06)
- Кормак Маккарти «Дорога» (2010-02-20)
- Лев Гурский «Роман Арбитман: Биография второго президента России» (2010-01-31)
- Джеффри Форд «Отличный Город» (2010-01-12) // В номинации «Ретроспектива»
- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (2009-12-19)
- Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая» (2009-11-28)
- Раймонд Фэйст, Дженни Вурц «Империя» (2009-11-08) // В номинации «Ретроспектива»
- Нил Гейман «История с кладбищем» (2009-10-17)
- Евгений Лукин «С нами бот» (2009-09-27)
- Вадим Шефнер «Сказки для умных» (2009-09-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Питер Уоттс «Ложная слепота» и «Эхопраксия» (2009-08-15)
- Мария Галина «Малая Глуша» (2009-07-27)
- Майкл Ши «Ниффт Проныра» (2009-06-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Святослав Логинов «Закат на планете Земля» (2009-06-04)
- М. Джон Харрисон «Вирикониум» (2009-05-19)
- Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный» (2009-05-02) // В номинации «Ретроспектива»
- Виктор Точинов, Наталья Резанова «Герои. Другая реальность» (2009-04-15) // В номинации «Антология»
- Барри Хьюарт «Мост птиц» (2009-04-02)
- Майк Эшли «Волшебники» (2009-03-19) // В номинации «Антология»
- Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет» (2009-03-10) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Латынина «Нелюдь» (2009-02-24)
- Джо Аберкромби «Кровь и железо» (2009-02-11)
- Тед Чан «История твоей жизни» (2009-02-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Остапенко «Тебе держать ответ» (2009-01-21)
- Чарльз Маклин «Страж» (2009-01-09)
- Мервин Пик «Горменгаст» (2008-12-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Елена Хаецкая «Звездные гусары: Из записок корнета Ливанова» (2008-12-02)
- Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов» (2008-11-16)
- Борис Штерн «Записки динозавра» (2008-10-21) // В номинации «Ретроспектива»
- Родриго Кортес «Часовщик» (2008-10-18)
- Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри» (2008-10-03)
- Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ» (2008-09-14) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое» (2008-08-28)
- Чайна Мьевиль «Шрам» (2008-08-15)
- Филип Дик «Всевышнее вторжение» (2008-07-18)
- Дмитрий Колодан «Другая сторона» (2008-06-15) // В номинации «Яркий дебют»
- Антология «Научная фантастика. Ренессанс» (2008-05-29)
- Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг» (2008-04-06)
- Наталия Осояну «Невеста ветра» (2008-03-19) // В номинации «Яркий дебют»
- Дэн Симмонс «Террор» (2008-02-06)
- Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия» (2008-02-02)
- Патрик О'Лири «Дверь №3» (2007-12-12)
- Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры» (2007-12-07)
- Джон Райт «Последний страж Эвернесса» (2007-10-31)
- Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён» (2007-10-26)