FantLab ru

Все отзывы посетителя artem-sailer

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Анатолий Днепров «Эксперименты профессора Леонозова»

artem-sailer, 11 ноября 10:08

Не художественный рассказ даже, а скорее — очерк с литературными элементами. Очерк о зарождении новой науки — бионики, о сравнительном сопоставлении бионики и механической кибернетики, о их конкуренции. Научно-популярная статья с элементами художественного вымысла, призванными разбавить, оживить повествование.

Весьма интересная идея об обратных связях, свойственных живым системам, о практическом применении, которое могут получить живые организмы, интегрированные с техникой. И хотя электроника с тех пор (1961 год) ушла далеко вперёд, сегодня автоматизированная система стоит сущие копейки, а прогнозируемого в рассказе развития бионика пока так и не получила, главная мысль рассказа очень любопытна, рекомендую ознакомиться!

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Анатолий Днепров «Пурпурная мумия»

artem-sailer, 5 ноября 11:53

Менее продуманный рассказ, нежели большинство других произведений Днепрова. Как в плане научной составляющей, так и в плане взаимоотношений описанных в рассказе людей.

Идея антимира вовсе не так прямолинейна, как это преподнесено в данном произведении. Античастицы вовсе не должны образовывать мир, зеркально противоположный нашему. Опять же, почему во главу угла поставлена лучевая зеркальность? Прямое зеркальное отображение объектов нашего мира. Натянутая аналогия, на мой взгляд.

Да и потом, если женщина из антимира погибает от болезни, разве можно спасти своевременным лечением женщину из нашего мира? Не разрушит ли это некое вселенское равновесие? Смещение цвета объекта в сторону синей части спектра ввиду эффекта Доплера мне тоже показалось надуманным. Ведь информация об объекте зашифрована в послании и никаким искажением не должна быть подвержена.

Ну, и много ещё вопросов вызывает этот рассказ. Вообще, читая, я никак не мог отделаться от ощущения, что рассказ скорее юмористический, нежели его можно было бы причислить к разряду серьёзных НФ-произведений. Этакая разминка для ума, а вовсе не произведение, претендующее на роль серьёзного научно-фантастического сочинения.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Анатолий Днепров «Уравнение Максвелла»

artem-sailer, 5 ноября 10:42

Как и в других произведениях Днепрова, научно-фантастическая основа тверда, как гранит. Или даже так — научность просто зашкаливает. Изрядную часть текста занимают научные выкладки, всё разложено по полочкам. Научная достоверность здесь — сюжетообразующая доминанта.

Возможно, действительно, герои прорисованы не так ярко, как хотелось бы, а идеология подана слишком прямолинейно, однако всё это является неотъемлемой частью жанра, который мы называем твёрдой научной фантастикой: оригинальная идея, вокруг которой и вращается весь сюжет.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Анатолий Днепров «Импульс «Д»

artem-sailer, 24 октября 19:14

Любопытный рассказ, однако от Днепрова я ждал чего-то большего. Далеко не самое удачное его произведение.

Во-первых, слабо проработана научно-фантастическая составляющая: мол, есть некие импульсы, при помощи которых можно человека убить. Кстати, а ведь совсем не далеко от истины. Правда, здесь речь идёт об импульсах нервной системы, кодировке, в которую можно заложить команду на биологическую смерть организма. Что, в общем-то, тоже вполне возможно. Но как-то мало на данной теме сконцентрировано внимания.

Второе, многое в сюжете вызывает сомнение. Генерал при помощи сверхсекретного оружия собирается убить совершенно случайных людей. Просто ради эксперимента. Непозволительная неосторожность. Не говоря уже об этической стороне вопроса.

Учёным запросто так удалось сбежать от военных. Ну да ладно — такое, в принципе, может быть. Но не было никакого контроля над ходом секретнейших и многообещающих экспериментов! Странно.

Ещё более странным выглядит, как просто у них потом получилось обвести военных. Уже во второй раз!

М-да, не особо продуманно, на мой взгляд. Хотя и читается, вообще-то, на ура. Сюжет стремителен, времени перевести дух практически не остаётся.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Антология «Аэлита/006»

artem-sailer, 23 октября 20:19

Сборник достойный, многие произведения вызывают интерес, оставляют приятное впечатление. Хотя, как мне показалось, предыдущая «Аэлита» (номер 5) была посильнее в плане состава. Впрочем, возможно, это просто так кажется.

Из особо понравившихся произведений хотел бы выделить следующие:

- яркие и пугающие своей чуждостью «Апельсины на чёрном снегу» Анны Поповой,

- несмотря на всю драматичность, всё же глубоко гуманистичную «Рощу самоубийц» Елены Гольд,

- классически фэнтезийных, но красиво написанных «Дочерей озера» Ярослава Вольпова,

- практически реалистическую, но не менее очаровательную «Поляницу» Ольги Савенко,

- оригинально обыгрывающие старую тему «Проценты с непрожитых лет» Алексея Тихонова.

Интересно, что, являясь поклонником строгой НФ, в данном сборнике предпочтения отдал преимущественно произведениям из раздела «Координаты чудес», в котором представлены рассказы в жанре фэнтези.

В общем и целом, могу рекомендовать данную антологию самому широкому кругу читателей!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Артём Гуларян, Олег Третьяков «Тамплиеры и большой адронный коллайдер»

artem-sailer, 23 октября 19:41

Авторы хорошо подготовили материал, кропотливо проработали его, привели множество примеров и обзоров. Это интересно.

Однако с выводами, которые авторы приводят во вступлении к статье в качестве тезиса, я бы не согласился.

Да, тенденция имеет место быть — речь идёт о теме клановости в современной фантастической литературе, принадлежности к тайным орденам или, выражаясь современным языком — межнациональным организациям.

Но если копнуть поглубже, то окажется, что не такая уж она, тенденция, и новая. Авторы сами же ссылаются на «Звёздные войны». Можно тут ещё припомнить «Дюну» Фрэнка Герберта, например. Не говоря уже о тоннах фэнтези а-ля «Принца в алой мантии» Муркока. В общем и целом, я бы назвал это не вновь возникшей тенденцией, а продолжением традиции рыцарского романа, уходящей корнями в седое средневековье или того глубже. Это лишь жанр или, быть может, приём авторов, пишущих в рамках фантастики или, что гораздо чаще, фэнтези. Ничего нового в этом нет.

Что же касается интереса писателей к данной теме, а равно и спроса со стороны читателей подобной литературы, то и тут всё очень просто: в подавляющем большинстве случаев речь идёт о банальном мальчишестве или мечтаниях о принце на белом коне. Естественно, герою приятно ощущать себя избранным или сопричастным к сокровенной тайне, а девушкам нравятся благородные рыцари, что вполне очевидно. Те же «Мушкетёры» Дюма именно этим и берут.

Серьёзный же писатель, претендующий на глубокое осмысление подаваемого материала, не будет оперировать подобными величинами. В качестве примера можно привести Стругацких с их романом «Трудно быть богом»: задумав лёгкое приключенческое чтиво, в процессе написания АБС переосмыслили идею и выдали одно из самых философских произведений в истории фантастики.

Тем более необоснованным выглядит желание авторов статьи преподнести главную идею в разрезе тенденций развития современного мирового порядка.

Возможно, транснациональные корпорации и в самом деле управляют нашим миром. При некоторых допущениях даже самые смелые теории заговора смотрятся довольно убедительно. Однако авторы как-то поверхностно проходятся по реальности, слабо связывают реальность и фантастику. Настолько, что их главный тезис, поданный в первом же абзаце, выглядит слишком уж голословным.

В этом, как мне показалось, основное упущение авторов данной, вполне себе интересной и хорошо подготовленной статьи.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ник Средин «Здесь водятся драконы»

artem-sailer, 23 октября 19:02

Вполне симпатичный, юмористичный рассказ, хотя и не тянет на высокую оценку. В основе фантдопущение о том, что драконы вытесняются людьми в отдалённые места, в данном случае — один такой экземпляр был встречен на Марсе, сетует на то, что, по всей вероятности, придётся перебираться ещё дальше, на спутники Юпитера, например.

Не сказать чтобы рассказ претендовал на глубину мысли или отличался искромётным юмором, однако после тяжёлого трудового дня читается неплохо.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Геннадий Каракис «Сердитый Алик»

artem-sailer, 22 октября 16:36

Много повествовательного, широкоописательного материала: я пошёл туда, я сделал то, она упала, она ушла, прошло пять лет...

Поэтому герои — просто некие условности: муж, жена, дети, любовник из параллельного мира. А да, ещё есть автомобиль и сосед.

Если я сейчас добавлю к написанному выше то, что жена, скрываясь от свинства мужа, убежала к любовнику (тому самому, что из параллельного мира), то, в принципе, читать рассказ уже и необязательно, поскольку ничего нового вы из текста не почерпнёте.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Леонид Шифман «Грибы»

artem-sailer, 22 октября 16:29

Забавный рассказ, призванный посмеяться над собой. Однако мне не очень понравилось. И вовсе не потому, что человек или человекообразная обезьяна выставляется более ущербным существом, нежели банальный осёл.

Дело в том, что никакого маломальского обоснования данной идее не дано. Просто — осёл умнее и всё.

К тому же, слишком много фантдопущений на единицу текста: тут и какое-то хитроумное изобретение, позволяющее проецировать тенденции эволюции, тут и утверждение, что двигателем эволюционного процесса являются галлюциногенные грибы...

Можно было бы это списать на тот факт, что произведение юмористическое. Но особо смешных моментов не очень много.

В общем и целом, прочитал и благополучно забыл.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ефим Гамаюнов «Доказательство теории»

artem-sailer, 21 октября 16:21

Лёгкий юмористический рассказ, без особо глубокого смысла и претензий.

Наука как сумма эзотерических знаний, которые можно применить на практике и получить даже такую невероятную вещь, как вечный двигатель. Лягушачьи лапки и рыбьи зубы — составные части строго научного эксперимента. Всё просто — достаточно лишь подобрать нужные пропорции.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Вячеслав Рогожин «Реверсрек»

artem-sailer, 21 октября 15:29

Рассказ-антиутопия, сатира, которая в момент написания, вероятно, являлась фантастикой, однако сегодня всё ближе и ближе к реализму.

Умные поисковые машины, продакт-плейсмент, искусственные нейронные сети привьют новый вкус, «помогут» сделать правильный «выбор». И чтобы «выбор» был действительно «правильным», все средства хороши — в том числе и литература: главные герой в минуты лирических переживаний ест батончик «правильного» производителя, смотрит сериал «правильного» медиахолдинга, пользуется средствами гигиены «правильного» бренда.

Добро пожаловать в «светлое» высокотехнологичное будущее!

А вы не рады? Разве не к этому стремились?

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Альберт Шатров «Есть контакт!»

artem-sailer, 21 октября 12:33

По сути, просто юмореска, созданная забавы ради.

Ничего сколь-нибудь серьёзного в рассказе нет и автором, видимо, не предусматривалось. Допущения, в том числе и фантастические, никакой критики не выдерживают. Психиатры приводят больного на исцеление к священнику, не справившийся с задачей священник советует обратиться к некоему старичку, профессор совсем забывает о своей подопечной, ну, и так далее...

Финал несколько разочаровал. Ожидал чего-то более оригинального и юмористичного.

В общем и целом, ничего особенного. Рассказ на один раз.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Алексей Тихонов «Проценты с непрожитых лет»

artem-sailer, 21 октября 11:18

Старый сюжет, преподнесённый в оригинальном, несколько модифицированном виде. Развивается стремительно, заскучать не даст. Очень хорошая сатира на современный образ жизни с его кредитами, бонусами за привлечение новых клиентов и пунктами, написанными мелким шрифтом.

Концовка неожиданна, однако вполне логична — за всё нужно платить, а за сетевой маркетинг, где ценой выступает длительность жизни, — уж тем более. И платить приходится весьма специфическим способом.

Добротный чёрный юмор.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Валентин Быковский «Спасатели»

artem-sailer, 21 октября 10:26

Идея рассказа весьма вторична — вернуться в прошлое, в ключевую точку для того, чтобы изменить ход истории. И далеко не факт, что получится лучше, чем уже было.

Исполнение также оставляет желать лучшего — множество пунктуационных и синтаксических ошибок, герои прописаны схематично, шаблонно. Допустить, что Кутузов поверил каким-то странным людям, явившимся к нему из будущего и говорящим на непонятном для него языке, изобилующем техническими подробностями и диковинными терминами... Так вот, допустить такое не то что сложно, даже смешно. И решился он на оставлением Москвы в течение минут десяти. М-да, гениальный полководец. Точнее — то, как его изобразил автор.

В общем, много натяжек, слабое исполнение и затасканная до дыр идея.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Марина Грачёва «Смерти нет»

artem-sailer, 11 октября 14:31

Немного сумбурный, спутанный рассказ. Гуманистический настрой, поданный в мрачных, давящих тонах. И даже милый домовёнок не может скрасить этой атмосферы.

Идея в том, что смерти нет, а есть лишь страх перед ней, в том, что мы сами можем решать свою судьбу и даже избегать смерти. Если особенно захотим. Идея хорошая и интересная, однако далеко не новая и поданная как-то уж излишне прямолинейно.

Рассказ стремителен, нет ответвлений и лишних деталей, ситуаций, что называется — всё по существу вопроса. Читается на одном дыхании, но всё же не особо впечатляет. На любителя, однако прочитать, думаю, стоит.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ольга Савенко «Поляница»

artem-sailer, 11 октября 13:50

В принципе, это ведь, наверное, и не фантастика вовсе. В «Кентавре» Апдайка происходит нечто подобное, и назвать это, к примеру, магическим реализмом мне довольно сложно.

Суть в том, что человеку скучновато жить в обыденности современного мира с его менеджерами, задачами и отчётами. Вот он и начинает воображать, что окружающая его действительность — это нечто другое. Мысленно, в своём воображении переносит происходящее в другие эпохи, наделяет окружающих атрибутами моделируемого пространства, рассматривает логику поступков через призму своего восприятия, подкрашивает мотивы на свой вкус.

Любопытный подход к жизни, думаю, что многие из нас его практикуют. Становится как-то веселее, скрашиваем серость и уныние повседневности.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Владимир Молотов «Спички»

artem-sailer, 11 октября 12:42

Вполне симпатичный и, как это часто бывает у автора, добрый, наполненный гуманизмом рассказ.

Сама идея, конечно, не представляет собой ничего сколь-нибудь нового, оригинального. Однако исполнение весьма добротное. Написано интересно, приключения двух незадачливых обывателей, наших современников, ничем из толпы не выделяющихся, но столкнувшихся с необыкновенным явлением природы или проявлением разумной деятельности неких высших сил. Феноменом, открывающим перед ними действительно удивительные возможности.

Финал порадовал — герой, рискуя попасть в пренеприятнейшее положение, готов пожертвовать «билет» случайно встретившемуся в кафе человеку.

В общем, любопытный рассказ, могу посоветовать широкому кругу читателей.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Елена Балова, Елена Михайлова «Последнее искушение»

artem-sailer, 7 октября 20:13

Не очень понравилось. Какая-то фантасмагория с, как мне показалось, претензией на мораль и смысл.

Геймер выбрал тёмную сторону, а когда к нему пришёл сам повелитель зла (почему-то увещевать), вдруг поменял свою точку зрения, можно сказать — вообще мировоззрение.

Как юмор, может, и ничего, читать можно. Да только юмор не особо искромётный. Прочитал — и забыл.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Олег Алифанов «Все, кого мы убили»

artem-sailer, 4 октября 16:26

Идея мне совсем не понравилась. Явные намёки на библейские сюжеты, множество домыслов и неясная концовка. Мораль тоже как-то оставила равнодушным.

Больше понравилось в общелитературном плане: хорошее изложение, стилизация под 19 век, язык и обороты соответствуют. О потраченном времени не пожалел, читается легко и даже как-то приятно, ностальгически, что ли.

Но вероятно, следует признать, что на любителя.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ярослав Вольпов «Дочери озера»

artem-sailer, 16 сентября 12:23

Вовсе не в моём вкусе это произведение — дочери озера, порождённые отражением в нём разных природных стихий. Романтические переживания главного героя, всемогущий князь, решивший овладеть чудом природы...

Однако написано очень хорошо. Сочно так написано, правдоподобно, невольно погружаешься в чтение, захватывает. Может, немного автор переборщил с лиричностью описания, когда речь идёт о дочерях озера — прекрасных русалках — но, в принципе, так оно, наверное, и должно быть.

Романтизм и платонизм (если здесь уместно такое определение) главного героя также немного излишни.

Что, впрочем, не портит общей картинки и впечатления от прочитанного. Впечатления настолько положительного, что даже меня, старого волка, признающего только строго научную фантастику, проняло на написание столь позитивного отзыва.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Елена Гольд «Роща самоубийц»

artem-sailer, 15 сентября 12:27

Повесть очень понравилась, хотя и не являюсь поклонником фэнтези. Понравилась здесь даже больше не фантастическая составляющая, а скорее истории, рассказанные героями — истории самоубийц, которым дали второй шанс.

Истории эти, вроде бы, банальны:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
забеременевшая студентка, боящаяся показаться на глаза матери, предприниматель, уставший от пустоты своей жизни, сорокалетняя женщина, которая некогда была весьма востребована, но сейчас уже давно никому не нужна, и, наконец, подросток, у которого на глазах насмерть сбивают первую любовь.

Однако истории эти рассказаны живым языком, герои очень лиричны, вызывают сопереживание.

Линия воронов здесь мне показалась больше аллегорией, этаким сказочно-поэтическим элементом.

В общем и целом, весьма достойное произведение. Вызывает интерес. И не на один раз.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Игорь Фунт «Её звали Руна»

artem-sailer, 2 сентября 17:08

Я вообще не понял, о чём идёт речь. Космонавта захватили в плен представители иной цивилизации, посадили в некую золотую клетку, позволяют ему практически всё: захотел — выстроил дом, захотел — населил свою площадку людьми.

Напрашивается главный вопрос: и?..

Собственно, всё.

Оценка: 2
–  [  1  ]  +

Алексей Логинов «Корректор на связи»

artem-sailer, 2 сентября 17:03

Рассказ очень сырой. Подано всё очень скомканно, прямолинейно и описательно. На самом деле, можно было развить повествование хотя бы на 20 страниц и получилось бы гораздо читабельнее. Ведь идея вполне себе позволяет.

Идея. Не то чтобы уж очень оригинально. За помощью к представителям иных цивилизаций человек обращается во многих произведениях. Но тут взгляд несколько с неожиданного ракурса: пришельцы оказываются обитателями недр Земли и в состоянии предотвратить надвигающееся бедствие, а именно — землетрясение.

При желании такой сюжет мог вылиться в средних размеров рассказ, но здесь мы видим череду описаний, без героев, без внятной концепции, без пояснений относительно природы загадочных подземных существ.

К сожалению.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Анна Попова «Апельсины на чёрном снегу»

artem-sailer, 2 сентября 13:44

Сильное произведение, как по замыслу, так и в плане литературной реализации. Язык автора насыщен, выразителен.

При всей похожести гуманоидов на людей нравственность их психологии, похоже, в корне отличается от нашей. Глядя на них и анализируя их поведение, люди как бы смотрят в зеркало, на своё отражение, искажённое до причудливости. Ещё большую чуждость этому миру придаёт антураж, его условия: чёрный, не тающий снег, апельсины, белеющие при созревании.

И люди — завоеватели, поедающие апельсины чуждого мира.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Валерий Мазунин «Конец затмения»

artem-sailer, 2 сентября 12:55

Откровенно слабый рассказ, что тут ещё сказать?

Люди нашли памятники искусства давно погибшей цивилизации и теперь спорят — как с этим поступить.

Много пафосных и пространных речей, которые совершенно неуместны в среде космических изыскателей. Главный герой — прям, такой сознательный, а остальные не хотят переступать через его труп. Представители другой цивилизации, хотя и негуманоиды, почему-то пишут картины, совсем как люди. Ну, и куча других штампов.

И да, орфография и пунктуация совсем не радуют.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Анна Сырцова «Точка отсчёта»

artem-sailer, 2 сентября 12:05

Рассказ интересный, читается на одном дыхании, динамичный.

Однако ничего особо оригинального здесь разглядеть не получилось: отправиться в прошлое, чтобы спасти мир. Точки пересечения различных вариантов развития событий. Много было написано на эту тему, поэтому сказать новое слово — задача не из лёгких.

Ну, а кроме того, преувеличена роль отдельной личности в ходе мировой истории. Ну, спасли министра от покушения, а где гарантия, что завтра не будет нового покушения? Убрали диктатора, развязавшего войну, но разве это остановит верхушку, которая этого диктатора и поставила? Скорее наоборот — начнётся реакция, репрессии против оппозиции и к власти придёт ещё более лютый негодяй.

Не говоря уже о том, что предотвращение теракта как-то может повлиять на взрыв сверхновой.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Виталий Абоян «Убивец»

artem-sailer, 30 августа 18:04

Читается с интересом, вызывает сопереживание. Хотя и следует признать, что чего-то особо оригинального как в идее, так и в самом исполнении нет.

Характеры героев показаны живо, выпукло. В общем и целом, рассказ любопытный, рекомендую широкому кругу читателей.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Александр Пятницын «Заглянуть и… увидеть?»

artem-sailer, 27 августа 16:25

На любителя, конечно, но, как оказалось, совсем не про меня.

После пятой страницы стал читать по диагонали, поскольку устал от описаний крови, насилия, наркотиков и абсолютной безысходности. В чём смысл концовки, сказать честно, не понял. Вероятно, между диагоналями упустил что-то важное, что автор хотел донести. Да и ладно — не смог заинтересовать, значит, так надо было.

Очень много пафоса и супергеройства. От главного героя так и веет чем-то надменным и презрительным. Ходит, напыщенно, с эстетством и наверняка удовольствием убивает каких-то людей, читает им мораль, да вот, толку-то что? Всё равно отвращает, отбивает охоту читать дальше.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Кира Калинина «Однажды, в пору листопада»

artem-sailer, 26 августа 18:39

С литературной точки зрения написано действительно на очень достойном уровне. Автор хорошо передала переживания маленького героя, взаимоотношения с родителями и сверстниками мальчика, обладающего сверхъестественными способностями.

Хотя рассказ и отнесён составителями сборника к жанру научной фантастики, действительно научного в нём очень мало. Даже если допустить, что в ДНК дерева внедряют часть ДНК человека, оно будет иметь мало общего с человеком, от которого была взята ДНК, поскольку личность определяется не только генотипом. В гораздо большей степени личность — это фенотип. Не говоря уже о воспоминаниях и прочем. Поэтому здесь общение ребёнка со своей погибшей бабушкой — это уже из разряда мистики, но никак не НФ.

Впрочем, эта мистическая составляющая является в рассказе определяющей, направляющей, думаю, и автор данного произведения отлично это понимает. Поэтому и ставит личностное, лирическое начало гораздо выше других элементов, приёмов, строит на этом всё повествование.

Читается с интересом, захватывает, вызывает сопереживание. В целом, весьма достойный рассказ.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Андрей Скоробогатов, Илья Тё «Реконструкторы»

artem-sailer, 26 августа 13:48

Повесть вызвала интерес, читается легко, хотя и не лишена изъянов.

Вызывает уважение работа, проведённая авторами, — хорошо подготовлен материал по встреченным героями этносам, оригинально «собран» вымышленный ими мир. Чувствуется, что авторы владеют информацией, умело её применяют. Проработана география мира, царящие там законы.

К минусам можно отнести невнятную идеологию мироустройства — что ж это за Квадратный мир? Кто его создал и зачем? Авторы излагают один из вариантов через диалоги героев, однако однозначного ответа не дают, ограничиваясь лишь намёками.

Также создаётся впечатление, что читаешь либо изрядно сокращённый по объёмам роман, либо вступление к какому-то большому циклу. Так это или нет, в принципе, на так уж и важно, поскольку создавать очередной попаданческий цикл — достижение тоже весьма сомнительное. Остаётся лишь впечатление какой-то незавершённости.

Ну, и наконец, некоторая шаблонность и надуманности всего происходящего — ролевики (или реконструкторы?), увлекающиеся скандинавской и славянской исторической культурой, попадают именно в те этносы, в которых разбираются. Как кстати пришлось знание староисландских языков, а также случайно найденная карта современной Свердловской области.

В целом, как уже упоминал в начале, читается с интересом, написано хорошо. Не хватает, пожалуй, оригинальности, но прочитать стоит.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Борис Долинго «Предисловие»

artem-sailer, 21 августа 19:25

Читая предисловие к очередному сборнику современных авторов, всегда ловлю себя на том, что соотношу время издания книги с реалиями того периода, с какими-то отсечками своей биографии. Как-то помогает сопоставить представленные в книге произведения, понять, в какой ситуации они были написаны — всё ж таки, было это сравнительно недавно. Помогает в понимании того или иного произведения.

Посмотрим, что там они писали в 2010-м...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Без симптомов»

artem-sailer, 21 августа 18:33

Да, сборник — далеко не шедевр, однако затраченного на чтение времени не жаль. Даже в не очень сильных рассказах есть что-то хорошее и интересное.

О чём рассказы? О жизни, о любви, о работе, об ином разуме, о смерти, о философии.

Особо могу выделить:

- повесть «Без симптомов», давшую заглавие ко всей книге, — пусть и не до конца оправдавшее ожидания произведение, однако не лишённое своеобразия и какого-то ностальгического очарования,

- рассказ «Проект «Эволюция-2»» с весьма колоритным главным героем и такой же атмосферой времени — атмосферой предвоенной Европы,

- красивую легенду «День слепого вожака»,

- героический рассказ «Дело рук утопающего» о пилоте, потерпевшем крушение,

- тепло-ламповое «Кривое зеркало» о космосе и его исследователях,

- странный для советской фантастики сюрреализм под названием «Натюрморт с византийской чашей»,

- современную сказку «Самобранка»,

- грустную историю «Рукописи возвращаются» — об очень своеобразно сбывшихся надеждах,

- «Лесника», выполняющего свой долг перед лесом,

- забавную юмористическую зарисовку «На дворе — дрова...»

Как видно из перечня, в сборнике не так уж и мало вызывающих интерес произведений. Посему могу посоветовать книгу широкому кругу читателей.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «На дворе — дрова...»

artem-sailer, 21 августа 18:07

Весёлый и лёгкий рассказ. Ни на что особо не претендует, просто посмеяться. Старик, у которого ноги болят к прилёту инопланетян, — пожалуй, одна из самых остроумных шуток по поводу бума, наблюдавшегося в конце 80-х.

Пришельцы показаны симпатичными созданиями, их обществу не чужда бюрократия и головотяпство.

Старик же себе на уме — дров бы кто наколол. Правильно: старость — не радость.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Лесник»

artem-sailer, 21 августа 17:58

Весьма симпатичный рассказ, хотя и присутствуют мерзкие браконьеры, а лосей действительно жалко.

Фантдопущение незначительно и почти научно. Об энергетике природы вообще и леса в частности не слышал разве что глухой.

По большому счёту, идея лежит на поверхности, и даже удивительно, что ранее мне не попадались произведения схожей тематики и контекста.

Ну, и конечно, очень радует, что даже в нашем прагматичном мире добро побеждает зло, а честный лесник, самоотверженно выполняющий свой долг в схватке с браконьерами, в итоге оказывается цел и невредим.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Рукописи возвращаются»

artem-sailer, 21 августа 15:49

Очень грустный рассказ, лирика умирающего от неизлечимой болезни писателя, который некоторым фантастическим способом проявил свой талант, но не добился признания. Одинокий человек, у которого нет друзей.

Каким образом получилось так, что его произведения умудряются путешествовать во времени, автор не раскрывает. Это, в общем-то, и не нужно. Идея рассказа гораздо глубже. Автор так и оставляет читателя наедине с загадкой.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Самобранка (Почти сказка)»

artem-sailer, 21 августа 12:14

Хороший, добрый рассказ о пенсионере, который по ночам вышивает скатерть-самобранку. Сын подсмеивается над ним, соседи шушукаются за спиной, а бывший коллега в открытую отпускает раздражающие реплики.

Но в жизни всегда есть место чуду, пусть даже речь идёт о современном мире. Искренность и душевная доброта главного героя позволяют этому чуду свершиться.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Натюрморт с византийской чашей»

artem-sailer, 18 августа 20:08

Очень странное произведение, долго удивлялся, как такое могло попасть в советское издание. Но, видимо, в 90-м году уже можно было.

Сюрреализм какой-то, однако очень атмосферно. Этакий сюжет из жизни бедного петербургского художника. Наверное, все они такие, полубезумные. В принципе, можно даже считать рассказ реалистичным. При том, однако, условии, что главный герой сошёл с ума.

Показательно тут поведение сестры героя: судя по её репликам, она не питает иллюзий по поводу вменяемости своего брата, натуры творческой, импульсивной и не всегда адекватной.

В целом, довольно любопытно, но на любителя. Любителя чего-то безумного и странного.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Большая охота»

artem-sailer, 18 августа 19:31

Довольно смелый сюжет, особенно, если учитывать год написания — 78-й. Виртуальная реальность, день сурка рядового клерка из постиндустриального общества потребления. Бегство в иллюзорный мир.

Технические особенности кажутся маловразумительными: каким образом происходит мгновенная переброска на другую планету? Как можно «в последний момент» перед попаданием пули в игрока мгновенно перекинуть его обратно? Бронированная шляпа... Ну, и много чего ещё.

Впрочем, автора это не смущает, главная идея произведения совсем в другом, здесь гораздо важнее социальная составляющая, которая, впрочем, тоже вызывает вопросы: неужели другую планету, весьма привлекательную в плане экологии, предназначили под игровую зону? Не лучше ли было её заселить, создать ещё один индустриальный рай? Главный герой запросто так сбежал в этот дикий, но сказочный мир, неужели таких как он так мало? Грош цена службе безопасности, если она допускает такие ляпы. Крайне слабо показано двоемыслие, принятое в тамошнем мире. Не очень-то хорошие, надо полагать, зонды, если позволяют закрасться столь крамольным мыслям в головы несогласных... Ну, и здесь список можно было бы продолжить.

На этом, пожалуй, ограничимся. На самом деле, читается вполне так неплохо, интересный рассказ!

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Кривое зеркало»

artem-sailer, 18 августа 17:27

Фантастического в данном рассказе не очень много. Можно было переместить действие в нашу земную атмосферу — и сюжет особо не поменялся бы.

Бытие определяет сознание. Мы реагируем на ту или иную ситуацию, ведём себя так, а не иначе, в том числе и исходя из того, как на это реагируют другие люди. Все побежали — и я побежал...

Если все боятся и паникуют, то и человек начинает вести себя соответственно. На этом и основываются различные учения вроде психологии толпы или манипулирования социумом.

Рассказ любопытный, будет интересен прежде всего любителям старой, доброй, ламповой фантастики.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Дело рук утопающего»

artem-sailer, 18 августа 17:07

А мне рассказ понравился. Главный герой, потерпевший крушение лётчик, впав в некое изменённое состояние сознания, несмотря на многочисленные травмы, чинит рацию и спасается из лап верной погибели.

Такому самообладанию можно лишь позавидовать, а автор смог передать состояние героя, ход его мыслей, безысходность ситуации и радость спасения.

Ничего особо фантастического в произведении нет. Попавший в экстремальную ситуацию человек способен на очень многое, данный факт учёными не оспаривается. Поэтому рассказ можно считать просто хорошим литературным произведением.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «День слепого вожака»

artem-sailer, 15 августа 17:58

Красивая легенда, и язык очень красивый. Эпическое произведение, вобравшее в себя народные традиции и наблюдательность современного человека.

Между прочим, не лишено научного здравого смысла: где-то читал, что по исследованиям орнитологов, чуть ли не в половине случаев стаю птиц ведёт молодая особь, появившаяся на свет в прошедшем сезоне и по определению не знающая путь к зимовке в дальних странах. Стая, по некоторым данным, представляет собой единый организм, действующий в интересах большинства.

Также гармонична вплетена экологическая составляющая — воздействие человека на среду обитания диких животных.

Хорошо вышло, рекомендую!

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Проект «Эволюция-2»

artem-sailer, 14 августа 20:24

Идея с лох-несским чудовищем и снежным человеком показалась мне несколько притянутой за уши. Клеточная культура, в определённые периоды скатывающаяся в единое целое, — это хорошо, но зачем же привлекать к себе излишнее внимание, показываясь на глаза в виде дива дивного?

А вот написано действительно неплохо. Хорошо прописан характер итальянского профессора, да и вообще — образ в целом. Его желание служить науке — по началу абстрактной, а потому неважно, пусть даже и в фашистской Германии. Потом внезапно накатившее откровение на одном из нацистских праздников.

Подумал даже, что речь идёт о реально существовавшем учёном. Однако Гугл выдаёт ссылки лишь на этот рассказ, вроде как, не было в реальности такого профессора.

В общем и целом, интересный рассказ. Рекомендую широкому кругу читателей.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Цветок в дорожной сумке»

artem-sailer, 14 августа 12:19

Ничего особенного и оригинального в рассказе нет. Пожалуй, единственное, за что можно плюсануть, — лирическая составляющая, когда человек, переживший катастрофу в открытом космосе и спасшийся лишь чудом, отдаёт дань благодарности растениям, благодаря которым он сохранил жизнь.

Плюс — метафора того, что наша Земля — по сути тоже большой космический корабль.

Симпатично, объём небольшой, читается, в принципе, легко.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Перекрёсток на пути к Солнцу»

artem-sailer, 14 августа 09:01

Откровенно слабый рассказ. Герои и сама фантастическая ситуация нужна здесь лишь для того, чтобы завести этот бессмысленный и беспощадный разговор, претендующий на философию и глубокий смысл.

Икар всё же взлетел и без скафандра и других технических средств добрался до Солнца. Что может быть страннее, если не сказать — нелепее? Сплошная метафизика.

Рассуждения героев о высоких материях тоже оставили равнодушным.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Колыбельная на рассвете»

artem-sailer, 13 августа 09:32

Хотя и про войну — тема животрепещущая и насущная в наше время — рассказ скорее не понравился. Нужно, конечно, учитывать время написания — 90-й год — однако ж текст получился весьма слабым.

Военная лирика, герой рассуждает о жизни и смерти, о разрушениях, которые принесла с собой война. Но как-то не вызывает сопереживания. Проходит мимо.

Фантастическая составляющая — бойцы спят на ходу, прямо во время перехода с одной позиции на другую — ничего оригинального или особенного собой не представляет.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Охотник на зеркала»

artem-sailer, 10 августа 11:16

Несмотря на то, что идея понятна, близка и вызывает сопереживание, произведение мне показалось проходным. Как-то всё прямолинейно, конец угадывается с самого начала.

Человек, разменявший свой талант на дешёвую эстраду, ужасается своему положению и пытается всё исправить. Однако, как говорится, вход — рубль, выход — два. Потеря имеющейся славы и признания ведёт к безумию, от которого спасти может лишь настоящее чувство.

Всё просто, понятно и даже изрядно заезжено. Хотя для 87-го года было, вероятно, живо и ново.

Фантастическая составляющая ничтожна и вызывает улыбку.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Гнилой Хутор»

artem-sailer, 9 августа 19:12

Довольно тягомотное и скучноватое произведение. К тому же, сдобренное реалиями ушедшей эпохи, которые современному читателю в большей степени непонятны. Речь идёт о пережитках застойных 70-х, по инерции занесённых во вторую половину 80-х.

Автор обрушивает свой сарказм на сытых сотрудников НИИ, страдающих от безделья и бесконечных чаепитий. Описывает быт тамошних обитателей настолько живо, что создаётся впечатление, что знает его далеко не понаслышке. Однако ж разве можно сгребать всех под одну гребёнку?

Местами напоминает «Понедельник» Стругацких, однако у тех получилось всё намного тоньше, интереснее и захватывающе. Сравнение тут чисто механическое.

Экскурс в средневековую Русь показался мне не совсем уместным и каким-то искусственным, хотя идея автора до читателя доведена.

В целом, не понравилось. Выглядит скучновато, дочитывал из последних сил, даже спать захотелось. Сатирические выпады оставили равнодушным. На любителя, наверное, хотя найти сегодня такого любителя можно с трудом.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Сергей Анатольевич Смирнов «Без симптомов»

artem-sailer, 8 августа 16:10

Очень спутанное произведение, особенно это касается второй половины повествования, когда герои начинают вести себя странновато, если не сказать — неадекватно.

Вопросы по логике возникают с завидной периодичностью.

Главного героя экстренно забирают из глубинки и везут в крупный научный центр, причём ничего особенного не поясняя по ходу, а он спокойно так засыпает в самолёте и прочее, словом — ведёт себя вполне спокойно.

Встретившись с директором секретного научного центра (бывшего однокурсника и друга детства, между прочим), который проявляет дружелюбие и даже панибратство, главный герой не закидывает его вопросами по поводу столь странной командировки, а преспокойно ударяется в воспоминания о прошлом, будто дело происходит на вечере встречи выпускников. Причём этот самый ответственный и деловой директор вполне себе поощряет столь неторопливую беседу, пусть даже и с элементами выпадов в адрес друг друга по поводу старых обид. А между тем, у них под боком разразилась биологическая катастрофа и, быть может, каждый час на счету.

Блуждания по дачам и болотам в эпицентре катастрофы также вызывает кучу сомнений в адекватности героев.

Ну, и много там чего ещё.

Со временем катастрофа вообще уходит куда-то на второй план, детали её так и остаются лишь слегка освещены, а внимание читателя фокусируется на пасторальных подробностях детства и юности героев. Плюс — рассуждения, сдобренные соусом недавно отгремевшей (на тот момент) катастрофы в Чернобыле. Говорить об этом в 90-м году можно было вполне спокойно и актуально, возможно, этим и обусловлен основной акцент повести.

Финал с переселением разумов мне вообще непонятен.

Очень жаль, однако удачным данное произведение назвать не получается. Повторюсь — очень жаль, ибо талант у автора явно имеется. Написано очень подробно и с литературной точки зрения весьма сильно. Слог насыщенный, характеры прописаны живо. Однако в целом впечатление, мягко говоря, смазано.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Станислав Лем «Нечто вроде кредо»

artem-sailer, 7 августа 19:44

В этой короткой заметке Лем пишет о том, что жизнь человека нанизана на цепь случайностей, которые и определяют её течение. Выбрать религию или науку, стать писателем или учёным — всё это результат череды мелких и не очень мелких событий, прервать ход которых человек не всегда в силах.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Станислав Лем «Научная фантастика и космология»

artem-sailer, 7 августа 19:02

Да, безусловно, автор прав, хотя и критикует весьма и весьма жёстко, что называется — на грани.

Но справедливо. Справедливо критикует современных писателей, именующих себя «серьёзными» и даже «научными», преподнося читателю очередную байку из разряда поединка на лазерных мечах.

Существует два подхода в написании фантастического произведения.

Первый — это когда автор придумывает героев, сюжетные ходы, интриги и хитросплетения, а уже потом выдумывает мир, где замысел можно будет реализовать в наиболее выгодном, по его, автора, мнению. В ход здесь идёт извращение законов физики, биологии, социологии и много чего ещё. Зачастую можно поступиться и логикой.

Второй же заключается в «изобретении» нескольких логически продуманных и научно обоснованных фантдопущений, через которые рассматривается характер героя, на которые «нанизывается» его биография, исходя из всестороннего анализа моделируется общество, рождается целостный и непротиворечивый сюжет.

При использовании второй методики получается хорошая качественная фантастика, пусть даже если и с элементами фэнтези. В первом же случае читателю достаётся дешёвое бульварное чтиво. Как правило — на один раз. Впрочем, особо одарённые умудряются называть эту макулатуру «Вселенными», сочинять про неё энциклопедии и снимать сиквелы, приквелы и прочие спин-оффы.

Оценка: 8
⇑ Наверх