Вадим Панов «Анклавы»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк )
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа | Азия (Восточная Азия ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Сверхъестественные способности, супергерои | Изобретения и научные исследования | Спецслужбы | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
После мирового энергетического кризиса появились Анклавы — независимые территории, где транснациональные корпорации ведут свои дела независимо от государств, делаются огромные деньги, почти каждый день происходят атаки ломщиков и просто место, где живут люди. И не только люди — там есть храмовники Мутабор, и те, кто пришли к нам из давно забытых Традиций. Но мир не стоит на месте — он движется и развивается — появляются новые технологии, новые болезни и сетевые вирусы, уходят старые Традиции.. И на их месте просто не могут не появиться новые.
По окончании основной сюжетной линии цикл был продолжен как межавторский проект «Анклавы Вадима Панова»
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Награды и премии:
лауреат |
Серебряная стрела, 2008 // "Реальное" будущее |
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dark_yard_1805, 26 января 2023 г.
Первая книга «Московский Клуб» — довольно хороша: автор описывает нам мир, где человечество достигло больших высот в беспроводных сетях и технологиях, генетики, медицине и т.п. после мирового энергетического кризиса, но на фоне этих достижений произошёл и идёт дальше упадок морали и человеческих ценностей — в общем классический киберпанк! Автор знакомит нас с историей мира и поясняет роль анклавов в преодолении энергетического, продовольственного кризисов да и просто об возникновении этих самых анклавов и позже закат их эпохи. Всё это звучит вполне логично: роль капитализма при конкуренции и полной свободе, где несомненно идёт прогресс, но наплевательское отношение к людям никуда не уходит, но сам прогресс идёт до поры установления определённой монополии, когда сама мысль о конкуренции и развитии даже не возникает, а зачем? Ведь снизу никого не пустят, а с равными всегда можно договориться В общем, в первой книги мир возможного будущего, эпохи тотальной глобализации показан вполне неплохо и достаточно логично, да ещё и где миром правит кучка богатеев.
Но всё начинает меняться со 2-ой книги «Поводыри на распутье», к сожалению, не в лучшую сторону, ведь автор активно вводит в книги Традиции (религии). Причём это этакая смесь религии и магии, что в мире научной фантастики ещё имеет место быть, но это должно быть чётко объяснено и вписано в законы мира, чего лично я в этом цикле не заметил и примерно с 3-ей книги «Костры на алтарях» я всё ждал когда же автор это объяснит, но увы, этого не произошло. И возникает логичный вопрос: а зачем это? К чему сюжет, построенный на исполнении некоего плана давно настолько забытой Традиции, что о ней практически никто ничего не знает, да ещё и в киберпанке!
Отдельно стоит упомянуть этих самых последователей забытой Традиции: Грязнова, Кауфмана и других. В книгах не один раз говорится
После прочтения остаётся слишком много вопросов: в чём суть и Традиции и других? Какова связь между Грязновым, Кауфманом и Мутабор?
Подводя итог: сам слог произведений неплох, читается в целом интересно, но никаких философских мыслей как таковых, логики, помимо жизни в анклавах почти и нет, сама же смысловая нагрузка цикла пропадает из-за двигателя сюжета , а именно пресловутых, необъяснённых и нераскрытых Традиций
garris1969, 20 апреля 2023 г.
Волею случая, перечитываю. Ядреный киберпанк даже сегодня не утратил актуальность. Но увы, если автор прогнозировал меритократию, пусть даже в урезанном виде в качестве Анклавов, то мимо... увы, но мимо. От серости, хоть в виде поглощающих все наномашин, хоть в виде народонаселения, спасения нет и не будет. Последние события в мире только подтверждают это.
пунчик, 9 октября 2022 г.
Вот я и закончил читать это «пятикнижие». Очень жаль, что Вадим Панов вроде как закончил свой знаменитый цикл Анклавы, а вроде как и нет. Ведь осталось очень много вопросов которые логически не объяснены и ответов, на которые автор так и не соизволил дать вразумительный ответ. Вот такой вот каламбур. Много эффектных, но, если вдуматься, пустых диалогов. Мистическая мишура, туманные рассуждения которые ничего не объясняют, особенно в последних двух книгах. Но, при этом, Анклавы очень «вкусно» читать. Очень четкий, емкий литературный слог. Харизматичные персонажи, нетривиальный сюжет, интересный мир, запоминающаяся стилистика. Когда я закрыл последний том, то словил себя на мысли, что хочу перечитать эти пять книг заново. А это, лично для меня значит, что книги получились хорошими. Очень качественная, литературная, развлекательная беллетристика вышла из под-пера Вадима Юрьевича Панова. Спасибо автору.
aviraen, 24 июля 2021 г.
Итак русский киберпанк бессмысленный и беспощадный.
Я наконец решил дочитать наверное самый знаменитый цикл этого жанра и я не доволен.
Панов очень специфический писатель который очень хорош и очень плох одновременно. Он обладает уникальным талантом ворлдбилдинга. Его миры выглядит реалистично при максимальной реалистичности. Возможно это особенность языка которымтон пишет и прекрасных персонажей. Но если не думать то читается очень хорошо. Если вдуматься. Дыр в логике больше чем логики.
И вторая особенность этого писателя, очень много красивых «глубоких» рассуждений которые при некотором обдумывании оказываются абсолютно пустыми.
А в этом цикле автор обладающий такими важными особенностями замахнулся на социальный комментарий и рассуждения о религии.
Забавно если в первых книгах кажется что миром управляют корпорации, что национальные государства уходят в прошлое(не будем акцентировать внимания на то как видит автор будущее России) в итоге в финале миром Анклавов правят Традиции. Все остальное это шелуха и пыль а вот то что какие то древние боги обиделись это важно.
Финал вообще ставит в тупик, автор вываливает все развешанные ружья в кучу и кидает гранату не объясняя ничего.
В итоге если вдуматься в финал, мы имеем историю о древней секте поклоняющихся каким то богам(фиг знаетпочему они используют скандинавские руны, явно не имея скандинавского бекграунда) которые устроили апокалипсис. Я бы сказал что главные герои вообще не герои но автор пишет их именно как героев которые вынуждены.
Во имя обновления мира!
Чем они отличаются от того же Сорок два догадаетесь сами.
Межавторскую часть цикла я ещё не читал но не думаю что она пербьет мерзкое послевкусие.
Рекомендую только любителям киберпанка любого сорта и внезапно мистического реализма
Shorek, 7 февраля 2021 г.
Рецензия на 5 книг. Без спойлеров. Книга не для всех, постараюсь описать, кому стоит читать, а кому нет.
Первостепенно стоит прочитать определение жанра, хоть он не полностью отражает настроение цикла.
Киберпа́нк — жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху.
Иными словами, весь цикл представлен в серых тонах. Побеждает не добро и не зло. Множество персонажей, среди которых найдётся победитель, изначально совсем непонятно, кто главный герой, есть ли он? В первых книгах большая интрига с персонажами, затем становится всё более очевидно.
Другой стороной являются «Традиции», что и даёт понять — этот мир не мир будущего Земли, а полностью фантастичный, альтернативный. Автор не пытался изобразить будущее, нет, мир только похож на Землю.
Боги, сверхспособности и так далее довольно странно выглядят на фоне мира будущего, но влияют очень сильно. Автор частенько недоговаривает, создаёт интригу.
Хорошо помогут разобраться теги: киберпанк, антиутопия, религия, сражения, политика, множество персонажей, сверхспособности, армия, организации, корпорации, интриги, боевик, много сюжетных линий, смерть, любовь, ломщики, все против всех.
didshukaj, 6 июля 2020 г.
Возможно, жителям Москвы будет сложнее читать географию Анклавов, но пока я не наткнулся на посвященный этому аспекту коммент, он проходил мимо. К слову, перечитал серию уже раз пять. Или шесть. Понравилась интрига, приситствует элемент драмы, неортодоксальный взгляд на развитие социума — самое важное вобщем-то. Люди, что смотрят на цикл сквозь призму киберпанка, ставят себя в рамки, не понимая, что все книги — о людях и обществах. И градация — это больше киберпанк, а это не киберпанк — она как-то наивновата. Цикл нравится мнением о взаимоотношениях старого и нового, их развитии, конфликте и взаимосвязи.
JenDo, 20 августа 2019 г.
Я тоже считаю, что Анклавы — самый мощный цикл у Вадима.
В нем есть ну практически все — и мистика, и киберпанк, и нанотехнологии и много чего еще. И ведь как рассказано — оторваться невозможно)))
Сразу оговорюсь — мне нравится всё, что Панов написал. Что то больше, что то меньше — и это нормально. Для меня это проверенный временем автор, по сей день выдающий интересные романы с хорошим сюжетом и историей. Но Анклавы у меня на особом счету. Очень впечатлило. С удовольствием перечитывал уже пару раз. Немаловажный момент — автор не стал растягивать историю на много десятков томов, как сделал это с Тайным городом. Это цельный законченный цикл. И мне это очень нравится.
Высший балл и всеобщие рекомендации))
Джокер, 23 октября 2020 г.
Прочитал три романа из цикла. Жаль потраченого времени на прочтение и денег за книгу.
few_words, 25 ноября 2019 г.
Помните сцену из фильма «Назад в будущее», в которой Марти МакФлай, впервые оказавшись в 2015 году, приближается к выходу из переулка, чтобы открыть для себя удивительную картину будущего? Так вот, Марти – это читатель, берущий в руки новое фантастическое произведение. Он с любопытством и предвкушением «проглатывает» страницы книги, знакомясь с миром, в который его забросила фантазия автора. Ему хочется вдохнуть воздух этого нового мира, почувствовать, чем живёт он и его жители, увидеть и прикоснуться к чему-то ранее невиданному... На «Московском клубе» и пока осиленных мной 10% второй книги из цикла «Анклавы» фантазия автора спала́. Действие происходит в мире, который безо всякой объяснимой необходимости привязан к географии Москвы. При этом у меня до сих пор нет никакой целостной картины того, как выглядит эта Москва, как выглядят Россия и другие анклавы и страны, как отделены анклавы от территории стран и т.п. В конце концов непонятно даже, как выглядит переулок, из которого я выхожу в этот мир. В книге так: вот кусок Сретенки, где работают какие-то коробейники и травники (напомню, жанр цикла – «киберпанк»), который, по задумке автора, сохранил привычную читателю архитектуру. А вот здание в форме пирамиды в Сити (представить, как оно там помещается, честно, не смог). А вот на территории Москвы районы Болото, Урус, Занзибар, Кришна и другие, которые никак, кроме названий, географически не обозначены, не описаны и введены в основном только для разделения зон по национальности их жителей. А вот названия реально существующих объектов (например, шоссе) упоминаются вместе с вымышленными. С учётом того, что действие почти всегда происходит на той или иной территории, чтение превращается в мучительную работу фантазии по рисованию (не дорисовыванию, что часто бывает интересным, а именно рисованию) окружения для происходящих в книгах сцен.
Атрибуты жанровой принадлежности здесь настолько второстепенны, что иной раз кажется, что добавлены автором «для нагрузки», хотя истинно смысловой нагрузки практически не несут. И, да, это киберпанк с бумажными деньгами, бумажными же газетами, проводами, коммуникаторами, а использование приставки «нано-», видимо, позволяет автору поднять общую киберпанковость его произведений на невиданный доселе уровень (наномаска, наноэкран, наномедицина, наноскоп, нанофильтр и проч.).
Будь это полностью выдуманный мир или более близкое к нам будущее в известной нам географии, чтение не было бы таким болезненным. По крайней мере, для меня.
Собственно, мои few words: вместо живого и увлекающего читателя мира у автора получился набор безликих и безжизненных локаций, убивающий неплохой в целом сюжет с заложенной в него тонкой нитью интриги, ради которой, видимо, и стоит продолжать чтение. По крайней мере, до тех пор, пока хватает терпения.
corund, 17 июля 2017 г.
Хорошая законченная серия с оригинальным миром. Очень сильно напомнило мне Гиперион, только действие не в космосе, а на одной планете — тоже несколько ярких персонажей, старый мир рушится, стиль киберпанка, элементы мистицизма и автор держит в тайне до самого конца что вообще происходит. Первая книга самая сильная — видно что над ней реально постарались. Остальные книги написаны широкими мазками, типа «ты возьмешь батальон врагов справа, а я уничтожу батальон слева, а потом мы убежим и никто не заметит». 90% мира описано в первой книге. Ну и мистика на пользу серии не пошла, но это дело вкуса.
Большим минусом для меня стало отсутствие персонажей, которым можно сопереживать. До самого конца непонятно что происходит и где плохие, а где хорошие. Даже хорошие герои редкостные мрази, а все нормальные люди либо быстро гибнут, либо третьестепенные персонажи.
Но в целом серия удалась, рекомендую ознакомиться и прочитать как минимум первую книгу.
K3K, 26 августа 2018 г.
Лучший, на мой взгляд, цикл Панова. Продуманный мир, смесь мистики и киберпанка. Антиутопия, но читается так, что кажется, что описанный мир — вполне вероятный вариант развития цивилизации. Эволюция религий — отдельная тема. Герои глубоко прописаны, очень быстрое развитие сюжета.
fkrasnov, 16 июня 2018 г.
Олово — супер персонаж. И в аудиокниге с озвучкой Светланы Никифоровой звучит хорошо. «За-ачем вы та-ак много говорите?».
rinamagistr, 1 апреля 2013 г.
Книга оставила в моей душе след. Но нельзя назвать его приятным. Достоинства цикла:
1. Увлекательный, яркий мир. Огромные корпорации имеющие безграничную власть. Хакеры лихо проламывающие защиту заводов и военных баз, способные обрушивать с неба военные вертолёты и слушать о чём говорят в кабинетах главы разведок. Закрытое от мира, общество храмовников, отрицающее технологический путь, служащих живому богу, способное создавать генетически модифицированных солдат. Очень всё интересно.)
2. Своеобразный подход к религиям. Нельзя сказать что идея новая — в общем это та же теория «эгрегоров». Сначала появляется религия, а потом уже она даёт силу своим адептам. В данном случае только появляется не за счёт потока мыслей людей, а под действием «верхнего мира», где все эти боги присутствуют в натуральном виде.
3. Книга умная. Здравые рассуждения, меткие замечания. Ситуация в книге развивается реалистично, как она бы развивалась происходи всё на самом деле. Количество роялей в кустах сведено к минимуму.
Объективно цикл хороший. Но, на «вкус и цвет» лично мне очень не понравилось несколько моментов.
1. Так ничего и непонятно, по большому счёту. Какую роль играет нижний мир? Почему тут появляются боги, обитатели верхнего мира? Что вообще из себя представляет Мутабор и его прелаты?
2. Все кто борется с главными героями, — мальчики для битья. У героев всё и всегда получается. Что бы не пытались противопоставить им антагонисты — всё уже заранее предусмотрено и не повредит, либо вообще сыграет им на руку.
3. Люди исходя из структуры мира Анклавов, сами по себе — пустое место. Какие-либо способности они могут получить только из высших миров, посредством своей Традиции. Что совсем весело, ближе всего к богу получается те, кто официально имеет наиболее высокие ранги в религии.
4. Концовка.
Мне не нравятся главные герои. Я против людей желающих насаждать светлое будущее, уверенных что лучше тупого народа знают что ему нужно. Нельзя совершать аморальные поступки для пользы страны или спасения человечества. Человечество десятки тысяч лет обходилось без вас и дальше тоже как-нибудь проживёт. А если не проживёт значит это его выбор. До тех пор пока те кто руководит считают народ тупым животным, он так и будет себя вести. Строительство более цивилизованного и гармоничного общества может быть начато только с признания того что у людей есть разум и они способны осознавать последствия своих действий.
kagury, 6 января 2016 г.
Я, наконец-то, дочитала этот цикл. И честно-говоря, вздохнула с облегчением. Очень уж насыщенные деталями тексты, густые и, надо признать, порой утомительные. В Анклавах приличное количество сюжетных линий, все они время от времени пересекаются, но надо отдать должное — не запутываются. Т.е. необходимости вспоминать, кто есть кто (у меня это проблема, я вот в Саге о Форсайтах неспособна никак упомнить, кто кому кем приходится), персонажей много, но все они имеют самостоятельные характеры и не сливаются друг с другом.
Каждая книга цикла — это по сути история одного из главных героев на фоне развития событий в сложносоставном мире. Книг всего пять (и кажется, это самый длинный цикл со времен Мушкетеров, который я дочитала до конца). Цикл довольно ровный, хотя мне показалось, что нечетные книги получились лучше четных. Тем не менее, по прошествии небольшого времени все сливается в памяти в одну длинную историю, финал которой увы, объясняет далеко не все.
У меня осталось странное впечатление от всего цикла. Задумка интересная, но слишком вязкий текст. Много интриг, но при этом Интрига — набросана пунктиром. Харизматичные персонажи, но среди них совсем нет положительных героев. Интересный, умный, сложный мир, но в нем очень мало свободного места и почти нет пауз. От беспросветности этого мира устаешь эмоционально. И в нем почему-то совершенно нет ни юмора, ни иронии. Финал — оставляет кучу вопросов и некоторое разочарование. Причем недосказанным осталось как раз самое для меня любопытное, например,
Где проходит та грань, что разделяет/соединяет Мертвого и Грязнова?
Что/кого представляет собой Чудовище?
Храмовники и Традиция, которой служит Кирилл Грязнов, это звенья одной цепи или одно подчинено другому?
И почему так беззащитен оказался Лунный Заяц?
А Олово? Олово самый обаятельный персонаж в книге, и при этом функционально — он совершенный убийца.
В общем, несмотря на все плюсы, которые фиксирует мозг, подсознание — осталось в замешательстве.
Gourmand, 11 декабря 2015 г.
Совсем недавно читал (перечитывал) цикл Питера Гамильтона «Пришествие ночи». И понял, что мне нравится такая вот космоопера: на стыке твёрдой фантастики и мистики — новая космоопера.
И вот сейчас прочитал «Анклавы» Вадима Панова. И то же ощущение — множество героев, большой мир, разные общины-общества, куча проблем. И мне нравится такая земноопера. Новая земноопера на стыке твёрдой фантастики и мистики.
Однако есть и отличия (и не в пользу Панова, возможно). И там и тут большое, глобальное общество стагнирует, костенеет в своей сытой замкнутости. Но у Гамильтона мир взрывается извне, неким новым фактором, и происходит противостояние, борьба, и непонятно, как решить проблему, кто выстоит и выстоит ли перед лицом такой угрозы.
У Панова мир тоже стагнирует. Но что становится толчком к переменам? Какие такие угрозы встают перед человечеством? Перенаселённость? Отчасти. Но это очень слабая, размытая угроза. Потеря традиции? И снова угроза неявная, расплывчатая. Хакеры, Цифра, нейкисты? Да сотня лет этой философии и все живы.
И Панов «взрывает» мир изнутри, руками адептов, людей, так сказать, продвинутых пользователей планеты. «Пора сделать апгрейд», — подумал Кирилл Грязнов и обрушил мир. Да, это тоже позиция, это тоже толчок, но насколько же слабый по сравнению с «одержимыми» Гамильтона! И от этого (от слабости толчка) и слабость финала (не буду говорить, что с финалом сделал Гамильтон, не о нём речь). Нет катарсиса. Нет эпичного разрешения конфликта. Потому что нет эпичного конфликта. Да? Всё прекрасно, построен Новый Храм, но кто ему радуется? Горстка выживших?
Итого: мир — отличный, конфликты — есть, толчок — внутренний, финал — слабый. Увы.