Вадим Панов «Анклавы»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк )
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа | Азия (Восточная Азия ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Фантастические существа | Сверхъестественные способности, супергерои | Изобретения и научные исследования | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
После мирового энергетического кризиса появились Анклавы — независимые территории, где транснациональные корпорации ведут свои дела независимо от государств, делаются огромные деньги, почти каждый день происходят атаки ломщиков и просто место, где живут люди. И не только люди — там есть храмовники Мутабор, и те, кто пришли к нам из давно забытых Традиций. Но мир не стоит на месте — он движется и развивается — появляются новые технологии, новые болезни и сетевые вирусы, уходят старые Традиции.. И на их месте просто не могут не появиться новые.
По окончании основной сюжетной линии цикл был продолжен как межавторский проект «Анклавы Вадима Панова»
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
Награды и премии:
лауреат |
Серебряная стрела, 2008 // "Реальное" будущее |
Похожие произведения:
Сергей Лукьяненко
«Диптаун»
(1997, цикл)
|
|
|
Нил Стивенсон
«Лавина»
(1992, роман)
|
|
|
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sk0rp, 13 января 2010 г.
Анклавы... Вадим Панов...
Раньше для меня эти слова ничего не значили. Для меня, человека не очень много читающего и не очень хорошо разбирающегося в современной фантастике, Панов был неизвестен. Первое упоминание о нём (для меня как любителя игр) связано с игрой Тайный город онлайн. Тогда я узнал что такой писатель Вадим Панов существует. Второй раз я о нём услышал уже когда стал интересоваться книгами значительно активнее чем играми. Правда руки никак не доходили. Ну а третье, самое главное, о Панове — мне его посоветовали почитать буквально месяц назад. Ну и перед новым годом я решился на серию Анклавы. Почему на неё? Потому что посоветовали. И ничуть не больше.
Итак. Что же я ожидал от серии? Интересного сюжета, наверное. Интересных героев. В общем если коротко: хорошую книгу.
Первое впечатление о серии было не очень хорошее. Быстрое начало, большое количество персонажей, везде что-то происходит, кто-то что-то делает. Сумбурное начало, которое было тяжело понять. Всем начинающим читать серию советую внимательно и сосредоточенно ознакомиться с первыми двумя главами первой книги. Иначе можно будет не понять. Дальше я, как говорится, втянулся. После резкого старта история не сбавляет обороты, но становится более легкой для усвоения. Кража внучки известнейшего человека, поиск, последующая смена имени и родных... А всё из-за денег. А деньги в недалёком будущем, как и сейчас, решают если не всё, то многое. Далее в истории на сцену вышли персонажи с цифровыми именами. В первую очередь Девять и Сорок Два. Она не одни, но по сюжету — важны. Как никак, впереди Эпоха Цифры!
Оставим сюжетные подробности тем кто будет читать книгу. Скажем немного о мире Анклавов. Это будущее. Причем будущее без определённых дат. Можно предположить 2100-й год, можно и другой. Но смысла это иметь не будет. За что автору книги надо сказать огромное СПАСИБО! Мы не привязаны к датам. Вообще. Мы понимаем, какая разница в возрасте между дедом и внучкой. Мы понимаем что если событие произшло пятьдесят лет назад — это довольно давно, а 5 лет назад — относительно недавно. Мы не думаем кто какого года рождения: разве никто себе не представит человека, который, например, собирается поступать в университет? И таких примеров можно привести сотни. Тут даже нету четко расписанной истории мира и развития человечества. Просто потому что оно здесь лишнее. Кто будет думать, сколько лет назад появились «поплавки», сколько лет испытывали «балабайки», сколько времени прошло с момента изобретения той же «балалайки» и до её полноценного внедрения в жизнь общества? А главное зачем об этом думать? Тут есть люди. А события между людьми всегда интереснее.
Кстати о людях. Фантазия Вадима Юрьевича — действительно богата. Десятки персонаей настолько разнообразны, и притом естественны, что каждый найдёт себе героя или героиню, за жизнью которого/которой он будет наблюдать в первую очередь. Конечно можно выделить и Патрицию, и Чайку, и Мёртвого, и ещё несколько основных персонажей. Но не ими одними живёт книга. Не все герои живут долго и счастливо, не все рады происходящему. Ну а о том что не всё получается у них, даже говорить подробно не хочется. Это жизнь! А от неё не уйдёшь.
Как не уйдёшь и от банального сравнения томов. Пожалуй, нет такой серии, о которой читатели не говорили бы: «второй том лучше первого» или «четвёртый том самый крутой, потому что третий был глупым». Но всё же надо понять, в первую очередь это тетралогия. На данный момент. И «Анклавы» — не один мир с разными сюжетами, а одна большая история, финал которой можно ожидать в будущем пятом томе. Тем более что сюжетно к этому читатель готов. По всем этим причинам стоит сказать лишь о том как развивается история. Взлёты и падения — неотъемлимая часть любого произведения, тем более такого объёмного. Плавный подъём интереса в первых томах разбавляется небольшим спадом в третьем и продолжается плавным подъёмом в чётвёртом. И тут то сейчас самое интересное. Скрестим пальцы и будем надеяться что пятый том действительно будет ещё интереснее других и даст ответы на все вопросы и расставит все точки в произведении.
Однако, как бы книга не была интересна, минусы в ней есть. Они небольшие, для кого-то незаметные, для кого-то эти минусы являются плюсами. Но не упомянуть их — обмануть читающего этот отзыв. Во-первых — трудное начало. Но об этом я уже упоминал и потому не остановлюсь подробно. Второй момент — чрезмерная религиозность третьего тома. Столь подробная и понятная религиозная составляющая — огромный плюс к реализму созданного мира. Но вот то, что эта религиозная составляющая в большинстве своём получилась собранной в одном месте — вопрос спорный. Для меня — это отрицательный момент. Это то где мне правда скучно. Хотя и всё понятно. Ну и третий минусик (именно минусик а не минус) за небольшую неравномерность в активности событий. Понятное дело что никому не хочется читать долго пережевываемый момент, который можно прочитать в виде динамичной сценки. И наоборот. Вопрос в другом. Иногда получается так что событие, о котором хочется прочитать уже сейчас оттянуто куда-то глубже в сюжет. Небольшие воспоминания — несомненно хороши. Но когда, например, очередной бевой момент с множеством сторон только готовится — можно потерять нити определённой сюжетной линии. Быть может я слишком придираюсь, но мне показалось именно так.
В ожидании пятого тома я поставил серии 9. Потому что надеялся что Анклавы не станут супердлинным сериалом, а останутся качественной серией без лишних моментов. А сейчас, спустя почти 8 месяцев после начала этого текста я дописываю своё мнение.
И это мнение ничуть не изменилось. Окончание серии получилось именно таким, каким и должно быть. Эта история впервые среди большого количества известных серий получила достойнейшее окончание, после которого навевает ощущение грусти, понимания и уважения. Не каждый год выходят такие серии, которые действительно заставляют нас думать, заставляют нас переживать вместе с персонажами новые события, заставляют открыть в себе даже самые скрытые чувства.
БРАВО, Вадим Панов! Восхитительная серия!
:appl::appl::appl::appl::appl:
rinamagistr, 1 апреля 2013 г.
Книга оставила в моей душе след. Но нельзя назвать его приятным. Достоинства цикла:
1. Увлекательный, яркий мир. Огромные корпорации имеющие безграничную власть. Хакеры лихо проламывающие защиту заводов и военных баз, способные обрушивать с неба военные вертолёты и слушать о чём говорят в кабинетах главы разведок. Закрытое от мира, общество храмовников, отрицающее технологический путь, служащих живому богу, способное создавать генетически модифицированных солдат. Очень всё интересно.)
2. Своеобразный подход к религиям. Нельзя сказать что идея новая — в общем это та же теория «эгрегоров». Сначала появляется религия, а потом уже она даёт силу своим адептам. В данном случае только появляется не за счёт потока мыслей людей, а под действием «верхнего мира», где все эти боги присутствуют в натуральном виде.
3. Книга умная. Здравые рассуждения, меткие замечания. Ситуация в книге развивается реалистично, как она бы развивалась происходи всё на самом деле. Количество роялей в кустах сведено к минимуму.
Объективно цикл хороший. Но, на «вкус и цвет» лично мне очень не понравилось несколько моментов.
1. Так ничего и непонятно, по большому счёту. Какую роль играет нижний мир? Почему тут появляются боги, обитатели верхнего мира? Что вообще из себя представляет Мутабор и его прелаты?
2. Все кто борется с главными героями, — мальчики для битья. У героев всё и всегда получается. Что бы не пытались противопоставить им антагонисты — всё уже заранее предусмотрено и не повредит, либо вообще сыграет им на руку.
3. Люди исходя из структуры мира Анклавов, сами по себе — пустое место. Какие-либо способности они могут получить только из высших миров, посредством своей Традиции. Что совсем весело, ближе всего к богу получается те, кто официально имеет наиболее высокие ранги в религии.
4. Концовка.
Мне не нравятся главные герои. Я против людей желающих насаждать светлое будущее, уверенных что лучше тупого народа знают что ему нужно. Нельзя совершать аморальные поступки для пользы страны или спасения человечества. Человечество десятки тысяч лет обходилось без вас и дальше тоже как-нибудь проживёт. А если не проживёт значит это его выбор. До тех пор пока те кто руководит считают народ тупым животным, он так и будет себя вести. Строительство более цивилизованного и гармоничного общества может быть начато только с признания того что у людей есть разум и они способны осознавать последствия своих действий.
Warlock9000, 22 декабря 2010 г.
Признаться честно, в свое время взялся за «Анклавы» по одной простой причине — очень понравилось название. Что-то в нем чувствуется масштабное, мощное и главенствующее. В общем так или иначе именно название цикла заставило меня купить первые три романа в одной книге, но тогда я даже не подозревал какие разные и сильные эмоции принесет мне знакомство с творчеством Вадима Панова.
Сейчас, заглядывая в недалекое прошлое, я даже не могу толком сказать, что же собственно так захватило меня с начала чтения цикла. Пожалуй в нем от начала и до конца есть все составляющие добротной литературы. Это интереснейший и ураганный сюжет, ни на минуту не дающий отвлечься на протяжении всего цикла. Это огромный, фантастический, и в то же время такой реальный мир будущего. И, разумеется, это потрясающие, живые персонажи, которые просто не могут оставить равнодушным. Причем обилие этих персонажей на квадратный метр пленки...то есть бумаги, не оставляет сомнений, что любимчика вы себе все же выберете. Возможно из ряда плюсов выбиватеся стиль автора. Да, Панов не Эко, не Симмонс, и не Пушкин. Зато читается легко и в сон совсем не клонит, а некоторые цитаты героев можно просто в камне высекать.:gy:
Начинается все вроде довольно просто. Есть Анклавы. Да, государства позволили корпорациям стать сильнее их самих в экономическом плане, и появилилсь такие островки независимости во многих странах, управляемые корпорациями и называемые анклавами, со своими законами и жизнью. Есть много героев, и все невероятно разноплановые. Пожалуй почти во всем цикле каждый герой представляет отдельную, интереснейшую личность. У каждого героя своя судьба и каждый идет своим путем. Но рано или поздно оказывается втянут, иногда и против воли, в игру, которую ведут высшие мира сего. Постепенно вся простота сюжета исчезает когда становится виден масштаб событий. Причем иной раз не спеваешь за ними следить, потому как сюжет писатель задает быстрее некуда.
В отдельности от цикла романы читать практически невозможно. Финал каждого романа является трамплином для начала следующего. Исключение пожалуй составляет только «Костры на алтарях», который начинается от лица неИЗвестных ранее героев. Но постепенно он вгрызается в основной сюжет всего цикла и последующего его события сильно влияют на финал. Каждый из романов построен почти по одинаковому принципу — все линии героев постепенно сходятся и в финале наступает нечто вроде крещендо! Причем весь цикл построен также и от его крещендо (цикла) просто захватывает дух. Вообще схема напомнила фильм «Карты, деньги два ствола»; в конце каждой книги так и хотелось воскликнуть: «На надо же! Они встретились!»...И встречи эти редко заканчиваются в барах с пивом. Скорее в трущобах с береттами.
Герои все просто на заглядение. Редко когда читая разные линии героев доводится с одинаковой радостью встречать каждого из них. В «Анклавах» кто бы ни появлялся на страницах на губах моих всегда появлялась радостная улыбка. Хватает всех; и подонков, и благородных рыцарей, и дураков. Надо отдать Панову должное — среди его егроев есть фактически выходцы фактически из всех слоев общества, что дает право читателю очень даже помечтать. Кто не хотел когда-нибудь владеть и управлять судьбами мира во главе какой-нибудь корпорации? Или быть сверхсекретным и неуловимым шпионом, способным на любые трюки? Или крутым, лучшим в мире хакером? В общем тут как в яндексе — найдется все! Берут герои своими самыми разными качествами. Кауфман, своей холодностью и умением держать все под контролем, Мишенька — невозмутимостью и способностью вести переговоры. Чайка — простотой, добротой и гениальностью. Какой начальник не хотел бы видеть в своих заместителях такого иполнительного помощника как Слоновски? Олово мил, и в то же время не знает жалости, а Грязнов буквально заставляет проникаться к нему симпатией. Ну а такие хлопцы как Бобры — вообще отрада всего цикла. Пожалуй именно они и стали для меня главными любимчиками.:mafia:
Несмотря на сверхскоростной сюжет и великолепно прописанных героев, автор успевает глубоко затронуть и обдумать множество серьезных вопросов. Один из них — это просто напросто описанное Пановым будущее. Если задуматься, то нам светит именно это. Пусть без анклавов, но человечеству вполне возможно грозит промышленный и энергетический тупик. Сколько прошло лет, а дальше Луны мы так и не улетели. Население планеты растет на дрожжах, а планета все же не резиновая. В итоге нас может ожидать абсолютно такая же свистопляска, что творится в анклавах в книге «Хаосовершество», только головы народ будет отрывать друг другу не за «синдин», а за бензин, спиртное и хлеб. Все это печально и заставляет грустить. И все же Панов тонко намекает — красота и любовь спасет мир. И ему хочется верить.
Итог: бесподобная в своем роде вещь. Сильный и проникновенный цикл. Пожалуй навскидку назвать подобное «Анклавам» ничего и не могу. Но если судить по замыслу, в голову приходят «Хранители» Алана Мура и «Падение Гипериона» Дэна Симмонса, там было все настолько же масштабно и ужасно. Я совсем не завистливый человек, но сейчас завидую черной завистью людям, кто еще только ознакомятся с «Анклавами».
Браво, Вадим! Благодаря Вам фантастика стала невообразимо богаче!
dark_yard_1805, 26 января 2023 г.
Первая книга «Московский Клуб» — довольно хороша: автор описывает нам мир, где человечество достигло больших высот в беспроводных сетях и технологиях, генетики, медицине и т.п. после мирового энергетического кризиса, но на фоне этих достижений произошёл и идёт дальше упадок морали и человеческих ценностей — в общем классический киберпанк! Автор знакомит нас с историей мира и поясняет роль анклавов в преодолении энергетического, продовольственного кризисов да и просто об возникновении этих самых анклавов и позже закат их эпохи. Всё это звучит вполне логично: роль капитализма при конкуренции и полной свободе, где несомненно идёт прогресс, но наплевательское отношение к людям никуда не уходит, но сам прогресс идёт до поры установления определённой монополии, когда сама мысль о конкуренции и развитии даже не возникает, а зачем? Ведь снизу никого не пустят, а с равными всегда можно договориться В общем, в первой книги мир возможного будущего, эпохи тотальной глобализации показан вполне неплохо и достаточно логично, да ещё и где миром правит кучка богатеев.
Но всё начинает меняться со 2-ой книги «Поводыри на распутье», к сожалению, не в лучшую сторону, ведь автор активно вводит в книги Традиции (религии). Причём это этакая смесь религии и магии, что в мире научной фантастики ещё имеет место быть, но это должно быть чётко объяснено и вписано в законы мира, чего лично я в этом цикле не заметил и примерно с 3-ей книги «Костры на алтарях» я всё ждал когда же автор это объяснит, но увы, этого не произошло. И возникает логичный вопрос: а зачем это? К чему сюжет, построенный на исполнении некоего плана давно настолько забытой Традиции, что о ней практически никто ничего не знает, да ещё и в киберпанке!
Отдельно стоит упомянуть этих самых последователей забытой Традиции: Грязнова, Кауфмана и других. В книгах не один раз говорится
После прочтения остаётся слишком много вопросов: в чём суть и Традиции и других? Какова связь между Грязновым, Кауфманом и Мутабор?
Подводя итог: сам слог произведений неплох, читается в целом интересно, но никаких философских мыслей как таковых, логики, помимо жизни в анклавах почти и нет, сама же смысловая нагрузка цикла пропадает из-за двигателя сюжета , а именно пресловутых, необъяснённых и нераскрытых Традиций
xaak, 6 января 2011 г.
Вот я и дочитал цикл... Мыслей много, но постараюсь изложить все по-порядку.
Если прочитать отдельно только первую и последнюю книги, то может показаться, что общего у них очень мало, и что они в принципе относятся к разным жанрам. Если вначале мы видим, в общем-то, обычный мир будущего, то в конце переплетается все и сразу: метафизика, религия, новые миры и т.д. Складывается впечатление, что у автора была куча идей и он решил уместить все их в одном месте. Получилось плохо, много непонятного, концы и начала мыслей не увязаны, и логичной связи реалий, которые были задуманы, мягко говоря, мало, и они не убедительны. Думаю главная ошибка в этом цикле, то, что автор затронул идею религии(традиций, богов и т.п.). Во первых: копнул он в этом вопросе не глубоко. Во вторых: копнул криво. Тема эта сложная, и не всем по-плечу, и Панов, к сожалению, в этих книгах не исключение. До конца он ее не довел, да и вести ее начал не с самого начала. Мало объяснений, логики, связанности. Единственное, что у него в этом плане получилось, так это показать преемственность, а так же дать увидеть само понятие традиции в ступенях развития.
Первая книга мне понравилась больше всего. Да и вообще, почти все книги цикла имеют общие составляющие: харизматичные герои, игры умов, экшн и т.д. Написано все простым, понятным языком, двумя словами: читается легко.
А вот после первой, как я писал выше, автора понесло. Спасало только то, что были интриги, и развязку некоторых событий, ну уж очень хотелось узнать. Но так делать, на мой взгляд, не хорошо, не нужно писать ради количества страниц.
garris1969, 20 апреля 2023 г.
Волею случая, перечитываю. Ядреный киберпанк даже сегодня не утратил актуальность. Но увы, если автор прогнозировал меритократию, пусть даже в урезанном виде в качестве Анклавов, то мимо... увы, но мимо. От серости, хоть в виде поглощающих все наномашин, хоть в виде народонаселения, спасения нет и не будет. Последние события в мире только подтверждают это.
kagury, 6 января 2016 г.
Я, наконец-то, дочитала этот цикл. И честно-говоря, вздохнула с облегчением. Очень уж насыщенные деталями тексты, густые и, надо признать, порой утомительные. В Анклавах приличное количество сюжетных линий, все они время от времени пересекаются, но надо отдать должное — не запутываются. Т.е. необходимости вспоминать, кто есть кто (у меня это проблема, я вот в Саге о Форсайтах неспособна никак упомнить, кто кому кем приходится), персонажей много, но все они имеют самостоятельные характеры и не сливаются друг с другом.
Каждая книга цикла — это по сути история одного из главных героев на фоне развития событий в сложносоставном мире. Книг всего пять (и кажется, это самый длинный цикл со времен Мушкетеров, который я дочитала до конца). Цикл довольно ровный, хотя мне показалось, что нечетные книги получились лучше четных. Тем не менее, по прошествии небольшого времени все сливается в памяти в одну длинную историю, финал которой увы, объясняет далеко не все.
У меня осталось странное впечатление от всего цикла. Задумка интересная, но слишком вязкий текст. Много интриг, но при этом Интрига — набросана пунктиром. Харизматичные персонажи, но среди них совсем нет положительных героев. Интересный, умный, сложный мир, но в нем очень мало свободного места и почти нет пауз. От беспросветности этого мира устаешь эмоционально. И в нем почему-то совершенно нет ни юмора, ни иронии. Финал — оставляет кучу вопросов и некоторое разочарование. Причем недосказанным осталось как раз самое для меня любопытное, например,
Где проходит та грань, что разделяет/соединяет Мертвого и Грязнова?
Что/кого представляет собой Чудовище?
Храмовники и Традиция, которой служит Кирилл Грязнов, это звенья одной цепи или одно подчинено другому?
И почему так беззащитен оказался Лунный Заяц?
А Олово? Олово самый обаятельный персонаж в книге, и при этом функционально — он совершенный убийца.
В общем, несмотря на все плюсы, которые фиксирует мозг, подсознание — осталось в замешательстве.
Gourmand, 11 декабря 2015 г.
Совсем недавно читал (перечитывал) цикл Питера Гамильтона «Пришествие ночи». И понял, что мне нравится такая вот космоопера: на стыке твёрдой фантастики и мистики — новая космоопера.
И вот сейчас прочитал «Анклавы» Вадима Панова. И то же ощущение — множество героев, большой мир, разные общины-общества, куча проблем. И мне нравится такая земноопера. Новая земноопера на стыке твёрдой фантастики и мистики.
Однако есть и отличия (и не в пользу Панова, возможно). И там и тут большое, глобальное общество стагнирует, костенеет в своей сытой замкнутости. Но у Гамильтона мир взрывается извне, неким новым фактором, и происходит противостояние, борьба, и непонятно, как решить проблему, кто выстоит и выстоит ли перед лицом такой угрозы.
У Панова мир тоже стагнирует. Но что становится толчком к переменам? Какие такие угрозы встают перед человечеством? Перенаселённость? Отчасти. Но это очень слабая, размытая угроза. Потеря традиции? И снова угроза неявная, расплывчатая. Хакеры, Цифра, нейкисты? Да сотня лет этой философии и все живы.
И Панов «взрывает» мир изнутри, руками адептов, людей, так сказать, продвинутых пользователей планеты. «Пора сделать апгрейд», — подумал Кирилл Грязнов и обрушил мир. Да, это тоже позиция, это тоже толчок, но насколько же слабый по сравнению с «одержимыми» Гамильтона! И от этого (от слабости толчка) и слабость финала (не буду говорить, что с финалом сделал Гамильтон, не о нём речь). Нет катарсиса. Нет эпичного разрешения конфликта. Потому что нет эпичного конфликта. Да? Всё прекрасно, построен Новый Храм, но кто ему радуется? Горстка выживших?
Итого: мир — отличный, конфликты — есть, толчок — внутренний, финал — слабый. Увы.
vitasw, 18 июля 2012 г.
Ох и наворотил же товарищ Панов, наворотил! Первый для меня цикл, который интересен от.. и до.. Цикл, в котором все книги на уровне, на очень высоком уровне (ну может третья книга чуть-чуть подкачала).
Настоящее мужское произведение (да простят меня авторы-женщины), без слюнтяйства и розовых соплей, предельно жестко, правдиво, лаконично, без явной пропаганды и патриотизма. Веришь в созданный жестокий мир; в персонажей, которые в нем живут и поступают соответственно. Соответственно свой выгоде, своей правде.
О достоинствах анклавов можно (и нужно) говорить много.
Крутой боевик с лихо закрученным сюжетом, в котором персонажи живые и живут по законам волчьего времени. Персонажи, которые для достижения своей цели не останавливаются ни перед чем. Их сложные многоходовые комбинации могут посоревноваться с лентой Мёбиуса в искусстве вывихнуть мозг.
Киберпанк, да есть, немного, как вторичный фон. Скорее дополняя разнообразием канву боевика.
Философия — не много, как раз вмеру и в тех местах где это нужно.
Религия, изотерика — буквально на кончике ножа. Но ка бы это выразить, чтоб не раскрыть сюжет... — это рисунок под толстой калькой, который проявляется по мере развития сюжета.
Недостатки — ну вот не хочу я их замечать, совсем не хочу.
Браво господин Панов! Браво!
dimon1979, 10 октября 2010 г.
Долго думал к какому жанру можно отнести цикл «Анклавы»? На первый взгляд — фантастика, мир придуманный автором слишком не похож на тот, который мы знаем, тотальное превосходство компьютера над человеком, можно даже сказать симбиоз человека и машины. Хорошо это или плохо? Новые возможности открываются перед людьми — мгновенный переводчик, отсутствие всяких документов, объем памяти практически безграничный, общение на уровне обмена мыслями, при всех плюсах у этого прогресса есть и противники.
Есть люди, которые не пользуются новыми возможностями, а обходятся только своей головой, но при этом они живут не менее полной жизнью, а многие даже наоборот и даже управляют мощными военными структурами. Также они обладают необычными возможностями, которые не должны быть у людей в конце 21 века, их не фиксируют записывающие устройства, они могут предсказывать будущее и они практически не уязвимы. Это уже не относится к фантастике, это совершенно другой жанр, но и сейчас нельзя четко обозначить направление, в котором написан цикл. Могу смело сказать одно — все пять книг Вадима Панова из цикла «Анклавы» являются настоящими шедеврами литературы, читать эти книги сплошное удовольствие, завидую тем кому еще только предстоит познакомиться с этим миром.
Жестокий, бесчеловечный, рассчитанный только на сильных, не терпящий никаких компромиссов, напичканный всевозможными спецслужбами, полностью компьютеризированный, доведенный практически до полного контроля над человеком, но не утративший связь с древними Традициями, вот таким получился мир Анклавов. Здесь нет места слабакам, хочешь выжить нужно убивать или предавать. Полностью реальный и от того еще более страшный получился мир у Панова, ведь именно в таком мире может и предстоит жить нашим детям или внукам. Все знают, что природные богатства в один прекрасный день закончатся и что будет потом? А потом будет мир Анклавов, в котором нужно будет учиться выживать.
Спасибо за подробную инструкцию выживания в будущем:appl:
corund, 17 июля 2017 г.
Хорошая законченная серия с оригинальным миром. Очень сильно напомнило мне Гиперион, только действие не в космосе, а на одной планете — тоже несколько ярких персонажей, старый мир рушится, стиль киберпанка, элементы мистицизма и автор держит в тайне до самого конца что вообще происходит. Первая книга самая сильная — видно что над ней реально постарались. Остальные книги написаны широкими мазками, типа «ты возьмешь батальон врагов справа, а я уничтожу батальон слева, а потом мы убежим и никто не заметит». 90% мира описано в первой книге. Ну и мистика на пользу серии не пошла, но это дело вкуса.
Большим минусом для меня стало отсутствие персонажей, которым можно сопереживать. До самого конца непонятно что происходит и где плохие, а где хорошие. Даже хорошие герои редкостные мрази, а все нормальные люди либо быстро гибнут, либо третьестепенные персонажи.
Но в целом серия удалась, рекомендую ознакомиться и прочитать как минимум первую книгу.
Бордатый гоблин, 16 января 2016 г.
Анклавы, Вадима Панова начал читать с опасением, был уже опыт когда, поверив хвалебным рецензиям потратил впустую время и деньги. Но тут оказалось всё иначе. Анклавы это- Огормный Мир, Мир собранный из многих порой противоречивых вещей, и потому живой! Магия и технология, нищета и роскошь, последние достижения техники кажущиеся фантастикой, и древние могучие силы и существа, забытые и ставшие преданием, но не утратившие могущества. Множество действующих лиц, всех слоев общества, профессий, характеров, и личностей. Для меня цикл закончился книгой «Хаосовершенство», нужно уметь закончить историю, и расстаться с полюбившимися героями, иначе хорошая вещь превратится в глупый, смешной и откровенно слабый фарс.
тихий омут, 6 июля 2011 г.
Крайне удачный цикл на стыке жанров киберпанка, антиутопии, научной фантастики и городского фентези с захватывающим динамичным сюжетом богатым погонями, перестрелками и хитроумными интригами, запоминающимися персонажами с яркими характерами и интересными глубокими философскими рассуждениями о вопросах, над которыми каждый наверняка задумывался хоть раз в жизни.
Shorek, 7 февраля 2021 г.
Рецензия на 5 книг. Без спойлеров. Книга не для всех, постараюсь описать, кому стоит читать, а кому нет.
Первостепенно стоит прочитать определение жанра, хоть он не полностью отражает настроение цикла.
Киберпа́нк — жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху.
Иными словами, весь цикл представлен в серых тонах. Побеждает не добро и не зло. Множество персонажей, среди которых найдётся победитель, изначально совсем непонятно, кто главный герой, есть ли он? В первых книгах большая интрига с персонажами, затем становится всё более очевидно.
Другой стороной являются «Традиции», что и даёт понять — этот мир не мир будущего Земли, а полностью фантастичный, альтернативный. Автор не пытался изобразить будущее, нет, мир только похож на Землю.
Боги, сверхспособности и так далее довольно странно выглядят на фоне мира будущего, но влияют очень сильно. Автор частенько недоговаривает, создаёт интригу.
Хорошо помогут разобраться теги: киберпанк, антиутопия, религия, сражения, политика, множество персонажей, сверхспособности, армия, организации, корпорации, интриги, боевик, много сюжетных линий, смерть, любовь, ломщики, все против всех.
didshukaj, 6 июля 2020 г.
Возможно, жителям Москвы будет сложнее читать географию Анклавов, но пока я не наткнулся на посвященный этому аспекту коммент, он проходил мимо. К слову, перечитал серию уже раз пять. Или шесть. Понравилась интрига, приситствует элемент драмы, неортодоксальный взгляд на развитие социума — самое важное вобщем-то. Люди, что смотрят на цикл сквозь призму киберпанка, ставят себя в рамки, не понимая, что все книги — о людях и обществах. И градация — это больше киберпанк, а это не киберпанк — она как-то наивновата. Цикл нравится мнением о взаимоотношениях старого и нового, их развитии, конфликте и взаимосвязи.