FantLab ru

Вадим Панов «Анклавы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
2128
Моя оценка:
-

подробнее

Анклавы

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 82
Аннотация:

После мирового энергетического кризиса появились Анклавы — независимые территории, где транснациональные корпорации ведут свои дела независимо от государств, делаются огромные деньги, почти каждый день происходят атаки ломщиков и просто место, где живут люди. И не только люди — там есть храмовники Мутабор, и те, кто пришли к нам из давно забытых Традиций. Но мир не стоит на месте — он движется и развивается — появляются новые технологии, новые болезни и сетевые вирусы, уходят старые Традиции.. И на их месте просто не могут не появиться новые.

Примечание:

По окончании основной сюжетной линии цикл был продолжен как межавторский проект «Анклавы Вадима Панова»


Содержание цикла:

8.20 (2711)
-
97 отз.
8.32 (2234)
-
54 отз.
8.21 (2012)
-
48 отз.
8.25 (1700)
-
33 отз.
8.27 (1541)
-
33 отз.
7.35 (143)
-
4 отз.
7.47 (48)
-
1 отз.
7.26 (102)
-
16 отз.
7.26 (69)
-
5 отз.
7.41 (57)
-
2 отз.
7.14 (92)
-
9 отз.
7.25 (74)
-
7 отз.
7.21 (81)
-
6 отз.
7.34 (50)
-
2 отз.
7.32 (50)
-
3 отз.
7.44 (42)
-
2 отз.
7.24 (49)
-
4 отз.
6.77 (36)
-
7 отз.
7.44 (113)
-
4 отз.
7.30 (124)
-
3 отз.
  • Облава (2013), написано в 2012 // Автор: Андрей Фролов  
6.87 (49)
-
2 отз.
7.12 (48)
-
2 отз.
7.23 (46)
-
2 отз.
7.09 (47)
-
2 отз.
8.20 (47)
-
4 отз.
7.83 (41)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Серебряная стрела, 2008 // "Реальное" будущее

Похожие произведения:

 

 


Московский клуб
2005 г.
Московский клуб
2006 г.
Поводыри на распутье
2006 г.
Костры на алтарях
2008 г.
Анклавы
2009 г.
Продавцы невозможного
2009 г.
Хаосовершенство
2010 г.
Кредит на милосердие
2011 г.
Соколиная охота
2011 г.
Жертвенные львы
2011 г.
Вирус забвения
2011 г.
Пылающий лед
2012 г.
Ипостась
2012 г.
Игры над бездной
2012 г.
Бинарная плащаница
2012 г.
Московский клуб. Поводыри на распутье
2013 г.
Рай Сатаны
2013 г.
Костры на алтарях. Продавцы невозможного
2013 г.
Заложники пустоты
2013 г.
Непостижимая концепция
2013 г.
Поводыри на распутье
2020 г.
Костры на алтарях
2020 г.
Московский клуб
2020 г.
Продавцы невозможного
2021 г.
Хаосовершенство
2021 г.

Аудиокниги:

Московский клуб
2010 г.
Московский клуб
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рецензия на 5 книг. Без спойлеров. Книга не для всех, постараюсь описать кому стоит читать,а кому нет.

Первостепенно стоит прочитать определение жанра,хоть он не полностью отражает настроение цикла.

Киберпа́нк — жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху

Иными словами весь цикл представлен в серых тонах. Побеждает недобро и не зло. Множество персонажей,среди которых найдётся победитель, изначально совсем непонятно кто главный герой,есть ли он? В первых книгах большая интрига с персонажами,затем становится всё более очевидно.

Другой стороной являются «Традиции» , что и даёт понять — этот мир не мир будущего земли,а полностью фантастичный, альтернативный. Автор не пытался изобразить будущее, нет,мир только похож на землю.

Боги,сверхспособности и так далее довольно странно выглядят на фоне мира будущего,но влияют очень сильно. Автор частенько недоговаривает,создаёт интригу.

Хорошо помогут разобраться теги: Киберпанк,антиутопия,религия, сражения,политика,множество персонажей,сверхспособности,армия,организации,корпорации,интриги, боевик,много сюжетных линий,смерть,любовь, ломщики, все против всех.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак русский киберпанк бессмысленный и беспощадный.

Я наконец решил дочитать наверное самый знаменитый цикл этого жанра и я не доволен.

Панов очень специфический писатель который очень хорош и очень плох одновременно. Он обладает уникальным талантом ворлдбилдинга. Его миры выглядит реалистично при максимальной реалистичности. Возможно это особенность языка которымтон пишет и прекрасных персонажей. Но если не думать то читается очень хорошо. Если вдуматься. Дыр в логике больше чем логики.

И вторая особенность этого писателя, очень много красивых «глубоких» рассуждений которые при некотором обдумывании оказываются абсолютно пустыми.

А в этом цикле автор обладающий такими важными особенностями замахнулся на социальный комментарий и рассуждения о религии.

Забавно если в первых книгах кажется что миром управляют корпорации, что национальные государства уходят в прошлое(не будем акцентировать внимания на то как видит автор будущее России) в итоге в финале миром Анклавов правят Традиции. Все остальное это шелуха и пыль а вот то что какие то древние боги обиделись это важно.

Финал вообще ставит в тупик, автор вываливает все развешанные ружья в кучу и кидает гранату не объясняя ничего.

В итоге если вдуматься в финал, мы имеем историю о древней секте поклоняющихся каким то богам(фиг знаетпочему они используют скандинавские руны, явно не имея скандинавского бекграунда) которые устроили апокалипсис. Я бы сказал что главные герои вообще не герои но автор пишет их именно как героев которые вынуждены.

Во имя обновления мира!

Чем они отличаются от того же Сорок два догадаетесь сами.

Межавторскую часть цикла я ещё не читал но не думаю что она пербьет мерзкое послевкусие.

Рекомендую только любителям киберпанка любого сорта и внезапно мистического реализма

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, жителям Москвы будет сложнее читать географию Анклавов, но пока я не наткнулся на посвященный этому аспекту коммент, он проходил мимо. К слову, перечитал серию уже раз пять. Или шесть. Понравилась интрига, приситствует элемент драмы, неортодоксальный взгляд на развитие социума — самое важное вобщем-то. Люди, что смотрят на цикл сквозь призму киберпанка, ставят себя в рамки, не понимая, что все книги — о людях и обществах. И градация — это больше киберпанк, а это не киберпанк — она как-то наивновата. Цикл нравится мнением о взаимоотношениях старого и нового, их развитии, конфликте и взаимосвязи.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я тоже считаю, что Анклавы — самый мощный цикл у Вадима.

В нем есть ну практически все — и мистика, и киберпанк, и нанотехнологии и много чего еще. И ведь как рассказано — оторваться невозможно)))

Сразу оговорюсь — мне нравится всё, что Панов написал. Что то больше, что то меньше — и это нормально. Для меня это проверенный временем автор, по сей день выдающий интересные романы с хорошим сюжетом и историей. Но Анклавы у меня на особом счету. Очень впечатлило. С удовольствием перечитывал уже пару раз. Немаловажный момент — автор не стал растягивать историю на много десятков томов, как сделал это с Тайным городом. Это цельный законченный цикл. И мне это очень нравится.

Высший балл и всеобщие рекомендации))

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помните сцену из фильма «Назад в будущее», в которой Марти МакФлай, впервые оказавшись в 2015 году, приближается к выходу из переулка, чтобы открыть для себя удивительную картину будущего? Так вот, Марти – это читатель, берущий в руки новое фантастическое произведение. Он с любопытством и предвкушением «проглатывает» страницы книги, знакомясь с миром, в который его забросила фантазия автора. Ему хочется вдохнуть воздух этого нового мира, почувствовать, чем живёт он и его жители, увидеть и прикоснуться к чему-то ранее невиданному... На «Московском клубе» и пока осиленных мной 10% второй книги из цикла «Анклавы» фантазия автора спала́. Действие происходит в мире, который безо всякой объяснимой необходимости привязан к географии Москвы. При этом у меня до сих пор нет никакой целостной картины того, как выглядит эта Москва, как выглядят Россия и другие анклавы и страны, как отделены анклавы от территории стран и т.п. В конце концов непонятно даже, как выглядит переулок, из которого я выхожу в этот мир. В книге так: вот кусок Сретенки, где работают какие-то коробейники и травники (напомню, жанр цикла – «киберпанк»), который, по задумке автора, сохранил привычную читателю архитектуру. А вот здание в форме пирамиды в Сити (представить, как оно там помещается, честно, не смог). А вот на территории Москвы районы Болото, Урус, Занзибар, Кришна и другие, которые никак, кроме названий, географически не обозначены, не описаны и введены в основном только для разделения зон по национальности их жителей. А вот названия реально существующих объектов (например, шоссе) упоминаются вместе с вымышленными. С учётом того, что действие почти всегда происходит на той или иной территории, чтение превращается в мучительную работу фантазии по рисованию (не дорисовыванию, что часто бывает интересным, а именно рисованию) окружения для происходящих в книгах сцен.

Атрибуты жанровой принадлежности здесь настолько второстепенны, что иной раз кажется, что добавлены автором «для нагрузки», хотя истинно смысловой нагрузки практически не несут. И, да, это киберпанк с бумажными деньгами, бумажными же газетами, проводами, коммуникаторами, а использование приставки «нано-», видимо, позволяет автору поднять общую киберпанковость его произведений на невиданный доселе уровень (наномаска, наноэкран, наномедицина, наноскоп, нанофильтр и проч.).

Будь это полностью выдуманный мир или более близкое к нам будущее в известной нам географии, чтение не было бы таким болезненным. По крайней мере, для меня.

Собственно, мои few words: вместо живого и увлекающего читателя мира у автора получился набор безликих и безжизненных локаций, убивающий неплохой в целом сюжет с заложенной в него тонкой нитью интриги, ради которой, видимо, и стоит продолжать чтение. По крайней мере, до тех пор, пока хватает терпения.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая законченная серия с оригинальным миром. Очень сильно напомнило мне Гиперион, только действие не в космосе, а на одной планете — тоже несколько ярких персонажей, старый мир рушится, стиль киберпанка, элементы мистицизма и автор держит в тайне до самого конца что вообще происходит. Первая книга самая сильная — видно что над ней реально постарались. Остальные книги написаны широкими мазками, типа «ты возьмешь батальон врагов справа, а я уничтожу батальон слева, а потом мы убежим и никто не заметит». 90% мира описано в первой книге. Ну и мистика на пользу серии не пошла, но это дело вкуса.

Большим минусом для меня стало отсутствие персонажей, которым можно сопереживать. До самого конца непонятно что происходит и где плохие, а где хорошие. Даже хорошие герои редкостные мрази, а все нормальные люди либо быстро гибнут, либо третьестепенные персонажи.

Но в целом серия удалась, рекомендую ознакомиться и прочитать как минимум первую книгу.

Оценка: 10
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал три романа из цикла. Жаль потраченого времени на прочтение и денег за книгу.

Оценка: 1
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучший, на мой взгляд, цикл Панова. Продуманный мир, смесь мистики и киберпанка. Антиутопия, но читается так, что кажется, что описанный мир — вполне вероятный вариант развития цивилизации. Эволюция религий — отдельная тема. Герои глубоко прописаны, очень быстрое развитие сюжета.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Олово — супер персонаж. И в аудиокниге с озвучкой Светланы Никифоровой звучит хорошо. «За-ачем вы та-ак много говорите?».

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совсем недавно читал (перечитывал) цикл Питера Гамильтона «Пришествие ночи». И понял, что мне нравится такая вот космоопера: на стыке твёрдой фантастики и мистики — новая космоопера.

И вот сейчас прочитал «Анклавы» Вадима Панова. И то же ощущение — множество героев, большой мир, разные общины-общества, куча проблем. И мне нравится такая земноопера. Новая земноопера на стыке твёрдой фантастики и мистики.

Однако есть и отличия (и не в пользу Панова, возможно). И там и тут большое, глобальное общество стагнирует, костенеет в своей сытой замкнутости. Но у Гамильтона мир взрывается извне, неким новым фактором, и происходит противостояние, борьба, и непонятно, как решить проблему, кто выстоит и выстоит ли перед лицом такой угрозы.

У Панова мир тоже стагнирует. Но что становится толчком к переменам? Какие такие угрозы встают перед человечеством? Перенаселённость? Отчасти. Но это очень слабая, размытая угроза. Потеря традиции? И снова угроза неявная, расплывчатая. Хакеры, Цифра, нейкисты? Да сотня лет этой философии и все живы.

И Панов «взрывает» мир изнутри, руками адептов, людей, так сказать, продвинутых пользователей планеты. «Пора сделать апгрейд», — подумал Кирилл Грязнов и обрушил мир. Да, это тоже позиция, это тоже толчок, но насколько же слабый по сравнению с «одержимыми» Гамильтона! И от этого (от слабости толчка) и слабость финала (не буду говорить, что с финалом сделал Гамильтон, не о нём речь). Нет катарсиса. Нет эпичного разрешения конфликта. Потому что нет эпичного конфликта. Да? Всё прекрасно, построен Новый Храм, но кто ему радуется? Горстка выживших?

Итого: мир — отличный, конфликты — есть, толчок — внутренний, финал — слабый. Увы.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цикл «Анклавы» это все же одно цельное произведение, где все связанно крепкими узами, где интересный мир, огромное обилие персонажей на любой вкус и цвет и нет ни одного «злодея», все делают ровно то, что требует от него обстоятельства.В этом книжном сериале восхитительно все, вся история перетекает в следующую и так далее, все довольно близко к читателю и думаю не оставит без переживания и радости.

Серия шикарна, а больше говорить и не стоит.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила в моей душе след. Но нельзя назвать его приятным. Достоинства цикла:

1. Увлекательный, яркий мир. Огромные корпорации имеющие безграничную власть. Хакеры лихо проламывающие защиту заводов и военных баз, способные обрушивать с неба военные вертолёты и слушать о чём говорят в кабинетах главы разведок. Закрытое от мира, общество храмовников, отрицающее технологический путь, служащих живому богу, способное создавать генетически модифицированных солдат. Очень всё интересно.)

2. Своеобразный подход к религиям. Нельзя сказать что идея новая — в общем это та же теория «эгрегоров». Сначала появляется религия, а потом уже она даёт силу своим адептам. В данном случае только появляется не за счёт потока мыслей людей, а под действием «верхнего мира», где все эти боги присутствуют в натуральном виде.

3. Книга умная. Здравые рассуждения, меткие замечания. Ситуация в книге развивается реалистично, как она бы развивалась происходи всё на самом деле. Количество роялей в кустах сведено к минимуму.

Объективно цикл хороший. Но, на «вкус и цвет» лично мне очень не понравилось несколько моментов.

1. Так ничего и непонятно, по большому счёту. Какую роль играет нижний мир? Почему тут появляются боги, обитатели верхнего мира? Что вообще из себя представляет Мутабор и его прелаты?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему, если шарахнуть по Земле энергетическим лучом то откроются ворота на другие планеты?
И не говорите что тут великий и таинственный авторский замысел, просто Вадиму Юрьевичу лень было эти вопросы продумывать.

2. Все кто борется с главными героями, — мальчики для битья. У героев всё и всегда получается. Что бы не пытались противопоставить им антагонисты — всё уже заранее предусмотрено и не повредит, либо вообще сыграет им на руку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Генерал Ляо только копошиться, суетится, ничего вообще не может добиться и не пикнув умирает в свое время. Когда в пятой книге Ахо похищает Патрицию, то от скуки скулы сводит. Сразу ясно что сейчас Олово всех порубает одной левой, Папа Джезе как и хотел Мёртвый станет Настоятелем, а если что — Пэт всех щелчком пальцев по полу размажет.
Непонятно почему представители всех религий, кроме Католического Вуду, способны, в лучшем случае, на слабое предвидение.

3. Люди исходя из структуры мира Анклавов, сами по себе — пустое место. Какие-либо способности они могут получить только из высших миров, посредством своей Традиции. Что совсем весело, ближе всего к богу получается те, кто официально имеет наиболее высокие ранги в религии.

4. Концовка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если цивилизации не хватило ума чтобы решить свои проблемы здесь и мирно жить с себе подобными, то не лучшая идея дать ей распространятся по галактике.

Мне не нравятся главные герои. Я против людей желающих насаждать светлое будущее, уверенных что лучше тупого народа знают что ему нужно. Нельзя совершать аморальные поступки для пользы страны или спасения человечества. Человечество десятки тысяч лет обходилось без вас и дальше тоже как-нибудь проживёт. А если не проживёт значит это его выбор. До тех пор пока те кто руководит считают народ тупым животным, он так и будет себя вести. Строительство более цивилизованного и гармоничного общества может быть начато только с признания того что у людей есть разум и они способны осознавать последствия своих действий.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Анклавы, Вадима Панова начал читать с опасением, был уже опыт когда, поверив хвалебным рецензиям потратил впустую время и деньги. Но тут оказалось всё иначе. Анклавы это- Огормный Мир, Мир собранный из многих порой противоречивых вещей, и потому живой! Магия и технология, нищета и роскошь, последние достижения техники кажущиеся фантастикой, и древние могучие силы и существа, забытые и ставшие преданием, но не утратившие могущества. Множество действующих лиц, всех слоев общества, профессий, характеров, и личностей. Для меня цикл закончился книгой «Хаосовершенство», нужно уметь закончить историю, и расстаться с полюбившимися героями, иначе хорошая вещь превратится в глупый, смешной и откровенно слабый фарс.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я, наконец-то, дочитала этот цикл. И честно-говоря, вздохнула с облегчением. Очень уж насыщенные деталями тексты, густые и, надо признать, порой утомительные. В Анклавах приличное количество сюжетных линий, все они время от времени пересекаются, но надо отдать должное — не запутываются. Т.е. необходимости вспоминать, кто есть кто (у меня это проблема, я вот в Саге о Форсайтах неспособна никак упомнить, кто кому кем приходится), персонажей много, но все они имеют самостоятельные характеры и не сливаются друг с другом.

Каждая книга цикла — это по сути история одного из главных героев на фоне развития событий в сложносоставном мире. Книг всего пять (и кажется, это самый длинный цикл со времен Мушкетеров, который я дочитала до конца). Цикл довольно ровный, хотя мне показалось, что нечетные книги получились лучше четных. Тем не менее, по прошествии небольшого времени все сливается в памяти в одну длинную историю, финал которой увы, объясняет далеко не все.

У меня осталось странное впечатление от всего цикла. Задумка интересная, но слишком вязкий текст. Много интриг, но при этом Интрига — набросана пунктиром. Харизматичные персонажи, но среди них совсем нет положительных героев. Интересный, умный, сложный мир, но в нем очень мало свободного места и почти нет пауз. От беспросветности этого мира устаешь эмоционально. И в нем почему-то совершенно нет ни юмора, ни иронии. Финал — оставляет кучу вопросов и некоторое разочарование. Причем недосказанным осталось как раз самое для меня любопытное, например,

Где проходит та грань, что разделяет/соединяет Мертвого и Грязнова?

Что/кого представляет собой Чудовище?

Храмовники и Традиция, которой служит Кирилл Грязнов, это звенья одной цепи или одно подчинено другому?

И почему так беззащитен оказался Лунный Заяц?

А Олово? Олово самый обаятельный персонаж в книге, и при этом функционально — он совершенный убийца.

В общем, несмотря на все плюсы, которые фиксирует мозг, подсознание — осталось в замешательстве.

Оценка: 7
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Анклавы... Вадим Панов...

Раньше для меня эти слова ничего не значили. Для меня, человека не очень много читающего и не очень хорошо разбирающегося в современной фантастике, Панов был неизвестен. Первое упоминание о нём (для меня как любителя игр) связано с игрой Тайный город онлайн. Тогда я узнал что такой писатель Вадим Панов существует. Второй раз я о нём услышал уже когда стал интересоваться книгами значительно активнее чем играми. Правда руки никак не доходили. Ну а третье, самое главное, о Панове — мне его посоветовали почитать буквально месяц назад. Ну и перед новым годом я решился на серию Анклавы. Почему на неё? Потому что посоветовали. И ничуть не больше.

Итак. Что же я ожидал от серии? Интересного сюжета, наверное. Интересных героев. В общем если коротко: хорошую книгу.

Первое впечатление о серии было не очень хорошее. Быстрое начало, большое количество персонажей, везде что-то происходит, кто-то что-то делает. Сумбурное начало, которое было тяжело понять. Всем начинающим читать серию советую внимательно и сосредоточенно ознакомиться с первыми двумя главами первой книги. Иначе можно будет не понять. Дальше я, как говорится, втянулся. После резкого старта история не сбавляет обороты, но становится более легкой для усвоения. Кража внучки известнейшего человека, поиск, последующая смена имени и родных... А всё из-за денег. А деньги в недалёком будущем, как и сейчас, решают если не всё, то многое. Далее в истории на сцену вышли персонажи с цифровыми именами. В первую очередь Девять и Сорок Два. Она не одни, но по сюжету — важны. Как никак, впереди Эпоха Цифры!

Оставим сюжетные подробности тем кто будет читать книгу. Скажем немного о мире Анклавов. Это будущее. Причем будущее без определённых дат. Можно предположить 2100-й год, можно и другой. Но смысла это иметь не будет. За что автору книги надо сказать огромное СПАСИБО! Мы не привязаны к датам. Вообще. Мы понимаем, какая разница в возрасте между дедом и внучкой. Мы понимаем что если событие произшло пятьдесят лет назад — это довольно давно, а 5 лет назад — относительно недавно. Мы не думаем кто какого года рождения: разве никто себе не представит человека, который, например, собирается поступать в университет? И таких примеров можно привести сотни. Тут даже нету четко расписанной истории мира и развития человечества. Просто потому что оно здесь лишнее. Кто будет думать, сколько лет назад появились «поплавки», сколько лет испытывали «балабайки», сколько времени прошло с момента изобретения той же «балалайки» и до её полноценного внедрения в жизнь общества? А главное зачем об этом думать? Тут есть люди. А события между людьми всегда интереснее.

Кстати о людях. Фантазия Вадима Юрьевича — действительно богата. Десятки персонаей настолько разнообразны, и притом естественны, что каждый найдёт себе героя или героиню, за жизнью которого/которой он будет наблюдать в первую очередь. Конечно можно выделить и Патрицию, и Чайку, и Мёртвого, и ещё несколько основных персонажей. Но не ими одними живёт книга. Не все герои живут долго и счастливо, не все рады происходящему. Ну а о том что не всё получается у них, даже говорить подробно не хочется. Это жизнь! А от неё не уйдёшь.

Как не уйдёшь и от банального сравнения томов. Пожалуй, нет такой серии, о которой читатели не говорили бы: «второй том лучше первого» или «четвёртый том самый крутой, потому что третий был глупым». Но всё же надо понять, в первую очередь это тетралогия. На данный момент. И «Анклавы» — не один мир с разными сюжетами, а одна большая история, финал которой можно ожидать в будущем пятом томе. Тем более что сюжетно к этому читатель готов. По всем этим причинам стоит сказать лишь о том как развивается история. Взлёты и падения — неотъемлимая часть любого произведения, тем более такого объёмного. Плавный подъём интереса в первых томах разбавляется небольшим спадом в третьем и продолжается плавным подъёмом в чётвёртом. И тут то сейчас самое интересное. Скрестим пальцы и будем надеяться что пятый том действительно будет ещё интереснее других и даст ответы на все вопросы и расставит все точки в произведении.

Однако, как бы книга не была интересна, минусы в ней есть. Они небольшие, для кого-то незаметные, для кого-то эти минусы являются плюсами. Но не упомянуть их — обмануть читающего этот отзыв. Во-первых — трудное начало. Но об этом я уже упоминал и потому не остановлюсь подробно. Второй момент — чрезмерная религиозность третьего тома. Столь подробная и понятная религиозная составляющая — огромный плюс к реализму созданного мира. Но вот то, что эта религиозная составляющая в большинстве своём получилась собранной в одном месте — вопрос спорный. Для меня — это отрицательный момент. Это то где мне правда скучно. Хотя и всё понятно. Ну и третий минусик (именно минусик а не минус) за небольшую неравномерность в активности событий. Понятное дело что никому не хочется читать долго пережевываемый момент, который можно прочитать в виде динамичной сценки. И наоборот. Вопрос в другом. Иногда получается так что событие, о котором хочется прочитать уже сейчас оттянуто куда-то глубже в сюжет. Небольшие воспоминания — несомненно хороши. Но когда, например, очередной бевой момент с множеством сторон только готовится — можно потерять нити определённой сюжетной линии. Быть может я слишком придираюсь, но мне показалось именно так.

В ожидании пятого тома я поставил серии 9. Потому что надеялся что Анклавы не станут супердлинным сериалом, а останутся качественной серией без лишних моментов. А сейчас, спустя почти 8 месяцев после начала этого текста я дописываю своё мнение.

И это мнение ничуть не изменилось. Окончание серии получилось именно таким, каким и должно быть. Эта история впервые среди большого количества известных серий получила достойнейшее окончание, после которого навевает ощущение грусти, понимания и уважения. Не каждый год выходят такие серии, которые действительно заставляют нас думать, заставляют нас переживать вместе с персонажами новые события, заставляют открыть в себе даже самые скрытые чувства.

БРАВО, Вадим Панов! Восхитительная серия!

:appl::appl::appl::appl::appl:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх