Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Kalkin» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9

Статья написана 25 февраля 2012 г. 21:14

Красная Свадьба, прощальный пир Джоффри Баратеона, выстрел в упор из так кстати подвернувшегося арбалета... Буря мечей оставила после себя долгую память, и ее последствия миру предстоит расхлебывать еще долго. Но словно этого мало, в игру престолов, смыкая строй, вступают новые игроки, вовсе не заинтересованные в сохранении существующего миропорядка. Так наступает время стервятников.

Игра престолов и повседневная жизнь простого народа теперь равноправны, хотя к этому и непросто привыкнуть. После яркой палитры красок политики, власти и влияния вернуться к хмурой и монотонной палитре повседневности нелегко. Поэтому и кажутся поначалу настолько скучными главы Бриенны. Ведь читатель, в отличие от героя, знает даже то, что странствие в поисках Сансы Старк заранее обречено на неудачу. Не сразу приходит понимание того, что данная сюжетная линия представляет собой в первую очередь инструмент. Его главная цель — не дать читателю забыть о последствиях, к которым приводят решения облеченных властью людей. Ведь за политическими и макроэкономическими последствиями Войны Пяти Королей, как обычно, скрываются страдания и боль простого народа, плоть от плоти этой несчастной выжженной земли. Восхищаясь умело разыгранной партией, легко забыть, что доска для игры кое-где превратилась в пустошь, а пешки в игре живы и не менее игроков способны чувствовать боль.

Конечно, подобная смена планов использовалась автором и раньше, достаточно вспомнить главы Арьи Старк из "Битвы Королей". Однако только в "Пире стервятников" повседневная жизнь не привязана напрямую к переживаниям конкретного героя. Так, Бриенна чаще оказывается свидетелем событий, чем непосредственных их участником. Благодаря ей мы видим, как простые люди, уходя в леса, постепенно теряют человечность, как "люди короля" из легендарного отряда лорда Берика постепенно превращаются в ожесточенных, безжалостных и скорых на расправу бандитов, которым Mother Merciless как нельзя лучше подходит в качестве лидера.

Политическая карта мира расцвела новыми красками. В то время как на горизонте восходят новые звезды, старые центры силы, напротив, теряют свое могущество. С уходом Тайвина Ланнистера все его достижения готовы рассыпаться как карточный домик благодаря усилиям Серсеи, которая с непогрешимой уверенностью в себе совершает одну стратегическую ошибку за другой. Даже столь близкий ей когда-то Джейми (кстати, один из самых интересных героев "Пира"!) не в состоянии что-либо изменить. Серьезные экономические проблемы Железного Трона в сочетании с неожиданным усилением Церкви только стервятникам способны добавить уверенности в завтрашнем дне.

Впрочем, ситуация в мире в принципе нестабильна. Результаты выборов нового короля на Железных островах при любом раскладе не сулят ничего хорошего континенту Вестероса, в то время как Дорн ведет куда более осторожную игру. Разумеется, читателю доведется побывать в самом сердце каждого из новых центров силы и них и сполна прочувствовать вкус внутренних разногласий. Как всегда на высоте и эмоциональная составляющая каждого из таких экскурсов. В лучших традициях "Песни Льда и Огня" личностный уровень восприятия мира и последовательность глобальных событий переплетены так, что невозможно их разделить.

В целом "Пир Cтервятников" — это достойное и продуманное продолжение серии. С одной стороны, сохранены общие для книг "Песни Льда и Огня" достоинства, такие как сочетание высочайшей детализации событийного полотна с маштабностью, яркость и продуманность характеров, мастерство связи частных и общих планов. С другой стороны, создается впечатление, что повествование искусственно поддерживается в равновесии. Именно это едва уловимое ощущение искусственности, а вовсе не ощутимое снижение темпа, и не дает мне поставить книге наивысшую оценку.

9/10


Статья написана 1 января 2012 г. 21:39

Насыщенность событиями и впечатлениями — одна из главных черт ушедшего года. Я освоился с заказом книг на Амазоне, летом 2011 года наконец-то оформил себе заграничный паспорт, замечательно отдохнул на Балтийском море, влюбился в дюны Куршской косы и провел три незабываемых дня в стольном Киеве в окрестности Дня Незалежности Украины. На излете года, в декабре, я сменил работу, вновь открыв для себя пространство для роста.

Не обошелся год и без книжных открытий. Акценты прошлых лет сместились, и теперь тот факт, что книг на английском я читаю больше, чем на русском, справедлив не только для технической, но и для фантастической литературы. Более того, художественную литературу на английском я предпочитаю слушать, радуя тем самым уставшие глаза.

Я почти не слежу за новинками. Не добрался даже до "Танца с драконами", ведь для того, чтобы переслушать на английском всю "Песнь льда и огня", нужно немало времени. Третий месяц подряд я слушаю эту песнь в превосходном исполнении человека по имени Roy Dotrice, и никуда не тороплюсь. Так что список книг, предлагаемый вашему вниманию ниже — это просто список лучших книг, с которыми я познакомился в 2011 году. Порядок в списке имеет значение, и для аудиокниг в комментарии к позиции я указываю фамилию чтеца. Ведь от этого человека тоже многое зависит.


    1) Gene Wolfe. Peace;
    2) Douglas Adams. The Hitch Hiker's Guide to the Galaxy (read by Stephen Fry);
    3) Gene Wolfe. The Book of the Long Sun (read by Jonathan Davis);
    4) J. K. Rowling. Harry Potter (read by Stephen Fry);
    5) K. J. Parker. The Hammer;
    6) Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель.

Если же говорить о non fiction, который я читаю мало, то безоговорочно лучшей я считаю книгу "Добыча" Дэниела Ергина.


Статья написана 13 октября 2011 г. 14:09

Забытая богами империи колония вдалеке от метрополии. В небольшой портовый городок нечасто заходят корабли, и лишь единицы приплывают сюда по собственной воле. Последний гарнизон покинул эти земли много лет назад, и власть империи уже не так сильна, как раньше. Но когда-то сюда ссылали неугодных новому режиму, и гордые обитатели Столового плато, потомки знатного аристократического рода met’Oc могли бы многое рассказать об этом. Ныне о былой славе древнего рода напоминают лишь гордость и фамильная честь, принимающая порой странные формы. Чтобы выжить и остаться независимыми от внешнего мира, членам семьи мет’Ок приходится самостоятельно возделывать землю, разводить скот, промышлять охотой и грабежами. Впрочем, обитатели долины, фермеры и торговцы, лишены даже такой свободы. Слишком сильна их зависимость от всемогущей Компании, монопольно распоряжающейся ресурсами края. Пожалуй, только коренные жители этих мест могли бы назвать себя по-настоящему свободными людьми. Только где их искать?..

Жизнь в колонии течет размеренно, и статус-кво сохранялся на протяжении многих лет. До тех пор, пока младший сын мет'Ок, Gignomai, не сбежал из дома вниз, в город, чтобы перевернуть мир, построив первую в истории колонии фабрику. Так началось время перемен.

Действие романа К. Дж. Паркера разворачивается в вымышленном мире, не содержащем ни грана магии. При этом география и история мира скорее условны, чем альтернативны. Исторические параллели с эпохой колониализма очевидны, однако автора интересует лишь проблематика колониализма в целом, в виде контекста конфликтных ситуаций. Существенно большее внимание уделяется особенностям быта и истории техники. Так, в качестве огнестрельного оружия в семье мет’Ок используются не абстрактные однозарядные пистолеты, а вполне конкретные образцы с замком системы snaphaunce. Впрочем, внимание к такого рода деталям всегда было визитной карточкой Паркера.

Стиль автора, как и в ранних романах, отличается последовательностью, точностью и продуманностью изложения, но в центре внимания теперь находятся живые люди, а не шаблоны. Тщательное исследование мотивов героев и подоплеки их поступков для автора не менее важно, чем воссоздание достоверного окружения. “The Hammer” – это жесткий, тяжелый роман. Паркер ведет разговор с читателем прямо, без обиняков, последовательно вскрывая нелицеприятную подноготную действующих конфликтов.

Первый, фоновый конфликт связан с зависимостью колонии от метрополии и Компании-монополиста. Высокие налоги, запрет на производство орудий труда, отсутствие у фермеров прав собственности на землю — все это ухудшает и без того нелегкие условия жизни колонистов. Недовольство политикой метрополии рано или поздно должно было подтолкнуть людей к действиям.

Сложные взаимоотношения между простолюдинами-горожанами и семьей мет’Ок образуют почву для второго конфликта. Люди живут в условиях шаткого мира, и достаточно одному человеку раздуть пламя, чтобы все усилия миротворцев вроде мэра Marzo Opello пошли прахом и конфликт разгорелся с новой силой.

Третий конфликт связан с взаимоотношениями членов семьи Мет’Ок между собой. Отец семейства, Phainomai, умен, эрудирован и бескомпромиссен. Это человек долга и приверженец старых, по большому счету уже неактуальных правил. У старшего сына нет ни секунды покоя — Sthenomai тащит на своем горбу все хозяйство. Lusomai, средний сын, отвечает одновременно и за военную подготовку, и за поддержание хрупкого мира. Gignomai же до поры до времени остается неприкаянным, и тем не менее из трех братьев как раз он сильнее всего напоминает отца…

Именно Гигномай откроет дорогу пламени глобальных перемен, взведя курок. Именно он, умелый, терпеливый и умный игрок, окажется в центре всех трех конфликтов.
В возрасте 14 лет линия разлома определит его будущее. Случится что-то серьезное, что-то очень важное. Так возникнет искра, которая однажды сделает прошлое пеплом.

Спустя семь с лишним лет, смотря на Гигномая глазами его друга детства, Furio Opello, мы видим сложного, противоречивого и страшного человека, в котором сочетаются ум и изобретательность, обаяние и жестокость, щедрость, расчетливость и практичность. Все его поступки подчинены стремлению к одной цели. Страшной цели, о которой нам лучше было бы и не подозревать.

Но вот пик эмоционального накала пройден, и цель достигнута. Казалось бы, самое время остановиться, ведь все уже сказано. Или все-таки не все?.. Зная, что для законченности образа важна каждая мелочь, К. Дж. Паркер спокойно и неторопливо добавляет последние штрихи к портретам героев, получая в результате произведение подлинного инженерного искусства.

9/10


Статья написана 3 сентября 2011 г. 20:49

В пятницу, 2 сентября UPS привез мне на работу пару посылок от американского Амазона. Не могу не выложить по такому событию фотографии своих новых сокровищ, благо что среди них есть весьма примечательные издания. Доставка, конечно, золотая, но раз в год такое можно себе позволить. :-)

Как можно убедиться, я продолжаю собирать Вулфа, но в этот раз прихватил и Толкиена в, осмелюсь сказать, почти что коллекционных изданиях. Издания просто потрясающие! ^_^ Чтением я теперь обеспечен на год вперед. 8-)

А вот так выглядит моя "иностранная" полка в целом

Статья написана 27 августа 2011 г. 20:06

Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель

В творчестве Антуана де Сент-Экзюпери "Цитадель" занимает особое место. По сути это манифест тех идей, которые писатель вкладывал в ранние свои произведения, ведь еще в "Ночном Полете" жизнь Ривьера, директора почтовых авиалиний, была подчинена тем законам и правилам, которые столь четко, подчас даже афористично формулируются в "Цитадели".

Смысл жизни, по Экзюпери, в действии, в бесконечном процессе развития. Обманываются те, кто делят жизнь на две части: достижение целей и наслаждение плодами. Разве дерево, вырастив плоды, наслаждается ими? Смысл жизни в том, чтобы тратить себя, творить и ошибаться на пути, но не потреблять. Смысл в том, чтобы сделать то, что должно быть сделано.

Личные истины "Цитадели" на удивление хорошо подходят к ощущениям из моей собственной жизни, предоставляя точку опоры в минуту сомнений. Но роман — это еще и сборник общественных истин. Идей о необходимости порядка и строгих правил, о важности традиций и разрушительности бесконтрольных перемен, не предлагающих новых ценностей. Да, они могут быть спорны. Но важно то, что идеи Экзюпери могут помочь человеку задуматься. И, возможно, даже указать путь.

С литературной точки зрения произведение выполнено в стиле восточной притчи. Цветистость и пышность слога непривычны после той простоты и ясности изложения, которые столь характерны для творчества писателя. И в то же время стилистика здесь второстепенна. Яркие образы, легко запоминающиеся фразы только подчеркивают идейное наполнение. Стержень повествования составляют упомянутые ранее идеи, повторяющиеся снова и снова в вариациях притчевых сцен. Не заметить их невозможно.

Вопреки фактам, произведение не кажется незаконченным. Все, что нужно сказано. Нам осталось только услышать.

9/10


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9




  Подписка

Количество подписчиков: 49

⇑ Наверх