Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Shean» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 ноября 2018 г. 20:31

Прошу прощения у почтеннейших Фантлаберов, совершенно забыла выставить сюда. Исправляюсь.

Рецензия на "Остров Сахалин" Эдуарда Веркина. Именно то, благодаря чему на Фантассамблее у меня часто бывал отсутствующий вид — обдумывала именно ее.

Единорог за райскими вратами

"Строго говоря, "Остров Сахалин" — это вообще несколько разных книг. Эти книги имеют приблизительно общую фабулу, но написаны в совершенно разных жанрах (и не все они относятся к "большой литературе"). Но сделать так, чтобы люди под одной обложкой находили разные истории, удавалось еще Льюису Кэрроллу, так что многослойность вещь сама по себе ценная, но не то, чтобы удивительная. Уникальный фокус, который совершает на глазах изумленного читателя Эдуард Веркин, заключается в том, что...(читать дальше)


Статья написана 14 ноября 2018 г. 10:10

Электронная публикация...

Вампирское любовное фэнтези...

Внезапно рекомендую!




Лилит Мазикина известна как феминистка, журналистка и блогерка. Но плох тот журналист, который не напишет книгу, причем книгу в самом-самом вызывающем для себя жанре. Новостники пишут задумчивые философские притчи, аналитики — залихватские утопии, а для феминистки трудно придумать жанр контрастнее, чем любовный вампирский роман.

Цикл «Волчицы венского леса» начинается как самый что ни на есть любовный, самый что ни на есть вампирский роман… Но, строго следуя правилам жанра (обольстительный мудрый вампир. Влюбленный и верный волк. Необходимая обоим, как воздух, не-такая-уж-и-красавица, обладающая особыми талантами), цикл выскальзывает из его границ.

Действие начинается в наше время (мобильники, интернет), но как-то не совсем здесь. Карта Восточной Европы (да будем честными, кто ее нынче хорошо себе представляет?) какая-то не такая. Вторая мировая окончилась вроде бы примерно так же, как и в нашей реальности… И уверенного мира после окончания войны так и не настало. Но мозаика разбившихся вдребезги за двадцатый век империй лежит немного не так. Что, впрочем, мало меняет сюжет, а что у отличий есть причины — становится ясно вовсе не в первой книге.

Итак, где-то в Восточной Европе живет девушка — охотница на вампиров. Нет, не очистительница мира, ей просто, по роду наследственных причин, нужно иногда питаться вампирской кровью. Нет, она такая не одна. Оказывается, люди с такими свойствами иногда рождаются среди цыган.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Статья написана 24 октября 2018 г. 14:49

Статья на Крупе о любопытном цикле фантастики ближнего прицела: Меганезии


....На первый взгляд, мы имеем дело с многосерийной «стрелялкой» в разнообразных экзотических декорациях. На второй взгляд — с новеллизацией Лурка (цинизм, атеизм, анархизм, много движняка, много секса). С третьего же взгляда открываются параллели...

https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/ret...


Картинка для пояснения общих декораций и эмоционального настроя


Статья написана 3 октября 2018 г. 15:34

Статья о том может ли неизданная книга быть популярной, книга без сюжета иметь цельность, и какое отношение описываемое в ней имеет к читателю (спойлер: прямое)


https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/ret...


Статья написана 8 июня 2018 г. 20:10

"

Любопытный образец социальной фантастики, густо-прегусто загримированной под фантастику научную. (Кстати, имхо это вообще мощный тренд). SiFi оказывает очень небольшое влияние на сюжет. Скорее, это титанические декорации. Если камень — то вертикальные уступы высотой в километры. Если вода — то чудовищные ледовые потоки или затопление Земли на шесть метров (привет Водному миру). Если террористический акт, то сотрясающий всю планету, да еще и не в один оборот. Но весь сюжет, вся интрига закручены на развитии социальных процессов.

Нет, не на развитии персонажей. Персонажи, как ни странно, практически не меняются (за буквально единственным исключением, но о нем ниже)

Цикл начинается с убийства, организованного одним из Первой Сотни против другого из нее же.

Некий коллектив, напичканный противоречиями так, что банка пауков показалась бы рядом с ним сладостной дружеско-любовной идиллией, высаживается на Марсе, чтобы там жить. Коллектив состоит из бездетных и крайне амбициозных ученых. Фактически каждый с постепенным прибытием новых переселенцев становится главой какой-либо социальной группы — кто вождем бедуинов, кто директором исследовательского института, кто Президентом Марса (и это будет совершенно не тот человек, о котором можно такое предположить, исходя из начальных раскладов), кто лидером политической партии, а кто матриархом секты. О развитии влияния Первой Сотни (точнее, Первой Сотни и Одного) читать очень интересно. Толпа опытных, умных, высококвалифицированных и оверобразованных людей, из которых часть пытается _просто_заниматься_своим_делом, (а дело, мы помним, терраформирование, то есть задача, которую трудно счесть скромной), часть им мешает из этических соображений, местами пугающе смахивающих на пародию на экоактивистов Земли (ничего не трогаем, оставим все как есть, живем в герметичных кибитках, любуемся девственной природой красотой каменного ландшафта), еще часть пытается подогнать к Марсу человеческую биологию, а оставшиеся отчаянно интригуют, считая это своей основной задачей. У всех них, в конечном итоге, неплохо получается. Синергетический результат чудовищен.

Еще пару томов немногие выжившие пытаются понять, как такие хорошие намерения могли породить такой эпический факап; убедить Землю, что на Марсе есть вменяемые люди; найти собственно вменяемых людей на самой Земле и привыкнуть к изменившемуся темпу жизни.

И вот последний момент страшно перетягивает на себя вес всей истории.

В начале текста речь идет о людях-вроде нас. О, собственно Людях: аданах, человеках, смертных. Которые рассчитывают свою жизнь, исходя из того, что можно потратить пятьдесят лет активной постподростковой жизни на науку, карьеру, активизм или репродукцию, но надо выбрать что-то одно, ну второе опционально, в качестве хобби (как сейчас ученый-мужчина может позволить себе быть отцом, потому что это не отнимет у него много времени и сил, а женщина-ученый может позволить себе быть матерью, только если она половина лесбийской пары)

После заявленного "появилась технология, подробности неважны" участники истории — от великих ученых, и постепенно до последнего земного бедняка — получают возможность успеть все по очереди. Сто лет? Ерунда. Двести — не предел.

И герои перестают быть нами. Можно сделать две карьеры, начать третью, плюнуть, вступить в счастливый брак с человеком на семьдесят лет младше тебя, родить и вырастить ребенка, вернуться к третьей карьере и успешно сделать ее. Можно создать политическое движение, стать его легендой, забросить его лет на сорок, вернуться и объявить, что ты передумал и лавочка распущена. Пережить инсульт, восстановиться, стать совершенно другим человеком, интегрировав свои первую личность и личность-маску, заинтересоваться биологией мозга и продвинуть науку в этой области. Забыть даже лицо человека, который мучал тебя при жизни и после смерти. А потом вспомнить при помощи лекарств и равнодушно простить.

И то, как меняет участников истории эта поистине фантастическая свобода — с одной стороны, страшно интересно наблюдательски, с другой — ужасно скучно. Они не люди уже как-то. А с третьей — что бы сказали наши предки из всего лишь 19 века, когда тридцатилетняя женщина любила напоследок, а мужчина в сорок считался одной ногой в могиле?

И вот один из признаков дикого продления жизни — спадение потребности в репродукции. Как мы, здесь и сейчас, не видим смысла рожать 12 детей, так и марсиане Робинсона лет по полтораста думают, а заводить ли хоть одного. Народу и так уйма. Времени на раздумье — тоже. Да и достаточно ли я компетентен, чтобы привести ребенка в мир? А есть ли у меня надежный партнер?... А хочет ли детей партнер?...

Вроде бы ура, все отлично, наука рулит: сай-фай рулит (математика помогает физике, легко заселяем астероиды); сошиал-фай рулит (марсиане и Земля умудряются договориться, и отрулить ряд кризисов, пользуясь реально существующими (браво, Ким Стенли Робинсон!) технологиями и знаниями по конфликтологии и переговорам), медицина рулит... Искусство выходит в космос... Спорт становится искусством и философией... Экотеррористы превращаются во вдумчивых экоблюстителей...

Но последняя сцена, явно выданная автором непроизвольно, жестко возвращает нас к человеческому. Старый великий ученый учит пятилетнего мальчишку кататься на велосипеде. Старая великая вождица ведет двухлетнюю девочку покупать мороженое.

Цикл, сделав кучу сложных вензелей, вернулся в точку истины. Счастливой оказывается жизнь, которая идет рядом с чьим-то детством. Сообщество без детей может быть эффективным и веселым, но воспринимается как временное, как подготовка, как ожидание настоящей, полноценной жизни.

И это довольно-таки странный и неожиданный вывод.

А что же начальное убийство? О нем случайно вспоминают двести лет спустя. И оказывается: все знают, кто инициатор, все знают реальных убийц, все знают, что инициатор не так уж и коварен, как казался сам себе... И всем пофиг. Даже даме, оказавшейся камнем преткновения между убитым и инициатором убийства, быстро становится пофиг. Давно было дело. Неинтересно.

Можно поговорить еще немножко о паре нелепостей, допущенных автором в русских деталях (особенно печально, что одна из них допущена в попытке поклониться русской фантастике), но, мне кажется, этот момент достоин не более чем упоминания. Кто не ошибается?... А вот достаточно жесткое описание российской современной культуры как защитного матриархата мне показалось справедливым.

В целом, я бы не советовала цикл любителям острого экшна (есть ооооооччччень тягучие разделы), любителям национального победительства (русские симпатичны, сволочны, эгоистичны, умны и изобретательны не более и не менее, чем американцы, японцы, французы и тринидадцы) и тем, кто надеется на хеппи-енд. Хотя енд, по большому счету, хеппи, но очень уж при этом биттер. Всё, как в жизни.





  Подписка

Количество подписчиков: 78

⇑ Наверх