fantlab ru

Все отзывы посетителя Zelos

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Глен Кук «Белая Роза»

Zelos, 5 декабря 2020 г. 12:15

Каждый новый роман «Книг Севера» добавляет новые побочные истории. В первом романе у нас была военная хроника, пишущаяся Костоправом. Во втором к ней добавилась история побочного персонажа, рассказанная от третьего лица, в третьей книге — литературный перевод псевдобиографии древнего мага. Источники, как вы понимаете, такие же надежные, как и верность, которую демонстрирует Черный Отряд своим нанимателям в первых двух книгах. Глен Кук, подобно Тарантино, играет с таймингом: вот мы читаем про настоящее, переносимся на год назад, а потом на сотню лет, возвращаемся в настоящее.Но ощущения плохо сваренной солянки не возникает, потому что всё на своем месте, в итоге все три истории расставляют героев на нужные позиции и приводят к очень годному финалу.

Третий том называется «Белая Роза», но, фактически, посвящен он главной музе Хрониста, завладевшей его фантазиями более 20 лет назад. Как быстро летит время в этом удивительном мире. Странная центральная романтическая линия (что пока не было свойственно книгам о Черном Отряде: здесь таких линий больше одной и во второй половине романа им уделено много «эфирного времени»), объясненная автором с помощью идеи одиночества, от которой страдают все значимые герои, из-за присутствия этого самого объяснения не перестает быть все такой же странной. Роман не о Белой Розе, но Душечка все равно есть на страницах. Гениальный стратег, искусный политик и дипломат

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(чего стоит — навести мосты с нечеловеческими расами, порожденными кошмарами Древнего Бога)
, она показана человеком надломленным, но готовым идти до конца ради своих идеалов. Жаль, что сам механизм формирования этих идеалов не был раскрыт автором. Как я уже написал, гораздо интереснее Костоправу вникать в мотивы совсем другой героини.

Появляются герои, которых мы считали мертвыми. Уже привычно сходят со сцены герои полюбившиеся. Черный Отряд продолжает свое путешествие по землям Севера. Но теперь его «костяк» сильно постарел, безбашенные головорезы стали заметно мягче, дисциплина в отряде хромает не хуже, чем Взятый Хромой или молчаливый Грай. Солдаты удачи устали, разочаровались, может быть и хотели бы осесть где-нибудь, выйти на пенсию (хотя мы знаем, что из Черного Отряда выходят только вперед ногами, а всякое исключение только подтверждает это незыблемое правило), но не могут остановиться в разбушевавшемся круговороте войны.

«Древнее Зло пробудилось» и старые враги в очередной раз встают плечом к плечу, чтобы поставить финальную точку. Но будет ли она финалом Черного Отряда? Да, в определенном смысле, тот Черный Отряд, о котором написано в оставшихся книгах, это уже совсем другая команда, другие люди, другие приключения. Станет ли их история такой же интересной? Посмотрим.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Гарри Тертлдав «Мост над бездной»

Zelos, 6 августа 2019 г. 22:49

Книга с оригинальной, амбициозной задумкой. Автор пытается показать метаморфозы внутреннего мира отдельно взятого религиозного человека, который через разочарование в своей вере и своем боге обретает новую веру и другого бога. Следить за этими метаморфозами было бы интереснее, если бы не ряд бросающихся в глаза «но»:

1. Видно, что Тертлдав сам не смог (или не захотел) до конца проникнуться идеями своего персонажа. Он не разделяет взглядов протагониста и относится к его позиции с поверхностным осуждением. Конечно же любой автор имеет на это право, но из-за такого подхода Ршава выглядит несколько плоским, карикатурным. Он будто бы и сам не до конца верит в то, что избрал тот путь, который избрал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот например, нам пытаются показать, что главный герой фанатично предан Скотосу, однако эта картина трещит по швам, когда в беседе с автократором Стилианом Ршава едва не отрекается от своего Бога, просто потому что Стилиан в ответ на утверждение «Темный Бог сильнее Светлого» (на котором и базируется основа теологии видесского ересиарха) отвечает пассажем в стиле «Ага, может оно и так, только людям все равно нужно верить в Свет, чтобы сохранять надежду». Согласился бы с таким доводом человек, который ощутил прикосновение Бога на себе? «Не верю!»©

2. Однообразие стилистических и повествовательных приемов (вполне возможно, что это отчасти «заслуга» переводчиков). Одинаковые фразы, повторяющиеся из главы в главу, несколько портят впечатление. Как и однообразные ситуации, если уж на то пошло.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нам как минимум раз 10 менее чем за 50 страниц текста показывают как Ршава то притворяясь фосопоклонником кого-то благословляет, то нехотя плюется отвергая Скотоса, то оправдывается перед солдатами на блокпостах.
Повторяющиеся ситуации и повторяющиеся описательные конструкции на самом деле приедаются.

3. Второстепенные герои по большей части исполняют роль манекенов. Исключений я насчитал четыре с половиной:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
святой патриарх — идеологический оппонент Ршавы, «возлюбленная» главного героя, законный автократор и его противник — мятежный полководец, половинка персонажа — трактирщик в столице, и то не столько за счет прописанной личности, сколько из-за того, что слов его роли досталось больше, чем «Кушать подано».

В книге есть и несомненные плюсы, главным из них является проработка мира (быт, нравы и традиции империи прописаны подробно и со вкусом, что обеспечивает достаточно глубокое погружение в псевдовизантийскую атмосферу). А еще там есть реалистичные политические интриги, которые хотя и не являются костяком сюжета, а находятся на его периферии, ибо не политика волнует Ршаву, глазами (или вернее из-за спины) которого мы наблюдаем за повествованием.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт М. Вегнер «Ибо люблю тебя больше жизни»

Zelos, 3 февраля 2019 г. 19:29

Если коротко и совсем субъективно — не понравилось.

Если же давать более развернутый отзыв, то данный рассказ является неплохой экспозицией, в которой нам показывают основных героев и освещают завязку конфликта, который, видимо, будет развиваться в рамках «южного» подцикла.

В качестве главного минуса (к вопросу о том, почему именно «не понравилось») могу назвать обилие достаточно плоских персонажей, чьи «эмоции» и «чувства» не прописываются через мысли и поступки, а просто проговариваются автором через диалоги. Впрочем, главный герой — горец Ятех выглядит более «объемным», чем его рыжий коллега — Кеннет. И гораздо более неоднозначным. А вот про Исанелль вообще ничего не могу сказать. Видимо, я этого персонажа не понял.

Посмотрим, куда приведет героя история, рассказанная в этой мрачной сказке.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Нил Гейман «Рыцарство»

Zelos, 10 мая 2017 г. 12:07

Как и в «Свадебном подарке», первом рассказе из антологии «Дым и зеркала», мы наблюдаем за вторжением в жизнь обычного человека настоящего Чуда.

Миссис Уайтекер живет размеренной жизнью, каждый четверг ходит за пенсией, на обратном пути забредает на местную барахолку, чтобы купить очередной роман о любви, по пятницам встречается с подругами, по субботам навещает родственников, а по воскресеньям ходит в церковь. В общем, ведет бодрую жизнь обычной (притом совсем не вредной) старушки. И так продолжается до тех пор, пока миссис Уайтекер не находит на барахолке Святой Грааль. Такова сюжетная фабула рассказа.

Здесь важна мотивация миссис Уайтекер. То, как она относится к волшебным артефактам, то, как «торгуется» с сэром Галахадом, заставляет задуматься о вещах, которые важнее, чем Чудо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В итоге получается так, что мудрая миссис Уайтекер, отказавшись от вечной молодости и красоты, даруемой обладателю волшебных яблок, оказывается той самой волшебницей, которая сотворит Чудо для сэра Галахада и юной девушки Мэри, а после вернется к размеренной жизни с походами за пенсией, встречами с подругой, работой в саду и посещением церкви.

Рассказ написан в светлой тональности. Тягучий стиль Геймана позволяет погрузиться в атмосферу тепла и размеренного покоя. «Галантность» отлично подойдет людям, ищущим душевного равновесия и уставшим от погони за бутафорскими чудесами.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Нил Гейман «Свадебный подарок»

Zelos, 29 апреля 2017 г. 19:42

Что будет, если сказку впустить в реальный мир? Не так, как это делается адептами «темного фэнтези», в котором под элементами «реализма» обычно подразумевают внезапные смерти центральных персонажей, всплески немотивированной жестокости и полное отсутствие надежды на светлое будущее. В «Свадебном подарке» все намного проще и гораздо страшнее, чем в самом зубодробительном романе Аберкромби.

Нил Гейман взял обычную историю обычных людей, полную маленьких побед, проходящих горестей и погруженности в вечный быт. Героями романа могли бы быть ваши соседи, друзья или вы сами, потому что они настоящие и испытания, с которыми им приходилось сталкиваться, были самыми обыкновенными, житейскими... пока герои не открыли конверт. В конверте они обнаружили Чудо, которое, как подарок взбалмошной феи из сказок братьев Гримм, может оказаться как величайшим даром, так и самым горьким проклятием. Все зависит от нашей точки зрения и от того выбора, который обязательно будет совершен.

Рекомендовано любителям магического реализма, размеренного текста, легкой недосказанности и, конечно же, поклонникам Нила Геймана.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Нил Гейман «Задверье»

Zelos, 6 декабря 2016 г. 10:11

«Никогде» прежде всего сказка. Сказка взрослая, камерная, с неспешным раскрытием сюжета. В книге есть капля экшена, неожиданные повороты и даже детективная линия. По ходу путешествия автор несколько раз заставит вас задаваться вопросом: «А кто же из них предатель? И есть ли он вообще?». Но акцент Нил Гейман поставил не на эти детали, и даже не на персонажей (хотя они проработаны на «пять с плюсом»), а на самом мире Задверья. Главная особенность книги заключается в сильной атмосфере, которая вцепится в вас и не отпустит еще долго, даже после того, как книга будет дочитана и оставлена на полке. Поэтому, если роман вас зацепит, вы к нему еще много раз вернетесь. Книга отлично подходит для неспешного чтения зимними вечерами.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Роберт Джордан «Око мира»

Zelos, 22 февраля 2014 г. 20:16

Хочется завопить: «Я сделал это! Я ее прочитал! Наконец-то!!!». На книгу ушло очень много (нереально много) времени. Первые главы давались с большим трудом («Ну что за нудятина?!», — кричал нетерпеливый внутренний голос, избалованный экшеном Мартина-Аберкромби). Хотелось эпичности, хотелось прочитать «Дюну» в «фэнтезийном антураже». Вместо этого автор дает банальный сюжет с бесконечной погоней и поисками могущественного артефакта. Раздражали женские персонажи, роль которых, на первый взгляд, сводится к тому, чтобы приказывать мужским персонажам, устраивать истерики и...очень феминизированные образы, одним словом. Где-то до Беломостья книга шла с многомесячным скрипом (это примерно половина романа), от многостраничных описаний клонило в сон, а потом... Вот буквально два дня назад я снова открыл уже порядком истертый томик «Ока Мира», и не мог оторваться. Да, сюжет банальный; да, герои не оригинальные; да, все немножко предсказуемо. Но при этом мир живой. «Ладно, — думал я. — Хорошо. Теперь эту книгу можно оценить даже на семь баллов». А чуть позже: «Нет, она настолько хороша, что ей можно дать восемь баллов». А еще позже: «Меньше девяти я ей уже не поставлю». И почему произошли такие разительные перемены? Конечно, уже тысячи человеколюдей отмечали схожесть «Ока» с «Властелином». Но уже здесь заметны сильные отличия. Джордан не делит героев на черных и белых. Скорее уж на черных и серых. Тут есть Темный Властелин, пафосный и злобный, как полагается Мировому Злу. Но при этом Ба’алзамон производит впечатление очень мудрого существа (хотя сильной симпатии все равно не вызывает), а в его лживых речах кроются крупицы печальной правды. И правда, а почему бы ему не быть высокомерным, с его-то силами и «жизненным опытом»? И разве его методы НАСТОЛЬКО отличаются от методов Айз Седай? Скорее уж, у них отличаются цели. Ранд ал`Тор (главный герой саги) — обычный парень с нормальной самооценкой, четкими представлениями о добре и зле, своем месте в этом мире, совсем не годится в «герои», прекрасно это осознает, поэтому просто пытается поступать наилучшим образом, что в конечном счете и делает его героем. Мэт — хитрый, нагловатый паренек, подходит на роль героя еще меньше. Но он, пожалуй, еще более живой, чем Ранд. Перрин понравился мне больше всех из троицы главных героев. А его преображение автор выписал просто мастерски.

Про девушек из команды «приключенцев» расписывать не буду. Скажу только, что за их черствыми масками скрываются может и не всегда адекватные (ну очень мне не нравится юношеский максимализм Эгвейн), но тоже вполне живые и ранимые существа. Больше всего Роберту Джордану, на мой взгляд, удались второстепенные персонажи: Падан Фейн (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
привет Смеагорлу
), Том, Зеленый Человек, Иллайас. Эти образы выписаны очень подробно, сочно, другими их будто и не видишь.

Общее впечатление: начало очень внушительное (да, внушительное — то самое слово). Читать всем. Обязательно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Стивен Кинг «Глаза дракона»

Zelos, 5 февраля 2014 г. 11:38

Я не люблю Стивена Кинга. Несколько раз пытался читать разные его произведения, но пока что это не мой писатель. Но вот эта «взрослая сказка» мне нравится. Автор специально делает своих персонажей немного плоскими и шаблонными (это выбранный сюжетный ход, а не минус), берет банальную историю и дарит ей совершенно новое изображение (изображение в иной плоскости), создает по-настоящему сказочную атмосферу. Именно с этой книги началось мое знакомство с Рэндаллом Флэггом — одним из самых завораживающих злодеев современной литературы. За что выражаю мою искреннюю признательность автору.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Анджей Сапковский «Башня шутов»

Zelos, 12 января 2014 г. 18:27

Если говорить о «Narrenturm» в отрыве от «Ведьмака» (а именно так я и собираюсь говорить, только раз упомяну о «пересекающихся линиях»), то это один из самых подробных и колоритных фэнтезийных исторических романов. Первым делом хочется отметить отсутствие всякого пиетета, демонстрируемое паном Анджеем по отношению к героям. Он берет реальных исторических персонажей и выводит их грязными красками, не обращая внимания на многовековой авторитет, которым они овеяны (да-да, это я о Копернике). И из-за этого все персонажи получаются настоящими, живыми. Кроме того, в ходе романа будут всплывать «канонические» сюжетные линии, очень неканонично обрывающиеся, отходящие на второй план. Автор не щадит второстепенных персонажей, которым, казалось бы, в дальнейших событиях могла бы быть отведена не последняя роль. То есть, он берет очень харизматичного негодяя (как того старика — главу рода Стерчей), расписывает все его плюсы и минусы, делает его настоящей угрозой для главного героя, а потом, как бы мимоходом, крошит в пыль. Еще нужно сказать о мире: мир очень подробный, плотоядный, яркий. Такое ощущение, будто сам попадаешь в 15 век. Главный герой очень нешаблонный. Первую половину романа он откровенно раздражает своей наивностью, глупостью и прямолинейностью. Потом, постепенно, к его упрямству проникаешься невольным уважением. И становится интересно: а что с ним будет дальше? А вот одна из сцен

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(шабаш на Гороховой Горе)
навязчиво напоминает схожую сценку с Геральтом и Йеннифэр в одной из первых книг другой саги Сапковского. У каждого из спутников Рейневана есть свои тузы в рукаве и скелеты в шкафах. Сюжет по-настоящему непредсказуем. Угадать «что же будет на следующей странице?» довольно трудно. Рекомендация к прочтению — высокая.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Марк Лоуренс «Принц Терний»

Zelos, 3 декабря 2013 г. 03:48

Роман перенесет нас в очередной фэнтезийный мирок, погрузившийся в эпоху феодальной раздробленности, и позволит взглянуть на пресловутую «игру престолов», мотивы которой так или иначе встречаются в любом эпическом «Dark Dantasy», глазами отъявленного мерзавца. Принц Йорг — человек с характером Джоффри Баратеона и умом профессора Мориарти. Правда особенно глубоких интриг здесь не предвидится, так как автор сделал упор на элементах боевика. Тем не менее, интриги здесь есть, есть подлость, предательства, «шахматные партии» с живыми фигурами и все те вещи, которые мне так нравятся. Еще здесь есть непредсказуемый сюжет. Нет, сюжетные повороты довольно изъезженны, но вот предсказать, кого из второстепенных персонажей убьют на следующей странице — довольно сложное дело (а убивают их там пачками). Лично для меня стала неожиданностью смерть

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нубанца — одного из самых ярких второстепенных героев
, но подобных неожиданностей в «Принце» огромное количество. Читается роман очень легко, написан простым языком и не претендует на первое место в списке книг, повлиявших на развитие жанра. Просто качественное развлекательное фэнтези без лишних заморочек.

Но это не чистое «фэнтези». Для внимательного читателя не станет секретом, что действие романа происходит в нашем мире через n-ное количество лет после гибели нашей с вами цивилизации и возведения новой. По ходу романа герои часто используют метафоры из «Библии», приводят цитаты из произведений античных философов. Встречаются и другие «рудементы» погибшей цивилизации. Иногда такой микс может показаться отталкивающим, но «Принц Терний» — не тот случай. И древние технологии и классическое фэнтезийное волшебство смотрятся очень органично.

При желании, вы найдете множество пунктов, по которым можно было бы придраться к произведению Марка Лоуренса. Но я просто закрывал глаза на все «белые нити», которыми сшито повествование, наслаждаясь динамичностью текста. Чего и вам желаю.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Андрей Белянин «Багдадский вор»

Zelos, 7 ноября 2013 г. 21:57

Мне давно хотелось окунуться в атмосферу арабских сказок, поэтому когда я увидел в книжном магазине роман из серии «Багдадский вор» не смог пройти мимо (тем более, что в свое время запоем прочитал трилогию «Меч без имени» и с тех пор был (и остаюсь) очень высокого мнения о Белянине). Очень долго рассматривал обложку, убедился, что книга была не первой в серии, поэтому вернул томик на полку, а когда добрался до дома — скачал электронный вариант этого произведения. Что сказать... Атмосфера сказок в книге присутствует. Читается роман легко. Сюжет очень динамичен. Есть несколько веселых моментов. Из персонажей понравились Ходжа Насреддин и Рабинович. Пожалуй, это все плюсы, которые я могу назвать. Произведение мне показалось откровенно сырым, по качеству сильно уступающим приключениям незабвенного Скиминока. А главный герой вышел чересчур плоским и эти его современные словечки с однобокими шуточками разрушали нужную мне атмосферу... И автор, кажется, сам все это прекрасно понимает, поэтому, делая многостраничные отступления от основного повествования, постоянно пытается как-то оправдать шероховатости книги, а заодно ежеминутно напоминая нам: «История не моя. За что купил, за то и продаю».

Буду ли я читать продолжение? Только если из-за Ходжи, который, как я уже говорил, получился самым живым и ярким персонажем, и в надежде, что следующий том будет лучше предыдущего.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Роджер Желязны «Спящий»

Zelos, 24 октября 2013 г. 23:35

Вторая часть, в целом, оказалась на уровне первой (местами чуть слабее). Конечно, еще чувствуется, что мир не до конца проработан, есть шероховатости в сюжете. Тем не менее, начинаясь там, где закончился предыдущий рассказ, повесть с первых строк приковывает к себе бешеной динамикой. Пожалуй, самая сильная сцена в «Спящем» — путь из школы домой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хаос, всеобщая давка, людское безумие, и в центре всего этого — два маленьких мальчика
. Главный герой повести — ребенок/подросток, в один момент превратившийся во взрослого мужчину. Не скажу, что характер Кройда был хоть немного раскрыт. В этом плане он сильно уступает Джетбою. Второстепенные персонажи вообще созданы только «для фона». Моральный облик героя оставляет желать лучшего:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он, не задумываясь, грабит банки, квартиры, склады с продовольствием, калечит людей...
Он эгоист.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже на свадьбу сестры Кренсон идет только для того, чтобы убедиться в крушении СВОЕГО привычного мирка.
Но, с другой стороны, давайте подумаем: как бы мы поступили на его месте? Например, я уже не инфантильный подросток, но, будь у меня подобные способности (любая из постоянно меняющихся способностей Кройда), то я бы делал вещи куда более жуткие. Брр... Не в ту степь занесло. В любом случае, очень интересная история одной внутренней метаморфозы, показанная на фоне множества внешних метаморфоз.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Говард Уолдроп «Тридцать минут над Бродвеем!»

Zelos, 24 октября 2013 г. 16:38

Короткий рассказ о парне, который вернулся с войны и не смог найти своего места в новой жизни. Не смог, но очень этого хотел. Тут пока еще нет супергероев, но есть один настоящий герой, отдавший детство за свои идеалы, грезивший небом.

А вот главгад здесь как в комиксах — безумный профессор, лишившийся половины лица по вине Джетбоя. И не сказать, что он очень злобный. Просто немного сумасшедший. Он пытался делать то, что у него получается.

Конечно чувствуется, что книга написана, в первую очередь, для американцев. Она пестрит культурными и историческими отсылками к послевоенным реалиям Америки второй половины 40-х. Но, на самом деле, этот факт нисколько не отталкивает. Наоборот, читать о том, как воспринимают войну в Соединенных Штатах, довольно интересно. Рапорт окончен, перехожу к следующей повести.

Оценка: 7
– [  2  ] +

М. Джон Харрисон «Рыцари Вирикониума»

Zelos, 24 октября 2013 г. 00:48

Уникальная атмосфера лавкрафтовского кошмара, приправленная ароматами гниения и путанных мыслей героя. Герой, кстати, вызывает отторжение. А вот абсурдно жестокий мир (жестокий и бессмысленный в своем абсурде?) притягивает. Купил книгу о Вирикониуме несколько лет назад (привлекла потрясающая обложка русского издания), но сразу не смог осилить и пары страниц. Перевод казался ужасным, а манера изложения нудной и тяжелой. Теперь же рассказ кажется мне притягательным. Размытость и безнадежность — главные слова, с которыми он ассоциируется. А еще с темно-синим цветом. Наверное, потому что основное действие происходит ночью. Я поймал себя на мысли, что хочу оказаться в этом городе хотя бы во сне. Са-мо-е-нас-то-ящее темное фэнтези. Читается только под настроение. Нет, это не бред. Просто я заражен духом созданного Харрисоном мира. Что-то монументальное чувствуется в нескольких страницах, мазках, набросках «Рыцарей».

Оценка: 7
– [  9  ] +

Габриэль Гарсиа Маркес «Осень патриарха»

Zelos, 5 октября 2013 г. 18:37

Роман цвета грязно-желтой пыли. Наверное, одна из самых глубоких попыток анализа души тирана из всех, с которыми я сталкивался. Возможно, все дело в манере изложения текста, а может в точности описаний, но во время чтения романа я постоянно ставил себя на место диктатора. Вернее, не так. Я понимал его, понимал его чувства. И приступы гнева, испытанные по отношению к заговорщикам, и приступы любви, которые еще не старый командор испытал по отношению к «боготворящему» его простому народу, и постоянная потребность в самоутверждении. Подумайте, ведь, все мы каждый день сталкиваемся с подобными эмоциями: кого-то мы любим только за то, что объект нашей «любви» просто хорошо к нам относится, кого-то уважаем и стараемся во всем прислушиваться к советам такого человека, а кого-то ненавидим, мечтаем о смерти некоторых людей. Еще мы нуждаемся в подтверждении собственной значимости, нам нужно доказательство того, что мы лучше остальных. Но все наши эмоции и ощущения, как правило, остаются в наших головах. А главный герой романа — мог осуществить все свои желания. И осуществлял. И поплатился за это. По сути, он был еще более несчастным человеком, чем те мятежники, которых отправлял на съедение кайманам (ведь, для них борьба закончилась, а ему предстоит жить дальше и страдать). Его бесконечно долгая жизнь стала настоящим чистилищем. Он не получал удовольствия от своего существования, ненавидел свою власть и не мог отказаться от нее.

Роман дался мне тяжело. Нет, читается он довольно легко, но книга все равно очень... Заставляет задумываться о собственных внутренних демонах.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Мариам Петросян «Дом, в котором…»

Zelos, 29 сентября 2013 г. 19:34

Эзотерический шедевр. Одно из тех произведений, которые будут жить своей собственной жизнью. Самая сильная книга из всех.... Вообще, самая сильная книга. Я уже говорил, что писать отзывы на подобные романы очень сложно. Во-первых, из-за того, что этот роман не просто «роман». И это совсем не роман о детях-калеках. Да и у кого поднимется язык назвать калекой Сфинкса или Слепого? Конечно, у многих героев есть физические дефекты, но сами они настолько целостны, гармоничны, самодостаточны, что «здоровые» люди, вроде Акулы, родителей Македонского и Крысы, отца Курильщика (человека, по всей видимости, во всех отношениях замечательного), кажутся на их фоне неполноценными. Почему я назвал эту книгу «эзотерическим шедевром»? В ней неистовой пляской переплетаются реальность и ирреальность, многогранные пласты смыслов и намеков. Но, делать попытки классифицировать их по степени «глубины», «осмысленности» или руководствуясь какими-либо другими критериями, я считаю делом лишенным смысла. Это нужно воспринимать все сразу, не пытаясь расчленять, не ища ответа на вопрос «Что же здесь на самом деле хотел сказать автор?».

Я не люблю перечитывать книги. Единственные романы, которые я перечитываю не испытывая скуки, отвращения и других негативных эмоций, можно пересчитать по пальцам. Книги Кастанеды, «Мастер и Маргарита» Булгакова. И, теперь я понял, что однажды снова возьмусь за «Дом, в котором...». Сразу скажу, что, хотя книга о детях и подростках, написана она не для детей и не для подростков. Не для каждого взрослого. Я, будь на то моя воля, вообще запретил бы ее читать некоторым людям, потому что их маленький мирок она может просто расколоть вдребезги.

Многие тайны «Дома...» так и остались неразрешенными.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кто убил «Ловца детских душ»? Откуда у Слепого амулет Черепа? Почему умер Тень? Почему Черный переселился в палату к своим врагам, которых терпеть не мог? Почему был введен запрет на общение мальчиков и девочек? Что же такое случилось с Русалкой?Можно продолжать и продолжать...
Но ответы на них и не нужно искать. Ведь, Серый Дом не открылся и на сотую часть даже тем, кто был его частью. Само собой, не будет он раскрываться и перед читателем. Некоторые сюжетные линии не были достаточно раскрыты. Это не упрек, это сожаление о том, что книга закончилась слишком быстро, а героев было очень мало. Ведь, читая роман, ты сам поселяешься в Дом, начинаешь понимать его обитателей и, под конец, понимаешь природу их отвращения к Наружности... Для меня было отчетливо заметно влияние Кастанеды. Но это всего-лишь особенность ограниченности моего опыта, если вы понимаете, о чем я говорю. Каждый найдет в книге что-то свое. Слишком быстро она закончилась. Жаль, что нельзя заново открыть для себя мир Дома, в котором...

Ах да, самое главное достоинство книги: во время ее чтения возрождается давно позабытая вера в чудеса. Та самая вера из детства, которую мы потеряли в процессе «взросления». И, все же, радует, что не навсегда потеряли...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Карлос Кастанеда «Учение дона Хуана, путь знаний индейцев Яки»

Zelos, 29 сентября 2013 г. 17:38

Мне всегда было сложно оценивать подобные книги. Можно по-разному относиться к личности Карлоса Кастанеды, можно по-разному относиться к его творчеству. Наверное, многие увидят в его произведениях талантливую мистификацию. Вероятно, многие увидят в его книгах истину в последней инстанции, будут задаваться вопросом: «как я жил раньше? Почему был так слеп и безвольно плыл по течению?». Многие будут ругать за пропаганду наркотических веществ. Но, если и ругать Кастанеду, то не за это.

Лично для меня, Кастанеда — крестный отец современной эзотерики. Человек, чье творчество вдохновило сотни, если не тысячи людей на то, чтобы отправиться в духовное путешествие в глубины своей души. Кастанеда жесток, Кастанеда коварен. Он манипулирует читателем точно также, как им манипулировал дон Хуан, погружая в бездну неизведанного. Кастанеда опасен, но вовсе не из-за того, что призывал «курить кактусы», а из-за того, что после вдумчивого и серьезного прочтения его книг, человек потеряет себя «прежнего» и, что самое прекрасное, никогда об этом не пожалеет. Философия Карлоса Кастанеды это такой чистый сатанизм, что Кроули с Ла-Веем и не снилось. «Человек живет только для того, чтобы учиться, а чему он учится — хорошему или плохому, — зависит лишь от его природы и от его судьбы», — говорит Карлос устами дона Хуана. Для него не стоит вопроса о Добре и Зле; над христианскими ценностями он просто насмехается. Его волнует только эффективность и саморазвитие. И эта серия книг — очень эффективная инструкция по глубокому личностному изменению, по достижению состояния «Человека Знания», «Воина», «Нагваля», называйте как хотите. Важна лишь сила, а сила это знание, и в этих книгах содержится Знание. При этом, я считаю лишенной смысла дискуссию об истинности или ложности всех описанных Кастанедой приключений. Нелепое знакомство на остановке, беседы с доном Хуаном, прием пейота, «Травы Дьявола», «Дымка», бесконечные глупые вопросы и мудрые ответы — не более чем фон для Учения. И нет разницы, было ли это учение учением Толтеков или синтезом идей восточной религиозной философии, пересказанной на вольный европейский лад незадачливым самоучкой-авантюристом. Важно лишь одно: это эффективно, это работает, это меняет мировоззрение.

Кажется, в одной из аннотаций я читал, что лучше знакомиться с Кастанедой с третьей книги — «Путешествие в Икстлан». С этим я не могу согласиться. Сначала необходимо прочитать «Учение дона Хуана», переполненное ненужными деталями и сюжетными линиями. Если, прочитав эту книгу, вы отшвырнете ее в дальний угол и будете долго плеваться, поражаясь нудности повествования и скудной фантазии автора, значит, вы не прошли проверку, и остальные книги просто не для вас. Или вы еще не готовы. Если вы боитесь изменений, боитесь, что ваша шкала ценностей изменится, лучше вообще не брать книгу в руки. Для людей, верящих в торжество Добра и Справедливости, я бы рекомендовал забыть о Кастанеде. Для них больше подходят «Чайка...» Баха или «Алхимик» Коэльо. По моему чисто субъективному мнению, Кастанеда — величайший черный маг двадцатого века. Он будет учить через обман, он будет ломать привычную реальность, меняя вашу точку сборки.

Я не отразил в своем отзыве и десятой доли всего накопившегося в душе. Наверное, со временем, я его дополню. А то что отразил — вышло путано, так что, боюсь, некоторые читатели поймут меня неверным образом. Ну... не беда :).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Плетельщица снов»

Zelos, 23 сентября 2013 г. 14:39

Потрясающая повесть. Если не искать в произведении проблесков «нового слова» в жанре, а просто наслаждаться напряженным сюжетом, то можно получить настоящее удовольствие. В антураже антиутопии отдаленного будущего разворачивается остросюжетный детектив с талантливой девушкой-хикикамори в главной роли. Действующих лиц не так уж много, но все они яркие. Внутренний мир главной героини лишен фальшивого «блеска» правильности и, при этом, очень гармоничен. Если подумать, уже сейчас вот таких затворников, живущих почти исключительно в виртуальном мире социальных сетей, становится все больше. А что станет с ростом прогресса...

Казалось бы, простенький сюжет постепенно затягивает с головой, так что хочется узнать о героях чуть больше. Но, видимо, первое впечатление станет и последним, так как объем повести (или, все же, рассказа?) достаточно небольшой и история полностью закончена.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я искренне посочувствовал «Боссу». Неудивительно, что он решился на совершение преступления с такой-то женой.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Глен Кук «Золотые сердца с червоточинкой»

Zelos, 3 августа 2013 г. 03:51

«Сладкозвучный серебряный блюз», лично для меня, прочно ассоциировался с юмористическим (скорее даже пародийным) фэнтези-детективом. «Золотые сердца с червоточинкой» произведение, хотя и не лишенное определенной доли юмора, на порядок более серьезное, кровавое и, если можно так сказать, «грязное» (это слово как нельзя лучше передает атмосферу, царящую на страницах книги). Похожая (практически идентичная) атмосфера была в фильме «Sin City». О, я даже сходную сюжетную завязку заметил:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если вы смотрели фильм, то должны помнить, что герой Микки Рурка — громила Марв ввязывается в круговорот кровавых разборок из-за гибели роковой красавицы Голди. В «Золотых сердцах» роль погибшей роковой красавицы досталась Амиранде Крест (кстати, очень яркий образ)
. Сюжет держит в настоящем напряжении, а переменных так много, что сам и не догадаешься, кто в этой истории самый главный «злодей».
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Впрочем, куда уж нам, простым смертным, если даже главный герой не смог его вычислить.
А злодеев действительно великое множество. Каждый из персонажей хранит в душе ворох темных секретов. Внешне благополучная жизнь «высшего общества» показана во всей своей неприглядности (инцест, обман, убийства, жадность и трусость — лишь малая часть того, с чем придется столкнуться главному герою на пути к разгадке).

Второй роман не только жестче первого, но и сильнее его в художественном плане. Главный минус «Сладкозвучного серебряного блюза» — слабые (в плане раскрытия характеров) и однообразные второстепенные персонажи — все еще никуда не делся, но заметно, что Глен Кук работает над устранением этого недостатка. Теперь «клонов» стало гораздо меньше. Я заметил только двух откровенно не проработанных героев: зомби-подручных короля преступного мира.

Немного удивило то, с какой легкостью автор избавляется от персонажей. Причем, он не щадит не только новых, непосредственно вовлеченных в действие, героев (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
таких, как Карл Младший, например
), но и тех, которые не имеют прямого отношения к разворачивающимся на страницах романа событиям (
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о смерти гролля Дожанго сообщается,как бы, мимоходом, а ведь забавный был малый
).

Больше внимания уделяется раскрытию внутреннего мира Гаррета. При этом, автор не старается его как-то возвысить над остальными героями (что мы видим, например, в классических историях о Шерлоке Холмсе или Эркюле Пуаро). Гаррет является органичной частью мира, в котором ему довелось родиться, и недостатков у него едва ли не больше, чем достоинств (хотя он все равно гений).

P.S. Еще мне понравилась авторская задумка со Слави Дуралейником, который, похоже, становится «закадровым главным героем» цикла.

В итоге: сильный сюжет, непредсказуемые повороты, почти полное отсутствие юмора (он заменен саркастичным цинизмом главного героя), жестокость и безумие персонажей, отсутствие «черного» и «белого». Я ни на минуту не пожалел о том, что потратил время на эту книгу.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Юрий Никитин «Великий маг»

Zelos, 26 июля 2013 г. 15:40

Читал давно. К творчеству автора отношусь крайне критично. Знаете, лично для меня, он ассоциируется с Донцовой. Думаю, люди читавшие Юрия Никитина поймут, о чем я говорю. Такие книги, конечно же, должны быть. Они помогают убить время, расслабиться, отогнать негативные мысли. Но ни в коем случае не претендуют на что-то большее, чем книга, которую можно прочитать и выбро....забыть. Дикий микс из легенд, мифов, былин, фэнтезийных элементов. Нисколько не сбалансированный.

Теперь о «Великом маге». История писателя, в которой он учит других писателей, как правильно писать фэнтези....нет, вообще книги. При этом, стоит отметить, что он обладает гениальным интеллектом, привлекательной внешностью, львиной харизмой, при желании, мог бы обладать и баснословными богатствами (идеальный во всех отношениях). Одним махом главный герой ниспровергает заговорщиков мирового масштаба, отмахивается от всех своих конкурентов, как от назойливых насекомых, и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сам становится новым Пророком, донося до своих читателей (или, лучше сказать, «последователей»?) «Истину»
. Читать не скучно, но настолько бессмысленно...

Как я уже сказал, прочел эту книгу довольно давно, еще в школе, классе в восьмом. Хочу сказать «спасибо» за «Цветы Зла» (скрытая реклама в произведениях такая скрытая).

Оценка: 1
– [  10  ] +

Глен Кук «Сладкозвучный серебряный блюз»

Zelos, 25 июля 2013 г. 17:11

Скажу честно (хотя, не думаю, что это хоть кого-то волнует): прочитав две трети книги, я думал, что не поставлю «Блюзу» больше семерки. Но последние несколько глав, каким-то непостижимым образом, заставили меня слегка подкорректировать свои взгляды.

Для меня «Сладкозвучный серебряный блюз» — первая прочитанная книга Глена Кука, да и детективы я не особенно люблю. Но этот роман очаровывает. Он наделен потрясающей атмосферой, благодаря которой создается впечатление, будто смотришь фильм о злоключениях частного детектива из серии «нуар». Что-то вроде «Мальтийского сокола» или «Сердца Ангела». Книга получилась очень стильной, а главный герой очень харизматичным, наделенным правдоподобным характером: он не добрый и не злой, не белый и не черный, вполне способен, как на подлость, так и на подвиг (если, конечно, совершение этого подвига продиктовано его внутренней потребностью). Лично мне казалось, что ему очень недостает широкополой шляпы и стального портсигара с замысловатой гравировкой. Детективная интрига в романе, несомненно, присутствует, так что неправы те, кто говорит, что дебютный роман о Гаррете «и не фэнтези и не детектив». Самое настоящее фэнтези и самый настоящий детектив. Все сюжетные линии были доведены до логического завершения, ни один из персонажей не «выпал» в процессе (даже роли самых незначительных героев, вроде безымянного клерка и хозяйки шхуны с полосатыми парусами, о существовании которой, в определенный момент, просто забываешь, полностью раскрылись). Отношение Гаррета к объекту поиска вызывает легкую грусть. Наверное, ее автор и стремился передать.

Самый значительный недостаток книги, на мой взгляд, кроется во второстепенных персонажах. Те же спутники Гаррета (не считая Морли Дотса) выведены быстрыми серыми штрихами, смазанными и неровными (здесь я говорю о братьях-гибридах), а большинство противников частного детектива, кажется, было клонировано из Плоскомордого Тарпа. А вот о Морли вполне можно было бы написать отдельную книгу. По масштабу он не уступает главному герою, хотя, в какой-то мере, является его отражением.

Несмотря на это, книга читается легко и ненавязчиво. Да и сама концепция произведения — очень оригинальна.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Джо Аберкромби «Последний довод королей»

Zelos, 24 июля 2013 г. 18:45

Ужасно... Честно, это ужас. Здесь, господа и дамы, я говорю об отзывах, оставленных к этому произведению. За что вы ругаете «Первый Закон» и «Последний довод королей»? За грязь, обилие жестокости и насилия, отсутствие «радужных» персонажей? За то, что Добро не побеждает? Да и самого Добра как-то невидно? Но, ведь, все это — несомненные плюсы трилогии в целом и заключительного тома в частности. Еще автора ругают за «непроработанный мир». Но, скажите честно, так ли нам важны традиции и устои северных варваров, последователей Пророка или граждан Союза? «Соль» серии не в нудных многостраничных описаниях географических красот и непонятных обычаев (все же, не «Войну и мир» и не «Властелина колец» пишет Аберкромби), а в динамичном непредсказуемом сюжете. Вы говорите, что в цикле слишком предсказуемые интриги? Что «все итак понятно с самого начала»? А я скажу, что никогда прежде не читал ничего подобного. Даже в «ПЛиО», с которым сравнивают «Первый Закон», не было настолько крутых поворотов. Читая первые романы цикла, мы строили в своем воображении огромный песочный замок с башенками и минаретами, и все это только ради того, чтобы Джо Аберкромби в третьей книге разметал свое же творение, превратив картину мира, которая уже, более-менее, устоялась в нашем воображении, в кучу песка и выстроив новый дворец — еще роскошнее первого. Нет, конечно, о том, к какому финалу придет ряд сюжетных линий, можно было бы догадаться, но, опять же, не из-за бесталанности автора, а только и исключительно благодаря тем намекам, которые он оставлял для внимательного читателя на протяжении всей серии. Вспомните, хотя бы, то, как он описывал Бринта — молодую и бедную «копию» Джезаля. И то, как автор распутывает спутанные в первой книге нити клубка — заслуживает восхищения. «Последний довод королей» держал меня в постоянном напряжении, и я, практически без перерывов, проглатывал страницу за страницей.

Теперь скажу пару слов о характере персонажей. Характер у них очень реалистичный. Особенно мне понравилось, как автор описывал метаморфозы, происходящие с Джезалем, личностный рост Веста, превращение Байаза из «мага-наставника» в

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«темного властелина» и истинного виновника всех войн и катаклизмов происходящих с миром (проще говоря, в творца существующего миропорядка)
. Кстати, в последнем случае и «метаморфозы»-то никакой не было. Было, скорее, раскрытие покровов.

Какие штампы разрушил Аберкромби? В первую очередь, он выбрал, хоть и штамповых, но очень нестандартных главных героев. Это сумасшедший варвар-берсерк, именем которого пугают непослушных детей; флегматичный калека-садист, для которого отдать приказ о убийстве невинного человека в тысячу раз проще, чем подняться по лестнице; самовлюбленный эгоист, мечтающий только о деньгах и славе. Все эти типажи в любом другом «стандартом» фэнтезийном сериале непременно стали бы, если не главными злодеями, то, уж точно, второстепенными негодяями (да в той же «Саге о Копье» таких — пруд пруди), «порубленными в капусту» благородными рыцарями и бесстрашными магами. А здесь они не только играют центральную роль в раскрытии сюжета, но и спасают свою страну от интервентов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(связка Союз-Гуркхул)
и тиранов
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(связка Логен-Бетод)
. И еще один приятный спойлер:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
несмотря на жанр

«Dark Fantasy», на страницах романа не умер ни одни из главных персонажей (правда, было понятно, что один из них умрет «где-то там» за пределами рамок повествования).

Чем вам не разрушение шаблона, использованного, в том числе, и Мартином?

Итак. Я считаю, что этот роман является самой сильной книгой в трилогии. А сама трилогия, лично для меня, является образцом «Dark Fantasy», по всем параметрам обогнавшим «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина. «Первый Закон» — лучший цикл в жанре.

Оценка: 10
⇑ Наверх