fantlab ru

Все отзывы посетителя Toroan

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Питер Гамильтон «Пришествие ночи»

Toroan, 7 января 2014 г. 13:59

Пришествие Ночи — роман-эпопея Питера Гамильтона, одна из крупнейших и сильно затянутых. Цикл состоит из трех томов, в России разделенных на шесть книг. События книг плавно переходят одна за другой, каких-либо резких сюжетных и временных скачков нет. Поэтому оценивать каждую книгу по отдельности сложно, да и ни к чему — основные плюсы и минусы ровно проходят через весь цикл. Принимаясь за него я и не предполагал, что чтение затянется не на один месяц, в Пришествии Ночи присутствуют интересные идеи, державшие меня за чтением, но общий настрой после прочтения можно охарактеризовать сожалением о потраченном времени.

События Пришествия ночи разворачиваются в будущем. К стандартной колонизации ближайших планет и первых контактов добавлен и фактор разделения человечества на два направления — адамизм и эденизм, противников и сторонников биотехнологих. Направление эденистов интересно, оно включает в себя биотехнологичные разумные корабли, космические поселения и объединения душ. Адамисты на их фоне выглядят тормознутой фракцией с предрассудками и чтением традиций, дошедшей до точки, когда некоторые полезные направления прогресса отвергаются.

Что в Пришествии Ночи сделано хорошо, так это плавный и нарастающий масштаб событий. Книга начинается с несколькими несвязанными линиями, но по большей части на Лалонде — аграрной планете с ранним этапом колонизации. Квинн Декстер попал туда как преступник, желает выбраться с Лалонда и отомстить тому, кто упрятал его. И в час Х, который даже в первой книге будет нескоро, начнутся необъяснимые и страшные события, к концу цикла возросших до огромных масштабов. Плюсом является эта плавность, соединяющая книги в единую нить.

Гораздо сильнее отрицательные стороны книги, заключающиеся в количестве персонажей и времени, уделяемые им. В нормальной ситуации если в книге присутствуют несколько персонажей автор старается уделить им равное время, с гармоничным переключением повествования между ними. Гамильтон же в баланс играть не умеет — одни персонажи могут занимать основные страницы первой книги, но во второй пропадают, появляясь лишь изредка и бессмысленно. Другие персонажи, появившиеся несколько раз вначале, пропадают на половину книги и к моменту их нового появления читатель уже забывает кто они, что тут делают и где их шмотки.

Такая же беда состоит с вводом и выводом других персонажей, а некоторые вообще бессмысленны и излишне растягивают цикл. При таком сумбурном повествовании сложно сходу понять, какие персонажи основные, а какие введены только для нескольких сцен. К персонажам, растянувшим цикл смело можно относить Дариата, линия которого не несет особого смысла для основного сюжета и без которого легко можно обойтись. Ведь смысл и механика места, куда попал Дариат с планетой Валиск так и не объяснена. Смысл линии с Алхимиком тоже непонятен — с центральным сюжетом едва соприкасается и ее без проблем можно пустить под нож. Сюда же можно отнести линию с Джеральдом, которая просто скучна.

Что касается героев книги то при большом количестве задействованных персонажей выделяются не все:

Джошуа Калверт, молодой капитан корабля, бабник в полном рассвете сил. Единственный персонаж, чья линия стабильно и без провалов проходит через весь цикл.

Иона Салдана, Повелительница руин. Тоже немного выделяется.

Квинн Декстер, очаровательный в своем безумном преклонении Светоносцу и сектанским делишкам. Пусть его мотивация максимально блеклая — «убить всех, чтобы убить всех», но что-то в безумии есть.

Луиза Кавана, воплощение невинности и глупости. Не насколько интересен сам персонаж, насколько обстановка, в которую она попала и происходящие события в ее линии.

Джезибелла с ее любовником (назвал так что-бы без спойлеров)

Ну и куда ж без Корхейма, которого немного, но является самым ярким персонажем книги по характеру и «богатому внутреннему миру».

Цикл легко можно было сократить на треть, а то и надвое, от этого читалось бы лучше, события были динамичнее, а цикл перестал выглядеть затянутым. В начале я упоминал про направление эденистов, в цикле не раз говорилось, что они могут справится с главной проблемой. И при этом почему то к концу цикла присутствие эденистов на страницах книг свели на нет и каким бы образом они справились — неясно даже после финала.

Финал это отдельный разговор

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, где автор использовал deus ex machina в чистом виде. Усугубляется ситуация как длительностью книги, чтобы в конце увидеть это, так и сожалением о потраченном времени — ведь основной интерес представлял вопрос: как же человечество само по себе справится с свалившейся напастью. Учитывая что последние две книги имели соответствующее название становится ясно, что
автор, приступая к последней трети цикла, сам не знал как нормально закончить Пришествие Ночи.

Так же утомило частое упоминание «высших рас» в последней трети, причем вопреки политике невмешательства, которому строго следовали Киинты, кое-где некоторые из высших рас проявили свои возможности, спасая некоторых людей. Слог в цикле так-же не выделяется. Понравилось объяснение сущности душ и проблемы. Как говорится, все гениальное — просто.

У Пришествия Ночи достаточно проблем, связанных с повествованием, лишними линиями, концовкой и затянутостью. Сократили бы цикл на треть и переделали концовку — впечатления стали намного лучше.

Оценка: нет
– [  15  ] +

Станислав Лем «Непобедимый»

Toroan, 13 июля 2013 г. 17:56

«Непобедимый» — роман Станислава Лема о контакте, преисполненного пессимизмом, как и другие произведения автора. Некоторые вопросы уже поднимались Лемом в других произведениях — о невозможности контакта в том понимании, к которому мы привыкли. И в то же время автор поднимает иную тему. Смесь научной фантастики и триллера, «Непобедимый» в своей неспешности вряд ли серьезно увлечет многих современных читателей, привыкшим к действиям с первых минут. Но то, чего не отнять у книги — это атмосферности.

Экспедиция корабля «Непобедимый» прибывает на планету Регис 3, где недавно пропал другой подобный корабль. Чужеродность и странная пустынность планеты завлекает сразу, не поспешным и активным повествованием, а атмосферой мрачной загадочности. Мрачная атмосфера, в которую Лем окунул читателя сразу, будет только нагнетаться. Пустынная суша, усеянная непонятными обломками тысячелетиями, наличие жизни в море со странным ходом эволюции и отсутствие жизни на суше. А ведь эволюция предполагает распространение жизни по суше и планета весьма пригодна. Есть от чего задуматься.

Погибшие при необъяснимых обстоятельствах люди сильнее нагнетают ситуацию. Странные записи в журналах, надкусанный человеческими зубами кусок мыла и тому подобное сумасшествие впечатляют сильнее, чем сцены геноцида или море крови из какого нибудь боевика. Загадочность — оно никогда не бывает лишним, нагоняя интригу. Как и загадочность происходящего на Регис 3.

Описание пустынных и чуждых пейзажей не подкачали — при чтении читателя словно переносит туда, через тернии звезд к Регису. Но с персонажами, как это часто бывает у Лема, вышло туго. И дело не в сухом и почти документальном повествовании книги (за исключением некоторых моментов) — почти все протагонисты Лема, которых я читал, одинаковы. Немного скептического отношения к ситуации, порой немного темного прошлого, немного размышлений о сложности контакта и герой готов. Между персонажами «Непобедимого», «Соляриса», «Фиаско» нет особой разницы, нет развития характеров в истории, нет изюминок в их поведении, благодаря которым через много времени легко вспоминаются их имена. Всяко лучше, чем смазливые мальчики и девочки в голливудских блокбастерах, но когда про такой типаж читаешь несколько книг вподряд — это тоже бросается в глаза. К тому же в романе кроме протагониста и астрогатора все персонажи выглядят как статисты.

И пусть характеры оказались скучными, основная тема книги не в них. Возможность контакта в «Непобедимом» отрицается почти сразу (не прямым текстом, а самостоятельным логическим выводом), что так же убавило интерес по сравнению с другими книгами Лема, где люди хотя бы пытались найти возможность общения, пусть читатель и знал, что попытки обречены. В «Непобедимом» поднят вопрос дарвинизма. Ведь даже не смотря на сильную технологическую мощь победить должен самый приспособленный. Вторая тема — это вопрос о способности человека понять все во вселенной и стоит ли менять все в угоду себе. Ведь в конце протагонист так и не понял этот чуждый мир, но он осознал — Регис имеет право жить по своему, за пределами человеческого понимания.

Несмотря на сухость повествования книга читается легко, а последние события смотрятся контрастом по насыщению в сравнении с первыми двумя-трети книги. Лему удалось передать действительно эпичность битвы, в глазах встает картина, которую и Голливуду впору экранизировать. Несмотря на срок давности роман совсем не читается как устаревший. Секрет в грамотно подобранном описании чужой планеты, до сих пор неизведанные технологии, атмосфера и люди, которые не меняются даже будущем. Ведь даже после нескольких десятилетий человечество еще не сделало нормального шага в космос и навряд ли сделает в ближайшие столетия. И здесь, на Земле, по настоящему чуждые космические миры смотрятся вечными. Несмотря на слабость характеров и еще некоторых минусов книга вышла хорошей. Слабее «Соляриса», «Фиаско», «Гласа Господа», но по прежнему на качественном уровне.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Станислав Лем «Глас Господа»

Toroan, 25 июня 2013 г. 17:25

Роман о контакте в наше время, создан по программе реального поиска внеземных цивилизаций (SETI). Книга написана как мемуар, поэтому для ряда людей может оказаться сложной. Шутка ли — тут нет диалогов в привычном понимании людей. Одно дело писать диалоги напрямую, другое в стиле «я говорил ему о том... Мы спорили о...» почти сплошным текстом и это давит на восприятие. И в то же время придает какой-то свой, особый шарм книге. Особенность, пусть и не легкая для восприятия ряда людей — всегда делает книгу особенной.

Человечество получает нейтринный сигнал из космоса, совершенно случайно узнает его из остального космического шума и принимается за расшифровку. Тут и начинаются проблемы, связанные как с личностями, так и с осознанием хрупкости культуры и человеческого разума, хотя даже раньше — способ и проблемы, связанные с опознаванием нейтринного сигнала проходит через людское честолюбие. Ведь даже несмотря на важность открытия, кто-то пожелает приписать всю славу себе.

Мы привыкли, что для расшифровки чего-то достаточно точки отсчета, или нам дадут точку отсчета. Но если подобная точка нам неизвестна? Ведь иная цивилизация может отличаться настолько сильно, что ее впринципе невозможно понять. К примеру банальную (но понятную для примера) фразу «Я читаю книгу» не так сложно перевести на иные языки, ведь известно, что подобные значения слов присутствуют у многих народов. Но кто знает, есть ли у иной цивилизации что-то, эквивалентное местоимению «Я», глаголу «Читаю» и существительному «Книга»? И это лишь поверхность проблемы, затронутой Лемом.

Вторая проблема — сами личности, которые порой не доверяют друг другу, расходятся взглядами, держат свои наработки в тайне. Протагонист книги, ученый-математик, совсем не пример для подражания. В проект, который уже тогда трещал по швам, он попал не сразу. Его участие требовалось, как свежий взгляд на неразрешимую проблему. Его критический взгляд на устоявшиеся вещи могли сдвинуть дело с мертвой точки, как считали коллеги. Но не сдвинул, не помогло. И дело было не в нем самом или в коллегаx, а в узости и зависимости от культурного развития Земли и истории. Данную проблему не смог бы решить никто.

В книге нет боевых действий/экшена, книга в своем роде — философский трактат, попытка осознать людей самих себя, пределы своих познаний. Сигнал из космоса здесь — контекст, использованный Лемом для демонстрации хрупкости человеческой культуры. Ведь не выходя за пределы устоев мировоззрения весь мир кажется понятным, но столкнувшись с чем то необъяснимым человек понимает — насколько он слаб в своих познаниях. Мир, культура и окружение, так понятный нами, трещит по швам, едва столкнувшись с чем то абсолютно новым.

Книга не обошла стороной и политические, военные, а так же вопросы секретности. Вместо того что-бы всем человечеством приступить к «дешивровке» сигнала правительство делает проект чрезвычайно секретным, отрабатывает тактику военного вмешательства и ждет знаний, которое позволит установить мировое господство. Лем не обошел стороной этот вопрос и через размышления ученого показывает, что если у кого-то появится абсолютное оружие, то другие государства могут пойти на отчаянные меры, но это все равно не останавливает от попыток разработать что-то подобное.

«Глас Господа» радует количеством теории о сигнале, которыми оперируют ученые. Предположений немало, включая совершенно смелых и невероятных. Но лишь одно было ясно точно — превосходство цивилизации, пославшей «Глас» было абсолютным. Расшифровка сигнала словно экзамен на технологическую подготовленность землян к контакту. Но в отличие от других подобных книг — не пройдено, экзамен провален, человечество, раздираемое внутренними конфликтами еще не готово вступить в контакт. Тут нет романтики познания и величайшего открытия, как в похожей книге «Контакт» Карла Сагана — «Глас господа» пропитан пессимизмом и тщетностью.

Немного тяжелая для чтения из-за стиля изложения — «Глас господа» это познавательная книга о человеческих проблемах и узости возможностей человеческого познания. Но это не конец, ведь история и всестороннее развитие не окончено. Не получилось сейчас — может получится через срок, трудно-осознаваемым людьми? Ведь история человечества началась не вчера, а вселенной жить еще миллиарды лет. И на крайний случай всегда есть утешающий стих, который иногда вспоминает герой книги:

Устав от вечных упований,

Устав от радостных пиров,

Не зная страхов и желаний,

Благословляем мы богов,

За то, что сердце в человеке

Не вечно будет трепетать,

За то, что все вольются реки

Когда-нибудь в морскую гладь

Оценка: 10
– [  16  ] +

Станислав Лем «Фиаско»

Toroan, 24 июня 2013 г. 15:28

Заключительный роман большой прозы «Фиаско» ставит точку в творчестве автора, как можно выразиться — точку стилистическую. Станислав Лем выделяется своим пессимистическим отношением к будущему, а так же к возможности контакта и этот роман является своеобразным апофеозом его мыслей. В книге автора человечество обладает недостатком в его стремлении равнять все и вся по свои ценности. Эта книга даже не о человеческой глупости — а о великой, вечной, беспрецедентной и бесконечной человеческой тупости.

Роман делится на две неравные части, первая из которых короткая и является своеобразным прологом к грядущим событиям. Молодой пилот Ангус Парвис летит на Титан и он узнает что его наставник командор Пиркс пропал без вести. Действие происходит в будущем, когда люди только начали осваивать солнечную систему. Технологии растут и совершенствуются — люди остаются прежними. В ходе полета выясняется, что кое-какого человека на борту нет, из за людской халатности в организации связей, а молодой Парвис, преисполненный великой и романтичной силой спасать всех и вся втягивается в водоворот проблем и не факт что все закончится благополучно. А разве в реальной жизни не так?

Если первая линия происходит не в особо отдаленном будущем, где человечество еще только шагнуло к космос, разгадывать тайны мироздания, то вторая линия происходит в то время, когда человечество шагнуло к технологической сингулярности. Казалось бы — мечта исполнилась — сидериальная инженерия позволяет уничтожать планеты, эффекты каллапсаров можно использовать в угоду себе, обходя даже законы времени, а GOD — компьютер последнего возможного поколения и эффективности заботится о благосостоянии людей за них самих.

И несмотря на это в мире осталась одна неразрешимая загадка, которая напрашивается и в наше время — почему космос пуст и радиоизлучения звезд молчат, не выдавая признаки чужих цивилизаций? В книге Лем сперва предложил свою теорию, согласно которой цивилизации, достигшей точки техно-сингулярности либо уничтожают сами себя, либо начинают преследовать цели, настолько же неведомые нам, как рыбам и черепахам неведомы цели людей. Во второй линии снаряжают экспедицию, цель которой с учетом релятивистких эффектов добраться до планеты, по ряду признаков населенной развитой цивилизацией и установить контакт до того, как она пройдет этап технологической сингулярности.

Эта экспедиция стартует с Титана, в которой произошла катастрофа с первой сюжетной линии. На борт приняли двух замороженных людей, но воскресить реально только одного. Можно задаться вопросом — если технологии стали настолько совершенны, то почему нельзя было воскресить обоих? Но это допущение, созданное Лемом для донесения своей мысли — хоть тела и извлекли с планеты, документы по ним утеряны и кого именно воскресят — неизвестно. Человеческая халатность, из=за которой потерялись документы сделала прошлое одного из персонажей неопределенным.

Мысль Лема в том, что как бы не совершенствовались технологии, человек навсегда останется человеком со своими минусами и грехами. Разве мировые войны, произошедшие относительно недавно были более гуманные, чем войны древности с меньшими жертвами? Разве сейчас люди понимают своего ближнего лучше, чем раньше? Лем пошел дальше — он оставил нас, людей со своими минусами, которые мы есть, но дал в книге нам почти совершенные технологии и возможность встретится с чужой цивилизацией.

Проблемы контакта, как это не удивительно, начинаются сразу, при сближении с системой Квинтян. Планета Квинта, на которой зафиксированы следы высокоразвитой цивилизации, полностью покрыта «белым шумом», мешающей радиосвязи. Космос вокруг планеты буквально кишит спутниками неизвестного назначения, а сами Квинтяне упорно отказываются отвечать на сигнал людей. Экипаж корабля начинают строить свои теории причин отказа от контакта и дальнейших развитий событий.

Книга рассказывает о последствиях, к которым может привести стремление человечества к контакту. Будем искренни — большинство людей уверенно что инопланетяне обязательно должны быть двухполыми, иметь две симметричные руки и ноги, а так же голову. Человек все и всегда мыслит по своему подобию и по своим привычкам, навязанным им своим обществом. И эти привычки верны, но только внутри третьей планеты от солнца. Но разве человечество свою собственную планету с его миллиардами видами жизни понимает? Тогда с чего человек должны понять разум чужой планеты, где эволюция могла пойти совсем другим путем, если даже собственную постичь не в силах?

На этом и строится роман Лема — люди, раз за разом безуспешно пытаясь войти в контакт с Квинтой терпят неудачи. Причины неудач они трактуют в угоду собственным мировозрениям, так до конца и не поняв, что у чужих звезд есть свои заботы. Что звезды — холодные игрушки. Культура чужой планеты может быть настолько иной, что нам не понять ее даже фундаментально, мы можем не сообразить, что рядом с собой видим инопланетянина. Технологии помогает человеку в рамках его мировоззрения и его сложившийся культуры, но расширить эти рамки она не в состоянии. А ведь Квинтяне в книге были менее развиты, чем человечество.

И все таки в самой книге есть ряд совсем непонятных вещей — как, к примеру Квинтяне могли построить спутники? Или как они смогли выйти на связь с экспедицией на их же собственном языке, если Лем сам упорно доказывает разность культур цивилизаций, а значит ни о каком подобном общении не может идти и речи? Иными словами в «Фиаско» есть ряд логических несостыковок — может в этом и был замысел автора — показать что людская логика бессильна перед иной цивилизацией, но в том же «Солярисе» автор все расписал логично, хотя общая тема была схожей. Финал книги может показаться оборванным, но он абсолютно логичен и показывает, как некоторые людские начинания, несмотря на технологический прогресс обречены на фиаско.

Оценка: 8
– [  23  ] +

Станислав Лем «Возвращение со звёзд»

Toroan, 9 июня 2013 г. 19:05

Возвращение со звезд — роман о космонавте Халь Бреге, вернувшемся после долгого пребывания в космосе на родную планету. Прошло 127 лет, Хотя для экипажа около десяти, но мир изменился. Желаемый, родной мир, песчинка жизни в бесконечности пустоты изменился кардинально. Роман о социальной адаптации потерявшихся людей, которые стали «неандельтальцами» в современном обществе и вопросе о том, чего стоит рай на земле. Рай — он всегда желанный, время без греха и забот. Но и рай имеет свою цену.

Мечта о чистом и справедливом мире никогда не покидало человечество, да и навряд ли покинет. Мир без войн, без агрессии, без убийств. Где все равны и нет опасности, а всю опасную работу выполняют роботы. Бетризация, разработанная во время путешествия космонавтов убивает желание убить (простите за тавтологию), а вместе с ним и другие проявления агрессии. Даже простой удар может вызвать шок, а женщины спокойно приглашают едва знакомых мужчин к себе, точно зная что ничего плохого не случится.

Реально подобная утопия никак не осуществима, о чем говорил сам автор. Даже если подобное изобретут — всегда останутся те, кто не принял бетризацию и они бы подмяли весь мир под себя. Но в книге, где подобное допустимо, автор задается вопросом: а какие последствия были бы у подобного мира, и как будут вести себя в нем люди прошлой эпохи?

Вместе с горечью теряется и радость — только познав оба чувства и уловя контраст между ними, их противоположность, можно прочувствовать их сильнее. Опасный спорт исчез, заменимый скучным и простым соревнованием без риска. А если кто-то в спорте выходит за пределы общепринятых возможностей — это считают ненормальным. Любовные подвиги «Ромео и Джульеты» так же остались в прошлом — в мире всеобщего равенства, отсутствия рисков и финансовых зависимостей геройскими и финансовыми методами сердце второй половинки не завоевать. Нет горячего, как и нет холодного, все стало чуть теплое. Вместе с адом исчез и рай.

Вторая проблема, рассматриваемая в книге — это адаптация людей старой эпохи в новом обществе. Брег относится к числу таких людей и попадая на Землю после длительного отсутствия он не узнает свой мир. Лему удалось передать чуждость нового мира с первых страниц: большое количество незнакомых слов, которые слышит герой, странная структура города, переходов и машин, а так же обычаи местных людей. Брег почти сразу попадает во многие ситуации, в которые бы попал дикарь в современном обществе, ставя самого себя в неловкое положение. И демонстрируется страх местных жителей перед небетризованным человеком. Даже простая возможность подобного после столетия отсутствия убийств выглядит ужасно.

Третья проблема — востребованность космических полетов. В бетризированном мире риск сам по себе ушел, люди стали сытыми и довольными, так есть ли смысл искать что-то среди звезд? Но проблема на деле оказывается намного глубже — даже сам полет экипажа оказался почти бессмысленным, ведь все, что космонавты нашли — это холод межзвездной пустоты, смерть друзей и потерю старого мира, привычного им. При невообразимом масштабе вселенной и малой возможности зарождения жизни шанс того, что две высокоразвитые цивилизации найдут друг друга меньше, чем у двух комаров, выпущенных с двух концов земного шара, найти друг друга. Так же Лем демонстрирует мрачные, но вполне реальные рассуждения в романе — если был бы возможен сверхсветовая скорость и мониторинг — нас бы уже нашли.

В «Возвращении со звезд» поднимается тема любви и отношений, но в новом мире. Удержать отношения в новых реалиях сложно, да и само понятие страсти пропало. И здесь, через отношения Брега с девушками показывается разница в мировоззрении. И наконец, найдя ту самую, ему еще предстоит пробиться через ее страх и пассивность, воспитанные новым миром. Среди других фантастов Лем выгодно отличается своим пессимизмом — его книга пропитана цинизмом и тщетностью астронавтики. И в то же время Лем говорит устами одного из персонажей, что даже если бы в небе отсутствовали звезды и была бы только пустота — люди отправились изучать пустоту. Любознательность и желание открыть неизведанное останутся неизменными чертами человечества.

К минусам книги можно перечислить абсолютную нереальность утопии, и это влияет на впечатление: тот же «451 по Фаренгейту» Брэдбери жестоко бил в самое сердце своей реалистичностью. Но ничего подобного в «Возвращении со звезд» нету. Так же в книге сказано что все животные тоже перестали убивать — вот только существование ряда хищников напрямую зависит от убийств и питания мясом. Некоторые линии романа были начаты, но в итоге оборвались, словно автор решил поднять эти вопросы, но забыл про них на зачаточной стадии. Во-первых поднимался вопрос о том, что роботы могут убить и они выполняют операцию бетризации. Во-вторых, Брег оказался в комнате со сломанными роботами, сцена которого вызывает дежа вю к книге/фильму Азимова «Я — робот», из которого можно развить соответствующие сюжетные линии. В третьих — Брегу не понравилось, что в учебниках о бетризации отзываются исключительно в положительном ключе — всегда должны быть отрицательные отзывы, ведь у палки два конца. Но и эта линия была оборвана, едва начавшись.

Что в итоге — «Возвращение со звезд» хорошая книга о проблемах идеального общества, ведь идеал всегда только условный, а так же о проблемах межзвездных путешествиях и адаптации устаревших по сравнению с обществом людей. Реалистично ли? Нет. Интересно? Да. Роман очень даже познавателен — его героям веришь, при прочтении понимаешь, что за идеалом кроются потери. Такова и должна быть фантастика — не бездумной, а доносящей мысль. Как бы не совершенствовался мир и технологии, человек всегда остается человеком со своими грехами.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Аластер Рейнольдс «Город бездны»

Toroan, 31 мая 2013 г. 16:29

Город бездны — вторая книга цикла Revelation Space, являющая при этом приквелом и спин-оффом «Космического апокалипсиса». Книга получилась более удачной, чем предыдущая: локальность событий осталась, даже стала еще меньше. Но появились живые характеры персонажей, загадок стало еще больше, интрига — сильнее. Жанh так же немного сместился — из космической фантастики книга стала фантастикой с уклоном на детектив и киберпанк. Детектив — потому что загадок и интриг стало больше, а город Бездны сделан в антураже киберпанка.

Таннер Мирабель, протагонист романа, имеет одну цель — убить Рейвича по личным мотивам. Месть всегда мощный стимул, порой лишенный логики и прагматизма — но разве большинство людей поступает в таких ситуациях мудро и логично? Месть дарует ненависть, заставляя бросать прошлую жизнь во имя исполнения одной цели. Проблема «Космического апокалипсиса» была в слабо-развитых характерах персонажей — в «Городе бездны» автор исправился и теперь протагонисту действительно хочется сопереживать. Структурирование книги изменилось — если в первой книге происходил калейдоскоп событий с разных точек зрения, но почти всегда в одно время, растянутые на года, то здесь линии делятся на далекое прошлое чужой личности, недавнее и настоящее. Причем события настоящего разворачиваются за считанные дни, увлекая своей динамичностью.

Путь ведет Мирабеля с Окраины неба в Йеллоустоун, в котором недавно разразилась комбинированная эпидемия, упомянутая в прошлой книге. И некогда сверхразвитый техномир превратился в странные руины, где даже здания поражены вирусом и ходить по городу небезопасно. Где местная аристократия устраивает игры со смертью, устав от бессмертия. Этот город разнообразный — от трущоб до летательных аппаратов и «банкетов», населенный разными слоями общества, вынужденными жить в новой реальности. Из за бессмертия утрачивается вкус жизни — так как только с чувством неотвратимой смерти ее можно ценить. Однако я сомневаюсь что подобная скука — единственный побочный эффект долголетия, должны развиться цинизм, мудрость, спокойствие, которые автор не стал рассматривать. Не могу сказать, что город поражает воображение — видел и другие интересные идеи, связанные с концепцией утопический городов. Но прогресс автора, поленившийся в прошлой книге описывать поселения, очевиден.

Вторая линия связана с воспоминаниями Мирабеля — о его недавнем прошлом, раскрывающем его мотивы, которые заставили его отправиться в этот путь. Интерес поддерживается обоснованной частичной амнезией и протагонист будет получать воспоминания дозировано, раскрывая детали сюжета и при этом нагоняя интригу, так как неясностей будет только больше. По мере прочтения все становится более запутаннее и запутаннее, откладывать чтение не хочется из-за все более накапливающихся загадок. Разумеется есть люди, которые догадаются обо всем с определенного момента где то в центральной трети книги — но для большинства динамика событий не оставит время на размышления. Рейнольдс держит читателя не только загадками, но и желанием узнать, что будет дальше, на следующих страницах.

Третья линия связана с далеким прошлым — воспоминанием неоднозначного Небесного Хаусмана, чьи поступки вызвали от ненависти одних людей, до религиозного преклонения других. Воспоминания передаются посредством вируса, которая секта распространяет для расширения своего влияния. Эта история о первой колонизационной экспедиции другой планеты — когда скорость составляла лишь долю световой и перелет к ближайшим звездам занимал столетия. Самая мрачная линия, но при этом для меня самая скучная — видел и более интересные темы «падений». К тому же если связь между первыми двумя линиями очевидна, то как ко всей истории относится линия Хаусмана — долго не будет ясно. Но итогового впечатления от романа это ни капли не портит.

Второстепенных персонажей тоже хватает и некоторые имеют свою историю, мотивы и интересы. Но все они остаются в тени Таннера Мирабеля, ибо эта книга — история о нем. Хоть вторая книга является приквелом к «Космическому апокалипсису» — читать книгу первой (как я советовал с циклом Вернора Винджа «Зоны мысли») не стоит. Некоторые интриги «Космического апокалипсиса» раскрываются в «Городе бездны» за просто так. Финал книги, в отличие от прошлой, тоже вышел удачным. «Город бездны» это хорошая работа над ошибками и сама по себе динамичная книга со множеством загадок, держащих в напряжении до самого финала.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Аластер Рейнольдс «Пространство Откровения»

Toroan, 29 мая 2013 г. 12:50

Космический Апокалипсис — дебютный роман Аластер Рейнольдса, в чем то удачный, в чем то нет. И хоть книга позиционировалась как исследование артефактов погибших пришельцев — на деле роман не о том. Он не сконцентрирован на исследовании артефактов, пусть и на первый взгляд покажется, что это так. Ни к чему ждать детального раскрытия их природы — разочаруетесь. Но если ждете нелегких и запутанных взаимоотношений между участниками книги — добро пожаловать.

События происходят через несколько сот лет после нашего времени — космические полеты стали актуальными, исполнив мечту человечества прошлого века о покорении космоса. Но, сделав первые несколько шагов, человечество натыкается на множество останков погибших цивилизаций. Что их погубило? Какое событие? Как избежать подобной участи? Эти вопросы не дают покою Дэну Силвесту — одному из главных героев романа. В начале чтения история Силвеста кажется глупой в своей фанатичности и погоне за правдой. И все таки подобное качество вызывает симпатию.

На одной из планет найдены подобные артефакты и там разворачивается экспедиционный корпус. Однако подобные артефакты многих колонистов не интересуют и планета находится на грани гражданского переворота. Мир «Космического апокалипсиса» суров и циничен — слабые колонии мало занимают торговцев, а технологичные планеты процветают. Трюкачи, Конджойнеры, Завеса Ласкаля — добавляют разнообразие миру, но большинство подобных вещей упоминается вскользь.

Силвеста ищет странный и опасный экипаж корабля Конджойнеров — самого быстрого и дорогого вида корабля. Как и сказал — все основные персонажи будут тесно связаны между собой. И слава богу не в смысле любовных отношений — хоть этому и найдется место, любовь в книге слишком суха и ему не уделяется внимание. Хоури, женщина с военным прошлым, получает задание найти и Силвеста по неясным причинам от странного, но могущественного заказчика.

Члены триумвирата, экипаж корабля Конджойнеров, так же ищет Силвеста, но с иной целью. Среди них выделяются Вольева, Саджаки и капитан, остальные проработаны никак, выполняя фоновую роль. Однако принципиальных различий между тремя вышеупомянутыми членами триумвирата нет — их поступки диктуются разницей в мотивах, чем в характерах. В этом сухость и минус романа — вместо некоторых персонажей поставили картонных манекенов, дав им парочку скелетов в шкафу, что определяет их поведение. А может подобное впечатление возникает от того, что характеры слишком похожи и нет разнообразия. Сухость дополняет и слабый слог автора — возникает ощущение того, что читаешь статистическую сводку. Акцент сделан на разгадывании головоломок, и это держит в напряжении. Но не вызывает сопереживания. Силвест, Хоури и Вольева представляют собой три основные линии повествования и точки зрения.

Общая идея в романе охватывает множество цивилизаций, включая далекого прошлого. И тем не менее большая часть места действий имеет относительно локальный характер — песчинку в масштабах млечного пути. Почти все события происходят на парочке планет/корабле. Странно, что несмотря на общеглобальную проблему, актуальные события романа разворачиваются в таком малом масштабе. Финал книги разочаровал полностью — страдая синдромом Вавилона 5/Mass Effect и элементами deus ex machina концовка вызвала у меня желание оторвать автору руки. Нет, я знаю что впереди еще две книги, но даже открытую концовку можно сделать намного более интересной.

Что в итоге — локальные сюжетные повороты книги непредсказуемы, за исключением «самого главного антагониста». И они держат в напряжении, заставляя читать дальше, увлекая внезапными поворотами. Детали мира неплохо проработаны — Трюкачи, тайна завесы, Пожиратель Солнц — все это представляет интерес, хоть и не раскрываются полностью (подозреваю, что оставили на последующие книги). Интрига взаимосвязей участников романа, когда так и кажется, что многое тут неспроста — тоже. Это интересно — это держит за чтением. И все же отсутствие сопереживание, предсказуемая причина погибших рас и слитая концовка не позволяет мне поставить особо высокую оценку книге.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

Toroan, 19 мая 2013 г. 16:49

Этот отзыв не будет положительным.

Марсианские хроники — сборник рассказов, связанных между собой мечтой человечества о колонизации другой планеты в условиях угрозы войны на Земле. На Марс отправляют несколько экспедиций, каждая из которых сталкивается со своими трудностями. У сборника очевидный посыл: везде, куда приходит современный человек, он перекраивает все на свой лад, не учитывая сложившуюся местную культуру. В истории достаточно таких случаев, связанных с колонизациями новых земель, Брэдбери продемонстрировал подобное в условиях будущего.

На манер «451 градус по фаренгейту» миру грозит атомная война и многие хотят покинуть Землю, убегая не только от нее, но и от бюрократии в поисках новой жизни. Первыми будут старики и те, кому нечего терять на Земле. Рассказы развиваются в хронологическом стиле, двигаясь вперед от нескольких месяцев до нескольких лет между рассказами. Героев много, в каждом рассказе — свои и останавливаться на них бессмысленно. Их проработке не уделяется должного внимания, как в романах, поэтому чувства сопереживания нет.

Для рассказов это обычное дело, поэтому посмотрим на сюжет. И тут все плохо. Рассказы связаны одной вселенной и идеей, их можно соединить логически. Но не получилось. Логика и мотивация коренных марсиан неясна вообще. Первые два рассказа подавали хорошие надежды, но потом все позабыли, начав за здравие предпочли закончить на упокой. Почему марсиане так поступили со второй экспедицией — понятно. Но почему тогда марсианин из первого рассказа понял, что это не психоз? А с третьей экспедицией ничего не ясно — почему, зачем. Где то марсиане враждебные, где то дружелюбные — и все без мотивации, без объяснения логики их поведения и внезапных переходов настроения по отношению к землянам. Объяснение поведению, но только в рассказе про глюки и не сочетается с другими рассказами.

Земля, а что земля? Она где то там, в небе, далеко и не вызывает интереса, опасений за ее судьбу. И когда судьба пришла — жалости не было, как небыло ее во всем сборнике. Персонажи сменяют друг друга, не давая привыкнуть к ним, сюжет — нелогичен. Есть еще один минус, который я могу приписать исключительно к своим вкусам — стиль повествования, слоги и диалоги слишком наивны, детски, романтичны. Это не плохо — это не мое. Но странно видеть подобное после великолепного и мрачного романа «451 градус по фаренгейту».

Сам по себе сборник неплох, но далеко не шедевр.

Оценка: 7
– [  19  ] +

Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

Toroan, 16 мая 2013 г. 14:34

Опасно мало знать, о том не забывая,

Кастальскою струёй налей бокал до края.

От одного глотка ты опьянеешь разом,

Но пей до дна и вновь обрящешь светлый разум.

Принимаясь за «451 градус по фаренгейту» я был настроен немного скептически, даже не смотря на хорошие отзывы — объем книги в 4-6 раз меньше тех, что я читал в последнее время, а сюжет по аннотации выглядел предсказуемо. Обычное дело что в антиутопии кто либо осознает неправильность окружающего, что встанет на противоположный путь и что встреча со странными людьми предопределена. Сюжет так и остался — прямым и предсказуемым, но он облечен в сильный слог Брэдбери, в его мастерски вставленные размышления. И антиутопия, изначально выглядящая фантастично, в итоге поражает реальностью, сходством с настоящим миром.

Брэдбери написал книгу-предостережение будущим поколениям. Скорее всего на момент написания книга воспринималась иначе, чем сейчас, ибо если в то время рассматриваемые в романе вещи выглядели фантастически и воспринимались соответствующе, то сейчас, с их частичной реализацией, все выглядит иначе. Равнодушие, реалити-шоу, телевизоры, реклама, невежество и одиночество. Разве это было распространено в 50-е годы? И как обстоит дело сейчас? «451 градус по фаренгейту» это не история Монтэга, не история о Клариссе Маклеллан и сожженных книгах.

Это история о нас.

В мире романа книги противозаконны. В мире глупой радости и безмерного удовольствия книги вызывают ненужную грусть. Слова это средство и смысл — они заставляют задумываться, переживать и страдать. Зачем забивать свою голову сложными вещами, когда их можно заменить быстрыми и простыми вариантами удовольствия, например такие как простые и короткие передачи, простая музыка, простая реклама. В быстром темпе жизни не должно оставаться место чего либо тяжелому. И борьба с книгами это не происки какого-то диктатора, а простое следствие технологического развития общества — оно само себе верный враг.

Все, что может привести к печали косится под корень — беседы не поощряются, разговоры рассматриваются обществом как удел чудаков. В итоге люди стали безликими манекенами, без чувств, без мыслей, без души. Книга не настолько о сюжете, насколько про мысли автора о последствиях развития социума. Персонажи, читающие книги общаются нормально, хорошим слогом, в их мыслях мелькает глубина. Персонажи, не читающие книги общаются в самом простом виде, повторяющими словами и краткими предложениями. Последствия от отсутствия книг демонстрируется через стиль общения людей.

Каюсь, при прочтении романа я не обратил внимания на дату написания. И когда читал я не удивлялся наличию аналогий. После прочтения, взглянув на дату, понял, что меня накрыло. Крутящая везде и всюду реклама достала. Людям, говорившим мне что я зря не смотрю дом 2 или что то подобное хочется треснуть. Сумасшедшим водителям, попадающим в аварию и сбивающим пешеходов никто не удивляется. Из знакомых мало кто читает книги добровольно. Хождение в наушниках — обычное дело для многих, как и громадные телевизоры, а про человеческое равнодушие можно и не говорить. Все это уже было в романе Брэдбери полвека назад.

Монтэг, работающий пожарником, рад своему делу. Огонь сжигает книги, пламя горит ярко и служит во благо общества, его спокойствию. За огнем можно наблюдать вечно. Огонь воспламеняет, оставляя только пепел. Но даже оставшийся пепел противен пожарникам и от него следует избавляться. Жизнь героя так бы и протекала, если бы не случайная встреча с необычной девушкой. Одна случайная встреча, один взгляд, один глупый вопрос и жизнь Монтэга меняется навсегда.

Кларисса, случайно встретившая с Монтэгом, живет по соседству.Задавая множество вопросов она выглядит странной для окружающих ее людей. И конечно же ее присутствие, ее слова станут той искрой, что зажжет огонь в душе Монтэга. Но те читатели, которые не любят мыльные оперы могут не беспокоится — книга не об этом. Через Милдред, жену Монтэга, демонстрируется последствия развития общества. Беспомощная, скучная и необщительная, она выглядит манекеном, не вызывая жалости.

Битти, грандмейстер и босс Монтэга, на поверку оказался необыкновенным человеком. Эрудированность чувствуется в нем во всем и средний потребитель общества не может так выражаться в диалогах, как он. Рассуждения Клариссы и Битти смотрятся контрастом на фоне остального населения. Автор даже перестарался с подобными рассуждениями героев, Кларисса и Битти выглядят не автономно проработанными персонажами — за их устами чувствуется Брэдбери так же, как Азимов спроецировал себя на Селдона в последней книге Академии.

Если абстрагироваться от философии романа и поглядеть только на сюжет — он будет выглядеть не лучшим образом. Особо внезапных поворотов нету, разыгрывающие элеметы драмы выглядели для меня предсказуемо, конец логичен, поступки героя глупы и наивны, но таким он сделан намеренно. Только Кларисса заставила меня немного посочувствовать. Слог, философия и антиутопия книги гораздо лучше сюжета и сила «451 градус по фаренгейту» не в сценарии. Философское предостережение будущего, облаченное вокруг сюжета. Но и даже тогда Брэдбери предвидел — человечество не учится на ошибках, что показывает финал. Как человечество не учится и сейчас, когда первые звоночки из романа стали такими явными. Если вы любите все простое, быстрое и не любите чтение книг, рассматриваемые аспекты которых не приносят покой в мысли, философские упреки которых вполне могут быть направлены на самих читателей — закройте книгу. Отложите, зажгите ее и бросьте в костер. Пусть предостережение сгорает и пусть огонь пылает ярко.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Вернор Виндж «Глубина в небе»

Toroan, 12 мая 2013 г. 16:15

Вернор Виндж — Глубина в небе

«Глубина в небе» является второй книгой цикла «Зона мысли». Однако книги совершенно не похожи, кроме структурирования сюжета на две параллельные линии. «Глубина в небе» глубже, человечнее, сложнее. Стальным кинжалом сюжет вонзится в душу, вывернет, принесет радость и боль, заставит искренне сопереживать персонажам. Между книгами общее только один персонаж, и даже этот факт никак не спойлерит и не влияет на вторую книгу — можно смело начинать читать с Глубины. Есть глубина в небе, и она пребудет вовек.

Роман неспроста сравнивают с книгой Симмонса — по сложности, объему и некоторыми поднятыми вопросами книга вызывает справедливые аллюзии к Гипериону. Сюжет разворачивается около мигающей звезды в медленной зоне (но в то время люди не знали этой структуры вселенной), где столкнулась цивилизации Кенг Хо и Эмергенция вокруг расы Арахнидов — пауков. До этого было лишь два случая столкновения с инопланетной расой — и в обоих случаях находили лишь обломки былого. В этот раз все обещало быть иначе и цивилизации людей столкнутся за самую ценную находку в истории человечества.

Кенг Хо — фракция межзвездных торговцев. Опасная работа, грозящая банкротством. Идея из прошлой книги о том, что миры Медленной зоны обречены на вымирание получила стоящее развитие. Ведь когда корабль долетит через световые годы — целевой планете может не понадобится предлагаемый товар: не исключено что она перерастет технологией, но скорее всего стангирует из за катастрофы до состояния средневековья, либо полностью погибнет. Но для Кенг Хо выгоднее собирать технологические сливки цивилизаций и хранить их у себя — цивилизации рождаются и умирают, торговля остается навсегда.

Фам Нювен, поднявший торговцев на вершину славы, мечтал о межзвездной империи. Мечтал сделать то, что не сделал никто другой — повернуть колесо судьбы, рок разрушений цивилизаций. Исполнима ли подобная мечта? Можно ли править эффективно через световые годы? Он мечтал, даже добился определенного успеха. Но даже сквозь время мечта остается. И сжигает душу. Фам Нювен в разы интереснее своего аналога из «Пламя над бездной», он лучше проработан. И пусть ему не принадлежит вся повесть — его история лучше, чем в прошлой книге и сама по себе претендентует на отдельную книгу.

Эзр Винж, один из представителей торговцев, отпрыск богатой семьи, но в экспедиции не решающий ничего, поначалу представлен почти как главный герой. Но в итоге оказывается одним из самых неинтересных персонажей книги. И хоть сюжет в какой то степени будет централизован вокруг него — Винж в истории не принимает решающего участия. Все события протекают и без его воли, история едва ли нуждается в нем. Его пассия, Триксия Бонсол, по некоторым сюжетным причинам тоже не выделяется сама по себе. Но тандем их страданий, демонстрирующий следствие Фокуса, представляет интерес.

Чиви Лин Лизолет, представленная изначально как озорная девочка, докучающая Винжу, станет одним из лучших персонажей книги. Пусть на первый взгляд ее история кажется поверхностной — циничность ее участи заставляет искренне сочувствовать ей. Самому молодому и беспомощному человеку досталась самая циничная судьба в планах Томаса Нау и при этом она влияет на ситуацию больше Винжа. Может и неосознанно, но ей получается смягчать режим и помогать людям по мере возможностей. И даже когда время справедливо расставит по местам — полжизни безвозвратно ушло под ногами тирании.

Эмергенция, другая сторона конфликта за тайну новой расы, представляет собой эффективное рабовладельческое общество с извращенной силой Фокуса. Благодаря ему рабы верны, эффективнее компьютеров, но беспомощны без надзора нормальных людей. Вырастив цивилизацию из катастрофы эмергенты приспособились, приспособили вирус и приумножили свою мощь. «Все что нас не убивает, делает нас сильнее». Предводители эмергентов являются представителями политического типажа, искусных в интригах и привыкших захватывать власть через обман и убийства. Через Фокус Виндж ставит читателям простой вопрос, который ставили не один автор — стоит ли расчетное и технологическое превосходство потерянной души?

Томан Нау, предводитель эмергентов, показывается как умный и расчетливый правитель. Почти лишенный каких либо слабостей и эмоций, он демонстрирует какими должны быть злодеи — не тупыми баранами, желающими жестоко поубивать всех, а умными людьми, обманом заставляющим врагов работать на себя. Причем сделав это так, что они пойдут на подобное добровольно, поверив что это и есть правильно. Лично у меня Томас вызвал вполне осознанную симпатию достойного противника. Чего нельзя сказать о его помощнике — Ритцере Брюгеле, воплощающем в себе все идиотские штампы антагонистов. Зато Анна Рейнольт, другая помощница Томаса, представлена в выгодном свете, что в моральном плане, что в плане интереса и собственной истории. Книга Винджа не обошла стороной и вопрос тотального контроля. Обман, жертвы и жестокость, известные аспекты тирании, воплощены в форме правления Эмергенции.

Вторая сюжетная линия крутится на планете Арахнидов. Местное солнце активно только несколько десятков лет из 250, в остальное время оно угасает и планета погружается во тьму и смертельный холод. Из за этого факта паукообразные существа живут на поверхности только в период активности солнца, теряя и отстраивая заново свою инфраструктуру. Остальное время они проводят в глубине в спячке, где арахни сохраняют накопленные знания. Стоит ли говорить что прогресс цивилизации шел черепашьими темпами? Но события романа разворачиваются в тот момент, когда у паукообразных появляется настоящий чудаковатый гений Шерканер, которому суждено изменить порядок циклов, подтолкнув цивилизацию на рассвет технологического прогресса.

Шерканер до встречи с Викторией Смит был неизвестным арахнидом, пестрящим ворохом сумасшедших идей. По закону жанра именно в нужный момент у занятого офицера разведки оказалась свободная минутка и Виктория определила ценность гения. За множеством глупых идей есть крупицы тех, которые способны перевернуть мир. В сюжетной линии арахнидов автор демонстрирует влияние развития технологий на культуру цивилизаций, суеверных традиций и неизбежные последствия некоторых открытий. Великое открытие, созданное во благо, иногда может иметь разрушительную мощь планетарного масштаба. Стоит ли риск того? Или это вечная судьба многих Винджевских планет — погибать из за собственной глупости? История Арахни получилась чересчур человечной с явными отсылками на прошлый век. Но в книге и этому найдется объяснение.

Человеческая экспедиция расположилась недалеко от планеты, на астероиде. Превосходя технологически они будут ждать, ждать когда Арахни разовьют свою инфраструктуру до необходимого уровня, чтобы с выгодой взять над ними власть. Неплохая перестановка ролей местами. Обычно в фантастике угрозу несут различные инопланетяне, а люди — жертвы. Здесь же, в мире Арахнидов глубина в небе таит в себе человеческое коварство. В книге много интересных персонажей без четкого главного героя и у всех свои мотивы — порой глупые, порой практичные. И даже Томас Нау у меня вызывает симпатию. И хоть конфликт, разыгравшийся в Глубине несоизмеримо меньше масштабом, чем в «Пламя над бездной», «Глубина в небе» глубже, человечнее, интереснее.

Есть глубина в небе, и она пребудет вовек(с)Шерканер

Оценка: 10
– [  11  ] +

Вернор Виндж «Пламя над бездной»

Toroan, 12 мая 2013 г. 11:17

Пламя над бездной для меня вышла слабой книгой. Она известна, она получила ряд наград и положительных отзывов, обладает интересной концепцией мира. Но при создании структуры мира Виндж забыл вплести интересный и глубокий сюжет.В вселенной Винджа сверхсветовые полеты возможны на краю млечного пути — там, где звезды редки. Почему — автор не объясняет, есть факт и все. Подобные фундаментальные и масштабные вещи в научной фантастике желательно объяснять — жанр то фантастика и можно допустить вольности.

Вследствии возможности сверхсветовых перелетов возможен актуальный обмен информацией и более высокие технологии, поэтому высокоразвитые цивилизации обитают на краю, когда они готовы — они уходят за предел галактики и становятся Силами — аналогами местных богов, интерпретацией Винджа технологической сингулярности. Они неимоверно могущественны, но их сила возможна только в верхнем крае. Попав в зону досветовых перелетов они деградируют до обычных рас и редко их интерес к людским делам длится более 10 лет.

Силы оставляют архивы — клад знаний, невинные шутки, так и опасные. И по сюжетным законам открытие одного такого архива человечеством не принесло ничего хорошего, несмотря на все предосторожности людей. Древнее и пафосное зло пробудилось и начало творить беспредел. Но в процессе пробуждения оно упустило что то, способное ее уничтожить. Это нечто улетело на корабле спасающихся из архива людей, оторвавшись в опасную близость от медленной зоны, где расы обречены на одиночество из за длительности досветовых перелетов и смерть.

Перехожу к первым минусам — упоминаний Сил и количество цивилизаций огромное. Слишком много. Когда чего то слишком много оно теряет ореол ценности и божественности. Нет ощущения могущества, нет почти мистического преклонения, как в романе Симмонса перед Техно-Центром. Сила тут, Сила там, а толку ноль. Второй минус — форма галактического интернета у высокоразвитых цивилизаций и манера общения в подобном интернете. Да это просто смех какой то. Может быть автор сделал так намеренно, не знаю. Но ту же атмосферу серьезности высоких цивилизаций оно портит.

Сюжет делится на две параллельные линии. В первой линии представлено путешествие Фама Нювена, Равны Бергсндот с двумя компаньонами на корабле. Странствие к планете цивилизации средних веков, находящейся в опасной близости к медленной зоне. Фам — самый интересный персонаж книги для меня, Равна уступает, так как ее характер не особо интересен и слабо проработан. Фам тоже вышел слабее, чем мог бы быть. Наездники, миролюбивая раса и компаньоны людей, несут в себе свои тайны.

Вторая линия — история о планете стальных когтей, где существует раса стайного вида. Несколько индивидов образуют единый разум, но сам по себе один индивид ничто и обречен на безумие. На планету попал сбежавший из архива корабль с людьми (не путать с героями первой линии). Внезапное столкновение застало людей врасплох, но фракция, захватившая корабль понесла большие потери и они по достоинству оценили силу пришельцев. Страх перед возмездием звездной расы, способной аннигилировать всю планету будет терзать местную расу, а первая фракция, познавшая технологию людей, будет править миром. Такова завязка второй линии.

Достоинство в том что автор сумел передать иную структуру инопланетян, отличительную от людей. Персонажей в этой линии намного больше, некоторые претендентуют на интересную проработку. Например Тиратект. Но сюжетная линия стальных когтей меня не зацепила. Читая научную фантастику я жду космического сюжета, а не политических дрязг средневековья, которые даже в этом аспекте не проработаны никак. Финал книги никакой, способ победы предсказуем и банален, природа Погибели не объяснена, а некоторые жертвы совсем глупы. Слабо, Виндж, очень слабо. Но все недостатки он с лихвой возместил в своей следующей шедевральной книге цикла «Глубина в небе».

Оценка: 7
– [  17  ] +

Дэн Симмонс «Троя»

Toroan, 24 апреля 2013 г. 18:00

Прежде всего Илион это стремление автора абстрагироваться от другого цикла — «Песни Гипериона». Повесть получилась действительно иной, но тем не менее узнается почерк автора. Масштабность, нелюбовь к технологиям будущего, незавидная участь Земли и отсылки к классикам — то что присутствовало в Гиперионе во всей красе так же наличествует и в Илионе. Так же и полное осознание того, что в целом происходит тоже будет открываться ближе к концу романа.

Но истории подаются совсем по иному, ибо если Гиперион это в целом логичное и последовательное повествование, то Илион это три совершенно различных сюжетных линий, которые чередуют друг друга и станут взаимосвязаны только к середине-концу романа, оставляя ответы на многие вопросы на вторую книгу. А теперь перейду конкретно к сюжетным линиям и своих впечатлениях.

Первая сюжетная линия — Троянская война, в которой забавляются постлюди будущего, поехавшие на почве могущества нанотехнологий под личинами известных греческих богов — Зевс, Афродита, и.т.д. Главный герой — схолиаст Хоккенбери, неплохой пример неуверенного и жалкого человека на службе у «богов» (впрочем стоит отметить что Симмонс порадовал меня и в этой книге, снова создав главных героев не бэтменами), в задачи которого входит сравнение хода войны с произведением Гомера. Вдобавок самим богам это будущее неизвестно. Лично мне эта сюжетная линия показалась самой слабой, ибо постлюди какие то гротескные, нереальные, как и участники троянской войны. В этой линии только Хоккенбери заставил в себя поверить. К тому же стиль написания диалогов между постлюдьми, а так же теми же участниками войны мне не понравился, слишком уж тяжелый, «литературный» слог. Не люблю я подобный стиль.

Вторая сюжетная линия — о биороботах Манмут и Орфу, посланные экспедицией с Юпитера на Марс, так как обитателей стала тревожить бешеная квантовая активность Марса, что может грозить гибелью всей солнечной системы. Наблюдать за их диалогами действительно было отрадой для глаз. Рассуждения роботов о Шекспире и Прусте, попытки понять психологию людей, разбавленные толиком юмора прекрасно дают отдохнуть от нелегкого чтива Троянской линии.

Третья сюжетная линия о немногочисленных обитателях Земли будущего, за которыми присматривают странные роботы, делая за них всю работу. Уэллские Элои, как и было сказано много раз в самой книге. Но, как обычно и бывает, некоторым людям хочется странного, таким как героям этой линии — Даэману, Харману, Аде и Ханне. Понравилось следующее — главный герой Даэман изначально трус, бабник и в общем, личность с неприятным характером, но будет неспешно меняться к концу книги. В этой линии самое большое количество более менее проработанных героев и эту линию мне понравилось читать больше всего.

Как видно из описания трех линий, Симмонс опять придумал сложный мир с несостыкующими на первый взгляд вещами. Чтиво было не самым легким — три не связанных поначалу сюжетных линии, регулярные отсылки к классикам, да не одному, сведение воедино лишь к концу книги, и оставление ответы на ряд вопросов на вторую книгу — в этом автор узнается сразу. Не уровень «Песен Гипериона», но авторы нередко пишут свои лучшие произведения в начале-середине пути. В общем книга оставила странное впечатление — этот мир получился каким то безумным. Не плохое впечатление, а именно..странное, двоякое.

Сюжетные линии во второй книге будут переплетаться более тесно, сюжет рванет с большей скоростью. Но развития характеров персонажей, как у того же Даэмана из первой книги я не заметил. И появление новых сил в событиях второй книги мне не особо понравилось, они смотрелись лишними. Положительно я бы отметил путешествие Хармана, который в прошлой книге для меня был в тени Даэмана, но в этот раз отличился. Даэман же наоборот — разочаровал тем что никакого развития, как в прошлой книге у него нет, он перестал быть главным героем событий на Земле и поневоле отошел на второй план. В целом именно сюжетная линия на Земле вышла самой динамичной и драматической. Что касается остальных участников книги — Орфу и Манмут не подкачали, оставшись такими же веселыми как и в первой книге, рассуждая о классиках и стараясь понять психологию людей. Хоккенбери не порадовал тем, что в характере не изменился.

В целом диалогия не легкая для чтения, эта не те книги за которыми можно расслабиться — даже в первой книге присутствует три различных сюжетных линии, а во второй они разветвляться еще больше. Компоненты истории порой кажутся бредовыми — в Гиперионе автор умело смешал интересные и популярные идеи, дав им поистине эпический размах, которому впору и Дюне с Звездными войнами позавидовать. В «Трое» были использованы идеи, не вошедшие в «Гиперион», менее интересные. В итоге смешать невозможное получилось, что далеко не каждому под силу, но реализация подкачала, так как составляющие компоненты не были настолько интересными. Если «Гиперион» — must read для любителей фантастики, то цикл «Троя» совсем не обязательна к прочтению.

Оценка: нет
– [  19  ] +

Дэн Симмонс «Песни Гипериона»

Toroan, 23 апреля 2013 г. 19:17

Гиперион (1989)

Заинтересовавшись многочисленными положительными отзывами и наградами, который получил роман Симмонса, а так же предпочитая научную фантастику я принялся за «Гиперион». Получил не то что ждал, не не в плохом смысле этого слова. Те кто ждет абсолютно цельного сюжета, и описание технических подробностей будущего, что привычно жанру НФ — тех скорее всего ждет разочарование. Тут нет упора на космических битвах и полетах.

Ибо Гиперион не настолько научная фантастика, насколько философская, психологическая и социальная.

Гиперион это шесть новелл, шесть различных историй, которые служат распахнутыми объятиями для последующих книг. События происходят в будущем, когда по человеческой ошибке была уничтожена Земля и люди только начали расселяться по галактике. 7 паломников отправляются навстречу с Шрайком — непредсказуемому повелителю боли, которому нипочем законы пространства-времени. Шесть должны умереть, один останется жив и повелитель боли исполнит его волю. Так было всегда.

По пути к нему паломники решают поделится своими личными историями, кем они были до этого, что побудило их пойти на эту встречу. И все истории совершенно не похожи друг на друга, даже написаны они в разном жанре. Конечно на сегодняшний день современным читателям эти истории покажутся штампом, но книга была написана только в 1989, на то время это не было настолько обыденным. Не все истории могут понравится, но каждый может найти что то свое. Кто то сказал — «скажи какая история тебе понравилась и я скажу кто ты», чтож, полагаю он был прав.

История священника Ленара Хойта, поднимающая вопрос о смерти и бессмертия. Не самая мрачная история с мрачным концом.

История полковника Фридмана Кассада — боевик, поиск любви, военная тематика полевых сражений. Единственная история которая мне откровенно не понравилась и показалась откровенно бредовой.

История поэта Мартина Силена — полная иронии и цинизма история писательства, проблем, связанных с этим, богатстве и славе, падении и забвении. Что персонаж, что сама история мне понравилась больше всех. Как отдельному рассказу ей вполне можно 9.5 — 10 поставить. И почему Мартин остальным паломникам не особо нравится? Он же просто душка.

История ученого Сола Вайнтрауба — О необычной болезни ребенка, страдании родителей, дилемма Авраама, попытках излечить ребенка. Пожалуй самый тяжелый рассказ, и понравился мне больше всего после истории поэта.

История детектива Ламии Брон — единственная история где толком есть экшн. О необычной любви, киберпанке и столкновении с творениями человеческого рода, которые несоизмеримо превзошли их.

История консула Гегемонии — Тоже о любви, желании защитить свой мир и к чему ведет эта дорога. Но делится на две части, при прочтении первой из которых совсем непонятно к чему все это и кто все эти люди. А так красивая история.

Эти шесть историй раскрывают необычный мир Гипериона, совершенно различные, доносящие свою мораль, и на первый взгляд не пересекающие между собой. Но каждая история связана с таинственным Шрайком. Когда охватываешь их разом остается удивляться размаху мира тетралогии Симмонса. Главная заслуга автора в том что он сумел создать мир, наполненный многообразными и различными, на первый взгляд несовместимыми деталями, постепенно логично увязывая их между собой. Многие называют именно первую часть лучшей. Может это и так, но это именно пролог.

Падение Гипериона (1990)

Продолжение «Гипериона». Если Гиперион был прологом, то «Падение» — его развязкой, причем, можно сказать, полноценной. Если первая часть была сконцентрирована на человеческих чувствах и личных проблемах по отдельности, то вторая связывает их истории воедино, обезличивает персонажей в мире, в котором начинают происходить события эпического размаха. Если первая книга это 6 различных по жанрам новелл, то вторая рассказывается уже в обыденном стиле. Эта книга о том что слепая вера в дары не приведет ни к чему хорошему.

К сожалению паломники первой книги несколько обезличиваются во второй книге по сравнению с первой книгой и повествование о них идет со стороны. Главным героем книги является Северн, наблюдатель, способный наблюдать события, происходящие с паломниками издалека, а так же по непонятным ему самому же причиной находится в приближении с Майной Гладстон — главой всей Гегемонии и секретарем сената, которая несмотря на свои общеглобальные дела решила, что ей необходимо знать о судьбе паломников.

Если Северн как главный герой меня не впечатлил совсем — он словно наблюдатель, то Гладстон заслуживает похвалы и сама по себе является вторым главным героем романа. Рассказывать о глобальной войне со стороны главы Гегемонии это все таки лучший вариант, ибо так лучше всего охватывается всеобщий размах событий. Как правитель она тверда, уверена, проницательна и принимает тяжелые решения и заставляет по новому взглянуть на некоторые истории паломников. Особенно хочется отметить факт как у Симмонса получается сверхъестественным и мистическим вещам находить технократические объяснения.

Прошлая книга закончилась на открытой ноте, вторая книга связывает все события воедино, открывая заговор чудовищного размаха. Но все таки наблюдая за войной в Гегемонии и происходящими событиями задаешься вопросом — «А зачем вообще все эти паломники нужны были?». В этом пожалуй единственный и главный минус книги для меня. В деталях конечно можно найти больше несостыковок, но за эпический размах книги на них можно закрыть глаза. Если первая книга была о человеческом и слишком человеческом, то в эпопее второй книге место этому не осталось.

Эндимион (1996)

Как и первая книга тетралогии «Эндимион» является прологом к продолжению, и в тоже время в отличие от первой книги — «Эндимион» является худшей книгой в серии. После событий «Падения Гипериона» прошло почти 3 века, Гегемония представляет собой кучу разобщенных друг от друга миров, до которых корабли долетают порой годами, без быстрой возможностью связи и перемещения, как в первых двух книгах. Почти все старые герои ушли за давностью лет, полубожественный враг повержен, всем заправляет церковь, в прошлых книгах имевшая мизерное влияние. Галактическое средневековье на теократической основе — добро пожаловать в новый мир.

Как по мне первая диалогия смотрелась завершенной и вторая уже притянута за уши. Но раз уж она есть, значит она есть. Главным героем книги является обычный мужчина в возврасте 27 лет Рауль Эндимион — глуповатый, с одноименного города, расположенном на Гиперионе. Очень скоро он находит одного из героев прошлых книг и получает задание — найти девочку Энею, дочь Ламии Брон, которая должна стать будущей мессией, оберечь ее и выполнить еще парочку требований, от которых кажется что шарики уехали перед роликами и возвращаться не намерены.

Героев игры стало значительно меньше чем в прошлых частях, фактически более менее проработанных три:

Рауль Эндимион — обычный человек, который оказался не в то время и не в том месте. Глуповатый, сделанный таким автором намеренно, но добродушный. Его задача оберегать Мессию, но в ходе романа видно, что это девочка скорее оберегает его.

Фредерико де Сойя, по непонятным причинам получивший от ордена (церковь) особые полномочия и задание захватить девочку любой ценой, ибо она представляет угрозу всему ордену. Представитель «противоположной» стороны, но довольно предсказуемо что он начинает задаваться вопросами и сомневаться в моральности происходящего. Скукота.

Энея — одиннадцатилетняя девочка, дочь Ламии Брон, будущая мессия и способна видеть вероятности будущего. Несмотря на возраст реально самая умная из всех и не раз вытаскивала его задницу из проблем.

Есть и второстепенные персонажи, являющие членами экипажей и.т.д. Но даже главные герои смотрятся несколько наивно на фоне героев первой диалогии, их мотивы просты. Книга представляет собой приключенческое путешествие по мирам бывшей Гегемонии, пропала атмосфера эпичности происходящего, заговора и неотвратимо надвигающей угрозы, которая была в первой диалогии. Хоть Техно-Центр, Бродяги и Шрайк (который здесь уже в роли телохранителя) дадут о себе знать, эта книга смотрится как обычный квест. Лишь некоторые вещи связаны с первой диалогией, вторая диалогия вполне могла бы быть отдельной если бы этим вещам дали иные имена.

Восход Эндимиона (1997)

Первая часть книги снова, как и «Падение» встречает читателя различными персонажами, взглядами на событиями со всех сторон. Поначалу для меня даже вновь возвратилась атмосфера из второй книги — эпичности и могущественного заговора. После событий «Эндимиона» прошло 4 года, Энея повзрослела и стала уже молодой девушкой и героям приходит время вернуться в империю Ордена. К сожалению часть людей, от которых шел рассказ со стороны ордена во второй половине после определенного момента практически исчезают и невольно задаешься вопросом — а зачем они были вообще?

И все таки «Восход» в отличие от своего предшественника не является «квестом» — это уже философско-религиозная эпопея. Контраст с прошлой книгой бросается в глаза сразу. Характеры героев стали более живыми и взрослыми. Рауль и Энея испытывают друг к другу любовь, но роль мессии предопределяет роковой конец Энеи, что Рауль никак не хочет признавать. Ревность, непонимание и безумие — характерные атрибутики любви, будут представлены в их отношениях, делая их более живыми, заставляя наконец то сопереживать им в отличие от прошлой книги. Правда глупость Рауля никуда не делась, а Энея выглядит скорее не живым персонажем, а именно мессией — без пороков, терпеливая и всепонимающая. Фокус с «двумя годами» мне стал очевиден почти сразу и в течении чтения я устал от терзаний Рауля делать лицо Джеки Чана.

Тем не менее несостыковки и откровенные переиначивания присутствуют, особенно мне не понравилось то что вдруг внезапно забыли о ВР (хотя почему он исчез можно угадать, но об этом в книге не говорится), не понравилось как переиначили структуру техно-центра, и слишком уж банальная победа к концу. До сих пор не понимаю как злодеи не догадались о роли Мессии, могли бы хоть что то заподозрить при их силе. За 4 книги так и не смогли до конца объяснить природу Шрайка, гробниц времени и кто им заправляет. А уж третья сторона в виде «львов, тигров и медведей»..Ну как автор, создавший порою прекрасные в своей жутковатости новеллы Гипериона мог пойти на такую чушь?

Конец истории не является чистым хэппи-эндом, хотя многие могли трактовать ее именно так. Награда дана, но судьба героев предопределена однозначно, отчего становится грустно. Как и грустно от того что пусть и долгая, местами затянутая, но сильная история подошла к концу. И все таки конец «Падения» является намного драматичнее в глобальном смысле, конец «Восхода» драматичнее в личном смысле этого слова. Судьба героев уникальна, но предсказуема и все таки заставила посочувствовать им. «Восход Эндимиона» — это роман о любви, философии и религии в космоопере, с эпическим размахом и более живыми персонажами чем в прошлой книге. Тем не менее диалогия «Эндимион» уступает первой диалогии «Гиперион». В целом тетралогия «Гиперион» представляет собой поистинне глобальное произведение, со множеством различных деталей мира, вопросами морали и любви, жизни и смерти, отношения творцов и их творений, боли и новой надежды.

Оценка: нет
⇑ Наверх