FantLab ru

Максим Кабир «Призраки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.91
Голосов:
78
Моя оценка:
-

подробнее

Призраки

Сборник, год

Аннотация:

Максим Кабир — писатель, поэт, анархист. Беззаветный фанат жанра ужасов и мистики. Лауреат премий «Рукопись года» и «Мастера ужасов».

Добро пожаловать в мир призраков Максима Кабира!

Здесь пропавшая много лет назад девочка присылает брату письмо с предложением поиграть.

Здесь по улицам блокадного Ленинграда бродит жуткий Африкан.

Здесь самый обыкновенный татуировщик и самый обыкновенный сосед по больничной палате оказываются не теми, за кого себя выдают.

И зловещая черная церковь звенит колоколами посреди болота в глубине тайги.

Добро пожаловать в мир призраков Максима Кабира!

© издательская
Примечание:

Доступен в аудиоформате: https://www.litres.ru/maksim-kabir/prizraki-42808432/


В произведение входит:

  • Болотная трилогия
7.45 (327)
-
16 отз.
6.84 (125)
-
3 отз.
7.27 (102)
-
3 отз.
7.21 (105)
-
2 отз.
7.50 (137)
-
4 отз.
  • Жуки (2019), написано в 2016  
6.98 (103)
-
2 отз.
6.92 (98)
-
2 отз.
7.64 (101)
-
3 отз.
6.67 (118)
-
6 отз.
6.81 (225)
-
8 отз.
7.11 (123)
-
4 отз.
7.24 (173)
-
4 отз.
7.44 (159)
-
7 отз.
6.82 (90)
-
3 отз.
7.74 (223)
-
9 отз.
7.47 (247)
-
9 отз.
  • Дева (2019), написано в 2015  
7.25 (102)
-
2 отз.
7.99 (113)
-
3 отз.
7.20 (194)
-
7 отз.
  • Грех (2017), написано в 2017  
7.42 (165)
-
7 отз.
7.23 (88)
-
2 отз.
7.28 (87)
-
3 отз.
7.14 (83)
-
2 отз.
6.57 (86)
-
2 отз.
7.73 (86)
-
4 отз.
7.15 (58)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Мастера Ужасов, 2019 // Лучший сборник/антология русскоязычных авторов

лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2019 // Лучший роман / авторский сборник (Выбор экспертов)

лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2019 // Лучший роман / авторский сборник (Выбор читателей. 2 место)


Издания: ВСЕ (2)

Призраки
2019 г.

Аудиокниги:

Призраки
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После очень бодрых «Скелетов» вопрос о покупке «Призраков» даже не стоял. Тем более в новой книге Максима Кабира и аннотация более сдержанная, и обложка гораздо атмосфернее. Сборник состоит из 24 рассказов и одной повести. Достаточно внушительный объем и в целом высокий уровень качества.

Ну и немного конкретики по рассказам. Для начала несколько слов о тех рассказах, что я оценил на шесть баллов из десяти:

• «Пепел». Единственный рассказ, который совсем не пришелся по душе. Если смотреть объективно, то все при нем: атмосфера, язык, необычный сюжет, но… Видимо умалишенные персонажи – это не для меня.

• «Дом на болоте», «Черви», «Дева», «Упырь» и «Жуки». Довольно стандартные хорроры, использующие как антураж российскую глубинку разного времени действия. Написаны неплохо, но не зацепили.

• «Призраки». Мистическая драма в японском антураже. Девушка главного героя по всем признакам является привидением, вот только есть ли ему до этого дело? История не пугает, но и не особо впечатляет.

Теперь немного о тех историях, которым я поставил семерки:

• «Малые боги», «Роженицы», «Поющие в глубинах», «Багровая луна» и «Слухи» – рассказы, наиболее близко подобравшиеся к ярлыку «развлекательный ужастик средней руки». В них все в лучших традициях: столкновение обычных людей со злом, подчас в непривычном обличии, хорошо прописанные характеры персонажей, бескомпромиссный финал. Рассказам не хватает какой-то изюминки, но и без нее – это достойные представители жанра.

• «Чёрная Церковь». Атмосферная мистическая легенда. Где-то в глубине тайги построена Черная Церковь. Построена она без единого гвоздя бывшим каторжником, потерявшим человеческий облик. Тот, кто найдет эту церковь, сгинет бесследно или сойдет с ума. К сожалению, кроме хорошо проработанной атмосферы, тут смотреть, в общем-то, не на что. Тем не менее, любителям мистики определенно рекомендую.

• «За пределами Котьей страны» – такой интровертированный психологический триллер. Когда Жене было одиннадцать, ее похитил сумасшедший. Он заботился о ней и не сделал ничего плохого, за исключением, конечно, содержания в неволе. Спустя три месяца Женю спасли, вот только спасли ли? В рассказе нет мистики, нет воплощения зла, просто люди с их искалеченной психикой и поломанными судьбами.

• «Палата». В одной палате лежат очень разные, и даже странные пациенты. Рассказ хорошо передает атмосферу больницы, но его развязка оставляет слишком много вопросов. В итоге получился не совсем внятный бытовой мистический триллер.

И, наконец, лучшие произведения сборника:

• «Ночь без сияния». Отличная, драйвовая история о столкновении людей с региональной вариацией снежного человека. Читается на одном дыхании, много внимания уделено якутскому фольклору, атмосфера тоже не подкачала.

• «Бабочки в ее глазах». Нетривиальный научно-фантастический триллер про любовь. Рассказ плохо вписывается в жанровые рамки и сложнее, чем кажется на первый взгляд.

• «Африкан». Самый страшный рассказ сборника обошелся без мистики, монстров и маньяков. В нем лишь предельно реалистично описана ситуация, которая вполне могла произойти на самом деле в блокадном Ленинграде. Читал и ощущал мороз на коже.

• «Классные рога, чувак!». Вот люблю я истории, когда зло нарывается на еще большее зло. К тату-мастеру Захару приходит неприятный клиент и просит набить себе портрет пропавшей девочки. Кто же знал, что это приведет к настолько неожиданной и кровавой развязке? Рассказ сочетает в себе, казалось бы, противоположные вещи и его можно охарактеризовать как сказочный ужастик. Ну, или страшную сказку, если вам так больше нравится.

• «Грех». Еще один исторический ужастик. На этот раз с нотками нуара и в антураже ХIХ века. В городе появился кровосос, и его ловля обернется для главного героя неожиданными последствиями. Рассказ хорош проработанной атмосферой и характерами персонажей. Оставляет приятное послевкусие.

• «Перевертыш». Мистический рассказ. Главный герой обладает необычной способностью – все окружающие принимают его за кого-то другого: друга, знакомого, родственника, а иногда и врага. История получилась тягучей и с полным эффектом погружения, еле выпал из нее.

• «Паутина». Отличная история столкновения одной боевой женщины с целой оравой сектантов. Сюжет бодрый, персонажи живые, в диалогах проскальзывает юмор, а в атмосфере – напряжение.

• «Свято место». Хороший триллер с концовкой в духе «Баек из склепа». История не слишком удачливой медсестры и нечистого на руку врача, происходящая на фоне «лихих девяностых», оставляет приятное впечатление от точно переданной атмосферы и живости персонажей.

• «Самый особенный дождь». Внезапно, очень геймановский рассказ. История актера неудачника, вернувшегося в дом своего детства и обнаружившего там немного особой человеческой магии. Рассказ наполнен светлой грустью и душевностью, что смотрится очень необычно и трогательно на фоне остальных рассказов.

• «Морок». Младший брат «Скелетов». Главный герой возвращается на свою малую родину, где когда-то пропала его младшая сестра. Атмосферно, ностальгично, но вместе с тем как-то слащаво и совсем не страшно. Тем не менее, прочитал с удовольствием.

В итоге получился отличный жанровый сборник, о покупке которого я ни капли не жалею. Рекомендуется всем любителям отечественного хоррора.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман Кабира «Скелеты» я ругал, ругал обильно и, как мне кажется, за дело. Видный и увлекательный, тот вместе с тем раздражал своей сыростью, вторичностью, какой-то общей незрелостью что ли... Вдобавок ко всему, роман мною весьма ожидался и, видимо, эффект завышенных ожиданий наложился на общее, на самое благостное восприятие.

Так или иначе, промежуточный вывод был сделан: как рассказчик Кабир всяко сильнее. А авторский сборник «Призраки» меня в этом только убедил. Причем с обоих полюсов вопроса (проблемы?), т.к. в сборнике есть повесть и она, на мой вкус, весьма демонстративно контрастирует с рассказами. Впрочем, обо всем по порядку.

Сборник толстенный, 576 страниц, внутри 24 рассказа + повесть «Морок». Надо сказать, что значительная часть тутошней короткой прозы ранее уже публиковалась в различных ССК-сборниках, в Даркере и пр., но это как раз тот случай, когда их не лишне будет перечитать, потом еще разок, и еще... Черви, Черная Церковь, Африкан, Слухи, Грех, — особенно Грех!, — высочайший же пилотаж.

Ревертериански-букинистический макабр, нуарный ретро-триллер, геймановская светло-грустная новелла с кошками, пальповый плащ и кинжал, лиричный кайдан, плохие места, плохие люди, плохие боги, черные сердца и черная же бездна сознания, оборотни, безымянные культы, море, пещеры, обшарпанные больнички, кладбища, болота, — всего и не перечислишь. Полноценный хроматоскоп ужаса, собрание самого разномастного хоррора, на любой, что называется, вкус.

Все емко, очень образно, легко — в том смысле, что перо у Кабира легкое, — не путать с легковесным!, — впитываешь все оттенки, детали, как губка. Причем антураж, стилизация, декорации настолько хороши, что их порой не портит даже внезапно слабый финал самой истории, в этих прекрасных стенах обитающей.

По итогу «Призраки» получают от меня лавры одной из лучших жанровых книг с российской пропиской ever. Девять из десяти.

Другое дело замыкающая книгу повесть. Стилистически, композиционно и даже сюжетно она похожа на «Скелеты», даже болячки те же. По ее прочтении сложилось (и закрепилось) впечатление, что если в короткой и емкой форме рассказа Кабир, как рыба в воде, то стоит ему замахнуться на нечто большее, как автор теряется в ненужных деталях, самоповторениях, беспомощном финале. Так бывает.

Вообще без «Морока» сборник смотрелся бы просто до неприличия мощным, так что будем считать, что эта неудача в нем исключительно баланса ради. :-)))

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это было весьма увлекательно. Вообще-то, прочитать я собирался только «Болотную трилогию», привлечённый обещанным антуражем таинственных болот. Прочитал. Обещания оправдались. Неожиданно понравилось и, что называется, зацепило. В результате, в самом конце прошлого года прочитал за пару недель весь сборник, нещадно отвлекаясь от работы.

Но оно того стоило. Сборник действительно получился сильным. Это по-настоящему качественная проза.

О чём бы господин Кабир не писал, за какие бы географические и исторические реалии не брался, у него получается убедительно и достоверно, с целой россыпью точно подмеченных мелочей и подробностей, которые делают повествование живым, выпуклым и ярким, несмотря на всю мрачность происходящих событий.

Ещё больше порадовало жанровое разнообразие произведений, в сборник входящих, с широчайшим диапазоном от классического хоррора с оборотнями и упырями, до изящных weird tales в их лучшем проявлении, когда сквозь обыденную реальность (ну в самом деле, что может быть банальнее букинистов-перекупщиков времён книжного дефицита в «Червях» или безошибочно узнаваемых реалий провинциальной больницы начала нулевых в «Палате»?) внезапно прорывается что-то непонятное и даже теоретически непознаваемое человеческим разумом.

Отдельного упоминания стоят рассказы, написанные в моём излюбленном жанре хоррора исторического. Я даже не представляю, какое количество специальной литературы пришлось перелопатить автору, чтобы придать тому или иному рассказу атмосферу аутентичности происходящего. Но у Максима, чёрт возьми, получилось! Рассказ о временах Гражданской войны ни за что не перепутаешь по стилю с нуарным детективом, действие которого происходит в туманном Петербурге середины XIX века, или с продирающей до костей жутью реалий блокадного Ленинграда.

Подводя итог, могу сказать только одно: я не могу назвать себя человеком, хорошо разбирающемся в хорроре, тем более хорроре отечественном — я читаю представителей так называемой «тёмной волны», сгруппированных вокруг проекта «Самая страшная книга» всего-то пару лет. Однако, некоторые авторы, к этой волне относящиеся, одновременно демонстрируют как впечатляющее жанровое разнообразие своих работ, так и достойное литературное воплощение. И Максим Кабир, несомненно, относится к их числу. И пусть какие-то рассказы сборника я оценил на 7 баллов и далеко не все они мне безоговорочно понравились, «Призраки» в целом однозначно заслуживают внимания, причём не только любителей хоррора. За сборник в целом — 9 баллов, с жирнющим плюсом за «Упыря», на которого я по горячим следам даже отдельный отзыв накатал.

Это действительно хорошая литература, пусть временами и довольно специфическая, жанровая.

Спасибо за сборник, Максим!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сборник мистических произведений, с претензией, и часто почти обоснованной, на хоррор. При этом приемлемого качества с литературной точки зрения. В основном рассказы 2019 года, но есть и публиковавшиеся ранее, в сборниках «Самая страшная книга». На мой взгляд, проходных произведений в книге нет, все проработаны, и если некоторые понравились меньше, то не по причине их качества. Непосредственно по содержанию: первый рассказ-повесть, «Чёрная церковь», самый концентрированный по условно-хоррорной составляющей — и по моему мнению, самый лучший по впечатлению. Псевдоистория, нечисть, интрига, трагедия и лучик света во тьме, ещё более пугающий, поскольку подтверждает истинность зла. Заглавный рассказ сборника — «Призраки» — логически завершенный мистический рассказ. Хотя избыток информации о видах японской нежити размывает внимание, но колорит обстановки ощущается хорошо, при этом финал истории коррелирует с известной легендой. В целом, очень неплохой рассказ. Также особо запомнились — из новых — «Ночь без сияния» — практически непрерывный экшен с загадкой в финале. «Слухи» — некая современная аллюзия на древнегреческих мифологических персонажей. Повесть «Морок», которая хороша всем — от интриги до описаний, но слишком сентиментальна и слишком подражательна по основной идее Стивену Кингу. Также автором очень грамотно, почти как у упомянутого заокеанского мэтра, сотворено послесловие с кратким описанием сути содержимого сборника. Вообще к ситуации подходит придуманная Юрием Поляковым шутка Сталина: «Подражательство — худший грех в советской литературе». Похоже, что не только в литературе, и не только советской, но и постосоветской — клоны идей как книг, так и сценариев забили отечественный культурный фон. Откровенно коммерческий интерес и как следствие — старательное копирование американских идей и приемов. Конечно, продукт получается годный, но шедевров таким способом не создать. Поэтому единственное существенное замечание к части содержимого сборника у меня вызвала именно вторичность и заимствование идей.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший сборник.

Думал, прочитаю рассказ-другой, и отложу на потом. Как бы не так! Затянула книга на три дня, пока не прочитал все.

В основном — хоррор. Есть и мистика, немного сюрреализма. Мне в сборнике больше всего понравились истории в стиле исторического хоррора. Но — каждому читателю своё. А тут есть из чего выбрать.

В завершении — повесть «Морок». Эдакий сокращённый вариант «Оно» С. Кинга, но в отечественных декорациях и с героями — типичными жителями крошечных провинциальных городков и посёлков. Не шедевр, но прочитал с большим удовольствием.

Хороший сборник. Не все истории мне понравились сюжетно, но пишет М. Кабир очень атмосферно. Читается легко и приятно.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Залпом, запоем прочла новую книгу Кабира.! Не все понравилось безоговорочно и все же общий средний уровень ну очень высокий! Еще год назад не знала и не верила в русский хоррор не считая Варго, который, как известно, еще та лотерея. В то, что у нас в стране есть хоррорщики уровня Кабира до сих пор верю с трудом.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Призраки» Максима Кабира – большой сборник историй на любой вкус. Некоторые рассказы я уже читал в ранних сборниках ССК и в журнале Darker – «Поющие в глубинах», «Дева», «Чёрная церковь», «Багровая луна», «Африкан», «Классные рога, чувак». Теперь смогу перечитывать их под одной обложкой. Немало здесь и новых вещей.

Порадовало, что Кабир не ограничивается хоррором. «Самый особенный дождь» – трогательный рассказ об актрисе, в жизни которой было немало волшебства. «Перевёртыш» – фантастическая история о человеке-из-зеркала, которая напомнила творчество Олега Корабельникова. «За пределами Котьей страны» показывает стокгольмский синдром с неожиданной точки зрения. Теперь это и мой любимый рассказ. Спасибо, Максим.

В паре рассказов, «Дом на болоте» и «Жуки», на мой взгляд, не выдержан темп. Как будто автору вдруг наскучило писать, и он побыстрее закончил историю. Очень скомканные концовки. Имхо.

Лучшие рассказы: «Чёрная церковь», «Малые боги», «За пределами Котьей страны», «Черви», «Перевёртыш», «Самый особенный дождь».

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первые рассказы я сочинил еще до того, как научился писать, – это был цикл историй о похождениях пещерных людей/

Если и есть что-то, что радовало в течение двух месяцев, так это «Призраки» Кабира. Растягивала, как только могла, просто потому, что хотела насладиться каждым рассказом. До этого мы с NadezhdaNikolaeva брали другие книги из серии – «Вьюрки» и «Ночной взгляд» Дарьи Бобылёвой, а еще раньше читала «13 привидений» из-за которых вновь проснулся, слегка угасший интерес.

Кабир – один из сильнейших голосов ССК. Говорю не в обиду другим авторам, просто, думаю, что каждый выделяет свой, личный, топ-писателей, от которых ждешь рассказ на высшем уровне. Сборник, помимо потрясающего языка, еще и погружает читателя в разные ответвления мира ужасов. Брать книгу и ждать светлых, позитивных историй – это вообще не сюда. Хоррор – это вам не бабочки, не дружелюбное приведение Каспера, – это куда более серьезная и, как правило, мрачная тема!

Призраки – сборник на любой вкус. Здесь и сектанты бродят, пытаясь вернуть заблудшую овцу в стадо; и Лавкрафтовский культ; и погружение в мифологию, не только нашу, но и восточную; и много чего еще! Не верите? Зайдите, да посмотрите обзор каждого рассказа!

Как видно из обзоров, сборник не просто удался на славу, а восстановил читательский настрой! Как раз недавно привезли «Пиковую даму» , так что надолго не прощаюсь)

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть рассказы, которые въедаются в мозг, навсегда. И спустя много лет ты их будешь помнить, это рассказы, которые впечатляют и поражают.

В этом сборнике достаточно хороших рассказов, есть и посредственные. НО, отмечу один, самый сильный, самый точный, самый страшный..

«За пределами Котьей страны» — он выбивается среди всех остальных, он выше, лучше и .. как камень, брошенный в воду, этот рассказ тонет в самой глубокой части души. Я истинный фанат С. Кинга, и прочев все, что он написал — я нашел у Кабира частичку той атмосферы, где нет места крови и монстров, мистики и ужасов. А есть только реальность — а что может быть страшнее неё? Хочется пожать автору руку за строки, которыми он меня впечатлил — спасибо, Максим.

«За пределами Котьей страны» — становится в мою личную полку любимых рассказов.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На удивление хороший язык, жуткая атмосфера, интересные сюжеты, которые затягивают и не отпускают до конца. Единственное, что не «затянуло», так это Болотная трилогия. Но перечитывать не буду — не совсем моя тема.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный сборник!!!! На сегодняшний день самая моя любимая книга из всей серии.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх