Курт Воннегут «Сирены Титана»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса | Сатурн, спутники и кольца Сатурна | Меркурий ) | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
История, описываемая в романе Курта Воннегута «Сирены Титана», происходит в недалеком будущем, когда только появился первый частный космический корабль.
Его владельцем стал богач Уинстон Румфорд. Он полетел в космос со своей собакой Казаком, не боясь попасть в один из «хроно-синкластических инфундибулумов» — точку пространства, угодив в которую, всякий объект дематериализуется и существует в виде «волнового феномена, пульсируя по неправильной спирали, начинающейся на Солнце и кончающейся около звезды Бетельгейзе». Туда он и угодил.
Один раз в 59 дней, когда Земля проходила через эту спираль, Румфорд с собакой материализовывались на поверхности Земли ровно на один час.
В одну из таких материализаций к Румфорду по его же настоянию приехал другой миллиардер — Малаки Констант.
Малаки Констант был везунчиком от рождения. Он родился миллиардером и жил миллиардером, хотя и пальцем не пошевелил для своего финансового благополучия.
В их разговоре Румфорд сообщает Константу, что, попав в хроно-синкластический инфундибулум, он смог видеть Истину, будь то прошлое, будущее или даже мысли собеседника. В этом разговоре Констант узнал, что ему лично предстоит совершить, что есть его неизбежная судьба.
А предстоит ему, по словам Румфорда, отправиться вместе с женой Румфорда на Марс, стать отцом её сына Хроно, вернуться на Землю, а затем на спутник Сатурна — Титан...
Также роман печатался в белорусском журнале "Неман" в №№ 7 (с. 84-122), 8 (с. 78-121), 9 (с. 73-131) за 1982 год, перевод Натальи Калининой.
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— журнал «Мир Чудес, №2», 1991 г.
— сборник «Novels & Stories 1950-1962», 2012 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第4回 (1973) // Переводной роман | |
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1960 // Роман | |
номинант |
Золотая Сепулька / Złota Sepulka, 1984 // Книга зарубежного автора. 3-е место (США) | |
номинант |
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод) |
Статьи и интервью:
- /языки:
- русский (39), английский (5), португальский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (42), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- В. Германов (1), Н. Калинина (1), М. Ковалёва (32), Н. Коптюг (1), Л. Куэппл (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kouzdra, 6 мая 2009 г.
«Мне кажется, что кто-то там, наверху, хорошо ко мне относится»
Вот любопытно — некоторые хорошие книжки или фильмы сильно теряют от того, что ты замечаешь, как на самом деле они устроены. Пока «восприятие непосредственное» — тебя тащит, а когда видишь «как сделано» — эффект ослабевает. Например, большая часть «страшных» рассказов Эдгара По. Но я четко вижу их конструкцию, и они не производят задуманного эффекта.
А бывает наоборот — пока не видишь, как оно устроено, все тоже, конечно, здорово — ассоциации срабатывают, как-то на эмоции действует. Но пока не поймешь конструкции — все это не складывается в целостную картинку. Но зато, когда понимаешь и картинка складывается — впечатление усиливается многократно. И очень сильно бьет по голове. Я такие вещи ценю, их довольно мало. И они все рассудочны. Обычно их можно читать/смотреть много раз. Спойлеры им не мешают, зато от того, что при каждом новом повторении замечаются новые детали — они становятся только лучше.
«Сирены Титана» безусловно принадлежат именно к этой категории. Насколько более сильное впечатение производит уже начальный эпизод, когда знаешь все, что будет дальше.
Вообще — я Воннегута в целом люблю, но довольно умеренно, но вот эту книгу люблю чрезвычайно. Не знаю почему. Наверное потому, что в ней нет ни единой лишней детали. И еще потому, что эта книга — о вещах, которые меня не оставляют равнодушными — о судьбе, о предопределении. О смысле жизни, о свободе воли (или о ее отсутствии), о Вечности и о бессмертии. Даже, как это ни пошло, — о любви. И что интересно — это все сочетается там совершенно органично.
PS: Курьеза ради можно отметить, что Станислав Лем, посвятив в «Фантастике и футурологии» довольно много места поискам в «фантастическом гетто» «большой литературы» ухитрился просмотреть эту книгу, поставив ее ниже милой, но не более того, книги Бестера «Моя цель звезды» («Тигр, Тигр!»). Такие дела :)
kinofan, 28 июля 2008 г.
Один из самых циничных, тяжелых, философских и беспощадных романов, с примесью гротескной сатиры и юмора. Иногда приходилось заставлять себя читать, настолько мрачные мысли лезли в голову, иногда вызывало улыбку.
Мир книги гипертрофирован и доведен до абсурда донельзя, но в тоже время сохранят все черты нашего мира – так написать мог только гениальный человек.
Вообще у меня книга прочно ассоциируется (крайне упрощенно, конечно, но передать, то что сказал Воннегут невозможно, ибо все крайне неоднозначно и субъективно) с образами 1). Кукловода, который дергает за ниточки куклу, а другой кукловод управляет им — и так до бесконечности... 2). Бесконечно одинокого человека в непонятном шумном мире.
tridento, 12 мая 2019 г.
Воннегут как автор уникален тем, что владеет приёмом «автор, который всё знает», но при этом поучать читателя совсем не стремится. Что-то такое же есть и в наших писателях-фронтовиках, яркий пример — Владимир Богомолов. Однако Воннегут пользуется более широким спектром приёмов, больше себе позволяет. Например, конструировать новые внутренне непротиворечивые религии, растягивать действие романа на большой отрезок времени (как активно, так и «пассивно», оставляя открытые линии) и по большому кругу лиц и так далее.
«Сирены Титана» растянуты во времени в бесконечность как в прошлое, так и в будущее — эта растянутость есть один из столпов сюжета, а один из главных героев знает всё и разбросан по пространству и во времени так, что может создаться впечатление, что это бог, и в соответствии с этим впечатлением он строит новую религию, но как это бывает у Воннегута, на передний план выходит вымышленное физическое явление и ломает ход событий. Книга, впрочем, также зиждется на сложной истории о семье, любви и дружбе, а автор, «ипостасируя» одного и того же героя при помощи манипуляций с памятью (кстати, модный в то время приём, посмотрим на Дика, Брэдбери и т. д.), показывает эти наиболее близкие человеку стороны жизни с неожиданных сторон, придавая тексту пронзительность.
Возможно, что это произведение не даст впечатлений молодым людям, но у меня в некоторых местах прямо слёзы наворачивались. Потрясающий роман, да в общем от Воннегута другого и не ждешь.
vfvfhm, 13 ноября 2022 г.
Позавчера исполнилось 100 лет со дня рождения Курта Воннегута-младшего. На Фантлабе столетний юбилей одного из самых главных американских, а значит и мировых, прозаиков второй половины 20 века никто не заметил. Но я к этому юбилею смог выкроить время для одной его книги. По совершенно посторонним причинам выбор пал на «Сирен Титана», и перечитав его двадцать лет спустя после ознакомления, ни секунды об этом не пожалел. 20 лет назад роман показался мне забавным парадоксом, но несколько тяжеловесным. Не сравнить с более поздними его книгами. Ах, молодость — время наивности и воодушевления по пустякам!..
На самом деле роман один из самых трагичных и философски глубоких в прошедшем столетии. За истекшие 60 с лишком лет не утратил своей прогностической силы. Сейчас прежде всего бросаются в глаза миллионеры, которые создают частные космические корпорации и меряются размерами своих ракет. Или армия плохо вооруженных зомби с вживленными в промытые мозги антеннами, которых бросают на убой представители правящей элиты США ради целей, которые им кажутся великими, а на самом деле...
Тут можно, обогнув прихотливый, как инфундибулум, сюжет сразу перейти к одной из главных идей романа. Он о поклонении кумирам. Каждое живое существо во вселенной — даже меркурианские безмозглые гармониумы, поклоняющиеся магнитофону, — непременно отыщет себе кумира и начнет ему истово молиться и воскуривать фимиам. А кумиры эти — ложные.
И тут Курт Воннегут начинает философствовать молотом. Разбивая в пух и прах самые, казалось бы, устойчивые или, напротив, революционные представления человечества о высших силах, движущих Вселенную.
Он лупит по самому сердцу американской мечты и веры в предустановленность Божественной Благодати (якобы бог отделяет заранее счастливчиков от всякого биомусора и одаривает их всеми возможными материальными благами) на которой зиждется вот уже 400 лет американская цивилизация. О нет! Если вы успешны и богаты, утверждает автор, это просто слепая игра случая. А если считаете, что схватили бога за бороду, вглядитесь повнимательнее — в ваших руках старое вонючее мочало. Тут показателен Уинстон Найлз Румфорд, представитель высших кругов истеблишмента США, считавший себя всеведущим и всемогущим, аки всевышний, повелевающим судьбами человечества и оказавшийся слепой марионеткой более великой и обезличенной силы. У Воннегута она названа особо. (А на самом деле это самовозрастающая стоимость — Капитал, чьим слепым и послушным орудием являются все эти безосы, маски, баффеты и прочие финансовые воротилы).
Крайне левому лагерю тоже достается, хоть и по касательной. Из-за явных симпатий автора. Не смена общественно-экономических формаций и не законы диалектической логики управляют движением социальной материи, сиречь человеческого общества. Общество это вброшено в мир хаоса, где царствует абсурд. А любое осмысленное объединение ради общих целей, попытка достичь справедливости и равенства может послужить только поводом для смеха куриц.
Кстати, именно поэтому в романе нет развитых, сложных характерных персонажей, которые бы вступали в изощренные психологические конфликты. Воннегут демонстрирует нам театр марионеток — в прямом и переносном смысле — их поведение абсурдно, выкрутасы парадоксальны и подчинены воле высших закулисных сил, прячущихся в бездонной тьме. Это сделано для гротескового и парадоксального выявления всех несуразностей, перегибов и вывертов человеческого бытия. Такое вот кривое зеркало правды.
Однако даже эти марионетки поняли, как можно вырвать себя и каждого из казалось бы всесильного царства абсурда, сойти с карусели зла. Старый добрый «нравственный закон» в нашей груди, гармонирующий с вечной песней небесных сфер. Идеализм? Да. Но насквозь и убедительно гуманистичный. Книга глубоко резонирует в душе, и прочитав ее хочется стать лучше, а цинизм и высокомерие к ближнему своему кажутся особенно омерзительными.
Книга сильно копает в душе потому, что написана на невероятно высоком художественном уровне. Поэтичность, лиризм, острое вИдение важнейших деталей мироздания. Полифония настроений. И конечно невероятные сюжетные и эстетические находки. От «дышариков», позволивших избавить повествование от громоздкой космической техники, до парадоксов и троп, которые вскоре станут канонами литературного течения «постмодернизма». В котором, как оказывается, Воннегут был настоящим пионером (ранний Джон Барт слишком прост и погружен в архаичный экзистенциализм). Предтеча Хеллера, Маккарти, Пинчона, Деллило, Тома Роббинса и несметного полчища эпигонов (Виктору Пелевину и Сорокину привет!)
И хотя постмодерн давно сошел на галерку общих мест, Воннегут, как и всякий великий мастер выше какой-либо школы или течения. Глубже, обширнее.
Ему сто лет, а он бодр, свеж и силен и напорист. Поэтому название романа обретает дополнительные обертона.
Сирены Титана — скульптурная группа из трех красавиц на дне бассейна — это символ пустой кумирности и фальшивого блеска ложных идеалов, овладевающих человеком.
С другой стороны, Титан — это сам великий и могучий Курт Воннегут, а его романы — корабельные противотуманные сирены, что грозно ревут, предупреждая человечество от опасностей в его блужданиях по волнам неизвестного будущего.
П.С. Забыл упомянуть ,что книгу я целиком прослушал в исполнении Сергея Чонишвили. Совершенно, как говорят, «богический» уровень чтения. Настоящий аудиоспектакль, феерия! Горячо рекомендую!
GomerX, 2 июня 2016 г.
Люблю такие книги, которые оставляют после себя долгое послевкусие. Для осмысления которых, нужно брать карандаш и перечитывать с начала. Книги, которые не поддаются оценке в рамках одного жанра.
Почитав отзывы, обратил внимание, что многие пишут, будто у истории трагичная развязка, что книга грустная и т.д. В целом — это не верно! Книга же совершенно не развлекательная, она — философская. А у философов принято на любое утверждение отвечать «и да, и нет».
В тексте очень много символических деталей, много игры с читателем, много гениальных афоризмов. В общем, книжку однозначно следует относить к большой литературе.
Приведу парочку примеров на-вскидку:
Касательно символизма. В процессе своей речи перед отправкой Звездного странника с семьей на Титан, Румфорд зачем-то забирается на дерево с густой кроной и затем скрывается в его листве. Окончание речи Румфорда, в которой он обвиняет Константа (фактически возведенного в ранг святого мученика) и его супругу в их порочном прошлом, транслируется для толпы собравшихся через динамики, а сам Уинстон остается не зрим для толпы. Казалось бы такая деталь, и в то же время сколько трактовок можно предложить. Является ли в данной сцене образ Румфорда аналогией библейского змея-искусителя, обитавшего на древе познания, и результатом действия которого было изгнание прародителей человечества из райского сада. Так же Констант с супругой изгоняются с Земли в «райские» места Титана. Был ли у них выбор? Что есть «свобода воли», если судьба этих героев уже предрешена высшими силами? Или же незримый Румфорд, скрывшийся на дереве, символизирует общественное подсознание и склонность этого квази-организма к самообману и скрытую страсть человечества к поклонению ложным кумирам и псевдо-героям, которые в один момент могут быть объявлены анти-героями. Т.е. здесь цель предприятия Румфорда совпадает с действиями ветхозаветного Бога по искоренению идолопоклонничества среди своего народа и т.д.
Таких моментов в книге несколько десятков и можно целую диссертацию написать при желании.
Касательно афоризмов. Ну разве не гениально хотя бы вот это место:
»...И ни один тиран больше не скажет: „Делайте то или это, потому что так хочет Бог, а если не делаете, то восстаете против Самого Бога“. О Всевышний, Безразличие Твое — меч огненный, ибо мы обнажили его и со всей мощью разили и поражали им, и ныне вся лживая болтовня, которая порабощала нас или загоняла в сумасшедшие дома, лежит во прахе!»
Отличные высказывания, органично вплетенные в повествование, являются отличительной чертой практически всех произведений Воннегута.
После прочтения можно оказаться в глубоком ступоре, пытаясь разобраться в мотивации героев. Но это не лишает их характеры индивидуальности, а образы — реалистичности.
Повествование на столько насыщенное, что беллетристы могли бы растянуть эту историю в более приключенческой интерпретации на многие сотни страниц. У Воннегута же все предельно лаконично и нет ничего лишнего. Если же вам показалось, что книга растянута и скучна, то либо вы не внимательно читали, либо вы просто не готовы.
Bob-101, 20 сентября 2011 г.
Книга Курта Воннегута Сирены Титана,является примером для писателей ,как нужно писать. Нет ни одной лишней мысли и все у автора продуманно как у настоящего творца пера ,который поставил своей задачей донести до своего читателя главную идею. У Воннегута своя аудитория,как впрочем и Филипа Дика .Данная книга не является развлекательным чтением и в ней отсутствуют пейзажи Марса и его природы .Это скорее философский роман о том куда движется человек и его злом роке, а также о неотвратимости судьбы (эта тема проходит практически через все произведения Воннегута и с ней очень трудно спорить) но удовольствие от прочитанного я Вам гарантирую. Главная мысль произведения состоит в то ,что человеком управляют более сильные которые у тебя за спиной, как вроде русских матрешек малая в большей.Но люди об этом управлении даже не догадываются.
SaniaL, 8 декабря 2010 г.
Классная книга классного автора.
История, религия, война, социальное устройство мира, судьба человечества и судьба человека, даже игра на фондовой бирже ВСЕ, что есть в этой книге гротеск и абсурд. И в этой каше варятся, совершают хорошшие и плохие поступки такие понятные и близкие для любого человека герои. Наблюдая за ними и узнавая в них себя, поневоле растрогаешься.
Как всегда у Воннегута много фраз, которые хочется цитировать. Отмечу также блестящий перевод М. Ковалевой.
Побольше бы таких книг.
repaS, 20 декабря 2016 г.
Книга странная. Ранее с творчеством Воннегута знакома не была. Подозрение, что чтение не будет простым возникло почти с первых страниц, когда миллиардер Констант явился в замок Румфорда с накладной бородой и в парике и первым делом залез на (не «в«!) неработающий фонтан. Но то, что оно будет настолько непростым!... Впечатление от этой книги как впечатление от полюбившейся мелодии: нравится не потому, что анализируешь: вот за этой высокой нотой очень удачно последовала более низкая, а потому, что воспринимаешь в целом, потому что ложится на душу. Роман привел в восхищение от восприятия его целиком. Фантасмагория событий, обозначенных «грубыми» мазками — «и прилетели они на Меркурий», «жили они на Марсе», «и полетели они на Титан»... — раскрывает сущность нашего бытия и скрывает саркастическую ухмылку над нашей суетностью.
Рада за себя, что книга сподвигла к чтению о Воннегуте. Как же порадовала его необычно жизненная философия! Спасибо Фантлабу за помощь в открытии Автора!
oleg19602, 19 августа 2014 г.
Роман я прочитал впервые в далеком 1982 году в журнале «Неман». Для меня,тогда молодого любителя фантастики, это было Откровением . Никогда и нигде я еще не читал ничего подобного. Этот роман для меня, как первая любовь. И с годами,перечитывая, я каждый раз открываю для себя все новые грани этого, на мой взгляд, лучшего романа Воннегута. Кстати, сам Мастер также, наряду с «Колыбелью для кошки», считал его своим лучшим произведением.
lukastoev, 17 октября 2011 г.
Фантастика Курта Воннегута больше похожа историческую литературу или мемуары. Только история эта формировалась в мире, отличающемся от нашего небольшими деталями, а человеку писавшему мемуары стало грустно, после прочтения первых страниц о своей жизни и он решил написать, как бы он прожил жизнь, если бы что-то пошло по-другому.
«Сирены Титана» единственное произведение писателя, написанное в лучших традициях фантастики. Эта книга лучшее подтверждение того, что Курт Воннегут мастерский писатель.
Немного пофантазируем. Представим себе диалог писателя с внуком:
- Дедушка, какие не интересные у тебя книги. Где космические полеты, инопланетяне, путешествия во времени, звездные войны, а?
- Внучек, ложись спать, уже поздно. Проснешься, я напишу тебе интересную книгу!
В общем, «пацан сказал, пацан сделал«!
Читайте и получайте удовольствие. А если иногда Вам покажется, что автор пытается сказать что-то важное: выбросьте это из головы! Просто автор не может по-другому...
Tiiren, 20 января 2011 г.
за последние 8 лет среди всего прочитанного за все время у всех авторов «Сирены Титана» в моем хит-параде №1..
вера в то, что кто-то там, наверху, хорошо ко мне относится.. история дружбы, любви, всего, что нам дорого, разбивается о горькую правду о том, кто этот «кто-то»
Сказочник, 20 октября 2010 г.
Вновь хитросплетенья мотивов человеческих поступков — не всегда приятные, не всегда благородные... Воннегут препарирует человека с потрясающим цинизмом, но при этом оставляет ему шанс остаться-таки человеком... Самое из ряда вон выходящее произведение автора.
Blixa, 6 марта 2010 г.
Великолепный роман. Несмотря на то, что читал его в детстве, уже тогда проникся к нему настолько, что он стал одним из любимых произведений в принципе. Великолепный образчик литературы 20 века!:smile:
Thor, 5 октября 2007 г.
Отличнейший роман! Великолепно и очень доступно, в фирменном стиле, рассказано о сложных и заставляющих думать вещах. По ходу чтения казалось бы абсурдного романа проскакивают очень глубокие мысли о смысле жизни. Роман многогранен, действие лихорадочно... В общем, читать всем!
choyochagas, 7 февраля 2015 г.
Все, как на нашей Земле, только во вселенских масштабах. Кукловоды дергают ниточки, куклы улыбаются...