FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Томление духа»

Томление духа

Рассказ, год (год написания: 1961); цикл «Мир Полудня»

Перевод на чешский: J. Týč (Trápeni), 1980 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 101

 Рейтинг
Средняя оценка:7.88
Голосов:810
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Рассказ о дальнейшей судьбе четверки из 18-й комнаты. Им уже по двадцать пять лет. Правда, в действии участвуют лишь Поль Гнедых и Александр Костылин. Атос и Капитан лишь упоминаются. Лин после школы нашел себя в животноводстве. Поль все еще мечется в поисках своего места в жизни.

В рассказе показана молодежь Мира Полудня. Это обычные ребята. Они влюбляются, балагурят, увлекаются литературой и ходят на танцы. Но главное в их жизни — работа.

Входит в:

— условный цикл «История будущего»  >  цикл «Мир Полудня»  >  повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.  >  Благоустроенная планета

— условный цикл «История будущего»  >  Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами  >  повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.  >  Глава третья. Люди, люди…

— повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.

— повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.



Возвращение
1962 г.
Возвращение
1963 г.
Полдень, XXII век /Возвращение/
1967 г.
Полдень, XXII век. — Малыш
1975 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1992 г.
Полдень, XXII век. Далекая Радуга
1995 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
1997 г.
В поисках Странников, или История космических свершений человечества в XXII веке, рассказанная Аркадием и Борисом Стругацкими
2005 г.
Полдень, XXII век
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века
2006 г.
Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век
2006 г.
Будущее, ХХI век. Десантники
2008 г.
Полдень. XXII век
2009 г.
Полдень. XXII век
2016 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 4. 1960
2017 г.

Аудиокниги:

Полдень, XXII век
2006 г.
Полдень, XXII век
2009 г.
Полдень, XXII век
2013 г.

Электронные издания:

Полное собрание сочинений. Том десятый. 1966
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том четвертый. 1960
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Les revenants des étoiles
1963 г.
(французский)
Vidurdienis, XXII amžius
1972 г.
(литовский)
POLEDNE, XXII. století
1980 г.
(чешский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2011 г.

Это было написано в то время, когда коммунизм был не таким уж недостижимым будущим — его ждали, его строили, в него верили. Впрочем, то, во что верили, получилось у Стругацких гораздо лучше, чем у партийных пропагандистов. Вот взято одно из положений политических программ — не будет непрестижных профессий — и приложено к сюжету.

Эти ребята называют себя крестьянами. Немного иронично, немного серьезно. А кто же они? Да крестьяне и есть — выращивают коров. Но процесс этот поставлен на самый высокий уровень автоматизации и занимаются им — ученые! Да, любая профессия несет в себе колоссальный запас точек приложения творческих усилий. И быт крестьян 22-го века — это научные диспуты, мозговые штурмы, размышления о смысле бытия. И быть крестьянином — престижно, сюда идет молодежь, этому учатся подростки — как престижна и любая другая профессия в мире Полдня...

Что поразило в то далекое время, когда была написана (и прочитана) эта книга — это возможность того, что человек не найдет себе дела по душе. По сути безработный Поль мается и переживает, он совсем не тунеядец, он томится своим положением. В рассказе ни разу не упомянут принцип «каждому по потребности», но это четко чувствуется «за кадром» : безработный вполне сыт, одет, обут (впрочем, Поль как раз-таки разут, но это он просто прикалывается). Не то, чтобы не было идей, которыми можно заняться — их множество, все они интересны, достойны, увлекательны, за каждой из них разворачиваются удивительные перспективы.

И Поль, которому не везет с работой и не везет в любви, еще найдет свое место в жизни — в этой жизни просто нельзя не найти себе места!

Вот во что мы верили, о чем мечтали. Жаль, что мечтали о несбыточном...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2017 г.

Томление духа — по другому душевные терзания Поля Гнедых, человека увлеченного, человека настроения, который берется за работу, увлекается ею, живет ею только тогда, когда ему самому интересно. По сути этот человек всегда будет в поиске, потому что стремиться к такому состоянию, когда нет конечного результата, но есть плотный рабочий процесс, который и приносит удовольствие. Поли — это человек-увлечение, который всегда терзаем эмоциями, ему никогда не везет в любви, но он готов браться за любую работу, не взирая на высокую сложность, ибо эта самая сложность и является причиной для увлечения.

Очень цепляют его слова о любви: несчастная любовь всегда дает стимул творить и находиться в форме, заставляя испытывать этакий эмоциональный голод, а счастливая успокаивает, эмоционально кастрирует. Возможно, именно поэтому Поли всегда так несчастен, влюбчив и постоянно в поиске, потому что где-то в подсознании засел страх стагнации. А где стагнация, там и эмоциональное бессилие. Это очень знакомый для меня психотип человека, который так точно описан авторами. Таких людей нужно уважать за устремленность и бешеную энергию, и иногда поругивать за непостоянство и жизненную неопределенность.

Но этот очерк не только об одном человеке, а о целом поколении молодых специалистов, которые неустанно трудятся и достигают результата. В данном случае берется в рассмотрение пищевая отрасль, которая настолько развита, что назревает уже другая проблема перепроизводства из-за переполнения пищевых ресурсов. Вот и трудятся на таких пищевых фермах множество спецов: биологов, селекционеров, зоологов — для которых всегда найдется работа, найдется какая-то интересная высшая цель. Кто-то старается вывести новые виды травоядных животных, кто-то определить новые «сорта» мяса и его приготовления, кто-то пытается добиться результатов в генной инженерии — и вот это всё выбивается из привычного определения фермы или простого сельского хозяйства. Это уже какой-то научный академ-городок, где делают научные открытия и проводят сложные опыты. То есть вот настолько всё развито.

И самое главное — это люди, которые полны энергии и задора, которые собираются за одним общим столом, чтобы снова поднять какие-то философские темы, снова спорить и полемизировать, рассказывать скучные гик-анекдоты, доходя до самых неразрешимых аксиом вселенной. Это люди которые создают атмосферу прогресса и научной мысли. Это люди, которым интересно творить и работать. Эх, как бы мне хотелось сесть за такой стол..

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 сентября 2008 г.

В этом рассказе одновременно показана проблема выбора одного из главных героев своего жизненного пути и зарисовка из мира будущего.

Авторы описывают агропромышленный комплекс. Показывают по какому пути должно развиваться сельское хозяйство, что работа в этой сфере в будущем интересная и творческая. Но главное, по моему мнению, это раскрытие психологического портрета Поля. Все уже определились, а он один мечется с одного места на другое, пытается найти СВОЕ место в жизни.

Ненавязчивая психология и философия, красивая зарисовка из мира будущего — вот что отличает этот рассказ. Рассказ, который надо прочитать. Особенно если считать себя поклонником творчества братьев Стругацких

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2016 г.

Зарисовка будущего. Люди довольные своей работой. Проблема голода в прошлом. Всё идеально. Но главное, пожалуй, не это. Главный в рассказе — Поль. Пусть и очень осторожно и оптимистично, но показано, что лишние люди будут всегда. А ведь это очень мягкая и безвредная форма лишнего человека. И показан он как исключение, штучное недоразумение, лишь намёк на то, о чём писать (публиковать) бы не разрешили — о негативных человеческих факторах, из-за которых идеальное будущее так и не построено.

А кроме Поля, ещё один рассказ — мечта. Мечта об обществе и государстве, в котором ХОЧЕТСЯ жить. Да, и моя мечта тоже. И оттого всегда с удовольствием перечитываю произведения ранних Стругацких.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2008 г.

Эта глава мне настолько симпатична, насколько это вообще возможно по отношению к литературе.

Масса чудных ньюансов, замечательный юмор. И еще куча деталей, придающих абсолютную достоверность повествованию. Это — Мастерство! :pray:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2007 г.

Просто — крестьяне... Крестьяне 22 века. Веселые, увлекающиеся, работа у них — короов выращивать — совершенно не скучная и не тяжелая — это, скорее, ученые. Похоже, Костылин себя нашел в этой жизни. А Либер Полли — еще ищет...

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 апреля 2014 г.

Чисто технический и описательный рассказ о том, каким будет агропромышленный комплекс в части выращивания коров. Очень даже похоже на передовицу в газете «Правда». И стиль такой же и смысл такой же, как было в очерках в разделе «Наука — практике животноводства» и «Молодежь осваивает сельское хозяйство». Тогда мы эти очерки пропускали не читая, равно, как аналогичные рассказы.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2006 г.

Жителям мира будущего не чужды и интересы, и возможности , которые пока доступны в нашей повсеместной жизни...

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 апреля 2006 г.

ИМХО рассказ вносит «человеческую» нотку в несколько плоский и уж очень идеальный мир.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2010 г.

Мне показалось немного скучновато. На это оно и «томление духа», хорошо передано неуютное состояние Поля.

А вот если бы агропромышленный комплекс развивался такими же темпами, как космические технологии, то возможно мы бы догнали и перегнали жителей «Благоустроенной планеты».

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2007 г.

Ну да... живенько описаны душевные терзания ищущего себя юноши... А кто с этим не сталкивается?!

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2007 г.

Скучноватое произведение. Необходимое разве что для связки и общей картины Мира Полудня.

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх