fantlab ru

Джек Лондон «Потомок Мак-Коя»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Оценок:
250
Моя оценка:
-

подробнее

Потомок Мак-Коя

The Seed of McCoy

Другие названия: Потомок Маккоя

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 52
Аннотация:

На шхуне, идущей с грузом зерна, возникает пожар в трюме, капитан подает сигнал бедствия и идет к ближайшему острову Питкерн, чтобы попытаться спасти судно. Терпящих бедствие встречает сам губернатор Мак-Кой, который сообщает, что якорной стоянки Питкерн не имеет, нет даже подходящей отмели, чтобы выброситься на нее и попытаться спасти корпус корабля. Выход только один — добраться до Мангаревы, островка с удобной лагуной, однако истощенные жарой и голодом матросы отказываются уходить от спасительной земли. И тогда Мак-Кой, невозмутимость и уверенность которого успокаивающе действуют на людей, соглашается идти вместе с командой на Мангареву, чтобы показать вход в залив. Но течения у архипелага Паумоту непредсказуемы...

Входит в:

Похожие произведения:

 

 


Любовь к жизни
1919 г.
Том XVI
1929 г.
Рассказы и повести в двух томах. Том 1. Рассказы
1960 г.
Собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 9
1961 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений в тринадцати томах. Том 9
1976 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2. Рассказы
1976 г.
Рассказы
1978 г.

1979 г.
Рассказы
1980 г.
Джек Лондон. Рассказы
1981 г.
Рассказы Южных морей
1981 г.
Джек Лондон. Рассказы
1984 г.
Путешествие на «Снарке». Рассказы
1988 г.

1992 г.
Рассказы
1992 г.
Рассказы южных морей. Храм гордыни
1993 г.
Сердца трех. Рассказы Южного моря
1993 г.
Сердца трех. Рассказы Южных морей
1994 г.
Сердца трех
1998 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 4
1998 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений в 20 томах. Том 13
1999 г.
Рассказы Южных морей
2001 г.
Антология романтики и приключений. Том 1
2004 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений. Том 3. Лунный лик. Рассказы южных морей
2008 г.
Собрание повестей и рассказов (1911-1916)
2011 г.
Собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Джек Лондон. Собрание сочинений
2017 г.
Сказки Южных морей
2018 г.
Лунный лик. Рассказы южный морей. Приключения рыбачьего патруля
2018 г.
Страшные Соломоновы острова
2022 г.
Рассказы Южных морей
2025 г.

Аудиокниги:

Рассказы Южных морей
2004 г.
Сказки южных морей. Любовь к жизни
2007 г.
Рассказы Южных морей
2008 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2010 г.
Рассказы южных морей
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Сочинения. Том 5
1970 г.
(украинский)
Північна Одіссея
2017 г.
(украинский)

страница всех изданий (38 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  6  ]

Ссылка на сообщение ,

Прослушав полный сборник «Рассказы южных морей» Джека Лондона, вдруг понял для себя, что данный рассказ запомнился сильнее всего, так как яркие впечатления и некоторые остросюжетные сцены, воплощённые собственным воображением, до сих пор дотлевают в черепной коробке. Были в сборнике и другие рассказы, не уступающие по своей сути в остросюжетности и динамичности, а так же глубине вложенного нарратива, но толи из-за того, что на слух я так и не научился в полной мере воспринимать аудио книги, которые зачитывает тот или иной талантливый диктор, толи из-за того, что в принципе прослушивание данного сборника было растянуто во времени на несколько лет, так как я постоянно отдавал приоритет книгам текстовым, только данный рассказ именно, что последний в сборнике, отчетливо укрепился в сознании.

Представьте ситуацию: за окном век 19-тый, некое судно, потерявшее направление среди десятков или даже сотен островов южного архипелага, в глубинах трюма которого тлеет пожар, пытается найти порт и выпустить на сушу уставшую от изнурительного плавания команду матросов, вынужденных привыкнуть к присутствию дыма и раскаленной палубы под ногами. Время у команды ограничено, ведь буквально они плывут на пороховой бочке, которая вот-вот вспыхнет, но возможностей найти спасительную пристань практически нет — мешает направление ветра, погодные условия, или ландшафт самих островов, где может и не быть условий для того, чтобы встать на якорь, а из приборов для ориентирования на местности у капитана корабля только карта и звездное небо, а так же собственный опыт. Всё это рождает интересные нарративы приключения, историю, где битва со стихией является основой для проявления лучших человеческих качеств, а на кон этой битвы поставлена сама человеческая жизнь.

Конечно, основное внимание автор уделяет личности Мак-коя — странника (по совместительству местного губернатора острова Питкерн, где не так много жителей), который сам проявляет инициативу помочь капитану корабля, взойдя на палубу со своего малого каноэ. Это довольно скромный, добродушный и спокойный человек, который, казалось бы, уже познал сложную человеческую душу, находя ключ к каждой отдельной душе. Все его действия, высказывания и поступки отражают его стойкость, прямодушие и честность — всё то, чем он сразу располагает к себе, убеждая любого в целесообразности именно своей точки зрения. Он сразу же уверяет всех судовых в том, что разбирается в географии, метеорологии и океанологии, своей уверенностью поселяя в каждом надежду на лучший исход. Под руководством Мак-коя капитан корабля Девенпорт решает отправиться в путь, выбирая оптимальный маршрут для того, чтобы найти возможность высадиться на сушу подходящего для этого острова и спасти всю команду, но условия, которые так убедительно предсказывал Мак-кой, меняются. Сначала он предлагает один маршрут к ближайшему острову, но встречный ветер и обратное течение опять смешивают все карты, и ему снова приходится просчитывать новое направление, чтобы опять встретиться с очередными изменениями поведения морской стихии. Так происходит несколько раз, а потом еще и еще. Судно практически рядом проходит мимо нескольких островов без возможности пристать ни к одному из них. Внутри команды матросов поселяются сомнения: видя отдаленный берег, они уже готовы бросить свою работу, отвязать шлюпки и ринуться в направлении безопасности. Сомнения одолевают и капитана Девенпорта, который доверил свою судьбу и судьбу всего корабля в руки незнакомца. Короткая миссия по спасению судна, как обещал сначала Мак-кой, превращается в длительное изнуряющее плавание, в котором шансы на выживание уменьшаются с каждым новым неудачным выбором направления. Всё происходящее ставит под сомнение образ спокойного, как удав, и честного, как слеза, странника в простой оборванной одежде, но концовка произведения всё равно устанавливает ясность его намерений.

Выдержка, честность, эмпатия по отношению к каждому и собственная харизма помогают Мак-кою успокоить всю команду и убедить всех продолжить плавание, после чего на горизонте действительно появляется надежда на лучшее, укрепляясь с каждой минутой. Он до конца остается с капитаном, помогая и направляя его. Даже в самый критический момент, когда основная команда вынуждена пересесть на шлюпки и отправиться к желанному берегу, а всю палубу и мачты охватывает пожар из под трюма, Мак-кой, как скала, стоит рядом с румпелем и всё равно исполняет данное капитану слово, которое в конце концов ему удается сдержать.

Что ж на мой взгляд персонаж Мак-кой действительно получился интересным и неоднозначным — на протяжении всего повествования его поступкам можно давать разную оценку, ведь автор до самого конца соблюдает некоторую интригу происходящего, но в целом образ этого незнакомца с необычным бэкграундом (который автор так же не забывает раскрыть) излишне идеализирован, что не есть плохо в рамках небольшого приключенческого рассказа. Произведение сразу цепляет психологизмом происходящего, постепенно создавая нужную атмосферу безнадежного положения, из которого главные действующие лица (не только Мак-кой) всё таки находят выход, ярко и жизнеутверждающе завершая эту историю.

Оценка: 9
[  9  ]

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус, одна из самых захватывающих и запоминающихся приключенческих историй.

Прежде всего, поразило ощущение гигантских масштабов, дополняющееся фактом нерегулярности морских сообщений. Тут, уезжая ненадолго с острова, нельзя было исключить вероятность, что удастся вернуться лишь через несколько лет.

Так и старик Мак-Кой, подплывая в каноэ к подошедшему судну, ещё не подозревает, куда его в результате занесёт... («ну ничего себе сходил за хлебушком!»)

Тут, в относительно населённой тихоокеанской акватории, десятки и сотни миль до ближайших островов (а до обитаемых и пригодных для стоянки – возможно, и ещё дальше). Путь, пройденным кораблём на страницах рассказа, крохотной чёрточкой на карте будет выглядеть. Рядом со столь громадными расстояниями меркнет даже Белое Безмолвие северных просторов. В общем, произвело впечатление и на сибиряка, которому до соседних крупных городов полсутки в поезде добираться.

При этом Мак-Кой говорит: «Мы все здесь лоцманы, капитан, и я знаю каждый дюйм этих вод.» Ему не нужна карта, чтобы держать в уме расположение и особенности островов. Ведь приспосабливаются ко всему люди! Позволяет надеяться, что когда-нибудь и по космическим галактикам расселимся.

Сразу с тремя опасностями сталкиваются герои. С суровым дыханием и коварными течениями Великого океана; с огненным адом под ногами, грозящим вырваться из-под палубы в любой момент; с нехваткой провианта и ропотом внутри команды. К счастью, погодные катаклизмы задевают корабль лишь «самым краешком» (насколько ужасными могут быть океанские шторма, уже было красочно показано в рассказах «Дом Мапуи» и «Язычник»).

Капитану, на плечах которого лежит ответственность за жизни людей, ещё и с самим собой приходится бороться – с несдержанностью и самоуверенностью.

С сожалению, не знаю, есть ли фактическая основа у приключения шхуны «Пиренеи», но губернатор Джеймс МакКой, потомок мятежников с «Баунти» – реальное лицо. Заинтересовало также название острова Барклая-де-Толли. Оказывается, эта часть архипелага находилась на пути Первой русской антарктической экспедиции, двести лет назад открывшей Антарктиду. Финальный пункт из рассказа, кстати, носил второе название «остров Кутузова» :)

Как небольшой минус отмечу слишком уж идеализированную подачу Мак-Коя и мистически-«гипнотического» умиротворения, им внушаемого. С другой стороны, показано, что добрым словом и убеждением можно добиться больше, чем пистолетом. Даже нехарактерно немного для Лондона, чаще воссоздающего силу и «непреклонность».

9 (с плюсом) из 10.

Оценка: 9
[  8  ]

Ссылка на сообщение ,

Не перестаю удивляться, сколько же всего может уместиться в небольшом по размеру тексте! Казалось бы, в рассказе негде развернуться, чтобы отразить столь многое — и разные характеры, и психологию героев, и увлекательный сюжет, и напряженное ожидание развязки. Кроме того заложить определённую идею и затронуть несколько тем. Видимо истинное мастерство писателя в этом и состоит.

Название рассказа сразу ставит вопрос, кто такой был этот Мак-Кой, и почему речь идёт о его потомке. Я бегло ознакомилась с историей брига «Баунти». Так, в общих чертах. Это в общем-то не обязательно, так как в произведении рассказана история, что за человек был Мак-Кой. И становится понятно, что его потомок стал полной его противоположностью. Если предок был мятежником, и что там говорить, просто разбойником, убийцей, то потомок наоборот спасает жизни людей и, белее того, становится вроде путеводной звезды для других. В этом противопоставлении и состоит главная коллизия рассказа.

Мне приходит в голову, что это глубоко психологический рассказ. Как не поддаваться панике, которая неизбежно приведёт к гибели. Корабль как символ человека или его души, а путь корабля, как жизненный путь человека. Мотает этот корабль по океану, по жизни то есть, где ветры и течения переменчивы, нет ничего незыблемого. В трюме горит груз. Это то, что творится в душе, внутри. Это то, что может погубить. Это то, чему человек должен противостоять. Старик Мак-Кой помогает остальным преодолеть страх, он делится своим спокойствием. В его душе мир, который рождает уверенность, несмотря на изменчивые обстоятельства. И капитан и члены экипажа чуть не потерпели катастрофу в своей душе. И если бы не старик, они были бы сломлены. Другими словами, внутренняя уверенность помогает прийти к спасению.

Очень познавательный и поучительный рассказ.

Оценка: 9
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

А мне понравился рассказ. Да, затянут, но! в этом то и суть истории, истощенные моряки, которые ждут когда судно просто «взорвется» от высокой температуры, уже потеряли всякую надежду и только движимые капитаном, который хочет спасти корпус судна и каждый раз (далее спойлер) проходя мимо острова, который им бы подошел вот вот теряют надежду. В этом самом и есть основная мысль, читатель должен устать, должен почувствовать и вжиться в ситуацию, в которой находятся моряки. А сколько раз у них была возможность бросить судно и высадиться.

Отдельно стоит изучить историю о предке Мак-коя и судне «Боунти» которая основана на реальных событиях. Опять таки мастерство Джека Лондона, он все брал из жизни.

PS Кто знает, рассказанный в книге пожар на судне реален? Конечно Джек Лондон просто так бы не стал высасывать из пальца сюжет.

Оценка: 10
[  4  ]

Ссылка на сообщение ,

До чего противный рассказ, такой тягучий, как зыбучие пески.

Вот ты надеешься что герои наконец-то высадятся на этот остров,но вот черт не получилось, ну может всё таки на следующий получится, эх, опять сорвалось, ничего вон впереди ещё один..... И так дальше, дальше, целая куча островов, жаль не посчитал сколько их всего было. Люди хотят спасти корабль и себя самих но у них ничего не получается , и так на протяжении всего рассказа. Да Лондон хотел описать Мак Коя, который с людьми терпящими бедствие и в огонь и в воду, лишь бы им помочь, но зачем было так затягивать????!! Читать это было словно пытка. Искренне не советую. Единственное что понравилось описание пожара и разрушения корабля в конце, извините за спойлер.

Оценка: 6
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Все знают, что В.И. Ленин за несколько минут до смерти читал (точнее, Н. Крупская читала ему вслух) рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». И он ему очень понравился. Но перед этим рассказом Вождь революции прочёл рассказ «Потомок Мак-Коя», который вызвал у него раздражение. :wink:

На мой вкус рассказ неплох, но типичен для Лондона. Очередной сверхчеловек одерживает победу на серыми обывателями и стихией.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх