FantLab ru

Дэн Симмонс «Падение Гипериона»

Падение Гипериона

The Fall of Hyperion

Роман, год

Перевод на русский: С. Силакова, Н. Науменко (Падение Гипериона), 1996 — 10 изд.
С. Силакова (Падение Гипериона), 2014 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 249

 Рейтинг
Средняя оценка:8.74
Голосов:4825
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Паломники, отправившиеся в предыдущем романе цикла к Гробницам Времени на планете Гиперион, достигают цели и ищут Шрайка, чтобы сразиться с ним или обратиться с просьбой. Но он находит каждого из них сам, неожиданно и беспощадно. Тем временем правительство человеческой Гегемонии в ожидании новостей с планеты Гиперион оттягивает момент жесткого разрыва с ИскИнами, обеспечивающими человечеству возможность связи и мгновенного передвижения между планетами: «Может ли рыба объявить войну воде, в которой плавает?».

Входит в:

— роман-эпопею «Песни Гипериона»  >  цикл «Песни Гипериона»


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1991 // Роман НФ

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1991 // Роман

лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1992 // Роман

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1993 // Зарубежный роман

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第27回 (1996) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1990 // Роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 1991 // Роман

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Роман (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Научная фантастика (США)

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2000 // Переводная книга НФ (США)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2001 // Переводной роман (США, 1990)

Похожие произведения:

 

 


Падение Гипериона
1996 г.
Падение Гипериона
1998 г.
Падение Гипериона
2000 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2003 г.
Песни Гипериона: Гиперион. Падение Гипериона
2003 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2004 г.
Падение Гипериона
2007 г.
Падение Гипериона
2012 г.
Гиперион
2014 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2014 г.
Гиперион
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Fall of Hyperion
1995 г.
(английский)
The Hyperion Omnibus
2004 г.
(английский)
The Fall of Hyperion
2012 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  47  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2012 г.

Оставить отзыв на «Падение Гипериона» — нечто сродни разбору полетов после просмотра голливудского «блокбастера». Сразу хочу предупредить, что ниже в тексте будут описаны конкретные эпизоды, так что желающим сперва почитать книгу лучше не заглядывать в спойлер. А для тех, кто уже книгу читал и просто хочет ознакомится с моим личным мнением отрезюмирую — если бы в этот отзыв можно было вставить картинку, то я бы поставил трллфейсовое изображение Джеки Чана, хватающегося за голову с фразой WTF. А теперь поясняю почему.

Первая часть Песней Гипериона завершается очень интригующе, оставляя неизгладимый след от прочитанного и жгучее желание узнать, чем же заканчивается столь загадочная история про паломников, таинственного Шрайка, ИскИнов и весь род людской. И вот в руках заветная вторая часть. Но что я получаю в результате? Туго затянутый в 4-х мерный пространственно-временной узел сюжет, полный логических нестыковок, где за каждым кустом рояль на рояле и роялем погоняет. Продираясь через дебри событий, где колючие ветки авторского воображения так и норовят выколоть глаза, я все время ловлю себя на мысли, что задаюсь вопросами: зачем? для чего? почему именно так? кто все эти люди? и т.д.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Паломники, отправившиеся, словно герои Френка Баума в его «Удивительном волшебнике страны Оз», в свое долгое путешествие к гробницам Шрайка и преследующие каждый свою цель, вдруг оказываются в роли незадачливых искателей сокровищ — до острова с кладом доплыли, а что делать дальше не знают. И карты, где этот клад зарыт у них нет, и лопаты они забыли. Что делать? Бесцельно бродить по округе, изучая местные достопримечательности и ждать. Хорошо, что долго ждать не приходится, и автор сразу же выдвигает на поле своего боевого слона — Шрайка. Разумеется, как и в любом голливудском блокбастере, герои несомненно должны разделяться, чтобы Шрайку было удобнее с ними творить разные непотребства. Связь между шрайком и гробницами, между гробницами и людьми будущего, между гробницами и земным Колизеем и вообще между всеми событиями, происходящими рядом с гробницами лично мне было очень сложно отслеживать. Вроде как гробницы времени были созданы в будущем, и вели они в прошлое, но кто именно их создал — люди или машины, почему они продолжили функционировать, если будущее поменялось, или в какое будущее они тогда вели — на эти вопросы я не нашел внятных ответов.

Зачем Шрайк проделывал все эти действия с героями, для меня также осталось загадкой. Он вроде как на службе у будущего Технобога, и вроде как его целью было найти Сопереживание, отправившееся в прошлое, чтобы там начать Сопереживать. Но вот поведение у него при этом весьма неординарное. В Терминаторе втором все было проще и понятней.

Теперь что касается героев:

Поль Дюре. «- Батюшка! Откуда это вдруг у вас фингал под глазом взялся?- Сначала было слово, сын мой...» Дюре благополучно воскрес из Крестоформа Бонифатьевича после скоропостижной смерти Ленара Хойта. Хорошо, что воскрес, еще лучше, что стал абсолютно невосприимчив к негативному воздействию этого паразита (боли сразу же ушли, никакой морфин был не нужен, автор сжалился над стариком). Но для чего он воскрес, какую роль в деле поиска пропавшей божественной ипостаси отвели ему ИскИны, так и не понятно. А ведь это они отбирали участников поломничества. Все его приключения в конечном итоге приводят к тому, что он становится главой церкви. Приятно, конечно, получить повышение по службе, особенно такое внезапное, предлагаю просто порадоваться за него.

Федман Кассад. «- Сэр, мы окружены! — Отлично! Теперь мы можем атаковать в любом направлении!» Его линия с монетой-дочерью Сола также осталась для меня загадкой. Эта Монета то аверсом к нему обернется, то своим симпатичным реверсом, то она его помнит, то не помнит, то лупит по нему снарядами, то помогает раны залатать. А для чего все? Чтобы он попал в будущее, где с кличем «Ура!» поведет армию человекоподобных созданий на армию шрайков. Типа все только его и ждали, а то первым в драку никто лезть не хотел. И все это у меня в голове не очень вяжется с событиями первой книги, где эта самая Монета в самый неподходящий момент превращается то ли в Шрайка, то ли в нечто подобное. И зачем вообще нужна была эта драка в будущем, если все события так или иначе развиваются в прошлом. Сюда же притянуты кровавые следы на корабле (при таком обилие крови на стенах можно было подумать, что у Кассада как минимум перерезано горло).

Мартин Силен. «Вашему роману, молодой человек, — говорит редактор начинающему писателю, — не хватает концовки. — Это ничего! Посудите сами, кто сегодня читает книги до конца.» Наш писатель прожил несколько лет бок о бок со шрайком, пытаясь закончить труд своей жизни, но не успел. Пришлось ехать за вдохновением еще раз, чтобы оказаться нанизанным на дерево. Все бы отлично, вопрос только один — для чего? Видимо, только для того, чтобы успокоить свою израненную душу и поставить галочку «дело сделано». Опять же в чем был глубокий замысел ИскиНов не ясно.

Ламия Брон. «Про любовь между Ромео и Джульеттой:эти отношения между 13-летней девушкой и 17-летним молодым человеком длились 3 дня и привели к 6 смертям» Наша сверхвыносливая женщина-сыщик благополучно обзавелась ребенком от Кибрида, который должен стать будущим мессией человечества. Ну ладно, хорошо. Но! Это типа как суперсекрет для всех, особенно для Шрайка, который вроде как за Сопереживанием гоняется. И раскрывается это все в конце, сопровождаясь (для пущей убедительности) визуальным рядом в виде хождения по воздуху и остекленения металлических подвижных конструкций (которые, заметьте, очень вежливо протягивают руку). То есть могучий разум ИскИнов, а тем более будущего технобога, не мог это предвидеть? Не верится, если честно.

Консул. «Что такое дипломатия? – Дипломатия – это искусство произносить фразу: «Хороший песик, песик хороший…» до тех пор, пока под руку не попадется подходящий булыжник.» Наш консул всю первую и большую часть второй книги думал, что всех перехитрил и предал, а оказалось, что так и было задумано. Но для чего это было задумано? Видимо только ради того, чтобы в конце книге он стал связистом между Гегемонией и Роем. Мудрено это как-то.

Сол Вайнтрауб. «По сообщениям института незaвершенных исследований, каждые семь из десяти...» Развязка этой истории — полный фельдиперс. Я буквально почувствовал, как логика и здравый уезжают в далекие края безбрежных просторов авторской фантазии. Из одностороннего!! (как писалось в самом конце) портала выходит взрослая Рахиль сама с собой же на руках, которая оказывается той самой Монетой из далекого будущего, встречающейся с Кассадом, который должен повести войска против Шрайка. При этом она отправляет своего отца в какое-то непонятное другое будущее, где он будет растить (ничего, что он уже совсем старик-одиночка) ее саму для непонятно каких целей. Ах да, она еще и вроде как со Шрайками работать умеет. Жесть, что тут сказать, мозг умер.

Хет Мастин. «-Тук-тук! -Кто там? -Смерть -И что? -И все!» По всей видимости главная задача этого персонажа заключалась в том, чтобы аккуратно повесить на стену ружье, то есть куб Мебиуса, с запрятанным в нем Эргом. А сам Эрг, так удачно подвернувшийся под эфемерную руку второго воплощения Китса, сыграл свою роль в виде материализационного поля. Если посмотреть на всю сцену со стороны, то выглядит она так: Очень предсказательная дочь Сола советует папочке отдать себя в руки Шрайка (зачем?), Шрайк собирается ее куда-то забрать (зачем?), тихо-незаметно к Шрайку подкрадывается дух Китса (как раз вовремя), видит лежащий неподалеку (не иначе как в кустах) куб Мебиуса, освобождает Эрга, быстренько выхватывает из цепких металлических рук ребенка и ждет, когда из одностороннего портала выйдет взрослая Рахиль, чтобы принять у эргонизированного Китса себя саму и вынести отцу. Занавес закрывается, зрители в недоумении покидают зал. А первоначальная цель Хета поднять в космос шипастое дерево насаженными телами (зачем?) потерпела неудачу по самой банальной причине — ему не понравилось это зрелище, пришлось отказаться.

Ну и мистер Северн, разумеется. Автор не стал делать из него банальное божество (это слишком примитивно), он решил оставить его просто скромным поэтом-художником, который путешествует по мирам через чужие сны, летает по инфо-мега-мета сферам и трогательно помирает на старой земле (видимо в этом заключался отдельный глубокий смысл, а может это была просто дань уважения реальному поэту). В конце дух его вселяется в микросхемы корабля Консула и радует публику стихами.

Фуф, поздравляю всех, кто все это прочитал. Уверен, что будет много людей, не согласных со мной, возможно я просто не внимательно прочитал текст и все вовсе не так несуразно, как мне показалось. Тем не менее, я высказал свое личное мнение, сложившееся после прочтения романа. Это не умаляет достоинства Симмонса как писателя, но можно было сделать сюжет чуть проще и понятней.

Оценка: 6
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июня 2011 г.

Сначала не хотела писать отзыв совсем. Но потом подумала, что восторженные отзывы пишут часто, а негативные намного реже. Из-за этого у людей, которые опираются на отзывы, решая читать или нет данную книгу, складывается ложное представление.

Лично мне жаль потраченного на чтение «Падение Гипериона» времени! 6/7 книги (то есть почти всю книгу) я просто заставляла себя её читать, пытаясь найти/увидеть/раскрыть для себя то, о чём писали другие читатели Фантлаба в своих отзывах. Увы, меня совсем «не зацепило».

Главные герои (паломники) описываются так блекло и неэмоционально, что переживать за них не получается даже когда они страдают или умирают. Описываемый Армагеддон совсем не вызывает сильных эмоций. Герой всего повествования Северн вообще кажется ненужным персонажем. Ну не поняла я, что такое Предтеча и для чего он был нужен!!! Вообще, религиозные идеи в фантастической литературе я воспринимаю негативно. Верующим они могут показаться святотатством, а атеистам непонятными и не нужными. Высший Разум, созданный Техно-цетром – интересный ход. Но Человеческий Высший разум… А третья ипостась Человеческого ВР, Сопереживание – Что это? Кто это? Как это?

Кто-то захочет забросать меня минусами… Ну да, не интересовалась я никогда религией, и сейчас особого желания не возникло. Но я ведь не книгу религиозного содержания в руки брала, а фантастический роман!

Понравилась мне только концовка книги, где рассказывается подробнее о Техно-Центре, о его месте нахождении, о борьбе человечества с ним.

Оценка: 7
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2010 г.

Так как первая часть понравилась мне больше, начну с недостатков. Увы, композиция второй книги уже не столь оригинальна, как композиция «Гипериона». От романа в рассказах автор вернулся к более традиционной для эпической фантастики форме линейно-параллельного повествования, описывая глобальные события глазами разных людей, по-разному в них учавствующих. Не то, чтобы это недостаток. но и не достоинство.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во-вторых, идея паломничества несколько размывается. Раньше у меня было ощущение, что вот придут они к Гробницам, там их встретит Шрайк — и тут что-то произойдет. Нет, паломники в гробницу пришли, разбили лагерь, начали маяться бездельем, страдать от скудности запасов воды и пищи — а Шрайк отлавливает их по одному, как в низкобюджетном ужастике. Кстати, в начале первого тома говорится. что Шрайк исполнит пожелание только одного из путников, остальных же отправит на свое Дерево Боли, однако единственный, кого он действительно старается туда отправить — это Мартин Силен. Ламии он устаивает бесплатную экскурсию в мегасферу, с Кассадом сражается (фактически, исполнив его желание), у Сола пытается отобрать дочь, на Консула ему вообще наплевать, Ленара Хойта тупо убивает (воскресив таким образом Дюре).

Как-то не согласуется с легендой совершенно.

К автору возникает много вопросов. На сайте вот даже возникла целая тема, посвященная несообразностям в «Песнях Гипериона». Ну например — почему крестоформ мучает Хойта все сильнее по пути к Гробницам, хотя логичнее было бы, что по мере приближения к обиталищу Шрайка боль должна уменьшаться? Ведь в деревне бикура крестоформ не доставлял неудобств своему носителю, а Долина Гробниц всяко ближе к ней, чем те планеты. на которых провел все предыдущее время Хойт? И почему отец Дюре не чувствует боль от крестоформа, даже будучи телепортированным с Гипериона? Возможно, во время распятия он уже стал нечувствительным к боли? Есть какие-то намеки на это в тексте, но не мешало бы рассмотреть столь важный момент сюжета поподробнее. При том, что прочие подробности, зачастую не важные, разжеваны на несколько страниц.

Да, книга поскучнела. Симмонс очень часто буквально ходит по кругу, пересказывая события предыдущего тома устами разных персонажей. С одной стороны, это поможет тому, кто первую часть читал давно, например, и уже не помнит подробностей. С другой — такие книги, как «Падение Гипериона» имеет смысл читать только по порядку. Попсово это получается — «содержание предыдущей серии...» Да и вообще занудства стало заметно больше — экскурсия Гладстон по родным мирам паломников, долгое умирание кибрида на Старой Земле. Кстати, замечено — у Симмонса прямо какой-то пунктик на почве всяких тяжких и отвратительных болезней. В «Терроре» со смаком описано мучительное умирание от цинги, здесь — последния стадия туберкулеза во всей красе.«Песни Кали» пока не читал, но, по рассказам очевидцев, там ожидается зомбированный (!!!) прокаженный... Не знаю даже, что и думать о таких тенденциях. За неимением медицинского образования, воздержусь от диагнозов, конечно...

А на самом деле, книга неплохая, хотя и не вызвала восхищения. Идеи интересные и правильные, сюжет хорошо «закручен», политические интриги непредсказуемы. Но вот только «Гиперион» — уникальное явление в литературе, а его продолжение — просто хорошая, неглупая книга, смесь космооперы, политического триллера и киберпанка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, забыл о тамплиере. Он умер. Вот как-то так. Хотел повести к звездам Древо Боли и умер. Не вынес, видимо, парадокса — Древо-то — огромная садистская фантопликация... На несуществующем Древе как-то все равно не полетелось бы.
Итог: неплохая книга, масштабная, сложная, но, к сожалению, скучновата местами. Рекомендую читать «Песни Гипериона» по порядку, иначе есть риск составить неправильное мнение. Впрочем, поклонникам более «жанровой» фантастики, вторая часть может понравиться даже больше — психоделии и психологии здесь меньше, а войны и интриг — больше. Твердые 8 баллов.

Оценка: 8
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2011 г.

Пусть посыплются на мои голову проклятия и минусы от почитателей Дэна Симмонса, но скажу откровенно, что «Падение Гипериона» мне не понравилось. Не понравилось прежде всего тем, что я так и не дождался развязки всех сюжетных нитей, которые начинались еще в первой части. Внимание читателя по воле автора в этой книге переключается между событиями на Гиперионе, интригами в Сенате и размышлениями о созданном людьми Боге.

События на Гиперионе оставили впечатление некоей бестолковости: паломники бродят от здания к зданию, а потом внезапно проникаются желанием поскорее оттуда убраться на звездолете (зачем тогда нужно было идти в паломничество?). При этом герои почему-то забывают о том, что все экипажи летательных аппаратов неминуемо гибнут в районе Гробниц. Собственно говоря, они именно по этой причине и вынуждены были плыть на корабле, ехать на канатке и идти пешком. Это лишь один из множества сюжетных ляпов, допущенных автором.

Сцены заседаний Сената мне лично было интереснее читать, чем описания злоключений паломников. Мейна Гладстон, секретарь Сената, — образ, бесспорно, удавшийся автору. Всемогущая правительница человеческими мирами, поднаторевшая в интригах, но при этом, достаточно сентиментальная в душе.

Философские размышления автора на тему создания человечеством искусственного Бога меня не привлекли, т. к. я не люблю, когда в фантастическое произведение подмешивают религиозные мотивы.

В целом, книга выглядит довольно затянутой, так как содержит пересказ предшествующих событий, и предсказуемой в отношении судьбы главных героев, отправившихся умирать к Шрайку.

Причина, по которой этот роман так превозносят — главная его загадка для меня.

Оценка: 5
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2013 г.

Не хотел писать никаких отзывов. НО. Человеколюбие (а может любовь к пустозвонству) пересилило лень.

Итак, если вы прочитали Гиперион (хотя странно было бы читать вторую часть не прочитав первую) и не фанатично преданный поклонник Симмонса, роман лучше не читать вообще, ибо, откровенно говоря, художественной ценности он не представляет. Нуднейшее словоблудие, нагромождение пресловутых «роялей», с совершенно невнятной концовкой. А концовка — есть сложнейшее, главнейшее и важнейшая часть произведения, в чем я совершенно уверен. Ибо автор должен ей сказать, трали-вали, вот, дорогой мой читатель, к чему всё это собственно писалось и творилось.

По ходу повествования складывается впечатление, что текст из товарища Симмонса тянут клещами, не скажу что всё время, может пару просветов и наблюдалось, но в целом это так. Тянут, значит его тянут, а под конец перестают, тут же наш дорогой друг Ден быстренько всё сливает, к слову говоря про линию с помощником, как бишь его, Ли Хантом вроде, вообще забывает и умывает руки.

Разве ж можно так относиться к читателю, да после первого романа, этого Романа, центуриона среди романов?? Нет!

Слабо, не интересно, без изюминки. Это ещё если забыть о том, что в ходе всего произведения нас всеми правдами и неправдами обращают в католическую конфессию. Что кстати страшно любопытно. Уж не Папа ли с кардиналами эти тайные личности, в чьих руках клещи??? может для того она и того, стреляла??? Ну не суть.....

Суть вот в чём, роман безыдейный, смысловой ряд сумбурный, достойным продолжением Гипериона быть не может, вменяемой концовки нет, читать не рекомендую.

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 января 2009 г.

Очевидно, не стоит рассматривать эти два романа отдельно — «Гиперион» и «Падение Гипериона» — просто две части одного масштабного повествования. Во второй части все линии, составляющие первый роман, сплелись в один мощный узел, многие получили весьма неожиданные продолжения, роман стал еще более интересным, настолько, что оторваться от чтения становилось чем дальше, тем сложнее.

Одна из основных линий — загадочное божество Шрайк, «элемент мистики», нашла себе вполне реалистическое обоснование, что, впрочем, не раскрыло всех тайн. Странный парадокс — роман, анализирующий сущность и фундаментальные положения религии, чем далее, тем реалистичнее становится, хотя при этом вопрос божественного совершенно не остается в стороне. Даже перечисление того, о чем этот роман, вызывает не просто уважение — пожалуй, даже трепет...

Может ли человек создать Бога? Конечен ли этот путь, или создания человека захотят создать свое божество? И сможет ли человек противостоять собственным творениям?

Каким должен быть человек, поставленный во главе колоссальной многомиллиардной Гегемонии, если перед ним встает дилемма ответственности за эти миллиарды и за судьбы человечества в целом?

Что стоит за жертвоприношением Авраама — знаменитой библейской историей?

Предопределены ли судьбы человечества, если в будущем будет создан разум, которому не помеха ни пространство, ни время?

Вот такие вопросы... На некоторые роман дает ответ, некоторые остаются пока загадкой — впрочем, впереди еще два тома... Но все эти вопросы поставлены так, что читатель не просто просматривает текст, где эти вопросы описаны, нет — читая книгу, эти вопросы поневоле пропускаешь через свою душу, принимаешь их близко к сердцу, что делает роман не просто книгой, а великой книгой. Вот так.

Герои романа, прошедшие через невероятные приключения и пережившие многие физические и духовные мучения, становятся близкими читателю людьми, расставаться с которыми жаль. Мир романа — удивительная структура, основанная на порталах Сети, когда не только части одной улицы, но и комнаты одной квартиры могут находиться на разных планетах, давшая человеку невероятные возможности и — угробившая экологию большинства планет, входящих в Сеть... Хотелось бы жить в нем? Не знаю...

Но читать об этом хочется.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2016 г.

Спойлеры!

Роман «Падение Гипериона» получился намного сложнее в восприятии, и дело не в скомканных, порой нагромождённых друг на друга метафизических оболочках, или восхищениях автора увядшей английской поэзией, а в некой эфемерности происходящего, порой доходящей до сознания лишь с повторением прочитанного. Сложность ради сложности. Начальный роман был идеально скроен, дав место и космосу, и религии, и так любимой Симмонсом поэзии веков. В нём складно всё, от первого до последнего слова, грамотно разложено и утрамбовано фантастическим, непредсказуемым налётом творческого гения автора, порой граничащего с безумием. А какая у него концовка – недостижимый идеал в веках; усталые, измождённые и обессиленные путники входят в легендарную долину под песню «Over the Rainbow» Джуди Гарленд, в исполнении несчастного отца малютки.

Роман-продолжение первые процентов тридцать практически, как индейский йог — не двигается с места, умудряясь при этом, соблюдать идеальный баланс между интересными диалогами, вялотекущим развитием основных сюжетных узлов завязанных в первой книге, и смещением истории в кабинеты мироправящих. Затем, просыпается уставший путник, и вновь, неторопливо, продолжает свой тернистый, усеянный тяжелой рукой автора путь. Насколько был лёгок первый роман, настолько тяжел его продолжатель. Нагромождение религиозных пластов, в виде упоминания святой троицы, физических законов, допускающих или опровергающих божественное естество, развитого искусственного интеллекта, с тремя ипостасями в виде пространственного триединства; всё это очень интересно и увлекательно в качестве отдельных постулатов, или на худой конец не противоречащих друг другу гипотез, но когда, всё это подаётся как единый организм, созданный из стального каркаса первого романа, и отдельных сюжетно-связанных кусков второго, симбиозно плавающий в безумно-гениальных мозгах автора, за деревьями мы не видим леса. При том, нужно сказать, читается роман увлекательно, иногда сложно себя оторвать, так не хочется выплывать на поверхность, но всё же, Дэну не стоило пренебрегать столь послушным инструментом человеческого сознания как логика.

Начнём с того, что краеугольное мифическое существо первого романа – Шрайк, ведёт себя порой весьма неадекватно (кто/что такое Шрайк не объясняется даже в конце, а пары предложений Уммона слегка стирающие завесу пыли скрывающие посыл автора уверенности не добавляют), не буду приводить примеры, так как займет много места, да и выше уже люди это отмечали. То есть, его могло в принципе и не быть, по крайней мере, в этом романе; не знаю, в дальнейшем продолжении, возможно, некую легковесность поведения Аватары Симмонс уберёт. Он то помогает, то наоборот, а уж о постоянно обмусоленной теме семи желаний я уже умолчу, её просто нет, скрылась в туманной дымке, как любит заканчивать пространные предложения поэтичный автор.

Что ещё из минусов, разумеется, эта притянутая, явно в нехватке времени написанная концовка, просто явственно слышится скрежет сломанного пера автора, неумолимо подгоняемого издательством. Опишу некоторые моменты, которые, на мой взгляд, мешают придать книге законченный образ, как плохие инструменты мешают идеальной огранке алмаза.

Некоторые недосказанности (список у меня получился немаленький, приведу лишь несколько): Нападение на Ламию в башне Хроноса, кто или что за этим стоит нам остаётся лишь гадать. Что сталось с Ли Хентом, этим вызывающем жалость старым политиканом? Как могло метасферическое воплощение второго кибрида тайно ускользнуть из под всевидящих глаз ИскИнов, даже при разрухе, ведь это почти нереально, судя по кратким описаниям мегасферы, а тем более метасферы. Затем, с помощью куба стать воплощением человеческого облика и забрать ребёнка из рук такого чудовища – не верю, этот эпизод непродуман и создавался в спешке, ну а свистопляска с Монетой это вообще финальный апофеоз абсурда. Линия деструктора и сопутствующие обстоятельства: вот так в одночасье решиться застрелить одного из главных адмиралов, спровоцировав тем самым практически переворот – слабо верится, почему не отодвинуть сроки испытуемого оружия, ведь по сути, испытаний оного как я понял, не проводилось, а тут раз, и решили уничтожить все порталы, при том, что полной уверенности, что Иск Ины уйдут/исчезнут не было. Буквально на последних десяти страницах автор всё благополучно, как ему кажется, разрешил, но внимательный читатель, увязнув в этом болоте метасферической антисистемы, обязательно захочет докопаться до сути, и получить все ответы, или по крайней мере, уложить логический пазл в сознании, а этого никак сделать не получается – недостающие кусочки Симмонс забросил далеко, в тайные глубины своего писательского таланта.

Зато линии с полковником, поэтом и священником доведены до ума, конечно, не все они идеально встроелись в канву задумки первого романа, но всё же образы прописаны отлично, и испортить тут что-либо сложно.

Я всё ругаю и ругаю, а между тем, прочитан роман на одном дыхании, ведь это 1990 год, по сути, Альтинг – прообраз современного Гугла, только более совершенный и с самостоятельным сознанием, а Иск Ины уже сегодня, думаю есть. Кибриды, тоже не технологии вчерашнего дня, в Японии как я знаю, уже создан практически готовый робот-помощник по дому, своего рода замена человеку, и это только начало. Пока всё под управлением белковых, пока..

Вообще, конечно, размах потрясает, различные миры, выпуклые герои, нуль-каналы, искусственный интеллект, вышедший из под контроля человека, кто знает, быть может, Симмонс заглянул в будущее? Несмотря на явные огрехи в конце и некоторые по ходу пьесы, я всё равно под большим впечатлением, буквально погружаясь в Сеть, я переживал с путниками все их беды и поражения, победы и боль, перемещался по нуль-каналам, участвовал в военных переговорах на правах с советниками и устало сидел на площади Испании в старом городе, поджидая то ли творческой смерти, то ли озарения небесного светила.

С надеждой и тревогой жду знакомства с продолжением, и искренне надеюсь, что автор не разочарует. Идеал Гипериона конечно уже не достичь, но завязать логические пучки узлов основной диалогии, всё таки нужно.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 сентября 2015 г.

Если «Гиперион» можно назвать книгой печали, то «Падение Гипериона»- книгой боли. Боли все объемлющей и все поглощающей. Почему-то вспоминаются стихи Бодлера;

« И эти семь ножей, с усердьем иноверца,

С проворством дикаря, в твое всожу я Сердце-

В трепещущий комок, тайник твоей любви,-

чтоб плачем изошел и утонул в крови.

«Сопереживание» миру безгранично.

В «Падении Гипериона» все сюжетные линии начатые в «Гиперионе» находят свое продолжение и завершение. Изначально повествование отталкивается от нового центрального персонажа Джозефа Северна. Он кибрид, воскрешенная личность поэта со Старой Земли Джона Китса, и обладает способностью видеть сны о паломниках в реальном времени. (Кстати со снами связан интересный момент. Дело в том, что все происходящие с Северном, он рассказывает от первого лица в прошедшем времени, а то что мы видим в снах происходит в настоящем. Но после настоящие и прошедшее начинает меняться местами.)

Сюжет становится гораздо более глобален, в книге философии отделено меньше места нежели действию. Конечно она никуда не исчезла, она присутствует в разговорах с ИскИном Уммоном, с монсеньером Эдуардом, в рассуждениях Сола и т д. Вначале кажется что действия паломников (особое внимание я уделяла им как героям предыдущей книги) не логичны и опрометчивы. Но это поддается объяснению. Шесть человек, которые шли в последнее паломничество ожидая смерти, столкнулись с чередой необъяснимых, таинственных и страшных событий. Автор хорошо передал эту гнетущею атмосферу подавленности и обреченности. Но самая главная причина, это их одержимость. Именно она толкает их на отделение от группы, для встречи со Шрайком.

Поэт мечтающий дописать свою поэму, военный жаждущий смерти Шрайка, ученый спасающий свою дочь, консул мстящий за свой родной мир, детектив исполняющая желание своего любовника и пытающаяся разгадать его загадку, священник ищущий освобождения, тамплиер верящий что исполнит предназначение... Так же через всю книгу проходит мысль о том, что все люди здесь пешки в руках сил более могущественных, таких как Техно-Центр и его Высший разум. Но как сказал монсеньер Эдуард: “Пусть общий ход событий определяют высшие силы, но собственной судьбой по-прежнему распоряжаются сами люди”. И герои по ходу повествования пытаются доказать это. Но человечество, прекратившее свое развитие, должно сделать последнею попытку, либо оно будет уничтожено.

Вообще книга достойно продолжает темы и сюжет Гипериона. Как не странно в книге нет «ВОДЫ». Все цельно; философии в меру и технически не перегружена. Однако, «попотеть» придется, читать нужно вдумчиво, очень вдумчиво. «По быстрому причаститься не получится». Поэзия Д. Китса — его поэмы и эпосы не случайны. Битва Богов и титанов — антипод устройства Гегемонии.

Автору Браво!!!.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 марта 2012 г.

Нет у меня бурных восторгов от этой книги.

Что понравилось?

+ в ПГ даются ответы на поставленные в первой книге вопросы

+ сюжетные ниточки, наконец, связываются воедино. Становится более понятна задумка автора.

+ хорошо закрученный сюжет. Интриги, которые постепенно раскрываются практически до самой последней главы.

+ «дилемма Авраама». Вообще ход мыслей Сола, размышляющего о Боге, заинтересовал еще с 1й части, и до самого конца эта идея меня не отпускала. Для меня выводы оказались необычными и заставили задуматься.

Хм.. а что еще-то понравилось? Затрудняюсь ответить.

Что не понравилось?

- провисшая мат.часть. Иной раз ляпы идиотские! Да-да, мне ответят, что там же ж будущее, там же ж новые горизонты в науке и всё такое прочее. Только знаете.. это максимум фэнтези — не научная (!) фантастика ни разу. Я вспоминаю высказывание Профессора: придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным. И у г-на Симмонса как раз такие «неестественные фонари».

- кибер-пространство. Не поверила. Стремление привнести в роман различные жанры погоды не сделает, если эти жанры плохо прописаны.

- герои, которым не сопереживаешь. Ну извините меня, вот такая я бесчувственная. Ну корчился Силен на дереве четверть книги, и что? Ну помирал в Риме Китс-Северн еще четверть книги, и что?

- да и просто-напросто утомительно, затянуто. Описания-пережевывание одних и тех же мыслей, военные действия, растянувшиеся на множество страниц. Пфф..извините, но я пролистала половину книги, а не прочитала. И «размышлизмы» выискивать, роясь в общей бочке с «товаром не первой свежести», что-то не хочется.

Из всей философии почерпнула для себя лишь размышления о Боге, упомянутые мною раньше, остальное показалось неновым, а оттого скучным, непримечательным. Я либо недоросла, либо переросла. Не знаю.

Таким образом, имхо, книга сия — космоопера с зачатками научной фантастики и философских размышлений. Не мое.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 мая 2014 г.

Спойлеры.

Построен текст уже отличным от «Гипериона» способом. Здесь нет отдельных историй, связанных между собой единой нитью повествования, и события мы видим глазами второго кибрида Китса. Тема Китса вообще является центральной темой всей дилогии, и по мере прочтения я не уставала удивляться тому, как на почве истории жизни одного поэта вырос и расцвёл столь буйный сад фантазии по имени Гиперион.

Пр-началу мне показалось, что книга слабее предыдущей, но теперь, за написанием отзыва и за попыткой структурировать все мысли, я понимаю, что ошиблась. Книга не слабее и не сильнее, она на прежней планке и она чуточку другая.

Про стиль написания говорить не имеет смысла, текст по-прежнему легко струится в сознание и столь же легко усваивается, и, хотя Д. Симмонс не хватает звёзд с неба в плане острых, до дрожи. описаний, внимание он захватывает полностью и не отпускает, пока не вырубишься от усталости.

Персонажи обрели ещё большую глубину и жизнь. И Мартин Силен — в какой-то степени безумный поэт, который при встрече со Шрайком испугался не боли и расправы, а невозможности окончить труд всей своей долгой жизни; и Ламия Брон, носящая под сердцем дитя кибрида и ставшая свидетельницей гибели близкого человека, но несмотря на это не потерявшая силу духа; и Сол Вайнтрауб — убитый горем отец, всё же решивший для себя дилемму отца, ребёнка и Бога. В книге он практически ничего не делал, занятый только размышлениями, но оттого ещё заметнее его звенящее горе и его страх за дочь. О судьбе дочери я догадалась где-то на половине книги, вышло немного предсказуемо, но впечатления не испортило. Кассад покорил своей волей к победе, но суть его сражения со Шрайком я так и не поняла — либо невнимательно прочитала, либо просто не вникла, но до меня не дошло, зачем людям будущего было необходимо участие воина прошлого в их борьбе со Шрайком. С новой, неожиданной стороны открылся полюбившийся мне ещё с прошлой книги Консул, за судьбой которого я следила с особым вниманием. Зачем был нужен Хет Мастин и Поль Дюре, я тоже немного недопоняла, но более чем уверена, что это — мастерски закопанные ружья, которые выстрелят где-нибудь в конце «Восхождения Эндимиона», как и многие другие неясные и зыбкие моменты.

Гробницы открылись, но ничего толком не произошло, это тоже оставило свой отпечаток лёгкого недоумения — уж больно многое нагнеталось вокруг их открытия, а в итоге всё свелось к обнаружению склада с людьми, подключёнными к дереву (мастерский ход, восхитивший меня, как и ответ Силена на вопрос: мучился ли он от боли на Древе, или же лежал всё это время, потонувший в киберпространстве) и открытию портала в будущее. Ради чего затевалась такая сверхсложная комбинация, ради чего было всё это паломничество, мною тоже осталось непонятым.

Мир, созданный Симмонсом, расширился и раскрылся с новых сторон. Глубже копнулись ИскИны, в поле зрения появились новые персонажи, оказавшиеся столь же живыми и проработанными, как и главные герои. На передний план вышли Бродяги (хотя их сходство с химерами меня откровенно не обрадовало).

Концовка разочаровала. Для такого сильного произведения конец должен был быть острым, как бритва, оставляя за собой след, а он вышел очень затянутым, как резина. Впечатление Симмонс этой резиной подпортил — уж больно много в самом романе было накалённых добела моментов, отчего и ожидания заметно возросли. Не вытянул, как по мне, а ведь концовка едва ли не самая важная часть всего произведения. Но, как показал «Гиперион», Симмонс вообще не мастер сильных и впечатляющих концовок. Обидно, но не смертельно. Также немного излишне затянут оказался сам текст — повторы и напоминания произошедшего в прошлой книге оказались лишними и отдавали «сериальщиной» по типу: «В предыдущей серии...» Но многие моменты затянуты ровно настолько, насколько должны, как, к примеру, процесс смерти второго кибрида. Его роль, кстати, тоже осталась мною понята не до конца. Как и почему он смог стать свидетелем всех этих событий, не связанных с кибридом первым? Из-за своей недобожественной сущности?

В целом книга, безусловно, прекрасная, хотя большое количество непоняток, недоработок и иже с ними заставляют крепко задуматься. Всё же думать приятнее над другими вещами, а не над вопросом: это произошло так, потому что автор потом пояснит, что к сему, или это его косяк?

С нетерпением берусь за «Эндимион».

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 сентября 2012 г.

Все же нельзя не признать: по сравнению с первым томом второй «Гиперион» — целостное и увлекательное повествование, расставляющее если не все, то многие точки над i. Очень понравилась идея с разделением виртуальной реальности на инфосферу, мегасферу и метасферу и привязка их к фундаментальным физическим константам, благодаря которой виртуальность обретает, так сказать, «материальную плоть». Хорошо продумана и реализована идея Нуль-сети, а также межзвездных перелетов. Вместе с тем остается множество вопросов, касающихся как самого сюжета, так и его реализации...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Например, ИскИны. Как ясно из текста, эти ребята уже семьсот лет назад обладали силой, способной перебросить всю Землю в Магелланово Облако. Они изобрели Нуль-сеть, нейродеструктор, крестоформ и прочие мегавещи, умеют восстанавливать в кибридах личности давно умерших людей, подобрались к Высшему Разуму. Но понаделать себе искусственных нейронов, чтобы не зависеть от человеческих мозгов, не сподобились. Конечно, матричная метафора «Люди-батарейки» эффектна, но крайне не эффективна. Предположим, некая инопланетная эпидемия мгновенно уничтожает все человечество: с чем же ИскИны останутся? И что за нелепица — 700 лет спорить на тему, кто прав: Богостроители, Ренегаты или Ортодоксы? Это ИскИны-то, с их миллиардом операций в секунду, с их логикой, с их умением предсказывать и высчитывать вероятности? Даже люди уже давно решили бы этот вопрос — хотя бы простым голосованием. Ну, представьте, что сегодня до сих пор идут споры между сторонниками Алой и Белой Розы или между гвельфами и гиббелинами! Еще странно, что с ИскИнами у автора ассоциируется дзен — этот наиболее алогичный, парадоксальный, непредсказуемый вид человеческого мышления и поведения. Но если так, то ИскИны как раз-таки достигли самых высот в подражании человеческой сущности, ибо для компьютера овладеть дзеном — это все равно что человеку стать Богом. Я к тому, что с такими компьютерами человеку нечего и бороться — он вид вымирающий и превзойденный последователями... Собственно, Симмонс ничего этому противопоставить и не может, кроме старой христианской погремушки о Богочеловеке, искуплении грехов и жертвенности.

Так и остался нерешенным вопрос — почему именно Китс? Кажется, только потому, что когда-то он писал стихи о Гиперионе (не о планете, разумеется)...

Наиболее разочаровывает финал. Сначала Симмонсу приходится доставать deus ex machina — покончить со Шрайком, кроме как внезапно и непонятно как обратить его в стеклянную куклу, было нельзя? Затем провисают концы — например с Хентом, оставшемся на Старой Земле, как здесь было уже замечено. А далее начинается финал «Властелина колец» — паломники-хранители встречаются, вспоминают былое, пируют, обнимаются и прощаются навсегда. При том что — на минутку — все это на фоне грандиозного крушения Гегемонии, гибели миллионов и миллиардов! Но что им до них, они ведь всех спасли! Простая логика: так погибнут 10 миллиардов, а так погибли бы 100 миллиардов. Значит, они правы, и печалиться нечего. Муки Достоевского о том, стоит ли рай слезинки ребенка, им не ведомы. Настоящие представители человечества, нечего сказать! Похоже, как ни крути, а человек отличается от компьютера только наличием сновидений, о чем и было сказано в романе...

И еще я не понял: если Бродяги оказались такие белые и пушистые, что же в первом томе они крошили всех без жалости, почему при атаке на Гиперион не шли на контакт, пытаясь избежать ненужных жертв с обеих сторон? Гладстон ведь была готова предложить им что угодно. А разве Техно-Центру не было важно любой ценой не отдать Гиперион Бродягам? Тогда они сами же подпортили себе малину, организовав атаку на миры Сети и заставив флот Гегемонии уйти из системы Гипериона. Зачем?

Но в целом произведение неплохое, побуждающее к созданию собственной, более непротиворечивой Истории Будущего...

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2015 г.

Здесь и сейчас я должна признаться, что прежде не читала ничего даже отдаленно похожего на Песни Гипериона. Да, были достойные книги в самых разнообразных жанрах, но ни одна история не смогла захватить ум, сердце и душу так, как это сделала дилогия Песен. А если мне и казалось, что я полностью растворилась в какой-то книге, то не буду отрицать, это наверняка было замечательно. Но эффект от любой, даже самой потрясающей истории, в сравнение не идет с экстазом, в который меня ввергает Дэн Симмонс со своими Песнями.

Я уже писала в коротком отзыве к первой части дилогии, что книга заставляет шестеренки крутиться с невероятной скоростью, прокручивая десятки причин, возможностей и вариантов развития событий. Конструкции причинно-следственных связей строятся в голове и распадаются с каждой следующей прочитанной страницей, рождая в недрах разума новые, все более воспаленные и безумные идеи, пока в эпилоге наконец не выкристаллизовывается нечто похожее на незавершенный макет. И вот еще что – вместо чертежей и схем, старательно вырисовываемых простыми смертными мозгами, Симмонс выдает в конце.. стихи. И кажется, вместо четко выстроенных логических цепочек в голове остается только Китс, трансформировавший всю историю человечества в несколько стихотворных строчек.

«Гиперион» познакомил с главными героями, отобранными для последнего паломничества к неведомому и кровожадному Повелителю Боли, шипастой трехметровой занозе в заднице по имени Шрайк. Чего я ждала от «Падения»? Что Шрайк убьет половину, а оставшихся в живых обречет на вечные муки, насадив на свое терновое дерево. Мое предположение казалось логичным после крышесносной первой части, где нас познакомили со всеми героями ближе некуда. Познакомили – и хватит. Пора рубить головы, Повелитель Боли не любит ждать. И как же я рада, что оказалась неправа. Вместо того, чтобы превратиться в попеременно умирающих статистов, герои получили ответы на свои вопросы и на свои молитвы. Пускай не всегда так, как хотелось. Пускай не сразу. И мое осторожное любопытство, родившееся во время их рассказов в «Гиперионе», превратилось в море сопереживания этим непредсказуемым занозам в заднице одного конкретного Шрайка.

Первая книга была сугубо вводной, вторая же раскинулась вширь и вглубь. Назревающий конфликт с Бродягами наконец обрел объемность, так же как и особенности взаимоотношений Гегемонии с Техно-Центром. Чувствую, надо пару слов сказать о Мейне Гладстон, которой хватило сил принять решение, определившее дальнейшую судьбу всего человечества. Но слов не находится. Поэтому лучше о том, что отличает вторую книгу от первой – о масштабности. Речь идет уже не только о родных мирах паломников и Гиперионе, но обо всех мирах Сети, вовлеченных против воли в войну с Бродягами. Вместо того, чтобы ходить по пятам за героями, затертыми песками среди Гробниц Времени, повествование охватывает множество миров, следуя то за Гладстон на многочисленные совещания и военные планерки, то за Северном.. туда, куда его заносит судьба. На фоне угрозы полного уничтожения человечества приключения маленькой группки паломников, переживающих экзистенциальный кризис в метафорических или вполне себе реальных шипастых объятиях красноглазого монстра, кажутся отдушиной среди воцарившейся атмосферы стремительного падения в пропасть. Да, сейчас прилетят беспощадные дяди на космических кораблях и сотрут в пыль очередную планету Гегемонии, а в это время старый еврей на Гиперионе пробует решить Авраамову проблему и терпит неудачу за неудачей.

Техно-Центр получил знатную долю пространства книги, и должна сказать, эти ребята чертовски круты. Как я ни пыталась связать воедино полученные сведения, мне и в голову не пришло бы провернуть такую роскошную аферу с лабиринтами. Ну а гражданская война среди ИскИнов и поиски ВР доставляют уже одним фактом существования, рождая сразу несколько предположений о том, что ждет этих ребят в будущем.

Симмонс дал ответы на вопросы, тревожившие с момента прочтения «Гипериона», но «Падение», завершившись умопомрачительным и практическим нереальным эпилогом, оставило после себя еще несколько вопросов, глобальных и важных. Кругом идет голова от этих ниточек, безжизненно повисших на сюжетных ветвях. Вторая дилогия зовет и манит, обещая завязать все ниточки в узелки и задать новые вопросы. Кто я, чтобы отказываться?

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2014 г.

«Гиперион» – отличный, впечатляющий роман, раскрывающий множество тематик. Это произведение содержит в себе шесть разных историй, благодаря чему читатель получает шанс взглянуть на мир, придуманный Дэном Симмонсом, под совершенно разными углами зрения. Но как ни хорош «Гиперион», он не оставляет ощущения целостности. По сути, это сборник повестей, который к тому же является лишь прологом к основной истории. Очень большим прологом. Так что, приступая к чтению цикла, необходимо убедиться, что все тома есть под рукой, чтоб не страдать от неизвестности после окончания одной из частей. «Песни Гипериона» очень затягивают. Проверено на себе неоднократно.

В первом томе мы узнаем мотивацию героев, вместе с ними проходим через завораживающие антрополого-теологические исследования, захватывающие военные действия, поиски музы, истины, любви, себя и своего места в этом мире. Мы видим успехи и неудачи паломников, видим из их жизней так много, что успеваем с ними подружиться. И в конце первого тома читатель покидает главных героев как раз в тот момент, когда паломники спускаются в долину к Гробницам Времени навстречу Шрайку и своему предназначению. Естественно, открыв второй том, мы ожидаем тут же узнать продолжение этой истории. Но нет, история расширяется, сначала автор представит нам новые действующие лица и откроет новые горизонты событий.

Можно сказать, что в «Падении Гипериона» две основные сюжетные линии: история второго кибрида Джона Китса по имени Джозеф Северн, его наблюдений за паломниками, за ходом войны с Бродягами, за высшим руководством Гегемонии Человека и история самих паломников. Конечно, история последних для читателя важнее и интереснее, ведь ее герои знакомые и уже почти родные. Однако автор рассказывает ее не спеша, постоянно прерываясь на самом интересном месте и переносясь к Северну. Это неспроста: Симмонс стремится показать читателю как можно больше, чтоб роман не скатился в приключенческо-триллерные бродилки вокруг пирамид. Именно благодаря линии Северна мы имеем возможность увидеть более глубокие слои конфликта, который одновременно и политический, и теологический, и этнографический. Книга очень богата не только на подтексты, но и на события, что создает некоторые сложности восприятия: интересных персонажей много, с ними постоянно что-то происходит, причем зачастую неоднозначное, и все это необходимо хотя бы запомнить, а лучше еще и верно интерпретировать. Благо автор не жалеет сил на повторение пройденного и закрепление его в памяти читателя. Кстати, по поводу неоднозначности происходящего в романе, вопрос на засыпку. Сколько же всего паломников?

Необходимо отметить еще и большое количество аллюзий, содержащихся в романе. Это и личность Джона Китса, его жизнь и творчество, и библейские персоналии, и мифы, и реверансы в сторону англоязычных писателей (например, У. Гибсона и Э. А. По) и т.д. Приятно, что незнание этого всего не помешает насладиться книгой, однако каждый угаданный намек вызывает некоторое чувство гордости за себя.

И несколько слов о сюжетных нестыковках, которые отмечают многие читатели.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я считаю, что тут дело не в невнимательном отношении автора к своему произведению, а в отсутствии у читателя достаточного количества информации. Пара примеров:

1) В первом томе нам рассказывается легенда о том, что количество паломников обязательно должно выражаться простым числом и что Шрайк исполнит желание одного, а остальных насадит на свое Древо Боли. Во втором томе количество паломников не играет особой роли, а Шрайк насаживает на древо только одного человека, с остальными же взаимодействует различными, порой неожиданными способами. Ляп? Конечно, ляп, если не учитывать, что легенду придумали люди, а Шрайк вообще не золотая рыбка и его действия не ограничиваются двумя вариантами «исполнить желание»/«насадить на Древо».

2) Мы узнаем, что Рахиль и Монета – это один человек. Становится не совсем ясно, почему она в первой книге превратилась в шрайкоподобное нечто и как она это сделала. По идее, недоработка автора, но можно предположить, что сделала это чтоб подтолкнуть Кассада к искреннему желанию паломничества к Шрайку, пусть и с целью убийства последнего, а вот с вопросом «как?» все сложнее. Хотя тоже можно рассудить, что о Гробницах мы знаем очень мало, о Шрайке тоже, будущее видели одним глазком, так что мало ли какие там технологии были. А может быть, это вообще Шрайк с ней что-то такое сотворил после открытия Гробниц.

И так, по сути, с каждой нестыковкой сюжета, всегда информации недостаточно для однозначных выводов. Да мы даже не можем однозначно сказать, кто же создал Шрайка, мы знаем только точку зрения Техно-Центра и Бродяг. А что там через 10 тысяч лет произошло на самом деле – неизвестно.

В итоге перед нами очень многогранный и умный роман, который рекомендуется всем любителям качественной фантастики. Как, впрочем, и весь цикл в целом. Как говорится, «must read».

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2013 г.

Замечательное продолжение «Гипериона». На мой взгляд, оно нисколько не уступает по силе и мощи первому тому. Эта книга совсем другая по своей сути. Вся филосовская прелюдия осталась там, в первой части. Здесь же преобладает действие и автор не стесняется рассказывать о мирах Сети все, что мы хотим знать, в отличие от первой книги-загадки. У этого романа другая роль, призванная поставить точку или, по крайней мере, решить вопросы, заданные первой частью, что абсолютно логично.

Мы расстались с героями когда они, взявшись за руки и напевая песню, спустились с холма к Гробницам Времени. Они шли к Шрайку с миссией и со своими желаниями, но получилось совсем не так, как ими ожидалось. Их миссия превратилась в томительное ожидание, растянувшееся на дни, часы, минуты, когда песок времени истекает и надежда тает. Но все же Шрайк, являясь к паломникам, показывает, что он истинный Повелитель Боли, они получают ответы и желаемое через боль и страдания. Встречи паломников и Шрайка описаны очень интересно, в некоторых моментах совсем не ожидала такого поворота событий. По ходу постепенно открывались карты, картина складывалась целиком и многое становилось понятным, а кое-что было совершенно неожиданным: например, встреча Ламии, Джонни и ИскИна Уммона открыла глаза на многое. Но особенно впечатлила глава, посвященная Солу и Рахиль, которой осталось до рождения несколько минут. В последние минуты Сол вспоминает свои сны, разговоры с Богом, противоречие, противостояние, свое нежелание соглашаться... и потом эта сцена в конце тридцатой главы... она очень печальна и пронизана болью. Неужели же все вот так и закончится для девочки и ее отца, неужели все зря?

Читая «Гиперион» чувствовалось, что находишься в центре событий, рядом с героями. Здесь же я наблюдала события как-бы со стороны. Это благодаря новому герою Джозефу Северну двойнику кибрида Джона Китса. Повествование ведется от его лица, т.к. он сторонний наблюдатель и я видела события его глазами. Он видит в своих снах все, что происходит с паломниками и с теми, кто с ними связан, вся истинная картина складывается на его глазах. В какой-то момент только он один знает правду о ТехноЦентре и ему предстоит сделать невозможное, чтобы предупредить об этом. Он видит масштабы надвигающейся войны и понимает, что человечество теряется в интригах и пространстве Сети — все это приносит ему неописуемую боль и страдание. Его роль в этой истории, его судьбоносное решение о себе впечатлили и очень затронули.

Понравился образ Секретаря Мейны Гладстон. Образ железной леди, хладнокровной, рассудительной, ответственной за миллиарды жизней Гегемонии, принявшей сложнейшее решение в рамках надвигающейся катастрофы. Решение, благодаря которому человечество в данный момент ее проклянет, спустя несколько месяцев простит и только через столетия поймет, что она спасла его от полного уничтожения. Решение, которое многих спасет, многих погубит, многих сведет с ума, многих повергнет в смуту и т.д. А как же иначе? Это все равно, что сейчас человеку лишиться интернета, или в прошлом веке парового двигателя, или на заре эпох письменности и т.п. (но все это можно восстановить). Сложно представить себе такую катастрофу — такое впечатление, что голос лишился эха, стал очень тихим, почти шепотом, вселенная вдруг замолчала, лишившись всех громких звуков. Но по-другому было нельзя и порадовало то, что автор придумал именно такой финал: трагичный и оптимистичный одновременно, оставив Шрайка темным и непонятным творением из будущего.

В итоге, на мой взгляд, эта книга очень хорошее продолжение первой части. Она понравилась и сюжетом, и героями, и масштабностью описываемых событий, и множественными загадками, и своей динамикой, она не отпускает пока не закроется последняя страница и не будет поставлена последняя точка в «Песнях Гипериона».

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2010 г.

Первые 200 страниц (почти половина книги) — никакого действия, постоянно масло масляное — содержание предыдущих серий))), видимо сделано для того кто не читал первую книгу... Во второй половине книги действие начинается, но настолько запутанное, что сложно что-либо понять... дочитал с трудом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ничего не понятно: кто такой Шрайк?, кто его/их послал? и зачем??? Какая битва в будущем если люди делают со временем что хотят? Считаю что это просто не прописано автором или не переведено переводчиками...

Так же непонятны множественные рецензии о шедевральности данного произведения, не скажу что люблю боевики с динамичным сюжетом, но ведь в сон тоже клонить не должно. Прочитал все рецензии здесь..., заметил что «восторг с элементами обожания» образца 2005 года уступает место более сдержанным характеристикам 2009-10 г.г. )))

Оценка: 5


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу