fantlab ru

Деймон Найт «Двое лишних»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Оценок:
258
Моя оценка:
-

подробнее

Двое лишних

Four in One

Другие названия: Четверо в одном

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 58
Аннотация:

В конце XXIII века биолог Джордж Мейстер высадился со своей группой на неисследованную планету.

Не было оснований предполагать, что на ней будет совершенно новая форма жизни. Но всё оказалось не совсем так, как думал Джордж. Он столкнулся с весьма необычным организмом, и, к сожалению, нашёл этот организм не он один...Теперь осталось только выжить на этой необычной планете...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Galaxy Science Fiction, February 1953», 1953 г.

— антологию «Second Galaxy Reader of Science Fiction», 1954 г.

— антологию «Best SF Three», 1958 г.

— сборник «In Deep», 1963 г.

— антологию «На суше и на море. 1966», 1966 г.

— антологию «To the Stars», 1971 г.

— антологию «Perilous Planets: an Anthology of Way Back When Futures», 1978 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 15 (1953)», 1986 г.

— антологию «Robert Silverberg's Worlds of Wonder», 1987 г.

— антологию «Двое лишних», 1988 г.

— антологию «Невероятный мир», 1989 г.

— антологию «С ружьём на динозавра», 1990 г.

— сборник «God's Nose», 1991 г.


Похожие произведения:

 

 


На суше и на море. 1966
1966 г.
Невероятный мир
1989 г.
С ружьём на динозавра
1990 г.
Невероятный мир
1991 г.
Невероятный мир
1992 г.
Билет куда угодно
1996 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, February 1953
1953 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Двое лишних
1988 г.
Аналоговая обработка
2018 г.
Запредел
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Second Galaxy Reader of Science Fiction
1954 г.
(английский)
Best SF Three
1959 г.
(английский)
Best SF Three
1962 г.
(английский)
To the Stars
1971 г.
(английский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 15 (1953)
1986 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 15
1987 г.
(итальянский)
Robert Silverberg's Worlds of Wonder
1987 г.
(английский)
Robert Silverberg's Worlds of Wonder
1988 г.
(английский)
Robert Silverberg's Worlds of Wonder
1989 г.
(английский)
Science Fiction: 101
2001 г.
(английский)
Science Fiction: 101: Exploring the Craft of Science Fiction
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть рассказы-шелуха, забываемые еще до прочтения последней строчки. А есть оригинальные идеи, сюжеты или сеттинги, которые помнишь долго. Этот рассказ относится к последним.

Идея сожительства разумов, в принципе, далеко не новаторская даже для 1953 — «Др Джекил и Мр Хайд» был написал еще тарам-пампам в 1886-м (!). Но там разумы тянули лямку по-очереди, а тут мы имеем дело с так сказать, четырехядерной амебой, в которой не удалось синхронизировать работу процессеров из-за отсутствия общей тактовой частоты.

Спасибо Найту что удержался от расстягивая рассказа во что-то более длинное, хотя потенциал у созданного им мира имеется. Но это и понятно — глядя на год написания, автора скорее всего заботила идея сконцентрироваться на послании «все хорошее против всего плохого» чем, например, исследовать мир с произвольным количеством произвольных разумов («Лебедь, рак и щука» или «встречаются русский, американец и араб»).

+++

Отдельного внимания заслуживает аннотация Казанцева. Она напоминает поиски скрытых месседжев троцкистов на коробках советских спичек и рисунках обложек школьных тетрадей, популярные в 30-х. Надевайте шапку из фольги, залезайте в клетку Фарадея и вперед изучать этот надмозг, если не боитесь :)

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В классическом НФ-рассказе Деймона Найта очень оригинальная концепция инопланетного амëбообразного инопланетного монстра, внутри которого оказались разумы и нервные системы четырёх исследователей колонизируемой планеты. Данная ситуация послужила основой для показа различных подходов к научно-исследовательской работе: восхищением причудливостью природы и жёстко регламентированного поиска возможности использования открытия в военных целях.

Автору, на мой взгляд, удалось детально поработать функционирование инопланетного организма, работу его нервной системы и рефлексов, а затем совместить это с работой аналогичных систем человека. Но описал он всё это на удивление понятным языком, так что ни разу не возникало желание вернуться к уже прочитанному, чтобы лучше понять тот или иной момент. Кроме этого, внешний вид существа и рудиментарных частей тела человека внутри и снаружи, выглядят довольно натуралистично и временами физиологическ детально. Впечатление того, что автор глубоко понимает то, о чëм пишет, говорит о высокой эрудированности Найта.

Ещё мне были интересны фрагменты описания мира XXIII века, в котором происходит космическая война между человечеством и инопланетянами, которая состоит в том, чтобы осваивать новые планеты и из их ресурсов производить миллиарды роботов для заслонов от вторжения.

Ну и учитывая год написания рассказа, в нём стержневой идеей является торжество разума и человечности. Человек не эксплуататор, а человек-исследователь; наука для наслаждения радостью открытия, а не для удовлетворения эгоизма. И хотя ближе к финалу стало понятно, чем закончится рассказ, удовольствия от прочтения этот факт нисколько не убавил.

Р. S. : Имя центрального персонажа — космобиолога Джорджа Мейстера («мейстер « с немецкого переводится, как «хозяин») — главный спойлер всего произведения. Но спойлер, скорее всего, умышленный, а потому впечатления не портящий.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жемчужина классической НФ, содержащая сразу несколько(!) оригинальных идей, из которых логично вытекают предыстория и развитие захватывающего сюжета.

1) Остроумное представление Галактики в виде почти в буквальном смысле доски для игры в го меж противоборствующими сторонами, что обеспечивается роботизированными «заслонами» колонизованных звёздных систем и, в свою очередь, влияет на условия развития социумов и ускоренные темпы жизни.

(К сожалению, в переводе Смирнова просто выкинуто важное для построения и восприятия сеттинга упоминание го.)

2) Инопланетный «хищник-симбионт», поглощающий организмы с более высокоорганизованной нервной системой для использования их мыслительных способностей. (Ага! так вот откуда Громов, видимо, позаимствовал сюжет для «Язычника» – недавнего сиквела «Вычислителя»)

3) Сосуществование и борьба нескольких личностей в одном теле, основанная не на мистической, а на чисто научной предпосылке. Вообще, так-то картина болтающихся в «студне» мозгов со стебельками-глазами страшненькая, как и дальнейшее имитирование других органов, и в каком-нибудь слаттерпанке тоже вполне смотрелась бы, но здесь цель не напугать и шокировать, а осмыслить и исследовать.

4) Адаптационные возможности человеческого разума, оказавшегося в крайне необычных условиях, «формирование» и совершенствование себя. Кстати, стоит отметить, что рассказ датирован годом раньше, чем знаменитый «Запах мысли» Шекли.

Ну и социально-философская составляющая, с мотивом свободы от маккартизма, и надеждой на бессмертие...

9 (с плюсом) из 10

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ из тех времён, когда многие видели звёздную экспансию человечества, как переселение оголодавших крыс или даже саранчи. Очень надеюсь, что, если экспансия и случится, пойдёт она не по такому сценарию, хотя… история знает и крестовые походы, и не только их.

Впрочем, есть надежда – человечество развивается в направлении очеловечивания, то, что было нормой и доблестью во времена вооружённых путешествий ко Гробу Господню, сегодня воспринимается, как весьма тривиальный разбой, пусть и украшенный религиозными атрибутами.

Но о рассказе. Общество, опиши его Найт подробно, не сильно отличалось бы от Оруэловского, но рассказ не об обществе, оно – лишь отправная точка, позволяющая поставить во главу группы исследователей надзирательницу и военного (именно в такой иерархической последовательности).

Рассказ же прекрасен своей фантидеей, да ещё и упакованной в интересно читающееся воплощение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Инопланетный организм поглощает мыслящих существ, интегрируя их интеллект. Пользуется им симбиотически. Зачем развиваться миллионы лет, если можно взять готовое? Разве не гениально?

Сразу захотелось кого-нибудь съесть:))

Конфликт между героями прост и схематичен, но, подозреваю, при данном фантдопе, схема – один из немногих способов рассказать хорошую историю. Почему? Потому, что у героев нет возможностей взаимодействовать сложно — это условие, наложенное фантдопом. Остаются два варианта – простота или длинные бесцельные диалоги. Что вы выберете? Я выбираю простоту.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень даже оригинальная идея рассказа, ни повторов, ни продолжений, ни чего-либо подобного я еще не встречал у других авторов. Оригинальное инопланетное животное, интересный сюжет, динамичное действие, напряжение, интересный финал. Вполне качественный текст. Одним словом можно оставить в коллекции, даже ради одной идеи.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что делать, если на неизведанной планете, сойдя с пути, на котором ещё нет следа человека, космический исследователь свалится в объятия инопланетянина и потеряет большую часть из доступных пяти чувств, но сохранит способность мыслить? Как стать эффектной командой в составе сангвиника-биолога, двух яростных холериков в лице военного и с ним такой же “приглядывающей со стороны”, меланхоличной учёной-минералога и флегматичной чуждой серой массы?

Рассказ является краткой историей эволюции. Тут и выявление главных условий рефлексов, распределение функций, рост, пищеварение, размножение и, как результат, рождение-создание нового организма. Может, смотрелось бы интересней это и в крупной форме, но автор создал маленькую зарисовку, которая тоже захватывает.

Вспомнился давно прочитанный в “Искателе” рассказ Михаила Шаламова “Эстафета”, тоже показывающий жизнь изнутри, приспособление к другому телу и разум побеждающий.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот мне каким-то мучительным был этот рассказ. Да, в нём была эта внутренняя динамика, постоянное напряжение мысли. Но вот какое-то ощущение чего-то вязкого, какого-то елозанья на одном месте не давало покоя. Очень интересная идея такого существа (этакого паразита наоборот; паразита дарующего бессмертие). Восхищал главный герой своим хладнокровием и способностью так продуктивно мыслить в этой ситуации. Кошмарной, надо сказать, ситуации. Ладно, герой – он спец в своём деле, но до сих пор не могу понять, как остальные не свихнулись от ужаса… И вот это ощущение какой-то неприятной тягучки от рассказа (хотя написан-то он хорошо, без всяких натянутостей)… По мне, слишком тяжёлая для исполнения задумка – развернуть всю идею на фоне борьбы четырёх разумов внутри одного тела (причём своеобразного «тела»)… Иногда казалось не очень правдоподобно. Иногда всё было трудно представить – картинки мысленной не возникало… Но рассказ запомнился, ещё после первого, давнего прочтения — этой замечательной идеей (существом)…. и неприятным ощущением елозанья на месте…

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение оставляет приятное впечатление в связи с тем, что действия, в нем, разорачиваются очень динамично и последовательно.

Конец XIII столетия ознаменовался столкновением двух враждующих федераций. Суть галактического конфликта – колонизация как можно большего количества планет и звездных систем. В бесконечном поиске пригодных для жизни условий и ресурсов, для обеспечения ненасытной захватнической индустрии, человечество сделалось слепым и равнодушным к тайнам живой природы.

Космобиолог Джордж Мейстер – участник колониальной экспедиции на отдаленной планете, всегда отличался тягой познания нового и неизведанного. И вот, на одной из прогулок по девственному, неисследованному лесу, Джордж был атакован странной живой субстанцией. Монстр, растворивший тело космобиолога, по непонятным причинам не тронул головного мозга и нервной системы ученого. И теперь Джордж – часть организма Чужого, и его разумное начало.

Интересное содержание и сюжет, способны увлечь читателя, хотя, на мой взгляд, рассказу не хватает яркости и глубины, а так неплохо.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто образцовый рассказ — отлично связаны форма и содержание, все «слои» на месте (немного прямолинейно, но для того времени простительно). Начинающим НФ авторам можно использовать как учебное пособие.

А вот аннотацию от Казанцева я бы убрал отсюда, ну нельзя же сразу так все разжевывать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, а вот предисловие от Казанцева я бы не убирал, а сделал послесловием. Для тех, кто не сразу понял, что хотел сказать автор своим произведением. Вопрос в другом, действительно ли Найт прятал какой-то скрытый смысл от цензуры?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно-таки запоминающийся образ — четыре мозга в одном пластичном самосоздающемся теле.

Конечно, более чем схематичная компания — четверка очень разных людей, заведомо два со знаком +, два, соответственно, -. И побеждают плюсы. Если рассматривать эту историю, как аналог структуры общества — да, это оправдано. Но для художественного произведения — как-то слишком, на мой взгляд... и предсказуемо.

И сознательное формирование своего тела: это те самые «люди, сами создавшие себя». То есть снова очень буквальный образ. Мне это немного мешает. :frown:

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх