FantLab ru

Чайна Мьевиль «Посольский город»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Голосов:
490
Моя оценка:
-

подробнее

Посольский город

Embassytown

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В далеком будущем человечество колонизировало далекую планету Ариэку, на которой обитают загадочные ариэкей, разумные существа, на уникальном языке которых способны говорить лишь несколько “измененных” людей-послов. Колонистка Эвис Бреннер Чхо вернулась в Посольский город (Embassytown) после нескольких лет полетов в космосе. Она не говорит на языке ариэкей, но сама по себе является его частью, живой фигурой речи. Когда из-за политических интриг на Ариэку прибывает новый посол, хрупкое равновесие между людьми и туземцами нарушается. Близится катастрофа, и Эвис не может решить, кому остаться верной: мужу, которого больше не любит, системе, которой уже не доверяет, или месту в языке, на котором не говорит, но который говорит посредством нее.

© Перевод аннотации angels_chinese

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 1-е место

лауреат
Неффи / Neffy Awards, 2011 // Автор НФ

лауреат
Локус / Locus Award, 2012 // Роман НФ

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2014 // Зарубежный роман (Великобритания)

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Зарубежный роман года

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Научная фантастика (1 424 голоса)

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2012 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2011 // Роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2012 // Роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2012 // Роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2012 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Китчис / The Kitschies, 2011 // Красное щупальце (роман)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2012 // Научная фантастика (Великобритания)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第45回 (2014) // Переводной роман

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Книга года. 8-е место

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2016 // Роман, переведённый на французский

номинант
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2016 // Лучший роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Посольский город
2013 г.
Посольский город
2017 г.
Посольский город
2020 г.

Периодика:

«Мир фантастики» №11, ноябрь
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Embassytown
2011 г.
(английский)
Embassytown
2011 г.
(английский)
Ambasadov
2012 г.
(чешский)
Embassytown
2012 г.
(английский)
Embassytown
2012 г.
(английский)
Stadt der Fremden
2012 г.
(немецкий)
Embassytown: La Ciudad Embajada
2013 г.
(испанский)
Ambasadoria
2013 г.
(польский)
Посланическото градче
2015 г.
(болгарский)
Légationville
2015 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что-то никак не выходит у меня с Чайной. Вот начнешь кому-нибудь пересказывать его книги, и прям кажется шедевр получается: забавный окружающий мир, необычные события с не всегда предсказуемым развитием. Ну что еще нужно?!

А при чтении ну вообще не вставляет. Скучно. Персонажи мертвые. Втянуться не получается. Ну вот, и «Посольский город». Половину книги занимают совершенно отстраненный светский треп, какие-то вычурные вечерники, гулянки, знакомство с неинтересными персонажами, про которых забывают уже на следующей странице. А те, что умудряются остаться, выглядят не как участники, а словно такие же посторонние наблюдатели, как и читатель. Такие же незаинтересованные, эмоционально отстраненные в большинстве случаев.

Ну по моим ощущениям. В книге-то их чувственность порой брызжет из всех дыр, только вот непонятно, с чего бы? Один герой умирает, а другой уходит в запой на пару дней. Почему? Что их связывает? Кто они другу другу? И, главное, потом это никак не влияет на сюжет, ни про мертвеца, ни про эту сцену бесконечного горя никто больше не вспомнит.

И так кругом, если первая половина перегружена скукой, то во второй событий через край, но они подаются как новости по ТВ. Толпа прорвалась, пулемет стрелял, склад взорвался, люди голодали... И даже непонятно, сколько тут времени проходит... Год? Месяц? Час? Автор может кучу всего в абзац затолкать, и вот уже кто-то помирает от жажды, выйдя из бальной залы.

Про главную героиню вообще забывают на десятки страниц, потом возвращают лишь для того, чтобы какую-нибудь не очень интересную сцену показать в никому ненужных подробностях. А-а! Конец света, люди бегают, передел власти, но мы будем уныло сидеть на лавке, наблюдая за другим нытиком, пока все самое интересное проходит где-то там.

Хотя знаете, в начале, когда мне рассказали про иномирье, про загадочные чужие миры, как пилоты стареют в подпространстве, как пираты угоняют корабли, я, было, приготовился, а на первом месте оказались ... переводчики! Пяток бубнил собираются в кабаке и обсуждают особенности тараканьих переговоров. Что тут может заинтересовать?! Особенно когда рядом аннигилируют космические эскадрильи!

Ну да ладно, потом все-таки закрутилось. Но в происходящее все равно не верится! Ну было аналогичное «Прибытие», там понятно — нас посетили инопланетяне, а человечеству надо понять, зачем они тут, и для этого крайне необходимо найти с ними общий язык. Но почему это так важно на какой-то захолустной планете? Даже каких-то несчастных мутантов создают специально, больше половины из которых бракованы и попадают в дурку. К чему такие жертвы, чтобы понять местных насекомых?

Да и вся эта муравьиная цивилизация выглядит крайне убого. Ну представьте, если в крупном городе на Земле обнаружится эпидемия очередного вируса, что будет делать остальная часть? Искать спасение, лекарство, защищаться, изучать, тут же любимая Голливудом атомная бомба пригодится. А в книге ничего не происходит, все тихо помирают, и вот конец уже близок! Все плачут! Да почему???? Где все остальное население? Словно этих чужих — всего десяток-два, и они разом гикнулись. Масштаба планеты, где у человечества лишь небольшой оплот — посольский город, не чувствуется совершенно. Лишь к концу автор что-то пытается такое изобразить, но опять же — неубедительно!

Ну может у них просто не так развита передача информации, и в соседней деревне еще не знают об опасности? Но если они на таком низком уровне развития, тем более зачем тут все так рвут задницы, чтобы с ними договориться??? Мы же знаем, как продвинутая часть человечества «любит» учитывать интересы аборигенов в набедренных повязках.

Получается, что на вот таком шатком фундаменте из отсутствующей мотивации, высосанных эмоциях и надуманных проблем строится потенциально интересная и необычная история контакта с чуждым разумом, которую кроме того портит еще и отстраненная подача неуравновешенными кусками без явного главного героя, за судьбу которого можно было бы попереживать.

И тем не менее, я бы все равно посоветовал ее к прочтению. Ведь если вы не уснете в начале, и вас не отпугнут плоские герои, и вы не боитесь скучного конца, важность которого явно ниже, чем все то, что к нему привело, возможно, тогда вы сможет рассмотреть за всем этим интересную и оригинальную в целом историю установления отношений между совершенно разными существами, аналогичной которой я не могу припомнить.

К тому же, какая радость! «Посольский город» — это всего одна книга, вам не надо читать нудный цикл из десятка томов (где автор путается сам в своих же идеях и путает читателя вымученным нагромождением «невиданных» концепций), чтобы закончить это повествование.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман — действительно «твердая» научная фантастика на одну из важнейших тем при осуществлении дальних космических экспедиций — организации контакта с чужим разумом. К началу событий, происходящих в книге, у землян уже был наработан существенный опыт в общении и составлении языка для обеспечения контакта с иными расами, имелись роботы-переводчики, отслеживающие звуки, движения, изображения и формирующие по готовому алгоритму язык общения. На планете Хозяев (ариукаи) также машины составили словарь, обратились к Хозяевам на составленном языке, а те выслушали и ничего не поняли.

Автор предлагает идею общения, непосредственно не привязанную к жестам или звукам, подходящую для разумных насекомых, странную и нелогичную для людей. Возможно его натолкнула на мысль система общения пчел -посредством танцев, плюс Мьевиль добавил элемент использования в мирных целях своего рода «трутней», в общем придумал уникальный контент, весьма любопытный.

Отмечу, что в книге присутствуют эпизоды категории +18, судя по всему мораль в будущем, по мнению автора, несколько изменится.

В целом, роман весьма нетривиален, сложный, кроме того перевод тяжеловат, тем не менее рекомендую для любителей по -настоящему научной фантастики.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга «Посольский город» относится к жанру социальной фантастики. Главные события происходят не с героями книги, а с тем обществом, которое существует на удаленной колониальной планете. Здесь и взаимодействие двух рас абсолютно несхожих разумных существ, и проблемы взаимодействия колонии и метрополии, и стремление к власти отдельных персонажей, и движение фанатиков-консерваторов. А главный герой книги вовсе не разумное существо, а Язык Хозяев. Главная идея книги, как язык влияет на мышление, и как мышление влияет на язык. Недавно мне попался на глаза термин «лингвистическая фантастика». Так вот, эта книга типичная лингвистическая фантастика, фантастика о происходящем с языком, со словом. В результате это весьма нестандартное произведение оказалось несколько перегружено филологическими терминами (и нет примечаний, которые бы эти термины объясняли). Что не мешает напряженному и захватывающему действию, но затрудняет чтение.

Книга сложна, и надо бы её перечитать. Но перечитывать не буду из-за корявого перевода. К тому же книга не отредактирована. Поэтому буду следить, вдруг появится другой перевод.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная, но в чем-то интересная книга. До знакомства с “Посольским городом” и не задумываешься о том, что метафора может восприниматься как ложь по своей сути. Книга вызывает немало размышлений о языке как средстве общения и мышления, и это, на мой взгляд, ее основное достоинство.

Идея Языка ариекаев кажется достаточно оригинальной. Особенности организации общения ариекаев и людей тоже не назовешь тривиальными. Описанные в романе биотехнологии также вполне интересны. Вот, собственно, и все хорошее, что здесь можно перечислить.

Несколько разочаровала главная героиня, чей образ до того неясный и неопределенный, что возникает вопрос: а зачем она там вообще? Она совершает всего один значимый поступок за все повествование (да и то впритык к развязке), а все остальное время остается всего лишь сторонним наблюдателем. На ее месте мог быть какой угодно персонаж и это, кажется, никак не повлияло бы на сюжет. Даже ариекаи (при всей приблизительности описания их внешности, языка и культуры) вырисовываются в воображении четче, чем главная героиня. Послы, конечно, сами по себе интересны, но и им уделяется мало внимания (за исключением ЭзРа).

При всей оригинальности идеи Языка жаль, что самому Посольскому городу в романе было уделено слишком мало внимания. Хотелось бы больше города (особенно ариекайской его части) и чуть меньше политических интриг (довольно скучных). Показалось, что непропорционально долго (и местами нудно) нагнеталась автором интрига, а развязка, хоть и получилась в несколько этапов, была слишком стремительной.

В общем, это явно не лучший роман Чайны Мьевиля. Кажется, что лингвистическая фантастика в принципе не слишком удачный поджанр, поскольку что-то всегда остается недодуманным и натянутым. Видимо, не только читателю тяжело выйти за рамки привычных представлений о языке, у авторов с этим тоже сложности.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга о странных людях,механизмах и таких же странных мирах, где они все сосуществуют.

Странная книга,но в тоже время что-то в ней есть...

Однозначно советую читать.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная идея лежит в основе многообещающей завязки произведения, и эта завязка развивается первую четверть книги. Потом автор, видимо, вспоминает, что ему платят за авторские листы, и на протяжении следующих почти трёх четвертей повествования не происходит ничего, просто вяло передвигаются фигуры по доске. Наконец, на последних страницах галопом происходит весьма банальная развязка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В общем, все умерли.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно неожиданная, нехарактерная для Мьевиля книга. «Посольский город» стоит особняком и выделяется своей необычностью даже среди других, весьма неординарных книг Мьевиля.

Будущее. Космос. Люди давно достигли иных звездных систем и встретили иных разумных существ. В результате проблемы контакта, взаимопонимания и сотрудничества с другими расами встали, что называется, «в полный рост». Вот на одной из таких отдаленных планет на границе доступного людям Космоса, в мире, куда не так-то просто добраться, но где, тем не менее, уже существует посольская миссия Человечества, и развивается действие романа.

С другими книгами Меьевиля этот роман роднит лишь одно: эта книга странная. Очень странная. Что называется, «замороченная». При всем при том, это самая настоящая научная фантастика высшей пробы. Проблемы взаимодействия и взаимовлияния языка и мышления, психологии и физиологии, индивидов и социума. Эта психоделическая книга на самом деле оказывается совершенно логичной и строго научной (насколько это вообще возможно в художественной литературе).

Книга очень непростая. Странная. Умная. Неординарная. Философская. Психологическая и психоделическая. Достойная, и достойная весьма.

Любителям ураганного «экшена» -- однозначно не сюда.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мощная и хорошая фантастика, примерно такой она и должна быть. Очень часто писатели в свои книги пихают бластеры, космические корабли, ксеносов, которые ничем не отличаются от людей, кроме цвета кожи, и считают, что этого достаточно для причисления их творений к фантастическому жанру. Тогда как «Посольский город» пытается показать действительно нечто необычное и странное — народ с принципиально другим восприятием реальности и отношений в обществе, человеческий социум, который за неизвестные тысячи лет эволюции хоть и изменился, но сохранил свою суть. Для меня это в книге было самым интересным.

Но, рассказывая про далёкое будущее, Мьевиль охотно ссылается на реальную историю. Тут во всей красе представлена колонизационная политика сильных держав, которые если и не держат всех за шкирку, то только потому, что дотянуться не могут. Интриги местного Нью-Кробюзона, который точь в точь такой же жадный, империалистический хищник, тоже могут увлечь не на шутку. Кульминация книги —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это явная аллюзия на осаду посольского квартала в Китае в 1900-ом. Кровь, опасность посреди буйной толпы чужаков, которые закономерно хотят уничтожить «гостей» — жутко, но увлекательно.

А вот конкретные отдельные персонажи такого восторга у меня не вызвали. То ли мне было не слишком приятно читать про их сексуальные девиации, которые есть норма в их обществе, то ли они действительно слишком скучны, но гораздо более захватывают взаимоотношение социумов и народов, чем конкретных людей. Да, очень уж мне понравились манипуляции с языком местных ксеносов и изящное разрешение большого конфликта,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
предотвращение гибели колониального общества.

Пожалуй, всё же именно этой книгой Мьевиль закрепил, по-моему мнению, за собой звание одного из лучших фантастов современности. Может, не самого популярного, но зато самого «настоящего».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У меня было целых три причины заинтересоваться этим романом.

Первая. Об авторе заговорили на фантлабе.

Вторая. Озон написал: Вы покупали Нам, живущим РЭХ. Ну купите ещё и этот роман. Мы его в этой же серии издали. :-)))

Третья и самая главная. В списке похожих произведений была повесть Чана История твоей жизни.

Ответ 1. Да, автор неоднозначный, узнаваемый, своеобразный, иногда даже стильный.

Ответ 2. С РЭХ общего только разнообразие секса. Нет, клубнички нет, отношения далеки от классических семей, но семейные ценности иногда все равно прорываются сквозь миллионы лет разнообразных форм супружеских отношений.

Ответ 3. Те, кто сравнивают с Чаном, правы. В основе романа лежит язык. Разнообразие форм, видов. Даже не знаю, как сказать, но люди в этом языке могут быть не просто носителями, но самими словами. В частности, героиня какое-то время была сравнением.

Но меня то Чан очаровал не словами, а уже сложившейся картиной. Язык инопланетян помог героине увидеть и принять свою жизнь. Что даст героине Мьевиля язык Хозяев мне не слишком любопытно.

На фантлабе в Трёпе есть тема про пословицы и поговорки. Там люди перефразировали лёгкие и известные поговорки сложными понятиями. Вот автор чем-то подобным и занимается.

Пример. Упомянут возраст героини. Потом возраст, когда она вышла замуж. Года разумеется не соответствуют земным и выглядят странным, если не знать, что обороты планет настолько разнятся, что их один год может равняться условно нашим пяти-десяти. Но автор вдруг решил перевести возраст в килочасы. Лет 30 назад я бы наверное даже захотела посчитать. Сейчас — нет. Героиня соверщенолетняя, а сколько ей лет — одиннадцать или 120 — абсолютно не важно.

Так и с послами, вернее с теми, кто говорит в Посольском городе с Хозяевами. Их должно быть двое и они должны говорить одновременно, но разные слова, составляющие часть предложения. Как только это и так стало ясно из текста, автор тут стал опять объяснять. То, что читатель должен просто увидеть, автор перевёл в несколько десятков абзацев ненужных объяснений.

Ну и ещё так, по мелочи. На территорию к Хозяевам можно проникнуть только не дыша. Оказывается это проблема и только дети хотят её решить. Вот так бороздишь-бороздишь просторы космоса, а как дойти до цели, так кислородные маски опять не завезли.

Может дочитаю. Начало было вполне себе интересным.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу в лоб хочу сказать, кому эта книга не подходит: тем, кто любит, когда всё расставлено по полочкам, тщательно разжевано, информация об объекте представлена целым текстом сразу, а не рассыпана крупицами по всему произведению. Для прочтения книги надо напрягать свою воображалку, иначе есть риск разозлиться из-за непонимания, например, что такое «иммер» (кстати, immer по-немецки — всегда, постоянно), как выглядят Хозяева и т.д.

Про иммер. То, что происходит в нашей вселенной — переменная. Она внутренняя, постоянно меняющаяся, в ней что-то происходит, угасает и появляется. А иммер постоянен. Нечто вроде виртуальной реальности в параллельной вселенной, но при этом связанной с нашей, потому что у него есть точки входа и выхода в нашей вселенной, которые стали использоваться для быстрых перемещений. Да, осмыслить трудно, но автор постоянно заставляет мыслить за рамками концепта нашего привычного мира. Это ведь точно так же, как попытаться вообразить нашим разумом вневременных существ, которые нередко попадаются в фэнтези. Как можно существовать не в линейном времени? Нам не представить, но они обычно не вызывают смущения у читателей, а принимаются как данность. А тут вот весь мир надо принять как самую разноликую данность.

Также автор заставляет подумать о том, что язык — это не только наша привычная модель «символ — значение». Это нечто большее. Язык — оружие, язык — валюта, язык — инструмент. Язык может быть самым разным: язык тела, язык запахов и такой вот двухголосый язык ариеков. Система двуязычия Хозяев уникальна и очень интересна. Раса, разум которой не позволяет говорить о том, что не происходило в действительности, т.о. в Языке исключена ложь (Хозяева балдеют от театральных постановок, устроенных человеческими послами, где запросто могут назвать дерево куском сыра, для них это тоже самое, что для нас фантастический фильм посмотреть :)). У Хозяев два рта, поэтому они могут воспринимать только синергическую речь двух голосов одновременно. Для этого генетически были созданы послы-клоны. У них должно быть что-то вроде разума на двоих, они должны мыслить одинаково, быть частями одного целого. Самое забавное, что тех, кто не говорит на Языке ариеки не воспринимают за разумных существ. Для них человек с одним ртом и голосом по разумности равен чихуа-хуа.

Конечно, может, мне всё это интересно только потому, что я по образованию лингвист, но для расширения кругозора и попытки помыслить за рамками обыденного книга будет полезна любому желающему окунуться в странный, немного сюрреалистический мир с его не менее странными обитателями и законами жизни :)

Сначала книгу читать сложновато, читать надо вдумчиво, приходится напрягаться и даже перечитывать некоторые моменты, но когда частички информации начинают приобретать хоть какие-то осмысленные очертания, становится легче. А всё самое интересное начинается с того, что Хозяевам порвали шаблон :D ЛОЖЬ ворвалась в их стабильный язык очевидной истины...

Однако, пересказывать сюжет или раскрывать своими словами мир тоже не имеет особого смысла. Лучше почитать и создать свою собственную картину в голове :)

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не Стивенсоном единым

***

Мьевиль – писатель очень неоднозначный, но при этом очень заметный. Помимо внешности и критики Толкина, его отличает необычный характер произведений. Практически жюльверновский постапокалиптичный мир «Рельс», сборник «В поисках Джейка», в котором что ни рассказ, то целая новая (или удачно доработанная старая) идея. На этом моё знакомство с Мьевилем заканчивается, но начинается «Посольский город». Скажу сразу – не лучшее «начало», поскольку не могу считать себя ярым фанатом автора. «Посольский город» дался мне непросто, было немало причин забросить чтение если не навсегда, то на долгое время. Тяжеловесное чтиво при малом объёме текста!

Итак, «Посольский город» — твёрдая научная фантастика (почему в классификаторе она маркируется «мягкой»?), которое сводится к минимуму описания мира, но максимуму субъективизма. «Посольский город» — это рассказ Ависы – иммерлетчицы (и не ждите, что толком поймете значение слова «иммер») о событиях в Послограде. События эти, естественно, выходят за рамки определения «норма». Первая треть книги представляет собой то настоящее, то ретроспективу, задача которой – немного ввести в курс событий. На деле же оказывается, что Мьевиль добрую половину романа расставляет фигуры на шахматной доске, чтобы потом начать партию. Партия же собирается из политических, социальных, военных столкновений интересов разных фракций. И то, что сперва кажется разрозненным и несвязанным, затем превращается в одну общую картину. И все мысли о том, чтобы забросить чтение, уходят в небытие.

Персонажи у Чайны носят чисто функциональных характер. Даже главный герой (Ависа) – это эрзац, не более. Она нужна, чтобы дать субъективную оценку происходящему. Созданный Мьевелем мир – тоже схема с максимумом дыр и провалов. Что такое иммер? Как всё же выглядят Хозяева? Какой идёт год? Что стало с Землей? Эти вопросы определенно останутся без ответа. Вроде бы чисто янг-эдалтовский подход, но это не так. Само содержание и мысли книги не годятся для жанра янг-эдалт (например, «Рельсы» вполне хорошо вписываются в вышеназванный жанр).

Наконец, я подошёл к самой важной части отзыва. Смысл и идеи, которые продвигает Чайна. Автор сталкивает между собой два совершенно разных мира – мир людей и мир Ариекаев. Если про первых мы знаем многое, то про вторых – толком ничего. Контакт, самый настоящий контакт, если и случится, то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
будет подобным тому, что придумал Мьевиль. Ну где это видано, чтобы инопланетная раса понимала людей? Или люди понимали пришельцев. На этом фоне половина фантастических фильмов 90-00 годов выглядит совершенно смешной. Пришельцы, что прилетели за нашими ресурсами? Инопланетяне, что дышат нашим воздухом? Курам насмех! Это только на Земле жизнь сводится к «способу существования белковых тел». Остальные же миры уникальны, какими бы они не были.

Именно поэтому контакт людей и ариекаев сложный. Люди говорят вслух, говорят про себя. Они могут мыслить, даже если глухонемы. Ариекаи мыслят произносимым словом, произносимым двумя ртами. И вот огромнейшая пропасть между этими двумя цивилизациями.

Но люди, как и ариекаи, пытаются идти на контакт. А что из этого получится – читайте сами.

Заключение: очень интересных, хотя и непростой роман. Читать его тяжеловато за счёт формы, которую выбрал Мьевиль. При этом книга оказывается проще по уровню мысли, чем «Анафем» Н. Стивенсона. Но её проще читать, чем «Анафем» Н. Стивенсона. В этом её плюс.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поклонникам научной фантастики с максимумом логики и минимумом авторских допущений будет непросто с чтением этой книги. Но только поначалу! В общем, автор «Посольского города» и не скрывает особенностей своего стиля, описывая свои произведения, как «странную фантастику». Так что кто не прошёл мимо, погрузился к текст, но как минимум засомневался, автор не виноват, потому что предупреждал. А вот кто дочитал до конца, тот — молодец! Потому оно, действительно, того стоит!

Поначалу, где автор описывает возвращение в Посольский город выросшей в его стенах, обучившейся на иммер-летчицу, помотавшейся в силу профессии по вселенной и почтившей своим присутствием посвящённый прибытию нового посла торжественный вечер Ависы Беннер Чо, я едва не записал книгу в число тех, что я не дочитал, потому что по той или иной причине, а то и нескольким сразу продолжать было выше моих сил.

Маневрировавшая между другими приглашёнными, говорившая то с одним, то с другим гостем Ависа вызвала у меня ассоциацию с Алисой Льюиса Керролла, а происходящее вокруг неё с той самой Страной чудес, в которой, как известно, бывает даже улыбка без кота. На вкус и цвет товарищей нет, но для моего восприятия странностей было немало.

Посол оказался не одним человеком, а двумя, носившими странное сдвоенное имя. На шее всех без исключений послов были странные, на мой взгляд гротескные, будто бы прибывшие из фантастики былых времён поблёскивающие огоньками обручи. Местный аналог гиперпространства — иммер — воспринимаемый иммер-лётчиками не напрямую, а только через специальную технику показался своеобразной, сломавшей тесные границы картинной рамы произведением художника-сюрреалиста. Добили меня пушки времени, предназначением которых было обезвреживание и уничтожение обыденностью монстров из вечности иммера. Пушки времени? Уничтожение обыденностью? Серьёзно? Спасибо, кажется, как-то раз я уже читал нечто подобное и насилу дочитал, больше не надо.

В тоже время Мьевилль знакомит читателя с инсектоидной, биологической цивилизацией аборигенов Ариеки, говорящих меж собой на уникальном Языке, обретающим смысл исключительно и только в одновременном звучании двух голосов. Для другого читателя это может и ничего не значить, а я люблю фантастику о негуманоидных цивилизациях. И, пожалуй, только ради ариекаев с их Языком я решил потерпеть ещё немного, одолеть ещё пару глав, а затем уже либо всё-таки распрощаться с книгой, либо читать до конца. Сейчас я уже могу сказать, что ни капли не жалею о потраченном времени!

Потому что многие странности нашли оригинальные и в тоже время логичные объяснения. Остальные же стали своего рода изысканной специей в наивкуснейшем блюде! Прибывшие на Ариеку загадочные, непохожие ни на кого из коллег посол ЭзРа и послужившая в некогда в детстве ариекаям воплощённым живым сравнением Ависа породят события, которые до неузнаваемости изменят всё в Посольском городе, казалось бы незыблемой культуре Хозяев-ариекаев и большой космической политике. Язык, живущий лишь в двухголосом исполнении живого и разумного существа, в принципе несовместимый с ложью и поневоле принуждающий ариекаев говорить и мыслить правдой, только правдой и ничем, кроме правды, сначала станет причиной ужасающего кризиса, а затем всего лишь артефактом, пережитком эпохи, уступающим былую власть многогранному новому.

Иными словами «Посольский город» — это самая настоящая концептуальная научная фантастика, исследующая не столько реально существующие и вымышленные языки, сколько само сознание, прямо зависящее от избранной формы общения и упорно изобретающее новые способы, чтобы сказать и помыслить о том, что вчера было немыслимо и невозможно.

Ах да! У нас же здесь взрослая, к тому же ещё и современная фантастика, поэтому здесь не обошлось без секса между персонажами и толерантным взглядом на сексуальность как таковую. Хоть упомянутое и ограничивается несколькими описательными и сюжетными штрихами, не претендуя на большее, но... Где-то в начале автор упоминает о том, что прибывшая в Послоград с законным, но уже не таким уж и любимым мужем Ависа уже несколько раз была замужем и как минимум разок имела серьёзные отношения с женщиной. Позже, по просьбе охочего до закулисной информации мужа Ависа становится регулярной гостьей в кровати посла КелВин. Уже немного попахивает, а, если ещё вспомнить, что посол — не один человек, а пара монозиготных близнецов, то это уже у нас получается... Сами для себя решайте, что тут получается и насколько конкретно для вас это приемлемо.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — удивительная. Она требуется умного, терпеливого читателя с хорошим запасом воображения — хотя бы для того, чтобы отдаленно правильно внешне представить себе ариека, не говоря уж о влиянии их Языка на их же мозг.

Но те, кто преодолеет вступительную часть (больше описательного плана), а она занимает добрую треть текста, откроется внушительный мир, исполненный новизны не только сюжета, а еще и выводов по окончанию чтения.

Язык, как мерило правды, язык — наркотик, язык как мера платежа.

Язык, настолько требующий истинности, что сравнениями могут служить только действительно существующие объекты и субъекты.

Язык — начало и конец Посольского города.

11 из 10

и да, я прикупила себе экземпляр

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мистер Чайна Мьевиль знатный неформал. С внешностью все понятно, лысой башкой, татуировками и пирсингом сейчас мало кого удивишь, даже будучи писателем. А вот писать на темы о которых обычно не пишут, или писать вещи, которые до тебя писали единицы или не писали вообще, это надо постараться. Да еще при этом обладать талантом.

Мьевиль, хоть и написал не очень много книг, уже заставил читателя считать себя выдумщиком, чьи идеи могут прийти в голову мало кому. Бог с ними с идеями, многие люди могут сыпать оригинальными идеями, но преподнести их в виде романа так, чтобы о них был интересно читать, форменное искусство.

Самое интересное, несмотря на почти десяток книг высокой степени оригинальности, Мьевиль ни разу не писал твердой научной фантастики. Казалось бы, это именно тот жанр который буквально создан для таких писателей, как Мьевиль. Но только в 2011 году, спустя 13 лет после своего дебюта, Чайна пишет «Посольский город», который спокойно можно отнести к жанру твердой НФ и поджанру, страшно подумать, лингвистической фантастики.

Даже попытка объяснить или описать сюжет «Посольского города» вкратце, может привести к остановке работы мозга. Но мы все же попытаемся. События книги разворачиваются на планете Ариеке, на которой мирно сожительствуют люди и некоторые инопланетяне (экзоты по мьевельски) с местными аборигенами Ариекаеми, но местные называют их Хозявами.

Вроде все пока просто. Но как только мы начнем описывать Ариекаев уже появятся большие проблемы. Сам автор внешне их описывает, как смесь кораллов, лошадей, рыб и насекомых. Несмотря на кажущуюся абсурдность этого образа, благодаря стилю Мьевиля его легко представить. В любом случае, это не особо важно.

Выше уже было написано, что «Посольский город» редкий представитель лингвистической фантастики. Все в романе крутится вокруг Языка Ариекаев. Дело в том, что они говорят сразу, скажем так, двумя языками и могут понимать только такую речь, за которой чувствуют разум. Почему-то люди способны понимать Ариекаев, и даже говорить на их языке, но Ариекаи не могут понимать людей. В итоге выяснилось, что эти Хозяева могут понимать только двойников, идентичных близнецов, которые должны говорить на повороте и подрезе (так люди называют двойной язык Ареикаев) чередуя друг друга. В итоге в городе Посолграде, единственном городе на планете, выращивают искусственных Послов, двойников, которые могут общаться с Ариекаеми. Так и живут.

Если у вас еще не лопнули мозги, то дальше больше. Ариекаи воспринимают язык никак мы с вами, как набор символов, что-то значащих, а как явление. То есть чтобы что-то сказать Ариекаем надо сначала это увидеть. Поэтому они иногда выбирают землян (терран), для того чтобы внести в свой язык что-то новое. То есть человек что-то делает, например плавает, и теперь в языке Ариекаев появляется сравнение с плавающем человеком. Так они обогащают свой язык.

Но проблема совсем в другом. Такой язык неспособен ко лжи. До прилета людей Ариекаи не знали что такое ложь. И когда выращенные Послы начали говорить ложь, то Ариекаи впали в экстаз, для них это что-то вроде слабого наркотика. Но события книги найдут для Ариекаев наркотик и посильнее.

Такой вот получается симбиоз людей и Ариекаев. Терране дают Ариекаем Ложь и людей для создания сравнений в Языке, а Ариекаи дают им взамен биотехнологии. В Посолграде почти все живое. Дома, канализация, кондиционеры, оружие, протезы.

А где, собственно сюжет, спросите вы? Да он тут довольно слаб для фантастики, но зато не отвлекает читателя от попытки понять идеи Мьевиля. По сути, автор нам рассказывает локальную историю, в которой главная героиня является наблюдателем. Историю об обществе Ариекаев, об его падении и попытках его восстановить. Больше похоже на увлекательный учебник по истории, чем на художественное произведение. Если продраться через много толком ненужной информации о жизни главной героини в начале книги и погрузиться в мир Ариекаев, то можно получить от прочтения «Посольского города» много удовольствия, но для этого надо себя заставлять читать. Если вы не хотите напрягаться, а просто почитать увлекательную книжку, но хорошую и оригинальную, то лучше взять что-то другое. Роман Мьевиля близок к научному труду. Интересному, но все же научному.

Уже какую книгу не покидает ощущения схожести стиля Мьевиля с Желязны. Абсолютно непонятное начало, которое только после прочтения определенного количества страниц произведения становится понятным. Только у Желязны переход от слов «что это было» до «офигеть, как круто», занимает страниц 20, а у Мьевиля, в случае с «Посольским городом» всю книгу. Каждую главу сумасшедший британец подбрасывает нам новую информацию, которая накладывается на предыдущую и на выходе получается уже что-то третье. Как говорится, Мьевиль занимается сексом с вашим мозгом, но вот только он делает это не нежно, приятно и чувственно, как многие любят, а просто жестко вас имеет в него. То есть такой секс на любителя, как и такой стиль Чайны.

Помимо невообразимого сеттинга и расы Ариекаев мозги нам пудрят и Послы, которых обычно называют в единственном числе. Допустим посла зовут КелВин. Так к нему и обращается, хотя одного человека зовут Кел, а другого Вин, они просто были выращены одинаковыми и по специальном методикам начали думать одинаково, от того и говорят постоянно заканчивая друг за друга фразы. Поэтому диалоги выглядят довольно интересно, пусть и иногда запутанно.

Портит все долгое вступление, которое рассказывает о жизни главной героини Ависы. Конечно, без некоторых эпизодов ее жизни многое было бы не понятно, но можно было преподнести их по-другому. Возможно, Мьевиль это сделал для того, чтобы увеличить объем книги, потому что «Посольский город» произведение не то, чтобы большое. И это его, к удивлению, минус. Столько оригинальной информации на таком маленьком количестве текста сильно напрягают. Для кого-то это может и плюс, конечно, но все-таки не зря оригинальная «Дюна» содержит в себе три книги.

На персонажей в «Посольском городе» места просто не хватило. Действующих лиц много, но все они выстреливает эпизодически, что с точки зрения такого небольшого и оригинального текста это правильный авторский ход. Наблюдает за развитием драмы на Ариекае Ависа Беннер Чо, уроженка Посолграда, иммерлетчица (поверьте, проще про иммер и иммерлетчиков прочитать в книге самим, чем сейчас вам это объяснять, считайте пока что это обычные пилоты звездолетов ). Ее образ как-то не западает в душу и она не чувствуется живым персонажем, как, впрочем, и все остальные. Возможно, это связанно с совсем уж инопланетным содержанием книги. Опять же, для кого-то это плюс, что Мьевиль создал настолько чужих для нас людей будущего, это чуть ли не реалистично, а для кого-то это покажется просто бездушным описанием героев. Последнее, скорей, и верно. Описание Языка и Ариекаев с их культурой настолько захватывает, что не обращаешь внимание на все остальное.

В принципе, ничего другого про героев сказать нельзя. Образы не запоминаются и не чувствуются. Из-за этого страдает драма, которую нагнетает Мьевиль всю книгу. Гибнущее поселение не вызывает никаких чувств, а мозг дальше просит от книги еще больше пищи для размышлений, что книга ему и предлагает. Но создай автор действительно живых персонажей, то чуждость и непонятность этого далекого мира уже таковыми бы не были, поэтому персонажи это оправданная жертва.

Мьевиль создал что-то сильное и оригинальное, причем настолько, что это сложно отнести к художественной литературе. Это ближе к какому-то научному трактату или инопланетной летописи. Но если вы все же разглядите в творении Мьевиля книгу, то поймете, что «Посольский город» не о людях, он о Языке.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Посольский город — это нечто совершенно особенное. Где ещё автор всерьёз поднимает вопрос восприятия действительности? Именно что всерьёз, а не просто описывая десяток инопланетных гуманоидных и не очень существ методом — «как люди, только глаз / рук / половых органов больше (реже используется «меньше»)» И развиваются в ходе произведения не люди, Ависса Беннер Чо — просто рассказчик. Используя чуть ли не все свои клише автор повествует об очень далёком от человеческого сознании, и вот именно оно тут главный герой. При этом церковь получает заслуженный камень в огород, что так же не может не радовать. В целом даже жанровое определение книги можно менять на маг.реализм, с позиции главного героя, который развивается в ходе повествования, всё выглядит именно так. Присутствуют тонкие отсылки к весьма толстым личностям

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Испанская танцовщита носит цвета Люцифера, который тоже повелитель лжи

В целом книга очень понравилась, но я верю что только одна книга в жизни может получить 10 так что 8 из 9.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх