Антоний Погорельский «Лафертовская маковница»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Пропустив «Вечер четвёртый», на пятый Антоний поведал Двойнику своё следующее произведение – «Лафертовская маковница». В этой повести, действие которой происходит в самом конце XVIII века, речь идёт о старушке, живущей в Лафертовской (читай – Лефортовской) части Москвы, прозванной Маковницей, потому как она зарабатывала себе на жизнь продажей маковых лепешек. Соседи при встрече низко кланялись ей и добродушно величали её бабушкой, но на самом деле боялись её и, не без оснований, за глаза звали колдуньей...
Входит в:
— сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», 1828 г.
— антологию «La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)», 1975 г.
— антологию «Русская романтическая повесть», 1980 г.
— антологию «Русская романтическая повесть (первая треть XIX века)», 1983 г.
— антологию «Russian 19th-century Gothic Tales», 1984 г.
— антологию «Марьина роща», 1984 г.
— антологию «Русская фантастическая повесть эпохи романтизма», 1987 г.
— антологию «Racconti fantastici nella Russia dell'ottocento», 1988 г.
— антологию «Сказки о кладах», 1988 г.
— антологию «Русская романтическая новелла», 1989 г.
— антологию «Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.)», 1990 г.
— антологию «Концерт бесов: Книга для полуночников», 1991 г.
— антологию «Призраки», 1991 г.
— антологию «Русская романтическая повесть писателей 20—40-х годов XIX века», 1992 г.
— антологию «Дневник Сатаны», 1993 г.
— антологию «Семья вурдалака», 1993 г.
— антологию «Нежданные гости», 1994 г.
— антологию «Оборотень. Русские фантасмагории», 1994 г.
— антологию «Ярмарка колдовства», 1994 г.
— антологию «Киевские ведьмы: Русская фантастика первой половины XIX века», 1996 г.
— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.
— антологию «Чёрная курица, или Подземные жители. Аленький цветочек», 2001 г.
— антологию «Русская литературная сказка», 2002 г.
— антологию «Чёрная курица, или Подземные жители», 2002 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.
— антологию «Белое привидение. Русская готика», 2006 г.
— антологию «Городок в табакерке», 2006 г.
— антологию «Романтическая повесть», 2007 г.
— антологию «Русская фантастическая повесть», 2007 г.
— антологию «Большая книга оборотней», 2009 г.
— антологию «Страшное гадание», 2011 г.
— антологию «Уединенный домик на Васильевском», 2011 г.
— антологию «Ужасы, мистика, страшные истории», 2011 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2012 г.
— антологию «Мистика золотого века русской литературы», 2013 г.
— антологию «Таинственная проза», 2013 г.
— антологию «La Grande Anthologie du fantastique russe et ukrainien», 2020 г.
— антологию «Упырь», 2020 г.
— антологию «Тьфу-тьфу-тьфу, нечистая сила!», 2022 г.
— журнал «DARKER № 3'23 (144)», 2023 г.
— антологию «Лафертовская маковница. Романтические повести XIX века», 2024 г.
— антологию «Любовь и смерть. Русская готическая проза», 2024 г.
— антологию «Пиковая дама», 2024 г.
Экранизации:
— «Лафертовская маковница» 1986, СССР, реж. Елена Петкевич (Марченко)
— «Гостинец от крёстной» 2003, Россия, реж. Екатерина Михайлова
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
просточитатель, 5 сентября 2018 г.
цитата
«Ах! — сказала она сама себе, — не это ли жених мне назначенный?» Но вскоре мысль эта уступила место другой, не столь приятной. «Не может быть, — подумала она, — чтоб такой пригожий молодец имел короткую связь с покойницею. Он так мил, одет так щеголевато, что, верно, не умел бы удвоить бабушкина клада!»
зло должно быть отвратительно что ли? Вот был бы прикол если бы Улиян и БЫЛ тем женихом! И еще
цитата
так, — прибавила она, — послушайся доброго совета: не отказывай молодцу. Деньги не делают счастья! Вот бабушка твоя, — прости, господи, мое согрешение! — денег у нее было неведь сколько; а теперь куда все это девалось?.. И черный кот, говорят, провалился сквозь землю — и деньги туда же!
Маша внутренне очень согласна была с мнением соседки; и ей также показалось, что лучше быть бедною и жить с любезным незнакомцем, нежели богатой и принадлежать — бог знает кому!
хорошая мораль? хорошая.... Но финал!
цитата
Маша робко оглянулась — подле нее стоял Улиян! Она закричала и упала в его объятия...
Я не в силах описать восхищения обоих любовников. Онуфрич и старик узнали, что они уже давно познакомились, — и радость их удвоилась. Ивановна утешилась, узнав, что у будущего свата несколько сот тысяч чистых денег в ломбарде. Улиян тоже удивился этому известию, ибо он никогда не думал, чтоб отец его был так богат. Недели чрез две после того их обвенчали.
от что это за рояль в кустах а? Тут такой выбор любовь или богатство. муки насчет этого. И? оказалось.. Вот с чего дочери Онуфрича такое счастье? За то что отказалась от богатства? ну.. Хм.. И что все таки хэппи энд это только выйти замуж за олигарха? недоволен я... А Улиян? он вообще сделал что то чтобы любовь получить? Он даже не поговорил с Машей! И все сделал его батя... Он его просил? В тексте не сказано.И гм... Что то меня смущает... бедный маркитант... Позиционируется как хороший человек... разбогател ТАК, на... ломбарде?! ну.. гм. э.. Чем его богатство честнее богатства Мурлыкина? Тем только что не имеет сверхестесственной природы? Что то я этот момент не понимаю! нет очень милое произведение мне понравилось. но вот линия с Улияном....
Тиань, 16 января 2014 г.
Весьма интересный образец русской мистической литературы. Сюжет традиционный: старушка с черным котом, мистический обряд, таинственное наследство, оставленное под условием, явление призрака в ночи.
Героиня — юная девушка Маша — должна сделать выбор между богатством и любовью. При этом матушка настойчиво требует выбрать богатство, а сама девушка... Впрочем, о выборе Маши лучше прочитать.
Персонажи повести несколько условны. Но при этом каждый интересен, обладает индивидуальностью и вызывает симпатию. Даже старая ведьма, ее черный кот, способный обращаться в человека, и корыстолюбивая матушка Маши очень симпатичные получились.
Книга не страшная. Она скорее сказочная, по атмосфере похожая на мистические повести Гоголя. Мир потусторонний и мир обычный представлены совсем рядом, с возможностями пересечения и влияния.
Вещица эта недлинная. Читается на одном дыхании и оставляет прекрасное послевкусие, несмотря на простоту сюжета, а, может быть, именно благодаря ему.
Sawwin, 12 июня 2008 г.
Мистика -- да, но не хорор. Не страшно ничуть. Повесть забавна, читается с интересом, хотя классикой её назвать -- язык не поворачивается. Интерес скорей исторический, хочется знать, как писали современники Пушкина. Некоторые, как видим, писали очень неплохо. Сегодня всё это устарело безнадёжно, но для общего развития знать творчество Антония Погорельского необходимо.
Вертер де Гёте, 30 августа 2007 г.
Классика русской мистики. Всё как полагается:колдунья, чёрный кот...
Кел-кор, 17 мая 2008 г.
Рассказ даже упрекнуть не в чем. Все так, как надо: великолепный язык, держащий в напряжении сюжет...
Правда, я ждал другого финала...