FantLab ru

Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Голосов:
274
Моя оценка:
-

подробнее

Хижина дяди Тома

Uncle Tom's Cabin; or, Life Among the Lowly

Роман, год; цикл «Хижина дяди Тома»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

Самый известный роман из литературного наследия американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу, основной темой которого стало рабство в США. Вышедший в 1852 году, роман разошёлся огромным тиражом и имел колоссальный общественный резонанс. Есть мнение, что именно книга «Хижина дяди Тома» стала одним из последних толчков, повлекших за собой Гражданскую войну. Говорят, президент Авраам Линкольн при встрече с писательницей сказал: «Вот маленькая леди, которая начала такую большую войну!» (озвучивается и несколько иной вариант: «Так вот она какая, эта маленькая леди, которая написала большую книгу, положившую начало этой великой борьбе»).

Главной герой книги, негр Том, в силу стечения обстоятельств попадает от одного хозяина к другому. Вежливый и обходительный кентуккиец Шелби, у которого Том служит управителем. Сент-Клер, желающий дать Тому свободу. Плантатор Легри, способный учинить негру самую жестокую пытку... Переходя от одного хозяина к другому, Том сохраняет веру в человеческую доброту и неуклонно следует христианским добродетелям. Перед читателем же развёртывается картина рабовладельческой Америки в тот момент, когда всё больше и больше свободных американцев признают рабовладение позором своей страны, и в то же время для значительной части населения рабовладение кажется само собой разумеющимся.

© VuDu
Примечание:

два русских перевода вышли в качестве приложений к «Русскому вестнику» в 1857 г. и «Современнику» в 1858 г.


Входит в:

— сборник «Хижина дяди Тома. Овод», 1979 г.


Экранизации:

«Хижина дяди Тома» / «Uncle Tom's Cabin» 1927, США, реж: Гарри А. Поллард

«Хижина дяди Тома» / «Onkel Toms Hütte» 1965, Германия, Франция, Италия, Югославия, реж: Геза фон Радваньи

«Хижина дяди Тома» / «Uncle Tom's Cabin» 1987, США, реж: Стэн Лэтэн



Похожие произведения:

 

 


Хижина дяди Тома
1900 г.
Хижина дяди Тома
1908 г.
Хижина дяди Тома
1941 г.
Хижина дяди Тома
1953 г.
Хижина дяди Тома
1955 г.
Хижина дяди Тома
1956 г.
Хижина дяди Тома
1957 г.
Хижина дяди Тома
1960 г.
Хижина дяди Тома
1961 г.
Хижина дяди Тома
1977 г.
Хижина дяди Тома
1977 г.
Хижина дяди Тома. Овод
1979 г.
Хижина дяди Тома
1980 г.
Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома. Э. Л. Войнич. Овод
1981 г.
Хижина дяди Тома
1981 г.
Хижина дяди Тома
1983 г.
Хижина дяди Тома
1984 г.
Хижина дяди Тома
1985 г.
Хижина дяди Тома. Овод
1987 г.
Хижина дяди Тома
1987 г.
Хижина дяди Тома
1989 г.
Алая буква. Хижина дяди Тома
1990 г.
Хижина дяди Тома. Овод
1994 г.
Хижина дяди Тома. Овод
1996 г.
Хижина дяди Тома
2003 г.
Хижина дяди Тома
2011 г.
Хижина дяди Тома
2015 г.
Хижина дяди Тома
2017 г.
Хижина дяди Тома
2021 г.

Аудиокниги:

Хижина дяди Тома
2008 г.
Зарубежная классика. Лучшее
2011 г.
Хижина дяди Тома
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Uncle Tom's Cabin; or, Life Among the Lowly. Volume I
1896 г.
(английский)
Uncle Tom's Cabin; or, Life Among the Lowly. Volume II
1896 г.
(английский)
Хатина дядька Тома
2006 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее произведение о рабовладельческой системе южных штатов США 19го века. Описание жизни рабов-негров и их хозяев без прикрас. Есть довольно интересные сравнения рабовладенческого строя и капитализма: «Там где хозяин может продать или убить своего раба, капиталист своего работягу просто уморит голодом».

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой романа это негр Том, уже немолодой, но все еще сильный и крепкий. А еще добродушный и покладистый, ответственный, честный и набожный. Принадлежащий хорошей семье Шелби, он по сути является больше наемным рабочим, чем рабом. Живет с женой и детьми и занимается хозяйством. Но по закону остается собственностью. И даже хорошие и добрые люди в нашем мире могу иметь финансовые трудности (даже, пожалуй, чаще чем другие). В следствии чего мистер Шелби вынужден его продать.

Так начинается эта длинная история. Здесь есть всё. Разные герои — хорошие и плохие, светлые и темные, злые и добрые. Разные жизненные ситуации — находки и потери, радость и горе, надежды и отчаяние. Здесь есть ковбои и погони (но совсем немного, ровно столько — сколько нужно). Есть те, кто бежит от ужасов рабства к свободе, не жалея сил и не теряя надежды. Но в целом это история страны в тот период, когда рабство еще процветало, но уже начал намечаться перелом. Когда люди стали задумываться над тем, что темнокожие — тоже люди. У них тоже есть родители и дети, тоже есть чувства, они во всем точно такие же как и белокожие. Такие же люди из плоти и крови. Просто с другим цветом кожи.

При этом в романе множество персонажей светлокожих — мулаты, квартероны и прочие — то есть имеющие и черных и белых предков. Некоторые из них внешне даже практически не отличаются от белых. Но... сделало ли это их жизнь лучше? Почему они появились на свет? Потому что белый хозяин имеет полную власть над своей собственностью. В том числе над женщинами. Но это все равно негры и рабы. И белым отцам чаще всего было плевать на таких детей. И они были чужие и одним и другим. А самое главное — что длилось это вплоть до второй половины 20 века. Имея 1/16 черной крови можно было стать изгоем. Яркий пример этого можно найти в великолепном романе Фэнни Флэгг «Добро пожаловать в мир, Малышка!». Светлокожие, часто красивые — они оказались между двумя мирами. И роман Гарриет Бичер-Стоу здесь не исключение.

Подобно Махатма Ганди, Том становится символом мирных перемен. Он не убегает, хотя знает что его должны продать. Он принимает свою судьбу и казалось бы — он слабый? Нет. Его сила не во вне. Она внутри. Его сила в его человечности, в его вере и в его доброте. В его принципах и идеалах. Можно убить человека, но невозможно убить его дух. Таков Том.

Хижина дяди Тома была символом рабства и она же стала символом свободы. Том не боролся в привычном смысле этого слова, но его борьба была не менее значима. Равно как и труд автора этого романа. Говорил Авраам Линкольн те слова, которые ему часто приписывают или нет, но учитывая время написания книги, реакцию на нее и последовавшую вскоре гражданскую войну в США — «Хижина дяди Тома» была в тот момент как никогда актуальна и не могла не внести свою лепту в происходящие процессы.

Да, та война не уничтожила рабство в США. Да, негры еще больше столетия были людьми низшего сорта. Но самый длинный путь начинается с маленького шага. Таким шагом было этот роман. Таким шагом была судьба дяди Тома. Человека мирного, доброго и светлого. Который показал, что борьба может быть разной. Что не всегда на зло нужно отвечать злом. И что можно своим примером, примером своей жизни менять окружающий мир. Это сложно, это долго, а иногда больно, но так это работает. Взрастить новое поколение других людей, с другими взглядами, глаза которых не будут зашорены прошлым. Ева, Джордж — вот эти новые люди. Которые тоже своим примером показывали окружающим — что важно в жизни и как стоит жить. А примером для них был в том числе Том. Это тот путь изменений, к которому стоит стремиться.

Временами это очень страшная книга, описывающая, как жили негры в то время в Америке. А временами это очень радостная книга, когда те, у кого не было ничего боролись и достигали своей цели. А еще очень грустная и печальная, так как не всегда происходит так, как хотелось бы. Безумно интересная и правдивая. Можно много о ней говорить. Но ее нужно читать.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Позорная часть истории, которая была у всего мира. Тут проблема не только США, но Европы и отчасти Росийской Империи. Рабство ужасно и омерзительно в любом проявлении.

А в самой книге показано реальное положение людей, политики и просто жизненного уклада того периода. Да она жестокая и тяжёлая для восприятия. Каждый персонаж получился весьма реалистичным, сочувствие и омерзение явно находятся рядом тут. Очень хорошо, что подобное явление практически не встречается сейчас. Да мне реально хотелось некоторым личностям там пожелать всего наихудшего.

Само издание у меня старое и слегка уже затертое, так как ознакомилась с ним рано и перечитывала много раз. В принципе качество печати не подвело и перевода тоже.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При всем уважении к американской литературе, с моей точки зрения эта книга  олицетворяет позор американской истории в период рабовладельческого строя.  Расизм по сравнению с этим — пушистые одуванчики на солнечном поле. Автор описывает происходивший ужас, отношение к рабам, издевательства и побои. И по сердобольному стилю написания читатель должен обливаться слезами от отсутствия гуманности и избытка ненависти. Но меня книга только угнетала. Страшно это и тяжело. Остался такой же осадок как после фильма «12 лет рабства». Теоретически это книга «для старшего детского возраста» и не исключено, что она входит в обязательную программу школьной литературы в зарубежных странах. Написана она легким языком и, конечно, желательно знать эту историю с относительно ранних лет. Не могу оценить эту книгу ни по  какой шкале. И даже не смотря  на то, что тема эта от меня далека,  читать было интересно, и считаю, что время на чтение потрачено с большой пользой. 

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сам по себе я являюсь довольно эмоциональным человеком и такая тема как рабство по идее не может вызывать равнодушие, но в моем случае по большей части это было именно так.

Автор этой книги явно хотела передать все ужасы рабства которые она могла видеть своими глазами, и знала об этом не понаслышке. Но когда она пытается описывать эмоциональные страдания основных героев являющихся рабами они часто кажутся напускными и неестественными, особенно это чувствуется в первой трети книги. Тяжело все таки передать что чувствуют рабы когда сам таким никогда не был.

Но зато намного лучше у нее получилось описать отношение белых людей к рабству и те противоречия которые возникали у них на этой почве.

Самой интересной частью этой книги было описание жизни в семье Сен-Клера, а самыми интересными персонажами Огюстэн Сен-Клер и его дочка Ева. И также одна из самых трогательных сцен связана именно с ними.

Если смотреть в целом то книга довольна неплохая учитывая годы ее написания, но все таки не лишена разного рода недостатков. Особенно меня бесила манера писательницы переводить повествование от одного героя к другому фразой типа «а теперь мы оставим нашего героя и вернемся к другому чтобы узнать как у него обстоят дела». И такое встречается практически на протяжении всей книги.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо, не буду строга к манере изложения, хотя она и невыносима. Нудно и пафосно. Дань времени. Тогда так писали. Смиряюсь.

Неприятно то, как обрываются многообещающие сюжетные линии, под конец вспомнившиеся парой фраз. Зато радует, что не все рабовладельцы негодяи, и не все негры мягкие и пушистые. Люди есть люди, и они разные. Богоподобные герои, карикатурные антигерои, нечеловеческая мудрость маленькой девочки… Ага, помню, помню – тогда так писали, и я с этим смирилась...

Но несколько вещей прямо взбесили.

Перове. Основополагающая часть сюжета. Один негр стоит столько же, сколько все остальные негры хозяйства, потому что он честный и умный и отличный управляющий. Как можно переживать за то, что его продадут на плантацию? Он слишком дорог для грубого физического труда!

Второе. Имена. Каждый пятый герой книги — Сэм, каждый четвёртый – Джордж, ну а Том – вообще каждый третий, плюс пачка Элиз и Эмилий. Верю, что в жизни вполне могли сойтись в одном поместье десять Томов, но это же художественная книга! И нежелание автора разбавить имена, просто чтобы читатель не путался в этом лесе – это просто неуважение к читателю!

И третье. То, что все мало-мальски молодые и красивые рабы – т.е. все, кроме дяди Тома – они же... Твою мать, да они же белые! Белокожие мулаты и квартеронки. Это просто гадко: автор стенает о судьбе несчастных негров, но не готова даже героями «красивой» части своей книги сделать негров, а лепит персонажей по образу и подобию белого человека, чтобы они, белые рабы, услаждали глаз и душу белого читателя.

Хотя, может именно этой маленькой подленькой хитростью и добилась писательница такого резонанса. «Эта маленькая леди начала великую войну». Бесспорно, положение негров тогда было несправедливым, а зачастую нечеловечным – не все же относились к ним, как к членам семьи, — но к благу ли привела устроенная этой маленькой леди война? От открытого бандитизма, учинённого не знавшими что делать со своей свободой бывшими рабами, через неблагодарный но честный труд эпохи Мартина Лютера Кинга с его мечтой, и к нынешнему чёрному расизму...

Но каждый раз, когда какой-нибудь герой книги (белый или почти белый) через страницу кричит, как он ненавидит эту страну, мне всё равно кажется, что герой отворачивается, и тихо перекрестись, шепчет: «God bless America»…

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дядя Том не понравился мне своими смиренностью и покорностью судьбе. Он слишком легко принимает издевательства со стороны белых хозяев, при этом ссылаясь на Библию. А ведь мог бы и побунтовать против произвола со стороны белых рабовладельцев. В то же время дядя Том симпатичен мне своими добротой и отзывчивостью. Этого у него не отнять. Самым отрицательным персонажем романа является Саймон Легри. Он постоянно избивает негров кнутом, да ещё подстрекает Сэмбо и Квимбо збивать кнутом других негров, поесть неграм даёт только один мешок кукурузной муки на неделю, одежду неграм меняет раз в год. Других столь же отрицательных персонажей, как Легри, в романе не наблюдается.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх