FantLab ru

Стивен Кинг «Жребий»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Оценок:
2707
Моя оценка:
-

подробнее

Жребий

'Salem's Lot

Другие названия: Судьба Салема; Салимов удел; Город зла; Судьба Иерусалима; Жребий Иерусалима; Жребий Салема

Роман, год; цикл «Отец Каллагэн»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 171
Аннотация:

Писатель Бен Миерс приезжает в Джерусалемс-Лот, небольшой провинциальный городок, где он провёл детство. За время его отсутствия здесь с одной стороны мало что изменилось, а с другой — поменялось очень многое. Но для Бена самое главное — побороть свои детские страхи, которые связаны с Марстен-хаусом, домом, что стоит на холме и нависает над всем городом. Через некоторое время в городке стали происходить загадочные смерти и таинственные исчезновения.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— условный цикл «Гейтс Фоллз»

— цикл «Отец Каллагэн»

— условный цикл «Судьба Иерусалима»


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1976 // Роман

номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2011 // Вампирский роман столетия

Экранизации:

«Салемские вампиры» / «Salem's Lot» 1979, США, реж: Тоуб Хупер

«Участь Салема» / «Salem's Lot» 2004, США, реж: Микаэл Саломон



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Жребий Салема
2022 г.

Издания:

Салимов удел
1993 г.
Салимов Удел
1993 г.
Судьба Иерусалима
1993 г.
Судьба Иерусалима
1996 г.
Жребий
1997 г.
Зеленая миля
1997 г.
Жребий
1998 г.
Жребий
2004 г.
Жребий
2006 г.
Жребий
2007 г.
Жребий
2009 г.
Жребий
2011 г.
Жребий Салема
2014 г.
Жребий Салема
2015 г.
Жребий Салема
2017 г.
Жребий Салема
2019 г.

Издания на иностранных языках:

'Salem's Lot
1975 г.
(английский)
Salem's Lot
1976 г.
(английский)
'Salem's Lot
2007 г.
(английский)
'Salem's Lot
2011 г.
(английский)
Салимове лігво
2021 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последний романтик Гилеада, или Роланд расставляет приоритеты

********************************************************

«Его захлестнула нереальность».

(Стивен Кинг. «Жребий»)

***

Поводом к прочтению книги Стивена Кинга «Жребий» (англ. 'Salem's Lot) послужило то обстоятельство, что в V томе романа-эпопеи «Тёмная Башня», который я читаю, появляется персонаж — отец Дональд Каллагэн (Каллахэн). И поскольку мне стало известно, что в книге «Жребий» (есть и другие названия) — отец Каллагэн, которому суждено впоследствии стать членом ка-тета Роланда, встречается по сути впервые (не считая намёка в послесловии к IV тому), решила сначала прочитать книгу «Жребий».

Сравнила книги в переводах Эрлихмана, Вебера и Антонова. В сети переводчиков ругают. Предпочтение отдают Веберу, но тоже ругают. Читать в оригинале – мне не под силу. Увы. Немного проанализировала тексты. Для сравнения:

В переводе Эрлихмана:

«— Он спрашивает, понимаете ли вы, что натворили в этом Новом Иерусалиме.

— Иерусалимовом Уделе, — поправил высокий мужчина. — Да. Понимаю».

В переводе Вебера:

«– Он спрашивает, понимаете ли вы, что сделали в этом Новом Иерусалиме.

– Джерусалемс-Лоте, – поправил высокий мужчина. – Да, я понимаю».

В переводе Антонова:

«– Он спрашивает, понимаете ли вы, что сделали в этом Новом Иерусалиме.

– Джерусалемс-Лоте, – поправил высокий мужчина. – Да, я понимаю».

Как видим, Антонов и Вебер идентичны. По объёму страниц обе книги в их переводе – тоже. Но значение глаголов «натворить» и «сделать» весьма разнятся по смыслу.

Что касается топонимов, то Эрлихман переводит на русский название городка (других топонимов тоже: например, Королевская река), а в двух других случаях – это просто русскоязычное произношение оригинала. Имена собственные отличаются таким же образом: Бен Мирс – Бен Миерс, соответственно Эрлихман – Вебер (Антонов). Английское – (Ben Mears). Транскрипция – [ˈmɪəz]. Мирс – ближе. На мой взгляд. Звука «е» почти не слышно, а в русском произношении слова Миерс буква «е» — вторая ударная. Английское Mears – это путешествия.

Ещё один пример:

В переводе Вебера (Антонова):

«Мужчина прикрыл рукой глаза, и все начало возвращаться. Он почти что видел наяву стеклянное пресс-папье, в котором поднимается маленькая буря, стоит только его встряхнуть.

Джерусалемс-Лот…»

В переводе Эрлихмана:

«Он прикрыл глаза, положил на них ладони и все стало возвращаться. Он видел стеклянное пресс-папье — если встряхнуть такое, в нем поднимается крошечный снежный буран.

САЛИМОВ УДЕЛ…»

Во втором случае (Эрлихман) я тут же представляю стеклянную поделку со «снегом» внутри, которую надо встряхнуть, чтобы образовалась «снежная буря», или «снегопад». Эффект присутствия здесь ощутимее.

В первом варианте следует дочитать предложение до конца. Осмыслить, а потом, может быть, и вспомнится, о чём речь: а, вот это что!

Всё. Хватит анализировать. Надо определяться: Эрлихман. К тому же книга в его переводе более объёмная. Значит, более полная. Решив так, погрузилась в чтение. Но, легко сказать. Я постоянно сравнивала разные переводы. Сначала было интересно. До поры до времени. А потом существенные и несущественные расхождения в переводах стали раздражать …

Итак, «Жребий» Стивена Кинга в переводе Эрлихмана.

Книга была выпущена в 1975 году. Это «ранний Кинг». Повествование охватывает период: сентябрь 1975 года. Книга тянет на увесистый томик! Быстро же наваял … Первый роман «Кэрри» (1974), второй – «Салемов удел» (1975), третий – «Сияние» (1977).

А-а-ах! Какими были мои ожидания …

Действие романа происходит в захолустном американском городке, выдуманном писателем, — «из головы». Хотя название городка вымышленное и в переводе Эрлихмана звучит как Салимов Удел, тут же всплывает ассоциация с другим американским топонимом – город Сейлем (штат Массачусетс). А это уже прямая отсылка к «охоте на ведьм», т.к. Сейлем встречается довольно часто в различных книгах с ведьмовской тематикой, как и Лысая Гора. Слово «удел» имеет ряд синонимов: участь, судьба, ка (неологизм Стивена Кинга). В этой связи уже название романа – говорящее само за себя. К этому городишку Кинг будет ещё возвращаться в других своих произведениях. Так что, уважаемый читатель, если вы вознамерились исследовать мир Короля Ужасов, то «погуляйте» по этому городку и приглядитесь к нему повнимательнее!

Когда в городке пропадают без следа люди и даже целыми семьями, это должно взбудоражить не только власти города, но докатиться до самого верха – правительства. Но здесь как будто все уснули. Всё покрыто тишиной, скрытностью, равнодушием и мраком, потому что «… в Америке пропавшие люди так же обычны, как пирог с вишнями». Тем не менее, неожиданно …

… И только зловещий Дом Марстена, как невозмутимый и неумолимый рок, нависает над всем городом, расположившемся в низине, словно подготовленным для погребения, и «…он напоминает идола, восседающего на вершине своего холма».

Не раскрывая сюжета книги (он очевиден из аннотации), поведаю о впечатлениях, оставшимися после чтения.

Я терпеливо добрую треть книги вчитывалась в рассказ о жителях городка. Настолько много имён второстепенных персонажей (и просто имён), что порою их описание напоминало список в классном журнале или пересчёт по головам пассажиров в туристическом автобусе: все ли на месте. Томик «Жребия» довольно увесистый, поэтому третья часть его – это целая повесть. Вообще, по-моему, всё содержание романа можно было уложить в небольшую повесть. Уж на сколько я терпеливый читатель, но утомилась дожидаться, когда же начнётся всё то, что обещало название.

Кинг ещё не был в 1975 году Королём Ужасов. Известность и слава придут к нему позже. Роман напоминает пробу пера, или литературный эксперимент: получится – не получится и что получится? Кто-то посчитает, что получилось хорошо. Возможно, в 70-е годы прошлого века, «Жребий» восприняли, как шедевр, и Кинг получил своеобразный карт-бланш для своего творчества. Но многословность, раздувание текста – это болезнь молодых, начинающих писателей: они пишут всё подряд, «что Бог на душу положил» … Вот и получается затянуто. Порою нудно. Лёгкость и воздушность текста придут к мэтру потом, гораздо позже. Такая талантливая непринуждённость у Кинга наблюдается, на мой взгляд, в серии романов «Тёмная Башня», где также имеется раздувание текста, но читатель его не замечает: всё органично и всё на месте. Здесь же повествование очень тяжёлое. Повествование, не атмосфера. Атмосфера – не мрачная, а скорее вязкая, тягучая, как сироп, с ощущением беды.

Динамика событий отсутствует. Видимо, автор хотел подчеркнуть, что Удел – это болото с трясинами и топями. Всё происходит «в час по чайной ложке». Если бы не аннотация, то читателю долго не ясно было, о чём книга: всё теряется, растворяется во множестве сюжетных линий, достаточно далеко отстоящих друг от друга. И только иногда вспыхивают в плотном массиве текста редкие маленькие искорки: не всё благополучно в Салимовом Уделе. А ты всё ждёшь, что должно получиться «взрывное» полотно, что-то наподобие «Герники» Пабло Пикассо, но когда уже это будет? А Кинг всё тянет и тянет «резину» … Остро ощущается «зелёный Кинг» — до Мастера далеко.

Конечно, «взрыв мозга» на пустом месте не бывает. Именно поэтому, как правило, все писатели вводят читателя, так сказать, «в курс дела», начиная свои творения с описаний места, времени и персонажей. Но делать это необходимо так, чтобы читатель не успел устать. К сожалению, в этом романе у Кинга не получилось.

В «Жребии» основной персонаж – молодой писатель, написавший три книги. Очень хороший парень (32 года) Бен Мирс (Ben Mears). Его притянуло в городок, в котором в детстве он прожил 4 года. Когда-то в старом Доме Марстена он перенёс шок от встречи с необъяснимым. Теперь он приехал, чтобы разобраться с детскими страхами. Скорее всего, это естественное желание: страхи мешают жить. Помочь развенчать страхи должно написание книги об ужасном событии в истории городка: муж застрелил жену, а сам повесился на втором этаже на балке под потолком. С тех пор Дом Марстена все обходят стороной, и он стал чем-то вроде городской легенды. Только иногда мальчишки «на слабо» шастают в этот дом.

Стивен Кинг рисует Бена Мирса настолько идеальным: он и трудолюбивый, ответственный, целеустремлённый писатель, он и душка-парень, способный покорить сердце любого отца так, что тот только будет мечтать о таком зяте; он и неравнодушный человек, который не оставит пьянчужку, набравшегося «по самое не хочу» в баре, доставит куда надо и уложит на кровать, он и …. и так далее, и тому подобное, что хочется воскликнуть: «Не верю!» Видимо, Стивен сам себя представлял в качестве прообраза Бена. Это снова ошибка неопытного писателя. Нельзя давать читателю почувствовать, что он сам себя включает в произведение, реализуя тем самым собственные желания за счёт идеализации персонажа книги.

Есть такие архетипы персонажей — Марти Стью (англ. Marty Stu) и Мэри Сью (англ. Mary Sue) соответственно для персонажей мужского и женского пола. Эти персонажи наделены гипертрофированными положительными качествами, достоинствами, способностями, а также абсолютным везением, в которых автор подразумевает себя. Введение такого персонажа в произведение считается дурным тоном – моветон. Только опытный писатель способен ввести в произведение положительный персонаж, не вызывающий отторжения у читателей своей искусственной положительностью. В более поздних произведениях у Кинга это уже получается. Например, стрелок Роланд Дискейн из Гилеада («Тёмная Башня») обладает качествами живого положительного героя, со свойственными человеку ошибками и переживаниями.

Но вот третья часть романа преодолена. Что же дальше? А далее начинается тема вампиров, которая хорошо ложится на так долго и тщательно подготавливаемую почву…

Могу представить, насколько завораживающей и увлекательной эта тема в романе Кинга «Жребий» была для читательской аудитории семидесятых. Современную читательскую публику мало чем можно удивить. Кинематограф также сыграл в этом немаловажную роль.

И тем не менее …

Дальше роман читается, как это ни банально прозвучит, на одном дыхании.

Автор прилагает максимум усилий, чтобы добиться реалистичности сюжетной линии про вампиров. Действительно, выходит весьма правдоподобно, а поэтому увлекательно. В этом, на мой взгляд, и проявляется мастерство и магнетизм книг Стивена Кинга.

«Вампирная» сюжетная линия развивается быстро:

«События начали развиваться очень быстро. Так быстро, что его это не устраивало. Фантазии смешались с реальностью».

Интересно … Я думаю, не устраивало, скорее автора, а не персонажа Мирса! Это автор любит развивать и раздувать происходящее! А теперь ему пришлось самого себя подстегнуть, компенсируя растянутость первой трети романа.

Кинг описывает классический вампиризм, навеянный старинными мифами, легендами и преданиями, передаваемыми из поколения в поколение со всеми хорошо известными причитающимися атрибутами: вампиры не переносят дневного света, не отражаются в зеркале, войти могут в помещение только, если их пригласили, но при этом обладают гипнозом и т.д. Как известно, этот вид нежити подвергся эволюции. В более поздних произведениях о вампирах у них появляются новые качества …

Стивен Кинг реминисцирует Дом Марстена из романа Ширли Джексона «Дом на холме» (Хилл-Хаус), о чём указывает в предисловии, используя цитату из этого произведения. Позднее он писал о том, что «Жребий» в принципе был задуман, как литературная реминисценция «Дракулы» Брэма Стокера.

Мнение, что «Жребий» — одна из лучших книг Стивена Кинга, я не разделяю. Но, как молодому начинающему писателю, поставлю оценку «девять», тем более, что в этом произведении уже прослеживается стиль и дух Кинга, а также «Жребий» — классика жанра хоррор.

В целом, книга интересная и достойна, чтобы её прочитали. Тем более, что разные читатели ставят различные цели и задачи. Одна из достойнейших целей – познакомиться со вселенной Стивена Кинга. «Жребий» занимает важное место в этой вселенной, т.к. перекликается со многими наиболее значимыми произведениями автора: «Кладбище домашних животных», «Оно», «Нужные вещи», «Безнадёга» и, как я уже сказала в самом начале, серией «Тёмная Башня»: V – VII том.

Мне осталось поблагодарить за терпение тех читателей, что дочитали мой отзыв до конца, и пожелать приятного чтения!

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, данный роман написан под впечатлением автора от истории о Дракуле. Конечно, история Кинга написана про наше время, а вернее сказать, про 70-е годы жизни в небольшом американском городке. Наверное, это одна из первых книг автора, в которой он смог раскрыть Зло с самых разных сторон и показал тонкую грань между реальностью и потусторонним мирами.

Для любителей стремительного развития событий, этот роман станет своеобразным экзаменом на выдержку. По сути, первая треть книги будет всего лишь завязкой и знакомством с многочисленными обитателями города. За многословием автора скрывается тщательное моделирование малейших деталей жизни в забытом всеми месте на карте Америки. Подробное описание большей части героев, кстати, не только главных, а и второстепенных, даёт читателю возможность ближе познакомиться с каждым участником событий.

Несмотря на то, что это произведение написано на довольно заезженную тему, которая была чересчур модной и в книгах, и в киноиндустрии, Кинг смог написать по-настоящему жуткую и страшную историю. Вампиры Стивена Кинга не только выглядят страшно, они реальные порождения самых жутких и мрачных фантазий, кошмарных снов и детских страхов из темноты. То есть, читателей ждёт не легкая прогулка, написанная в духе комиксов или детских страшилок. Совсем наоборот, это действительно страшная и жуткая история, с реальными убийствами и неприглядными подробностями.

Как многие читатели уже привыкли, в книгах Кинга не только настоящее Зло несёт на себе разрушительные последствия для человека. Город, в котором происходят события умер задолго до появления в нём вампиров и они всего лишь оформили официальную смерть. Описание будней города, жизнь рядовых горожан, их отношение к друг другу, играет не меньшую роль в книге, чем противостояние с вампирами.

«Жребий Салем» — один из ранних романов Стивена Кинга. На мой взгляд, уже вначале своего творческого пути, будущий «Король ужасов» знал чем привлечь читателей и какие струны нужно задеть в читательской душе. Я постепенно продолжаю знакомство с книгами Кинга и пока ещё вполне доволен прочитанным.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга занимает почетное место на полке. Классическая и ранняя работа с неотразимым подчерком. Да, это не тот Кинг знакомый по поздним «хитам», но здесь ему не мешает дикая популярность и некая избалованность творить, и творил весьма удачно. Вампиры представлены в классическом виде, без излишеств и прочего мистицизма. Читается не спешно, но по мере набирает темп. Особенно советую для первого знакомства с автором.

Оценка: 10
–  [  37  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман С. Кинга «Жребий» — далеко не самое совершенное произведение американского автора. Тем не менее, именно «Жребий» оказался тем базовым романом, на котором выстроена вся литературная вселенная Стивена Кинга.

От «Жребия» расходятся своеобразные тропы-пунктиры практически ко всем самым значимым кинговским произведениям: эпопее «Темная Башня», романам «Нужные вещи», «Оно», «Кладбище домашних животных», «Безнадега». Сам Кинг считал свой роман всего лишь литературной игрой, современной вариацией на темы «Дракулы». Действительно, в тексте «Жребия» достаточно реминисценций из самого знаменитого произведения Б. Стокера. Но роман молодого начинающего (на ту пору) американского автора оказался оригинальным и глубоким произведением.

В «Жребии» Кинга более всего интересует вопрос онтологии Абсолютного Зла. Именно так — Зла с большой буквы. Это Зло не связано с социальными условиями или индивидуальными болезненными патологиями. «От этого зла не защитит тюрьма. Полиция. Контроль рождаемости», — размышляет один из главных героев романа католический священник и тайный алкоголик отец Каллагэн. Именно с подобным Злом, безсмысленным, безпощадным, более древним, нежели человеческая цивилизация, приходится столкнуться жителям маленького новоанглийского городка Иерусалим-Лот.

«Абсолютное Зло есть реальность». Именно к такому выводу приходит Кинг в своем романе. Это Зло может пережить своих носителей на годы, десятилетия, даже века. Но оно непременно возвращается и однажды вновь проявит себя в каком-нибудь ничем непримечательном провинциальном городке. И все происходит только потому, что для большинства людей сама мысль о существовании подобного Зла представляется совершенно невыносимой.

Собственно, именно об этом и будет впоследствии писать С. Кинг практически во всех своих «крупноформатных» произведениях.

Возвращаясь к «Жребию»... Несмотря на некоторую (относительную!) наивность и прямолинейность как сюжета, так и главных героев, роман (прошу прощения за банальность) читается, как говорится, «на одном дыхании». И данное обстоятельство, наверное, является лучшей рекомендацией для любого литературного произведения.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга иногда переводится как «Жребий», «Удел Салема». Название книги – название города. Точнее сказать, небольшого городка в штате Мэн, а история, описанная в ней – история вырождения этого городка.

Кратко описать сюжет можно так: в тихом провинциальном городе Салемс Лот стали исчезать люди. Началась череда странных событий с появления в городе нового жителя – эксцентричного затворника, купившего старый заброшенный дом с дурной славой. Исчезновения жителей один за другим – жуткое и загадочное явление, но страшнее всего то, что по ночам пропавшие возвращаются.

Это действительно жуткая книга. Не очень объёмная, но со стремительно развивающимся сюжетом. Она читается на одном дыхании. Эффект страха достигается не только за счёт умело описанных локаций, персонажей, их мыслей и чувств на фоне леденящих кровь событий.

Как всегда, Кинг умело вплетает мистику в реальные вещи, с которыми мы можем столкнуться в нашей жизни: верующие люди, под крестами и рясами которых нет ничего святого; безучастность друзей и близких в момент опасности; нежелание людей, находящихся в «одной лодке» рискнуть своим личным благом ради блага всеобщего; постепенное вымирание и превращение в города-призраки маленьких провинциальных поселений (это мне знакомо не по наслышке, ведь я сама родом из маленького северного города).

В этой истории несколько человек — писатель Бен, его девушка Сьюзен, учитель Мэтт, мальчик Марк, доктор Джимми и священник отец Кэллахан (он ещё появится в цикле Тёмная Башня) –встретятся лицом к лицу с порождениями ночи... Помощи ждать неоткуда, а последний луч закатного солнца уже поглотила тьма.

Мне читать было интересно, книга затягивает и держит в напряжении до самого финала, хотя конечный результат действий героев мы знаем с самого начала.

Оценка: 9
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман раннего Кинга. Маленький городок на отшибе, живущий будто бы в другом «мире» со своими правилами в котором однажды поселилось ЗЛО, (а может быть оно давно уже жило там?) просто искало момента чтобы расцвести полным цветом и отравлять своими спорами его жителей...да, именно так в книге показан вампиризм как зараза, вирус, который превратил практически всех жителей в кровожадную нежить.

Больше всего понравилась первая часть книги, так сказать затишье перед бурей...Исчезновения людей...и странный жуткий дом на отшибе, который пугает местных жителей, приобрётший массу легенд и мифов...которые спустя несколько глав будут превращаться в страшную быль. Ну разве Стивен не мастер? Мастер!

10-ка!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Жребий Салема» относится к раннему творчеству Стивена Кинга и является вторым опубликованным романом. Название книги – это вольная интерпретация названия города, в котором происходят события – Салемс-Лот. В реальности такого города не существует, и Кинг его просто придумал, хотя и описал очень достоверно.

Сюжет романа довольно прост, но от этого не становится менее интересным. Салемс-Лот со всеми своими обитателями является полноценным героем, не лишённым положительных и отрицательных сторон. Завязка романа начинается с того, что писатель Бен Миерс возвращается в Салемс-Лот, где прошло его детство. В это же самое время в город приезжают два новых жителя: богатый аристократ Курт Барлоу и его управляющий Ричард Стрейкер, которые открывают антикварный магазин. Самого загадочного мистера Барлоу никто никогда не видел, а все его дела ведет Стрейкер. После их приезда в городе происходят пугающие вещи: начинают умирать и пропадать местные жители.

Новые хозяева антикварного магазина поселяются в самом необычном месте Салемс-Лота – заброшенном особняке Марстен-Хаус, где не так давно хозяин дома убил свою жену, а затем застрелился сам. Марстен-Хаус также является одним из центральных объектов данной истории. Местные жители обходят особняк стороной, т.к. вокруг него постоянно витает множество пугающих историй и слухов. Он расположен на холме над городом, виден из любой точки, а его тень накрывает всю близлежащую местность. Детские страхи главного героя, Бена Миерса, также связаны с данным домом, где ему довелось пережить одни из самых страшных моментов своей жизни.

Как всегда у Стивена Кинга огромное количество второстепенных персонажей. Сразу по приезду в Салемс-Лот Бен знакомится с местной девушкой Сьюзен Нортон, с которой у них стремительно развивается роман. Данная любовная линия быстро развиваются в начале, а затем постепенно уходит на второй план. Также важными персонажами, которым предстоит вступить в противоборство со злом, являются пожилой преподаватель Мэтт Берк, святой отец Каллахэн и местный доктор Джеймс Коузи. Не обошлось и без героя подростка, Марка Питри, который понял все куда быстрее взрослых в силу лучшей восприимчивости детей ко всему паранормальному. Конечно же, это не все персонажи, но именно эти мне больше всего запомнились и сыграли более важные роли в событиях романа.

Отличительной чертой романа является факт того, что многие из сюжетных линий не стремятся соединиться, а могут развиваться и закончиться параллельно. Это, на мой взгляд, придает роману определенную глубину.

«Жребий Салема» – классический роман ужасов про вампиров. И это те самые вампиры, каких описывал еще Брэм Стокер. Они выходят на охоту только по ночам, боятся креста, чеснока и святой воды, им нужно приглашение, чтобы войти в дом, и, уж конечно, они не светятся на солнце и не являются предметом обожания школьниц. Это холодные кровожадные твари, убить которых окончательно поможет лишь осиновый кол в сердце. Помимо Барлоу есть и рядовые вампиры: зараженные им местные жители. Если древний патриарх обладает изощренным разумом, превосходящим даже человеческий, то новообращёнными руководит лишь голод и звериные инстинкты.

Первая половина романа довольно неспешно знакомит нас с жителями города и погружает в нужную атмосферу. Во второй же темп всё нарастает и не уменьшается до самого финала.

Итог: Несмотря на то, что это всего лишь второй роман Стивена Кинга, в нем уже уверенно чувствуется рука мастера, заметны типичные сюжетные ходы и авторские приемы. Повествование сжатое и стремительное, но при этом не лишенное важных деталей. Лично мне немного не хватило психологизма, в котором так силен Кинг. Если любите классические ужасы, с атмосферой, постепенно окутывающей вас страница за страницей, роман вам однозначно понравится.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стивен Кинг, словно вампир, медоточиво гипнотизирует читателя постепенно ускоряющимся действием. На деле, кроме профессионального умения складывать слова в предложения, а предложения в абзацы, здесь мало что есть. Автор просто гонит материал на тему вампиров, не внося абсолютно ничего нового в изъезженную многими писателями тему. Можно сказать, что мастерство не в сюжете (ну про что там, к примеру, «Евгений Онегин»), а в образах и сценах. Ну так здесь тоже напряг. Например, эпизод, когда мальчугана связывает вампир удушающим узлом, а он напрягает мышцы по Гудини, погружается в глубины медитации и уделывает нежить ножкой от кровати. Полный бред даже в условиях мистической фантастики. Да и намек на развязку — что-то из оперы «Автору все надоело, и он одной сигаретой уничтожает все то, с чем бились на сотнях страниц».

Но послевкусие все-таки остается положительным. Уж точно сожаления по поводу перечитывания нет. Хотя, конечно, в подростковом возрасте роман воспринимается большим откровением.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения надолго остался под впечатлением! Очень и очень понравилось! Да, тема вампиров всегда воспринимается как нечто заезженное и не очень интересное, должно быть много крови, гробы, ожившие трупы... Но Удел меня покорил реальной жуткостью, интересным сюжетом, обилием персонажей, а также переосмыслением темы кровососов. Впечатлили масштабы «заражения» города, а также моменты с превращением религиозных атрибутов в некое сияющее оружие.

Читал реально взахлеб и потом будто одержимый искал схожие произведения у других авторов — темка реально захватила.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это едва ли не третья или четвёртая книга на эту тему, которую я прочла за всю жизнь. Не люблю про вампиров. Но ведь это написал Стивен Кинг. И он не просто развивает одну тему в книге. Он ведь обязательно затронет многие аспекты, он умеет так накалять и нагнетать атмосферу, так выписывает характеры и пороки, наделяет силой, смелостью и удачей совсем, на первый взгляд не Героев, что даже книга про вампиров в его исполнении является великолепной. Не скажу лучше она или хуже по сравнению с другими его произведениями. Это одно из ранних произведений Автора и оно жуткое и опасное.

Здесь, конечно же маленький городок, в котором, конечно же, есть своя особая атмосфера. В таком месте все про всё и про друг друга знают и ничего не забывается. Здесь есть старый и мрачный дом, где произошло убийство, где никто не живёт, трагедия которого постоянно обрастает легендами. С годами он ветшает, становится ещё более мрачным и тёмным, но этим то и привлекает внимание и продолжает служить местом проверки смелости для мальчишек и причиной противного холодка по спине, мурашек и мрачных мыслей у взрослого населения. И вот эту атмосферу страха и не проходящего ужаса, возникающего от света в окне старого дома, Автор воспроизводит просто великолепно. Это ощущение потихоньку нарастало, пухло, пульсировало и вмиг вспыхнуло, выплеснулось на улицы и в каждый дом, нахлынуло на всех и каждого.

Тягучая атмосфера накаляется и нагнетается ещё задолго до появления нечисти. Автор поначалу погружает нас в обыденную суету, в которой школьные драки сменяются обычным воскресным ужином, встречами в баре, семейными разборками. Мрачность и напряженность растёт по капле, с каждой минутой. За всей этой каждодневной суетой, за добрососедскими отношениями давно живущих рядом и сто лет знакомых между собой людей скрываются и злость, и зависть, и пересуды, и сплетни, и желание перемыть кости при каждом удобном случае. И в который раз задумываешься, что же хорошего жить в таком месте, несмотря на тишину, природу, отсутствие городского шума и, так называемую, атмосферу маленького городка. И понимаешь, что именно такая атмосфера, давно и долго разъедаемая плесенью, это благодатная почва для всякого рода нечисти и жути.

Не скажу, что книга очень уж страшная… но лёгкий стук в стекло и шёпот: «Впусти меня...» вызывал оторопь.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стандартный роман о вампирах, написанный на очень высоком литературном уровне. По содержанию отнюдь не является откровением для поклонников жанра. По форме — написан очень качественно, как и все вещи Стивена Кинга. Надо помнить, что это всего лишь второй большой роман Короля Ужаса. Сам он в одном из предисловий к «Сиянию» признавал, что подлинный поворот к «большой» литературе от сильных, но относительно простых страшилок, произошел у него как раз во время работы над третьим романом, над «Сиянием». «Жребий Салема» с этой точки зрения ранняя вещь. Другое дело, что большинство писателей хоррора и в зрелых своих романах не дотягивают до раннего Кинга.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бен — писатель, он возвращается в маленький городок, в котором жил в детстве под названием Джерусалем-Лот., в поисках вдохновения. В городе есть заброшенный дом, который стоит на возвышении и как бы смотрит сверху вниз на весь город, и именно этот дом пугает Бена до чертиков с самого детства и свой страх он хочет вылить в новую книгу. Но вот в городе пропадает мальчик, а его брат скоропостижно умирает. Некоторые люди начинают подозревать Бена, ведь все началось с его приезда. А сам Бен вспоминает свое детство.

За что я люблю Кинга, так это за его умение прописать персонажей так, что ты в них веришь. В книге персонажей довольно много — кто-то играет лишь эпизодическую роль, кто-то на главных ролях, но каждый персонаж описан по характеру так, что ты его ни с кем другим не спутаешь.

Во всех произведениях автора меня всегда пугали люди и их жестокость. А вот классические монстрики — такое читаю впервые. Вампиры в произведении взяты за основу из «Дракулы» Стокера и Кинг этого и не отрицает. Дракулу я особо не люблю, но само произведение, а вот вампиры меня в детстве пугали. Со «Жребием» я как будто вернулась в детство и кое-какие моменты были и впрямь жутенькие... Хотя до них еще добраться нужно ,ведь автор в своем стиле и довольно долго запрягает.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно, пожалуй, аж со школы, не читал классический «хоррор», тем более, про вампиров. Если и попадались какие-то ужасы, у того же Кортасара, например, то всегда это оказывалось чем-то другим, а не стокеровскими кровососами. Поэтому и сейчас, читая «Жребий» я подсознательно до последнего не верил, что вампиры будут действительно теми самыми существами. Но получившейся картиной не разочарован, у Кинга вышло очень правдоподобно и красочно.

Но для меня самым интересным оказалась вовсе не вампирская история ― она-то вполне стандартна. Кинг ― великолепный бытописатель. Маленький американский городок с его тысячью жителей прямо встал у меня перед глазами, как на экране. Пожалуй, можно сказать, что Америку двадцатых-тридцатых нам показал Бредбэри, а Америку пятидесятых-семидесятых ― Стивен Кинг. Короткими яркими мазками нарисован Салем, его природа, улочки, домики. Ёмкими фразами описаны многие его жители. Взять хотя бы крохотный эпизод с грузчиками, доставившими, как позже можно догадаться, гроб с вампиром в его обитель. Всего несколько абзацев, пара обрывистых разговоров между собой ― а уже видны и школьное прошлое этих парней, и Вьетнам, и ежевечернее пиво в баре, и нехитрые их мечты. Ты уже знаешь их! Вот это ― признак мастерства. А ужасы, хоть и качественно прописанные, для меня вторичны.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классический хоррор про захудалый городок, в котором живёт древний и очень опасный вампир. Написано очень просто и видимо с сильным омажем в сторону классических ужастиков Universal. По-крайней мере, когда Кинг описывает старые дома со скрипучими полами или старые кладбище со старыми надгробиями, ты себе живо представляешь эту картину; и становится не страшно, а очень жутко.

Особенно поражает достоверность происходящего. Не, не в плане, что вся история это реальные события; а то, что ты в это веришь. Веришь, что до события романа люди жили в мире и спокойствии, а потом в их жизнь ворвалось зло. Жители стали пропадать, а тот, кто ещё был среди друзей, стал вести себя странно. Это действительно нагнетает и без того не спокойную атмосферу. Всё это, конечно, приведёт к разрушительным последствиям. А читать про то, как провинциальный городок медленно превращается в город-призрак, о котором потом будут ходить легенды (например, рассказ «На посошок»)...

P.S. Искренне удивил тот факт, что переводчику пришлось самостоятельно придумывать финальную битву. А я то разницы практически не заметил :D

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Образ вампира один из самых популярных в литературе. Но не в ней одной. Про упырей снимают кино, телешоу, делают видеоигры, про них ставят даже мюзиклы. Они уже давно призваны не только нагнетать на нас волны ужаса, мы уже привыкли, что их можно встретить в комедиях и любовных романах. Утеряв в моём сознании связь с синонимом «страшно», я думал, что вампиры уже не смогут вернуть свои позиции и напугать меня по-настоящему. Пока я не решил прочитать книгу «Жребий Салема» Стивена Кинга.

Без сомнения, для меня это было триумфальное возвращение к истокам, к настоящей классике жанра и при этом за авторством одного из самых любимых мною Авторов.

Кинг, в своих интервью, не скрывает, что в «Жребии» он заигрывает со знаменитым романом «Дракула» Брэма Стокера, и в принципе это чувствуется. Но лишь в виде преображённых, порой до не узнаваемости, проекций пропущенных через столетие.

И так, завязка. В городок Новой Англии приезжает молодой, но уже известный писатель Бен Майерс, недавно переживший трагическую гибель любимого человека. Он хочет написать новый роман и заодно избавиться от детских страхов связанных с жутким домом Марстена. К его удивлению, он узнаёт, что у этого дома, буквально на днях, появились новые, загадочные владельцы. Практически одновременно с этим в городе начинают происходить довольно трагические вещи. Сначала, во время прогулки, пропадает ребёнок. Его брат, который был с ним, нечего не помнит, но находится явно в шоковом состоянии, через несколько дней он умирает, с неясным диагнозом. Затем таинственные и зловещие события набирают обороты: исчезновение людей, неожиданные смерти, начинают пропадать даже трупы…

Кое-какие догадки или хотя бы понимание, что эти происшествия связанны между собой, возникают у главного героя. В это же время, пожилой школьный учитель переживает свою порцию ужаса и для него картина происходящего выстраивается в совсем уж невероятную теорию. В городе появились вампиры! Бен, его новая девушка Сьюзен, школьный учитель Мэтт Берк, местный эскулап Джеймс Коуди и бойкий, рассудительный, мальчишка Марк Петри, объединяют усилия и пытаются найти выход из положения и остановить Зло.

«Жребий» это второй роман Стивена Кинга, но уже тогда он понимал очень важную вещь. Люди нечасто, по-настоящему и всерьёз, переживают за других людей, если они с ними не знакомы и события происходят где-то далеко. По этому, не скупясь на слова, он делает так, чтобы у читателя сложилось впечатление, что всё действие происходит по соседству, а с героями книги они уже давно знакомы. Это достигается и детальными описаниями быта, и хорошо прописанными характерами, нередко, Автор, ищет эмоциональные точки соприкосновения. Ведь герои становятся ближе, если наши воспоминания из детства так похожи, если у нас общие стремления и убеждения. Объединять нас могут и страхи, тайные желания, и даже грехи.

Кингу уже тогда было недостаточно сказать «Бу!», чтобы напугать нас. Он накручивает читателя, терпеливо и методично, заставляя нас переживать приливы страха, раз за разом. При этом, не забывая про изрядную долю драматизма. На этом романе отлично видно, почему тема вампиров так благоприятна для подобного жанра. Вампиризм распространяется как вирус, в геометрической прогрессии, в какой-то момент становится сродни безжалостной стихии, не щадящей не женщин, не стариков, не детей. И зараза может поразить людей очень близких нам, от которых нельзя просто отвернуться и тем более убить. От этого у нас складывается ощущение полного бессилия, растерянности и незащищённости. Подобная атмосфера безнадёги очень хорошо предана в этом романе.

Так же Кинг будет рассуждать на излюбленные темы: о природе Зла, о роли обывательского равнодушия и мелочных обид в нём и об истинной вере, как о спасении от него. Впрочем, это и многое другое, что читатель сорок лет назад впервые встретил в этом романе Стивена Кинга, получит развитие в других его книгах. Кстати, это ещё один повод прочитать книгу, что бы проследить метаморфозы творчества этого Автора.

Не могу не упомянуть ещё одно главное действующее лицо романа — сам город Салемс Лот. Не случайно в книге несколько объёмных глав так и называются «Город». Салемс Лот похож на живой организм, со своим характером, памятью, снами, наконец, со своими скрытыми болезнями, которые вскрываются гнойными нарывами, стоит городу подцепить вирус. Не в силах справится с агонией, мы наблюдаем, как город медленно умирает, издавая протяжные стоны, каждый из которых возвещает ещё об одной трагедии, произошедшей в его стенах. Видя смерть Города, мы понимаем, что на его могилу уже вряд ли кто принесёт цветы. О таких местах лучше забыть и больше никогда не вспоминать.

Несмотря на то, что роман был написан в далёком 1975 году, он и сейчас читается на одном дыхании, всё так же будоражит воображение, заставляет задуматься и вволю пощекотать нервы. Если вы, по каким-то причинам, обошли стороной эту знаковую книгу, что ж, я вас настойчиво приглашаю — Добро пожаловать в Салемс Лот!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх