Станислав Лем «Патруль»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Идиллия при патрулировании прекратилась, когда ракеты перестали возвращаться из полетов. Не вернулся пилот Томас, потом пилот Вильмер. Было похоже на то, что Томас и Вильмер вместе со своими кораблями просто испарились, или же в пространстве существует злое таинственное существо.
Патрульный полёт Пиркса тянулся уже девятый час, когда на экране с неподвижными звездами появилось пятнышко и стало удаляться от него. Сначала Пиркс пустился в погоню за этим летящим объектом. Пятнышко обладало очень большой маневренностью — резко тормозило и срывалось с места. Затем Пиркс принялся убегать, пытаясь оторваться от объекта, но и это ему не удалось. Пиркс почувствовал себя приманкой. Удастся ли ему разрешить сложившуюся ситуацию в свою пользу?..
Входит в:
— цикл «Рассказы о пилоте Пирксе»
— сборник «Вторжение с Альдебарана», 1959 г.
— сборник «Рассказы о пилоте Пирксе», 1968 г.
— антологию «Научно-фантастични разкази», 1969 г.
— антологию «Other Worlds, Other Seas», 1970 г.
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
astoun, 8 мая 2024 г.
Рассказ простенький, но неплохой. Очень похож на «Условный рефлекс», но в нем нет таких невыносимо длинных и, по сути, излишних описаний. На мой взгляд, это плюс.
Но с технической стороны, как уже отметили другие рецензенты, возникает масса вопросов.
Как можно измерять оптикой расстояние до предмета, если он чисто виртуальный, существует только на экране?
Как можно рассматривать что-то в бинокль с корабля, не имеющего иллюминаторов?
Что все-таки случилось с двумя предыдущими пилотами? Я не верю, что при лицезрении «светлячка» у всех троих возникла абсолютно одинаковая клиническая картина.
И т.д. и т.п.
artem-sailer, 20 июня 2021 г.
Рассказ очень понравился, хотя и полон бросающихся в глаза технических ляпов — имею в виду, кстати, вовсе не анахронизмы вроде стрелочных спидометров. Докапываться до архаически выглядящих сейчас технических решений, которые были актуальны во времена написания рассказа, считаю делом бессмысленным и даже недостойным — садясь за чтение, каждый должен принимать во внимание, когда было написано то или иное произведение. Я же имею в виду технические неточности, которые должны были быть известны самому Лему, так сказать — неточности, не зависящие от времени написания.
Вообще, мысль о том, что Пиркс имеет дело с оптической иллюзией, возникла у меня почти сразу. Чуть позже, однако, меня смутило, что он определил расстояние до загадочного объекта при помощи оптического дальномера. Поэтому идею с оптической иллюзией мне пришлось отбросить. Каково же было удивление, когда оказалось, что я был прав! В рассказе как-то не совсем явно было указано, что оптический дальномер Пиркс направляет на телевизионный монитор, в то время как я думал, что он «стреляет» им через самый обычный иллюминатор. И в этом главный технический ляп рассказа — ведь если бы Пиркс направил оптический дальномер на монитор, то показанное прибором расстояние составляло бы несколько десятков сантиметров, а никакие не километры. И сделать скидку на время написания произведения здесь не получится, ведь принцип работы прибора Лему должен был быть известен.
Но это я уж так... Вовсе не придираюсь, не в упрёк автору и его произведению. Даже такие недоработки, которые Лемом, как мне кажется, могли быть допущены сознательно, не в силах испортить впечатление от рассказа, основная идея которого — не в конкретных деталях, а в обобщении: новые технические средства, новые условия, в которых человеку придётся работать в будущем, в космосе, таят в себе опасности, в том числе — в виде новых психологических эффектов, которые человеку предстоит испытать на себе, исследовать эти эффекты, найти технические решения, при помощи которых можно будет нейтрализовать негативные последствия этих эффектов.
Задача по художественному воплощению этой идеи в данном рассказе выполнена на все сто, и пусть дальномеры останутся просто забавным артефактом. Поэтому второе открытие Пиркса — о том, что порождённые новым сложным оборудованием визуальные эффекты способны вызвать у человека непредсказуемые неврологические состояния — смотрится в рассказе более чем уместно, логически продолжая развитие поднятой темы.
Вообще, цикл произведений о пилоте Пирксе мне нравится всё больше и больше, кажется, я начинаю входить во вкус и, прошу прощения за тавтологию, рассказы о Пирксе приходятся мне по вкусу.
И даже немного жаль, что предыдущий в цикле рассказ («Условный рефлекс») прочитан был мною урывками, с паузами, без должного внимания к деталям, что не позволило мне по достоинству оценить его интереснейшие технические подробности. Видимо, в будущем необходимо будет найти для этого рассказа пару часов свободного времени, чтобы перечитать его заново в спокойной обстановке.
MicheevS5, 12 июля 2021 г.
Космическая байка от мастера пера.
«Патруль» оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, рассказ походит на байку, которую космонавт может рассказать во время застолья, и которую в той или иной версии слышал каждый. Так как часть читателей сразу понимает к чему ведёт история, то для удержания интереса на первый план выходит мастерство рассказчика. И тут Лем не подкачал.
Если отстраниться от загадки таинственного феномена, то оказывается, что Лем весь рассказ прямо указывает на главного злодея истории — на космос, его пустоту и тот психологический эффект, что они вызывают. Только победив собственную тревогу, Пиркс сумел спастись.
Очень жаль, что по нынешним меркам элементарность предлагаемой загадки несколько портит создаваемую автором атмосферу.
morbo, 31 марта 2020 г.
Идея этого рассказа в целом совпадает с идеей рассказа «Условный рефлекс», который в цикле предшествует этому. Оба рассказа повествуют о том, что человек не должен на 100% доверять технике. При появлении подозрений нужно действовать не сообразно показаниям приборов, а задействуя рассудок. Приборы могут быть неисправны или иметь какие-то не учтённые разработчиками особенности функционирования, из-за которых их показания могут оказаться неверными.
Все остальные слова, сказанные мной о предыдущем рассказе, применимы и к этому. В хорошем детективе вся информация, необходимая для разгадки, должна исподволь скармливаться читателю так, чтобы он не обращал на неё внимания, а при чтении развязки удивлялся собственной невнимательности. Этот рассказ тоже не удовлетворяет критериям хорошего детектива и разгадка обрушивается на читателя как чёртик из табакерки. С другой стороны, такой ход можно оправдать тем, что и главный герой не смог полностью разобраться в ситуации, а положился на собственную интуицию. Лишь внимательные исследования на Земле позволили установить истинную причину двух предыдущих трагедий и той опасной ситуации, с которой пилоту Пирксу всё же удалось справиться.
Dimova, 16 августа 2020 г.
Все объяснимо и рассказ это блестяще продемонстрировал. Герой столкнулся с невероятным явлением. Я как читатель, начала додумывать и приписывать вмешательство сверхъестественных сил, волшебства, магии. Автор отметал одну гипотезу за другой и держал в жутком напряжении. Пиркс, в какой то момент берет себя в руки и принимает решение, в результате которого спасает себе жизнь. Развязка оказывается довольно простой и забавной.
Вывод: все поддается объяснению, главное не паниковать.
mputnik, 7 января 2020 г.
Даже применительно к реалиям дня сегодняшнего — в тексте столько ляпов и несуразностей, что восприятие его как полноценной НФ — полностью исключачется.
Зато — примерно в тот же момент, когда приходит оное понимание, подкреплённое твердым осознанным убеждением, возникает магия Детектива, появляется некий флёр таинственности и непонятности. Это — вполне адекватная замена, практически полностью компенсирующая некие «неудобства» от «антикварности» текста.
И вот эта вот «детективность» — о-о-о.., изваяна оная просто замечательно. Своеобразно, неповторимо, неподражаемо. Ибо — в сочетании с упомянутой выше «антикварностью». У меня лично это впечатление ассоциируется, как сие ни парадоксально звучит, с завтраком в подмосковном СПА-отеле в первых числах января: солнышко, пушистый снег за окном, тишина, расслабленность... Полное впечатление сказки, чуда, праздника.
Короче, уважаемый потенциальный читатель — это Жемчужина. Это именно тот текст, что входит в Сокровищницу. Это — КЛАССИКА Фантастики. Не пройди мимо
amak2508, 15 декабря 2017 г.
Рассказу уже более полувека, но он и сегодня выглядит вполне достойно — умно и увлекательно. Конечно, недостатки можно отыскать в любом произведении: оно, де, и технически сильно устарело, и, что-то, этот самый Пиркс до всего очень долго доходит (вот я бы на его месте...), да и вообще, зачем нужно это самое патрулирование в пустом пространстве.... Но все это, по большому счету, не больше, чем придирки.
А придирки потому, что все эти мелочи абсолютно не мешают восприятию хорошего научно-фантастического (твердого) рассказа о космосе. Он увлекателен (практически детективный сюжет), его замысел и остроумен, и оригинален (хотя в чем-то и повторяет «Условный рефлекс»), а собственно текст и серьезен, и умен, и просто хорошо читается. Жаль только, что в этом случае у автора не получилось такой же великолепной эмоциональной составляющей, как в лучших рассказах цикла — «Терминусе» или том же «Испытании».
Фалкон, 4 декабря 2016 г.
Отличный рассказ; отличное объяснение — никаких монстров, пришельцев, таинственных излучений, провалов в пространстве и прочего. Все очень интригующе, но — рационально.
Представляет собой совершенно восхитительную смесь — с одной стороны, атомная тяга и скорости до 230 км/сек, а с другой — архаика в виде биноклей, катодных трубок, рычагов, рубильников, шаров-зондов и прочего аналогичного. Примерный аналог — самолет на паровой тяге или ЭВМ с ручным приводом.
С навигационной точки зрения представляет собой сплошной косяк. Патрульный полет продолжается считанные часы. Земля за это время превращается в звездочку, а сам полет происходит по инерции, при выключенном двигателе. Вот это-то и совершенно невозможно. Невозможно, за считанные часы, двигаясь по замкнутой орбите, удалится от Земли на достаточно большое расстояние. Это требует месяцев. А вариант — достаточно разогнаться — не проходит, так как в этом случае, после выключения двигателя полет будет происходить не по замкнутой кривой (и никакой самой дальней от Солнца точки орбиты не будет) а по ветви гиперболы, которая на достаточном удалении от Солнца превращается в прямую линию. По аналогичной навигационной причине совершенно невозможно сбросить скорость до 0,9 км. в секунду, или, позднее, еще менее. Во-первых, непонятно относительно чего отсчитывается скорость; если классически, относительно Солнца — то ракета будет, при такой скорости, падать на него, и на орбите не удержится. Плутон пробегает более 4,5 км/секунду; Эрида — более 3,5 — а это страшно далеко — туда даже на скорости света не долететь так быстро, как Пиркс.
Присоединяюсь к предыдущим комментаторам относительно бинокля. Сначала обнаружил в тексте оптический дальномер — это нормально; это отлично! Джанибеков на Союзе Т-13 стыковался с мертвой станцией «Салют-7» с помощью установленного на иллюминаторе оптического (правда, лазерного) дальномера. Но дальше есть совершенно четкое указание, что на ракете никаких иллюминаторов нет; только экраны. Использование бинокля для разглядывания чего-то на экране — моветон.
Совершенно архаичный шар-зонд, используемый для совершенно немыслимой цели. Нет, надувные шары в космос, собственно, запускали — «Эхо-1 и 2» — но для изучения возможности использования их как пассивных радиоретрансляторов. И плотность атмосферы с их помощью можно было отлично измерять. Но использовать такое допотопное устройство, чтобы проверять — не началась ли атмосфера и не пора ли тормозить — это где-то за рамками разумного.
Впрочем, это все мелочи (хотя и досадные) — а вот, что заставляет меня снизить оценку. Пиркс летел с высоким отрицательным ускорением; летел достаточно долго. Вот это самое отрицательное ускорение отлично объясняет то, что он увидел в зеркале (выпученные глаза, темный язык и прочее — от прилива крови). И не нужно привлекать никакой атаксическо-кататоническо-клонический синдром Нуггельхеймера. И сознание вполне может помутиться от того же самого. В этом отношении, рассказ, на мой взгляд не соответствует критерию бритвы Оккама — поскольку умножает сущности без необходимости; есть отличное простое объяснение — и другое не нужно.
Не очень понятно, что случилось с Томасом и Уилмером. Пиркс, когда дрыгался, случайно разбил автоматический передатчик. Хорошо. Пусть два пропавших также выжимали полную скорость и улетели куда-то далеко. Пусть они помешались и ничего сообщить на Землю не смогли. Но чтобы трижды (!) разбить одно и то же устройство? Теория вероятности протестует; а при работающем передатчике сигналы продолжили бы поступать на Землю каждый час (или 18 минут — как позднее), даже если бы пилот превратился в мычащего дебила.
В целом это очень крепкая, твердая научная фантастика. Прямо душа радуется — иногда устаешь от всяких эльфов, звездных принцесс, космодесантников, которыми в изобилии напичканы современные опусы (в хорошем смысле) и хочется чего-то простого, старого и крепкого. 9 баллов.
sergej210477, 26 августа 2016 г.
Очередной детектив в рамках научной фантастики. Во время космического патруля пилот Пиркс обнаруживает неизвестный космический объект.
Рассказ довольно простой, главный герой один — Пиркс. Начинается все с мистических загадок, но заканчивается, как всегда, в серии рассказов про данного героя, объяснимыми с технической и рациональной стороны причинами.
Рассказ интересный, но несколько суховатый.
god54, 7 августа 2016 г.
Не ожидал от мастера такого пресного рассказа. К тому же текст максимально длинный, который детализирует каждое действие. Если убрать воду, то смысл сохранится в двух страничках. Сюжет довольно стандартный для времени публикации: неизвестное явление и поведение человека при встрече с таинственным и небезопасным. С моей точки зрения скучновато даже для того времени.
Пол Негодяев, 5 декабря 2013 г.
Впечатляет в первую очередь описание космической пустоты и одиночества.На втором месте состояние психики человека в определенный момент.И присущий Лему юмор присутствует.Помню,когда читал в детстве даже ужас немного охватывал.Рассказ держит в напряжении до самого конца.Что-бы не говорили,по времени написания он предшествует «Условному рефлексу» и скорее всего это он продолжает тему «Патруля»,а не наоборот.Лем,как всегда на высоте.Перечитал с огромным удовольствием.
muravied, 1 ноября 2011 г.
Рассказ безусловно классный. Я читал его в самолёте и во время посадки у меня дико заложило уши и затрещала голова. А я как раз читал последние страницы рассказа, в итоге мы с Пирксом страдали синхронно и эффект получился потрясающий:insane: !Одна деталь мне показалась странной: когда на экране впервые появился «объект», Пиркс пытался рассмотреть его в бинокль. Но ведь это же всего лишь «экран«! это тоже самое что смотреть в бинокль на телевизор. И Пиркс вроде знал что это экран... Но в целом очень хороший рассказ.
Гриф Рифт, 28 февраля 2011 г.
В этом коротком рассказе Пиркс попадает в непростую ситуацию. Он должен выяснить, куда же пропали два пилота: Томас и Уилмер? Патрулирование зоны, где пропали эти два челнока с пилотами, казалось бы, не даёт никаких результатов, как вдруг возникает пучок света, убегающий от корабля Пиркса. А Пирксом в этот момент движет любопытство, и естественно он отправляется в погоню... в результате так начинается игра в кошки мышки.
Но вот что странно: в тот момент, когда Пиркс смотрит на себя в зеркало и видит чудовище, он не может предпринять какие-либо действия, и снова деревенеет. Не понятно, что это было в данный момент? И хотя по прибытии Пиркса на Землю, после долгих исследований, всё-таки находиться научное объяснение феномену с иллюзией «светлячка», да и психологи смогли объяснить состояние Пиркса на корабле, всё равно остаётся не понятным, куда пропали Томас и Уилмер? И почему Пиркса охватил ступор? Тайна осталась вроде бы раскрытой, но наполовину... Осмелюсь предположить, что два исчезнувших пилота наткнулись на чёрную дыру, в результате преследования «светлячка» и исчезли! Другого ответа я не вижу, а Пиркс как всегда молодец. Жуткое наверно ощущение одиночества в космосе? Думаю да, потому что меня в этот момент охватил ужас!
Alexandre, 15 июля 2009 г.
Как часто у Лема — всё спокойно, и нет никаких причин для волнения. Но причины есть — это судьба пропавших пилотов. И теперь навстречу неизвестности выходит и Пиркс.
Загадки природы, загадки техники, безграничный космос — все это окружает Пиркса, но самой серьезной загадкой является он сам. Этот простой человек, в некотором смысле — крестьянин космоса, который с неистребимой хитрецой выполняет свое дело, даже не догадываясь, что же ждет его дальше. Но что бы ни происходило — Пиркс добросовестно разбирается, и выходит из приключений если и не невредимым, то живым.
Мне нравится Пиркс, мне нравится Лем, мне понравился и этот рассказ, в котором не было возможности догадаться, чем кончится дело. Читал давным давно, с удовольствием перечитал и сейчас.
gorvzavodru, 24 марта 2012 г.
На мой взгляд — всего лишь некоторая вариация на тему предыдущего рассказа (цикла) — о полезности сомнений в корректном функционировании окружающей техники.
Поучительно, конечно.
Зачем, однако, в двух смежных рассказах одного цикла одну тему «мусолить» — не очень понятно. Тема, конечно, злободневная. Но есть ведь и другие...
Рассказ, впрочем, весьма неплох.