FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Таинственный дом в туманном поднебесье»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Голосов:
378
Моя оценка:
-

подробнее

Таинственный дом в туманном поднебесье

The Strange High House in the Mist

Другие названия: Загадочный дом на туманном утесе; Таинственный высокий дом в тумане; Странный дом в тумане на вершине горы; Странный дом в туманных высотах

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Испокон веков возле городка Кингспорта стоит огромный неприступный утес, а на самой верхушке его находится старинный дом. Ни одна дорога не ведет к дому, никто не выходит из него. Однажды приехавший в Кингспорт философ Томас Олни принял решение — добраться во что бы то ни стало до загадочного дома.

Примечание:

Также был опубликован в журн. «Уральский следопыт», № 5-6 за 1994 г. (под названием «Таинственный высокий дом в тумане»).

Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «The Dream-Quest of Unknown Kadath», 1970 г.

— журнал «Weird Tales» October 1931», 1931 г.

— антологию «Weird Tales», 1964 г.

— антологию «The Shuttered Room and Other Pieces», 1959 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2018 // Переводной рассказ. 2-е - 4-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Том 2. Лампа Аль-Хазреда
1993 г.
Погребенный с фараонами
1996 г.
Шепчущий во тьме
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
Загадочный дом на туманном утесе
2014 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Хребты безумия
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Хребты безумия
2018 г.
Хребты безумия
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Всё, что в тебе есть
2015 г.
«Если свет твой — тьма...»
2016 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» October 1931
1931 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
The Shuttered Room and Other Pieces
1959 г.
(английский)
Weird Tales
1964 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Dream Quest of Unknown Kadath
1970 г.
(английский)
Dagon
1978 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІ
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2013 г.

Данное произведение оставило множество эмоций, поразило своей легкостью и одновременно тяжестью филосовской идеи. Этот рассказ похож на ощущение какого-то сна, загадки. Этот рассказ, как какая-то притча или сказка, загадочный, необычайно странный и недосказанный, правильно недосказанный.

Это произведение входит в «Цикл Снов» — еще одну вселенную Лавкрафта, координально отличную от вселенной «Мифов Ктулху», но все же тесно связанную с ней перипетиями пантеона богов. Я увидел знакомые имена и названия: Посейдон, Нептун, тритоны, Атлантида. И знаете, если рассуждать совсем уж по-литераторски, то можно заметить, что древние греки именовали бога морей и океанов Посейдоном, римляне Нептуном, а филистимляне Дагоном. Да-да именно Дагоном, тем самым зловещим Дагоном. И в голове возникает некая путаница: чего именно хотел Лавкрафт для своих вселенных — столкнуть их лбами или осторожно и радикально связать?

Свое знакомство с «Циклом Сном» я начал именно с этого рассказа, и мне еще только предстоит узнать о загадочном вскользь упомянутом Кадате, мрачной темной фигуре, мелькнувшей в окнах дома на утесе, а так же всем этом пантеоне богов и их мировоззрении, возможно тех же самых богов, сменивших только имена( а возможно и мировоззрение тоже), а возможно и нет.

Так или иначе филосовский и эмоциональный посыл данного цикла координально другой, если учитывать другие более мистические работы мастера. И сама философия этой работы(а может и всего «Цикла Снов») заключается именно в какой-то сквозящей грусти, которая по началу не так ярко выражена и скрыта под навеянной чудесностью, добротой и легкостью. То, как все-таки все закончилось, и какой в итоге выбор сделал главный герой, и как в итоге изменился, навевает именно какую-то тяжелую грусть. Чтобы познать какую-либо великую тайну, дотянуться до знаний вездесущих и всесильных богов, необходимо отдать что-то свое, ничто иное как душу. Нужно сделать один единственный и определяющий судьбу выбор между привязанностью к своим близким и познанием самой этой великой истины — истины, которая лишит тебя всего человеческого.

В очередной раз Лавкрафт доказывает свой талант и многогранность, даря для читателей еще один взгляд на сверхъестественное, не такой пугающий, но завораживающий и глубокий.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 октября 2011 г.

«Таинственный дом в туманном поднебесье» является ещё одной из немногих работ мэтра, в которой отсутствуют Древние боги и чудовищные монстры запредельной древности. И это только в плюс идёт рассматриваемой мною новелле. Говард Филлипс Лавкрафт в очередной раз демонстрирует читателям, как удачно ему удаются описания местности и интересные, ничем не затуманенные размышления главного героя. Нетипичным для данной работы является и сам главный герой — философ Томас Олни. Автор не ошибся в выборе центрального персонаж для своего произведения. Подобранный им образ приходится к месту и не кажется лишним или же вовсе притянутым за уши.

Безусловным коньком рассказа является атмосфера. Автору удалось блестяще перенести на бумагу своё видение и представление ситуации и происходящих событий. Читая, ты невольно веришь в реальность всего происходящего, словно в окно смотришь. До такой степени правдоподобно написан «Таинственный дом в туманном поднебесье».

Новелла пропитана некой скрытой магией, недоступной зашоренному взгляду большинства обывателей, плотный занавес которой сумел прорвать главный герой. Вместе с Томасом Олни мы соприкасаемся с природой волшебного, загадочного и прекрасного таинства, тщательно укрывавшегося от взглядов многих, но только не философа, дерзнувшего добиться успеха в поистине тяжелейшем мероприятии. Рассказ с лёгким флером романтики, так несвойственной большинству произведений Лавкрафта, но невероятно точно подходящий под стилистику данного произведения. Окунувшись в лёгкую и чрезвычайно притягательную атмосферу новеллы, я, как мне кажется, сумел отчасти понять скрытый смысл, вложенный Лавкрафтом в это неоднозначное произведение: удивительное и чудесное всегда рядом с нами, нужно лишь посильнее распахнуть свой взгляд, открыть душу и протянуть руку и тогда мы сумеем увидеть много прекрасного, на что не обращаем почти никакого внимания в своих каждодневных заботах. Полагаю маэстро жанра завуалированно намекал нам на то, что никогда, ни при каких условиях ненужно быть чёрствым и поддаваться веяниям безликой толпы. Что ж, отчасти Лавкрафту это удалось сделать, за что уже в который раз хочется сказать ему большое и искреннее СПАСИБО.

«Таинственный дом в туманном поднебесье» можно и нужно читать как поклонникам творчества небезызвестного Говарда Лавкрафта, так и обычным любителям красивых историй, на вроде той, что предоставил на всеобщее обозрение писатель. Здесь есть чему поучиться и что взять за основу. Данный рассказ заставляет задуматься о многих вещах, в том числе и о таких, как смысл жизни и собственная цель в жизни, вкупе с путями её достижения. «Таинственный дом в туманном поднебесье» можно смело назвать одним из эталонов жанра.

И самое последнее: дамы и господа, чудеса всегда обитают неподалёку от нас. Просто нужно по-настоящему хотеть и стремиться их увидеть, и они обязательно откроются нашему взору. Помните и не забывайте об этом. Жизнь прекраснее, чем порой кажется нам. В ней всегда есть место светлым моментам.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2008 г.

Рассказ оставляет ощущение того, что мы прикоснулись... всего лишь прикоснулись к чему-то чудесному и невероятному, чему-то такому, что наш разум не способен представить...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2008 г.

Из рассказов Лавкрафта мне больше нравятся не ужасы, описывающие древних богов, а именно вот такие произведения, где автор намекает нам на какие-то скрытые тайны, где читателю удается краем глаза посмотреть на нечто загадочное. Вот и в этом рассказе совсем мало действия, но его атмосфера производит сильное впечатление. Написан рассказ очень красиво и романтично. Ну а я, наконец, узнал, откуда Райт взял идею стражей Эвернесса.:wink:

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2010 г.

Это не ужасы и не мистика, что обычно преобладает в творчестве автора, а сказка о том, что рядом с нами существует, нечто волшебное и таинственное, не доступное для взгляда обыкновенного обывателя.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2018 г.

Когда волны играют у берега сонного моря,

Когда ветры танцуют для мира, танцуют на солнце под музыку волн,

В Песню Тайны сложатся Вселенских туманов просторы,

И споёт эту песню на вечность поставленный дом.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2015 г.

Мне всегда казалось, что Лавкрафт — это, в первую очередь, наследник европейской готической традиции. Разумеется, готика Лавкрафта совсем не такая, как у его предшественников (и даже современников: сравните творчество нашего героя с рассказами писавшего примерно тогда же британца Эдварда Фредерика Бесона), но это тема для отдельного, интересного и длинного разговора.

Но при более внимательном знакомстве с автором открывается большее: в «Таинственный дом в туманном поднебесье» слышен уже не только готический скрип половиц, но и несущаяся от земли к небесам (или от небес к земле?) песнь романтизма Гофмана и Одоевского. Сказка, как туман, укутывает действительность, и воздух начинает пахнуть иными мирами — ощущение совершенно непознаваемое, но при том знакомое, думаю, почти каждому из нас.

В этом волшебном тумане нет ничего по-настоящему страшного (хотя поначалу я действительно не знал, куда пойдёт история Томаса Олни дальше, к сказке или кошмару), поэтому любителям щекочущего нервы Лавкрафта «Таинственный дом» может прийтись не по вкусу. Призываю их хотя бы оценить удивительную для этого автора чистоту языка, которая безусловно отличает этот рассказ от большинства других произведений, написанных Лавкрафтом.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2014 г.

Рассказ от которого много ожидаешь, но мало получаешь. Всё на чинается с загадочного путешествия в таинственный дом, во все стороны сыпятся фразы о зловещих последствиях этого восхождения для ГГ. Но потом вся интрига сворачивается в миленькую сказку с лёгким философским напылением. И читатель ощущает, что автор ему здорово натянул нос.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2016 г.

Прикосновение к тайне мира до нашей эры.Всего лишь прикосновение и всё... Что-то напоминает царство эльфов -отдельное недоступное. Очень загадочно написано.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх