Г. Ф. Лавкрафт «Модель Пикмана»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ричард Пикмен – великий художник, живописец мрака, портретист легиона демонов. Что же он пишет – свои фантазии или портреты с натуры?
Считается, что это один из рассказов, из-за которых Лавкрафта называли современным По.
Поездка в Бостон послужила импульсом для написания этого рассказа, в котором говорится о туннелях, реально существовавших в городе. Один из них был обнаружен в 1840 году.
Входит в:
— цикл «Ричард Пикман»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos», 2014 г.
— журнал «Weird Tales, October 1927», 1927 г.
— антологию «By Daylight Only», 1929 г.
— журнал «Weird Tales, November 1936», 1936 г.
— антологию «Not at Night Omnibus», 1937 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.
— сборник «The Lurking Fear and Other Stories», 1947 г.
— журнал «Famous Fantastic Mysteries December 1951», 1951 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.
— антологию «The Best Ghost Stories», 1977 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Horror and the Supernatural», 1981 г.
— антологию «A Treasury of American Horror Stories», 1985 г.
— антологию «Rod Serling's Night Gallery Reader», 1987 г.
— антологию «Hunger for Horror», 1988 г.
— антологию «Граф Магнус», 1991 г.
— антологию «The Television Late Night Horror Omnibus», 1993 г.
— антологию «Врата времени», 1995 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «Zombies! Zombies! Zombies!», 2011 г.
— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.
Экранизации:
— «Модель для Пикмана» / «Pickman's Model» 2022, США, реж. Кит Томас
- /языки:
- русский (55), английский (36), французский (1), итальянский (1), украинский (1), белорусский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (86), периодика (3), самиздат (2), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Н. Бавина (1), Л. Брилова (13), М. Волкова (1), Л. Володарская (17), В. Гуринович (1), М. Денисов (1), Э. Серова (1), Ю.Р. Соколов (17), А. Чиеза (1), Г. Шокин (2)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 24 марта 2024 г.
Ричард Аптон Пикман был выдающимся художником, создававшим весьма специфические картины. Их специфичность заключалась не в особом изображении людей или пейзажей, а в создании весьма натуральных образов потусторонних созданий — вампиров, демонов и прочей нечисти. Как выяснилось, автор не выдумывал их, а рисовал с натуры...
Еще один экскурс Лавкрафта в область искусства, на этот раз — в живопись. Не нужно какой-то особой подготовки, чтобы так или иначе судить о написанных кем-то картинах. Большинству людей нравятся реалистичные картины, написанные в стиле натурализма и документализма. Но имеется категория поклонников, для которых главное — не образ, а чувства, которые возбуждает картина. Такое течение в искусстве называют экспрессионизмом. В таком стиле, к примеру, творили Марк Шагал и Альфред Сислей. Создаваемые ими образы были явно искаженными, почти гротескными, зато вызывали в душе зрителя сильный эмоциональный отклик, который ценился больше, чем правдоподобие самой картины. Творения Пикмана, судя по всему, относились к первому, натуралистическому, типу. Чем, собственно говоря, и пугали и восхищали одновременно. Думаю, неким их аналогом сегодня может служить творчество Бориса Вальехо, пишущего в манере «фантастического документализма»: образы на его картинах вполне узнаваемые, почти что фотографические, а вот окружающая обстановка явно не от мира сего. Правда, натуры у него вполне реальные и обычные — особенно женщины, которых он изображает почти исключительно в голом виде. Такой вот специфический вуайеризм: красота тела в нем возведена в ранг своеобразной религии. У Пикмана всё было с точностью до наоборот: он писал самое ужасное и отвратительное, которое могло радовать только самых изощренных извращенцев. Поэтому большинство своих картин он никому не показывал. Исключение было сделано для рассказчика — и то для того, чтобы впечатлить читателя столь необычной формой творчества. Меня лично не вдохновляют ожившие мертвецы и прочая кровожадная нечисть, хотя на монстров Вальехо я смотрю достаточно спокойно и даже с интересом. Так что суть рассказанной Лавкрафтом истории не кажется мне такой уж фантастичной.
----------
РЕЗЮМЕ: рассказ о том, КТО именно может служить натурой для сюрреалистических картин талантливого художника. Недаром говорят, что за подобное мастерство большинство людей готово продать свою душу дьяволу.
Ynona, 18 декабря 2022 г.
Одна из моих самых любимых историй Лавкрафта. Он рассказывает о Пикмане, исключительном художнике, чьи картины в стиле Гойи наводят ужас на героя. Дело не в сюжете (его не так много, и концовка очевидна), а в атмосфере, описание картин завораживает. Рассказчик спускается в метафорический и, возможно, буквальный мир преисподней. Мрачно и жутко, но на самом деле ничего не происходит.Описание адских портретов, и то, как художник, должно быть, общался с демонами, чтобы создать такие реалистичные и пугающие картины подразумевается, но никогда не показывается прямолинейно. Кульминация, хотя и ужасающая сама по себе, заставляет вас задавать вопросы, ответы на которые, или, скорее, отсутствие ответов, заставляют вас содрогнуться. Эта леденящая кровь история, наполненная как психологическим, так и физическим ужасом.
Стронций 88, 13 ноября 2018 г.
Ещё один рассказ не очень-то развёрнутый в плане сюжета, но очень искусный в плане создания тревоги, в плане создания чего-то такого пугающего…
Знаете, я однажды жил в городе, под которым была хоть и небольшая но всё-таки сеть старых тоннелей. Так вот, даже одна мысль, что под твоим жильём может находиться такой тоннель – тёмный, холодный, полный крыс – делает пребывание в нём неуютным. А если уж представить, что там могут быть не только крысы… А ведь такие мысли возникали… Вот этот рассказ живо вернул меня к тем воспоминаниям. Да и собственно без них всё очень жутко. Автор очередной раз показал своё умение не просто создать нечто жутковатое, а заворожить этим. Очень удачно именно написанная вещь – в ней есть нечто живое. Живое передается через слегка сумбурное нервозное повествование рассказчика и через картины бостонского дна доходит до апогея во вдохновенном и мрачном монологе самого Пикмена. Описание страшных картин – на высоте. Сдаётся мне, выглядели они не столь пугающе, чем их описал рассказчик, но в этом-то и мастерство – создать картинку, яркую и насыщенную красками сверхъестественного и живого так, что они запоминаются надолго. Да и сам этот рассказ запомнился надолго. А ещё лёгкая туманность тоже вносила свой колорит – этот невысказанный до конца вопрос: а кем же на самом деле был Ричард Антон Пикмен?
Да ещё нельзя не сказать, что этот рассказ в моём представлении, кроме всего прочего, такая любопытная связка между миром авторской реальности и миром снов – мы же все помним, где ещё объявиться наш Пикмен, и в каком виде… У меня вообще есть теория, что чтобы не писал один автор (каждый автор) какие бы разные вещи ни были, всё равно это будет некая «мультивселенная» только выраженная ярче или слабее. И в этом рассказе я вижу подтверждение данной мысли на примере такого не очень-то любящего переносить героев из рассказа в рассказ автора как Лавкрафт. Для меня все, что написал он, упоминает ли он в своих работах признаки мифа Ктулху или нет, это всё один мир – его мультивселенная, Мироздание по Лавкрафту…
scifighter, 18 июля 2018 г.
Стиль на высоте, но содержание... Интрига нулевая — как только звучат слова об ужасающей реалистичности картин, то уже сразу понятно что к чему. Зачем так долго было тянуть резину? Да, антураж создан тщательно — шаткие дома, старинные закоулки, мрачные подвалы и всё такое. Помимо него рассказу предложить решительно нечего. Быть может если бы автор развил его в полноценную повесть, где было бы рассказано кто такие эти шакалоподобные существа с картин, как Пикман вступил с ними в контакт, возможно чуть больше предыстории главного героя, то вышло бы что-то куда более дельное. А так...
Orion-Seregil, 19 сентября 2019 г.
Что есть великие произведения искусства? Плод больного воображения, отражение души художника, материальное отражение эмоций или преображенная реальность... Пикмен встретил свою «музу», и кто сказал, что она должна быть тонкостаной девой с осиной талией и божественной внешностью? И не стоит стремиться познать источник вдохновения мастера, это сулит лишь разочарование.
Селеста, 15 сентября 2019 г.
Не самый сильный рассказ сборника «Хребты безумия». Описания тварей довольно примитивные, для современного читателя они покажутся скорее карикатурными, чем страшными. Автор усиленно нагнетает ужас перед картинами, на которых изображены те самые твари, поэтому после прочтения ощущается некоторое разочарование.
sergu, 8 января 2018 г.
Как нарисовать подлинный ужас? Как передать кричащую гамму страха цветной палитрой живописи? Только лавкрафтовский талант способен «развести в краске адский огонь и оживить нечисть на холсте мазками своей магической кисти».
Жаль только, что такие картины существуют лишь в воображении писателя. Или к счастью?
avsergeev71, 11 сентября 2016 г.
К вопросу о реализме в искусстве.
Однозначно шедевр. В моем рейтинге — одно из лучших произведений Лавкрафта. «Зацепило» сильно и долго не оставляло.
Бог его знает, как ему это удается, но в процессе чтения нельзя отделаться от впечатления, что автор описывает то, что видел и слышал сам лично. И вот эта то явная правдоподобность влечет за собой настоящий животный страх, заставляя забыть, что перед тобой всего лишь художественная литература. Правда Литература настоящая, с большой буквы. Фабула, сюжет, кульминация, концовка — все сделано настолько идеально, прямо таки филигранно, что придраться просто не к чему.
В общем, настоятельно рекомендуется к прочтению. Десятка с плюсом.
Svetlana Roy, 3 января 2017 г.
Что я чувствовала, читая? Простите, отзыв будет больше об эмоциональных пустяках, чем по существу. Но для меня сегодня настроение важнее структурного анализа… Ну что ж, раз взялась рассказать, начну издалека. Чтение для меня сейчас – это способ обретения равновесия. С помощью получаемых от прочитанного временных, иллюзорных впечатлений на время убирается дискомфорт, чувство тревоги, что гнетёт. Накопленные и нереализованные эмоции, не дают спокойно взаимодействовать с людьми… И вот шуршат страницы… учащается сердцебиение… Больное воображение наполняет жизнью тьму за пределами освещенного торшером круга… Шелестят листы… комок в горле и сухость… Страх… Есть то, что вызывает неприятие, желание изменить или вообще полностью избавиться от этого, выбрав другой путь... Глаза сбегают по строчкам вниз… Замечаю, что беспокойство проявляется уже в движениях… Зачем двигаться, читая в удобном кресле? Но сидеть спокойно не в мочь… И, беря в руки книгу в нормальном состоянии, знала, какого рода рассказ мог написать Лавкрафт… Дрожь… Читать это надо молча… и тают мысли о своем, о чем-то очень глубоком и не поддающемся выражению словами… и остаётся лишь желание поскорее добраться до конца… и, закрыв книгу, включить компьютер. И, прислушиваясь к ночи, написать о пережитом… и немеющими пальцами выключить всё… и нырнуть под одеяло, чтобы продолжить дрожать под ним… И утром проснуться! Проснуться! (я ведь проснусь… никто не проберётся?... ой, мамочка… ко мне когда-то в форточку летучая мышь залетела… но это было летом… ) Фу-фу… выключаю всё и дрожать…
Myrkar, 29 октября 2014 г.
Впервые увидела лавкрафтовскую новеллу с претензией на неформальный разговор, а не на официальный отчет о событиях. Это ее безусловно красит, как и разработка сюжетов картин. Иногда мне кажется, что Лавкрафт и сам хотел быть художником, музыкантом или постановщиком, фотографировать или снимать кино, но все свои стремления сливал в литературное творчество.
Образ гулей немного смутил. Если плоскомордость, острые уши и собачью внешность можно оправдать ссылками на вампиров и типичное трупное животное, одомашненное человеком, то чешую и копыта остаются непонятными, тем более, что эти существа — продукт одомашнивания человека в обратную сторону самими гулями. Другой объект сомнений — фотография. Если учесть, что гули обитают в темных местах, вроде тех же подземных туннелей, то как можно на технику того времени заснять двигающиеся существо без смазывания изображения, ведь недостаток света компенсируется увеличением длины выдержки, а съемка со вспышкой — рискованная вещь.
Вполне вероятно, что Лавкрафт скрывает за этим намеки на родство Пикмана с гулями. Либо они реально распугиваются пистолетными выстрелами. Факт родства подтверждается даже не столько изображением автопортрета Пикмана, а как раз его тягой к столь стремные местам и мрачному искусству. История автопортрета показывает, что он — представитель аристократического семейства, а значит это пример, до чего возвышается падшее существо.
Лавкрафт показал еще одну сторону фамильного аристократизма через тему падений и возвышений, на этот раз через призму не науки, а искусства.
BroonCard, 20 ноября 2017 г.
«Модель Пикмана» — довольно популярный рассказ Лавкрафта среди любителей его творчества. В кругу заядлых ценителей данное творение считается даже несколько «мейнстримной», что в любом случае не мешает быть ему ярким, запоминающимся произведением с финалом пусть несколько предсказуемым, но все равно играющим на чувствах читателя ввиду той непередаваемой атмосферы первобытного ужаса, которая плотным покрывалом обуяла героя рассказа в тот момент, только он познакомился с тем, чьим именем озаглавлен рассказ: Пикманом — невероятно талантливым художником, по факту являющемся источником дуновений макабрического страха, своими леденящими и кожу и тело клещами опутывающего всех. Но ведь подобное должно отпугивать, гнать взашей — это логично. Тогда почему рассказчик, повествующий в границах классического стиля Говарда Лавкрафта, так не делает? Ответы даются: они развёрнуты и понятны, они помогают проникнуться героем и ещё более почувствовать пережитый им страх. То есть не столько сама ситуация пугает, сколько отношение к ней героя, который ранее несмотря на все продолжал ценить и любить Пикмана, как творца. Это возвышение саспенса над содержанием, построение оценки ситуации на информационном пласту об взаимоотношениях — это формирует куда более искренний испуг, нежели он был, создай Лавкрафт сотни раз переписанную историю человека со странными занятиями да воззрениями, который появляется будто из неоткуда и уходит в никуда.
Pickman, 28 марта 2008 г.
Насколько впечатлил меня когда-то этот рассказ, можно понять, просто взглянув на мой ник.
Скажу просто: перед вами полнокровный шедевр в жанре ужасов. Наглухо сносит крышу, после чего сия антресоль восстановлению не подлежит.
Как удалось Лавкрафту достичь такого эффекта, не знаю и знать не хочу, но воспринимается «Фотография» не мозгами и не сердцем, а буквально потрохами. Все внутри сжимается в комок, внутренние стенки артерий покрываются инеем...
Простите, но кроме эмоций, ничего в отзыве представить не умею.
Читать. Желательно — в нежном возрасте.
(А если вам не понравится — что ж, не та кровь в вас течет, не для вас запретные радости Ночного Племени.)
vam-1970, 20 марта 2016 г.
Картины художника Пикмэна никто не покупает, не выставляют, музеи не берут. В чем дело? В запредельном реалистически нарисованном ужасе. Пикмэн приглашает знакомого побывать в его мастерской. Оказывается Пикмэн рисует с натуры, делая для памяти фото.Фото, чтобы не забыть детали чужого мира чудовищ. Ведь не каждый день его видишь — этот мир.
Panzerbjorn, 21 января 2013 г.
Молодому государству Соединенные Штаты Америки отчаянно не хватало истории, уходящей вглубь веков. Оно завидовало европейскому Средневековью, в том числе, фамильным замкам с привидениями и прочим таинственным местам. И оно стало создавать свою готическую мифологию, начиная с пуритан. В славном ряду мифотворцев, кроме Ирвинга и По весомо стоит фигура Лавкрафта. Таинственные подземелья и древние дома Бостона, салемское происхождение главного героя — все работает на создание американской мифологии. Короткая история белых в Северной Америке растягивается как эспандер.
Да, нынче мы избалованы обилием ужастиков в литературе и кино с невероятными компьютерными эффектами. И читать старомодного Лавкрафта совсем нестрашно... Да и омерзение нынче вызывают совсем не гротескные натурщики Пикмана, а скорее российские политические деятели... Но! Но я представляю себе, как бы это читалось в советском детстве, как бы это преломлялось в страшных историях ночью в пионерском лагере! И моя оценка рассказа тут же растет!
Илориан, 8 июля 2014 г.
Может тут о демонах, живущих в глубине наших душ? Вот почитал это и задумался: Лавкрафт так реалистично во всех произведениях описывает всяких «плохишей» из бездны, что может быть он, как и уважаемый Пикмэн, дружил с запредельным...
Но всё же я считаю этот рассказ аллегорическим: настоящее творчество — это отражение собственной души.