FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Показания Рэндольфа Картера»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Голосов:
718
Моя оценка:
-

подробнее

Показания Рэндольфа Картера

The Statement of Randolph Carter

Другие названия: Заявление Рэндольфа Картера; Речь Рэндальфа Картера; Сны ужаса и смерти

Рассказ, год; цикл «Рэндольф Картер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 94
Аннотация:

Друг Рэндольфа Картера Харли Уоррен нашел в некоей книге информацию о некрополе, располагающемся на старом кладбище. Вместе с Картером он отправился туда и спустился в склеп...

Примечание:

Рассказ написан в декабре 1919 года и впервые опубликован в мае 1920 в журнале «The Vagrant». В основе «Показаний Рэндольфа Картера» лежит сон Лавкрафта, который повторяет сюжет рассказа в мельчайших деталях. Произведение знаменательно тем, что здесь впервые выведен образ Рэндольфа Картера, который будет фигурировать в пяти следующих произведениях одноименного цикла.

Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «Ребёнок Розмари», 1993 г.

— антологию «Жёлтый знак и другие рассказы», 1992 г.

— антологию «Логово Белого Червя», 2001 г.

— журнал «Weird Tales» February 1925», 1925 г.

— журнал «Weird Tales» August 1937», 1937 г.

— антологию «Несчастный случай», 2004 г.

— сборник «At the Mountains of Madness and Other Novels», 1964 г.

— сборник «Dreams and Fancies», 1962 г.

— антологию «Before Weird Tales: Early 20th Century Stories Of Horror and the Supernatural», 2013 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.


Экранизации:

«Невыразимый ужас 2: Показания Рэндольфа Картера» / «The Unnamable II: The Statement of Randolph Carter» 1992, США, реж: Жан-Поль Уеллетт



Похожие произведения:

 

 


Тени. Кровавая луна
1991 г.
Жёлтый знак и другие рассказы
1992 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Ребёнок Розмари
1993 г.
Логово Белого Червя
2000 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Несчастный случай
2004 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
За гранью времен
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Хребты безумия
2012 г.
За гранью времен
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Хребты безумия
2016 г.
Ктулху
2017 г.
Сны Ктулху
2018 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» February 1925
1925 г.
(английский)
«Weird Tales» August 1937
1937 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Dreams and Fancies
1962 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1964 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1968 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1985 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1986 г.
(английский)
Omnibus 1: At the Mountains of Madness
1987 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Stories
2002 г.
(английский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
Before Weird Tales: Early 20th Century Horror and Supernatural Classics
2013 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2013 г.

Это самый гениальный по своей сути и задумке рассказ. В нем нет описания каких-то ужасных тварей или кровавых сцен, автор не стремиться заполнить фантазию читателя своими образами и понятиями, а наоборот дает волю для воображения, подкидывая постоянно масла в огонь, мастерски и стремительно ведя эту самую фантазию до наибольшей точки кипения.

В основе сюжета мы имеем двух главных героев, об истинных целях которых не имеем ни малейшего понятия до самого конца, но тем не менее мы наблюдаем что ни на есть самый настоящий ужас и страх. Один из главных героев уходит в самое пекло этого страшного места, и до самого конца мы не понимаем и не осознаем, что же конкретно он видит перед собой, мы не видим картинки, но тем не менее мы слышим его голос, ведь этот персонаж прихватил с собой что-то наподобие рации. И этот сюжетный ход делает практически весь рассказ, именно поэтому нам страшно, нас напрямую и «в наглую» пытаются напугать именно на слух, то есть мы слышим и понимаем, что человеку, говорящему шепотом о страшных вещах настолько эмоционально, как он это может себе позволить, сейчас приходиться очень плохо и жутко, и мы заражаемся этим страхом сами. Это метод ассоциаций, метод самопугания, который работает на основе образов нашего собственного подсознания по средству передачи невизуального информационного потока. И тут я готов отдать честь автору, потому что свою идею в этом рассказе он довел до полного абсолюта.

Все эти реплики и возгласы о чем-то ужасном и противоестественном, непредставимом и неожиданном, казалось бы, выглядят малоинформативными и скудными, такие попытки напугать обычно считаются плохим тоном, ведь по сути это нельзя назвать откровенным и красочным ужастиком. Но страх, который просыпается в нашем сознании, когда персонаж Уоррен начинает неистово кричать и предупреждать о немыслимой опасности, просит бросить его и бежать со всех ног, заставляет поверить в происходящее, а фантазия дорисовывает все остальные кусочки пазла сама. И конечно же последняя фраза, раздавшаяся в этом своеобразном подобии рации, останется в памяти еще на долгие темные вечера и долго не будет давать заснуть, а читатель постоянно будет обдумывать и представлять все эти события, будет пытаться понять, что же на самом деле произошло, будет пытаться заглянуть в тот темный проем склепа, в котором исчез навсегда Харли Уоррен. Именно на это и рассчитывал гений Говард Лавкрафт. 10 из 10.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2011 г.

Потрясающий по силе воздействия рассказ от мэтра мистической литературы. Примечателен тот факт, что в новелле высвечивается новая, почти такая же значимая величина как Великий Ктулху, опытный путешественник по снам — Рэндольф Картер. В «Показаниях Рэндольфа Картера» присутствуют все необходимые для хоррора атрибуты: несколько главных героев, ужасная тайна из древности, ночная пора, кладбище, таинственное подземелье и, разумеется, спуск одного из главных действующих лиц в него. Всё исключительно в соответствии с жанром.

От рассказа Харли Уоррена, описывавшего всё, что виделось ему в склепе, просто мурашки бегут по коже. То, как удачно получалось описывать места непревзойдённому мастеру слова из Провиденса, хочется аплодировать стоя. Талант писателя действительно был безграничен, что и говорить. Создать такие неоднозначные и захватывающие рассказы в те давние годы, дорогого стоит. Из тех писателей, кого я знаю, ещё четверо способны были к столь ярким и неординарным описаниям. Речь идёт о следующих авторах: Артур Мэйчен, Элджернон Блэквуд, Август Дерлетт и Фрэнк Белнап Лонг.

Пожалуй, они являются самыми яркими писателями — визионерами двадцатого столетия.

Самым сильным эмоциональным моментом в рассказе стали финальные слова, которые услышал Рэндольф Картер. Это настоящая жуть, честное слово. Я пишу данный отзыв отталкиваясь от того, как подобные вещи оцениваются в наше время. Переместись все мы в двадцатые годы прошлого столетия, думаю испытали бы чувство первобытного страха. «Показания Рэндольфа Картера» — это захватывающий и одновременно пугающий рассказ. Его действительно интересно читать от начала и до конца. Таким должен быть настоящий хоррор.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 декабря 2015 г.

Восхитительный рассказ...

Идеально иллюстрирующий тезис о том, что непонятный, невидимый, непостижимый ужас оказывает более сильное воздействие на наши нервные окончания, чем заготовленные иными авторами реки крови и горы трупов. Так и не узнав, что именно таилось в недрах склепа и погубило Харли Уоррена, мы имеем замечательнейшую возможность заботливо перебрать все свои персональные кошмары, сложить их в коробочку и принести на слет реконструкторов лавкрафтианского хоррора. И не свои кошмары тоже, а вычитанные и высмотренные в чьих-то книгах, фильмах, судьбах...

Поэтому я не буду упрекать Лавкрафта в обилии недомолвок и недосказанности. Он просто задает тему, а уж домолвить и досказать мы сами в состоянии. Если что, на помощь придет наше подсознание...

Грешным делом, не сильно верю я во всю эту вульгарную абракадабру, зацикленную на комплексах, свойственных впечатлительному мальчику из буржуазной семьи, застигнутому няней за рукоблудием, каковой абракадаброй успешно торгует лавочка, открытая стариком Фрейдом. И термин «подсознание» употребляю в основном ради красного словца. Но поскольку доказать, что подсознания нет, у меня все равно не получится, то пусть оно существует как научно-фантастическое допущение, мне не жалко...

Но вот если вы верите в наличие подсознания, то почему бы не допустить, что Лавкрафт изобразил и то, насколько опасен спуск в темные глубины нашего подсознания. Не стоит идти на кладбище, где тлеют в небрежении разбитые мечты и позорные проступки, не должно проникать в скрытые мотивы наших влечений и страстей, не нужно любоваться темной стороной своей личности...

Не стоит, не должно, не нужно: вот три причины, по которым многие и многие все же рискнут и поставят на кон свое душевное равновесие. Предостерегая, коварный Лавкрафт на деле заманивает в те самые глубины...

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2015 г.

Лавкрафта на один квадратный сантиметр становится неприлично много, и я начинаю находить в нем определенную прелесть. Может быть, это дело случайности, но с каждый новым витком, с каждым новым рассказом его истории приобретают глубину, а мое легкомысленное замечание о вторичности и сравнении можно зачеркнуть. Говард поистине удивителен. Если это уже звучит достаточно глупецки, то представить боюсь, что будет по освоении бигбуковского трехтомника. Точно буду в любви признаваться.

«Показания» – это отложенное знакомство с Картером, которое наконец потихоньку догоняет меня. Он здесь выступает рассказчиком, потерявшим друга и испытавшим неведомый ужас, которому даже не дается объяснения. И ни слова о снах. Только леденящий кровь кошмар наяву да щелчки в трубке. Читателю вручен бесценный дар – возможность использовать свою фантазию на всю катушку и запугать себя самостоятельно. О том, что случилось с другом Картера, пояснений не дается, и подобная сюжетная незавершенность невольно заставляет прокручивать в голове всю историю в попытке найти ниточки, за которые можно уцепиться. Сама идея неведомого ужаса потихоньку оседает в мыслях и становится чуточку стремнее, чем была за пять минут до этого. Это мастерство, перед которым я могу только преклоняться. И отдельный плюс за концовку, за этот простой как пробка ход, от которого невольно идут мурашки по телу, хотя головой понимаешь, что бояться нечего. Нечего же, да?..

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2009 г.

М-да-а. И это Лавкрафт? — подумал я, прочитав рассказ.

Вроде бы неплохой набор компонентов для хорошего ужастика (ночь, кладбище, какая-то странная книга), но то как он (Лавкрафт) пытается нагнать страх и ужас, если честно, то вводит в уныние. Может это от того что я привык читать немного другой ужас (в исполнении Кинга и Баркера) или что-то другое.

Эти постоянно повторяющиеся фразы: вы себе не представляете как это ужасно, человек не выдержит и еще раз «вы не представляете». Да я себе так и не представил: что там такого ужасного (автор дал мало информации по этому поводу).

Это один из первых рассказов Лавкрафта. Пока не очень впечатлил.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2010 г.

А вот это по настоящему страшно. Вчера новью решил прочитать на сон грядущий и взбодрился. Славно бодрит, и хотя я разгадал итог сразу, но эти вопли по телефону были настольку реальны, что я включил по больше света, ибо как-то стало не по себе! :super:

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2015 г.

Достаточно оригинальный рассказ. И вроде бы бросаются в глаза штампы — кладбище, ночь, двое мужчин собираются сделать что то, явно связанное с некромантией...Но при это сложно назвать эти «штампы» негативно влияющими на рассказ. Так как на них акцент не делается и они служат просто декорациями. Так же этот рассказ не насыщен длинными описаниями и созданием атмосферы, как в более позднем творчестве Лавкрафта, и его(рассказ) можно смело назвать легким. Тем не менее уже чувствуется идея, идущая красной нитью в творчестве автора: причина страха не обязательно должна быть подробно описана и успеть наделать много пугающих дел. Достаточно просто осознания, что нечто пугающее находится рядом. Нечто такое, чему ты вряд ли сможешь противостоять.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2011 г.

В этом рассказе Лавкрафт стилистический разгулялся. От некоторых слов действительно дух перехватывает, и даже становится не важна сюжетная линия. А сюжетная линия опят-таки традиционная, положившая начало многим современным ужастикам. Вобщем классика жанра, прочесть стоит (хотя бы для того, чтобы ознакомиться со стилем Лавкрафта).

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2016 г.

Считать по нашему, мы выпили немного.

Hе вру, ей-Богу. Скажи, Серёга!

---

Небольшая зарисовка, выполненная в форме полицейского протокола.

Главный герой, Рэндольф Картер, дает показания в полицейском участке на предмет неких событий, произошедших с ним незадолго до этого, и в ходе которых странным образом исчез его лучший друг Харли Уоррен. Других свидетелей нет, полиция подозревает худшее, и дело приобретает для Рэндольфа Картера совсем скверный оборот. Тут уж запоешь, как птица, — только бы слушали! И главный подозреваемый рассказывает, причем явно не по-первому разу. Только вот несёт он совсем уж какую-то ерунду. Ну, то есть, ерунду с точки зрения стражей закона. Ну а что еще им прикажете думать? Ночь, кладбище, древний заброшенный склеп, какие-то древние книги... Зачем вообще они туда попёрлись, да еще ночью? Не знаешь сам, говоришь? Ох, плачет, плачет электрический стул по Рэндольфу Картеру...

В принципе, мне понравилось. Лавкрафт выступает здесь мастером короткого рассказа. Размер произведения не оставляет места на какой-нибудь хоть мало-мальски проработанный сюжет, да автор явно и не ставит перед собой подобной задачи. Он целиком сосредоточен на описании обстановки и переживаниях главного героя. Ну а тут, как известно, Лавкрафту нет равных. В итоге, получилось довольно стильно и атмосферно. Особенно удалась концовка: всего одна фраза, но «цапнула» очень здорово.

Можно смело рекомендовать тем, кто желает познакомиться с Лавкрафтом поближе, но не располагает избытком времени.

Ставлю десяточку.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2009 г.

Действительно, дежурный набор компонентом «жути» — ночь, кладбище, подземелье... Может быть, кому-то достаточно картинки, созданной этим набором, но мне явно недостаточно. Само описание ситуации — именно литературный аспект! — показался мне весьма и весьма средним. То есть, расчет был именно на тот самый набор...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2009 г.

Лавкрафт жжет. Ночь, старинное кладбище, мрачный склеп, страшный голос, мурашки по коже, дрожь в ногах.

Для того что бы сойти с ума, не нужно видеть УЖАС, достаточно чувствовать его приближение...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2017 г.

Еще один рассказ от лица безумца. Очень ярко описано место действия. В целом, после прочтения, осталось хорошее впечатление. Как всегда интрига и запредельный ужас, описать который не способен человеческий язык, равно как и принять человеческий разум. Погружение тоже происходит, особенно после появления телефона. А в конце даже, как по мне, есть и смешной момент, чем-то напомнивший «Живую мертвечину» С. Рэйми, да простят мне фанаты столь дерзкое сравнение.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2013 г.

Рассказ переполненный сверхъестественным ужасом и это учитывая тот факт, что события происходящие в самой гробнице описаны не были. Слыша леденящие душу крики и безумные слова в телефонной трубке, но не зная, что же именно происходит там, внутри, воображение читателя само вырисовывает картины от которых по настоящему становится страшно.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июня 2011 г.

Именно с этого рассказа, прочитанного в семь лет и началось мое увлечение этим автором. Несмотря на некоторые недостатки, для меня этот рассказ один из лучших в творчестве Г.Ф.Л.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2011 г.

Слова... Шикарные, проникновенные описания, безумно красивые именно той частью страха, что живет в них!

Да, муражки! Да, волнительно!

Но в целом не впечатляет. Даже странно. Хотя стиль авторский, в виде кучи недомолвок и попытки (весьма средней) напугать. Опять же через «это дико страшно», впервые с пафосными нотками в диалогах типа «Беги! Они уже здесь! Это моя вина!»

Заключительная фраза рассказа даже вызвала улыбку. Такой пугают детей. Знаете, как в детстве, выставить перед собой руки и завывать: «Бууу! Уууу! Кладбище!»

В итоге: проходим мимо не задерживаемся, но все же пытаемся зацепить эти гипнотически красивые описания места и ужаса!:)

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх