Г. Ф. Лавкрафт «Гипнос»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Бесконечные эзотерические искания и эксперименты с наркотиками – такова жизнь двух героев этого рассказа. Но один из них зашёл слишком далеко и теперь неминуема кара Гипноса, «властителя снов, ночного неба, безумной жажды познания и философии».
Входит в:
— журнал «Weird Tales, May-June-July 1924», 1924 г.
— журнал «Weird Tales, November 1937», 1937 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— антологию «Les 20 Meilleurs Récits de science-fiction», 1964 г.
— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.
— антологию «Империя мрака», 1992 г.
— антологию «Реаниматор», 1992 г.
— антологию «100 Wild Little Weird Tales», 1994 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй», 2014 г.
— антологию «Харчевня двух ведьм. Лучшие мистические истории», 2016 г.
— антологию «Мистика. Большое собрание историй: переводы», 2022 г.
— антологию «Торжество тьмы. Страшные истории», 2023 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 9 марта 2024 г.
Двое друзей проводят время вместе, наслаждаясь видениями, навеянными при помощи наркотических средств. Они оказались настолько необычными и впечатляющими, что их невозможно выразить обычным человеческим языком. Но на свете не существует ничего вечного: во время одного из своих бестелесных странствий приятели натыкаются на странное препятствие, преодолеть которое смог только один из них. И очень сильно об этом пожалел впоследствии... Небольшая страшилка, посвященная расплате за свои удовольствия. Во времена Лавкрафта наркотики не считались злом и рекомендовались к приему даже фармацевтами. Вспомним, что в Англии официально существовали «опиумные клубы», которые, кроме вымышленного Шерлока Холмса, посещали и очень известные люди — такие, как писатели Томас де Квинси и Чарльз Диккенс. Считалось, что наркотик расслабляет нервную систему и благотворно влияет на характер человека. О привыкании к «кайфу» никто не говорил. Оказалось, зря. Ибо, как утверждает герой Лавкрафта, бог грёз и сновидений Гипнос ничего задаром не дает — расплата наступит хоть и не сразу, но непременно. Правда, не в такой мистической форме. Но от этого она вовсе не станет приятной. За любую привязанность человеку грозят весьма неприятные последствия. Даже за пристрастие к сладкому (диабет) и жирному (атеросклероз сосудов). Мораль сей басни такова: не стоит привыкать к приятному и красивому — лучше во всём и всегда соблюдать умеренность. Парадокс состоит в том, что большинство людей, понимая это правило, всё же многократно нарушают его, поддаваясь неумеренным эмоциям.
-------------
РЕЗЮМЕ: притча о вреде устоявшихся привычек, прежде всего — о приеме наркосодержащих средств. Знакомство с ними легко начать, но невозможно закончить.
Iricia, 12 июня 2022 г.
Когда я начала читать рассказ, то думала пошутить о том, как главный герой находит какого-то бомжа на дороге, приводит его к себе, после чего они вдвоём начинают занимаются чем-то, что главный герой «не в состоянии описать», потому что «эти занятия имели слишком мало общего с обыденной жизнью». При этом происходит всё пока они попивают какие-то «таинственные снадобья» -- ну чисто алкоголик объясняется у участкового.
А потом оказалось что это не шутка, только там не алкаши, а наркоманы.
Если серьезно, Лавкрафт никогда у меня не шел, сколько бы раз я к нему не подступалась. Я понимаю, что все эти его «невообразимые ужасы», которые невозможно описать — это вполне намеренно, чтобы читательская фантазия сама дорисовала что-нибудь пострашнее, но меня это просто раздражает при чтении.
Но на удивление этот рассказ даже пришелся мне по душе. Общая канва сюжета любопытна, неопределенность в конце того типа, который мне по душе (не столько неразгаданная загадка, а именно что неоднозначность — оставляющая с мыслью о том, насколько надежным был рассказчик и что из сказанного им было правдой), в принципе идея о том, что есть вещи которые сознание не способно вместить любопытна, так что в целом рассказ оставил приятные впечатления.
Sorok-king, 26 июля 2022 г.
Помню в юности читал несколько рассказов Лавкрафта, тогда они меня не напугали и особого интереса не вызвали, выветрившись теперь из памяти практически бесследно и оставив после себя только ощущение какой-то мрачной, гнетущей атмосферы. Не знаю, попадался ли мне тогда «Гипнос» но прочтя его сегодня, я опять таки не обнаружил здесь какого либо интереса, но бросился в глаза жирный минус — этакий приём, когда автор говорит «то, что я увидел, описать невозможно» -, причем в таком коротком рассказе он прибёг к нему дважды! Не мне критиковать великого Лавкрафта, но как-то это выглядит слабовато.
skela2982, 17 мая 2023 г.
Очередной рассказ Лавкрафта на тему сновидений и путешествий в них. На тему миров, находящихся по ту сторону, миров прекрасных и ужасных, и того, что может скрываться за этой гранью, за гранью, которую иногда лучше не переступать, если не хочешь расплачиваться за это до конца жизни, жить в постоянном страхе, и не отличать реальность от вымысла.
Рассказ, как это нередко бывает у автора, без единого диалога, и чуть меньше чем полностью состоит из атмосферы, и она тут отличная, но кроме нее, по сути ничего и нет. Ощущение парения духа/души в иных сферах передается автором отлично. Финал рассказа для меня был немного неожиданным, видимо уже отвык немного от автора, и если трактовать финал не в пользу главного героя истории, то можно сказать, раскрывает ещё одну тему — о вреде наркотиков.)
Ещё один из тех рассказов автора, где остаётся непонятным, было всё таки, или не было.
korsrok, 30 июня 2018 г.
«В ту ночь ветры из неизведанных пространств неудержимо мчали нас к безграничным пустотам за пределами мысли и материи»
Экстраординарная парочка употребляющая мощнейшие наркотики с целью выйти в эфир — проникнуть в астрал, подняться в высшие сферы, — относятся к своему увлечению весьма фанатично, желая докопаться до самой сути мироздания Вселенной. Однако, цена за тайные знания высока и путь исследователей опасный.
Стронций 88, 8 марта 2019 г.
Для начала скажу, что я читал этот рассказ в сборнике «Хребты безумия» издательства «АСТ» в серии «Мастера магического реализма», и к этому сборнику у меня есть претензии. Это ж надо так составить сборник, что из всего многогранного творческого наследия сюда попали произведения, после которых нет-нет да задумаешься о некотором однообразии… Вот и сейчас, прочитав самое начало, думаешь: ну вот, опять история о путешествиях в грёзы и попытках достигнуть там некой невыразимой истины… И поначалу так оно и выходит, только в отличие от других рассказов, в которых грёзы эти в основном чарующи и по-странному манящи, мир, в который погружаются наши герои, болезненно страшен. Может наркотики тому виной? Да и вообще этот рассказ можно считать и антинаркотическим тоже. Но больше всего он напоминал мне такой негативный вариант рассказа «По ту сторону сна» (тоже, кстати, представленный в сборнике) –
chao reptans, 17 февраля 2019 г.
Рассказ, пропитанный безумием и похожий на кошмарный сон или сильнейший наркотический приход, повествует об одной из любимых тем Маэстро — столкновение ничтожного человека с могущественными невыразимыми силами. В произведении отлично передана человеческая страсть к познанию запредельного и неизведанного, и наказание, которое ждёт того, кто в своих изысканиях зашёл слишком далеко и посмел приравнять себя к высшему, запретному и недоступному знанию.
Потрясающий небольшой рассказ о сверхъестественном мистическом ужасе, достойный места среди лучших текстов Лавкрафта.
Orion-Seregil, 18 сентября 2019 г.
Велик и подчас ужасен мир сна — от безобидных блужданий по давно знакомым местам до полета над безднами и непознанными мирами. В погоне за новыми ощущениями, тайнами царства Гипноса двое мечтателей прибегают к любым изощренным методам лишь бы достигнуть желанной цели. Но порой цена достижения — это ваша собственная жизнь, о чем задумываются лишь единицы. Есть то, чему не дано быть изведанным смертными.
wertuoz, 21 августа 2013 г.
На самом деле смысл рассказа глубже, чем может показаться на первый взгляд. Это неких прообраз всех тех сюжетов про внутреннее я, про иллюзорность представления, про кардинально противоположные взгляды на одну и туже проблему, но в тоже время реальную угрозу для персонажа в целом.
При этом угроза может трактоваться по разному: либо это просто деструкция человеческой психики, либо это действительно что-то запредельное и необычное, неподвластное объяснению. Проще говоря: либо главный герой переборщил с дозой наркотиков, и ему нужна действительно серьезная медицинская помощь, либо в своих экспериментах с галлюциногенами он нашел или открыл что-то неведомое и непонятное, что погубило его окончательно, ведь человеческий мозг — это загадка, и множество почвы для теорий и версий, типа входа в параллельную реальность и т. п. И в этом основная суть рассказа. Автор очень подробно пытается описать ход мыслей такого персонажа, заставляет поверить в такую действительность, где для главного героя существует реальная угроза, а не просто так, что он переел каких-нибудь грибов и можно считать его безумным. Автор предлагает взглянуть на эту проблему под другим углом, глазами потерпевшего, где открывается другая правда о других мирах и другом чуждом пространстве.
Этот рассказ не претендует на что-то серьезное. Он не подрывает устои медицины, больных наркоманов будут лечить так же, как и лечат сейчас. Идея рассказа имеет все таки фантастическое начало. И относиться как-то презрительно в затронутым темам в этой работе не стоит. Стоит оценить по достоинству именно глубинный смысл, в образах которого всплывает иное измерение, где поджидает зловещая и непомерная сила.
По-моему этот рассказ можно смело относить ко вселенной Мира Снов Лавкрафта.
Это отличное произведение., где ставится вопрос ребром, где автор предлагает выбор о том, кому верить в сложившихся обстоятельствах, и при этом открывает чужой и запредельный мир Сна, жуткий и зловещий. Читать однозначно стоит, при этом понимая, что это все таки фантастика, но со смелым замахом на иную теорию о человеческой психике и человеческих возможностях.
Илориан, 7 июля 2014 г.
Судя по многим произведениям, Лавкрафт ставил две цели: заставить читателя бояться и заставить его мечтать. В «Гипносе» он попытался заставить нас думать. Можно думать о вреде наркомании — наверно автор был бы не против. Можно думать об извечной человеческой жажде глубинного познания тайн и причине их недостуности. А кто-то будет думать о власти над миром... Это рассказ-зеркальце, такое маленькое, как и это повествование, но позволяющее человеку увидеть кто он сам. В начале, правда, хочется бросить чтение, так как кажется, что во всём нет никакого смысла. Но постарайтесь, дочитайте... И подумайте, чего бы вы хотели в этой жизни... или за её пределами.
Vindermur, 6 ноября 2018 г.
Попадание в другой мир и друга как-будто и не было. Гипнос из далёкого прошлого открывает свои потусторонние врата для путников
Caspian, 30 сентября 2011 г.
Рассказ «Гипнос» можно оценивать с разных сторон и давать ему самые что ни на есть диаметрально противоположные оценки. Всё зависит от индивидуального чувства восприятия читателей. Данное произведение является не только одним из самых недооценённых творений Лавкрафта, но и одним из самых глубоких. Читая эту новеллу не нужно заострять своё внимание на обёртке, коей, вне всякого сомнения являются наркотические видения главного героя. Мотивы, побудившие сновидца так поступать, вот что является основополагающим в рассматриваемом произведении.
В «Гипносе» Говарду Лавкрафту удалось показать себя отменным психологом. Общий фон картины происходящего с героем выписан поразительно точно и правдоподобно. Терзания и переживания не являются напускными или неправдоподобными. Они кажутся совершенно искренними и настоящими. Словно писатель в своё время пропустил всё это через себя. Будто рассказывает о драме не какого-то там вымышленного персонажа, а отчасти повествует о себе самом, завуалировав истинную суть вещей. Именно таким было моё ощущение после прочтения.
Блестящий, неожиданный и невероятно искромётный финал, послужил для меня катализатором для выставления максимального балла «Гипносу» — одному из самых недооценённых рассказов маэстро жанра. Не пожалейте личного времени на прочтение новеллы. Она способна затронуть ваши сердца также сильно, как в своё время затронула моё.
Pickman, 5 мая 2008 г.
В рассказе встретились две излюбленные темы Лавкрафта: скитания сновидцев в потустороннем мире и мотив запретных для человека мест. Здесь больше литературы, чем чувства и фантазии, однако с концовкой (которая удивит всех, кроме поклонников Чака Паланика) этот флер искусственности спадает, и мы остаемся один на один с невеселыми мыслями о том, что каждый из нас обречен спать и видеть сны...
Сказочник, 2 апреля 2011 г.
Рассказ показался неприятным именно благодаря описаниям наркотических путешествий художника и его вымышленного друга. Показана негативная сторона творчества любого человека, в котором есть креативное начало, поскольку именно это начало является для многих источником слабости (в данном случае это привело к наркотической зависимости и деградации).
teamat_7, 14 октября 2010 г.
В данном произведение совершенно нет ни чего примечательного, на чем можно заострить внимание. Автор рассказывает о наркотических глюках двух персонажей,(или одного я так и не понял) которые употребляют всякую дрянь, и видят не менее дрянные картины.