Г. Ф. Лавкрафт «Сверхъестественный ужас в литературе»
В своем эссе «Ужас и сверхъестественное в литературе» Говард Лавкрафт повествует о том, что всегда существовала, и будет существовать «литература великого ужаса», о ценности «страшного» рассказа как литературной формы. Во введении автор рассматривает критерии принадлежности к такой литературе, отличие ее от других жанров. Интересна идея Лавкрафта о том, что лучшие из страшных рассказов создаются бессознательно, в них важно создание определенного настроя у читателя. Г. Лавкрафт анализирует «зарю «страшного» рассказа», его рождение как нового литературного направления, которое приходится на восемнадцатый век, становление, расцвет и наследие готической литературы. Отдельная глава посвящается Эдгару Аллану По — знаменитому и талантливому соотечественнику Лавкрафта.
Прочитав эссе, читатель не только ознакомится с интересной историей «страшного» рассказа, но и найдет множество ссылок на заинтересовавшие его произведения данного жанра, написанные в разные временные периоды, а также получит удовольствие от неповторимого слога и стиля Говарда Филлипса Лавкрафта, в котором написан данный анализ.
Эссе написано в период с ноября 1925 г. по май 1927 г. и впервые издано в журнале «The Recluse» в 1927 году. Позже, в 1933-1934 гг. Лавкрафт вернулся к своей работе и внёс некоторые дополнения.
Входит в:
— журнал «The Recluse, 1927», 1927 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.
— журнал «Weird Tales, Fall 1973», 1973 г.
— антологию «H. P. Lovecraft's Book of Horror», 1993 г.
— антологию «Черный человек. Американская готика. XX век», 2003 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «The Day They Hanged My Best Friend Jimmy... And 21 Other Weird Tales to Get You Through the Coldest Nights», 2009 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alfie, 29 декабря 2023 г.
Довольно длинное эссе. Но для удобства читателя поделено на 10 частей или глав:
I. Введение;
II. Заря жуткого жанра;
III. Ранний готический роман;
IV. Вершина готического романа;
V. После готической прозы;
VI. Сверхъестественная литература на континенте;
VII. Эдгар Аллан По;
VIII. Традиция сверхъестественного в Америке;
XI. Традиция сверхъестественного на Британских островах;
X. Современные мастера.
Первое, что нужно знать: Лавкрафт не изменяет себе даже в нехудожественной литературе. Но его обязывает цель. Она определяет средства. Отсюда входить в текст довольно сложно (заслуга высокопарного, вязкого стиля). Если же вы знакомы с прозой автора не понаслышке, проблем особых возникнуть не должно.
Размышления Лавкрафта очень любопытны, в особенности его позиция относительно атмосферы как наиболее важной составляющей литературы ужасов. Все прочее: сюжет, герои, диалоги, мораль, идея, логика и т.д. и т.п. уходят на второй, а то и на третий план.
Конечно, это не значит, что про все перечисленное стоит забыть: Лавкрафт не настолько радикален. Но стоит иметь в виду, что если вы уж взялись за написание странной прозы о сверхъестественном/космическом ужасе, то область вашей работы — иррациональное пространство за ширмой мнимой реальности, где все подчиняется логике сна, где нет места дидактике, популизму, мелодраме и сантиментам, одним словом, ничему человеческому; где герои, их действия и взаимодействия, все, что вбирает в себя сюжет, суть инструменты для демонстрации этого пространства. Такова позиция ГФЛ.
Определение космический здесь не синоним слова фантастический и связанно с космосом, звездами и инопланетянами лишь косвенно. Космический значит нечто такое, что связано со Вселенной на наиболее глубинном и принципиально непознаваемом уровне. Космический ужас — не чудовище со звезд и тентакли, но трепет разума перед предвечными первобытными силами и явлениями, сущность которых кошмарна в своей невозможности; это тайна бытия, приоткрывшаяся на мгновение.
Как можно писать о таком, выставляя на передний план сюжет или героя? Только атмосферой способен автор передать суть космического ужаса. И Лавкрафт верен себе и своим принципам. Он делает все в меру своих способностей, чтобы окунуть читателя в этот жуткий водоворот.
Не секрет, что он был очень самокритичен. Его разочаровывала собственная неспособность достичь идеала в передаче с помощью языка своих видений, грез и кошмаров. Тяжеловесность стиля — следствие поисков наиболее подходящего способа для изображения космического ужаса.
Такого же подхода Лавкрафт ждет и от других писателей темных жанров и, исходя из своей посылки, оценивает вклад того или иного произведение в литературу сверхъестественного ужаса, попутно прослеживая эволюцию жанра от мифологической древности до первой четверти XX века.
keellorenz, 16 марта 2023 г.
Прочитав данное произведение, я удивляюсь, почему Лавкрафт не занялся профессионально критикой. Это отличное исследование жанра, просто энциклопедия мистики конца 19…начала 20 века. Так хорошо, что лучше и не надо. Кладезь информации, точные оценки, систематизация, понимание концепции жанра. Благодаря этому трактату я вышел на множество авторов высокого полёта , которые ничего не имеют общего с американской журнальной фантастикой. К прочтению обязательно.
ZhenyaZ, 5 августа 2021 г.
С третьего раза только смог наконец-таки полностью прочесть данное эссе, вооружившись блокнотиком и ручкой (как и многие читатели, наверное) с целью пополнить свою библиотеку ужасов наиболее выдающимися произведениями по мнению одного из самых выдающихся авторов ужасов. Списочек получился, конечно, ого-го. Опечалил тот факт, что некоторые из авторов в настоящее время не издаются, приобрести их книги можно разве что «с рук», либо в букинистических лавках, а часть произведений и вовсе не переведены на русский язык. Тем не менее, многие авторы и произведения популярны и по сей день, что не может не радовать.
Слегка возмутило сначала то, что многие проивзедения Говард Батькович передает в кратком содержании, раскрывая полностью сюжет и его секреты. Как же так, Говард Батькович, спойлеры жеж! Но благодаря этому время чтения эссе значительно сократилось, что, в общем-то, даже к лучшему.
В целом же читать данное произведение довольно интересно, если Вы в принципе фанат литературы ужасов как таковой. Также по-своему приятно читать положительные отзывы автора о произведениях, которые уже мною прочтены и одобрены :)
Большое спасибо Говарду Батьковичу за подборочку, лайк :)
Клован, 10 июня 2019 г.
Прямо некая традиция образовалась: авторы любят писать о том направлении, в котором сами работают. У Толкиена есть замечательные эссе о сказках, у Лема разбор фантастики вылился в многотомное исследование, и у Кинга есть «Пляска смерти». Вот и Лавкрафт отметился.
Не так много рассуждений о причинах появления «литературы ужасов» и её популярности — большей частью перечисление наиболее знаковых произведений этого жанра. Полезно для тех, кто хочет окунуться в истоки готического романа — выписать несколько названий.
Стронций 88, 17 декабря 2018 г.
Эссе «Ужас и сверхъестественное в литературе» для меня вещь едва ли не настольная – я часто к ней возвращаюсь, перечитываю, сверяюсь… Я считаю, что это один из лучших путеводителей по литературе ужасов. Очень многих авторов и произведении она мне открыла и в том числе (что только радует) среди произведений классических. Кстати сказать, тот же «Портрет Дориана Грея», например, я взялся читать после упоминания его здесь, да ещё и после того, как Лавкрафт заявил, что роман Уайльда сильнее и страшнее «Дракулы» Стокера – и я теперь полностью с этим согласен. Но вот сейчас, перечитывая эту работу в очередной раз, я понял, что она сильна не только тем, что открыла для меня многих авторов, а ещё и тем, что она добавляет многое к пониманию самого Лавкрафта. Это, по сути, его творческий манифест в котором он чётко и ясно высказал своё виденье и понимание понятия «страшная литература», определил его значение и историю. И всё это – именно его, личное понимание и виденье. Всё это – по сути, часть автора; а вещи, приведённые тут – это вещи так или иначе «сделавшие» Лавкрафта, сформировавшие его. И тут очень показателен список авторов, о которых Лавкрафт говорил более подробно. Те же По и Дансени, например, это люди, которым автор явно подражал. А Эштон Смит – современник, которым автор восхищался во многих даже своих художественных произведениях. Томас Мур цитируется в нескольких рассказах (в «Безымянном городе» точно)… Вот и выходит, что экскурс в литературу страха и ужаса, конечно же, очень субъективен (меня, например, не перестаёт удивлять, почему в списке не оказалось собрата и друга, Роберта Говарда, который одними только «Голубями из преисподней» уже заслужил место на пьедестале, по-моему); однако во многом это даже плюс – он погружает в мир авторских пристрастий и приоритетов, раскрывает его сильнее для нас, читателей. И этот труд по-прежнему является моим настольным путеводителем, так как авторские индивидуальные пристрастия в мире страшного, по-прежнему являются «вкусными» и для меня.
stas-no, 31 января 2018 г.
Очень недурной обзор «хоррор» (включая, прото-хоррор) литературы, начиная с готического романа 18 в. Этому предшествует толковое введение, в котором автор обосновывает «жанр» особенностями человеческой психики. Довольно обстоятельно автор знакомит с фабулой характеризуемых произведений, что помогает до некоторой степени понять, стоит ли такое читать самому. Взгляд достаточно субъективный, постоянно звучат оценки и пристрастные характеристики, хотя в отношении отдельных крупных фигур автор явно следует уже сложившейся литературоведческой традиции.
wertuoz, 13 мая 2013 г.
Работа «Сверхъестественный ужас в литературе» очень скрупулезная и подробная. В ней освещается очень много аспектов жанра литературы ужасов, показаны ее источники, дана адекватная критика ее развития от начала до конца, а так же привидена и доказана теория ее возникновения как таковой.
Конечно, человек, работающий и творящий в данном жанре, должен задумываться над поставленными вопросами, и то, какие выводы сделал об этом Лавкрафт внушает немереное уважение к данному автору, как к личности, многогранной и талантливой.
Слог автора как никогда сочный и публицистически красочный. Наверное, это его особенность — писать, пусть и не о художественных формах, но интересно и лаконично. Мы видим не привычные метафоры, где-то субъективные, но адекватные оценки, а так же этим самым понимаем какие-то сокровенные принципы и правила, которых придерживался сам автор в написании своих собственных работ, и в чем-то можем сделать выводы о том, как он, возможно, относился к своим собственным произведениям.
Что же о смысловой основе, то тут мы видим подробный хронологически выведенный рассказ о возникновении и развитии литературы ужаса как таковой. Лавкрафт описывает запомнившиеся для него наиболее яркие произведения, авторов, их жизнь и особенности таланта. И даже в этих микросюжетах, рассказанных путь и чужими устами, все равно чувствуется какая-то мощнейшая эмоция, значит та или иная работа попала в список Лавкрафта не зря.
Из данного эссе можно получить кучу полезнейшей информации, взять на заметку многих авторов, многих работ, интереснейших по версии автора, а так же узнать о том, как же все-таки все это начиналось, не от строгой учительницы литературы, которая, возможно, уже отбила всякий интерес ребенка, а от самого мастера саспенса, который уже давно доказал свою значимость и талант в литературе сверхъестественного ужаса.
sham, 30 декабря 2009 г.
Что можно сказать — замечательно! Хотелось читать дальше и дальше — о современных мастерах ужасов в том числе. Лавкрафт на протяжении сотни страниц демонстирует колоссальную компетентность в вопросе. Ужас в литературе начиная с мифов до начала 20-го века. Здесь я с удовольствием почитал о тех, чьи фамилии я впервые увидел на Фантлабе: Ходжсон, Рандклиф, Дансени, Гюисманс, Лефаню и десятки имен, увиденных мною впервые. С огромным интересом прочитал главу, посвященную Эдгару По, было очень любопытно, хоть я и не в восторге от его творчества, но сейчас активно читаю его рассказы, поэтому все пошло в нужном направлении.
А сколько классиков занималась писательством об ужасном: Бальзак, Байрон, Шелли, Флобер, Диккенс, Мопассан и многие другие. Ждем библиографий классиков.
Единственное жаль, что несмотря на полное рассмотрение ужасной литературы Европы, Азии и Америки, Лавкрафт совсем не коснулся нас — России. Я так ждал главу о ней, но не дождался. Было бы очень интересно почитать его мнение о гоголевском Вие.
erich zann, 26 декабря 2009 г.
До прочтения данного эссе я много чего не понимал в готике и ужасах. В нем полностью систематизируется и объясняется смысл и задачи этой литературы, так же Лавкрафт приводит большое число авторов и произведений сыгравших значительную роль в жанре. Я к примеру познакомился с очень интересным и почти не известным у нас английским мистиком Артуром Мейченом.
Pickman, 28 марта 2008 г.
Обязательное чтение для всякого, кто всерьез интересуется ликами ужаса в литературе (периода от появления письменности и до 30-х годов XX века). Едва ли не исчерпывающий обзор; во всяком случае, названных здесь книг хватит, чтобы обеспечить вас хорошим чтением на многие годы.
А язык Лавкрафта завораживает даже в публицистике; столько синонимов слова «страшный» и, скажем, «богомерзкий» я и представить не мог (это касается не только оригинала, но и добротного перевода Людмилы Володарской). Если учесть, что он был из читателей скорее восторженных (и очень субъективных, кстати), чем рациональных, и большая часть произведений, упомянутых, в СУвЛ, очень ему нравилась, то его заслуги еще больше. Сами посудите: обычный фанат пишет о любимом предмете в выражениях «отлично», «замечательно», «превосходно», «великолепно»... ну и «супер», в наше безъязыкое время.
Лавкрафт же испытывал тысячи эмоций и умел их красочно передать, так что о каком бы рассказе или романе он ни рассказывал, сразу чувствуешь уникальный, неповторимый вкус описанной истории. За это ему вечная благодарность от духовных потомков...
alex_kr, 16 марта 2008 г.
Данное произведение является больше документально-историческим и представляет собой исследование развития литературы о сверхъестественном начиная от истоков и заканчивая временами Лавкрафта. Читать было очень интересно, тем более что когда я учился в лицее, то писал курсовую на тему «Литература ужасов», и данная книга оказала мне неоценимую помощь...