Филип Дик «Городишко»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Верну Хаскелю все осточертело в его родном городе Вудленде: и работа, и люди, и… ну вообще все! Единственная отдушина – это его хобби, миниатюрная копия родного города, которую он строит всю жизнь в подвале своего дома…
Входит в:
— сборник «The Golden Man», 1980 г.
— сборник «Пересадочная станция», 1987 г.
— журнал «Фантакрим MEGA 1992'6», 1992 г.
- /языки:
- русский (9), английский (3), украинский (1)
- /тип:
- книги (9), периодика (1), самиздат (3)
- /перевод:
- А. Жаворонков (6), Е. Поляков (1), Д. Старков (1), Л. Ткачук (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 2 марта 2024 г.
Маленький человек, который становится главным заправилой в городе.
Интересно, что поздний Филип Дик относится к своему герою отрицательно — видел в нем тирана и деспота. Но тот градостроительный план, Что предложен Верном Хаскелем выглядит убедительно, прогрессивно и справедливо.
В Вудленде не было ни парков, ни детских площадок, не хватало медучреждения и т.д. И все это появилось благодаря рачительному хозяину. Не стоит считать простых людей дураками. Я в «нулевые» годы занимался консалтингом и много внимания уделял градостроительной деятельности «большого человека» — мэра Москвы Юрия Лужкова и прекрасно видел, как тот «отличался» варварской застройкой древнего города, провалил дорожное строительство и развитие инфраструктуры, разрушал и коверкал облик столицы ,чувствуя себя здесь полноправным хозяином.
А Верн Хаскель совсем не такой. Что же касается зловещего финала с «черными воронками», то зло должно быть наказано. И «сильная рука» — это не синоним тирании, а залог порядка.
В общем я категорически с поздней оценкой Дика не согласен!)) Его рассказ прекрасный и, как и положено в искусстве, умнее своего автора.
Стронций 88, 27 декабря 2019 г.
За более чем двадцать рассказов в сборнике «Пересадочная станция» к каким-то вещам у Дика начинаешь привыкать, какие-то ходы предугадывать, тем паче, что в нём собраны произведения приблизительно одного периода. Вот и тут, как только появляется копия города, а герой подаётся как уставший от реальности человек – так сразу кажется, что вот появится многомирность Дика, и только ждёшь, какую форму это приобретёт.
С другой стороны, тут я поймал себя на мысли, что не будь в рассказе фантастического окончания (а, значит, и выходящей за все рамки прозорливости доктора), то он был бы другим: был бы о маленьком человеке, доведённом жестоким миром до срыва, до смерти, раздавленный им, а яростное изменение в модели города – такой акт протеста, яркий и символичный; но это тоже вполне бы рассказу подошло.
romanpetr, 27 декабря 2015 г.
Может ли человек силой желания и мысли перестроить свой окружающий мир и поменять свое настоящее? Филипп Дик обратился к несколько нестандартному решению насущной проблемы своего героя — Верна Хаскеля, проживающего в маленьком провинциальном Вудленде , казалось бы, под неподъемной рутиной, словно липкой паутиной захватившей того .
Жизнь проходит , а изменений положительных никаких. Кругом одни сплошные лицемеры, даже супруга и та стоит, как кость поперек в горле. Единственной отрадой остается скрытое хобби в подвале собственного дома — настоящая копия родного городка в миниатюре с железной дорогой и прочим; строительство коей началось ещё в радужном детстве , и усовершенствовалась вплоть до последнего момента... Только там и только там можно сбросить гнет повседневной обыденности. Но можно все ли изменить без остатка?
Автору довольно четко и здорово удалось прописать своих персонажей, жизненный уклад городка Вудленд , что довольно близко можно соотнести с реалистической обстановкой произведения и только эффектная концовка , повествующая о грядущих изменениях, уводит нас мир чего-то необъяснимого и запредельного. И это действительно прекрасно, потому что Дик доказал, что мог бы выступать не только , как автор научно-фантастической прозы , но и как современный писатель-реалист! Прекрасный рассказ!
vam-1970, 23 октября 2017 г.
Напрашиваются две идеи рассказа. Первая — созидание городка и жизни под себя.Старый город осточертел и работа в нём тоже. Хаскель создаёт городишко так , как он представляет идиллию своей жизни. Вторая — человек, зажатый реальностью жизни и не поднявшийся в ней выше определённой черты, наконец-то создаёт себе благополучный мир и кем он там становится ? -...мэром! А злобы у него хватает на многих! Как говорят из грязи да в князи. И сам Дик в комментарии к рассказу делает упор на этой второй идее сюжета.
newcomer, 26 июня 2016 г.
Хочешь написать замечательный рассказ — пиши о реальных людях и их мечтах. А там тебе и психологический триллер, и мистика и все, что душа пожелает. Автору браво! Фантастических допущений — ровно столько, сколько нужно, чтобы поверить в реальность описываемых событий.
redmarie, 18 июля 2012 г.
Весьма реалистичный рассказ. Ф.Дику в нескольких штрихах, фразах, строчках, абзацах удается набросать правдоподобные портреты героев своих произведений.
С первых строк Верн Хаскель у меня не вызывал ничего, кроме антипатии. В душе этого человека только «жалость к себе и ненависть к окружающему миру». Все надоело и опостылело? Возьми себя в руки и постарайся что-то изменить. Лучше всего в себе самом, но у Верна есть «подопытный» — родной город в миниатюре. Мне стало до невозможности обидно, что, в принципе, благое деяние —
Преклоняюсь перед воображением автора.
Yazewa, 11 апреля 2010 г.
Эта история очень напоминает работы Р.Брэдбери, так мне показалось.
Проекция реального мира, заменившая его собой: сначала в восприятии создателя, потом — буквально. Рассказ словно материализует детские мечты, когда может ожить картинка любимого гобелена над кроватью, на палубу игрушечного кораблика ночью выбегут крошечные матросы, а пластмассовый поезд отправится в необыкновенное путешествие. А если нарисованного Бармалея замазать жирной кляксой, — он исчезнет навсегда.
Все мы испытываем потребность уходить от обыденности, рутины, сложностей и несправедливостей окружающего мира. Уходим в книги, фильмы, коллекции, спорт. И порой именно это постепенно становится главным, — тем, ради чего можно терпеть опостылевшую реальность...
god54, 20 января 2011 г.
Я всегда преклонялся перед увлеченными людьми, людьми, которые вопреки мнению других титаническим усилиями строят свою собственную реальность. Это даже не фантастика, это выше, это серьезный рассказ о человеке, который сумел подняться над обыденностью, преодолеть кризис среднего возраста и совершить выбор между «надо» и «хочу», где первое — это долг, а второе — это мечта. Жаль, что концовка получилась несколько радужная, за пару абзацев до конца можно было бы прервать повествование — было бы жестче и реальнее по жизни. Написано очень реалистично, жестко и впечатляюще.
Pupsjara, 5 февраля 2008 г.
Рассказ действительно впечатляет. Человеку, которому все надоело в этом мире, просто не остается никакого другого шанса, выбраться с этой засасывающей рутины, как построить свой город мечты.
nickolos, 12 апреля 2007 г.
Рассказ про человека которого все достали. Он создает свой мир. Некоторые создают миры в книгах, он выбрал оригинальное решение. В итоге у него появляется место где он может отдохнуть от безумного мира. Думаю каждый хотел бы иметь что-то вроде этого, чтобы периодически отдыхать от безумия творящегося вокруг.
ivanna33, 6 октября 2006 г.
Бегство от себя самое неблагодарное. И хотя город в рассказе внешне получился довольно симпатичным, мне кажется, атмосфера в нем будет нездоровая — при таком-то мэре!
Ank, 24 августа 2006 г.
Действительно, когда сталкиваешься с чиновниками-вымогателями и прочими пожарниками-ментами-СЭСовцами, так и хочется сделать со всеми ними то же самое!
tevas, 19 сентября 2005 г.
Блестящая идея, блестящая реализация! Был потрясен этим рассказом до глубины души! Больше говорить ничего не буду, потому как раскрою всю соль этого рассказа.
АЛБАНСКИЙ СОЛДАТ, 22 сентября 2005 г.
Я бы так же хотел бы......... и чтоб ни одной сволочи не было