Моделирование — один из способов исследования и познания мира. С его же помощью заранее умозрительно или реально готовится преобразование окружающей действительности.
В фантастике моделирование может рассматриваться двояко:
как важная фантастическая деталь в сюжете произведения;
как способ изобретения невероятных ситуаций вообще (см. статью «Моделирование фантастических идей»).
В данной статье рассмотрим лишь некоторые виды моделирования из первого варианта.
Считается, что приключения Гулливера в странах лилипутов и великанов предвосхитили появление геометрического 3D-моделирования. Дж. Свифт очень наглядно показал, как будет себя чувствовать человек в мире с изменённым масштабом.
Математическое моделирование с применением алгоритмов в ходу у парочки конструкторов-всемогуторов из цикла С. Лема «Кибериада». Они способны оцифровать всё — от неуязвимого для охотников монстра до всей Вселенной с целью её полного погружения в абсолютное счастье. Трудно представить, что эти фантазии и ряд других произведений были написаны ещё тогда, когда заря компьютеризации едва брезжила.
В повести «Бесконечные миры» к Саймак предлагал задать начальные параметры какого-нибудь социального строя и, запустив систему в ускоренном режиме времени, ознакомиться с результатами. Это позволило бы скорректировать путь развития реального общества. Смела и оригинальна идея В. Журавлёвой из рассказа «Приключение» — построить такую модель мира, где постоянная Планка равна другой величине, чем в нашей формации.
Большинство подобных примеров пробуждают интерес к науке, но напрямую так происходит не всегда. Программист из повести В. Дрыжака «Всевышний Сидоров» создал модель саморазвивающейся Вселенной, похоже, просто от скуки. Развлекательный момент в большей мере присутствует и в практике неких экстрасенсов, плодящих альтернативные миры (М. Ахманов «Скифы пируют на закате»).
Другое отличие фантастического моделирования в качестве фантастической детали граничит с магией. Так называемый «закон магического подобия» — один из законов существования волшебных миров — гласит, что предметы и эффекты перенимают свойства своих подобий. Типичный пример: сделал куклу врага — начинай наводить порчу, прокалывая её иглами и тому подобное. Но этот же принцип можно использовать и в созидательном плане, как это делается для починки самых разных предметов, оперируя их суррогатами (Л. Спрэг де Кэмп, Ф. Прэтт «Дипломированный чародей»).
Но научный подход не уступает и здесь. Для построения упрощённых моделей всего, чего угодно, включая человека, придуман специальный прибор в рассказе Р. Баландина «Схематизатор Пупова». Пребывая в виртуальности, персонажи вмешиваются в ход нереальных событий (А. Столяров. «Мелодия мотылька»). Но тогда возможен и «обратный процесс». Во всяком случае, в рассказе В. Колупаева «Седьмая модель» на смоделированной планете, годной для обитания находят инопланетянина-телепата, который и сам способен на деяния своих создателей.
Эту идею можно развернуть в обратном направлении, что было давным-давно сделано С. Лемом в цикле «Из воспоминаний Ийона Тихого», выписавшего бесконечную череду реальностей, последовательно моделирующих друг друга. Затем этот ход был неоднократно обыгран, например, в фильме «Тринадцатый этаж».
Всякое моделирование предполагает существование неких исходных компонентов и прототипов (аналогов). Без оных способен был работать лишь сам Демиург при сотворении мира. Его менее опытные коллеги из повести Г. Гуревича «Бхага», пытаясь создать разумную жизнь на Земле «набело», не гнушались отнюдь не виртуальными глобальными катастрофами…
Список произведений, в которых упоминается термин:
Сортировка:
Циклы произведений
Дипломированный чародей / The Compleat Enchanter
[= Enchanter; Harold Shea / Приключения Гарольда Ши]
[использование моделирования для поломки предметов, либо их починки]
// Авторы: Лайон Спрэг де Камп, Флетчер Прэтт
7.83 (504)
-
26 отз.
Романы
Город и звёзды / The City and the Stars
(1956)
[любые изменения в жизни города вначале тестируются на модели города, которая является проекцией из банков памяти]
// Автор: Артур Кларк
8.39 (1714)
-
83 отз.
Симулакрон-3 / Simulacron-3
[= Counterfeit World; Тринадцатый этаж]
(1964)
[создание модели города 30-х годов 21 века, названной Симулакрон-3]
// Автор: Дэниел Ф. Галуй
7.89 (94)
-
11 отз.
Мечтают ли андроиды об электроовцах? / Do Androids Dream of Electric Sheep?
[= Bladerunner; Бегущий по лезвию бритвы; Бегущий по лезвию; Снятся ли андроидам электроовцы; Мечтают ли андроиды об электрических овцах?]
(1968)
[моделирование настроения человека специальным прибором — искусственным стимулятором мозга]
// Автор: Филип Дик
8.34 (4283)
-
136 отз.
Рай без памяти
(1968)
[моделирование поведения человека инопланетной цивилизацией]
// Авторы: Александр Абрамов, Сергей Абрамов
7.55 (400)
-
16 отз.
When HARLIE Was One
[ранняя версия романа]
(1972)
[учёный-робопсихолог изучает возможности построения модели «идеального управляющего» для корпораций]
// Автор: Дэвид Джерролд
-
Герой Нижнеземья / The Hero of Downways
(1973)
[искусственное создание наиболее подходящих жизненных форм для чужой планеты: в компьютер закладываются данные об окружающем мире, а компьютер создает варианты живых существ, совершенно приспособленных к местной экологии]
// Автор: Майкл Коуни
7.06 (32)
-
6 отз.
Человек плюс / Man Plus
(1976)
[американские военные используют моделирование, чтобы предугадывать события до того, как они происходят]
// Автор: Фредерик Пол
7.43 (181)
-
6 отз.
Время против времени
[= Серебряный вариант]
(1978)
[герои попадают на планету, где создана своеобразная модель земной жизни]
// Авторы: Александр Абрамов, Сергей Абрамов
6.65 (292)
-
11 отз.
Осмотр на месте / Wizja lokalna
(1982)
[название произведения связано с проверкой информации об этой планете, полученную с использованием компьютера для генерации — предсказания путём моделирования — на Земле]
// Автор: Станислав Лем
8.29 (839)
-
22 отз.
Мир на Земле / Pokój na Ziemi
(1985)
[все разработки вооружения переводятся на Луну и продолжаются без вмешательства людей. Каждая страна имеет свой сектор, в котором в течение некоторого времени искусственный интеллект моделирует вооружение, а затем производит и испытывает его]
// Автор: Станислав Лем
8.38 (1092)
-
25 отз.
Гиперион / Hyperion
(1989)
[где-то в скоплении Геркулеса построена модель Земли]
// Автор: Дэн Симмонс
Дарвиния / Darwinia
(1998)
[в Архиве смоделированы все разумные существа, каждое действие которых предопределено, поскольку когда-то уже случилось]
// Автор: Роберт Чарльз Уилсон
7.05 (243)
-
19 отз.
Дивергент / Divergent
[= Избранная]
(2011)
[инициируемые проходят процессы моделирования, которые погружают их в реалистичный мир, где они должны бороться со своими страхами, один за другим, пока человек либо преодолеет этот страх, либо сдастся]
// Автор: Вероника Рот
6.72 (449)
-
20 отз.
Повести
Бесконечные миры / Worlds Without End
[= Миры без конца]
(1956)
[использование моделирования для корректировки пути развития человеческого общества]
// Автор: Клиффорд Саймак
7.54 (257)
-
7 отз.
Безумие
(1972)
[ученые создали самообучающуюся машину с искусственным интеллектом, моделирующую умственную деятельность человека]
// Автор: Юрий Тупицын
7.25 (41)
-
1 отз.
Всевышний Сидоров
(1993)
[создание модели автономной саморазвивающейся вселенной]
// Автор: Владимир Дрыжак
Городишко / Small Town
[= Маленький город; Городок]
(1954)
[Вернон Хаскель всю жизнь строил в подвале дома точную копию своего города. После этого он сделал себя мэром своего придуманного города и сбежал в него от реальности]
// Автор: Филип Дик
7.60 (332)
-
14 отз.
Трансформатор / Transformer
(1954)
[герой живёт в городке, который является частью пейзажа в модели игрушечной железной дороги]
// Автор: Чед Оливер
6.75 (4)
-
1 отз.
Мир «теней» / Shadow World
[= Мир Теней]
(1957)
[тени изготавливают модели вещей, людей и машин]
// Автор: Клиффорд Саймак
7.48 (333)
-
11 отз.
«Машина смеялась...»
[из дневника]
(1961)
[группой ученых была создана машина, предназначенная для моделирования человеческих эмоций]
// Автор: Генрих Альтов
6.68 (112)
-
5 отз.
Загадка задней ноги
[= Великий КРИ]
(1961)
[машина пытается создать непротиворечивую модель барана с семью ногами и без мозжечка]
// Автор: Аркадий и Борис Стругацкие
7.95 (1067)
-
20 отз.
Первый контакт
(1961)
[эксперимент, направленный на моделирование возможного контакта с иным разумом]
// Автор: Генрих Альтов
«ПМ-150»
(1963)
[моделирование живых организмов: нервной, мышечной деятельности и т.д.]
// Автор: Север Гансовский
6.73 (65)
-
4 отз.
«Цунами» откладываются
(1963)
[компьютерная программа для моделирования военных действий начала вести себя непонятно и загадочно]
// Автор: Илья Варшавский
6.49 (152)
-
4 отз.
Разговор с чужой тенью
(1963)
[моделирование человека во всей его полноте — с разумом, чувствами и абстрактным мышлением]
// Автор: Анатолий Днепров
6.11 (64)
-
4 отз.
Киска
(1964)
[в далеком будущем создается кибернетическая модель кошки]
// Автор: Ольга Ларионова
6.85 (101)
-
4 отз.
Красные бусы
(1964)
[моделирование процессов, проходящих в живой клетке, при синтезе пластмасс]
// Автор: Илья Варшавский
Rat Race
[= Крысиные гонки]
(1966)
[возрождение модели железной дороги в далеком будущем]
// Автор: Рэймонд Ф. Джоунс
4.83 (6)
-
1 отз.
Подопытные кролики / Les cobayes
[= Морские свинки; Подопытные свинки]
(1966)
[профессор разработал собственный метод, с помощью которого он моделирует характеры людей]
// Автор: Анри Труайя
7.18 (170)
-
7 отз.
Знакомый голос / Знайомий голос
(1967)
[некий ученый смоделировал мозг другого человека]
// Автор: Игорь Росоховатский
6.92 (12)
-
Приключение
(1969)
[построение модели мира, где постоянная Планка равна другой величине]
// Автор: Валентина Журавлёва
7.58 (174)
-
4 отз.
Вэля и мой компьютер / Vela i mój komputer
(1970)
[получение прогноза результата знакомства с девушкой через компьютерное моделирование]
// Автор: Адам Яромин
5.80 (57)
-
1 отз.
Скрипка для Эйнштейна
(1972)
[музыка может служить средством моделирования]
// Автор: Роман Подольный
Твои руки, как ветер...
(1975)
[вычислительная машина моделирет все эмоции, на какие только способны живые существа]
// Автор: Владимир Фирсов
6.88 (79)
-
2 отз.
Проба личности
(1978)
[фантоматика — неотличимая от настоящего модель прошлого, компьютерная голограмма]
// Автор: Дмитрий Биленкин
6.54 (186)
-
12 отз.
Сто моих рождений / Сто моїх народжень
[= Мысль / Думка]
(1980)
[если бесконечно усложнять модель, у неё могут появиться собственная воля и собственные цели, неподконтрольные исследователю]
// Автор: Игорь Росоховатский
5.95 (66)
-
2 отз.
Хозяин судьбы
(1980)
[моделирование собственного будущего]
// Автор: Борис Никольский
6.79 (55)
-
1 отз.
Седьмая модель
(1982)
[на смоделированной планете находят инопланетянина-телепата]
// Автор: Виктор Колупаев
Тринадцатый этаж / The Thirteenth Floor
(США, Германия, 1999)
[разработана совершенная модель виртуальной реальности, создание которой повлекло за собой цепь таинственных убийств]
// Режиссёр: Джозеф Руснак