Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Венера )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На Венере обнаружено необычайно богатое месторождение руд, которые с большим трудом и огромными денежными затратами добываются на Земле. Этому месторождению дали название — «Урановая Голконда». Попытки высадить на Венере исследовательские зонды ничего не дали. Через некоторое время сигнал переставал поступать на станции. Попытки высадиться на планету на ракетах старого типа заканчиваются гибелью пилотов.
Для штурма Венеры советские конструкторы создают межпланетный корабль нового типа — фотонную ракету «Хиус». Разведка таинственной «Урановой Голконды» и устройство на ее берегах первого ракетодрома поручено отборной шестерке отважных межпланетников.
- Написано в 1956–1958 гг.
- Беловой вариант не сохранился. Несколько последовательных черновых вариантов представлены машинописными копиями в папке «Страна багровых туч». На основании них в 1997–2000 гг. С. Бондаренко с согласия БНС проводилось восстановление канонического текста повести.
- В 1959 г. повесть «Страна багровых туч» (ещё в рукописи) получила третью премию конкурса лучшей книги о науке и технике для школьников, проведённом Министерством просвещения РСФСР (первая премия этого конкурса была присуждена «Туманности Андромеды» И.А. Ефремова).
- Первое издание было подписано к печати 23 июля 1959 года. Оно стало первой авторской книгой Стругацких.
- На 60-летие со дня публикации первой книги братьев Стругацких Гугл поставил праздничный логотип (doodle).
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > цикл «Предполуденный цикл»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 286
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2985 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)
Экранизации:
— «Бриллианты русской литературы на "Острове Андерс". Аркадий и Борис Стругацкие» 2018, Россия, реж. Егор Северный
- /языки:
- русский (41), немецкий (6), испанский (1), латышский (1), чешский (1), эстонский (1), польский (2), словацкий (1), венгерский (3), армянский (1), румынский (1), сербохорватский (2)
- /тип:
- в планах (2), книги (47), периодика (3), самиздат (2), аудиокниги (4), цифровое (3)
- /перевод:
- В. Бергер (5), И. Блок (1), М. Витрисал-Мулич (1), К. Изакович (1), А. Куско Фло (1), Р. Лугинская (1), Я. Пискачек (1), Э. Симон (1), Л. Телига (2), Р. Томинг (1), И. Фёльдьяк (3), Э. Х. Джанджапанян (1), М. Чолич (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 24 января 2025 г.
Итак, после того как мы всей школьной толпой прочли «Каллисто» и «Каллистяне» — самый умный из нас (это не сарказм, это было признано всем коллективом :) показал мне багровый томик «Страны багровых туч» (это было либо издание 1959 либо 1960 года).
Я раскрыл его и первое, что я увидел — ползущего по скалам робокраба (вездеход) на фоне ядерных грибов (по поводу ядерных грибов мы были хорошо в курсе, так как первый этаж основной учебной секции школы был завешен яркими цветными плакатами на тему ГО — как раз по дороге в спортзал).
Такое начало было весьма ободряющим и уже на следующий день я, после школы — пошел не домой, а сразу в читальный зал (думаю, что целых десять лет эта книга протянула только благодаря тому, что выдавали ее в читальном зале, а не в абонементе :)
(Родители работали и мое отсутствие дома после школы могли заметить только соседи. А им все было по барабану :)
Итак, прежде всего надо пояснить, что за времена были тогда: про 1968 (чехи) и про 1969 (Даманский) все уже успели забыть. Война во Вьетнаме шла своим чередом, никак не отражаясь на нас. Про Анджелу Дэвис никто еще ничего не слышал (по моему, основной базар тогда был по поводу дворца пионеров на Чукотке, но могу и ошибиться :)
Как раз тогда меня начали отправлять в магазины за покупками (хлеб, молочные продукты и разные сладости). И да, в магазинах все еще было (ну, кроме мяса, его покупали исключительно на базаре, в нашей провинции).
Более того — к каждому празднику витрины наших Гастрономов украшали тематическими инсталляциями, выполненными довольно искусно (ну примерно так, как там, на Западе, и сейчас украшают на Рождество) — мы специально ходили их смотреть по всему нашему областному центру.
ТВ же было беспредельно скучным (в 60х было веселее) — до первых Бенефисов оставалось достаточно много лет. Радио тоже было унылым в плане музыки (нет, песни -то были хорошими, но все — в одном и том же стиле, см фильм Быкова «Телеграмма», он там поэтому поводу хорошо проехался :)
И вот на этом сероватом фоне я и начал читать «Страну». Это был восторг и трепет — самый настоящий боевик!
И иллюстрации были хороши — все эти жуткие безглазые шлемы (куда там Кингу :) и футуристические автоматы.
Воображение работало будь здоров, и для него был единственный выход — я таки вылепил из пластилина «Хиус», те самые автоматы и крабовездеход (на спичках :)
Авторы, конечно, навели жути — особенно с исчезновением одного из членов экипажа. И с красной плесенью, окружавшей вездеход.
(Думаю, если бы не тот застой — имела бы смысл экранизация, и тогда бы мы точно забили баки и Лукасу и Ридли Скотту :)
В общем и целом — восторг, уважуха к авторам и жажда продолжения (оправдалась только после чтения «Пикника» в томе «Современной фантастики», я до него добрался только через год, примерно).
На то время эта книга была одной из самых популярных (в нашей возрастной категории, конечно :)
Но! Прочитав ее почти тридцать лет спустя (после покупки всех книг серии «Миры братьев Стругацких») — почувствовал, что, собственно, мое мнение ничуть не изменилось — это таки одна из лучших вещей у АБС, причем лучше и довольно скучного и давно устаревшего «Возвращения».
Причем я с удовольствием прочел и фанфик по «СБТ» в той же серии (Василий Щепетнёв «Позолоченная рыбка») — как то самое долгожданное продолжение. Кстати, весьма логичное и правдоподобное (уже на взгляд взрослого человека) И там и там по пять баллов из пяти, несмотря на совершенно разный подход.
«Быков улетел, но обещал вернуться» (с) из той же эпохи :)
Hades-2, 19 сентября 2024 г.
Насколько я знаю, в 1959 году повесть подвергалась значительной цензуре, и канонический текст восстанавливался в 90-е годы. Энтузиастами, потому что самому Борису Стругацкому было в лом это делать. Смотрите-ка, какая цаца. В общем, то, что мы читаем сейчас — не совсем то, что прочли советские школьники, а также Иван Ефремов и Сергей Королев.
И вот этот самый новоизданный канон, снятый с черновиков АБС, в пух и прах разбивает миф о том, что якобы в молодости Стругачи были за коммунизм, а где-то в 1965-м у них произошел морально-политический перелом. Не было перелома. Они с самого начала являлись антисоветчиками.
По всей книге щедро рассыпаны кукиши в кармане. То есть, буквально на каждой странице. Вскользь, очень хитро, почти незаметно. Вся повесть вообще пронизана удивительным пессимизмом, и после ее прочтения лететь в космос совсем не захочется.
Итак, по «Стране Багровых Туч», в СССР будущего:
- не заботятся о людях;
- все делают через одно место;
- думают только о карьере;
и т.д.
Что бы герои не предприняли — ничего у них не получается, как хотелось. Смерть ждет за каждым углом. Космос чужд и бездушен. Вся вещь, несмотря на заявленный жанр НФ, пронизана ощущением какой-то непостижимой таинственности бытия. Я не знаю других авторов, которые так ловко создавали бы этот эффект. Ну, может, Станислав Лем еще умел. Есть такое выражение, «пугает неизвестность». Очень неудачное, заключающее в себе логическую ошибку (ведь, если что-то человеку действительно НЕ-известно, то оно для субъекта и не существует, то есть, не может ни пугать, ни смешить, ни так далее). Так вот, эти фантасты — АБС и Лем, «пугали неизвестностью» мастерски. И я соглашусь с Дмитрием Быковым* (иноагентом), который сказал: «Стругацкие порой пугают так, что Стивену Кингу и не снилось».
С самого начала АБС нагнетают ужас в отношении Венеры и всего, что с ней связано. Среди авторов хоррора мало найдется таких же умельцев. Вообще написано первоклассно, без штампов, богатым языком и с точностью деталей. Как вспоминал Крапивин: «Читаешь и видишь все, что происходит, чего почти никогда не встречается у большинства других писателей».
ИМХО: загадочный капитан Анатолий Ермаков — агент КГБ, приставленный к экипажу следить и не пущать.
Ann.Mcart, 17 июня 2024 г.
«Мы не боимся смерти, мы только не хотим ее...»
Книга, написанная на спор и положившая начало совместному творчеству двух братьев, книга, начавшая новую эпоху в фантастической литературе, книга, которую я читаю уже во второй раз.
Герои живые и интересные, каждый со своими тараканами и маленькими слабостями, как-то стихосочинение геолога Юрковского — самого красивого члена экипажа (это слова писателей, не мои) или неодолимая тяга к еде штурмана Крутикова🤭 или желание капитана Ермакова отомстить планете за все отнятые жизни друзей и жены. Вначале истории межпланетников описывают общими внешними чертами, но глава за главой, мы узнаем больше об их натуре и о том, что скрывается за всей этой показной шелухой
Если смотреть с точки зрения нашего века, то да, видны недочёты и преувеличения, но не нужно забывать, что книга была написана в догагаринскую эпоху и задолго до аварии на ЧАЭС. И для того времени, если учесть, что о планетах, космосе, да и жизни там в целом не слишком много известно было вообще, на мой взгляд, авторы действительно справились. Сборы, полет, посадка — действительно достоверно прописано! Как и сама планета, в такой расклад верится, и Стругацкие решили именно такими способами и теориями объяснить и существование плотного «заслона» вокруг планеты, который кстати и правда есть, и с газовыми облаками тоже правда, только в реале учёные до сих пор точно не знают, что именно подпитывает венерианскую атмосферу, а самый мощный сверх современный аппарат продержался всего лишь несколько часов на её поверхности.
История о Венере напоминает по духу произведения Джека Лондона, где такие же сильные, несгибаемые духом покорители новых вершин. Если так подумать, то в «Любви к жизни» мог бы человек без еды столько прожить и двигаться, как главный герой (у Стругацких герои)? Вступить в схватку с хищником (феноменами Венеры), хотя был совсем ослабевшим. Тяга к жизни творит чудеса и мне приятно думать, что в «Стране багровых туч» именно она и двигала группой выживших на пути домой.
mikey, 30 марта 2024 г.
У любых писателей бывают первые романы. Обычно это такая утешительная фраза, особенно красиво звучащая с высоты оценки всего писательского творчества, когда отдельные люди садятся за изучение проблемы «места творчества писателя в огромном мире литературы». Но, на мой взгляд, к данному роману эту фразу можно отнести и в несколько ином виде
Сам по себе сюжет романа представляет из себя очень продуманную и логически законченную цепочку. Начиная с подготовки, полета, затем блужданий по Венере, и развязки. Авторы очень своевременно кидают различные опасности на пути героев, при этом, как бы это не было заманчиво, не повторяются. Скачок радиации, галлюцинации, проблемы внутри коллектива, неисправность техники — все это не выглядит в романе как клише космических путешествий, хотя идеи то, в общем, не новые. На фоне нормального процесса протекания полета они выглядят именно так как должны — как борьба человека с неизвестными ему стихиями, а не борьба человека с собственными ошибками. А ведь именно об этом и весь роман. О том, что умение рисковать, стремиться к неизведанному — это уже делает наш вид владельцами вселенной, нужно лишь время. Восторг, который передается читателю из отдельных реплик, поведения героев, поддержка, отсутствие амбиций, честолюбия, которые обычно встречаются в таких авантюрах — это вообще о какой-то новой породе человека, в которую так верили авторы.
Тоже самое можно сказать и о героях романа. Среди них нет какого-то одного выдающегося — по крайней мере до конца романа. На мой взгляд, это очень удачное решение, которое дополнительно увлекает при чтении: вопрос, кто главный герой. Но с другой стороны, ведь не об одном человеке это, не о выдающейся личности, которая самостоятельно в критические моменты боролась со всеми опасностями — с этими опасностями в лице героев боролся Человек. Сегодня один, завтра другой. Но дело человека оно непоколебимо.
Единственное, что выдает дебют авторов — несколько избыточные оды о совершенстве техники. В какой-то момент это начинает приедаться. Но сама продуманность, внимание к самым мелким деталям (на мой взгляд, от неопытности) поражает.
Алираэль, 26 июня 2024 г.
Не могу сказать, что получила много удовольствия от чтения этой книги.
Первая треть — экспозиция, медленная, вдумчивая. Читателю постепенно рассказывают о нужных ему деталях устройства мира недалёкого (на тот момент) будущего. И выдают пачку героев, у каждого из которых есть фамилия, имя, отчество, специальность, внешность и даже характер. И поди запомни, кто есть кто. Хотя всё, что нужно, запомнится само собой, когда герои перестанут ходить кругами и разговоры разговаривать и начнут выполнять свои роли.
Незадолго до старта начинается интересная часть. Фантастические технологии, подробности плана, подготовка, обучение. Тренируются так, чтобы основную задачу миссии мог выполнить любой член экипажа, даже если остальные погибнут. Возникает ощущение, что все самые важные функции (пилота, радиста, геолога) распределены так, чтобы выполнять их могло несколько человек. Чтобы, например, если кто-то погибнет, остальные всё равно смогли вернуться домой, а не остались на Венере из-за того, что некому управлять планетолётом.
Удовольствие подпортило сначала сообщение о бурной растительности на Марсе, а потом — описание некоторых представителей флоры и фауны самой Венеры. Да, тогда все о таком писали. Но сейчас это расстраивает.
В какой-то момент у меня появилось ощущение, что выполнив задачу, все герои погибнут. Потому что это советские люди, у которых “Умри, но сделай”.
В итоге книга попала в категорию “Не люблю, но уважаю”. Ещё один героический подвиг советского человека. Ещё один шаг в покорении Вселенной. И будущее, в которое хочется верить, несмотря ни на что.
Incnis Mrsi, 20 июля 2024 г.
Напомню про эпизод, когда «Хиус» оказался на пути коронального выброса массы и космонавты уже прощались с жизнями. Причём на Земле заметили только вспышку на Солнце без каких-либо локальных последствий. Подобный случай действительно был в 2012 г. с аппаратом «STEREO-A». Вы много где в фантастике (тем более, настолько старой) читали про капризы и опасность Солнца?
alekscooper, 23 декабря 2023 г.
Эту книгу я прочитал в таком возрасте, что и подумать страшно, но окончательно убедился, что такое будущее приближать стоит, ради такого будущего стоит жить и что-то делать, а ради другого — а другого будущего собственно и нет, иначе это не будущее, а продолженное настоящее. Книгу можно обсуждать с разных сторон, хотя, честное слово, учитывая, что это произведение 50-х годов — не особо хочется, надо понимать, что из времени нынешнего не может всё выглядеть идеально.
Отмечу то, что, кажется, не упомянули в отзывах: с какой нежностью в эпилоге Юрковский пишет Быкову. Мы вообще где видели, чтобы люди нормально относились друг к другу? Есть у нас образцы дружбы в современной литературе, кино? Я пишу эти строки, когда на разный лад обсуждается сериал про малолетних ублюдков с их стадной низменной культурой. Вот и понимайте, какое будущее нам уготовили те, кто рассказывает про то, как было в стране, подарившей нам ранних (тут надо подчеркнуть, что именно ранних) Стругацких.
Lunetta, 18 сентября 2023 г.
Понравилось. Открываю для себя Стругацких заново.
Сложно воспринимать СБТ, как НФ, но как социальную фантастику — отлично, как о судьбах людей — прекрасно. Чуть наивно, чуть непонятно, чудно, но интересно.
Читала с удовольствием и берусь за следующую книгу.
Тимолеонт, 14 июня 2022 г.
Просто прекрасная «планетная» фантастика. Новый, предельно опасный «мир смерти», который исследуют отважные первопроходцы ради бесценных ресурсов и блага человечества. История удачна со всех аспектов — здесь и увлекательные приключения, и «достижение поставленной цели», и великолепное описание венерианской «жизни», и взаимодействие между сильными людьми, которые хоть и легкомысленны, но ради исполнения своей цели готовы на любое самопожертвование, подвиг и лишения. Эта «Легкомысленность» — вообще моя единственная претензия к книге, не могу поверить, что таких людей могли послать на такую важнейшую задачу-подвиг, но можно списать на художественное допущение.
Стругацкие в целом продолжают разрабатывать тему «неразумного подвига», при котором героизм приносит больше вреда, чем пользы. Планомерно доносится мысль, что на фронте освоения новых планет, наук и достижений, спокойные и методичные профессионалы будут гораздо полезней, чем отчаянные сорвиголовы.
Отдельная похвала — начальной части книги, когда экспедиция только планируется. Сделать такую подготовительную часть не менее интересной, чем кульминация — это надо уметь.
Нортон Коммандер, 24 августа 2020 г.
«Страна багровых туч» это фантастика относительно близкого прицела. Сейчас мы уже приучены к более изощрённой фантастике. Приучили нас к этому в том числе и сами братья Стругацкие — в их «Мире Полудня» гуманоиды и негуманоиды, сверхцивилизации, инопланетные артефакты и глубокая философия. А тут — просто экспедиция на соседнюю планету. Тем не менее, эта повесть — несомненная классика, и что удивительно — увлекает не меньше, чем самая изобретательная современная фантастика. «Страна багровых туч» попросту хорошо написана, хоть это и первая книга Стругацких; и кажется, что даже если б в этой книге вовсе не было ничего фантастического, она всё равно бы читалась с интересом, благодаря языку, сюжету и героям.
Повесть написана ещё до полёта Гагарина, а действие её происходит в конце 20-го века, в условном 19.. году. В это время в мире ранних Стругацких в Союзе уже построен коммунизм и люди летают на Венеру, Марс и спутники Юпитера. Пожалуй, этот мир мог бы сбыться, если бы каждый подходил к выполнению своей работы так, как делают это герои «Страны багровых туч». Мы потеряли это будущее, поэтому повесть вызывает некоторое сожаление. И поэтому становится понятно, почему изменились со временем сами братья Стругацкие и их произведения. Поздние Стругацкие, дожившие до конца 20-го века, стали мудрее, но в то же время циничнее, пессимистичнее, злее по отношению ко многим вещам. Это закономерно, все мы с возрастом понимаем, что мир не соответствует нашим представлением о нём, а будущее не исполняет наших желаний.
Молодые Стругацкие способны вдохновить мечтой, зрелые — поставить сложные философские вопросы, поздние — поделиться неутешительной мудростью. Для нас ценно всё их творчество, в том числе и самая первая их книга — «Страна багровых туч». Можно представить, как зачитывались этим произведением на момент выхода; но и сейчас оно способно поразить воображение.
A.Catsman, 15 апреля 2020 г.
Да, это первая и, конечно, не лучшая книга Стругацких. Наверное, можно даже понять, почему они ее не любили и долго не переиздавали. Да, она и стилистически не
идеальна, хотя это удивительно хороший роман для дебюта. И поражает уже мощью таланта, равного которому нет и, как мне думается, никогда не будет. Вот что удивительно,
когда я всю сознательную жизнь перечитываю Стругацких, многие вещи (не эту) — десятки раз. «Хромую судьбу», «Гадких лебедей», «Град обреченный» — именно десятки раз,
и никогда не надоедает. Случай уникальный. Буквально непостижимый.
Мне жаль тех убогих, которые хают книги, написанные давно, за их технические и идеологические «несовершенства». Люди, у которых недостает фантазии и умишка, чтобы просто представить иное время, иной уровень развития техники (Интернета нет!!! — основная претензия, да и хер бы с ним, кстати, и без него было не плохо). Ну, пусть читают современную фантастику, где нет ни единого автора, хотя бы сопоставимого талантом со Стругацкими. Никто не задавался вопросом — почему? А убогим вообще нет смысла читать фантастику. Ну, если нет ни интеллекта, ни воображения... Да, и кстати, книги они предпочитают не покупать, а скачивать (как, еще деньги платить, собирать библиотеку, это ж на пиво не хватит!). И кто дает право вообще судить о подобных вещах... дуракам? Это я так, мягко. Ну, не люблю дураков, и прощения их убожеству никакого не вижу. Многим из подобных «рецензентов» надо бы хоть по-русски научиться правильно писать. С ударением на втором слоге.
«Страна Багровых Туч», при всей ее литературной не идеальности, порождает все большую тоску о мире, который тогда казался реальным, ждущим за поворотом, в глубине... Но прошло совсем немного времени, и стало ясно, что мира этого не будет. Все изгадили, просрали. По-разному, со всех сторон. Я, кстати, не обязательно о коммунизме, сменяющем тогдашний советский «социализм». Хотя если это тот коммунизм, который нарисовали в нескольких чуть более поздних книгах Стругацкие — то почему бы и нет? Есть вариант получше? Засрать одну-единственную планету, как это делается сейчас, в попытках, удачных или не очень, добиться личного благосостояния,
не думая, что потом. А потом — любой из катастрофических сценариев, которые подробно расписала фантастика, или какой-то, пропущенный писателями-фантастами.
Может быть, все-таки лучше иной путь? Пусть даже там — «Урановая Голконда»... А книга эта, при безусловных недостатках, хорошая книга.
О будущем, которое мы потеряли...
Сладкий Бубалех, 11 июля 2018 г.
Без пяти минут шедевр советской космической фантастики. Оторваться от текста невозможно с самой первой страницы. Раннее произведение великих мастеров? Да увольте. Это уже матёрые профессионалы. Хочется плакать над каждой строкой. Потому что ТАК сегодня не пишут. Просто немеют. Тупо разучились. Ну а на фоне матёрой антисоветчины царящей сегодня в кино и в литературе читать такое произведение мучительно больно. Больно потому что это могло быть наше будущее. Но мы сами его у себя украли. «Элита в России всегда предаёт», — как говорил один умный человек. Увы, но это голый исторический факт. А ведь такие люди были. В реальной советской жизни. Они строили БАМ, покоряли горы и реки, делали невозможное. Сейчас из «помойной ямы текущей реальности» они кажутся выходцами с другой планеты. Но это наши деды и прадеды. Они БЫЛИ. Такими, какими описаны в данном романе Стругацких. Но человеческая память коротка… Вместо покорения звёзд – фэйсбук, смартфоны и лайки на фото с котиками. Вместо бороздящих бесконечность звездолётов — «ив онлайн». Тупое животное существование. Деградация. Суррогат, вызывающий рвоту. Но можно ещё помечтать… Прочитав эту книгу. Ведь может где-то в параллельной реальности всё это всё-таки сейчас существует.
Да, смешное название у вездехода. Да, с определенного момента герои ведут себя как неразумные подростки (что приводит к трагическим событиям). Лезут куда не надо, трогают то, что не надо трогать (а ведь вроде опытные космолётчики со стажем). Штурман втайне от команды гуляет по планете и чуть не тонет в болоте. Но спишем это на отравление местной атмосферой и вызванные Венерой инфекционные болезни. У команды нет летающих дронов. Нет банальных видеокамер на шлемах или на тех же скафандрах. Что уменьшило бы сразу ряд проблем. Но это всё частности. Потому что роман всё равно прекрасен от начала и до самого конца. И сейчас в 2018-ом году он читается с огромным интересом и наслаждением. Время не властно над книгами братьев. И это уникально.
Grark, 26 мая 2017 г.
Первой книжкой братьев Стругацких у меня был сборник рассказов «Шесть спичек», «Страна багровых туч» стала следующей. Было это очень давно — через год после их выпуска. Читал я её запоем (наверное, из-за нелюбви к Диккенсу и его Пиквикского клуба), лет мне было мало, и я хотел походить на этих космических героев. И, конечно, хотел встретиться с ними вновь! И был необычайно рад этим новым встречам — вплоть до гибели главных героев в кольцах Сатурна. Сейчас многие молодые читатели могут не найти в книгах АБС себе любимцев, но это понятно: другое время, другие отношения в мире, в стране, Интернет и т.д. И даже не это главное. У каждого читателя своё представление о жизни, о мироустройстве, каждый представляет, как бы он по другому устроил этот мир, они не живут прошлым, у них другой вкус. Знаю людей, обмирающих от фэнтези, космических боевиках, попаданцах (я эту белиберду даже не считаю литературой). Много написано произведений по мотивам Стругацких, но повторить их невозможно. НЕВОЗМОЖНО!
ОЦЕНКА: 10
Angvat, 26 мая 2017 г.
Не люблю эту книгу по достаточно субъективной и почти анекдотической причине.
Дело в том, что в детстве, когда интернета не было, а на дворе стояли сумрачные девяностые, это была единственная книга Стругацких в моем доме. И прочитал я ее на ряду с другими произведениями советских фантастов, где бесконечно поднимали космическую целину, закаляли инопланетную сталь и вещали о безвозвратном крахе капитализма. И сделал я по юности и глупости своей для себя один далеко идущий вывод – Стругацкие может и получше многих певцов светлого будущего, но достаточно унылы. И решил я больше к ним не прикасаться. Помню, мне тогда советовали попробовать ТББ (я подумал, что это какая-то антирелигоазная агитка) и Пикник (а я тогда думал, что Сталкер это достаточно точная экранизация, а в те времена я от него засыпал минуте на двадцатой).
И лишь в университете я все же решил к ним вернуться и мягко говоря пардон выпал в осадок, когда выяснил, от чего я оказывается все эти годы воротил нос.
Мораль сей печальной истории проста – не надо делать далеко идущие выводы лишь на основе пары фактов. Зайдя к автору с его не совсем удачной книги, вы можете заранее сформировать о нем крайне предвзятое мнение. Некоторые писатели вполне заслуживают повторных шансов.
P.S. Разумеется, шанса этого заслуживают далеко не все. Шанс того, что некоторые отечественные светила с вычурными псевдонимами вроде «Мария Галактическая» когда-либо создадут что-либо, от чего не захочется вырвать себе глаза лишь при взгляде на аннотацию и название, равен примерно одной квадриллионной процента.
noel, 15 июля 2016 г.
Странно вообще смотреть на это произведение из будущего века. Постоянно в голову лезут непрошенные вопросы, вроде «А где в этом мире будущего США? Их уничтожили или в этой стране не развилась космонавтика?» или «Интересно, а в этом прекрасном СССР есть Гулаг, цензура и квота на количество евреев в вузах?». В этом, признаюсь, и был для меня основной интерес в этой книге. Каким видели счастливое будущее 50 с лишним лет назад? Как его описывали?
И мозг постоянно делает заметки:
- Никаких персональных компьютеров нет. Карты и дневники создаются от руки.
- Все обращаются друг к другу по имени и отчеству.
- Быт человека — у всех на виду. Космонавты не закрывают двери в каюту, роются в чужих вещах и позволяют трогать свои, всё свободное время стараются проводить в компании.
- После загрузки космического корабля никому не приходит в голову убрать оставшийся мусор
- Почти не читают книги (только технические), не смотрят кино, не слушают музыку. Только газеты, пение, чтение стихов вслух.
- Женщины существуют с единственной целью — ждать героев после выполнения сложной миссии. Или не ждать (чтобы герой страдал). В сюжет их не пускают.
- Где-то существуют плохие и безответственные люди, но все, кто попадает в кадр, исключительно честны, преданы своему делу и готовы погибнуть ради великой цели.
Что касается сюжета, то не зря персонажи сами вспоминали первопроходцев-полярников. Если бы не венерианский пейзаж, можно было бы представить, что повесть написал Джек Лондон или кто-то вроде. У нас есть экспедиция с великой целью; в ходе неё случаются разные неприятности и трагедии;
Я, честно говоря, ждал чего-то посложнее. Размышлений о том, действительно ли нужно бездумно вычерпывать недра другой планеты. Попыток сохранить уникальную местную природу, как бы опасна она ни была для человека. Наконец ответа на вопрос, зачем именно человечество должно создавать копию Земли на каждой доступной планете вокруг?
Но нет. Тут всё просто и банально. Длинная дорога, сложные отношения внутри экипажа, опасности и преодоления. И всё.