Аркадий и Борис Стругацкие «Предполуденный цикл»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Производственное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Открытый космос | Венера | Юпитер, спутники Юпитера | Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Возраст читателя: Любой
Цикл описывает стремительное развитие науки Земли и постепенную перестройку характеров землян.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— условный цикл «История будущего»
- /языки:
- русский (137), английский (6), немецкий (15), испанский (1), французский (3), итальянский (2), латышский (1), литовский (1), чешский (4), эстонский (2), польский (5), словацкий (1), болгарский (1), венгерский (6), армянский (1), румынский (1), сербохорватский (4)
- /тип:
- в планах (3), книги (154), периодика (6), самиздат (6), аудиокниги (13), цифровое (9)
- /перевод:
- V. Miliūnas (1), М. Баррьер (1), В. Бергер (5), Р. Бердарская (1), И. Блок (1), А. Буа (1), М. Вага (1), Д. Вейс (1), М. Витрисал-Мулич (1), Б. Габор (2), Л. Дворжак (1), Р. Дегарис (2), К. Изакович (1), Л. Колесников (1), А. Куско Фло (1), Х. Кюбарт (4), Т. Литвиньский (1), Р. Лугинская (1), А. Мёккель (4), Я. Пискачек (3), Л. Ренен (1), Э. Симон (4), Э. Скурская (2), Л. Телига (2), С. Тернавазио (2), Р. Томинг (1), Д. Фюзеси (1), И. Фёльдьяк (3), Э. Х. Джанджапанян (1), М. Чолич (3), Т. Штайн (2), Г. Штайн (2), Б. дю Крес (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 24 июля 2024 г.
Разница в дате написания между «Страной багровых туч» и «Хищные вещи века» невелика, всего шесть лет. А вот различия как в профессиональном росте, так и и в тематике рассматриваемых вопросов очень значительны. Первая повесть цикла представляет собой типичный образчик космических приключений в совокупности с традиционными для советской литературы примерами высокого уровня морального облика героев, не позволяющего спасовать перед трудностями и оставить товарища в беде. На такой основе Стругацкими были нарисованы портреты Быкова и компании, явившихся предтечей людей грядущего Мира Полдня. Я очень ценю «Страну багровых туч» давшую старт всем последующим замечательным творениям братьев и являющуюся по настоящему классным произведением приключенческого жанра.
Последующая по хронологии «Путь на Амальтею» без каких-либо существенных изменений принимает эстафетную палочку от первой повести. Те же герои, такие же крайние ситуации, где каждый без прикрас показывает, что он представляет собой на самом деле. Фигура Быкова здесь становится центральной, как образец настоящего космического капитана, способного быть примером для многих будущих поколений. Так рождаются легенды, так закаляются характеры от соприкосновения с подобными личностями, как сталь в умелых руках опытного металлурга. Все на высшем уровне и высокая планка увлекательности здесь по прежнему на своем месте.
А вот дальше видно, что Стругацких начинают интересовать более глубокие проблемы, касающиеся социальных вопросов и моментов формирования человеческой личности. В этом смысле «Стажеры» являются неким переходным звеном к таким философским авторским размышлениям. Стругацкие пока еще осторожно, не столь детально касаются вопросов так непереносимого ими мещанства, расстановки жизненных приоритетов, личных взглядов на человеческое предназначение. Разговоры в Мирза-Чарле, на Бамберге являются отправной точкой для последующих замечательных образчиков подобных писательских размышлений.
И тут появляются «Хищные вещи века», повесть явно отличающаяся от своих предшественников. Здесь уже нет космоса, захватывающих приключений, но в произведении присутствует та же беспредельная космическая глубина, только заключенная внутри человека. Только настоящего человека, а от людских пустышек вымышленной капиталистической страны веет всего лишь мертвым холодом безжизненности, стоит только приподнять яркую сверкающую оболочку. Стругацкие здесь предупреждают о опасности духовной деградации пытаясь по мере своих сил очистить будущее от подобной скверны. Произведение это требует для себя подготовленного читателя, оно может показаться сложноватым, но как говорится имеющий уши да услышит.
Вот такие получились эти замечательные четыре повести цикла. Я считаю их книгами на века, занимающими почетное место на книжной полке настоящего любителя фантастики. Для тех, кто будет читать повести впервые, они возможно принесут такие же ощущения как и первая любовь. Тем, кто будет их перечитывать, наверняка откроются ранее ускользнувшие от внимания нюансы. В подобном и состоит величие Стругацких, навсегда оставивших свой яркий след в отечественной и мировой фантастике.
Iggvar, 12 декабря 2021 г.
Стругацкие — не самые любимые мною из советских писателей-фантастов, но некоторые из романов Предполуденного и Полуденного цикла я перечитываю снова и снова... Вот эти произведения: Страна багровых туч, Путь на Амальтею, Стажёры, Полдень XXII век, Далёкая Радуга. Именно эти романы в моём детстве заставляли думать мальчишек и девчонок, мечтать о героическом покорении Космоса...
artem-sailer, 3 февраля 2021 г.
Не буду разбирать тут отдельные произведения, входящие в цикл, ограничусь лишь общим впечатлением.
Предполуденный цикл знакомит читателя с ближайшим будущим, таким, каким его видели авторы, таким, каким мы бы хотели его видеть, таким, какого в реальности не только не было, но, вероятно, и не могло быть. Слишком уж авторы были хорошего мнения о человечестве. Думаю, впоследствии они осознали своё заблуждение, поэтому параллельно основному циклу стали появляться совсем другие вещи: «Град обреченный», «Пикник», «Хромая судьба». А «Полдень» и предваряющий его «Жилинский» цикл так и остались любимым детищем авторов, сказкой, которую они писали прежде всего для себя и которой, тем не менее, делились с окружающими. Своего рода «синяя папка» с тем, что сердцу близко, несмотря на некоторую наивность и осознание глубины этого самообмана.
Впрочем, не будем о грустном. К чему грустить, ведь впереди меня ждут ещё четыре тома Полдня. Путешествие только началось!
Double Black, 3 февраля 2021 г.
В целом, далеко не лучшее из написанного Стругацкими, но, как и все, что они делали — сделано добротно. Зачатки будущих книг уже видны, дань окружающей действительности отдана целиком и полностью, не верится, что они могли бы сразу начинать с «Улитки на склоне». И ружья развешаны по нужным местам. И герои живые. Объемные. Сейчас читается, как нечто наивное местами и детское. И в список обязательной литературы для прочтения я бы этот цикл не занес.
АтомныйТрактор, 9 августа 2011 г.
Не понимаю тех, которые ставят клеймо «типичный производственный роман». В чем его типичность? Такие вещи могли быть написаны только в одну краткую историческую эпоху и только в одной отдельно взятой стране. Ни до, ни после ничего подобного не создавалось, и, очевидно, долго не будет создаваться. Согласен, тогда было много еще чего написано подобного, но то все благополучно забыто в основном, а трилогия о покорителях Венеры останется навека.
О «Стране багровых туч» и говорить нечего. Эпос. Героический эпос атомно-космического века. Причем заметьте, эпос мирный, что само по себе уникально. Как хорошо, что Стругацким не дали сделать из Быкова танкиста! Так и хочется сказать спасибо, тем хорошим людям из издательства «Детская литература».
Однако в «Пути на Амальтею» героическая атмосфера как бы начинает рассеиваться, а в «Стажерах» в мысли героев закрадывается сомнение. Эдакий червячок, который как бы начинает подтачивать стройное, ясное и, казалось бы, несокрушимое мировоззрение героев и читателя.
Юра и Жилин смотрят фильм «Первооткрыватели», где герои(фильма) исследуют какие-то джунгли, а в конце погибают, успев водрузить знамя. Тут явный намек авторов на «Страну багровых туч». Молодой стажер восхищается фильмом, а «умудренный жизнью» Жилин разносит его в пух и прах.
Интересно, что бы сказал Жилин посмотрев, скажем, сериал «Бригада»? Но не в этом суть. Жилин в общем-то прав, и надо критически смотреть на вещи. Главное следить, чтобы вот этот прокравшийся червячок сомнения не взял верх, и не разрушил в конце концов, вот это великолепное общество устремленное в космические дали...
kkk72, 14 ноября 2008 г.
Я не считаю «Предполуденный цикл» самым сильным из всего, что написали Стругацкие, но для меня он — самый любимый. И если к рассказам я отношусь достаточно нейтрально, то из четырех романов три (кроме «Пути на Амальтею») считаю настоящими шедеврами. Возможно, я несколько предвзят, ведь «Страна багровых туч» и «Стажеры» — это те романы, с которыми началось мое знакомство со Стругацкими, но, мне кажется, даже с объективной точки зрения эти книги — настоящие шедевры.
Итак, «Страна багровых туч». На мой взгляд, блестящий литературный памятник давно ушедшей эпохе, великому и страшному времени. Это в те времена генеральные конструкторы совершали невозможное, рискуя собственной головой. Это тогда партия отдавала приказ и этот приказ выполнялся, невзирая на потери. Это из этих людей делали гвозди — и крепче не было в мире гвоздей. «Страна багровых туч» произвела на меня очень сильное впечатление, в первую очередь, героями. Даже второстепенные персонажи — Краюхин и Ермаков — жесткие до жестокости, целеустремленные до потери человечности, жертвующие другими, но в первую очередь собой, запомнились мне на всю жизнь. Ну а уж неразлучная четверка — Быков, Юрковский, Дауге и Крутиков — такие разные и такие неуловимо похожие, до сих пор остаются моими любимыми героями у Стругацких и ни мудрый Горбовский, ни отчаянный Каммерер, ни благородный дон Румата не смогли отобрать у них первенство.
Да, по сюжету, «Страна багровых туч» — типичный производственный роман той эпохи — прилетели и, преодолевая трудности, покорили, но сколько же в нем внутренней силы! (Вот потому-то человечество и топчется на месте в освоении космоса, что Быковы и Ермаковы, увы, перевелись. А ведь время действия романа — конец 20 века!)
Не могу не отметить блестящий стиль тогда еще начинающих авторов и отличный юмор, удачно вставленный в серьезный роман.
«Путь на Амальтею». На мой взгляд, этот роман заметно слабее других, входящих в цикл. Да, в нем много запоминающихся веселых эпизодов (одна история с Варечкой чего стоит), но как-то он вторичен по отношению к «Стране багровых туч». Герои снова попадают в передрягу, Быков снова спасает всех, но ничего принципиально нового в романе нет. Хотя читается он легко и приятно.
«А вот «Стажеры» — новый этап в творчестве Стругацких, определенное переосмысление жизненных целей и задач. И ведь на первый взгляд, в романе не так много действия, не изобилует он опасными приключениями (ну разве что война с пиявками выпадает из общего ряда). Но как же важна эта книга! Многие ее эпизоды до сих пор для меня — ориентиры в сложных жизненных ситуациях, своеобразный учебник житейской мудрости. Различные конфликты между персонажами — явные и скрытые — заставляют очень серьезно задуматься о жизненных ценностях и приоритетах. Отдельные эпизоды просто замечательны — например, баллада об одноногом пришельце. А уж концовка просто потрясла меня в свое время.
И, наконец, «Хищные вещи века». Наверное, самая актуальная нынче книга Стругацких. Это ведь мы, это наше общество беспощадно изображено на ее страницах. За глянцевой обложкой нашей действительности гнездятся отвратительные пороки. И главный источник всех бед — неумеренный эгоизм, стремление к наслаждением и материальным ценностям. И даже лучшие из лучших могут попасть в эту ловушку. Страшная книга. Горький урок всем нам.
А вместе предполуденный цикл — один из ключевых этапов в творчестве мэтров и источник неиссякаемого удовольствия и неисчерпаемой мудрости — для меня.
тессилуч, 16 июля 2013 г.
Отлично построенная ретроспектива «космического» развития нашей страны и становления характеров главных героев. Людены много потрудились над обоснованием цикла как «Альтернативной истории СССР». А страна пошла другой дорогой. Но надо было все-таки включить «Ночь на Марсе» и «Почти такие же», которые являются связующим звеном между циклами.
lubar, 15 марта 2010 г.
В целом мне цикл понравился. Больше всего конечно благодаря произведением про Быкова. Великий человек работа которого заключается в том, что бы всегда быть готовым. К этой же героической части цикла можно отнести «Забытый эксперимент» и «Частные предположения». «Чрезвычайное происшествие» вызвало вопрос, а как бы в этой сложной ситуации действовал бы экипаж Быкова. Но это конечно тоже героическое произведение. Спонтанный рефлекс является по ощущениям прообразом СКИБРа. А вот «6 спичек детектив», который по моему в цикл вписывается даже хуже «Песчаной горячки».
sham, 25 марта 2009 г.
Отзыв будет небольшим, ибо что сказать нового можно о классике! кроме как — «Мне понравилось очень!».
Прочитал Предполуденный цикл весь за исключением рассказа «Спонтанный рефлекс». Романы — на высоте, рассказы — разные от средних и хороших до отличных (например, «Частные предположения»).
Цикл читал вдумчиво, опираясь на хронологию М. Назаренко и комментарии Б. Стругацкого, от всего этого получилось вполне законченное целостное представление именно как о цикле, а не о предыстории прогрессорства. Цикл по своему интересный и захватывающий, категорически не согласен с теми, кто считает его «красным», более слабым по отношению к более поздним трудам братьев Стругацких.
PS Рекомендую всем кому понравился этот замечательный цикл (для фанатов и для более целостного представления) рассказы Стругацких, вышедших в сборнике «Дни Кракена», и обозначенных как незаконченные, хотя в принципе могут рассматриваться как приятное дополнение к циклу («Звездолет «Астра-12»», «Страшная большая планета», «Венера. Архаизмы»).
aps, 7 сентября 2008 г.
Этот предистория Мира Полдня. И, в какой-то мере, она показывает нам, читателям и современникам авторов, какими-мы должны быть, к чему должны стремиться, что бы осуществить или хотя бы приблизить наш мир к утопии — Миру Полдня.
Без этого цикла невозможно в полном объеме представить полуденный мир. Ведь как известно без прошлого не бывает будущего. Быков, Жилин, Петров, Дауге, Юрковский, Крутиков — это герои прошлого, которые своим трудов, своими рукам закладывали основы будущего мира. И их черты присущи всем героям будущего — Максиму Камереру, Комову, Сидорову и другим.
Предполуденный цикл, хоть и кажется сегодня немного наивным в свете распада СССР, является важной вехой в развитии советской фантастики и помогает лучше осознать и понять Мир Полдня.
zarya, 4 февраля 2008 г.
Одних «Хищных вещей» более чем достаточно, чтобы оценить в десятку весь цикл.
Vendorf, 12 июня 2008 г.
Как писали сами авторы, в этом цикле описаны приключения тела, как хорошо, что они не остановились на этом и перешли к историям духа...
Yazewa, 16 февраля 2008 г.
Рассказы, конечно, слегка слабее (хотя сильнее очень многого, пишущегося сейчас различными современными авторами), но за романы — только десятки! Действительно, одни «Вещи» стоят не меньше двадцати... :appl:
viv, 7 декабря 2007 г.
Какое стремительное «взросление» авторов! От несколько плакатной «Страны багровых туч» до философской «Хищные вещи века«! Начало пути, впереди — Мир Полдня!